проектную деятельность можно осуществлять в какое время

Прямая связь: проектная деятельность и успех современного школьника

Классическая карьерная траектория, которая работала в советский период, не актуальна в современном мире. К сожалению, диплом не является залогом того, что ученик получит путевку в жизнь и отправится в свое счастливое будущее. Нужен другой набор навыков, которые необходимы любому человеку для того, чтобы жить в сложном информационном мире, – в этом уверена Алена Францкевич, руководитель Тьюторского центра «Выбор будущего», тьютор, методолог профориентационных моделей.

Изображение StockSnap с сайта Pixabay

В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.

По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.

Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.

Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills

Проект — это временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Так гласит «Свод знаний по управлению проектами».

«Hard skills — это навыки, которые нужны для того чтобы осуществить профессиональную деятельность. Soft skills — это навыки надпрофессиональные, которые позволяют мигрировать из одной профессии или отрасли в другую».

Типы школьных проектов и их результаты

Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.

Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?

В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.

В качестве примера региональных инициатив можно привести проектную школу «Старт Про», реализуемую Департаментом образования города Перми при методологической поддержке Тьюторского центра «Выбор будущего». Цель проекта — воплотить экосистемный подход по формированию индивидуальных образовательных маршрутов через проектную деятельность десятиклассников (в рамках ФГОС) в старшей школе.

«Старт Про» — долгосрочный проект, в котором участвуют 33 школы города (это примерно 300 школьников и 70 учителей). В рамках инициативы реализуется около 60 школьных проектов разной направленности и тематики.

Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.

Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.

Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.

Источник

« Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

Организация проектной деятельности в школе (презентация)

Важнейшие задачи современного общего образования в школах РФ можно сформулировать следующим образом:

– научить организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

– научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

– научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;

– научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

– сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;

– подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается. Вспомните ответ С.Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».

МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ

Анализ мирового опыта позволяет констатировать широкое распространение метода проектов в системах образования раз­ных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания само­стоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными но­вые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образо­вание на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые ма­териалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот ре­зультат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной прак­тической деятельности. Чтобы добиться такого результата, не­обходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и воз­можные последствия разных вариантов решения, умения уста­навливать причинно-следственные связи.

Если говорить о методе проектов как о педагогической тех­нологии, то эта технология предполагает совокупность исследо­вательских, поисковых, проблемных методов, творческих по са­мой своей сути.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным спо­собом создать условия деятельности, максимально приближен­ные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возмож­ность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов дея­тельности, составляющих коммуникативную и информацион­ную компетентности.

— разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

— реализация проектного замысла (выполнение запланиро­ванных действий);

— оценка результатов проекта (нового/измененного состоя­ния реальности).

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятель­ность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проек­ты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе да­ет возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени обра­зования (10-11 классы) является их исследовательский, при­кладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение меж­предметным проектам, проектам с социальной направленно­стью.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Для чего нужен метод проектов

· Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

· Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

· Принимать самостоятельные аргументированные решения.

· Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Сущность метода проектов

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности

исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)

· поисковые (мозговые атаки)

· научный метод (ролевые игры)

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов

умения предметной области знания (умения предметной области знания),

· интеллектуальные умения критического мышления (поиск информации, осмысление, синтез, анализ, применение, оценка),

· коммуникативные умения (умения совместной деятельности

· Общим основанием для уровневого рассмотрения проблем­ности является степень самостоятельной мыслительной дея­тельности учащихся:

· 1- й уровень соотносится с проблемным изложением учебно­го материала учителем;

· 2- й уровень означает, что преподаватель создает проблем­ную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает;

· 3- й уровень предполагает, что преподаватель создает про­блемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает;

· 4- й уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

Принципы организации проектной деятельности.

· Проект должен быть посильным для выполнения

· Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов

· Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

· Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

· Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов

· Обязательная презентация результатов работы по проекту

Доминирующая в проекте деятельность :

· исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),

· ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

· моно проект (в рамках одной области знания);

Характер координации проекта :

Количество участников проекта

· парные (между парами участников);

· групповые (между группами участников).

· средней продолжительности (от недели до месяца);

· долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Работа над проектами проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предпо­лагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следова­ния логике и принципам проектной деятельности.

Этапы работы над проектом

Этапы проведения проекта

1. Представление проблемной ситуации:

— с помощью видеоряда;

— с помощью мультимедийных средств.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источни­ков информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастер­ских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, выте­кающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Критерии внешней оценки проекта

2. Корректность используемых методов исследования и ме­тодов обработки получаемых результатов.

3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргумен­тировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зави­симости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

— фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проек­том выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, ми­нимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различ­ных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несо­стоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует во­просы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

— наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позво­лит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уров­ня сформированное компетентностей учащихся, с другой.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участни­ками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники сво­бодны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

— не участвовать ни в одном из текущих проектов;

— участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

— в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависи­мости от этапов работы. Но на всех этапах он:

— выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое уменику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

Существенным моментом при организации проектной дея­тельности является обучение школьников умению проектиро­вать.

При разработке специального курса учитывалось соответст­вие формирования умений и навыков сфер индивидуальности:

Организуя занятия по курсу «Учимся проектировать», целе­сообразно использовать эвристические методы, которые развивают творческое воображение, помогают находить нетривиаль­ные пути решения творческих задач проектирования.

Методы творчества, применяемые при проектировании

1. Творческие методы проектирования: аналогия, ассо­циация, неология, эвристическое комбинирование, аитропотехника.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: ин­версия, мозговая атака, мозговая осада.

Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач

· Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

· Регулирование отношений в детском коллективе.

· Привлечение детей и взрослых к решению проблемы.

· Повышение самооценки ребенка.

· Развитие учебной мотивации

· Углубление интереса к развитию личности и многие др.

Преимущества метода проектов

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

— он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

— успешно интегрируется в образовательный процесс;

— легко вписывается в учебный процесс. Эта технология по­зволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

— этот метод гуманистический, обеспечивает не только ус­пешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжела­тельность по отношению к учителю и друг к другу;

— проекты сплачивают детей, развивают коммуникабель­ность, желание помочь другим, умение работать в команде и от­ветственность за совместную работу;

— позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопле­ния учеником суммы знаний на овладение им различными спо­собами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

— использует множество дидактических подходов;

— самомотивируемо, что означает возрастание интереса и во­влеченности в работу по мере ее выполнения;

— позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

— приносит удовлетворение учащимся, использующим про­дукт своего труда.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

— интеграцию учебного содержания;

— развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

— формирование информационных, коммуникативных и со­циальных компетенций;

— формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проекти­рования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умст­венных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:

— умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);

— умение понимать поставленную задачу, суть учебного за­дания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавате­лем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

— умение планировать конечный результат работы и пред­ставлять его в вербальной форме;

— умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

— умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная инфор­мация, оснащение и т. п.);

— умение выражать замыслы, конструктивные решения с по­мощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;

— умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

— умение составлять схемы необходимых расчетов (конст­руктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;

— умение оценивать результаты по достижению планируемо­го, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

— умение оценивать проекты, выполненные другими;

— умение понимать критерии оценивания проектов;

— умение защищать свой проект во время процедуры пуб­личной защиты проектов;

— умение конструировать представления о профессиональ­ной проектной деятельности, об индивидуальности проекти­ровщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.

Источник

Положение о проектной деятельности обучающихся

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

на заседании педагогического совета.

Директор МКОУ «Высоковская СШ»

ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной деятельности обучающихся

МКОУ «Высоковская СШ»

1.1.Настоящее положение разработано на основе нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10.2009
№ 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

1.2.Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Высоковская СШ», определяет цели и задачи проектной деятельности, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ обучающихся.

1.3.Проектная деятельность – это любая социально-значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

1.4. Проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, в основе которой лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

1.5. Включение школьников в проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности образовательной деятельности в школе.

2. Цели и задачи проектной деятельности.

2.1. Цели проектной деятельности :

— развитие универсальных учебных действий обучающихся через освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности.

— повышения мотивации и эффективности учебной деятельности и обеспечение индивидуализации обучения

2.2. Задачи проектной деятельности:

– обучать целеполаганию, планированию и контролю;

– формировать навыки самостоятельного сбора и обработки информации;

– обучать умению работать в команде;

– формировать позитивное отношение к собственной деятельности (проявлять инициативу, энтузиазм, выполнять работу в соответствии с установленным графиком), навыки самоанализа и рефлексии.

— развивать проектные и учебно-исследовательские умения;

– развивать креативность и критическое мышление, умение самостоятельно принимать решения.

3.Организация проектной деятельности

3.1.Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Домашнее задание может включать в себя элементы проектной деятельности.

3.2. Ресурсом для развития проектной деятельности являются программы и курсы внеурочной деятельности (в том числе и междисциплинарные), внеклассная и внешкольная деятельности.

3.3. В начальных классах ведётся пропедевтическая работа проектной деятельности: проектные задачи, мини-проекты и др.

В 5 – 8, 10 классах проводятся обучающие проекты по предметам и оцениваются учителями-предметниками.

Ежегодно каждый ученик должен представить один итоговый проект на научно-практической или краеведческой школьной конференции. Проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые. Каждый учитель может представить на конференцию не более двух проектов.

3.4. Индивидуальный итоговой проект выполняется обучающимися 9, 11 класса и представляет собой учебный проект в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Итоговый проект представляется на школьной научно-практической конференции.

3.5.Проектная деятельность может осуществляться по следующим направлениям: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое. Типология проектов определена в основной образовательной программе основного общего образования.

3.6.Формы организации проектной деятельности

3.6.1.Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»).

Творческие задания короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты, т.к. учащиеся не ограничены рамками обычного учебного задания, они придумывают и фантазируют. Задания, вытекают из изученного материала и расширяют ареал применения способа действия и могут носить индивидуальный характер.

3.6.2. Проект – это деятельность обучающихся, имеющая цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение результата по решению какой-либо проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Школьный проект имеет следующую структуру:

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

— анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);

— конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);

— выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Выполнение (реализация) проекта:

— планирование этапов проекта;

— подбор способов решения;

— собственно реализация проекта.

Подготовка итогового продукта:

— обсуждение способов оформления конечных результатов;

— сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

— подведение итогов, оформление результатов, презентация и оценка.

3.7.Конечный продукт проектной деятельности может быть представлен как в материальной форме (бизнес-план, веб-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, карта, коллекция, компьютерная анимация, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, отчёты о проведённых исследованиях, пакет рекомендаций, письмо в …., праздник, публикация, путеводитель, реферат, справочник, сценарий, статья, сказка, серия иллюстраций, тест, учебное пособие и т.д.), так и в интеллектуальной форме (игра, спектакль, викторина, дискуссия и т.д.).

3.8.Для осуществления проектной деятельности учащихся определяется руководитель проекта на основе устного соглашения учителя и обучающегося. Руководителем проекта может являться любой член педагогического коллектива школы. Если в проекте участвует творческая группа педагогов, то руководителем является один из участников группы.

Если проект групповой, то руководитель проекта совместно с участниками проекта формирует проектные группы и назначает их руководителей. Руководителем проектной группы может являться любой учащийся школы. В состав проектной группы могут входить учащиеся школы, члены педагогического коллектива, родители и привлеченные специалисты.

3.9 Этапы и примерные сроки работы над проектом:

3.9. 1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.

3.9.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта,

3.9.3. Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.

3.9.4. Заключительный (апрель): защита проекта, оценивание работы.

3.9. 5 Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.

3.9.6 Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель.

3.10. Требования к защите проекта.

3.10.1. Презентация и защита индивидуальных учебных проектов проводится на научно-практической или краеведческой школьной конференции.

3.10.2. Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, администрация бразовательного учреждения. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х человек. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директора школы.

3.10.4. Для защиты проекта обучающийся представляет комиссии в обязательном порядке:

3.10. 5. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. Вопросы должны быть конструктивными, соответствовать критериям оценки – вопрос + ответ 1-2 мин.

4.Критерии оценки проектной деятельности

4.1. Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности.

4.2. Индивидуальный итоговый проект за курс основной школы является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных и предметных учебных программ. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося.

4.3. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта: компетентность решения проблем, информационная компетентность, коммуникативная компетентность. Выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный (приложение №2 ).

4.5. Отметка за индивидуальный итоговый проект за курс основной школы выставляется в документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании.

Тема проекта: ___________________________________________________________________

Цель проекта ______________________________________________________ ___ ___________

Актуальность выбранной темы______________________________________________________

_____________________________________________________________________________ ____________ _____________________________________________________________________________

Тип проекта _______________________________________________________________ _______________ __

ФИО руководителя проекта ________________________________________________________

Методы и средства реализации проекта: _____________________________________________

Список источников информации_______________________________ _____________ ________

Описание конечного продукта, фотография (если необходимо) __________________________

Самоанализ и самооценка (Что нового узнал? Чему научился? Мои впечатления от работы над проектом) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе (инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. _____________________________________________________________________

Отметка за проект ________________________________________________________________________________

Критерии оценки проекта

При выполнении проекта отслеживается уровень владения учащимися навыками проектно-исследовательской деятельности:

17 18 первичных баллов (оценка «отлично»).

Для его определения необходимо провести наблюдение за работой учащихся:

— выполняющих индивидуальный проект по критериям, представленным в таблице № 1;

— выполняющих групповой проект по критериям, представленным в таблице № 2.

не участвовал(а) в выборе темы, принял(а) предложение учителя

участвовал(а) в выборе темы, но не смог(ла) объяснить свой выбор

активно участвовал(а) в выборе темы совместно с учителем

самостоятельно выбрана тема без помощи учителя

не составил(а) план работы над темой

пытался(лась) составить план, но не смог(ла) составить план работы над темой

активно участвовал(а) в составлении плана совместно с учителем (родителями)

самостоятельно составил(а) план

не контролировал(а) свои действия

пытался(лась) проконтролировать свои действия, но безуспешно

осуществил(а) контроль своих действий по выполнению проекта совместно с учителем (родителями)

самостоятельно осуществил контроль своих действий по выполнению проекта

не смог(ла) определить необходимое информационное пространство

пытался(лась) самостоятельно найти необходимую информацию, но не смог(ла)

нашел(ла) необходимую информацию совместно с учителем (родителями)

самостоятельно нашел(ла) необходимую информацию

Обобщение и систематизация материала

не смог(ла) обобщить и систематизировать имеющийся материал

пытался(лась) самостоятельно обобщить и систематизировать имеющийся материал, но не смог(ла)

обобщил(а) и систематизировал(а) имеющийся материал совместно с учителем (родителями)

самостоятельно обобщил(а) и систематизировал(а) имеющийся материал

не смог(ла) представить полученный продукт при выполнении проекта

пытался(лась) представить полученный продукт при выполнении проекта, но не смог(ла)

представил(а) полученный продукт при выполнении проекта совместно с учителем

самостоятельно подготовил(а) и представил(а) презентацию продукта проекта

не участвовал(а) в выборе темы

стихийно участвовал(а) в выборе темы

активно участвовал(а) в выборе темы

не участвовал(а) в планировании

стихийно участвовал(а) в планировании

активно участвовал(а) в составлении плана

не контролировал(а) свои действия

пытался(лась) проконтролировать свои действия, но безуспешно

осуществил(а) контроль только своих действий по выполнению проекта

осуществил(а) контроль не только своих действий, но и действия партнеров по группе

не участвовал(а) при обсуждении необходимого информационного пространство

пытался(лась) предложить необходимую информацию, но не смог(ла)

нашел(ла) необходимую информацию, работая совместно в группе

был(а) лидером при определении информационного пространства

Обобщение и систематизация материала

не участвовал в обобщении и систематизации имеющегося материала

стихийно участвовал(а) при обобщении и систематизации имеющегося материала

активно участвовал(а) при обобщении и систематизации имеющегося материала

не участвовал(а) в подготовке презентации продукта

стихийно участвовал(а), только на подготовительном этапе

активно участвовал(а) на подготовительном этапе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *