На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.) (1870-1924)
1. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна
2. Все на свете имеет две стороны
3. Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях
4. Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное
5. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества
6. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом
7. Без революционной теории не может быть и революционного движения
9. Больших слов нельзя бросать на ветер
10. Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации
11. Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль
12. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции
13. Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете
14. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше
15. Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их
16. Слова обязывают к делам
17. Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды
18. В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет
19. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя
20. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами
21. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует
22. Равенство по закону не есть еще равенство в жизни
23. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла
24. Из всех искусств для нас важнейшим является кино
25. Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их
26. Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим
29. Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов
30. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам
32. Надо систематически взяться за то, чтобы велась работа создания такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы
33. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут
35. Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение
36. Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок
38. Несдержанность в половой жизни — буржуазна: она признак разложения
39. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой
40. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше
41. Я не поручусь также за надежность и стойкость в борьбе тех женщин, у которых личный роман переплетается с политикой, и за мужчин, которые бегают за всякой юбкой и дают себя опутать каждой молодой бабенке. Нет, нет, это не вяжется с революцией
42. Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками
44. Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства
45. Политика есть самое концентрированное выражение экономики
47. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд
48. Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих
49. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу
50. Революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство
51. Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено
52. Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни
53. Пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции
54. Революции в белых перчатках не делаются
56. Сказать неправду легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени
58. Талант надо поощрять
59. С изобретателями, даже если они немного капризничают, надо уметь вести дело
60. Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были не согласны с ними
61. Во всякой сказке есть элементы действительности
62. Фантазия есть качество величайшей ценности
63. Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя, — или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным
64. Экономист всегда должен смотреть вперед, в сторону прогресса техники, иначе он немедленно окажется отставшим, ибо кто не хочет смотреть вперед, тот поворачивается к истории задом
65. Невежество не есть аргумент
66. Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней
67. Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки
69. Учиться, учиться и учиться!
70. Подъем общего культурного уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники
71. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности
72. Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину
73. Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту
75. Юристов надо брать ежовыми рукавицами и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает
76. Лучше меньше, да лучше
77. Мы грабим награбленное
78. Разбитые армии хорошо учатся
79. Религия – род духовной сивухи
80. Интеллигенция – не мозг нации, а говно
81. Люблю я, когда люди ругаются, — значит, знают, что делают, и линию имеют
82. Швыряться звонкими фразами — свойство деклассированной мелкобуржуазной интеллигенции. Надо говорить массам горькую правду просто, ясно, прямо
83. Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов
84. Школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие
85. Мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры
86. Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы
87. Из маленькой ошибки всегда можно сделать чудовищно-большую, если на ошибке настаивать, если ее углубленно обосновывать, если ее «доводить до конца»
88. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их — и мы будем на самой вершине
89. Анализируя ошибки вчерашнего дня, мы тем самым учимся избегать ошибок сегодня и завтра
90. Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные, и кто умеет легко и быстро исправлять их
91. Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжелую правду напрямик, мы научимся, непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности
92. Надо иметь мужество глядеть прямо в лицо неприкрашенной горькой правде
93. Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно
94. Самокритика, безусловно, необходима для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма
95. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный
96. Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости
97. Проверяй всю свою работу, дабы слова не остались словами, практическими успехами хозяйственного строительства
98. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает
99. Труд же сделал из нас ту силу, которая объединяет всех трудящихся
100. Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений
101. Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!
103. Не ошибается тот, кто ничего практического не делает
Воду пьёт в реке осёл- языком алкая. Человек ладонь подставя- стакан первый изобрел!
И вершиной красоты- кратер найденный в Помпее: века роспмсь не тускнеет обнажённой немоты.
Чувства у зверей острее- но что делать им в музее?
Высказывания великих людей об искусстве
Гиппократ — Жизнь коротка, искусство вечно!
Александр Дюма – сын — Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти. Держит ли он в руке резец, перо или кисть, художник действительно заслуживает этого имени лишь тогда, когда вселяет душу в материальные предметы или сообщает форму душевным порывам.
Леонардо да Винчи — Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.
Джордано Бруно — Искусство восполняет недостатки природы.
Сальвадор Дали — Живопись – это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверх эстетических образцов конкретной иррациональности.
Л. Н. Толстой — Простота — необходимое условие прекрасного.
Оноре де Бальзак — Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.
Гегель — Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.
Эмиль Золя — Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника.
Иоганн Иоахим Винкельман — Рисунок для художника – то же, что для оратора у Демосфена: он должен быть на первом, на втором и на третьем месте.
Леонардо да Винчи — Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат.
Антон Семёнович Макаренко — Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.
Борис Пастернак — Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба.
Сенека — Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его.
Микеланджело — Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.
Т. Драйзер — Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства.
А. Н. Толстой — Воспринимать искусство. столь же трудно, как и творить его.
[ad#v_tekst]Цицерон — Все прекрасное редко.
Г. Флобер — Все цвета хороши, надо только уметь писать ими.
П.Пикассо — Зачем пытаться понять искусство? Вы же не пытаетесь понять, о чем поет птица.
Еврипид — Нет, не покину, Музы, алтарь ваш… Истинной жизни нет без искусства.
Л.Н.Толстой — Искусство есть одно из средств единения людей.
В.Гете — Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды.
Андре Жид — Искусство — это сотрудничество Бога с художником, и чем меньше художника, тем лучше.
Дени Дидро — Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Микеланджело Буонаротти — Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.
Г. Гегель — Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.
Брехт Бертольт — Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.
Александров Георгий — Высшее искусство – это срез времени, замороженный на века.
Малевич К — Давно уже пришло время понять, что проблемы искусства и проблемы желудка очень далеки друг от друга.
Санд Жорж — Дороги ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы.
Леонардода Винчи — Живопись спорит и соревнуется с природой.
Гельвеций Клод Адриан — Задача искусства — волновать сердца.
Шиллер Иоганн Фридрих — Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды.
Анатоль Франс — Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства — значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. Одни и те же произведения по-разному отражаются в душе созерцающих. Каждое поколение ищет в созданиях старых мастеров новые эмоции. Самый одаренный зритель — тот, который находит, ценой нескольких удачных лжетолкований, самую нежную и самую сильную эмоцию. Поэтому человечество испытывает страстную привязанность главным образом к таким произведениям искусства и поэзии, в которых содержаться темные места, допускающие возможность различного понимания.
Дмитрий Сергеевич Лихачев(1906-99)
Письма о Добром и прекрасном
Письмо тридцать второе (фрагменты)
Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.
Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад — в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.
Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.
Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.
Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.
Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».
? Эстетика ницше. «Искусство нам Дано, Чтобы не Умереть от Истины».
Сочинение: Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин
Название: Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 06:35:44 20 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 14 Комментариев: 11 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин
В стихотворении «Памятник» Пушкин, осмысливая миссию поэта, «итожа жизнь свою», определяет:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость павшим призывал.
Так за два месяца до гибели поэт сформулировал свое творческое и человеческое кредо. Что же такое «чувства добрые я лирой пробуждал»? Поучал? Давал уроки добродетели?
Это не значит — «учил». Это значит: пробуждал добрые чувства в людях. Учить можно того, кто не знает. Пробуждать можно то, что есть в душе, иначе искусству нечего делать, не к чему обращаться.
О задачах искусства, в частности о задачах поэзии, спор возникает в каждом поколении. Можно ли, должно ли требовать от искусства назидания — или это сфера не его деятельности? Для творчества этот вопрос принципиален, и Пушкин решал его на протяжении всей жизни.
В ранней оде «Вольность» автор целью поэзии объявляет задачи политические: «… воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок». Однако в стихотворении, написанном примерно тогда же, когда и «Вольность», в послании «К Н. Я. Плюсковой» миссия поэта осмыслена в более глубоком, философском плане:
… И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
Здесь нет и намека на «поучения», назначение искусства видится в ином: отозваться на тончайшие движения души своего народа.
В 1826 году написано стихотворение «Пророк» — своеобразный поэтический манифест Пушкина. Господь посылает своего пророка: «Глаголом жги сердца людей». Эта поэтическая формула определяет пророческую роль искусства: словом пробуждать в человеческих сердцах доброту, милосердие, терпимость… То есть «чувства добрые».
Одна из ключевых тем творчества зрелого Пушкина — совесть. Проблема долга и счастья в их соотнесенности — едва ли не центральная проблема всей духовной жизни русского народа,
В диалоге поэта с чернью (стихотворение «Поэт и толпа») автор говорит об адресате всего своего творчества и искусства вообще. Толпа, чернь, не имеет здесь сословного аспекта — это духовная чернь, не ведающая назначения искусства: «Зачем так звучно он поет?» Отчего поэт гонит «чернь тупую»? Да потому, что искусство ничему не может и не должно учить: оно может лишь пробуждать в людских сердцах то, что в них заложено; пустое сердце его никогда не поймет: «Не оживит вас лиры глас». Искусство требует духовной работы не только от поэта, но и от читателя. Именно поэтому Пушкин говорит:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит
Когда человечество утратит способность к поэтическому восприятию, к духовному труду, оно — как человечество закончится.
Нет и не может быть практической пользы от искусства: таково кредо поэта. Тот, кто требует пользы, пусть удовлетворяется «печным горшком»: для приготовления пищи Аполлон Бельведерский абсолютно не пригоден. И, кажется, чернь соглашается с поэтом. Но требует, чтобы он, «небес избранник», употребил высокий дар на благо людям! Смотрите, как лукав Пушкин: во втором призыве черни нет уже соображений «низкой прозы». Напротив, толпа как будто жаждет духовного совершенства:
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Отчего же гонит их поэт:
Поэту мирному до вас!
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Во градах ваших с улиц шумных
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Однако было время, когда «жрецы» брали в руки метлу:
Поэт вылизывал чахоткины плевки
Шершавым языком плаката,
— сказал Маяковский и точно определил, что это для него значило:
Я себя смирял, становясь
на горло собственной песне.
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
Свой отклик в воздухе пустом
Тебе ж нет отзыва. Таков
Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Не менее разительно отличаются друг от друга позиции Пушкина и Державина в 4-ой и 5-ой строфах. Размышляя о прожитом и совершенном, что считает Державин своим главным достижением, обещающем ему бессмертие?
Пробуждать можно то что есть в душе иначе искусству не к чему апеллировать
Пушкин пророчил победу, и она пришла к нему. Она была в самой его трагедии, в самой обреченности, в самой смерти.
Ведь, как бы ни опошлялись и ни попирались идеалы человечности, правды и свободы, всегда, во все времена эти идеалы сохраняются в душе народа. Потому-то в январе 1837 года народ тысячами валил к дому на Мойке. Идеалы составляют «душу живу» любого народа; Пушкин и был такой живой и чистой душой. И это было его счастьем и его тяжелым крестом. Историческая трагедия эпохи стала его личной, его кровной трагедией. Ему было предназначено, как Жанне д’Арк, принести себя в жертву во имя родины.
И он знал это. А то, что поэт знает, он говорит. Сливаясь с историей, он рассказывает об этом.
Так – за два месяца до начала последней травли и за пять месяцев до смерти – появляется «Памятник».
Здесь, в спокойном величии победы, очистились и запечатлелись навеки его трагедия и его борьба.
Ибо «Памятник» – акт мужества и борьбы. Борьбы не личной уже, а исторической. Поэт – представитель истории, глашатай ее гигантского пафоса, ее истины. Он зажигает свой огонь от факелов Горация и Державина – история продолжается.
Вот почему «Памятник – не только итог биографии, личной судьбы (как было у Горация и Державина). Судьба поэта Пушкина – для Пушкина лишь сюжет. Содержание же – миссия поэта. Излишне конкретные временные детали убраны, осталось движение истории.
Первая строфа – гордая и наступательная. Ее четкая, воинственная поступь – в яркой звукописи, где множество твердых, повелительных «р» напоминают рокотание грома. Центральный образ строфы – «народная тропа», он осеняет все стихотворение. Ни «Фелицы», ни иных «царей» здесь нет – им здесь не место. Вся земная иерархия укладывается в одну короткую строку: «Александрийского столпа». Этому воплощению безжизненного, мертвенного, преходящего – того, от чего векам остается лишь камень, – противопоставлено слово «нерукотворный», имеющее традиционное сакральное значение и вместе с тем ясно намекающее на «нерукотворную росскую гору» – подножие монумента Петру Великому. «Мирская власть» – вся, вплоть до Петра, – снижена и исключена из темы: «история народа принадлежит поэту». Монументально-статичная, тянущаяся ввысь эпитетом «нерукотворный» первая строфа, таким образом, связывается с «веленьем божьим» пятой строфы.
Когда-то, в стихотворении 1823 года «Надеждой сладостной младенчески дыша», Пушкин с грустью отказывался от «младенческой» веры в то, что «некогда душа, От тленья убежав, уносит мысли вечны. ». Может быть, так он спорил именно с державинским «Памятником» («часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить»). Прошло тринадцать лет – и он соглашается с Державиным: «Нет, весь я не умру».
«Часть меня лучшая Избежит похорон», – писал Гораций. «Часть меня большая. по смерти станет жить», – сказал Державин. « Душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит», – говорит Пушкин. «Безумие» поэзии не удовлетворяется частью – «лучшей» или «большой», – оно занимает всю душу. И не «часть» поэта, но вся его душа останется жить; перешагнув через его прах и убежав от тленья (вот как претворилась здесь тема «побега»!), она не будет страшиться ни клеветы, ни хвалы глупцов; и так же неуязвим теперь сам поэт, пишущий эти строки.
Статический образ нерукотворного памятника как бы переливается во второй строфе в воздушно-легкий, летящий, как Нике, образ души – и сам стих делается легким и воздушным. После монументальности – лиризм, после напора первой строфы – образ ускользания, летучести, свободы. Вместе со стремлением вверх – движение вперед. Образ обретает объемность. И вот границы его начинают шириться – мир души поэта раздвигается в пространстве до размеров «подлунного мира», вселенной. Он совпадает со всем миром людей. Он движется и во времени: «И славен буду я. » – не до тех пор, пока существует государство (как у Горация), и не до тех пор, пока «славянов род вселенна будет чтить» (как у Державина), – это все преходяще, – но «доколь. Жив будет хоть один пиит». Значит – пока существует человечество; ибо, когда не останется поэтов, тогда и человек перестанет быть человеком.
Полная высокого гуманизма, эта мысль и диктует третью строфу. У Державина она была «географической», величественно-планетарной («Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал. »), показывающей величие поэта в связи с величием империи. У Пушкина в третьей строфе, уже начиная со слов: «Слух обо мне пройдет. » («слух» – как что-то огромное, необъятное и всепроникающее), космичность предыдущих образов снимается. Торжественное и ласковое название «Русь». Населяющие ее народы – великие и малые, знаменитые и безвестные. Поэт входит в дома «всей Руси великой». Да и сама Русь обнаруживает иное величие – не только планетарное, но воплощенное в населяющих ее людях. В народе. Так рождаются слова: «И долго буду тем любезен я народу. »
Гораций говорит о конкретной заслуге – о том, что он первый переложил «эолийские» песни на «италийские лады», сделал греческую культурную традицию достоянием Рима. Державин также заявляет свой приоритет в национальной поэзии: «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить». У Пушкина иное. Разница не только в том, что у Державина цари, а у Пушкина народ. Державин на место любой из перечисляемых заслуг мог поставить любую другую, и в принципе ничего не изменилось бы: перечень остался бы перечнем. Именно такой вид приобрела четвертая строфа пушкинского стихотворения в редакции Жуковского, заменившего «Что в мой жестокий век восславил я свободу» словами «Что прелестью живой стихов я был полезен». Во-первых, рассыпался живой ряд, ход пушкинской мысли; во-вторых, разве «прелесть стихов» существует отдельно от их прочих качеств? В-третьих, строфа потеряла логику и приобрела характер меркантильного перечисления: упомянуть обо всех и всяких «заслугах», не забыть ни одной.
По черновикам «Памятника» («. Что в русском языке музыку я обрел, Что вслед Радищеву восславил я свободу И милосердие воспел») ясно видно, как Пушкин уходит от перечислительности к единству, в котором каждая строка непререкаемо вытекает из предыдущей и обуславливает последующую.
Что такое «чувства добрые я лирой пробуждал»? Учил доброте? Поучал: «будь бескорыстным, храбрым, справедливым»? Давал уроки добродетели (которые можно давать и помимо поэзии)?
Это не значит – «учил». Это значит: пробуждал добрые чувства в людях. Пусть это назовут «учил», но Пушкин все-таки сказал точнее: «пробуждал». Учить можно того, кто не знает. Пробуждать можно то, что есть в душе; иначе искусству нечего делать, не к чему апеллировать. «Чернь» этого не понимает и потому вопрошает: «О чем поет? Чему нас учит?» И когда Пушкин отвечает: «В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас», – он точно формулирует функцию искусства: оживлять, будить, проявлять в человеке все человечное.
«Что в мой жестокий век восславил я свободу. » Да, конечно, речь идет и о политической свободе, «вольности», которую Пушкин «вслед Радищеву» восславил в юношеских стихах; но разве он всю жизнь занимался только этим? Разве не является его творчество, все, от начала до конца, гимном внутренней, духовной свободе, которая дана человеку и которую нельзя оковать никакими цепями? И разве искусство не призвано напоминать человеку об этой его привилегии перед всем остальным миром – «пробуждать» в нем знание об этой свободе?
Нет, не только по цензурным соображениям была снята строка: «вслед Радищеву восславил я свободу»; она была однозначна, заключая в себе только политический смысл, и потому – ограниченна; ведь перед нами не автобиография, а стихи о миссии искусства.
Четвертая строфа – не «список благодеяний», а человеческое кредо Пушкина.
И поэтому строка о «милости к падшим» имеет еще один важный смысл. Она говорит о том, что Пушкин видел жизнь, как она есть, понимал ее собственные законы и потому относился к своим героям – даже «падшим» – по-человечески: не персонифицировал в них порок, не навязывал читателю свой собственный приговор над ними, не устраивал судилища, но стремился в логике образа показать суд жизни, то есть был реалистом. Человечность – это единственный реалистический взгляд на мир и на людей.
Почему не может не делать? Почему поэт пробуждает добрые чувства, восславляет свободу, призывает милость к падшим?
С таким же успехом можно спросить: «Зачем крутится ветр в овраге?»
В последней строфе слова «Призванью своему. » и «Святому жребию. были зачеркнуты:
Веленью божию, о муза, будь послушна.
«Веленье божие» – это тот «ветр», «вихорь», который правит поэтом в часы творчества, заставляя его самого потом поражаться сделанному, «бить в ладоши» и кричать:
«Ай-да Пушкин, ай-да сукин сын!»
«Веленье божие» – это присущность истинному искусству добра. «Гений и злодейство– две вещи несовместные» – в творчестве это непреложно. «Веленье божие» – это то, чему надо повиноваться, «Обиды не страшась, не требуя венца».
Державин создал себе памятник при жизни; он говорит как бы в настоящем времени: я создал; я стал; я дерзнул.
Пушкин говорит: пробуждал, призывал. Он смотрит уже из будущего. Он снова – пророк. Он знает: что бы с ним ни было, он сделал свое, и этого никто не уничтожит.
Через сто двадцать пять лет после его смерти, в 1962 году, Ахматова писала:
Через два дня его дом стал святыней для всей его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел.
Он победил и время, и пространство.
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин или здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Государь император Николай Павлович в белых лосинах очень величественно красуется на стене Пушкинского музея; рукописи, дневники и письма начинают цениться, если там появляется магическое слово «Пушкин».
Именно об этом сказал Пушкин 21 августа 1836 года в своем «Памятнике».
Через пять месяцев его тело – его часть – перестало принадлежать ему. И 30 января 1837 года Екатерина Андреевна Карамзина, помнившая его еще курчавым мальчиком, влюбленным в нее, писала сыну Андрею в Швейцарию из Петербурга:
«Милый Андрюша, пишу к тебе с глазами, наполненными слез, а сердце и душа тоскою и горестию; закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина! Он дрался в середу на дуэли с Дантезом, и он прострелил его насквозь; Пушкин бессмертный жил два дни, а вчерась, в пятницу, отлетел от нас; я имела горькую сладость проститься с ним в четверьг, он сам этого пожелал. Он был бледен как полотно, но очень хорош; спокойствие выражалось на его прекрасном лице».
НАРОДНАЯ ТРОПА
Этот раздел, или книга в книге, сложился на основе статей и выступлений 1960-х – 1980-х годов; название ему дала тема, которая тем важнее, чем нечаяннее она сказывалась в этих разных по содержанию работах. Для данного издания написаны некоторые дополнения.
Поскольку мы живём от ума, то очень часто приходит бескрайнее тоскливое чувство, что мы проживаем не свою жизнь, а какую-то чужую, не нашу. Все могло быть иначе. И ведь самое ужасное то, что в глубине души мы знаем, что САМИ избрали такую судьбу, такую жизнь, которую имеем. Что сами выбирали себе такое существование, когда отвергали тихий голос души в угоду разумности, логике, общественному или родительскому мнению. Сколько раз мы оказывались на перепутье двух дорог: дороги ума и дороги души и всякий раз выбирали протоптанную, укатанную, асфальтированную дорогу ума, так и не вступив на неизведанную, запыленную, сулящую множество тревог, волнений и неизвестность, почти нехоженую тропинку души.
Главный урок в общеобразовательных школах
Ты прав, приятель, нас не учили тому, чтобы слушать свою душу и следовать по жизни на волне души. В школах нас учили, а теперь учат других, всему чему угодно кроме главного – никто не спрашивает и не интересуется, к чему стремится, чего желает наша душа. Всё образование, воспитание построено от ума, поэтому никто вовремя нас не спросил: «А что чувствует твоя душа, к чему тянется и чего жаждет в этой жизни?» Хотя осознание своей души, её Пути в этой жизни – должно быть ГЛАВНЫМ уроком в нашей жизни. Но всё происходит с точностью до наоборот: нас учат пути ума, нас пускают по этим рельсам, и нам приходится подавлять порывы своей души, загонять её в подземелье, подвалы нашей природы. Чем больше мы растём, тем больше нам требуется усмирять, сдерживать всплески желаний своей души, чтобы выполнять требования окружающего мира. Так мы и катимся по чужой колее, и в результате имеем жизнь, полную неудовлетворённости, тревог, борьбы, спешки, неудач, болезней, одиночества, страдания.
Две дороги, два пути, две судьбы
Хорошо, довольно сетовать на то, что было, и искать виновных, сейчас это уже не имеет значения. Ибо что значит то, что БЫЛО, по сравнению с тем, что с нами МОЖЕТ БЫТЬ, если… если мы пожелаем этого и начнём строить жизнь на волне души?
О-о-о, приятель, сколько прекрасного и волшебного может ещё случится с нами! Однако всё лучшее впереди лишь тогда, когда мы сегодня и сейчас будем совершать поступки души, будто малыши, начнём делать первые шаги в новую жизнь.
У человека есть только две дороги, два пути, две судьбы: жить от ума или следовать по лучу души.
Как мира ума, так и мира души для нас нет в готовом виде, его следует построить. Вернее, он есть, но он существует для нас в непроявленном виде. Это как чистый холст, на котором мы можем нарисовать свою новую жизнь, наполненную радостью, счастьем, богатством, любовью.
Человек ума и человек души
Человек ума постоянно переживает состояние нехватки позитивных чувств: счастья, любви, богатства, и потому он очертя голову бежит, едет, летит, давит всё отчаяннее на газ. Цивилизация увеличивает скорости связи, скорости передвижения, скорости обмена информацией, а чувств от этого не прибавляется. Напротив, их становится всё меньше, ибо чем больше умственных контактов, чем больше перемещений по свету, чем больше скорость обмена информацией, тем дальше от души. Жизнь проносится мимо человека ума. Он никогда не живёт здесь и сейчас. Он будто едет в поезде, из окна которого наблюдает проносящуюся мимо жизнь. Ты можешь смотреть, как она пробегает мимо, но прикоснуться, войти в неё ты не можешь.
Если ты постоянно торопишься – значит, твоя жизнь строится от ума.
Человек души пребывает здесь и сейчас, наслаждается каждым моментом бытия.
Ум всегда торопится, постоянно спешит, неизменно твердит: «Быстрей, быстрей, быстрей!»
Человеку ума времени никогда не хватает.
У человека души времени всегда столько, сколько нужно.
Когда человек живёт от души – время как будто удлиняется, ибо время – это чувство, и когда мы не живём душой, то времени как будто и нет – жизнь пролетает подобно ветру, мгновению, утекает как вода сквозь пальцы. Человек прожил сто лет, а ему кажется, что прошёл миг. На самом деле чувство долготы жизни определяется тем временем, когда душа человека летала, парила, жила. Если за сто лет жизни соберётся из таких мгновений месяц, то и в конце жизни будет чувство, будто ты прожил не век, а месяц.
Мир ума – мир отрицания, борьбы, противостояния, сопротивления, конфликта.
Мир души – мир принятия, примирения, согласия, единения.
Когда я говорю о том, что необходимо совершать поступки души, то, по сути, можно говорить только о поступках и не упоминать душу, ибо поступки способна творить только душа, ум может делать только дела, а правильнее сказать, делишки.
Мы живём в век, когда все делают дела-делишки и мало кто творит поступки, потому что все мы руководствуемся намерениями его «величества» – ума. Души молчат – поступков нет и человечество мельчает. Жизнь от ума развенчивает Божественную сущность, предназначенность, миссию человека. И только жизнь от души воссоздаёт, возрождает подлинный статус человека, его подобие Богу.
Ум – воришка, он способен только на то, чтобы стащить, присвоить, прикарманить.
Душа озадачена (если можно применить к душе это слово) только одним – как подарить то, что имеет сама: любовь, счастье, богатство, радость.
Да, мы живём в век воришек. И неважно, что один украл картошку с чужого огорода, а другой – государство.
Вопрос, от которого можно сойти с ума
На семинарах я занимаюсь одним «пакостным» делом, чем сейчас займусь с тобой, и причём с пребольшим удовольствием, ибо нет ничего приятнее, чем приводить человеческий разум в недоумение. Это особенно приятно делать тогда, когда человек набит до отказа знаниями, мудростью, исполнен собственной значимости.
Я ведь пытаюсь послать в нокаут ум и для этого задаю всем один-единственный вопрос, от которого люди приходят в неистовство, негодование и бешенство такое, что порой кажется, что ещё чуть-чуть – и они меня поколотят. Поэтому я это дело и называю «пакостным». Ведь я задаю с точки зрения ума, самый идиотский вопрос в мире: «Что вы чувствуете?»
Как правило, никто не понимает, чего я от них хочу. Более искренние и смелые прямо заявляют, что они не поймут, что чувствуют. Другие начинают мудрить, т. е. играть в чувства. Хотя не нужно быть ясновидцем, чтобы распознать лукавство ума, который вместо души выдаёт свою версию чувств.
Отчего это происходит, откуда столько отторжения и неприязни к этому вопросу? Да оттуда, – этот вопрос пробуждает душу, а ум тут же вступает в борьбу, начинает держать оборону, защищая свои права. От этой обороны порой в отчаяние приходишь, потому что создаётся впечатление, что это нужно мне. Будто я пытаюсь выбить из пленников чистосердечное признание. А ведь на самом деле вопрос: «Что ты чувствуешь?» – это меч, который отделяет душу от ума, освобождая её, позволяя душе вновь родиться.
И когда человек начинает убеждать меня и всех окружающих, что у него всё в порядке, что он счастлив, то понимаешь, что здесь работы, как говорится, непочатый край, т. е. остаётся начать и кончить. Но чем более человек утверждает, что он счастлив и богат, тем более у него душа погрузилась куда-то очень глубоко, в недра человеческой природы, где на самом деле страдает, ноет, плачет. И потребуется особое мастерство, чтобы помочь душе пройти все заслоны ума, отворить все двери, взломать замки и вырваться наружу.
Путь души, а значит, путь к счастью, здоровью, богатству, любви начинается с осознания того, что чувствует твоя душа здесь и сейчас.
Чудо, которое ты можешь совершить сам для себя
Путь извлечения души на свет Божий начинается именно с ответа на мой вопрос, который я назвал «пакостным» – но это для ума, а для души – это божественный вопрос, это – будто рука помощи, протянутая к душе, сидящей в мрачном подвале нашего существа. Ау-у, душа, где ты? Ты меня слышишь? Отзовись!
Аргументы для итогового сочинения
Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
М. Цветаева «Книги в красном переплёте»
Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.
Примеры итоговых сочинений
5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Может ли путешествие изменить человека?
Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.
Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.
Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.
Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.
В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Что сильнее: закон или совесть?
совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.
Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.
Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана
и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.
Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.
Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.
В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.
В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.