проблема можно быстро научиться
Техника PSDM: как решать сложные проблемы и принимать правильные решения
Об эксперте: Павел Меринов — международный коуч-консультант по оценке и развитию лидерства, фасилитатор по разработке стратегий и инноваций. Доцент НИУ ВШЭ, преподаватель Школы Критического Мышления. Представитель Hogan Assessment Systems (Hogan/ASI) и Development Dimensions International (DDI).
Что такое принятие решений и решение проблем
Каждый день мы принимаем сотни решений, которые влияют на нашу жизнь: по разным оценкам только относительно еды их количество доходит до 225 в день. Решения часто оказываются неудачными, нам приходится работать с их последствиями и принимать новые решения. По данным Росстата за 2019 год, в России на 1 000 браков пришлось 653 развода, а за последние 15 лет индустрия сведения татуировок выросла на 440%.
Неэффективные, неуместные, необоснованные решения в бизнесе и управлении встречаются не реже, чем в бытовых ситуациях. Пять лет назад Мировой Экономический Форум в Давосе сделал прогноз, какие компетенции будут определять профессионала будущего в 2020 году. Сейчас это будущее уже наступило. Компетенции, связанные с принятием решений, остаются в ТОП-10 самых важных навыков, а решение сложных проблем занимает лидирующую позицию.
Решение проблем и принятие решений часто смешивают или используют как синонимы. Корректно их разделять, при этом рассматривать в одном «семействе» компетенций РППР (PSDM) — Решение Проблем и Принятие Решений (Problem Solving & Decision Making).
К PSDM обычно относят:
Большинство компаний, которые я консультирую, добавляют хотя бы два-три навыка из этого списка в модели корпоративных компетенций или эталонные профили должности. При этом чем выше управленческая позиция, тем серьезнее требования бизнеса и меняющегося ландшафта к уровню этих компетенций. Здесь есть две новости: хорошая и не очень.
Хорошая новость в том, что научные сообщества давно изучают PSDM с разных сторон. Например, Ариэль Рубинштейн развил концепцию Герберта Саймона о нашей ограниченной рациональности и рассмотрел наши решения в русле институциональной экономики и теории игр. Психологи-когнитивисты Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2002 году и Амос Тверски описали, как мы ищем «короткие» пути в решении сложных задач, но попадаем в ловушки и предубеждения. А социолог Барри Шварц в книге «Парадокс выбора» объяснил, почему большой выбор затрудняет принятие решений и приводит к ощущению неудовлетворенности.
Новость, которая не очень. Ни исследовательское, ни бизнес-сообщество до сих пор не решили, что именно считать решением: взгляды на природу решений разные, а единого определения — нет.
Как мы принимаем решения
Американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд создал концепцию многомерного интеллекта — модель мышления, основанную на базе конкретных математических измерений, которые он проводил. Гилфорд предложил решать проблемы, чередуя «дивергентное» (расходящееся) и «конвергентное» (сходящееся) мышление. То есть, сосредотачиваться на целях, которые помогают решать проблему на данном этапе: создавать варианты выбора или этот выбор делать.
Именно эта концепция, визуально показанная в виде «двойного алмаза», плотно укоренилась в подходах к управлению инновационными процессами и дизайн-мышлении.
Теперь мы можем дать определения:
Решение проблем — это последовательный творческо-аналитический процесс. Мы анализируем ситуацию, ищем причины проблемы, формулируем ее и придумываем варианты решения.
Принятие решений — выбор, который мы делаем в процессе, что-то предпочитая и от чего-то отказываясь на каждом из ключевых этапов. Мы выбираем факторы, которые будем считать значимыми, а какие — нет, расставляем приоритеты, строим планы.
Получается, что принятие решений — это часть решения сложных проблем. Чем лучше мы определяем и решаем проблемы, выбираем и принимаем решения, тем успешнее сможем справляться с изменениями. Например, разрабатывать новые продукты, проводить стратегические сессии и управлять инновациями.
Что такое сложные проблемы
Посмотрите на две задачи. Подумайте, как бы вы их решили и чем они отличаются.
Задача 1. Мать поручила сыну принести домой ровно 7 л воды с реки. Она дала ему два кувшина емкостью 3 и 5 л. Как мальчик может отмерить точно 7 л воды, используя только два этих кувшина?
Задача 2. Вообразите, что регулярные частные полеты на орбиту Земли стали возможны и сопоставимы по стоимости с среднестатистическим путешествием в другую страну. Подумайте, что делать представителям туристической индустрии на Земле? Запишите мысли, которые придут в голову.
Первая задача — это «задачка». У нее есть конкретный правильный ответ, к которому можно прийти через ряд вычислений. Это фрагмент классического Стэнфордского теста Термана на измерение интеллекта «The Measurement of Intelligence» 1916 года. Правильное и быстрое решение подобных задач показывает высокие значения в тестах когнитивных способностей и уже более 100 лет вызывает горячие дискуссии в профессиональном исследовательском сообществе. Однако, даже несмотря на высокие когнитивные способности, люди склонны попадать в ментальные ловушки, принимать решения на основе ошибочных предположений и опираться на стереотипные представления.
Вторая задача — это сложная «проблема». У нее нет единственно правильного решения. Есть большое количество факторов, которые нужно учесть, и условий, которые будут формировать разные сценарии; при этом существенную роль будет играть эмоциональный фон решающего.
В управленческой практике у менеджеров есть все необходимые данные для принятия решений и решения проблем. По данным Гарвардского исследования, 68% руководителей уверены в точности большей части данных, лежащих в основе их бизнес-решений. То есть, когнитивные способности обеспечивают возможность решать проблемы, но качество решений не от них.
Как комплексный подход помогает решать проблемы
Мы живем в VUCA-мире — мире ускоряющихся изменений, в котором компании и целые отрасли трансформируются быстрее, чем раньше. Например, CEO General Motors Мэри Барра считает, что автомобильная индустрия изменится сильнее в последующие пять-десять лет, чем за предыдущие 50 лет. Такой мир становится стрессовым фоном для всех людей и выводит на первый план личностные особенности, которые либо помогают, либо мешают решать сложные проблемы.
По личностной характеристике человека можно предсказать, как он будет решать проблемы и принимать решения. Например, экстраверсия отрицательно связана с качеством решений, но положительно влияет на их внедрение в практику. Высокая импульсивность связана с ошибочными решениями, склонностью к рискованному и необдуманному поведению, хотя часто прикрывается ширмой «надо уметь думать на ходу».
Специалист управляет самим собой и задачами, которыми занимается. Чем выше он поднимается по организационной иерархии, тем более комплексные задачи встречает и тем важнее развитые навыки решения сложных проблем. Лидерские и стратегические компетенции становятся важнее предметных. Теперь он управляет «портфелями» проектов, решает трансформационные задачи и повышает стоимость бизнеса в целом. Для этого нужны долгосрочное видение, умение вести переговоры и решать сложные проблемы.
Именно поэтому при исследовании РППР нам требуется комплексный подход, который не ограничен лишь когнитивным аспектом — что человек способен делать, а включает в себя оценку личностных характеристик — к чему человек склонен и поведенческий аспект — что человек умеет делать на практике.
Как научиться решать проблемы
Чтобы решать проблемы с большей удовлетворенностью от результата, нужно выйти за пределы когнитивного аспекта. Доктор Роберт Хоган предлагает учитывать наши реакции на плохие решения, собирать обратную связь, быть открытым для дальнейшего развития и восприимчивым к коучингу (coachability).
Объединяя исследования способностей, личности, творческого решения проблем и организационной эффективности, мы можем «собрать» единый процесс решения сложных проблем.
Решение сложных проблем — это работа с неопределенностью без единственно правильного ответа. Чтобы развить навык, необходимо практиковаться, разделять этапы решения проблем и задавать правильные вопросы.
Четкое разделение этапов решения проблемы поможет сфокусироваться на главном, сэкономить энергию и ресурсы и управлять решением проблемы как проектом.
При этом на каждом этапе нужно задавать правильные вопросы. Своевременные вопросы повысят точность собственных суждений, помогут развить свое и мышление сотрудников. Вот вопросы для каждого этапа:
Сложная ситуация
Решение правильной проблемы
Правильное решение проблемы
Реакция на неправильное решение
Если мы хотим максимально реализовать свои способности, использовать склонности и совершенствовать навыки, в общую рамку РППР необходимо включить способность и анализировать, и синтезировать, и генерировать, и выбирать, и работать с обратной связью. Ошибки в решениях невозможно устранить полностью, но с каждой следующей проблемой можно совершенствовать свое мастерство и добиваться лучших результатов.
Дюжина рекомендаций по развитию навыков решения проблем и принятия решений
1. Определите проблему, требующую решения. Подумайте:
2. Начинайте с конца. Прежде чем собирать информацию, подумайте, что вы будете делать после решения проблемы. Это поможет сфокусировать усилия и сократить затраты на предварительный анализ и генерацию идей. Если ответ «ничего», возможно, эту проблему не нужно решать в принципе.
3. Ищите «причины причин» имеющихся событий. Обычно настоящая проблема находится глубже на два—три слоя, чем проблемы на поверхности.
4. Насыщайте свое «фоновое знание» контекста. Оставайтесь в курсе событий своей специализации, регулярно читайте отраслевые публикации, обзоры и дискуссии.
5. Обменивайтесь опытом с коллегами. Обсуждайте подходами к решению проблем с командой, коллегами в компании, отрасли или профессии.
6. Ищите интересные подходы в других областях. Коллекционируйте метафоры решения проблем и аналогии из других профессий.
7. Визуализируйте свои идеи. Неаккуратные закорючки, нарисованные от руки на листке бумаги, или элегантные графики в Excel: визуальное отображение ситуации, проблем и возможных путей решения добавит ясности и разовьет абстрактное мышление.
8. Изучайте разные источники. Знакомьтесь с разными моделями решения проблем, но главное — ставьте себе задачи на экспериментирование. Пробуйте как можно быстрее применить тот или иной подход, чтобы собрать собственный инструментарий.
9. Наблюдайте за профессиональными аналитиками. Попросите аналитиков описать ключевые этапы их работы. Фиксируйте для себя, как именно они подходят к сбору данных, обработке, анализу и интерпретации данных.
10. Участвуйте в мозговых штурмах. Присоединяйтесь к генерации идей и инициируйте их сами, но убедитесь, что в основе обсуждения лежит настоящая проблема.
11. Ищите возможности, чтобы применить навыки:
12. Запросите обратную связь. Попросите людей, с которыми вы работаете, дать обратную связь:
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Личный опыт: как научиться любому навыку просто и эффективно?
Никто не любит учиться, это скучно и трудно. Но нужно, благодаря учёбе человечество идёт вперёд и развивается. Я расскажу про 13 ключевых моментов во время обучения.
1. Учёба, сон, учёба, сон.
1 повтор. Сразу после получения информации, например, ответить на вопросы в конце главы, или выполнить промежуточные задания.
2 повтор. После хорошего сна. Обсуди новые знания с друзьями.
4 повтор. Через 3 месяца после 3 повтора повторить практику (новую) и теорию.
4. Перечитывание и подчеркивание НЕ заставляют работать мозг.
Важно получить информацию правильно, это зависит от стиля обучения, например, визуально (чтение, картинки) или аудиально (лекции, аудиокниги, подкасты), как лучше? Исследователи изучили все стили обучения и сделали вывод, что нет связи между любимым стилем обучения студента и его эффективностью. То есть не важно, являешься ты аудиалом или визуалом, ты лучше запоминает информацию визуально. А вот 2-е исследование показывает, что 81% студентов, которые читали книги, хорошо справились с экзаменом, из тех, кто прослушал это в подкасте, справились только 59%.
6. Спорт и вода повышают способность лучше запоминать и учиться.
Исследования показали, что если во время занятий выпить 25 мл воды, это повысит концентрацию и усидчивость. Пей воду во время занятий!
Самый популярный вопрос:
Всё это круто и правильно, но что делать, если мне тупо лень читать даже этот текст? Нету мотивации. Как ставить цели и мотивировать себя?
7. Чётко понимай зачем ты учишься.
8. Найди партнёра по учебе.
Исследование говорит, что работающие в парах более мотивированы: на 53% чаще возвращались к заданиям после эксперимента, работали упорнее и дольше не сдавались. Вообще, это единственный плюс очного обучения в университете (или колледже) — у тебя есть компания для работы и обсуждения, так проще соблюдать дедлайны и быть продуктивным.
Важно найди возможность обсуждать задания с другими учениками, например, создай чат сокурсников, или обсуди учебу с друзьями.
9. Начинай с легких и переходи к сложным задачам.
10. Ставь жесткий «внешний» дедлайн.
Когда ты учишься самостоятельно, приходится ставить внутренние дедлайны, но исследования показывают, что люди не умеют ставить себе оптимальные дедлайны. Мы легко их отодвигаем, к примеру, работа, дни рождения и т.п. Чтобы этого избежать, нужно найти внешний дедлайн, тогда ситуация будет безвыходная. Например, финансовое вложение. Если ты за что-то заплатишь и не подготовишься, то потеряешь деньги. Или — публичное заявление, напиши в соцсетях о своих намерениях, укажи дату. Прокрастинировать будет неловко, и ты точно дойдешь до конца.
11. Не читай учебники от корки до корки
(1) Не начинай читать с 1-й страницы, сначала ознакомься со структурой книги, прочитай предисловие, изучи разделы. Прочитай краткое содержание каждого раздела. Посмотри, на что автор ссылается в своем списке литературы. Так ты лучше поймешь контекст учебника.
(2) Читай активно. Делай пометки и постоянно задавай себе вопросы: «Что значит этот график?”, “О чем говорилось в этом параграфе?”, “Почему автор сделал такой вывод?». Это повысит твою вовлеченность и закроет ненавистную кривую забывания.
12. В какое время, где и как долго будешь учиться?
Важно знать время, место и длительность обучения. Исследование показало, что американские судьи эффективно принимают решения в первой половине дня. К вечеру мозг устает и склоняется к более простым вариантам, которые не требуют обдумывания.
К примеру, 90% моего гардероба это чёрные вещи. Потому что человек принимает ± 35 000 решений ежедневно. При чём, не важно «деградируешь» ты, выбираешь что надеть или принимаешь важное решение — мозгу всё равно, он потратит на это энергию и устанет. Чем больше рутинных решений принимаешь, тем меньше сил и времени остаётся на что-то реально важное. Из этой статьи понятно, что такие умы, как Стив Джобс, Павел Дуров Марк Цукерберг всегда в одинаковой одежде не потому что плевать, как они выглядят. Они освобождают время и мозг от принятия этого решения.
Вывод: Если ты заранее запланируешь, что каждую пятницу в 20:00 ты будешь 2 часа заниматься учебой, сидя в гостиной, то ты будешь более продуктивен. Ты не потратишь свои ресурсы на то, чтобы решать эти вопросы «в моменте».
Учиться сложно, есть лайфхак как можно сделать проще?
13. Использовать обучение на максималках.
Это можно если (1) новую информацию присоединить к старой, а неизвестное к известному, (2) начать учить других людей тому, что знаешь сам и (3) решать проблемы самому.
— Именно научить, а не пересказать, так тебе самому новая тема станет намного понятнее. Например, расскажите своей младшей сестре, она задаст вопросы, на которые вы ответите и сами же усвоите информацию лучше. Без обратной связи вы бы знали информацию хуже.
— Чем лучше ты решаешь проблемы, тем больше шансов на успех. Не проси сделать что-то для тебя, а погугли и сделай сам. Задача — научиться решать проблемы самостоятельно.
Вот и всё, информация собрана не мной, но пост переработан и написан мной, как раз таки, с целью обучить других.
1. Учись, спи, учись. Во время учёбы отдыхай каждые 50 минут.
2. Борись с кривой забывания, но не через «перечитаю и подчеркну».
3. Читать лучше, чем слушать.
4. Ходи 20 минут и пей воду.
5. Сначала поставь цель, а потом учись.
6. Учись с друзьями, начинай учиться с чего-то легкого.
7. Ставь внешние дедлайны.
8. Не читай учебники от А до Я.
9. Планируй место, время и длительность заранее.
10. Присоединяй новое к старому.
12. Решай проблемы самостоятельно.
Лига образования
1.9K пост 16.4K подписчика
Правила сообщества
Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:
-уважение к читателю и открытость
-публикация недостоверной информации
-конструктивные дискуссии на тему постов
-личные оскорбления и провокации
-неподкрепленные фактами утверждения
Принцип Марка Твена ‘Eat that frog’ говорит прямо-таки об обратном: сделай вначале самое неприятное (сложное) дело, а остальные лёгкие задачи оставь на потом.
Работаю программистом и у меня вот такой подход к решению больших и сложных задач в незнакомом коде
1) изучи имеющийся код, найди то, что кажется тебе самой большой проблемой (даже если это не связано с задачей)
2) проследи связи этой проблемы с соседним кодом (записывая на бумажке в в виде диаграммы, ее потом можно выкинуть, цель: заставить мозг сделать трансформацию формата информации).
3) найти несколько минимальных «улучшений» проблемы и сделать их. Нужны маленькие, простые, само достаточные изменения. Цель: пройти через весь цикл изменения кода. Чтобы понимать, как это все дело собирается, где лежат тесты и как они сделаны, какие средства отладки есть, на что смотрят ревьюеры, и подобное.
4) Повторить этап 3)
5) Начать делать свою задачу. Первое, что пришло в голову. Вероятно половину придется переписать, но важно начать писать. Задача: понять на что твои изменения влияют.
6) если в какой то момент находишь лучший вариант, изменяешь направление. Код черновой, ты его даже никому не показываешь, так что выкинуть и переписать не проблема
8) обсуждение с людьми дизайна
9) итоговая реализация
В процессе этого твое представление о том, как нужно решить поставленную задачу кардинально изменится раза три минимум, то есть ты пройдешь кучу итераций улучшений дизайна не изменив реально ничего 🙂
Товарищ, спасибо. Как раз начала новый курс, объем новых знаний ужасно огромен и они уже просто вываливаются из ушей у меня. Искала какой-нибудь гайд об эффективном обучении. А тут опа! и ваш пост! Спасибо еще раз за четкое и краткое изложение!
7 пункт самый печальный, к сожалению. Учишь несколько месяцев язык, тратишь свободное время, даже общаешься с носителем.
Но потом возникает вопрос: а зачем? Для чего это всё?
Советы норм, но написано плохим языком. Как будто Гугл переводчик переводил
и, нах. не целесообразно.
Мозг должен искать, и не подстраиваться под алгоритмы.
Рад что подобные посты интересны пикабушникам! 🙂
Интересно, а что там человек с картинки собрался запоминать затылком?
Ещё есть такая штука как «предрасположенность». Кому то нужно изучать вопрос неделями, кто-то схватывает на лету.
Как китайцы добились единого языка во всей стране
Так при чем тут язык? Да все очень просто.
Получив свои баллы и выбирая ВУЗ выпускник обнаруживает, что ВУЗы одного уровня в разных провинциях требуют разные баллы для местных и для приезжих.
Условно говоря, уроженец Нанкина для поступления в Нанкинский политех должен набрать минимум 650 баллов. Но в того же уровня Тяньцзиньский политех он может попасть и с баллом 610. Равно и наоборот. А так как вокруг такие же понаехи, то иного выхода, кроме как всем общаться на путунхуа у них особо нет.
Английский с нуля. Случайно благодаря. Урок 53 из 60
Как использовать by accident и by chance, owing to и due to.
Видео взяты из приложения Английский с Анной (в каждом уроке слова, задание на устный перевод, письменный перевод).
Директор средней школы извиняется за выигрыш своей команды со счётом 106:0
Средняя школа Лос-Анджелеса приносит извинения после того, как столкнулась с критикой, что её футбольная команда не просто победила соперника, а, скорее, разгромила команду противника со счетом 106:0.
Директор средней школы Инглвуда Дебби Тейт выступила с заявлением в понедельник, заявив, что её школьная команда не вела себя «спортивно или добросовестно, и окончательный результат был неприемлемым».
Обе школы находятся в Объединенном школьном округе Инглвуда (IUSD), и официальные лица школьного округа заявили, что они «неописуемо опечалены» результатом игры и проведут расследование.
«Мы ценим упорный труд и приверженность каждого студента-спортсмена и сожалеем, что эти действия отвлекли внимание от позитивных успехов, достигнутых нашими программами в IUSD».
CNN обратился за комментариями к Мил’Вону Джеймсу, главному тренеру Инглвуда. В письме, опубликованном в Twitter директором школы Тейт, она сказала, что Джеймс принес свои извинения Морнингсайду и школьному сообществу в целом.
Смешанные чувства при чтении этой новости. Для полного понимания, видимо, надо ещё расти над собой.
Как быстро чему-то научиться? 5 главных правил, чтобы освоить любой навык
Только представь: ты можешь научиться практически всему.
Если ты когда-либо мечтал овладеть скейтбордингом, вождением одноколесного велосипеда, обратным сальто или умением собирать кубик Рубика, то наверняка отказывался от этой идеи, потому что ты слишком занят/ленив/стар/не имеешь к этому предрасположенности.
А вот шотландский ютьюбер Майк Бойд решил доказать, что все это ерунда, и теперь вдохновляет своих подписчиков собственным примером на то, чтобы, наконец, научиться тому, что их давно интересует.
Услышав теорию Малкольма Гладуэлла о том, что мы можем научиться любому навыку за 10 000 часов практики, 26-летний парень из Шотландии решил, что сам попробует. В результате появился ютьюб-канал Learn Quick, на котором блогер фиксирует все свои достижения.
Например, он научился вращать баскетбольный мяч за 4 часа 39 минут, а бросать бумеранг всего за два часа. Вот подсказки от этого парня, как быстро и легко можно освоить практически любой скилл.
1 Не утруждай себя уроками
Я не слишком увлекаюсь уроками или профессиональным обучением, мне нравится делать все неправильно с самого начала, самостоятельно. Например, я недавно научился играть на скрипке — просто взял ее в руки и начал играть.
Вся моя поза, техника пальцев, то, как я держал скрипку, были, в ортодоксальном смысле, неправильными, но я сознательно не брал уроков. Ключ к быстрому обучению — это энтузиазм, а уроки иногда могут его подорвать. Разумеется, без уроков не обойтись, но лучше немного отложить их и начать знакомство с новым навыком таким специфичным способом.
Примечание редакции: не советуем применять этот метод, если ты решил освоить какой-то экстремальный вид спорта или любой другой навык, при изучении которого ты можешь поставить свою жизнь под угрозу. В этих случаях обязательно начинай обучение у компетентного специалиста.
2 Не бросай деньги на ветер
Я не покупаю ничего слишком дорогого, я просто беру вторую самую дешевую вещь. Почему? Потому что я не думаю, что покупка лучшей экипировки или инвентаря в самом начале может помочь в процессе обучения — это просто трата денег. Конечно, это не значит, что стоит брать что-то настолько отвратительное, что оно развалится в первый же день, но хватать профессиональное обмундирование точно не стоит.
3 Усилия = результаты
Ваши способности не ограничены тем, с чем вы родились. Они во многом определяются тем, сколько усердной работы вы вкладываете, и то, что вы действительно можете сделать, является результатом тяжелой работы, практики и усилий, а не продуктом вашей генетики и удачи.
Криштиану Роналду — фантастический футболист именно из-за усердной работы, а не чистой генетики. Любой человек может достичь того, чего он хочет — нам нужно развеять идею, что есть люди, которые «не созданы» для математики или физики. Постоянная работа и время — это действительно все, что вам нужно.
4 Не отговаривай себя от этого
Я понимаю, что в детстве у людей бывают мечты, но потом вторгается реальность, и такие вещи, как счета, ипотека, женитьба и рождение детей, заставляют мечты исчезнуть. Но я думаю, что краткосрочное изучение навыков, которые я освоил, доказало, что вы можете быть бухгалтером, который также является действительно хорошим скейтбордистом по выходным, и это круто. Таким образом, вы можете оплачивать свои счета, жить в финансовой безопасности и при этом получать удовольствие — никаких болезненных компромиссов.
Вы можете научиться новому скиллу, когда вам 25, 30 или 40 лет. Этот барьер возраста и работы, ограничивающий то, что вы можете сделать, — это то, что я пытаюсь сломать своими видео.
5 Умей принимать поражение
Мое поколение и предыдущее действительно думают, что неудача — это плохо: вы не должны пытаться делать что-то, что у вас не получается, лучше быть скромными и делать то, в чем есть шанс преуспеть. К счастью, я думаю, что это заблуждение начинает потихоньку исчезать. Я часто проваливаюсь на камеру, и я вроде как праздную каждую из неудач, потому что это делает успех еще слаще.
Если бы люди меньше боялись неудачи, они бы продвинулись еще дальше. Это то, что я пытаюсь сделать, и то, что я пытаюсь доказать: что я не сверхчеловек, и что неудача — это очень большая доля обучения, и это происходит со мной очень часто. Я уклоняюсь от провала так же, как и все остальные, это не очень приятное чувство, но если вы можете принять неудачу, то обнаружите, что многие люди начинают вас подбадривать, и мотивация не только не пропадает, но только усиливается.