про что можно написать статью начинающему журналисту
Разве это хорошая тема для статьи?
Определяем, какие истории заслуживают публикации
Когда журналист ищет историю, то любая байка, мимолетом рассказанная другом, или пресс-релиз, любое приключение на отдыхе или забавная новость кажутся хорошей идеей для статьи. Но проблески вдохновения оказываются обманчивыми — только немногие превратятся в стоящие материалы. Опытные журналисты-фрилансеры быстро отсеивают идеи, понимая, какая из историй заслуживает публикации. Годы практики позволяют принимать такие решения неосознанно. Вы сможете научиться этому намного быстрее, если будете задавать себе правильные вопросы.
Все начинается с искры: что-то кажется интересным, и вы хотите узнать об этом больше. Понятие «интересный» включает множество характеристик. Научный журналист «Пацифик Стандард» Фрэнси Дип просматривает закладки в браузере, чтобы найти что-то новое, противоречивое, относящееся к повестке дня или вносящее ясность в текущую дискуссию; впрочем, истории с милыми котятами никто не отменял.
По опыту Мейры Субраманьян, титулованного журналиста-фрилансера и писательницы, самые интересные идеи приходят, когда она работает над другими материалами: комментаторы могут высказать что-то неожиданное, или ее внимание привлечет какая-то деталь. Главное — быть начеку.
Радар, настроенный на «что-нибудь интересное», не срабатывает во всех случаях без исключения. «Иногда думаешь, что нашел что-то новое и захватывающее. А потом погружаешься в тему и, оказывается, что она уже рассказана, всем все известно — она была новой только для меня!», — делится Субраманьян.
Дженнифер Кан, журналист «Нью-Йорк Таймс» и преподаватель в школе журналистики Калифорнийского университета в Беркли, считает, что студентам сложнее оценить, насколько темы, которые они выбирают через призму собственных интересов, привлекут внимание читателей.
«Мало, чтобы тема статьи была интересной или неожиданной. Необходимо понять, почему именно она интересна. Студенты старших курсов любят хвататься за случайно попавшиеся идеи, которые кажутся необычными и любопытными, например, „Этой мечетью управляет женщина“ или „Парень, который продает фалафель, на самом деле из Сирии“. Но у них нет четкого понимания, почему эти сюжеты могут быть интересны», — объясняет Кан.
Понять, было ли интересно журналисту изучать тему или героев статьи, обычно несложно. Однако начинающие журналисты могут застрять, даже не приступив к статье: они не знают, как копать материал глубже, чтобы найти ответы на волнующие всех вопросы.
Как найти нужную тему, формат и начать писать
Как только вы решите, что тема заслуживает внимания, и сможете объяснить почему, можно переходить к следующему шагу — выбрать подходящий для нее формат. Будет ли это статья для журнала? Новостная заметка в Интернете? Биографический очерк? Интервью? Инфографика? Что-то другое — или совсем ничего? Начиная с этого момента, необходимо искать источники, собирать материал и… писать.
Когда Джейме Грин, эссеист, редактор и научный журналист, выбирает тему и формат истории, она делает несколько звонков: «Это важный этап, потому что эксперт может либо открыть множество дверей, либо их закрыть. Будет ли разговор коротким, потому что и так все понятно, или без поясняющих вопросов не обойтись? Нужно ли мне услышать еще чье-то мнение?».
Если в процессе подготовки материала стало только меньше, скорее всего, статья не потянет на журнальный разворот. Но это еще не повод отказываться от нее. История может пригодиться для первого раздела в журнале, куда отбирают одновременно интересные, удивляющие, новые, важные и (в зависимости от издания) странные истории, но не напичканные смыслами. Новостная заметка в печатном или онлайн-издании должна рассказывать о чем-то новом и значительном, в то время как личность героев отходит на второй план. Эссе должно поднимать вопрос, ответ на который кроется в размышлениях автора, а не в самом предмете разговора. А чтобы интервью с ученым вышло интересным, необходимо, чтобы его или ее личность не уступала исследованию.
Блок-схема для принятия решения
Подготовка и принятие решения могут быть увлекательными: никогда не знаешь, когда ты на пути к следующей большой истории! Но в это время фрилансер не получает деньги. Можно сделать работу эффективнее и прибыльнее, разработав систему критериев для отбора стóящих тем. Каждый журналист однажды придет к собственной схеме, но для начала можно воспользоваться советами других.
Эта блок-схема, разработанная на основе опыта журналистов, поможет вам выбрать следующую историю для материала, когда что-то покажется вам «интересным».
Как написать хороший текст начинающему журналисту или профессиональное взросление
Избавляемся от страхов, находим цель и читаем правильные книжки
Предыстория
Маленький городок с населением сорок тысяч человек, летние каникулы, беззаботная прогулка среди исторических зданий. Взгляд останавливается на двухэтажном аккуратном белом особнячке. Кажется, я слышала, что там находится редакция детской газеты. Но таблички нет.
Это был 2005 год, я перешла в десятый класс. В этом возрасте кажется, что ты уже взрослая, но детское любопытство и доверие миру еще как у ребенка. Поэтому я тяну тяжелую старую дверь и захожу. Меня встречает просторная светлая прихожая, много цветов и лестница, ведущая на второй этаж. Поднимаюсь. Большой зал, все так же залито солнечным теплом, посередине длинный стол для переговоров, составленный из нескольких обычных письменных. Никого нет. Чувствую, что дом гостеприимно приглашает пройти дальше. По скрипучему деревянному полу я иду. Следующая комнатка — поменьше, переоборудована в мини-офис. Несколько компьютеров и стопка с газетами необычного формата — как альбомный лист.
— Здравствуйте, а что здесь такое?
— Здравствуй. Это детская газета, — ответила мне женщина в очках с добрыми глазами. Это была Татьяна Николаевна Кузнецова, которая в то время была главным редактором. Школьники получают задания, пишут материалы, приносят заметки из дома, мы их обсуждаем и публикуем.
Не помню точно, как дальше развивался разговор, но в итоге на первое занятие я принесла два или три материала на обсуждение и стала юнкором. Это была «ТиН-газета» города Кышытма Челябинской области. «ТиН» — потому что твоя и наша, а еще потому что ее выпускают тинейджеры.
Занятия по журналистике вели Светлана Александровна Устинова, которая и сейчас преподает детям и является главным редактором. И, ныне покойный, Виктор Маркович Рискин — журналист газеты «Челябинский рабочий».
Я два года проходила на эти занятия, писала и выпускала свои материалы, а потом поступила на факультет журналистики. После окончания меня взяли на местное телевидение, через полтора года я переехала в Москву — здесь работала на федеральных телеканалах. Сейчас я все также придерживаюсь пути, который был выбран мною тогда. Работаю автором документальных проектов на международном телевидении. Этим летом впервые за многие годы я посетила ту самую детскую редакцию — она теперь находится в другом здании. Нашла свои старые записи и вспомнила заветы, которые давал Виктор Маркович.
«Пушкин тоже кушал и в туалет ходил, но людям интересно то, что он умел кроме этого» — ищи необычное в человеке. «А где ты в этом тексте?» — не забывай про авторскую позицию. «Лузгать семечки» — а что значит слово «лузгать» и почему не сказать «грызть» или «щелкать»?» — лови тонкие смыслы.
Сейчас мне самой хочется поделиться своими наработками с теми, кому это важно. Рассказать, как я решала проблемы, с которыми сталкивалась на пути профессионального взросления.
Где брать темы
Идеи приходят либо из окружающей среды, либо благодаря внутреннему любопытству. Сразу скажу — бояться того, что тема может быть никому не интересна, не стоит. Главное, что она будоражит вас, а значит, вы сможете рассказать увлекательно. Стоит написать о ней в любом случае, а потом найти издание, которое ее примет и напечатает, либо опубликовать текст в своем блоге.
Мой первый сюжет для студенческого телевидения появился как раз из любопытства. Я шла по улице и увидела в одном из дворов частного сектора несколько припаркованных ретроавтомобилей. Оказалось, что это клуб старинных антикварных автомобилей — про них-то я и сняла свою первую историю. С развитием интернета стало еще проще — не нужно стучать в незнакомые двери, можно погуглить и позвонить практически кому угодно. Пользуйтесь этой возможностью.
Зачем это все
Пишите, даже если не можете — вот мой совет любому, кто берется за перо. Но перед работой стоит задать себе вопросы: что читатель (или зритель) сделает после того, как прочтет (увидит) материал или что вы хотите от читателя? Подсказка: ответ должен содержать глагол. Недавно я выступала с лекцией в Челябинском государственном университете, где когда-то училась, и студенты отвечали: «Мы пишем для того, чтобы информировать». Но этот глагол не подходит, потому что он отвечает на вопрос «что хочет сделать журналист?».
10 профессиональных советов начинающим журналистам
Вы можете проделать массу работы, собирая информацию и приводя ее в адекватный вид. Но все ваши труды пойдут коту под хвост, если вы подадите эту информацию так, что никто ее и читать не захочет. Следуя этим небольшим советам, вы сможете создать текст, который заинтересует читателя и сделает само чтение приятным для него.
1. Пишите хороший лид
Лид – это вступление к статье, которое должно завлечь потенциального читателя и превратить его в реального. От лида зависит успех вашего труда. Напишите отличное вступление – ваша статья будет иметь успех. Напишите скучный лид – вся ваша работа окажется бесполезной. Первый абзац статьи должен кратко рассказывать, о чем дальше пойдет речь. Лид не должен содержать в себе больше, чем 35-40 слов и должен быть достаточно интересным, чтобы читатель захотел прочесть и остальной текст.
2. Пишите кратко
Особенно, если вы пишите новостную статью. Старайтесь как можно лучше раскрыть ситуацию, используя как можно меньшее количество слов. Информационные статьи, конечно, требуют больших подробностей, но и здесь не стоит уподобляться русским классикам и тратить несколько абзацев на то, что можно описать парой предложений.
3. Структурируйте текст правильно
Пользуйтесь моделью перевернутой пирамиды. Раскрывайте все самое главное в начале статьи и заканчивайте ее самой незначительной информацией. Это может вам показаться странным, но, поверьте, этот метод работает. Большинство людей “сканируют” текст, читая лишь начало абзаца. Помещая самое важное в конец статьи, вы рискуете оставить эту часть информации без внимания читателей.
4. Налаживайте контакты
Контакты – наше все. Ни в одной сфере деятельности вы не сможете добиться потрясающих успехов, если у вас нет нужных знакомств. В журналистике же знакомства дают не только возможность продвинуться по карьерной лестнице, но и информацию и идеи для статей.
5. Всегда будьте наготове
Если журналистика – это то, чем вы зарабатываете себе на жизнь, то вы должны постоянно иметь при себе что-то, чем писать, и что-то, на чем писать.
Если вы отправляетесь на какое-то мероприятие, как журналист, то продумайте вашу одежду. Она должна подходить к случаю. Не стоит надевать модные туфли, зная, что вам возможно придется ходить по грязи. В первую очередь вы должны быть в состоянии взять интервью или осветить событие, а не стараться быть иконой стиля.
6. Продумывайте текст
Если вы понимаете структуру своей статьи, то она напишется сама по себе. Создайте текст в своей голове, а уже потом переносите его на бумагу или в текстовый редактор. Если вы не знаете, с чего начать, то представьте, что пишете своему другу письмо, в котором вы рассказываете свою историю. Этот прием поможет вам найти слова для лида.
7. Проверяйте текст
Серьезно, проверяйте написанный текст с дотошностью перфекциониста. Проверяйте грамматику, пунктуацию, логичность предложений и их связь между собой, цитаты, которые вы используете, пробелы между словами и так далее. Чистый и правильный текст – это ваша цель.
8. Практика
Будучи начинающим журналистом, вы должны хвататься буквально за любую возможность написать что-либо. Пишите для местных газет, работайте на фрилансе, пишите текст для своих знакомых. В целом, практикуйтесь как можно больше. Можете создать свой блог и писать там обо всем, что вам интересно. Вы должны выработать свой стиль и “набить руку”.
9. Не ограничивайтесь одним источником
Используя несколько источников, вы сможете не только подробнее раскрыть тему, но и убедиться в том, что информация, которую вы подаете в своей статье – правдива. Написать статью, основываясь на изначально ложных фактах, – это худшее, что может сделать журналист. Потратив силы понапрасну, вы еще и ощутите на себе всеобщее негодование.
10. Проверяйте имена
Особенно это касается имен и фамилий иностранцев. Проверьте сто раз, правильно ли вы написали имя человека. К счастью, гугл предоставляет нам шанс не ошибиться в написании имен. К примеру, несмотря на написание фамилии Bullock на английском языке, фамилия Сандры, все таки, Буллок, а не Баллок.
ЖУРНАЛИСТ ИЩЕТ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ СТАТЕЙ.
Елена! Интересной можно сделать любую тему. 🙂 А вот какое направление Вас интересует? На какую аудиторию Вы ориентируетесь?
ИСКУССТВО: ВСЕ ВИДЫ, ОТ ЮВЕЛИРНОГО ДО МУЗЫКИ,
ЛЮБЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ.
НОВАЦИИ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ.
ВИП-ПЕРСОНЫ.
ЛЮДИ С ИНТЕРЕСНЫМИ СУДЬБАМИ.
Любые виды искуства: от вышивки до рок музыки.
Новации в медицине и биологии.
Вип персоны.
Люди с интересными судьбами
Нет. Вы неправы. Еще Анна Ахматова писала:
«Когда б вы знали из какого сора
Растут стихи,неведая стыда».
Так и темы очень часто появляются неисповедимыми путями.
А разве этот сайт создан не для любопытствующего отношения к жизни?
Просто вам самой лень сделать то, что делаю я или просто в голову не приходило.
Как на счёт «Подарков из разных стран», Елена?
Есть много готового материала > http://gift-country.info
готовые материалы меня не интересуют
Можем и написать. Впрочем, судя по комментариям, тема праздников и подарков вас мало интересует.
это реклама. это печатается только за деньги.30000 руб за страницу
«. ЛЮДИ С ИНТЕРЕСНЫМИ СУДЬБАМИ. »
В общем то это понятие растяжимое :))) Например моя судьба интересна даже мне! :))) Хотел быть политиком, приехал в монастырь взять благословение на выборы, а стал священником! :))) Интересная судьба, как думаете. :)))
Да очень.
мой скайп elenarose11
Я тоже об этом подумал.
Сколько в ней злобы. Прости ее господи!
В Москве практикуется найм людей для исполнения работы, на которую принят человек с постоянной пропиской. Москвич с должностью получает зарплату, часть ее отдает тому, кто за него работает. Прежде нанимали иностранцы, затем подтянулись москвичи. Дворники, сторожа, продавцы, операторы, сценаристы, журналисты. Все, чье лицо можно не предъявлять заказчику, чью работу можно выдать за свою. Либо Е. Зевельт неверно сформулировала свое предложение для сообщества, либо это черт знает что.
А готовые материалы не интересуют? Я сотрудничала с местными глянцевыми изданиями.
нет,не интересуют, увы
А кто это? Я знаю только писательницу Наталью Трухину.
как мне кажется тут нет ничего в этом предложении и если я не ошибаюсь, то журналист это как раз тот человек который ищет везде и в кремле, и в канализации, а уж тем более на таком сайте где собрались профи для обмена опытом!
Я с вами вполне согласна. Но девушки здесь собрались девушки какие-то не слишком доброжелательные и ничего не понимают в моих объяснениях и у нас получился разговор слепого с глухим. Заранее извиняюсь перел вами
Что бы я сказала себе в 20: журналистская версия
Спросили у опытных журналистов, какие советы они дали бы самим себе в начале карьеры в медиа.
Выбрать сферу, которая интересна, и совершенствоваться в ней.
Интересна политика — углубляться в политическую журналистику; интересна экономика — углубляться в бизнес-журналистику. Это позволит быть более востребованным специалистом на рынке: просто уметь писать — это, конечно, хорошо, но детально разбираться в какой-то области — намного ценнее. И работа превратится в удовольствие: можно будет претендовать на интересные вакансии, а не писать через силу на какую-нибудь ненавистную тему.
Начинать работать как можно раньше, не отказываться от неоплачиваемых стажировок.
Денег в журналистике немного, платить человеку, который пока ничего не умеет, редакции не будут, зато многим изданиям хочется вырастить специалистов под себя — этим нужно пользоваться. Работать за бесплатно в хорошем издании — несравнимо более полезно, чем сидеть на парах на журфаке.
Не ждать у моря погоды
Писать и звонить руководителям изданий, где хочется начать работать, и предлагать свои услуги, проситься на стажировку. Браться за любые задания, даже неинтересные, и приставать к более опытным коллегам с вопросами.
Много читать,
Это нужно для того, чтобы выработать вкус — и художественной литературы, и нон-фикшена, и журналистских текстов.
Сергей Дик, журналист Deutsche Welle:
Если бы я говорил с собой двадцатилетним, я, наверное, сказал бы следующее:
Потому что тебя будут увольнять за слова, и тебе, скорее всего, придется уезжать из родного города. Тебе будут угрожать, и тебя будут пытаться подкупить. Во многих людях придется разочароваться, зато многих ты полюбишь. Лучшие издания в стране закроются, другие будут куплены подконтрольными Кремлю бизнесменами и компаниями. Некоторым твоим коллегам присвоят статус «иноагентов», а некоторые будут вынуждены уехать из страны. Родители, которых ты научил пользоваться соцсетями и мессенджерами, начнут переживать и постоянно спрашивать по телефону, как дела. Придется им врать, что все отлично, распечатывая при этом список телефонов адвокатов и горячей линии ОВД-Инфо для своей девушки. Просто на всякий случай.
Так, конечно же, будет не всегда, все когда нибудь заканчивается. Но в двадцать ты точно не знаешь, что это продлится долго. Поэтому запасись терпением. Психотерапевт стоит денег. Ну, разве что еще с буддизмом неплохой вариант».
Ксения Клочкова, автор телеграм-канала «Ротонда», политический корреспондент «Фонтанки»:
Когда я училась в университете, в одной из аудиторий на парте была нацарапана фраза «не влюбляйся, вина не пей и на лбу себе высеки: жизнь тебе дана для того, чтобы посвятить ее журналистике».
В 20 лет самореализация в профессии кажется целью всего существования: раскрыть все, что скрыто, помочь всем, кому это надо, первее всех найти какую-то эксклюзивную новость. Это хорошо для начала, наверное. Обычно при таком настрое делаешь стремительную карьеру, отрываясь от сокурсников, которые, не имея этого драйва, и спустя 10 лет будут сидеть в газете «Вестник чего-нибудь» и писать заметки про выдающегося работника года. Но после стремительного старта и ухода в работу с головой где-то через полгода-год-два стоит ждать встречу с еще одним зверем — выгоранием. Поэтому совет такой: ходить к психологу, не класть все на одну чашу весов, жить и получать удовольствие не только от спасения мира.
Еще один совет, но такой, более утилитарный: сегодня твой собеседник занимает одно положение в обществе, завтра другое, послезавтра — третье, поэтому общение с этим человеком сегодня — это вклад в будущее, в том числе в будущего источника.
Когда я приходил работать на телеканал «Дождь» с практически нулевым опытом в журналистике, я не очень понимал, на что подписываюсь. И уж тем более я не думал о том, что спустя 6 лет обнаружу себя в Киеве, потому что работа журналиста окажется мало совместима с жизнью в России в 2021 году. За эти 6 лет я объехал всю страну, делая репортажи о пытках заключенных в сибирских тюрьмах, межэтнических конфликтах на Северном Кавказе, о пожарах и наводнениях, о коррупции при строительстве стадионов для чемпионата мира. Я вместе со своими коллегами показывал в прямом эфире избиения мирных протестующих в центре Москвы во время массовых митингов зимой 2021 для миллионов зрителей. Теперь я лишен возможности работать телерепортером и осваиваю новые жанры, в которых можно работать дистанционно.
С каждым днем все больше и больше моих друзей и коллег сталкиваются с выбором — поменять профессию или уехать, с пониманием того, что дорога назад может в любой день быть перекрыта риском оказаться под уголовным делом.
Боюсь, что в самой России в перспективе нескольких лет такой профессии, как журналист, в привычном ее понимании больше не будет. Давать голос людям, попавшим под репрессивную машину государства, показывать преступления власти против граждан внутри страны будет невозможно.
Я не очень понимаю, что движет сейчас молодыми людьми, осознанно мечтающими о карьере журналиста. Потому что эта карьера может закончиться в любой момент, а сам журналист не может планировать свою жизнь дальше, чем на пару-тройку месяцев вперед. Всем, кто со мной советуется, куда поступать учиться, чтобы стать журналистом, я отвечаю, что лучше, конечно, было бы учить математику, чтобы стать программистом. Хотя я и уверен, что сейчас журналисты нужны как никогда и о своем выборе я не жалею, мне кажется, что принимать решение о том, что ты готов посвятить этому свою жизнь, нужно уже в зрелом возрасте. И подталкивать никого к этому решению я не буду.
Когда вы начинаете карьеру в журналистике, сначала можете работать не в тех редакциях, о которых мечтаете, или не в той должности, или вообще не в СМИ. Важно не расстраиваться из-за этого, не опускать руки и разочаровываться в себе. Это нормально, и большинство журналистов прошли через такой же путь. Нужно попробовать получить максимально полезный опыт в том месте и на той позиции, где вы сейчас, и не переставать хотя бы маленькими шагами идти к цели: как учиться онлайн, так и подавать заявки на разные курсы для журналистов; проситься на практику в те редакции, а еще лучше к тем журналистам, которыми вы восхищаетесь; активно предлагать свои темы. В какой-то момент все обязательно получится и вы окажетесь там, где хотели, но уже с крутыми навыками и опытом, и так будет даже лучше.
А еще мне хочется дать совет именно начинающим журналисткам. Не стоит слушать старших коллег и кого-то еще, кто будет вам говорить, что вы чего-то априори не можете: ездить в горячие точки, писать на опасные темы, программировать.
Несмотря на то, что в России много потрясающих журналисток, которые давно на своем примере развеяли все эти мифы, вам до сих пор могут попадаться коллеги, которые дают такие «советы»: не слушайте их и не сомневайтесь из-за них в себе.
Учи какие-нибудь еще языки, кроме английского. Например, обрати внимание на китайский. И на языки программирования.