приятный голос рост цвет глаз и волос можно объединить одним понятием
Приятный голос рост цвет глаз и волос можно объединить одним понятием
Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Познание в человеке все-таки первично. Именно на основе получаемой об окружающем информации человек строит свои волевые действия, волевые акты, каждый из которых был бы невозможен без достаточного знания об окружающем его мире.
Из перечисленных характеристик относятся к личности:
Способности, убеждения, характер, направленность, мотивы, самосознание, навыки, талант, темперамент, знания, социальная установка, воля, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Не относятся : моральные свойства, мировоззрение, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, инстинкты, возрастные особенности, память, желания, потребности.
Пары понятий находятся в следующих отношениях:
2. а) самооценка — б) притязания-5
3. а) субъект — б) личность-2
5. а) личность — б) человек-4
Прокомментируйте следующие высказывания. С какими вы согласны (не согласны) и почему?
1. Человек в той мере субъект, в какой он — личность; организм — не субъект.
2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.
3. Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «не-Я». активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.
4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
5. Личность — субъект и объект общественных отношений.
6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.
Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие — как к индивиду?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, хороший слух, идейная убежденность, внимательность, подвижность, честность, вера, страх, благородство, леность, стресс, меланхолия, авторитет, речь, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, механическая память, мышление, язык, музыкальный слух, гуманность.
Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Человека как индивида характеризуют. рост; цвет глаз и волос; тип высшей нервной деятельности; принадлежность к расе.
2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, — это задатки.
3. Личностные свойства, обусловленные социально, — это ценностные отношения.
4. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются. способности; направленность; темперамент; характер.
5. Подструктуры психологической структуры личности образуют: социальные установки; эмоции; воля.
6. Личность — это совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.
7. Человека можно считать сложившейся личностью, если у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением;
8. Процесс социализации состоит в следующем: привитии ребенку нравственных норм; усвоении ребенком общекультурного опыта; воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; познании действительности (особенно социальной).
9. Источниками социализации выступаютпередача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.
10. В становлении личности участвуют механизмы: идентификации; освоения социальных ролей.
Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях.
1. Личность — это человек в совокупности его психологических качеств, формирующихся в различных видах общественных связей и отношений.
2. Личность — это не только продукт, но и активный субъект общественных отношений.
3. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.
4. Особенности индивида образуют индивидуальнообусловленную подструктуру.
5. Вступая в сложную многоуровневую систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют устойчивую структуру личности.
2) Человек – индивид.
3) Личность- индивидуальность.
Слова, относящиеся к темпераменту:
Неуравновешенность, Сензитивность, Реактивность, Экстраверсия, Вспыльчивость, Эмоциональность, Быстрое переключение внимания. Медлительность, Сила эмоциональной реакции, Богатство мимики, Глубина чувств.
1) Под темпераментом понимают динамические характеристики психических процессов и поведения человека.
2) Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с И.П.Павлова, который выделил 4 типа темперамента: живой, спокойный, безудержный, слабый.
3) В результате исследований Теплова и Небылицына к трем основным свойствам нервной системы- сила, подвижность и уравновешенность были добавлены еще два – лабильность и динамичность.
4) Физиологическая концепция И.П.Павлова, получившая название учения о нервной системе и ВНД, трансформировалась в учение о темпераменте.
6) Темперамент – особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-динамические( психобиологические) аспекты всего поведения человека.
1) Свойства темперамента:
Горячий, суетливый, спокойный, непоседа, «несмеяна», необузданный, недотепа, плакса, ранимый, возбудимый, энергичный, медлительный, растяпа.
2) Свойства характера:
нежный, смелый, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, черствый, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, решительный, ленивый, неряшливый, благородный, щедрый, «тряпка», доброжелательный, осторожный, самоуверенный, чуткий, «живой такой, веселый», эгоистичный, инициативный, услужливый, верный.
3) Способности:
Остроумный, деловой, умный, красноречивый, глупый, ловкий, находчивый, предприимчивый.
Наиболее верные высказывания:
1) Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.
2) В основе темперамента лежит тип нервной системы.
3) Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.
4) Темперамент определяется конституцией человека.
1) Двигательная сфера темперамента:
Быстрый, подвижный, живой, резкий, вялый, импульсивный, медлительный, энергичный, стремительный, заторможенный.
2) Эмоциональная сфера темперамента:
Вспыльчивый, чувствительный, жизнерадостный, впечатлительный.
Каждый сангвиниквсегда весельчак и шутник по натуре. Склонностью он обладает к наукам и способен, Чтоб не случилось, но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый. Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
Желчь существует. Она необузданным свойственна людям. Всех и во всем превзойти человек подобный стремится; Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив, Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам; холерик
Только про черную желчь мы еще ничего не сказали. Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте. Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду. меланхолик
1) Холерик узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.
2) Сангвиник, темперамент, свойствен «людям веселого нрава».
3) Флегматикатрудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.
4) Флегматик,темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.
5) Меланхолик, темперамент, связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.
6) Эмоции сангвиника быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.
7) У меланхолика сильно развито чувство долга.
8) Сангвиник – шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.
9) Меланхолик, темперамент, присущ людям «мрачного типа».
10) Сангвиникиочень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумн6ой волей.
11) Меланхолики вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.
12) Флегматикизбегает ответственности и труда, но обладает организаторскими способностями и готов быть начальником.
13) Сангвиника можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения легко меняются.
15) Сангвиникинеобязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.
16) Холерик любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.
17) Сангвиник не способен долго расстраиваться, печали его не глубоки.
18) У флегматика низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия.
19) Флегматики долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.
1) Динамику психической жизни определяют темперамент, процессы возбуждения и торможения.
2) По параметру общей активности человек может быть инертным, пассивным, стремительным.
3) Проявления темперамента в моторной сфере- это темп, ритм, интенсивность.
4) Основные свойство НС – чувствительность, ритмичность, интенсивность.
Качества, характеризующие экстравертированный тип:
Инициативность, импульсивность, беззаботность, безрассудство, социальная адаптированность, открытость, подвижность, смешливость, бесцеремонность.
Качества, характеризующие интровертированный тип:
Необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, мечтательность, расчетливость, аутизм, вдумчивость, застенчивость, стеснительность.
Пары понятий находятся в следующих отношениях:
1) Психика – темперамент – 3
1) Темперамент – тип нервной системы
2) Темперамент – тип нервной системы
3) Темперамент – лобные доли
1) У Гиппократа был чисто физиологический подход к исследованию темперамента. Утверждение верное.
2) К.Галена можно считать родоначальником эндокринологического направления в объяснении различных темпераментов. Утверждение верное.
3) Дальнейшее развитие физиологической линии состояло в последовательной смене представлений о психофизиологических основах темперамента. Утверждение верное.
4) Психологический подход к изучению темперамента начался с выявления «формально-динамических свойств поведения». Утверждение верное.
5) В физиологической концепции И.П.Павлова утверждалось, что каждому типу ВНД соответствует своя картина поведения. Утверждение верное.
6) Слово «темперамент» И.П.Павлов предложил заменить на «генотип», а «характер» на «фенотип». Утверждение верное.
7) Б.М Теплов и В.Д.Небылицын доказали фундаментальную роль подкорковых структур и лобных долей мозга в активации поведения и его эмоциональной регуляции. Утверждение верное.
8) Концепция И.П.Павлова и его школы стала рассматриваться как частный случай функционально-системной организации работы мозга П.К.Анохина. Утверждение верное.
9) Темперамент – это прямое проявление биологических свойств человека. Утверждение верное.
10) В рамках целостной теории индивидуальности, разрабатываемой В.С.Мерлиным, П.К.Анохиным, В.М.Русаловым, индивидуально-биологические свойства человека, организованные в специальные программы, являются причинами индивидуального поведения. Верное.
3) Эндоморфному, мезоморфному и эктоморфному соматипам соответствуют висцеротонический, соматонический и церебротонический типытемперамента. ( У.Шелдон ).
4) Типам НС (ВНД) соответствуют 4 картины поведения или 4гиппократовых типа темперамента. (И.П.Павлов).
5) Любое свойство темперамента находится в линейной зависимости от свойствНС. (В.Д.Небылицын).
6) Темперамент есть объем областей свойств личности, ее природная основа.(Б.Г.Ананьев).
7) Темперамент = тин НС+отношения личности+ситуационныемотивы.(В.Н.Мясищев).
8) Темперамент – четырехуровневая система формальных поведенческих измерений. Отражающих различные блоки функциональных систем.(В.М.Русалов).
1) Интроверты:
Анна Каренина, Родион Раскольников, Пьер Безухов, Джульетта, Дон Кихот, Плюшкин, Санчо Панса, Золушка, Снежная Королева, Белоснежка, Мцыри, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Киса Воробьянинов, Лужин, Наташа Ростова.
2)Экстраверты:
Чипполино, Буратино, братец Кролик и братец Лис, Колобок, д,Артаньян, Отелло, Чацкий, Онегин, Емеля, Сонечка Мармеладова, кот Матроскин, Красная Шапочка, Павел Корчагин, Чеширский Кот, Манилов, Собакевич, Остап Бендер, Людоедочка Эллочка, Паниковский, Шура Балаганов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса
Психология личности 6
Задание 1. Заполните таблицу. Какие из нижеприведенных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида?
Целеустремленность, музыкальность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, низкая адаптация к темноте, стабильность, ригидность, старательность, трудолюбие, цельность, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост, артистичность
Целеустремленность, упрямство, вспыльчивость, вдумчивость, моральная воспитанность, высокая эмоциональность, стабильность, цельность, артистичность
Музыкальность, низкая адаптация к темноте, ригидность, старательность, трудолюбие, плохая пространственная координация, приятный голос, черные глаза, познавательная активность, хороший слух, критичность ума, внимательность, прекрасная дикция, подвижность, средний рост
Задание 2. Заполните схему «Пирамида потребностей по А. Маслоу» (вместо уровней нужно вписать соответствующие им потребности)
Задание 3.Заполните таблицу «Соотношение свойств нервной системы и типов темперамента».
Тип нервной системы
Свойства нервной системы
Сильный тип нервной системы; уравновешенный; подвижный.
Нервные процессы обладают силой и продолжительностью, между возбуждением и торможением равновесие, они сбалансированы; возбуждение легко сменяется торможением, и наоборот.
Сильный, неуравновешенный тип
Характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.
Сильный уравновешенный, но инертный, не подвижный тип
Отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью.
Слабый тип нервной системы
Характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.
Задание 4. Из перечисленных качеств, выпишите те, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика (заполните таблицу): Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.
Бодрое, повышенное настроение, повышенная эмоциональная возбудимость, энергичность, быстрое возникновение и смена чувств, сосредоточенность внимания.
Выдержанность, однообразие мимики, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение.
Медленно усвоение и перестройка навыков, подвижность, возбужденное состояние.
Неуверенность в себе, подавленность и растерянность при неудачах, малая активность.
Задание 5 Охарактеризуйте по типам темперамента персонажей, изображенных на рисунке. Обоснуйте свой ответ.
Задание 6. Составьте самостоятельно схему «Классификация способностей».
— тонкость и точность ручных движений,
Задание 7. Составьте глоссарий из 15 понятий по теме «Характер».
Аффективно-экзальтированный тип – характеризуется легким переходом от состояния восторга к состоянию печали, бурным проявлением восторга и печали.
Возбудимый тип – отличается повышенной импульсивностью, всегда хорошим, несколько возбужденным настроением, кроме редких периодов плохого, тем, что действует под влиянием эмоций, не всегда помнит о своих обязательствах и долгах.
Гипертимичный тип – характеризуется хорошим настроением в сочетании с оптимизмом, высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, обаянием, непоседливостью, непрерывным потоком новых идей (полезных и вредных).
Графология – учение об соответствии между почерком человека и его характером.
Демонстративный тип – характеризуется стремлением выделяться, быть на виду, в центре внимания, жить сегодняшним днем; отличается импульсивностью, способностью завоевывать расположение окружающих, но часто именно там, где это выгодно.
Дистимический тип – отличается сниженным фоном настроения, пессимизмом, стремлением видеть скорее темные стороны жизни, некоторым равнодушием к окружающему миру, отсутствием активности.
Интроверт – замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, об-ращённый в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тща-тельным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях.
Педантичный тип – отличается сверхточностью, стремлением соблюдать порядок всегда и во всем, требуя того же и от других людей, стремлением к положительности, основательности; особой добросовестностью; избегает ненужных опасностей и эксцессов.
Ригидный тип – отличается силой и постоянством чувств, которые не всегда проявляются сразу, а могут как бы «накапливаться»; повышенным чувством собственного достоинства, высоким самоуважением, часто также ревностью, неспособностью простить обиду.
Сензитивный тип (тревожный) – характеризуется склонностью преувеличивать трудности жизни, искать одобрения у окружающих, неуверенностью в своих достоинствах и стремлением быть всегда таким, чтобы его не за что было ругать, отличается также впечатлительностью, чувствительностью.
Характер (греч. – чеканка, отпечаток) – есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.
Циклотимический тип – характеризуется быстрой сменой настроения, пессимизма и оптимизма, активности и равнодушия, общительности и замкнутости и т. п.
Черты характера – это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности.
Экстраверт – прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму.
Эмотивный тип – отличается особой впечатлительностью и чувствительностью, особенно по отношению к тому, как к нему относятся. Как правило, хорошо чувствует красоту природы и искусства.
Задание 8. Распределите приведенные ниже понятия по трем группам: свойства темперамента, свойства характера и способности. Заполните таблицу.
Услужливый, медлительный, инициативный, честный, эгоистичный, живой, энергичный, чуткий, возбудимый, самоуверенный, осторожный, предприимчивый, хороший организатор, доброжелательный, небрежный, с чувством юмора, последовательный, недотёпа, с золотыми руками, краснобай, с горячим сердцем, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, ловкий, решительный, непоседа, спокойный, глупый, суетливый, послушный, красноречивый, пылкий, отходчивый, умный, деловой, черствый, горячий, трудолюбивый, остроумный, смелый, справедливый, нежный, вспыльчивый.
Услужливый, медлительный, живой, энергичный, возбужденный, последовательный, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, спокойный, суетливый, послушный, пылкий, отходчивый, горячий, выносливый.
Инициативный, честный, эгоистичный, чуткий, самоуверенный, осторожный, предприимчивый, доброжелательный, небрежный, с чувством юмора, недотепа, с горячим сердцем, решительный, непоседа, деловой, черствый, остроумный, смелый, справедливый, нежный.
Хороший организатор, с золотыми руками, ловкий, глупый, красноречивый, умный, трудолюбивый.
Примеры похожих учебных работ
Задания по психологии для самостоятельной работы. Тема. Психические свойства
Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.
Личность-как социальная система
Задание 1 Нравственные типы личности
Раздел «Физиология сенсорных систем»
Задание Поддержка
Человек, индивид, личность
Человек как биологический вид
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.
С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.
Животное
Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.
1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.
2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.
3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.
4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Биологическая сущность человека
Социальная сущность человека
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.
Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Вопросы для самопроверки
Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:
Человека от животных отличает:
а) взаимодействие с другими представителями вида,
б) способность преодолевать инстинкты,
в) способность использовать подручные средства как орудия труда.
На формирование личности влияет:
а) воспитание в семье,
б) культурная среда,
в) исторические условия,
г) все перечисленное.
Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:
а) необычный цвет волос,
б) высокий интеллект,
в) творческие способности,
г) все перечисленное.
Что характеризует человека как личность?
а) характер и темперамент,
б) принадлежность к Homo Sapiens,
в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.