притяжение можно ли смотреть детям
Фильм «Притяжение» — стоит ли смотреть?
Современный отечественный кинематограф не изобилует фильмами на фантастическую тематику.
А кинолент про вторжение иноземных цивилизаций в последние несколько лет вообще сложно припомнить. Тем более мощный блокбастер, который пытается сопоставить себя с лучшими голливудскими боевиками. Когда прошла новость о готовящемся фильме в подобном стиле, то зрители восприняли её как минимум с интересом. Первые новости появились ещё в начале года. А в ноябре выходит уже третий трейлер.
Сюжет фильма Притяжение смотреть онлайн достаточно прост для подобной тематики.
Неопознанный объект пролетает над Москвой. Военные и полиция всерьёз озабочены странным гигантским шаром, который вошёл в земную атмосферу. Какую угрозу таит в себе летающая тарелка? Противовоздушная оборона была не совсем готова к подобному развитию событий. Генералы армии в панике, но им нужно срочно принять решение. Жители Земли ещё ни разу не выходили на контакт с космическими существами.
С какими намерениями прилетели они на нашу планету неизвестно. Но необходимо готовиться к самым плохим последствиям. Тем более, корабль наносит огромные разрушения и приносит крупный ущерб, когда идёт на посадку. Происходит экстренная эвакуация населения. Репортёры уже транслируют сенсационную новость в прямом эфире. Сотни зевак прорываются сквозь оцепленную территорию, чтобы посмотреть на невиданное чудо. Что же ожидает землян от столкновения с инопланетной расой?
Судя по трейлеру, визуальная часть фильма выполнена достаточно добротно. Картинка порой приближается к уровню известных «Мстителей», но всё-таки видно, что есть куда стремиться. Качество спецэффектов, показанных в третьем трейлере, оставляет неплохое впечатление. Выделенный бюджет в 380 миллионов рублей вполне оправдывает ожидания.
Известно, что главную роль в фильме исполняет знаменитый российский актёр Олег Меньшиков. Он исполнит роль руководителя боевого отряда, которые будут сражаться с инопланетянами на передовой. Также зрители познакомятся и с молодыми артистами – Риналем Мухаметовым, Ириной Старшенбаум и Александром Петровым. Михаил Хасая стал оператором картины. В режиссёрском кресле был известный Фёдор Бондарчук. Также стало известно, что это будет четвёртый российский фильм, который будет транслироваться в формате IMAX. Продюсер киноленты, Дмитрий Рудовский, полагает, что фильм увидят около семи миллионов зрителей. Прокат российского фильма планируется в 43 странах мира.
Все отзывы о фильме Притяжение
Рецензия «Афиши» на фильм
Юля учится в обычной московской школе, скучает на уроках, по утрам выгуливает любимого пса и презирает отца — чопорного солдафона, окончательно ушедшего в себя после смерти матери. К счастью, у Юли есть подружки и бойфренд Артем, первый парень на районе. Но однажды на этот район сваливается с небес летающая тарелка (больше похожая на шар). Знакомая жизнь кончается, меняется все: отец, школа, бойфренд, даже пес.
«Притяжение», новый блокбастер Федора Бондарчука, врывается в российский прокат так же бесцеремонно и несвоевременно, как НЛО — в атмосферу над Северным Чертаново: не на новогодние выходные, как велит традиция русского коммерческого кино, и даже не на майские, а вдруг, здесь и сейчас. И действие происходит не во времена древнерусских богатырей или несчетных панфиловцев, а прямо сегодня. И в главных ролях, представьте, не Козловский или Федоров, не Машков и не Хабенский, обошлось даже без Боярской и Ходченковой. Молодые, неизвестные, незасвеченные лица и тела — бодрая поросль, которая способна хоть подружиться с пришельцем, хоть залепить ему битой по башке. Это уж как придется.
Сколько гневной пены вызовет новый опус автора самого успешного российского фильма, можно себе представить по реакции на трейлер. Как показывает «Притяжение», у нас не любят не только успешных, но вообще всех, кого можно назвать словом «другие». Бондарчук стал другим. И его фильм не такой, как все. Вместо опостылевших профессионалов теперь с ним работает наглая молодежь: для многих «Притяжение» дебют, для оператора Михаила Хасаи — вторая работа после микробюджетного «Холодного фронта». Вместо напыщенной патриотической повестки — чистый жанр, как любят тинейджеры (основная публика мультиплексов). Причем совершенно определенный формат: «Притяжение» — первый российский фильм в сегменте young adult. Там же, где «Сумерки», «Голодные игры» и «Бегущий в лабиринте», а на подходе в России «Танцы насмерть» и «Икария». Прежде чем выдвигать высоколобые претензии, задумайтесь, какие у вас отношения с теми картинами. Если не очень, то утешьтесь: наверное, вы уже не подросток, мечтающий о любви и приключениях. А это кино для них. И про них.
Возвращаясь к трейлеру, придется признать, что он публике соврал, причем дважды. Сначала намекнул, будто наши пытаются потягаться с Голливудом по части спецэффектов, взявшись за научную фантастику. Что ж, графика в «Притяжении» эффектная, но сравнение с американским кинематографом априори бессмысленно — особенно если заглянуть в бюджет (около пяти миллионов долларов). Потом пообещал националистическую повестку: мол, чужие сунулись к нашим гопникам, но те инопланетянам проходу не дадут, замочат в ближайшем сортире. Эта простейшая мысль диаметрально противоположна тому, о чем на самом деле говорит фильм Бондарчука.
Здесь придется раскрывать секреты, которые так бдительно утаивали от публики продюсеры «Притяжения». Те, кто смертельно боится спойлеров, могут дальше не читать. Итак, это действительно отчасти наша версия «Прибытия» и немного «Района № 9» (новозеландский специалист по голосам пришельцев Дейв Уайтхед из этих двух картин работал и над «Притяжением»), но прежде всего — «Ромео и Джульетта». Фабула избитая, поворот новый. Прилет инопланетян — центральный сюжет популярного искусства ХХ века, позволявший осмыслить проблему Другого, — напрямую соотнесен с трагедией Монтекки и Капулетти, в которой непримиримые противники идентичны, хоть сами того не видят. Война кажется вечной, пока молодой паре не приходит в голову (в голову ли?) решить конфликт через контакт, переплавить ненависть в любовь.
Коль скоро перед нами романтическая молодежная сказка, реализм кажется излишним. В самом деле, персонажи и интрига вполне условны. Тем не менее в некоторых важных подробностях Бондарчук удивительно точен. Например, причина падения НЛО на Чертаново вовсе не тайна за семью печатями: наши военные решили по-быстрому нейтрализовать неведомый объект, а ну как тайные разработки НАТО? Вот тарелка и упала. Выходит, в смертях и разрушениях инопланетяне не виноваты вовсе, но народонаселение об этом не узнает, поскольку верит телевизору. Главная героиня объясняет, что полчаса посмотришь новости — и конец тебе, здравый смысл испарится как не бывало. Позже и погромы начинаются из-за обвинения пришельцев в убийстве землянина, которое те, разумеется, не совершали.
Интереснее социальных процессов — внутренняя трансформация героев. Так и должно быть в истории любви. Юля, не по годам самостоятельная старшеклассница (отличная роль Ирины Старшенбаум), орет в пространство: «Улетайте, вас никто не звал», недаром она дочь полковника. Супермен Артем (обаятельный Александр Петров) со своими оруженосцами (Евгений Сангаджиев и Никита Кукушкин, первоклассные артисты «Гоголь-центра», плюс примкнувший к ним Алексей Маслодудов из недавних «Дачников») кидается грудью на баррикады: цель благородная, защитить девчонку и малую родину. А потом вдруг понимают, что на них никто не нападал. Реагируют по-разному. Можно дать себе шанс стать человеком даже в ситуации катастрофы. Можно выпустить на волю зверя, который только и ждет повода порвать кому-нибудь глотку. Да ясно кому, тому самому Другому.
О нем — отдельно, ведь это ключевой спойлер. Без которого, однако, никак не рассказать о блестящей работе еще одного воспитанника «Гоголь-центра», Риналя Мухаметова: он сыграл, собственно говоря, пришельца. Бондарчуку удалось виртуозно совместить в единственном парадоксальном персонаже все, что вызывает ненависть широких масс. Во-первых, инопланетянин — интеллигент, никогда не повышающий голоса, безупречно рыцарственный и самоотверженный. Во-вторых, мигрант с явно «неславянской» внешностью. В-третьих, одевшись во что попало, сразу становится похож на хипстера: футболка с принтом в стиле ретро, растянутый свитер, шинель (параллели предъявлены сразу, чуть прямолинейно: Гагарин, Цой, Абдулов в ушанке, кажется, из «Чародеев»). Впрочем, смахивает и на американского туриста, прибарахлившегося на Арбате. Довершая картину, Юля объясняет чудаковатость нового знакомца краткой фразой: «Он просто из Питера».
В конце концов нам, как педагог — детям (кстати, школьный учитель в исполнении Евгения Коряковского — единственный однозначно положительный герой фильма), Бондарчук объяснит: неприятие Другого — это прежде всего неприятие самого себя. Стоит это осознать, и Ромео с Джульеттой, возможно, не обязательно будет умирать.
Надо ли вообще смотреть «Притяжение»?
На новое творение Федора Бондарчука смотришь с опаской. В памяти остались невнятный сюжет «Сталинграда», усмешки над розовым танком из «Обитаемого острова», псевдореализм действий советской армии в «9 роте». С другой стороны, это были смелые попытки экранизации истории Великой Отечественной Войны, фантастики Стругацких и драматизма Афганской войны.
Так или иначе фильмы Федора Бондарчука мало кого оставили равнодушными.
Тоже самое случилось с новой картиной режиссера. «Притяжение» вызывает двоякие чувства. Попробуем разобраться, не только оптимистично глядя на фантастический фильм, но и вооружившись стрелами критики.
1. Сценарий фильма оставляет вопросы
Почему все хорошо?
Оптимист скажет, что фильм непредсказуем, и это круто. Те, кто ждали истории вторжения инопланетян будут сильно удивлены неожиданному повороту в середине повествования. Трейлеры не раскрывают главный твист картины, за что создателям большое спасибо.
Почему все плохо?
Кинокритик с усмешкой увидит в сюжете заимствования из многих голливудских блокбастеров. Картину уже успели сравнить с одной известной сагой про вампиров, и это ни разу не комплимент фильму. Те, кто ждал открытого конфликта против инопланетян почувствуют себя обманутыми.
2. Мотивация персонажей вызывает недоумение
Почему все нормально?
Не стоит ждать адекватных поступков героев фильма. Они всего лишь люди, школьники и гопники. Не большого ума и интеллекта. Подростковый максимализм в чистом виде.
Почему все ужасно?
Поведение героев фильма и их диалоги с определенной периодичностью вызывают болезнь у зрителя под названием «рука-лицо». Отсутствие логики действий и непоследовательность главной героини не оправдывает ничего. Ни пол, ни возраст.
3. В России научились снимать фантастику красиво и дорого
Почему нужно радоваться?
Стартовые полчаса фильма вызывают уважение и даже восхищение работой российских киноделов. Сцена падения НЛО снята со вкусом, стильно, качественно. Видеоряд с хорошей операторской работой и достаточно неожиданной, но идеально подходящей музыкой, порадуют эстетов. Не веришь, что бюджет картины всего 7 миллионов долларов. Умеют, когда захотят!
Почему рано радоваться?
Но последующие события в картине медленно размазывают остатки бюджета по всему кинополотну. Минимум фантастики и спецэффекты ради спецэффектов. Здесь не стоит ждать экшен на одном дыхании, как в «Район №9» Нила Бломкампа. Лишь в концовке режиссер вспоминает, что снимает не молодежную мелодраму, а фантастический фильм.
4. Фильм порадует приятными шутками
Почему это здорово?
Как бы это удивительно не звучало, но в фильме, где часть персонажей – пацаны с района, юмор вызывает улыбку, а не раздражение. «Притяжение» с определенной периодичностью расслабляет зрителя шуткой или гэгом. И выглядит это все гармонично и к месту.
Почему нет повода для радости?
Сценарист в открытую использует прием copy-paste в отношении некоторых зарубежных фильмов. Это касается не только сюжетных клише, но и юмора. Спасибо, хоть за то, что сцену из «Терминатора 2» не пересняли покадрово. Но, нынешняя молодежь, наверное, уже и не знает настоящих героев.
5. Посыл фильма к ключевой аудитории правильный и нужный
Почему это нужно?
Не будем раскидываться спойлерами, но Бондарчук старается своей работой продемонстрировать все человеческое несовершенство. Молодежь, посмотрев картину, должна задуматься о своих словах и поступках. Человек должен оставаться человеком, чтобы не происходило.
Почему все выглядит топорно?
Сложно ассоциировать себя с «гопниками с района» и истеричными школьницами. Фильм снят для подростковой аудитории, которая проглатывает сценарные дыры, готова слушать «боль для ушей» и не задается лишними вопросами. Хотелось более гладкой подачи материала, чтобы из-за банды гопников из Чертаново не было стыдно за весь человеческий род.
В сухом остатке фильм не заслуживает унизительного забрасывания камнями. Картина не идеальна, у нее большие проблемы со сценарием и выбранным ракурсом подачи материала. Но есть неплохая актерская игра, достойные спецэффекты и какая-никакая мораль истории. Подростковый аттракцион в чистом виде.
Не ошибается тот, кто не делает. Когда-нибудь, и в нашей стране научаться делать достойную фантастику, которой мы будем гордиться. Главное дожить до этого момента.
Юрий Андреев
Люблю Apple, рассказываю о гаджетах, кино и полезных вещах из мира IT.
«Притяжение»: интервью с Фёдором Бондарчуком
Фёдор Бондарчук — знаковая фигура в отечественном кино. Он снялся в более чем полусотне фильмов и сам срежиссировал их чуть меньше десятка. Его картины заработали кассовый успех и получили шквал мнений — как положительных, так и отрицательных. Хотите вы того или нет, но именно Фёдор Бондарчук находится среди тех, кто двигает отечественный кинопром. И если когда-нибудь о русских фильмах и можно будет говорить без снисходительной улыбки на лице, то случится это в том числе благодаря Бондарчуку.
Фёдор Бондарчук — сын знаменитого советского режиссера Сергея Бондарчука, жизнь и творчество которого застали ваши родители. В юношестве Фёдор поступил во ВГИК на режиссерско-постановочный факультет, где совмещал и учебу, и первые съемки. Первая роль досталась ему в фильме отца «Борис Годунов».
«Отец был строг со мной. Он был и остается для меня фантастическим, незыблемым авторитетом. Это была ужасная ответственность. Когда я приходил со съёмок, из меня буквально пот выжимали. Мне очень сложно давалась роль», — вспоминает Фёдор Бондарчук.
С тех пор он был и ведущим телешоу, и актером камео, и звездой музыкальных клипов — где он только не играл. Возможно, Федор так и остался бы ничем не примечательным актером, если бы вскоре не пересел в режиссерское кресло. Его дебют, военная драма «9 рота», неожиданно «выстрелила» в отечественном прокате, собрав много лестных отзывов и наград. Так началась режиссерская карьера Бондарчука, уже вторая в династии.
Его фильмы есть за что хвалить, но все же принято ругать. Розовый танк, кричащие персонажи и глуповатый главный герой из экранизации «Обитаемого острова» надолго запомнятся всем любителям отечественной кинофантастики и братьев Стругацких. Надолго врежется в память и девушка Катя из «Сталинграда».
Но даже после всех этих неурядиц, после странных и порой вызывающих ролей (Дед Мороз?!), Бондарчуку удается зажечь искру интереса своим новым фантастическим фильмом «Притяжение». Графика не вызывает отторжения, персонажи не выглядят глупо, а завязка заставляет вспомнить недурные западные блокбастеры «День независимости» и «Район №9». С такими не стыдно ассоциироваться.
Долгое время о фильме ничего не было известно — лишь в Сети лежал коротенький тизер с крушением на Москву инопланетного корабля. И вот на фестивале Comic Con Russia 2016 Фёдор Бондарчук лично вышел на сцену и в подробностях рассказал о своем фантастическом фильме.
Кадры, продемонстрированные на закрытой презентации, действительно напоминают «Район №9» Нила Бломкампа. Режиссеру и самому на ум приходит это сравнение, однако он утверждает, что «Притяжение» старались сделать максимально оригинальным, выстроив сюжет вокруг человеческих взаимоотношений. Как минимум картинка выглядит достойно — никаких плохо прорисованных медведей и шагающих роботов.
Мы поговорили с режиссером о том, как проходили съемки фильма, на какие уловки пошла съёмочная команда, с чем сравнивают «Притяжение» и какие компьютерные игры предпочитает Бондарчук.
Про сценарий и возвращение к кинофантастике
— Откуда появилась идея «Притяжения»? Почему вы вновь вернулись к фантастике?
Фёдор Бондарчук: Изначально сценарий будущего «Притяжения» лежал у нас на студии. Его написали наши коллеги, молодое кинообразование, студия «Водород». В сценарии было все: и экшн-сцены, и крепкий сюжет, и непредсказуемость событий.
Во втором черновике я увидел то, что меня заинтересовало как режиссера. Я увидел там не «железных человечков», не «розовых человечков», а настоящего человека, человека дня сегодняшнего, и проблемы, которые волнуют меня и многих других людей. Я начал рассказывать, как было бы здорово, если бы то, что я увидел, читалось бы зрителем. Хотелось, чтобы это был не просто жанр «фильм-катастрофа». Мне ответили: «Слушайте, снимайте сами». Я говорю: «Я? Так остался год подготовительный, для такой картины это немного».
— Но все же вы решились?
Фёдор Бондарчук: Уже через неделю я сидел дома и спрашивал себя: «Неужели я сказал, что буду снимать? Как же я буду снимать? Это же совершенно другой жанр. Как я буду снимать. ». И вот в этом состоянии я пребывал где-то месяц. А потом началась работа, и я забыл об этом, потому что подготовительный период огромный, нужно было придумывать миры, хоть мы все это и обсуждали с самого начала. Потом, когда появились актеры, я понял, что это лучшее путешествие за всю свою жизнь. В общей сложности — полгода съемочного периода. Лучшее время в моей жизни.
О проблемах на съемках и цифровом Чертаново
— Сложно было снимать «Притяжение»?
Фёдор Бондарчук: После «Сталинграда» я столкнулся с одной проблемой: сегодняшние технологии в одну секунду превратили мир в совершенно иное пространство. Хранишь ты секрет, не хранишь, говоришь, какой актер у тебя снимается, не говоришь… это бессмысленно — с помощью любого телефона это и без тебя становится достоянием. Сегодня страшно сложно что-то сохранить в тайне.
Для этого мы нагло путешествовали по Чертаново без разрешения на съемки. Когда военная техника проезжает рядом с детской площадкой, это смотрится дико. Или когда ты ставишь заборы, которые охраняют наш периметр, внутри которого лежит тарелка, это тоже смотрится диковато. Но это надо было сделать быстро, моментально, иначе люди собирались и начинали требовать: «Оставьте нас в покое, прекратите съемки, дайте жить».
— Весь фильм снимался в реальных декорациях настоящего района Чертаново?
Фёдор Бондарчук: Не совсем. Нам повезло найти недавно удивительное место, недострой спального района, который мы перекрасили под цвета Чертаново, потому что оно все же бело-голубое, а недострой был желтый. И это был просто подарок: во-первых, в Москве, не так далеко, не надо было ехать в экспедицию. Мы просто приезжали в закрытый район, там снимали часть города.
А потом мы просто взяли и построили в цифре все Чертаново. У нас цифровое Чертаново, где ездят машины, где работают светофоры, где сидят воробьи на линиях электропередач, где горит аптека. Но все это в цифре. В первый раз с этим сталкиваюсь. Ты можешь придумать все, что угодно, потому что мир, про который ты снимаешь, внутри которого ты снимаешь, оцифрован. Но в первую очередь мы охраняли сюжет. И охраняем до сих пор.
О трейлерах и похожих фильмах
— Но ведь сюжетную завязку вы уже раскрыли в дебютном трейлере, не так ли?
Фёдор Бондарчук: Я читал комментарии в сети после появления первого трейлера. Там пишут: «Ну, понятно, крутая тарелка, то-се, пятое-десятое… Наверное, все, что было крутое, они и ввалили в первый трейлер». Но то, что мы показали в трейлере — это только цветочки. Потому что основное — сюжет — мы оставим все-таки для фильма. И это меня радует, и его я никогда не покажу в трейлере. Ведь это тот редкий случай, когда зритель придет и скажет: «Слушай, старик, вот то, что ты видел в тизерах и трейлерах — это одно. Ты сходи все-таки и посмотри, там немножко все по-другому».
— А если не брать в расчет сюжет фильма, то в чем заключается главная идея «Притяжения»? На что лента похожа больше всего, как считаете?
Фёдор Бондарчук: «Притяжение» ближе к «Району №9», который затрагивает гуманистические проблемы сегодняшнего дня, гиперцивилизацию, отношения бедный-богатый. Там много сюжетных линий и символов о человеческих взаимоотношениях и историй про людей. Если заменить слово «инопланетяне» на «другие», то это ближе всего к картине «Притяжение». Кто-то еще говорит про «День независимости»: да, тоже что-то падает, что-то взлетает, а вооруженные силы охраняют, предупреждают и пытаются сопротивляться – это похоже, но в целом нет.
О стратегиях и «Варкрафте»
— Вы играете в видеоигры? Ведь в них можно почерпнуть много крутых идей для будущих фильмов!
Фёдор Бондарчук: Я много играл в компьютерные игры, меня увлекало, был период даже, когда я не спал. И мои игры — это цивилизации, это стратегии, миры. Я заводил миры, управлял флотилиями, переходил из одного века в другой.
Я помню, что играл даже в Warcraft! Я не знаю фанзону «Варкрафта» и ее отношение к фильму [имеется ввиду экранизация 2016 года], но мне он понравился. Я спросил у своего 24-летнего сына: «Как тебе «Варкрафт»?», и он ответил: «Папа, я играл в него!». Я спросил у него, как ему фильм, и он сказал: «Знаешь, мне понравился, это ребята мои, я верю в это».
— А как вы вообще относитесь к фильмам по играм? К таким картинам предъявляют немало претензий (чаще всего сами игроки). В чем причина, как думаете?
Фёдор Бондарчук: Мне кажется, киноистория по компьютерным играм вполне себе уместна. Самое главное упирается только в одно: сценарий. Наверное, сложность в том, что те или иные герои имеют привычный характер и образ, которые нельзя разрушать, потому что к этому привыкли люди. Они любят их, играют ими, улучшают. И увести героя в другую сторону будет оскорблением той или иной биографии цифрового персонажа.
Мне кажется, что игры так стремительно развиваются, что скоро здесь будет сидеть какой-нибудь клыкастый парень, а я поплыву на плоте завоевывать флотилию: ночью секретно подплыву к кораблю, взорву там бочку пороха и завладею флагманским кораблем. Это будет здесь и сейчас, я просто встану и пойду туда, на этот плот. Если бы у меня было время, я бы провел отпуск в какой-нибудь новой стратегии, забурился бы дней на десять и построил бы цивилизацию.