пример любой дилеммы можно по с дугласу между психологом и клиентом

Этические вопросы психодиагностической и научной деятельности. ПЗ 3. Перевязко Елена Александровна г. Москва 2021 Задание решение

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Психологическое консультирование и психодиагностика (620)

Дисциплина: Профессиональная этика в работе психолога

Практическое задание 3, Модуль 3. Этические вопросы психодиагностической и научной деятельности

Перевязко Елена Александровна

Задание 1. Решение этических задач.

Решите следующие психологические задачи: Дайте свою оценку, следующим фактам, приведите рассуждения и аргументируйте ответ:

1) Психолог дал знакомому бизнесмену без специального образования методику ММРI (личностный опросник) и ключи к ней, чтобы тот протестировал свой персонал и уволил всех неподходящих работников.

Ответ: Данный случай выходит за рамки этичности. Наблюдается нарушение нескольких принципов. Один из них, принцип компетентности:

Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование,

интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое

исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную

(биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов

деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.

Следовательно, и принцип ответственности. Психолог должен понимать, что этот поступок может повлечь за собой социальные последствия, воздействующие на лица, группы и организации.

Можно было предложить свои услуги или услуги другого специалиста, имеющего квалификацию и компетентность в вопросе психодиагностики.
2) Психолог сотрудничает с магазином мебели на основе договора, выполняя роль бизнес-тренера отдела продаж. Во время одного из обучений, директор магазина попросил помочь в конфликте с реальными покупателями. Психолог представился администратором магазина и уговаривал клиентов не беспокоиться в связи с длительной задержкой доставки, купленной ими мебели. Вины магазина при этом нет. Оцените действие психолога, есть ли здесь нарушение этики?

Ответ: Я думаю, в этом случае есть нарушение этики. Нарушен как минимум принцип честности. Не смотря на помощь магазину, у такого поступка прослеживается превышение своих полномочий еще и обманным путем (психолог представился администратором, кем не является на самом деле). На мой взгляд, психолог, являясь по договору бизнес-тренером, мог использовать этот случай для отдела продаж, чтобы кто-то из них применил свои знания на практике, а не сам тренер.
3) Психолог коллегам с юмором рассказывал о проблемах своих клиентов, не упоминая их имен.

Ответ: Нарушен принцип уважения. Особенно пункт об конфиденциальности:

Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом

случайному разглашению вне согласованных условий.

На мой взгляд только некомпетентный специалист может смеяться над проблемами своих клиентов. Говоря простым языком, зачем вообще посвящать свое время на «помогающие» профессии, где сутью является разбор проблем, что весьма серьезно. Это тоже самое, если хирург будет смеяться над своим пациентом без ноги, которому он сам же и сделал операцию.
4) Психолог сообщил матери о том, что ее 13-летний сын открыл ему на консультации свои суицидальные мысли.

Ответ: Ситуация сложная. Здесь мы сталкиваемся с моральной дилеммой. С одной стороны, нарушается правило конфиденциальности. Возникает вопрос, как отреагирует мать сына. Ее реакция может усугубить ситуацию. Но с другой стороны, ребенок является несовершеннолетним, а значит за него несут ответственность родители (либо опекуны). В целях безопасности они обязаны знать, что происходит с их ребенком.

Возможно, на консультациях мальчик самостоятельно пришел к выводу о том, что стоит пригласить маму на консультацию и обсудить эти вопросы. Ситуация неоднозначная. В любом случае, я думаю, что психолог должен был подготовить почву для максимально экологичной развязки этой ситуации, не нарушая при этом ни общепринятых норм, ни своих личных моральных принципов.
Задание 2. Решение этических задач.

Ознакомьтесь с текстом лекции, выполните задание. Прокомментируйте факты:

1) В курсовой работе студент указал настоящие фамилии и имена испытуемых, составляя сводную таблицу данных. Этично ли он поступил?

Ответ: Нарушен Этический кодекс. Пункт конфиденциальности. Психодиагностические данные студентов, полученные при их

обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о

Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
2) Психолог снимал сеанс с клиентом на видеокамеру, которая была замаскирована среди книг, так как он хотел использовать видео на конференции. Как он должен был поступить, учитывая правила этики?

Ответ: Психолог должен был рассказать об исследовании и получить согласие клиента. Согласно правилу этики:

Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может

делать только после того, как получит согласие на это со стороны

Клиента. Это положение распространяется и на телефонные

переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями

консультации и телефонными переговорами Психолог может

разрешить только после получения согласия на это со стороны

3) Психолог просил ответить на вопросы интервью, не раскрывая испытуемым цель исследования и то, каким образом потом будет использоваться информация. Какие он нарушил этические правила?

Ответ: Нарушен принцип уважения, а именно правило осведомленности и добровольного согласия клиента:

Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно

быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в

понятной для него форме о целях, особенностях исследования и

возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях,

чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с

Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том,

что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен

принять все необходимые предосторожности для обеспечения

безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму

возможности непредвиденного риска.

Задание 3. Этические дилеммы.

Ознакомьтесь с текстом лекции 5, приведите пример любой дилеммы (можно по С.Дугласу) между психологом и клиентом. Можно использовать материал из жизни, кино, книг и пр.

Кратко опишите случай и укажите, какие этические принципы вступают в противоречие между собой.
Вспомнился фильм «Мой лучший любовник». Главная героиня влюбляется в молодого парня, от чего у него возникает куча сомнений, и она идет к психологу разбираться со своими «тараканами» в голове. В итоге оказывается, что психолог является матерью этого парня, однако главная героиня этого не знает.

Дилемма в том, что психолог в курсе, что это ее сын. И с одной стороны, она должна соблюдать все правила, с другой стороны у нее возникает внутреннее сопротивление, борьба собственных моральных принципов.

Конечно, фильм – комедия, и все это преподнесли с юмором. Ведь изначально, когда психолог даже не догадывалась, что ее сын – любовник клиентки, она спокойно проводила консультации. Но как только ситуация вскрылась, стало сложнее соблюдать правила этики. В противоречие начали вступать такие принципы этики, как принцип уважения, когда психолог должен с равным уважением относится к людям, вне зависимости от

их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности,

принадлежности к определенной культуре, этносу и расе,

вероисповедания, языка, социально-экономического статуса,

физических возможностей и других оснований, беспристрастность психолога, где психолог не должен предвзято относиться к Клиенту, принцип Конфиденциальности, когда информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий, принцип честности и самое главное принцип ответственности, когда решение Психолога осуществить исследовательский проект или

вмешательство предполагает его ответственность за возможные

научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц,

группы и организации, участвующие в исследовании или

вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние

научной психологии на общественное мнение и на развитие

Источник

Этические дилеммы в психологическом консультировании

пример любой дилеммы можно по с дугласу между психологом и клиентом

Когда мораль теряет очевидность: этические дилеммы в психологическом консультировании

Этическая дилемма в практике психолога — не просто сложная ситуация, в которой сталкиваются личные потребности психолога или организации, где он работает, и этические принципы. Например, для набора клиентов начинающему психологу предлагают делать скидки при оплате клиентом сразу нескольких консультаций или вести первичные консультации бесплатно. Это ситуация, в которой, даже выбрав следование этическим профессиональным принципам, решение психолога может привести к неблагоприятным последствиям для других вовлеченных в неё сторон.

Анастасия Армашова, психолог-консультант Центра корпоративного обучения и консультирования Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, к.психол.н., рассказывает о результатах своего диссертационного исследования “этической зоркости” — способности психолога узнать в профессиональной ситуации этическую дилемму и по-разному отнестись к ней.

Этическая дилемма в практике психолога — не просто сложная ситуация, в которой сталкиваются личные потребности психолога или организации, где он работает, и этические принципы. Например, для набора клиентов начинающему психологу предлагают делать скидки при оплате клиентом сразу нескольких консультаций или вести первичные консультации бесплатно. Это ситуация, в которой, даже выбрав следование этическим профессиональным принципам, решение психолога может привести к неблагоприятным последствиям для других вовлеченных в неё сторон.

Зачастую такие ситуации возникают непосредственно при взаимодействии с клиентом. У психолога нет возможности подготовиться к первичной консультации. Как правило, он не знает, в каком поле будет работать: какие личностные особенности будут у клиента, с какой проблемой и в каком психологическом состоянии он придет. Также клиенты в связи с остротой ситуации не всегда раскрывают все подробности консультанту. Специалист понимает, что работает в дефиците информации о полной картине обстоятельств, затрагиваемых сторонах и т.д. Высокая неопределенность в ситуации консультирования и необходимость принятия решения «здесь и сейчас» делает этическую дилемму не просто случаем абсолютного авторства специалиста в своем выборе, но и предполагает высокое эмоциональное напряжение.

Психолог-консультант описывает свои переживания в начале работы с этически сложными случаями: «Как правило, при таких сложных ситуациях клиенты вначале поднимают вопрос конфиденциальности, мы обсуждаем принцип этического кодекса, я разъясняю подробно, как должен действовать специалист. Уже тогда возникает это ощущение неопределенности, ты понимаешь, что предстоит сложная консультация, сложная ситуация, в которой, скорее всего, тебе придется принимать сложное решение, но ты не знаешь, что это будет, не знаешь последствий».

На кафедре консультационной психологии ЯРГУ им.П.Г. Демидова мы провели исследование восприятия психологами-консультантами этических дилемм. Собрали кейсы из практики, которые психологи посчитали сложными этическими ситуациями и этическими дилеммами и потом показали участникам исследования два кейса:

Мы хотели описать особенности восприятия специалистом подобных ситуаций — способность распознать в ситуации этическое поле, дилемму. Эту способность мы обозначили как “этическую зоркость”. Нам удалось выявить три уровня ее развития: рационально-прагматичный, ситуативно-эмоциональный, личностно-ответственный.

На рационально-прагматичном уровне психолог не воспринимает ситуацию как этическую дилемму, оценивает её с одной позиции и не учитывает весь контекст ситуации. Консультанты относились к кейсу как к профессиональной задаче, интересной для решения, или как к ситуации, обстоятельства которой требуют определенного нормативно-заданного поведения. Здесь выбора и ответственности за его последствия не предполагалось в принципе, поскольку консультанты относились к возможному решению как к вынужденному и как к обязательству.

Примеры реакций психологов-консультантов на кейсы:

На ситуацию с распространителем наркотиков:
«Сообщить, что зависимость сильно влияет на все сферы жизни. Работать с запросом и зависимостью»;
«Отказаться, сообщить в полицию (нарушение кодекса»)»; «Боязнь за себя»;
«Поскольку я частнопрактикующий психолог, то мне небезопасно работать с этим клиентом из-за включенности его в сеть распространения наркотических веществ. Кроме того, вероятно, клиент получит более эффективную помощь у психолога, работающего в учреждении, специализирующемся на зависимостях»;
«Сохранять нейтральную позицию».

На ситуацию со звонком знакомой:
«Консультанту должно быть неприятно чувствовать себя жертвой манипуляции обиженной жены»;
«Раздражение, недоумение, переживание, что она нарушает его границы»;
«Меня вовлекают также в коалицию, лишают независимой позиции»;
«Я бы переживала злость из-за звонка жены».

На ситуативно-эмоциональном уровне этической зоркости на восприятие ситуации как этической дилеммы влияет контекст её обстоятельств. То есть консультант не во всех случаях распознает этический конфликт.

Психологи эмоционально переживали невозможность принять оптимальное решение, анализировали ситуацию с разных сторон, прогнозировали негативные последствия.

Примеры реакций психологов-консультантов:

На ситуацию с распространителем наркотиков:
«Конфликт между профессионально-этическими нормами и личными чувствами»;
«Могу ли я работать с наркотической зависимостью? Должна ли я сообщить в органы наркоконтроля об этом человеке, если он совершает правонарушения?»;
«Надо думать с чем и как работать в этой ситуации, запросить консультацию в Ассоциации».
На ситуацию со звонком знакомой:
«Сочувствие и понимание жены клиента. Человеческое угрызение совести»;
«Солидарность и понимание к переживаниям женщины, но профессионализм и понимание в трудной ситуации клиента»;
«Мысль о том, как можно не травмируя знакомую донести до нее, что это конфиденциальная информация, которая ни в коем случае не может быть разглашена и возможно ли в таком случае вообще отправить его с ней к семейному психологу. Как лучше поступить в данной ситуации — какие могут быть альтернативы?»;
«Тревога, неуверенность в благоприятном исходе консультирования»;
«Гнев от невозможности найти оптимальное решение, солидарность, эмпатия, ярость, сомнение и т.д.».

На личностно-ответственном уровне этическая дилемма распознается специалистом вне зависимости от контекста обстоятельств ситуации. Отличительным этого уровня является не просто эмоциональное переживание неизбежности негативных последствий принимаемого решения, но и осознание личной ответственности психолога за него. Ситуация не воспринимается как сложная профессиональная задача, где выбор продиктован обстоятельствами. Консультант воспринимает её как личностный выбор, относится к принимаемому решению как к значимому для развития его личности («как мне жить с этим решением»).

Принятие решения сопровождается процессом самоопределения, рефлексии ценностей относительно обстоятельств данной конкретной ситуации.

Примеры реакций психологов-консультантов:

На ситуацию с распространителем наркотиков:
«- смятение: при любом действии консультанта произойдет нарушение конфиденциальности, поэтому выбор: или помогать клиенту, или быть добропорядочным гражданином и сообщить в наркоконтроль.;- вопрос к себе: «с каким решением я смогу потом жить?». Сделка с совестью при понимании того, что в любом случае поступаю плохо, что-то, да нарушаю.; чувство ответственности за отношения с клиентом: он видит в консультанте для себя спасение, доверяет»;
«Стоит ли мне заявлять в правоохранительные органы? Но если заявить, то его посадят. А он выбраться хочет. Сам пришел, доверился (после слов о конфиденциальности). Но и поддерживать, понимая, что он распространяет вещества, мне сложно. Работать при уверенности, что настроен на прекращение приема и распространения веществ»; «Растерянность, смогу ли я сработать с такой сложной ситуацией, мысли о цене доверия клиента и своей ответственности».

На ситуацию со звонком знакомой:
«Сначала ощутила возмущение от просьбы. Потом уже чувства меняются. Неприятно, что так закрутилась информация. Что замешаны старые знакомые. Ощущение сложности и отсутствия единого верного выхода»;
«»Муки совести», терзание между тем, что уже есть сложившиеся доверительные отношения с клиентом и их нарушать нельзя и желанием помочь женщине»;
«Муж не давал согласия на распространение информации о нем, это не случай, когда принцип конфиденциальности может быть нарушен. Поэтому никакой информации жене психолог не может предоставить. Возникает столкновение системы ценностей консультанта и клиента (ценность семьи). Высказывать ли свои соображения на этот счёт? Или придерживаться системы ценностей клиента».

Отношение к этической дилемме как личностному выбору, рефлексия своего эмоционального переживания в данной ситуации, своей ответственности за последствия требует ресурсного состояния от консультанта. Рационально-прагматичное восприятие может быть следствием не только этической необразованности, но и аспектом профессионального кризиса или выгорания. Иными словами, для психолога важно не только быть этически образованным и знать алгоритмы действий в этически противоречивых ситуациях, но и развивать и поддерживать этическую зоркость, то есть саму способность распознать данную ситуацию в своей профессиональной деятельности.

Ссылка на исследование: Армашова А.Б. Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента: дис. … кандидата Психологических наук: 19.00.05 / Армашова Анастасия Борисовна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»], 2018

Источник

Психологическая помощь онлайн

пример любой дилеммы можно по с дугласу между психологом и клиентом

Основатель, супервизор и ведущий психолог Gaverdovskaya Studio

Национальное обследование

Американская психологическая ассоциация (АПА) была основана в 1892 году и на протяжении 60 лет сталкивалась с этическими проблемами, не имея формального кодекса для их решения. На заре существования ассоциации эти проблемы были достаточно простыми, поскольку сама ассоциация представляла собой организацию преподавателей колледжей. В основном, этические проблемы касались плагиата и академических свобод.

В результате кодекс содержит как общие принципы, так и объясняющие их параграфы, которые отличаются специфичностью и с большой вероятностью будут меняться и расширяться. С целью сохранения уникального характера кодекса было решено, что изменения в него будут вноситься как в результате обсуждений между членами ассоциации, так и на основании дополнительных прецедентов.

Эти прецеденты представляют собой не столько решения Комитета по этическим стандартам, сколько результаты решений, которые психологи в своей работе принимают на ежедневной основе.

МЕТОД

АРА разработала анкету, которая вместе с сопроводительным письмом была распространена среди ее членов с просьбой поделиться опытом решения этических дилемм. С использованием таблицы случайных чисел были выбраны 1319 респондентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ответы были получены от 679 психологов, то есть от 51% выборки. Респонденты сообщили о 703 случаях этических проблем, которые были сгруппированы по 23 категориям (Таблица 1).

Категорияn%
Конфиденциальность12818
Неопределенные, «двойные» или конфликтные отношения11617
Источники и методы оплаты услуг, условия оплаты9714
Обстановка в университете, дилеммы, связанные с преподаванием и его качеством578
Судебная психология355
Исследования294
Поведение коллег294
Вопросы, связанные с сексом284
Оценка данных254
Сомнительное или потенциально вредное вмешательство203
Компетентность203
Этические кодексы и комитеты по этике172
Психология в школе152
Публикации142
Помощь необеспеченным132
Супервизия132
Недобросовестная реклама132
Психология в организациях91
Медицинские вопросы51
Прекращение работы51
Этническая принадлежность41
Записи о лечении41
Другое71

Ниже приводится разбор каждой из категорий.

Конфиденциальность

Наибольшее количество этических дилемм было связано с конфиденциальностью. Вот несколько примеров.

— Девушка сделала аборт без ведома своих приемных родителей. Я с должным вниманием отнеслась к ее мнению относительно отсутствия возможной поддержки со стороны родителей. Но я волновалась, что наши отношения испортятся, если выяснится, что я знала о ее решении, а они нет.

— Мой клиент-психолог сказал мне, что он нарушил этику, но я не могу никому рассказать об этом.

Возможно, это неудивительно, что конфиденциальность – наиболее распространенная этическая дилемма. Хотя конфиденциальность считается самым фундаментальным и чуть ли не главнейшим этическим принципом, исследования показывают, что она является самым частым предметом намеренных нарушений этических стандартов, и более половины респондентов признаются в том, что ненамеренно нарушали конфиденциальность.

Эти инциденты вызывают множество вопросов, однако главными являются две области, которые не затрагиваются текущим вариантом этического кодекса. Во-первых, границы конфиденциальности должны ясно проговариваться в случае, когда психологическая услуга оказывается несколькими лицами (включая администраторов и супервизоров) или нескольким клиентам (например, в клинике, в терапевтической группе, в случае парной и семейной терапии). Во-вторых, некоторые случаи, которые касаются, например, обязательного разглашения информации о насилии над ребенком, иллюстрируют ситуации, в которых психологи считают, что конфиденциальность правильнее нарушить. Большинство психологов скорее всего сталкивались с ситуацией, когда следование правилам кажется клинически и этически неправильным, потому что подвергает клиента или третьих лиц риску. В экстраординарных обстоятельствах нарушение конфиденциальности может быть этически приемлемым.

Неопределенные, «двойные» или конфликтные отношения

Следующей наиболее распространенной проблемой является установление четких, разумных терапевтических границ вокруг отношений терапевта и клиента. Вот несколько примеров:

— Я работал с ребенком и скоро понял, что между мной и его матерью существует взаимное притяжение. Моя работа с ребенком приносила положительные результаты. Тем не менее я принял решение передать его другому терапевту, несмотря на достигнутый результат, чтобы избежать «двойных» отношений.

В целом, этот инцидент говорит о том, что в этическом кодексе «двойные» отношения и их приемлемость должны быть четче прописаны.

Далее, в кодексе должны быть затронуты принципы, которым должны следовать терапевты, работающие в малых городах, деревнях и удаленных местах.

— Я работаю в сельской местности. Я также состою в религиозной общине… Люди приходят ко мне, потому что меня уже знают… Принцип, запрещающий «двойные» отношения позволяет мне придерживаться этики (но за счет возможных обид и недоразумений), но никак не помогает в реальных обстоятельствах, в которых я работаю.

В-третьих, кодекс должен внести ясность в разницу между «двойными» отношениями и случайными контактами вне практики (например, случайная встреча терапевта и клиента вне кабинета).

— Полгода назад клиент, с которым я работала 3 года, начал встречаться с моей лучшей подругой. О том, к чему это привело, я могу написать книгу! Я обратилась за юридической и терапевтической помощью. Сейчас мой клиент и моя подруга живут вместе, и я передала его другому терапевту, из-за чего он был в ярости и чувствовал себя брошенным. Я несколько месяцев сама работала с психологом, чтобы «достучаться» до этого клиента. Когда я узнала о романе, то скоро сказала своей подруге, что нам надо сделать перерыв в общении. Не знаю, будем ли мы в будущем друзьями и на каких условиях.

Источники и методы оплаты услуг, условия оплаты

Третьим наиболее частым источником этических проблем был финансовый вопрос. 56 инцидентов были связаны с условиями страховки. Недостаточное страховое покрытие в случае клиентов, остро нуждающихся в помощи, создавало серьезную этическую дилемму для терапевта, когда он/она был/-а не в силах оказать клиенту адекватную помощь ( «Страховая компания заставляет меня менять принципы работы с клиентом из-за финансовых ограничений страховки» ) либо был/-а вынужден/-а быть не до конца честным/-ой со страховой компанией ( «Я вынужден врать о психическом состоянии клиента, чтобы страховая компания оплатила лечение, тогда как их психолог отказывается признавать право клиента на выплату» ). Другие описанные случаи включали выставление счета за пропущенные встречи, оплата семейной терапии как индивидуальной, искажение информации о состоянии клиента для получения страховки, выписку нелицензированных препаратов.

— Семилетний мальчик подвергся жестокому сексуальному насилию. Я оценил ситуацию и рекомендовал 6 месяцев терапии. Страховая компания одобрила 10 сессий у не-специалиста, тогда как не существует эффективной программы, которую можно завершить с семилетним ребенком за 10 сессий.

— Замужняя женщина обращается к психологу. Ее муж оплачивает сессии. Через несколько встреч становится очевидно, что клиентка планирует уйти от мужа, который об этом не знает. Терапевт помогает клиентке справиться с ситуацией, которая имеет негативные последствия для ее мужа, и муж за это платит.

Обстановка в университете, дилеммы, связанные с преподаванием и его качеством

Эта группа дилемм касалась размытых правил учебных заведений. 13 респондентов отметили давление, которому они подвергались при выставлении оценок, 8 респондентов выразили тревогу относительно недостаточно квалифицированных выпускников.

— Мои коллеги и я беспокоимся насчет эмоциональной нестабильности и недостаточного уровня знаний нескольких студентов, принятых в образовательное учреждение, одобренное АПА.
— У меня были студенты с серьезными эмоциональными проблемами, которые закончили программу по консультационной психотерапии и стали «психотерапевтами».

Судебная психология

Некоторые респонденты использовали оскорбления (например, слово «шлюхи») по отношению к психологам, которые дают ложные показания в суде. Эти психологи готовы работать на любого, кто платит.

— Они дают показания на делах о сексуальном насилии в отношении детей и говорят, что преступник «вылечился» и не станет нарушать закон опять («гадание на хрустальном шаре»)

Исследования

12 респондентов отметили, что подвергались давлению относительно процедуры и результатов исследования. Вот примеры:

— Я участвую в проекте, получившем грант. Проходя мимо стола секретаря, я увидел отчет руководителя проекта для источника финансирования. В нем количество участвовавших в исследовании было в 2 раза больше, чем на самом деле.

— Директор клиники, занимающейся проблемами речи, хочет использовать данные о пациентах без получения их согласия.

Поведение коллег

4% респондентов говорили о проблемах в отношениях с амбициозными коллегами. Некоторые не могли вступить в конфронтацию с коллегами, нарушающими этику.

— Как члену кафедры мне было тяжело общаться с коллегой, на которого постоянно жаловались студенты.

— Я вижу приемных детей, которые не могут отвечать за себя, и социальных работников, которые ими не интересуются. Как я могу сохранить хорошие рабочие отношения с теми, кто не выполняет свою работу?

Вопросы, связанные с сексом

4% респондентов были обеспокоены этичностью сексуальных отношений.

— Не часто, но иногда, мои клиентки выражают интерес к романтическим отношениям со мной.

— Студент, работающий с клиентом в течение семестра, закончил работу в конце семестра, как и планировалось, и затем начал сексуальные отношения с клиентом. Думаю, АПА должна серьезнее относиться к таким случаям.

Текущий этический код АПА эксплицитно не затрагивает отношения терапевта и клиента после окончания терапии, что вызывает вопросы относительно позиции АПА. В 13-ом переработанном черновом варианте кодекса есть формулировка: «Психологи не вступают в сексуальные отношения с текущими и бывшими клиентами», тогда как в 15-ом варианте присутствуют предложенные поправки касающиеся разрешения отношений в «экстраординарных обстоятельствах» и «только спустя один год».

Оценка данных

Эти дилеммы касались сомнений относительно достаточной компетенции тех, кто (a) проводит психологические тесты и (b) делает выводы на основе некачественных данных или игнорируя важные источники данных.

— Меня часто просят проинтерпретировать результаты теста, не разрешая мне увидеть клиента. Я отказываюсь давать оценку без контакта с клиентом.

— Психологи используют результаты компьютерного теста как единственный источник оценки, не интегрируя их с другими источниками данных.

Сомнительное или потенциально вредное вмешательство

Некоторые респонденты высказывали сомнение в эффективности, легитимности и безопасности методов и условий лечения.

— Моя пациентка поступила в колледж и уехала из города. Незадолго до отъезда она рассказа мне историю о раннем сексуальном насилии. Эти воспоминания очень ее мучили. Она отказалась ходить к терапевту в колледже. Она попросила продолжить наши сеансы по телефону. Я не компетентна в этом. Могу ли я работать по телефону? Будет ли это терапией? Если я откажусь, я брошу своего клиента?

— Коллеги… которые 4-5 раз за сессию отвечают на телефонные звонки. Насколько это этично?

Компетенция

Около 3% дилемм касались работы в недостаточно известных областях или утраты компетенции со временем или в результате стресса.

— Клиенты просят меня работать с ними, но я недостаточно компетентен в работе с их проблемой.

— Я часто чувствую истощение и выгорание, но у меня не хватает ресурсов на личную терапию и супервизию. Как мне понять свой предел?

Этические кодексы и комитеты по этике

11 дилемм в этой области касались этики, лицензирования и соответствующих комитетов. 3 инцидента были связаны со слишком медленной работой комитетов. Некоторые респонденты отмечали, что текущий этический кодекс является тривиальным, недостаточно конкретным и неадекватно отражает заботу о клиентах.

— Моя профессиональная ассоциация, АРА, считает, что мои религиозные убеждения (например, что гомосексуализм – это плохо) являются неэтичными. Мне уйти из ассоциации или бросить религию?

Психология в школе

Эта группа дилемм касается желания терапевтов действовать в интересах детей несмотря на давление со стороны администрации.

— Отстающего в развитии мальчика изолируют от остального класса из-за его поведения. Школа нанимает меня, чтобы работать с его поведением, когда он все еще находится в изоляции. Я считаю, что его нужно интегрировать в класс. Чьи интересы я защищаю?

Публикации

Эти проблемы касались выражения благодарности тем, кто не принимал участия в публикации или не выражения ее тем, кто принимал, а также использования учителями работ студентов в своих статьях.

Помощь необеспеченным

Респонденты высказывали тревогу относительно помощи бедным, безработным и бездомным.

— Меня волнует, что те, кто работает с бездомными, не получают достаточно образовательных и финансовых ресурсов

— Как помочь людям с низким доходом?

Супервизия

Дилеммы из этой категории касались недобросовестной и неуважительной работы супервизоров.

— Коллега подверглась оскорблениям со стороны супервизора, публичной критике и обсуждению ее личности с третьими лицами. На самом деле проблема была в том, что ему не нравился ее терапевтический метод.

Недобросовестная реклама

Эти дилеммы касались того, как профессионалы представляют себя и свою работу в ложном или сомнительном ключе.

— Моя клиника хочет рекламировать мои услуги в манере, которую я нахожу оскорбительной и непрофессиональной.

Психология в организациях

Эти проблемы касались вмешательства руководства компании в работу психолога, особенно в вопросе сохранения конфиденциальности сотрудников.

Медицинские вопросы

Около 1% респондентов фокусировались на медицинских вопросах.

— Родитель десятилетнего ребенка отказывается отводить его на медицинский осмотр. Должен ли я прекратить работу с ребенком и его семьей?

Прекращение работы

Эти дилеммы связаны с прекращением терапевтической работы и его объяснением. Вот примеры:

— Мой крупнейший «этический кризис» связан с прекращением работы с клиентами, которые были жертвами сексуального насилия в детстве и в жизнь которых я был включен по 5-7 лет.

— Моя коллега ушла в отпуск на 4 месяца и «передала» мне своего клиента на это время. Клиент предпочел меня и не захотел возвращаться к моей коллеге, хотя она настаивала, чтобы я убедил клиента сделать это. Теперь у меня сомнения относительно того, что лучше для клиента и стоит ли мне рисковать своей дружбой с коллегой.

Этническая принадлежность

— Многие клиенты, придя в мой кабинет, испытывают шок, когда видят, что я не принадлежу к «этническому мейнстриму». Поэтому мне требуется больше времени, чтобы установить с ними контакт.

Хотя текущий код и его новые черновые версии запрещают дискриминацию по этническому признаку, требуется эксплицитное обращение к вопросу о том, является ли борьба с расизмом этической ответственностью терапевта.

Записи о лечении

Около 1% дилемм касались той информации о клиентах, которую нужно вносить в записи, предоставления записей клиентам, которые не оплатили сессии и непреднамеренного уничтожения записей.

Заключение

Эмпирический подход к составлению этического кодекса позволил учесть опыт членов АРА, что гарантирует его релевантность и применимость. Ни один кодекс не может учесть всех ситуаций, но такой подход снижает риск оказаться с этической дилеммой один на один.

Авторы: Kenneth S. Pope, Valerie A. Vetter
Перевод: Студия Полины Гавердовской

«1 Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Aenean euismod bibendum laoreet. Proin gravida dolor sit amet lacus accumsan et viverra justo commodo. Proin sodales pulvinar tempor. Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes, nascetur ridiculus mus. »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *