применительно к детям дошкольного возраста заботливое отношение к природе можно определить как

Заботливое отношение к природе как главная составляющая часть экологической культуры дошкольников.

Заботливое отношение к природе как главная составляющая часть экологической культуры дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Заботливое отношение к природе как главная составляющая часть экологической культуры дошкольников.»

Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребёнка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения. Из сказанного следует: формирование нравственных ценностей следует начинать уже в дошкольном возрасте.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимоотношения с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л. И. Божович, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец и др.). Источником нравственного развития ребёнка является общественно- исторический опыт предыдущих поколений, который присваивается в период дошкольного детства.

Учёные отмечают, что у ребёнка уже в трёхлетнем возрасте начинает складываться уже своё отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано главным образом на знаниях, полученных от взаимодействия со взрослыми. Это отношение выражается, прежде всего, через проявление заботы о людях, природе.

У дошкольников умение быть заботливым формируется в результате воспитательного воздействия со стороны взрослых, а также в совместной с ними деятельности. Итак, необходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребёнку не только в виде готовых знаний, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением (Б.Т. Лихачёв).

Усваиваемые детьми нравственные нормы и правила заботливого отношения проявляются у них и в слове, и в действии. Дошкольники уже способны вербально выражать своё отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние объектов живой природы. Например, видя потребность живого объекта в чём-либо, ребёнок стремиться удовлетворить её, т.е. проявить заботливость в действии (поменять подстилку животному, налить ему воды или насыпать корма). Кроме того, обращаясь к животному, ребёнок ласково разговаривает с ним: «Какой ты хороший, добрый, весёлый попугайчик!».

Сложность формирования у ребёнка такого нравственного качества, как заботливость заключается в том, что оно является интегративным, т.е. зависит от многих составляющих: трудолюбия, альтруизма, ответственности, настойчивости, оперативности, эмпатии.

Итак, заботливость предполагает:

умение быть настойчивым. Это качество помогает ребёнку довести начатое дело до конца, преодолеть трудности, сдерживать свои импульсивные желания, считаться с интересами, потребностями живого организма;

совершение трудовых действий. Детей важно учить самостоятельно выполнять трудовые действия, осуществлять уход за животными и растениями;

умение быть ответственным (обязательным), которое предполагает способность ребёнка отвечать за состояние живого организма и нести ответственность за совершённое (или не совершённое) им вовремя заботливое действие;

наличие такого качества, как оперативность. Дошкольнику важно научиться незамедлительно при необходимости оказывать помощь нуждающемуся. Если ребёнок не может самостоятельно позаботиться об объекте природы, он должен вовремя обратиться к взрослому или товарищу за помощью;

проявление альтруизма. В ситуации необходимости важно уметь жертвовать своими потребностями и интересами ради заботы о другом, уметь вовремя отложить интересное для себя занятие (игру) для оказания помощи другому;

проявление эмпатии. Заботливость невозможно представить без умения ребёнка эмоционально откликаться на нужды и потребности живого существа, сочувствовать, сопереживать ему, проявлять внимание и чуткость к нему, выражать свои положительные эмоции.

Именно в детском саду педагог имеет возможность целенаправленно формировать такое нравственно е качество, как заботливость, отслеживать динамику изменений в нравственной сфере дошкольников. И помимо этого взаимодействовать с их родителями, что позволяет выявлять особенности проявления ребёнком заботы к объектам природы в семье.

Как уже говорилось, заботливость – сложное нравственное качество, которое может проявляться по отношению ко всему живому. Однако следует отметить, что ребёнку не всегда просто выразить и проявить такое отношение к взрослому и сверстнику; значительно легче это сделать по отношению к объектам природы. Проявляя заботу о них, ребёнок чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим. Именно поэтому необходимо максимально использовать природное окружение для формирования этого качества.

Природа имеет глубокое нравственное содержание, свидетельствующее о важности и необходимости проявления бережного, заботливого отношения ко всему живому. Общение с миром природы заставляет детей задуматься об ответственности каждого из нас за всё, что в ней происходит. Они должны понять: следует не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им непосредственную, реальную и действенную помощь.

Заботясь о живых существах, ребёнок может руководствоваться разным мотивами: пониманием, что это хороший поступок, желанием получить похвалу, одобрение со стороны взрослого. Организуя педагогический процесс и понимая это, педагог должен добиваться того, чтобы ведущим мотивом поведения дошкольника стало заботливое отношение к природе. Только тогда у ребёнка начинают формироваться социальные мотивы поведения, которые проявляются в том, что он стремиться удовлетворить потребности живого организма в необходимом, доставляя тем самым радость и удовлетворение и объекту природы, и себе. Осознание важности и необходимости совершения заботливых поступков приносит ребёнку особое удовлетворение и радость от совершённого.

Важно отметить также, что обычно в работе с детьми воспитатели чаще применяют не очень эффективные средства и методы. Даже в тех случаях, когда они побуждают дошкольников к проявлению заботливости по отношению к природе, они не аргументируют свои требования экологической целесообразностью.

Родители воспитанников, как и педагоги, не отрицают важности и необходимости формирования у детей заботливости, однако часто не знают, где ребёнок может проявить её в семье, и не создают соответствующих условий.

Лишь немногие родители учат детей ухаживать и заботиться о животных, имеющихся дома. Ещё реже привлекают детей к уходу за растениями. Это приводит к тому, что ребёнок не осознаёт собственную ответственность за всё живое, что его окружает.

Кроме того, советовала родителям не забывать давать положительную оценку любому проявлению детьми заботы, подавать собственный пример заботливого поведения в природе. В целях педагогического просвещения родителей была создана папка-передвижка «Учимся заботиться вместе», организована выставка книг, проведены индивидуальные консультации и беседы. Родители совместно с детьми оформили фотоальбом «Как мы заботимся о наших питомцах».

Воспитание у дошкольников заботливого отношения к животным и растениям проходило как в повседневной жизни, так и на занятиях (этические беседы, чтение природоведческой литературы нравственного содержания, проблемные ситуации, игры, наблюдения за окружающим и др.)

Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных являются игровые методы, поскольку в игре ребёнок отражает своё отношение и переживание. Поэтому были созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевой игры «Доктор Айболит». Эта игра позволила выявить отношение детей к больным, нуждающимся в заботе животным, увидеть имеющиеся у них умения оказывать помощь нуждающимся. Через игру отрабатывались полученные знания о способах проявления заботы.

Также использовались проблемные ситуации, которые позволяли ребёнку сориентироваться и проявить заботу о животных, растениях. Они должны были представить, как будет чувствовать себя в этой ситуации животное (растение), и оказать ему свою помощь, проявить заботу.

Ситуация 1. «Ты начал играть в интересную игру, а мама в это время попросила тебя налить попугаю воды в поилку. Сама она не может это сделать, так как занята на кухне». Большинство дошкольников считают так: дать воды попугаю, а потом играть», но есть и те, кто говорил: «Мама быстро помоет посуду и сможет налить попугаю воды»

Ситуация 2. «Воспитатель просит ребёнка навести порядок и покормить попугая, а дети на улице ждут его играть». Большая часть детей отметили: «Сначала надо сделать то, что сказал воспитатель». Однако некоторые дошкольники желали быстрее пойти играть на улицу.

Детям также предлагалось рисование на тему «Как я забочусь о …?», «Животное рядом с нами», «Мой четвероногий друг». В рисунках дети передавали своё настроение, эмоции от общения с животными.

Заботясь об обитателях уголка природы, дошкольники даже во время дежурства использовали уже знакомые им карточки с изображением различных эмоциональных состояний. Начиная дежурить, они осматривали уголок природы, определяли, кому из обитателей требуется помощь. Сами решали, о ком и как следовало позаботиться: сменить воду в поилке, сменить подстилку в клетке, полить растения. Показательно, с одинаковым вниманием они относились как к животным, так и к растениям. Дошкольники в процессе труда рассуждали так: «Бальзамину так же, как и нам, нравится, когда о нем заботятся», «Попугаю скучно, он хочет с нами поговорить».

Для воспитания у детей заботливости организовывался коллективный труд. Например, предлагалось изготовить кормушки для птиц, обновить скворечник. Коллективный труд сплотил дошкольников в их желании позаботиться о пернатых, объединил их единой мотивацией оказать помощь, позаботиться о другом. «Как хорошо скворцам будет в их новом доме!», «Корм в кормушке поможет птицам пережить зиму». Также сделав экскурсию по участку, «оживили» цветы с помощью полива и деревья с помощью побелки стволов.

В результате проведённой работы у детей повысилась степень сформированности такого важного нравственного качества, как заботливость. Существенно изменилось их отношение к животным и растениям. Дети сами замечали кому и какая требуется помощь, и оказывали её. «Моему щенку было грустно одному, я с ним поиграла» (Катя), «Я сказала маме. Что герань надо полить и опрыскать, а то она уже вялая» (Маша).

Следует отметить, что некоторые дошкольники в своих высказываниях и поведении проявляли искреннюю жалость. Сочувствие к родным и близким людям, требующим заботы. Они старались оказать помощь тем, кто в ней нуждался: «Когда маме вырвали зуб, ей было грустно, я её успокаивала» (Лера), «Я люблю посидеть рядом с бабушкой, ей это приятно» (Саша). Было радостно видеть, что кроме своих близких некоторые дети проявляли жалость и сочувствие к больным людям, инвалидам, престарелым и др. «Мне жалко старенького дедушку с палочкой» (Коля).

В результате проведённой работы дети начали понимать, что такое заботливость, по отношению к кому они могут её проявить и как это следует сделать. Существенным стало то, что дети начали испытывать чувство удовлетворения от того, что могут оказать кому-то помощь, позаботится о другом.

Методика формирования отношения к природе в процессе совместной деятельности взрослых и детей в экологоразвивающей среде ДОУ.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются:

— контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

— понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

— наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

— возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воздействие на становление начал экологической культуры в дошкольном детстве?

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.).

Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

— слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

— наблюдая за деятельностью взрослых;

— практически участвуя в ней.

 Демонстрация воспитателем образца взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.

 Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ним.

 Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.

 Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают се необходимые сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

— если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;

— если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспита­ния. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологи­ческого воспитания, он организует де­ятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насы­щенной, способствовала формирова­нию практических навыков и необхо­димых представлений о природе и по­степенно «переходила» в самостоятель­ное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная дея­тельность взрослого и ребенка.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочув­ствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совмест­ной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются:

контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

понимание всеми участниками смыс­ла деятельности, ее конечного результа­та;

наличие руководителя, который орга­низует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отноше­ний, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Какие же виды совместной деятель­ности могут оказать решающее воз­действие на становление начал эколо­гической культуры в дошкольном дет­стве?

Основное место в системе экологи­ческого воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (рас­тет, дает потомство, цветет и т. д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условии для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространст­вах» дошкольного учреждения.

Создание экологоразвивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает организа­цию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, мини фермы, теплицы, площадки приро­ды и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноцен­ной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает ду­мать и заботиться о «братьях меньших», на­ходящихся в одном жизненном про­странстве с детьми. Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагоги­ческий процесс и выполняется со­вместно — взрослыми и детьми.

Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое прояв­ляется в его заинтересованном рас­сказе, эмоциональных реакциях, оцен­ках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — дейст­виях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отноше­ния к ней, демонстрирует необходи­мость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и живот­ных, создание и поддержание необхо­димых условий для всех живых су­ществ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются глав­ным методом экологического воспи­тания — методом, который обеспечи­вает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаи­модействия с природой ближайшего окружения.

Источник

Самообразование по теме «Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Одним из основных элементов моей деятельности является воспитание у детей бережного отношения к природе.

Поведение ребенка в природеиногда бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения. Дети иногда совершают отрицательные поступки.

Для меня важно, дать детям знания о природе и воспитывать бережное отношении к ней, а также учить ориентироваться в окружающей природной среде. Ведь взрослый человек привык прививать детям бережное отношение к предметам быта, одежды, картинам и т. д., созданному руками человека, с самого раннего детства. А вот в природе без зазрения чаще всего люди при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов, разрушат грибницу и т. д. Это происходит и на глазах у детей, поэтому необходимо учить детей видеть и ценить то, что имеем в быту надо связывать это с тем, что все прекрасное дала природа. То есть у детей дошкольного возраста нужно воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Сформировать у детей широкий комплексный взгляд на природу, показать взаимосвязь живой и неживой природы, взаимодействия человека и природы.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

1. Учить детей заботится и оберегать природу

2. Формировать понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях

1. Развивать умение ценить прекрасное в природе.

2. Развивать познавательную активность, творческое мышление.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

2. Воспитывать в детях интерес,любознательность, понимание

Природа является богатым источником детских впечатлений и ощущений.

Теоретическая база опыта.

В своей работе я использую:

1. Л. И. Егоренков. Экологическое воспитание дошкольников. М. 1999г

4. С. И Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. М. 2002г

5. Е. А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников» (Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных учреждений, Саранск, 1995 г.

6. Т. Зерщикова. Т. Ярошевич. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. :Дошкольное воспитание. 2005.№7.

7. Н. Рыжова «Наш дом- природа»Программа экологического воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание. 1998 г.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Формы и методы экологической работы с детьми.

Экологические занятия;

Экологические экскурсии;

Экологические кружки, конкурсы;

Обсуждение и проигрывания ситуации;

Экологические выставки;

Экологические праздники.

Мною было составлено опытно- экпериментальная работа по использованию разных форм с детьми дошкольного возраста по формированию бережного отношения к природе.

Для исследования наиболее эффективных форм работы с детьми по формированию бережного отношения к природе, была задейсвована средняя группа «Дюймовочка» в количестве 18 детей. Исследования проводились с сентября 2011г.

1. Провести анализ по научно- методической литературе по данной проблеме;

2. Провести опрос детей на предмет выявления знаний о природе.

-обработать и проанализировать результаты опросов.

На этом этапе мы изучили методическую литературу по данной проблеме, провела опрос детей на тему «Как я берегу природу».

Проанализировав полученные данные пришли к выводу:

Создать экологический уголок «Добрых дел»

Разнообразить работу по экологическому воспитанию в повседневной жизни ребенка.

Провести работу с родителями в виде бесед, консультаций.

Прививать детям гуманно-ценностное отношение к природе,основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам и явлениям.

Здесь осуществлять учебно-познавательный процесс помогают игры-путешествия, занятия-рассуждения, наблюдения, экскурсии, экологические игры, викторины, природоохранные, творческие проекты и акции, практическая деятельность в природе.

Для достижения задач была проведена следующая работа:

-беседа с родителями по данной теме;

-тематические беседы с детьми;

-операция «Чистый двор»

-оформление информационных стендов, родительских уголков, консультаций для родителей, памятки;

-открытые мероприятия для детей.

На основе индивидуальных бесед с родителями запланировали следующие мероприятия:

Консультация на тему «Экологическая культура детей»

Круглый стол для родителей «Воспитание любви к природе»

Родительское собрание «Дошкольник и экология»

В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование на тему «Экологическое воспитание детей в семье», которое дало мне дополнительную информацию вследствии в работе с дошкольниками.

В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей; дети научились осознанно и правильно отноиться к обьектам и явлениям природы, практическим действиям по охране ее; развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Результатами работы являются:

o активность и самостоятельность детей.

o желание наблюдать и создавать в природе.

o принимать участие в выставках.

Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении, приумножении ее богатства и красоты.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В настоящее время человечество осознало, наконец, всю остроту эко-логического кризиса. Важная роль в решении экологических проблем при-надлежит системе образования. Это значит, что должно быть всеобщее экологическое образование, целью которого является становление экологической культуры личности и общества. Здесь задействованы все уровни образования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем уважение к природе, другим людям и самому себе. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание достаточно новое направление, призванное формировать основы экологической направленности личности, осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, к человеку как живому существу, к своему здоровью и окружающей средой.

Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №29 «у лукоморья». Доклад: Игровые обучающие ситуации как.

Ознакомление с родным краем через воспитание гуманного, бережного отношения к природе. Опыт работы на тему: Ознакомление с родным краем через воспитание гуманного, бережного отношения к природе. 1. Добрый день уважаемые коллеги.

План самообразования «Экологическое воспитание как средство умственного развития дошкольников» Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных.

Самообразование педагога ДОУ по теме «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» САМООБРАЗОВАНИЕ 2016-2017 УЧ. ГОД ТЕМА: Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников. Дата начала работы: сентябрь 2016 год.

Самообразование по теме «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами танца» II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность темы: Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями.

Самообразование «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Индивидуальный план работы по самообразованию Пчелиной Алины Николаевны Тема: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада детей младшей группы Долгосрочный проект в младшей группе Тема: «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада.

Воспитание бережного отношения любви к природе посредством изобразительной деятельности Семинар- практикум Тема: «Воспитание бережного отношения любви к природе через изобразительную деятельность» Начинать экологическое воспитание.

Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологическое развитие детей в настоящее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *