при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Ель и сосна: отличия по фото и внешнему виду

Отличия ели от сосны связаны как с внешним видом, так и с биологическими характеристиками. Сосновые деревья неприхотливы, они встречаются повсеместно в таежных и смешанных лесах. Ели более требовательны к составу грунта, предпочитают полутень, а не прямой свет. Но очевидные отличия связаны с внешним видом: ветви у елок растут с самого нижнего яруса, форма кроны конусовидная. У сосновых представителей побеги начинают расти довольно высоко, причем крона не имеет подобной формы, поэтому они менее декоративны.

Что общего между елью и сосной

Наиболее очевидное сходство между елью и сосной – хвоя (узкие листья игольчатой формы). И хотя деревья относятся к разным родам, они входят в одно семейство Сосновые (Picea) и класс Хвойные (Coníferae). Наряду с этим у ели и сосны есть и другие сходства:

Определенные сходства есть и в плане применения: древесина, лекарственные препараты, украшения на новогодние праздники.

Различия между сосной и елью

Между этими деревьями есть несколько отличий, связанных с внешним видом. В целом ель пышнее, хотя сосна достигает большей высоты, причем ее хвоя заметно крупнее. Эти и другие признаки легко заметить невооруженным взглядом, поэтому отличить одно дерево от другого сможет любой. Некоторые показатели, например, продолжительность жизни хвои сосны и ели, сможет оценить только специалист.

Ели полностью меняют иголки раз в 7–12 лет, причем процесс происходит постепенно, а сосны проходят этот цикл за 2–3 года (в средней полосе) или за 5–7 лет (в северных областях). Летом иголки начинают желтеть, а уже осенью сосны сбрасывает их. Они в этом плане похожи на обычные листопадные деревья.

Отличие ели от сосны по внешнему виду

Сосны достигают в высоту 75 м. Однако чаще всего средний размер колеблется в диапазоне 25–40 м. Причем елка тоже достигает аналогичных высот, хотя диапазон средних значений шире – от 15 до 50 м.

Более заметное отличие связано с формой кроны. Сосновая крона начинается высоко, а нижняя часть ствола зачастую голая, т. е. напоминает штамбовое растение. Еловые ветви формируются близко к основанию. Первые лапы могут оказаться на земле. Крона у ели заметно пышнее – такие ветви часто используют в качестве укрывного материала на зиму.

Несколько фото, как выглядит сосна и ель

На фото видны явные отличия между двумя деревьями. Дифференцировать культуры можно по размерам, плотности и окраске хвои, шишкам, семенам. Хотя на первых стадиях роста как сосновые, так и еловые деревья примерно одинаковы, заметить внешние отличия можно невооруженным глазом.

Разновидностей хвойных культур очень много. У сосновых около 100 видов, а у еловых – 50. Наиболее распространенные сосновые:

Среди еловых наиболее распространены такие виды:

Различия в описании хвои ели и сосны

Заметные отличия связаны с внешним видом хвои сосны и ели. Елки остаются зелеными на протяжении всего года (хотя если присмотреться, окраска немного меняется). У сосновых же окраска хвои сильно отличается – осенью она становится желтой, как будто увядает, хотя и не осыпается каждый сезон.

Есть отличия и в размерах, а также в форме хвои ели и сосны. Первая достигает в длину 20–30 мм, причем каждая иголка имеет самостоятельное (отдельное) крепление к побегу. У сосновой хвои длина в 2–3 раза больше (50–60 мм), причем иголки растут попарно.

Иголки у ели в поперечном сечении представляют собой четырехгранник, они прямые по всей длине. У сосновых хвоинки немного изгибаются, причем, в начале (у основания) они шире, а кончики немного уже.

Еще одно отличие связано с особенностями побегов сосновых: они бывают укороченными и удлиненными. Хвойный покров растет только на укороченных, и по количеству хвоинок такие ветви делятся на 3 типа:

Иногда бывают даже шестихвойные варианты, но они связаны с мутациями, поэтому встречаются намного реже. Что касается еловых, то у них такой особенности нет.

Важно! Еловая хвоя расположена намного плотнее. Поэтому елка красивее смотрится в саду и на новогодних праздниках.

Различия в сосновых и еловых шишках

Ель и сосна отличаются по размерам и окраске шишек: у первых они заметно больше, причем мужские практически незаметны (длина 2,5 см), а женские – классической формы, коричневой окраски, длиной 10–16 см.

У сосновых разновидностей мужские шишки тоже мелкие: 1–1,2 см в длину, желтоватых или светло-розовых оттенков. Женские коричневые, серовато-зеленые, достигают в длину 3–7,5 см.

Где находятся семена у елки и сосны

Сосновые семена тесно зажаты с боков крылышками шишки, а еловые крепятся к углублению крылышка. При этом у обоих деревьев они находятся в пазухах чешуек. Семя обращено внутрь, а снаружи идут крылышки. С их помощью они распространяются по территории.

У большинства хвойников семена в пищу не употребляют. Но есть группа кедровых сосен, орехи которых съедобны. У еловых в пищу употребляют только молодые шишки – из них готовят варенье.

Сравнение корневой системы

Отличия корневой системы не заметны визуально, но они тоже имеются. У обоих растений есть центральный корень и боковые подземные побеги. Но сосновый стержень уходит глубже и растет в течение всей жизни, а еловый через несколько лет прекращает углубляться – вместо него развиваются боковые побеги.

Отличие сосны и ели: сравнение коры

Отличия в коре ели и сосны заметить сложнее, но все равно они есть:

Чем отличается елка от сосны по размерам

Сосны и ели отличаются по высоте: первые в целом крупнее (50 м против 30 м), хотя по диаметру ствола несколько уступают (120 см против 150 см). При этом диаметр еловой кроны составляет 2–4 м, а сосновой – всего 1,5 м. Если максимальный диаметр еловых ветвей наблюдается в нижней части (форма кроны конусовидная), то размер сосновой кроны примерно одинаков по всей высоте ствола.

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Разница между елью и сосной в условиях произрастания

Сосны намного больше любят открытый солнечный свет. В то же время елки предпочитают селиться в полутени, хорошо переносят недостаток лучей в течение значительной части дня.

Еще один момент – елки более требовательны к составу почвы: они хорошо себя чувствуют на легких и плодородных суглинках. Сосны неплохо приживаются на суглинистых и даже на плотных глинистых грунтах.

Чем отличается елка от сосны по применению

Оба вида дерева могут использоваться для заготовки древесины, в лечебных и косметических целях, а также в качестве украшения на новый год. Однако между ними есть ряд отличий:

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Елки декоративны благодаря конусовидной форме, а сосны – ярко-зеленой, пышной хвое

Что лучше елка или сосна

В ландшафтном дизайне можно использовать оба дерева, но елки отличаются большей декоративностью за счет формы кроны и окраски (бывают светло-зеленые, голубые растения). Однако ели более требовательны к почве, поэтому выращивать их несколько сложнее.

В качестве новогоднего украшения подходят оба варианта, но более традиционной остается елка, хотя в городских квартирах зачастую ставят именно сосны.

Что касается хвои и коры еловых и сосновых культур, то они широко применяются в медицинских и косметических целях: как у еловых, так и у сосновых растений. Однако собирать иголки у ели намного проще, потому что они растут ниже и их существенно больше.

Заключение

Отличия ели от сосны видны даже любителю. Несмотря на то, что это родственные деревья, они различаются размерами, окраской, строением кроны и другими признаками. В декоративных целях можно использовать как ту, так и другую разновидность хвойных. Хотя очень часто красивее смотрятся именно елки, а не сосны.

Источник

При сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок по биологии для 6 класса, раздел Ботаника.

Тема урока: «Голосеменные.

Сравнительная характеристика ели и сосны».

Автор: учитель биологии Лиджиева Анна Зулаевна

Цель урока: дать понятие о группе голосеменных растений, как о более совершенной группе растений, размножение которых не зависит от воды. Показать преимущества голосеменных перед споровыми растениями. Познакомить с особенностями строения сосны и ели в сравнении. Сформировать понятие семенные растения. Показать зависимость строения растения от факторами окружающей среды.

Продолжить формирование навыков сравнения, описания объектов, формирование навыков правильной речи. Развивать память и абстрактное мышление, используя коррекционные упражнения.

Оборудование: веточки сосны и ели, шишки сосны и ели, картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» и «Рожь», модель, демонстрирующая поведение сосны и ели при урагане, карточки-инструкции для проведения лабораторных работ, диафильм «Живут такие растения», таблицы «Ель и сосна».

Проверить наличие линеек, карандашей, учебников. Настроить на позитивное восприятие материала, создать атмосферу доброжелательности. (Мы с интересом продолжим познавать окружающий нас мир).

Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, вспомним ранее изученные группы растений с помощью небольших упражнений:

1. Предлагается прочитать правильно слова – перевёртыши (4-5)

2. Игра «Третий – лишний», «Логическая цепочка». Ребята не только называют лишнее слово, но и объясняют, почему оно лишнее.

3. На магнитную доску вывешиваются названия 9 растений, относящихся к водорослям, мхам и папоротникам. Ученикам предлагается заметить одно из убранных названий. ( Игра «запомни слова»)

4. К доске вызываются 3 ученика, которым предлагается выбрать из предложенных названий растений :

а) только названия водорослей, найти гербарии. Ответить на вопросы: где обитают водоросли, на какие группы делятся, почему их называют низшими споровыми? (В карточке предложены предложения с пропущенными словами в ответах на эти вопросы).

б) только названия мхов, найти гербарии. Ответить на вопросы: где обитают, чем размножаются и почему их называют высшими споровыми? (Карточка-подсказка)

в) только названия папоротников, найти гербарии. Ответить на вопросы: чем отличаются от мхов, где обитают, чем размножаются, почему называют высшими споровыми. Расположите группы растений (водоросли, мхи, папоротники) в порядке появления их на Земле и усложнения.

5. Выслушав ответ учащихся, делаем вывод, что все изученные группы растений тесно связаны с водой, размножаются спорами, которые плохо защищены от воздействия окружающей среды.

Если класс маленький, то целесообразно начать урок сразу с фронтальной актуализации пройденного материала, путём выполнения коррекционных упражнений: слова-перевёртыши; логические цепочки; заметь, чего нет.

Ученики должны на кафедре найти веточки ели и сосны. И не удивительно, что вы их знаете. ( На доске вывешивается диаграмма с указанием распространённости ели и сосны в Костромских лесах.)

2. Изучать эти растения мы сегодня будем вместе по группам. У каждой группы будет своё задание, выполнив которое мы ответим на вопросы:

— как называются листья у ели и сосны, почему они называются вечнозелёными.

— чем размножаются ель и сосна, где созревают семена, почему эти растения называют голосеменными.

— на каких почвах растут эти деревья и как ведут себя они при урагане.

— какие преимущества имеют голосеменные перед споровыми растениями ( даётся отдельная карточка с алгоритмом изучения этого вопроса)

3. Дети работают по карточкам – инструкциям. Учитель координирует эту работу.

Каждая группа учащихся выполняет только одну работу, записывая результаты в карточку.

1 группа работает с веточками сосны и ели.

2 группа работает с шишками сосны и ели.

3 группа работает с текстом и макетом для демонстрации поведения сосны и ели при урагане.

4 группа работает с картинами Шишкина «Утро в сосновом лесу» и « Рожь».

5 группа с материалом, выданным учителем, в котором находится ответ на вопрос, какие преимущества имеют голосеменные перед споровыми.

План действий при изучении объекта

1. Как называют листья сосны и ели.

2. Измерьте длину хвоинок.

3. Потрогайте руками хвоинки и подберите эпитеты: мягкая, округлая, жесткая, ребристая, темно-зелёная, светло-зелёная.

4.Как расположены хвоинки на ветке?

5. Сколько лет живут хвоинки?

6. Сделайте вывод: почему у ели и сосны листья имеют вид хвои, почему эти деревья называют «вечнозелёными»?

II . Изучите строение шишек ели и сосны.

1. Чем размножаются ель и сосна?

2. Где созревают семена у ели и сосны?

3. Измерьте длину шишек.

4. Потрогайте руками шишки и подберите эпитеты к ним: длинные, деревянистые, короткие, чешуйчатые.

5. Потрясите шишки. Как расположены семена в шишке (лежат открыто, доступа к семенам нет).

6. Сроки созревания шишек.

7. Сделайте вывод: почему эти растения называют голосеменными.

III . Изучите строение корневой системы у ели и сосны. Есть ли корень? 1

1. На каких почвах растет ель, и на каких почвах может расти сосна? 2.Найдите ответ на вопрос: что происходит с елью и сосной при урагане?

1. Как относится ель и сосна к свету.

2. Подберите эпитеты для соснового и елового леса: темный, светлый, сухой, влажный.

3. Рассмотрите картины Шишкина «Корабельная роща» и «Рожь» и сделайте вывод, почему сосновый лес называют корабельным, а одинокую сосну раскидистой?

Из предложенных определений выберите только те, которые относятся и к сосне, и к ели.

Форма пирамидальная; шишки короткие и твердые; листья игольчатой формы – хвоя; хвоя длинная и мягкая; хвоинки короткие, округлые и колючие; шишки длинные; светолюбивая; теневыносливая; растёт на плодородной почве; неприхотлива к почве; ураган ломает ствол; ураган вырывает вместе с корнем; в лесу растёт стройная, с ветвями только на верхушке; размножение с водой не связано; одинокое дерево растёт раскидистым; семена созревают в шишках; семена лежат в шишках голо; хвоинки живут 2-3 года; хвоинки живут 5-7 лет; лес светлый, сухой; лес тёмный, влажный, мрачный.

Подчеркните то, что относится к ели.

Источник

При сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Сосна обыкновенная является вечнозелёным растением и достигает 35-45 метров высоты. (2) В умеренном климате эти сосны образуют два леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах. (3) Игловидные листья — хвоинки, плотные, кожистые и жёсткие, покрыты толстым слоем кутикулы, располагаются пучками на побеге. (4) Устьица хвоинок погружены в углубления, заполненные воском, обеспечивают хорошее приспособление этих растений к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях. (5) Семена развиваются в видоизмененных побегах — шишках — открыто, цветков и плодов у сосны нет. (6) Сосны — светолюбивые деревья, они хорошо растут на открытых, освещённых местах.

В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сосну обыкновенную относят к группе хвойных голосеменных растений? Запишите номера выбранных предложений.

На поверхности дрожжевой клетки появляется бугорок — почка, который увеличивается в размерах, ядро клетки перемещается к периферии, вытягивается; часть его проникает в почку. По мере роста почки между ней и клеткой образуется перетяжка, которая отделяет первоначальную клетку от вновь сформированной. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, питание, выделение, размножение, спороношение.

Размножение — процесс увеличения количества особей. Дыхание — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа для поддержания жизнедеятельности организма. Питание — процесс поглощения питательных веществ. Выделение — удаление ненужных организму веществ. Спороношение — размножение грибов с помощью спор.

Используя таблицу «Минимальные температуры для прорастания семян и появления всходов некоторых растений при посадке в грунт», ответьте на вопросы.

Минимальные температуры для прорастания семян и появления
всходов некоторых растений при посадке в грунт

Какое растение из представленных в таблице самое холодоустойчивое?

Всходы каких растений развиваются при температуре 10°С?

Какие растения не дадут всходов, если почва не прогреется до температуры 25°С?

Для выполнения этого задания нужно сравнить значения последнего столбца «Минимальная температура появление всходов». Минимальное значение соответствует гороху. Для остальных вопросов действуем по аналогичной схеме.

Ответ: горох; горох, подсолнечник; томат и огурец.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Сосна обыкновенная является вечнозелёным растением и достигает 35-45 метров высоты. (2) В умеренном климате эти сосны образуют два леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах. (3) Игловидные листья — хвоинки, плотные, кожистые и жёсткие, покрыты толстым слоем кутикулы, располагаются пучками на побеге. (4) Устьица хвоинок погружены в углубления, заполненные воском, обеспечивают хорошее приспособление этих растений к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях. (5) Семена развиваются в видоизмененных побегах — шишках — открыто, цветков и плодов у сосны нет. (6) Сосны — светолюбивые деревья, они хорошо растут на открытых, освещённых местах.

Сделайте описание шиповника обыкновенного по следующему плану.

А) В сравнении с сосной обыкновенной: наличие/отсутствие цветов и плодов

Б) Где развиваются семена?

Шиповник — цветковое кустарниковое растение. Из цветка образуется плод, внутри которого развиваются семена.

Ответ: Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам планa:

A) есть цветки и плоды;

Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке

Источник

Голосеменные растения

Презентация с заданиями по теме «Голосеменные растения»

Просмотр содержимого документа
«Голосеменные растения»

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Тема урока «Голосеменные растения»

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

1. Наибольшее количество видов среди современных голосеменных растений имеет класс …

2. У хвойных растений листья в виде …

3. Семена голосеменных развиваются из …

4. У лиственницы листья живут …

5. Летучие вещества хвойных называются …

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

6. Смола хвойных называется …

7. Женские шишки сосны располагаются …

8. Мужские шишки располагаются …

9. В жизненном цикле голосеменных преобладает …

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Д. Листья хвойных игольчатые и покрыты …

2. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные для:

I – А, Б, Д, Ж, 3. II – А, В, Г, Е, И.

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

На рисунке изображена ветка ели с шишками. Рассмотри рисунок и заполни таблицу.

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

На рисунке изображена ветка с шишками сосны обыкновенной. Ответь на вопросы.

1. Какой цифрой на рисунке обозначены мужские шишки?

2. Какую функцию выполняет пыльца?

А) В них образуются семена

Б) Она содержит мужские половые клетки

В) Из семян вырастают новые сосны

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Представленным на рисунке растением из отдела голосеменных является

Ему присущи характерные свойства голосеменных:

А) семена не помещены в плод

Б) размножаются при помощи воды

В) имеются яркие сочные плоды

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

При сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод, что их общим признаком является …., а отличительным признаком является то, что …

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Дополните схему «Размножение сосны».

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Дополните схему «Размножение сосны».

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Выберите правильный ответ.

4. Семя в отличие от споры:

A. Участвует в размножении

Б. Имеет зародыш и эндосперм

B. Формируется в коробочках

Г. Наиболее приспособлено к переживанию неблагоприятных условий

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Выберите правильный ответ.

5. Листья растут в течение всей жизни растения у:

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Выберите правильный ответ.

A. Название растения

B. Клетки древесины

при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является

Выберите правильный ответ.

7. Хвойные переносят суровые морозы благодаря:

Б. Хвоя покрыта толстой кутикулой

B. Устьица погружена глубоко в ткань листа, что снижает испарение воды и препятствует переохлаждению

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

КультурыМинимальная температура, °С
Прорастание семянПоявление всходов
Подсолнечник5—69—10