при сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является
Ель и сосна: отличия по фото и внешнему виду
Отличия ели от сосны связаны как с внешним видом, так и с биологическими характеристиками. Сосновые деревья неприхотливы, они встречаются повсеместно в таежных и смешанных лесах. Ели более требовательны к составу грунта, предпочитают полутень, а не прямой свет. Но очевидные отличия связаны с внешним видом: ветви у елок растут с самого нижнего яруса, форма кроны конусовидная. У сосновых представителей побеги начинают расти довольно высоко, причем крона не имеет подобной формы, поэтому они менее декоративны.
Что общего между елью и сосной
Наиболее очевидное сходство между елью и сосной – хвоя (узкие листья игольчатой формы). И хотя деревья относятся к разным родам, они входят в одно семейство Сосновые (Picea) и класс Хвойные (Coníferae). Наряду с этим у ели и сосны есть и другие сходства:
Определенные сходства есть и в плане применения: древесина, лекарственные препараты, украшения на новогодние праздники.
Различия между сосной и елью
Между этими деревьями есть несколько отличий, связанных с внешним видом. В целом ель пышнее, хотя сосна достигает большей высоты, причем ее хвоя заметно крупнее. Эти и другие признаки легко заметить невооруженным взглядом, поэтому отличить одно дерево от другого сможет любой. Некоторые показатели, например, продолжительность жизни хвои сосны и ели, сможет оценить только специалист.
Ели полностью меняют иголки раз в 7–12 лет, причем процесс происходит постепенно, а сосны проходят этот цикл за 2–3 года (в средней полосе) или за 5–7 лет (в северных областях). Летом иголки начинают желтеть, а уже осенью сосны сбрасывает их. Они в этом плане похожи на обычные листопадные деревья.
Отличие ели от сосны по внешнему виду
Сосны достигают в высоту 75 м. Однако чаще всего средний размер колеблется в диапазоне 25–40 м. Причем елка тоже достигает аналогичных высот, хотя диапазон средних значений шире – от 15 до 50 м.
Более заметное отличие связано с формой кроны. Сосновая крона начинается высоко, а нижняя часть ствола зачастую голая, т. е. напоминает штамбовое растение. Еловые ветви формируются близко к основанию. Первые лапы могут оказаться на земле. Крона у ели заметно пышнее – такие ветви часто используют в качестве укрывного материала на зиму.
Несколько фото, как выглядит сосна и ель
На фото видны явные отличия между двумя деревьями. Дифференцировать культуры можно по размерам, плотности и окраске хвои, шишкам, семенам. Хотя на первых стадиях роста как сосновые, так и еловые деревья примерно одинаковы, заметить внешние отличия можно невооруженным глазом.
Разновидностей хвойных культур очень много. У сосновых около 100 видов, а у еловых – 50. Наиболее распространенные сосновые:
Среди еловых наиболее распространены такие виды:
Различия в описании хвои ели и сосны
Заметные отличия связаны с внешним видом хвои сосны и ели. Елки остаются зелеными на протяжении всего года (хотя если присмотреться, окраска немного меняется). У сосновых же окраска хвои сильно отличается – осенью она становится желтой, как будто увядает, хотя и не осыпается каждый сезон.
Есть отличия и в размерах, а также в форме хвои ели и сосны. Первая достигает в длину 20–30 мм, причем каждая иголка имеет самостоятельное (отдельное) крепление к побегу. У сосновой хвои длина в 2–3 раза больше (50–60 мм), причем иголки растут попарно.
Иголки у ели в поперечном сечении представляют собой четырехгранник, они прямые по всей длине. У сосновых хвоинки немного изгибаются, причем, в начале (у основания) они шире, а кончики немного уже.
Еще одно отличие связано с особенностями побегов сосновых: они бывают укороченными и удлиненными. Хвойный покров растет только на укороченных, и по количеству хвоинок такие ветви делятся на 3 типа:
Иногда бывают даже шестихвойные варианты, но они связаны с мутациями, поэтому встречаются намного реже. Что касается еловых, то у них такой особенности нет.
Важно! Еловая хвоя расположена намного плотнее. Поэтому елка красивее смотрится в саду и на новогодних праздниках.
Различия в сосновых и еловых шишках
Ель и сосна отличаются по размерам и окраске шишек: у первых они заметно больше, причем мужские практически незаметны (длина 2,5 см), а женские – классической формы, коричневой окраски, длиной 10–16 см.
У сосновых разновидностей мужские шишки тоже мелкие: 1–1,2 см в длину, желтоватых или светло-розовых оттенков. Женские коричневые, серовато-зеленые, достигают в длину 3–7,5 см.
Где находятся семена у елки и сосны
Сосновые семена тесно зажаты с боков крылышками шишки, а еловые крепятся к углублению крылышка. При этом у обоих деревьев они находятся в пазухах чешуек. Семя обращено внутрь, а снаружи идут крылышки. С их помощью они распространяются по территории.
У большинства хвойников семена в пищу не употребляют. Но есть группа кедровых сосен, орехи которых съедобны. У еловых в пищу употребляют только молодые шишки – из них готовят варенье.
Сравнение корневой системы
Отличия корневой системы не заметны визуально, но они тоже имеются. У обоих растений есть центральный корень и боковые подземные побеги. Но сосновый стержень уходит глубже и растет в течение всей жизни, а еловый через несколько лет прекращает углубляться – вместо него развиваются боковые побеги.
Отличие сосны и ели: сравнение коры
Отличия в коре ели и сосны заметить сложнее, но все равно они есть:
Чем отличается елка от сосны по размерам
Сосны и ели отличаются по высоте: первые в целом крупнее (50 м против 30 м), хотя по диаметру ствола несколько уступают (120 см против 150 см). При этом диаметр еловой кроны составляет 2–4 м, а сосновой – всего 1,5 м. Если максимальный диаметр еловых ветвей наблюдается в нижней части (форма кроны конусовидная), то размер сосновой кроны примерно одинаков по всей высоте ствола.
Разница между елью и сосной в условиях произрастания
Сосны намного больше любят открытый солнечный свет. В то же время елки предпочитают селиться в полутени, хорошо переносят недостаток лучей в течение значительной части дня.
Еще один момент – елки более требовательны к составу почвы: они хорошо себя чувствуют на легких и плодородных суглинках. Сосны неплохо приживаются на суглинистых и даже на плотных глинистых грунтах.
Чем отличается елка от сосны по применению
Оба вида дерева могут использоваться для заготовки древесины, в лечебных и косметических целях, а также в качестве украшения на новый год. Однако между ними есть ряд отличий:
Елки декоративны благодаря конусовидной форме, а сосны – ярко-зеленой, пышной хвое
Что лучше елка или сосна
В ландшафтном дизайне можно использовать оба дерева, но елки отличаются большей декоративностью за счет формы кроны и окраски (бывают светло-зеленые, голубые растения). Однако ели более требовательны к почве, поэтому выращивать их несколько сложнее.
В качестве новогоднего украшения подходят оба варианта, но более традиционной остается елка, хотя в городских квартирах зачастую ставят именно сосны.
Что касается хвои и коры еловых и сосновых культур, то они широко применяются в медицинских и косметических целях: как у еловых, так и у сосновых растений. Однако собирать иголки у ели намного проще, потому что они растут ниже и их существенно больше.
Заключение
Отличия ели от сосны видны даже любителю. Несмотря на то, что это родственные деревья, они различаются размерами, окраской, строением кроны и другими признаками. В декоративных целях можно использовать как ту, так и другую разновидность хвойных. Хотя очень часто красивее смотрятся именно елки, а не сосны.
При сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок по биологии для 6 класса, раздел Ботаника.
Тема урока: «Голосеменные.
Сравнительная характеристика ели и сосны».
Автор: учитель биологии Лиджиева Анна Зулаевна
Цель урока: дать понятие о группе голосеменных растений, как о более совершенной группе растений, размножение которых не зависит от воды. Показать преимущества голосеменных перед споровыми растениями. Познакомить с особенностями строения сосны и ели в сравнении. Сформировать понятие семенные растения. Показать зависимость строения растения от факторами окружающей среды.
Продолжить формирование навыков сравнения, описания объектов, формирование навыков правильной речи. Развивать память и абстрактное мышление, используя коррекционные упражнения.
Оборудование: веточки сосны и ели, шишки сосны и ели, картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» и «Рожь», модель, демонстрирующая поведение сосны и ели при урагане, карточки-инструкции для проведения лабораторных работ, диафильм «Живут такие растения», таблицы «Ель и сосна».
Проверить наличие линеек, карандашей, учебников. Настроить на позитивное восприятие материала, создать атмосферу доброжелательности. (Мы с интересом продолжим познавать окружающий нас мир).
Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, вспомним ранее изученные группы растений с помощью небольших упражнений:
1. Предлагается прочитать правильно слова – перевёртыши (4-5)
2. Игра «Третий – лишний», «Логическая цепочка». Ребята не только называют лишнее слово, но и объясняют, почему оно лишнее.
3. На магнитную доску вывешиваются названия 9 растений, относящихся к водорослям, мхам и папоротникам. Ученикам предлагается заметить одно из убранных названий. ( Игра «запомни слова»)
4. К доске вызываются 3 ученика, которым предлагается выбрать из предложенных названий растений :
а) только названия водорослей, найти гербарии. Ответить на вопросы: где обитают водоросли, на какие группы делятся, почему их называют низшими споровыми? (В карточке предложены предложения с пропущенными словами в ответах на эти вопросы).
б) только названия мхов, найти гербарии. Ответить на вопросы: где обитают, чем размножаются и почему их называют высшими споровыми? (Карточка-подсказка)
в) только названия папоротников, найти гербарии. Ответить на вопросы: чем отличаются от мхов, где обитают, чем размножаются, почему называют высшими споровыми. Расположите группы растений (водоросли, мхи, папоротники) в порядке появления их на Земле и усложнения.
5. Выслушав ответ учащихся, делаем вывод, что все изученные группы растений тесно связаны с водой, размножаются спорами, которые плохо защищены от воздействия окружающей среды.
Если класс маленький, то целесообразно начать урок сразу с фронтальной актуализации пройденного материала, путём выполнения коррекционных упражнений: слова-перевёртыши; логические цепочки; заметь, чего нет.
Ученики должны на кафедре найти веточки ели и сосны. И не удивительно, что вы их знаете. ( На доске вывешивается диаграмма с указанием распространённости ели и сосны в Костромских лесах.)
2. Изучать эти растения мы сегодня будем вместе по группам. У каждой группы будет своё задание, выполнив которое мы ответим на вопросы:
— как называются листья у ели и сосны, почему они называются вечнозелёными.
— чем размножаются ель и сосна, где созревают семена, почему эти растения называют голосеменными.
— на каких почвах растут эти деревья и как ведут себя они при урагане.
— какие преимущества имеют голосеменные перед споровыми растениями ( даётся отдельная карточка с алгоритмом изучения этого вопроса)
3. Дети работают по карточкам – инструкциям. Учитель координирует эту работу.
Каждая группа учащихся выполняет только одну работу, записывая результаты в карточку.
1 группа работает с веточками сосны и ели.
2 группа работает с шишками сосны и ели.
3 группа работает с текстом и макетом для демонстрации поведения сосны и ели при урагане.
4 группа работает с картинами Шишкина «Утро в сосновом лесу» и « Рожь».
5 группа с материалом, выданным учителем, в котором находится ответ на вопрос, какие преимущества имеют голосеменные перед споровыми.
План действий при изучении объекта
1. Как называют листья сосны и ели.
2. Измерьте длину хвоинок.
3. Потрогайте руками хвоинки и подберите эпитеты: мягкая, округлая, жесткая, ребристая, темно-зелёная, светло-зелёная.
4.Как расположены хвоинки на ветке?
5. Сколько лет живут хвоинки?
6. Сделайте вывод: почему у ели и сосны листья имеют вид хвои, почему эти деревья называют «вечнозелёными»?
II . Изучите строение шишек ели и сосны.
1. Чем размножаются ель и сосна?
2. Где созревают семена у ели и сосны?
3. Измерьте длину шишек.
4. Потрогайте руками шишки и подберите эпитеты к ним: длинные, деревянистые, короткие, чешуйчатые.
5. Потрясите шишки. Как расположены семена в шишке (лежат открыто, доступа к семенам нет).
6. Сроки созревания шишек.
7. Сделайте вывод: почему эти растения называют голосеменными.
III . Изучите строение корневой системы у ели и сосны. Есть ли корень? 1
1. На каких почвах растет ель, и на каких почвах может расти сосна? 2.Найдите ответ на вопрос: что происходит с елью и сосной при урагане?
1. Как относится ель и сосна к свету.
2. Подберите эпитеты для соснового и елового леса: темный, светлый, сухой, влажный.
3. Рассмотрите картины Шишкина «Корабельная роща» и «Рожь» и сделайте вывод, почему сосновый лес называют корабельным, а одинокую сосну раскидистой?
Из предложенных определений выберите только те, которые относятся и к сосне, и к ели.
Форма пирамидальная; шишки короткие и твердые; листья игольчатой формы – хвоя; хвоя длинная и мягкая; хвоинки короткие, округлые и колючие; шишки длинные; светолюбивая; теневыносливая; растёт на плодородной почве; неприхотлива к почве; ураган ломает ствол; ураган вырывает вместе с корнем; в лесу растёт стройная, с ветвями только на верхушке; размножение с водой не связано; одинокое дерево растёт раскидистым; семена созревают в шишках; семена лежат в шишках голо; хвоинки живут 2-3 года; хвоинки живут 5-7 лет; лес светлый, сухой; лес тёмный, влажный, мрачный.
Подчеркните то, что относится к ели.
При сравнении хвои сосны и ели можно сделать вывод что их общим признаком является
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Сосна обыкновенная является вечнозелёным растением и достигает 35-45 метров высоты. (2) В умеренном климате эти сосны образуют два леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах. (3) Игловидные листья — хвоинки, плотные, кожистые и жёсткие, покрыты толстым слоем кутикулы, располагаются пучками на побеге. (4) Устьица хвоинок погружены в углубления, заполненные воском, обеспечивают хорошее приспособление этих растений к произрастанию как в засушливых, так и в холодных местообитаниях. (5) Семена развиваются в видоизмененных побегах — шишках — открыто, цветков и плодов у сосны нет. (6) Сосны — светолюбивые деревья, они хорошо растут на открытых, освещённых местах.
В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что сосну обыкновенную относят к группе хвойных голосеменных растений? Запишите номера выбранных предложений.
На поверхности дрожжевой клетки появляется бугорок — почка, который увеличивается в размерах, ядро клетки перемещается к периферии, вытягивается; часть его проникает в почку. По мере роста почки между ней и клеткой образуется перетяжка, которая отделяет первоначальную клетку от вновь сформированной. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, выделение, размножение, спороношение.
Размножение — процесс увеличения количества особей. Дыхание — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа для поддержания жизнедеятельности организма. Питание — процесс поглощения питательных веществ. Выделение — удаление ненужных организму веществ. Спороношение — размножение грибов с помощью спор.
Используя таблицу «Минимальные температуры для прорастания семян и появления всходов некоторых растений при посадке в грунт», ответьте на вопросы.
Минимальные температуры для прорастания семян и появления
всходов некоторых растений при посадке в грунт
Культуры | Минимальная температура, °С | |
Прорастание семян | Появление всходов | |
Подсолнечник | 5—6 | 9—10 |