при ретинопатии можно массаж

Информация для родителей детей с ретинопатией недоношенных

Информация для родителей детей с ретинопатией недоношенных

Ретинопатия недоношенных (РН) — заболевание глаз недоношенного ребенка. Во всех развитых странах мира РН является одной из основных причин слепоты, слабовидения и нарушений зрения у детей с раннего возраста. Основная причина этого заболевания — преждевременное рождение ребенка: чем раньше срока и с меньшей массой тела родился ребенок, тем чаще у него развивается ретинопатия, и тем тяжелее она протекает. Кроме того, при наличии у ребенка сопутствующих заболеваний со стороны других органов (пневмония, пороки сердца, внутриутробная инфекция и др.) тяжесть ретинопатии усугубляется.

Первые признаки заболевания появляются на 4 — 9 неделе жизни недоношенного ребенка.

В течении РН, согласно международной классификации, выделяют 5 стадий.

На 1 и 2 стадиях заболевание может самостоятельно остановиться и не требует никакого лечения.

При прогрессировании РН до 3 стадии, «пороговой», в большинстве случаев болезнь самостоятельно не останавливается и требуется лечение (коагуляция сетчатки), момент проведения и сроки которого определяет офтальмолог. Правильно и своевременно проведенное лечение сохраняет зрение 75–99% пациентов в зависимости от формы заболевания.

Если лечение не проводилось, а иногда и после проведенного лечения, ретинопатия продолжает прогрессировать до 4 и 5 стадий, при которых развивается отслойка сетчатки, что приводит к резкому нарушению зрения, вплоть до слепоты. В этих случаях возможно проведение хирургического лечения (удаляются рубцы из стекловидного тела и с поверхности сетчатки, а при необходимости — удаляется хрусталик). Эти операции проводятся в специализированных клиниках, а сроки и методы операции определяются опытными хирургами-офтальмологами.

Следует знать, что даже при успешно проведенной операции при 4 и 5 стадии ретинопатии недоношенных значительного улучшения зрения, как правило, не происходит, возможно сохранение лишь светоощущения или остаточного предметного зрения. В большинстве случаев операции на глазах с 4 и 5 стадиями носят органосохранный характер.

Надо знать, что даже применение всего арсенала современных средств лазерного и хирургического лечения не всегда дает желаемый результат, снижение зрения различной степени наступает у 40–75% пролеченных детей.

Кроме того, у недоношенных детей нарушение зрения может быть связано не только с последствиями перенесенной ретинопатии, но и с частым развитием у них близорукости, косоглазия, наличием патологии зрительного нерва и коры головного мозга. Также существует риск развития поздних осложнений у детей с благоприятными исходами РН, в том числе отслойки сетчатки, в отдаленный период (в возрасте 5–15 и более лет).

Таким образом, дети, перенесшие ретинопатию недоношенных, независимо от тяжести заболевания, нуждаются в длительном диспансерном наблюдении у офтальмолога.

Источник

Наши любимые торопыжки

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

­ РЕТИНОПАТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ

Сообщений 1 страница 20 из 50

Поделиться123.05.2013 22:58

Дорогие мамы!
Поделитесь своей историей в отношении Ретинопатии недоношенных!
Дай Бог здоровья вашим деткам и возможность видеть этот мир @@@@@!

1. На каком сроке родился ребёнок?

2. Сколько дней провёл на ИВЛ?

3. На какой неделе был первый осмотр офтальмолога? Его результаты?

4. На каком сроке обнаружили РН:
1 степени
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени

5. Частота осмотров после постановки диагноза?

6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?):
1 степени
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени
регресс (в каком возрасте?)

7. Если была проведена операция, то где и кем?

8. Возраст на данный момент и острота зрения?

Поделиться223.05.2013 23:03

7. Если была проведена операция, то где и кем?

Поделиться323.05.2013 23:20

Отредактировано mamaMaksa (23.05.2013 23:22)

Поделиться423.05.2013 23:22

1. На каком сроке родился ребёнок? 29 недель
2. Сколько дней провёл на ИВЛ? 6 дней
3. На какой неделе был первый осмотр офтальмолога? Его результаты? 33-34 ретинопатия 1 степени
4. На каком сроке обнаружили РН: 33-34
1 степени 33-34
2 степени 34-35
3 степени 36-37 + болезнь
4 степени
5 степени
5. Частота осмотров после постановки диагноза? каждые 3 дня
6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?): Лазер,капли не капали
1 степени
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени
регресс (в каком возрасте?) через нгеделю после операции рагресс начался
7. Если была проведена операция, то где и кем? Турция
8. Возраст на данный момент и острота зрения? на осмотре в 6 месяцев,все было в порядке. Сейчас 9 месяцев,насколько могу судить видит хорошо,посмотрим что будет в год. сейчас год и 2 месяца +2,25 на каждый глазик

Отредактировано Dane4ka (22.10.2013 18:38)

Поделиться523.05.2013 23:27

1. На каком сроке родился ребёнок? 30-31 неделя
2. Сколько дней провёл на ИВЛ? 7 дней
3. На какой неделе был первый осмотр офтальмолога? Его результаты? 33-34 недели гестации, риск по РН
4. На каком сроке обнаружили РН:
1 степени
2 степени 43,5 недели гестации, поставили 1-2 ст активную
3 степени
4 степени
5 степени
5. Частота осмотров после постановки диагноза? 1 раз в 10 дней
6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?): лечения никакого не прописали при ретинопатии можно массаж
1 степени
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени
регресс (в каком возрасте?) 49 недель
7. Если была проведена операция, то где и кем?
8. Возраст на данный момент и острота зрения? 11,5 месяцев, содружественное сходящееся альтернирующее косоглазие

Поделиться624.05.2013 09:11

1. На каком сроке родился ребёнок?30 недель
2. Сколько дней провёл на ИВЛ? 6дней
3. На какой неделе был первый осмотр офтальмолога? Его результаты?34 недели, незрелость сетчатки
4. На каком сроке обнаружили РН: не было вообще.
1 степени
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени
5. Частота осмотров после постановки диагноза?
6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?):
1 степени
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени
регресс (в каком возрасте?)
7. Если была проведена операция, то где и кем?
8. Возраст на данный момент и острота зрения? год и 3 мес, диагноз гиперметропический астигматизм.

Поделиться724.05.2013 09:17

1. На каком сроке родился ребёнок? 30 недель

2. Сколько дней провёл на ИВЛ? 7

3. На какой неделе был первый осмотр офтальмолога? Его результаты?

4. На каком сроке обнаружили РН:
1 степени
2 степени
3 степенина сроке 39 недель,до этого нас не смотрели
4 степени
5 степени

5. Частота осмотров после постановки диагноза? Нам сразу поставили 3-4 ст и сделали лазер

6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?):
1 степени
2 степени
3 степени лазер
4 степени
5 степени
регресс (в каком возрасте?)

7. Если была проведена операция, то где и кем? Сделан лазер один раз, Казань, ДРКБ, врачи Горчакова и Петрова

Поделиться824.05.2013 09:18

1. На каком сроке родился ребёнок? 28 недель

2. Сколько дней провёл на ИВЛ? 3 недели

4. На каком сроке обнаружили РН:
1 степени 36 недель
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени

5. Частота осмотров после постановки диагноза? 1 раз в 10 дней

6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?):
1 степени капли эмоксипин
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени
регресс (в каком возрасте?) 4 месяца

7. Если была проведена операция, то где и кем?

8. Возраст на данный момент и острота зрения?
почти годик, зрение не проверяли, по моим наблюдениям в норме.

Поделиться924.05.2013 09:37

Поделиться1024.05.2013 10:05

1. На каком сроке родился ребёнок? 25 недель
2. Сколько дней провёл на ИВЛ? 2 месяца
3. На какой неделе был первый осмотр офтальмолога? Его результаты? 32 недель, незрелость сетчатки
4. На каком сроке обнаружили РН:
1 степени
2 степени,3 степени в 40 недель
4 степени
5 степени
5. Частота осмотров после постановки диагноза? 1 раз в неделю, затем раз в 2 недели, 1 раз в месяц и 1 раз в год
6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?):
1 степени эмоксипин
2 степени,3 степени эмоксипин, гидрокартизон
4 степени
5 степени
регресс (в каком возрасте?) в 2 года сняли с учета по ретинопатии
7. Если была проведена операция, то где и кем?
8. Возраст на данный момент и острота зрения? 2 года, зрение по возрасту +2(год назад), я вижу, сама что глазик уходит не много, врачи не видят!

Поделиться1124.05.2013 13:49

Поделиться1224.05.2013 23:20

Отредактировано tanechka (24.05.2013 23:21)

Поделиться1325.05.2013 00:17

7. Если была проведена операция, то где и кем?

Поделиться1425.05.2013 11:43

Поделиться1525.05.2013 12:26

Отредактировано Shirra (25.05.2013 12:30)

Поделиться1625.05.2013 22:21

1. На каком сроке родился ребёнок? 27 недель

2. Сколько дней провёл на ИВЛ? 41 день

3. На какой неделе был первый осмотр офтальмолога? Его результаты? не помню.

4. На каком сроке обнаружили РН:
1 степени
2 степени в 35 недель
3 степени
4 степени в 37 недель
5 степени позже

5. Частота осмотров после постановки диагноза? 1 раз в две недели

6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?):
1 степени
2 степени 10 уколов ретиноламина
3 степени
4 степени операция в возрасте 2,5 месяцев на правом глазу
5 степени витрэктомия в возрасте 9 месяцев на левом глазу

7. Если была проведена операция, то где и кем? ЛОГУЗ Дисколенко О.В.

8. Возраст на данный момент и острота зрения?

Поделиться1725.05.2013 22:34

1. На каком сроке родился ребёнок? 30 нед

2. Сколько дней провёл на ИВЛ? 1 сутки

3. На какой неделе был первый осмотр офтальмолога? Его результаты? 32 нед, у обоих была только незрелость

4. На каком сроке обнаружили РН:
1 степени у Лии в 34 нед, у Савы не было
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени

5. Частота осмотров после постановки диагноза? каждые 2 недели до 44 нед

6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?):
1 степени амоксипин в теч 1 мес
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени
регресс (в каком возрасте?) 44 нед

7. Если была проведена операция, то где и кем?

8. Возраст на данный момент и острота зрения? 5 мес, пойдем к окулисту через месяц

Поделиться1825.05.2013 23:45

1. На каком сроке родился ребёнок? 29-30

2. Сколько дней провёл на ИВЛ? 29

3. На какой неделе был первый осмотр офтальмолога? Его результаты? 32недели, недозрело все там еще

4. На каком сроке обнаружили РН:
1 степени 33
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени

5. Частота осмотров после постановки диагноза? еженедельно

6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?):
1 степени
2 степени
3 степени
4 степени
5 степени
регресс (в каком возрасте?) 35-36 нед

7. Если была проведена операция, то где и кем?

8. Возраст на данный момент и острота зрения? 8,5 мес

Отредактировано tansia (25.05.2013 23:47)

Поделиться1927.05.2013 15:24

1. На каком сроке родился ребёнок? 27 недель 6 дней
2. Сколько дней провёл на ИВЛ? 29 дней + кислородозависим еще 21 день
3. На какой неделе был первый осмотр офтальмолога? Его результаты?
В месяц первый осмотр окулистом. Диагноз: Признаки незрелости, группа риска по развитию офтальмопатологии.
4. На каком сроке обнаружили РН:
1 стадия правого глаза и 2 стадия левого глаза поставили в 2 месяца и 6 дней.
5. Частота осмотров после постановки диагноза? Каждые 7-10 дней.
6. Лечение (капли? крио? лазерокоагуляция?) Никакого лечения, наблюдение.
Регресс правого глаза. Активная фаза левого.
7. Если была проведена операция, то где и кем? Держим пальчики что обойдется..
8. Возраст на данный момент и острота зрения? 3 месяца и 23 дня.

Отредактировано Ma111ka (13.08.2013 13:59)

Поделиться2022.10.2013 00:14

Источник

Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни де

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы [1, 2, 3]. Существенные нарушения: вначале постнатальной адаптации, затем снижение возможности усвоения социального опыта и, как следствие, социальная дезадаптация ребенка — возникают у большинства детей с тяжелыми поражениями нервной системы. По данным ведущих неврологов [3], эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности. Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование [2]. Поэтому проблемы своевременного лечения и адекватной реабилитации детей с перинатальными поражениями привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, ортопедов, реабилитологов и др., — а также специалистов по коррекционной педагогике.

Основные методологические принципы реабилитации детей при перинатальной патологии ЦНС, разработанные за последние 10–12 лет [4], могут также лежать в основе терапии этих состояний, задачи которой как в остром периоде, так и в ходе реабилитации, вторичной профилактики отсроченных проявлений заболевания по сути одни и те же. Тем не менее некоторые неврологи понимают под реабилитацией в детском возрасте абилитацию, т. е. создание возможностей для поступательного развития ребенка и коррекцию постепенно выявляющихся отклонений в развитии [3]. С учетом этого общая методология лечения и реабилитации при перинатальном поражении мозга базируется на следующих принципах.

На каждом из этапов оказания помощи больному новорожденному и грудному ребенку существуют свои ведущие задачи. Так, на первом этапе — в родильном зале, палате интенсивной терапии и отделении реанимации новорожденных — в соответствии с приказом МЗ РФ № 372 от 1995 г. прежде всего решаются задачи компенсации системных нарушений жизненно важных функций — дыхания, кровообращения, выделительной функции почек, энергетического баланса и общего метаболизма.

Медикаментозно-инструментальная терапия предполагает на этом этапе в первую очередь коррекцию кислотно-основного состояния, гипер- или гипогликемии, гиповолемии, артериальной гипотензии или гипертензии, сердечного выброса. По показаниям, с учетом данных мониторирования и лабораторных анализов, применяются осмотические и петлевые диуретики, антигеморрагические, противосудорожные средства (препарат первого выбора — фенобарбитал в стандартной дозе до 20 мг/кг массы тела в сутки). Применение на этом этапе антиоксидантов и ноотрофов (церебропротекторов — пирацетам, эссенциале, ГОМК) не всегда обосновано. Особая осторожность необходима при назначении вазоактивных препаратов: так, некоторые специалисты рекомендуют с 4-го дня жизни инстенон [3], тогда как другие говорят о возможных побочных действиях сосудистых средств [5]. Адекватное лечение в раннем неонатальном периоде (при создании максимально щадящих условий для ребенка и температурного комфорта) способствует адаптационным процессам саногенетической направленности и является основой последующей реабилитации.

Новорожденные не только с тяжелыми, но и со среднетяжелыми проявлениями перинатальной патологии ЦНС переводятся, как правило, в отделение «второго этапа» (отделение патологии новорожденных, отделение для недоношенных детей). Задачи этого этапа — дальнейшая оптимизация адаптационных процессов, лечение сопутствующих (как правило, инфекционно-воспалительных) заболеваний и начало собственно реабилитации, т. е. коррекции неврологических нарушений. Третий этап реабилитации — это специализированные стационары (отделение неврологии раннего возраста, центр реабилитации маловесных и недоношенных детей, центр коррекции), амбулаторные отделения реабилитации детских поликлиник (стационар-замещающие технологии). На всех этапах реабилитации перинатально пострадавших детей необходимо активное участие семьи больного ребенка; по показаниям, в конце первого — начале второго года жизни возможно привлечение специализированных детских дошкольных учреждений (группы коррекции в яслях и детских садах, центры коррекции). На втором и третьем этапах реабилитации используются практически одинаковые средства и методы, хотя выбор их зависит от индивидуального патокинеза болезни и эффективности коррекции на предыдущем этапе.

В практике большинства врачей фармакотерапия при перинатальных поражениях мозга занимает ведущее место, что далеко не всегда оправдано. В последнее десятилетие в условиях «фармацевтического бума» ежегодно появляются новые препараты, которые из области взрослой неврологии часто без достаточной проверки с позиций доказательной медицины попадают в арсенал средств, используемых неонатологом [5, 6, 7]. Назначая новорожденному лекарство, врач должен учитывать его возможные как ближайшие, так и отдаленные побочные эффекты (в том числе риск сенсибилизации), выбирать наименее травматичные пути введения лекарств: при необходимости проведения инъекций предусматривать обезболивание местными анестетиками типа пластыря ЕМLA или метаболитами [4, 6]. Во избежание ятрогений необходимо учитывать возможный синергизм или антагонизм фармакопрепаратов (не назначать более 3–4 лекарств одновременно), строго индивидуально выбирать дозировки (принцип минимизации, контроль индивидуальной фармакокинетики). Особая осторожность нужна при выборе алгоритма лечения глубоко недоношенных детей с экстремально низкой массой тела. Один из путей профилактики ятрогений в неонатологии — это использование гомеопатических препаратов [8], поскольку они содержат микродозы мягкодействующих растительных и минеральных веществ. Механизм действия этих препаратов не вполне ясен (возможны объяснения с позиций теории доминанты Ухтомского или теории биологического резонанса), тем не менее химическая эффективность некоторых из гомеопатических препаратов в неонатологии вполне доказана [4].

Фармакопрепараты, используемые в реабилитации как доношенных, так и недоношенных новорожденных, условно могут быть разделены на применяющиеся посиндромно (симптоматические) и средства преимущественно патогенетической коррекции, хотя некоторые препараты обладают и тем и другим воздействием. Рассмотрим их подробнее.

Медикаментозная реабилитация детей с перинатальными поражениями ЦНС — поздний неонатальный период, начало восстановительного периода

Преимущественно посиндромные (симптоматические) средства: противосудорожные: фенобарбитал, ГОМК, дроперидол, реланиум, вальпроаты — при некупируемых другими средствами судорогах и тщательном мониторинге функций печени и кроветворения; дегидратационные: диакарб (со 2–3-й недель жизни, у глубоконедоношенных — позднее), триампур, верошпирон, гомеопатические препараты (гелиборус, апис, магнезия фосфорика), сборы трав — отвары и настои; седативные (сульфат магния, сборы трав — отвары и настои, лечебные ванны, реланиум, радедорм, гомеопатические препараты — валерианахель, нервохель, вибуркол), эфирные масла, ароматерапия (анис, ромашка, лаванда); спазмолитики и прокинетики (при вегетативных нарушениях): но-шпа, церукал, риабал, мотилиум, гомеопатические препараты (нуксвомика, гомакорд, вибуркол, хапель).

Средства патогенетической направленности: нейропротекторы (ноотропы, ноотрофы, ингибиторы нейрального апоптоза) — пирацетам (ИСВ), кортексин, семакс, минисем, церебролизин, пантогам, глиатилин, глицин, аминокислотные композиты, стволовые клетки; вазоактивные препараты (нормализаторы общей и мозговой гемодинамики) назначаются при отсутствии угрозы кровотечений под контролем допплерографии: кавинтон, циннаризин, сермион, димефосфон, кверцетин, гомеопатические препараты (эскулюс композитум, траумель); модуляторы синаптической проводимости: мидокалм, дибазол; aнтиоксиданты и антигипоксанты: танакан, мексидол, токоферол, соевое масло, кудесан, димефосфон, биолан, актовегин; метаболиты и поливитаминные комплексы: глицин, биотредин, лимонтар, эссенциале, элькар, кудесан, корилип, кверцетин, бета-каротин, киндер биовиталь, поливит беби, церебрум композитум, мульти-табс, капли Береш Плюс.

Как следует из вышеизложенного, выбор препаратов ограничен и нужна поистине «снайперская» точность при их назначении, кроме того, необходим клинический и лабораторный неинвазивный контроль эффективности. Следует обратить внимание на возможность относительно нетравматичного введения препаратов — накожное (соевое масло), ингаляционные (эфирные масла при ароматерапии), ректальные суппозитории (многие гомеопатические средства). В неонатологии важно использование наиболее «чистых» препаратов, например целесообразен выбор из препаратов пирацетама лекарств, выпускаемых фирмой ИСВ (Бельгия, Швейцария). В перечне средств патогенетической направленности к ингибирующим нейральный апоптоз условно отнесены стволовые клетки (в строгом смысле это не фармакопрепарат), степень терапевтической эффективности которых еще нуждается в дальнейших исследованиях. В то же время от использования фетальных трансплантатов [3] следует решительно отказаться по соображениям общечеловеческой и медицинской этики.

Обеспечить минимизацию лекарственной терапии помогает раннее (начиная с первого этапа) включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий. На втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными [1]. Несомненно, в обеспечении успешной реабилитации важная роль принадлежит адекватному вскармливанию и оптимальной организации окружающей среды (лечебно-охранительный режим), но в настоящей статье эти вопросы не рассматриваются. Тем не менее некоторые аспекты организации выхаживания тяжелобольных детей (ограничение сенсорной нагрузки в остром периоде поражения мозга, температурный комфорт, ограничение электромагнитных воздействий, выхаживание на колышащихся матрасиках или на шерсти ягнят) могут быть отнесены к методам немедикаментозной реабилитации [1, 5, 6].

Перечислим средства немедикаментозного лечения и реабилитации, весьма условно разделив их на физические и психолого-педагогические, поскольку любое физическое воздействие на маленького ребенка предполагает обязательный психоэмоциональный контакт с ним.

Немедикаментозная реабилитация детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС

Физическая реабилитация: разнообразный лечебный массаж, лечебная гимнастика, лечение «положением» (укладки, туторы, «воротники» и т. д.), терапия по Войту; упражнения в воде и гидромассаж; сухая иммерсия (имитация невесомости); использование кроватки «Сатурн» (эффект невесомости + вибромассаж); физиотерапия (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электрофорез, парафинотерапия, лазеротерапия, свето- и цветотерапия).

Психолого-педагогическая коррекция и психоэстетотерапия: коррекционная (кондуктивная) педагогика; психотерапевтическая коррекция в диаде «мать–дитя» (контакт «кожа-к-коже», «кенгуру») и в целом в семье больного ребенка; музыкотерапия, эстетотерапия; тактильно-кинестетическая стимуляция.

Большинство из вышеперечисленных методик не являются новыми. В последние 3–5 лет к новым разработкам следует отнести методику мягкого вибромассажа в условиях невесомости (отечественная кроватка «Сатурн», ООО «Ритм», г. Екатеринбург), светотерапию и цветотерапию с помощью лампы линейного поляризованного видимого света «Биоптрон» («Цептер», Швейцария), тактильно-кинестетическую стимуляцию ладоней и пальцев, применяемую у детей с низкой и экстремально низкой массой тела [4]. В последние годы для недоношенных детей особенно рекомендуется сочетание двух-трех «мягких» методов физического воздействия с психоэмоциональной и психосенсорной коррекцией, что помогает моделировать эффект так называемых «сенсорных комнат», применяемых в реабилитации более старших пациентов [9].

Методика музыкотерапии для доношенных и недоношенных новорожденных детей, разработанная в клинике НЦЗД РАМН, включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей [4]. Матери обучаются комплексной мягкой психосенсорной стимуляции ребенка, напевают колыбельные и другие рекомендованные песни, учатся проведению мелоритмического воздействия (движение и тактильная стимуляция в сочетании с пением и чтением стихов) — элементам эвритмической терапии по Р. Штайнеру, который доказал благотворное влияние на организм ребенка ритмических движений под музыку [10].

В последние годы установлено, что начинать общение с ребенком необходимо еще в период внутриутробного онтогенеза; сегодня активно развивается перинатальная психология и перинатальная педагогика. Для детей с перинатальной патологией ЦНС раннее начало педагогической коррекции (элементы кондуктивной педагогики) является важнейшей составной частью реабилитации, поскольку мягкие сенсорные и эмоциональные воздействия — это немедикаментозные «ноотрофы» для развивающегося мозга [1, 4, 5, 6]. Ежедневное влияние родителей (прежде всего матери) направляется специалистом — психологом (педагогом), который формирует у родителей активную позицию по преодолению психоневрологических дефектов, обучает их разнообразным формам, приемам и средствам взаимодействия с ребенком и умению оценивать его реакции.

Целью ранней педагогической коррекционной работы является создание условий для поступательного психосоциального развития ребенка, для использования его индивидуального «потенциала компенсаций». На каждом возрастном этапе педагог решает определенные развивающие задачи: вначале это стимуляция интереса ребенка к окружающей среде, формирование исследовательского поведения, затем укрепление межанализаторных связей, расширение спектра сенсомоторных навыков и умений, повышение коммутативной активности, развитие и обогащение игровых и предметных действий, а также социальной активности ребенка [11].

В настоящей статье не затрагиваются некоторые специальные аспекты реабилитации (коррекция зрительных нарушений при ретинопатии недоношенных, нейросенсорной тугоухости, ортопедической патологии).

Использование широкого спектра немедикаментозных воздействий на втором и третьем этапах реабилитации больных детей позволяет (по данным клиники НЦЗД РАМН) уменьшить дозировки и длительность курсов фармакотерапии (по вазоактивным препаратам — на 15–20% и 3–3,5 дня; по мочегонным (диакарб) — на 20–30% и 2–3 дня; по седативным препаратам — на 30–40% и 4–5 дней). Эффективность комплексной реабилитации оценивалась в клинике по достижении детьми 1,5–2 лет. Функциональная компенсация неврологических и нейросенсорных нарушений имела место почти у всех детей со среднетяжелыми и легкими формами перинатальных поражений мозга и у 80% детей с тяжелыми (по оценке в периоде новорожденности) нарушениями. Кроме того, даже у детей, имевших в конце периода наблюдения инвалидность вследствие сенсорного или моторного дефекта, удавалось добиться некоторого смягчения моторных или сенсорных расстройств и соответственно несколько улучшить качество жизни.

Е. П. Бомбардирова, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Степанов, кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *