при каких условиях основные средства можно сгруппировать в один комплекс
Нужно ли укрупнять учет основных средств и как это можно сделать (примеры)
Нужно ли упрощать учет основных средств
Все предприятия хотят упростить учет основных средств. В ФСБУ 6 предусмотрен способ сделать это: не применять стандарт для малоценных объектов, а их стоимость сразу списывать на расходы.
Но на практике этим способом можно воспользоваться далеко не всегда. Например, его нельзя использовать, если есть много однородных основных средств, стоимость каждого из которых незначительна, но при этом информация о таких объектах в целом для организации является существенной. Это означает, что отказаться от применения ФСБУ 6 для таких объектов нельзя.
В связи с выходом ФСБУ 6 Бухгалтерский методологический центр (БМЦ) выпустил Рекомендацию Р-125/2021-КпР «Групповая единица учета основных средств» (принята Фондом «НРБУ «БМЦ» 19.03.2021).
Рекомендация Р-125 предлагает альтернативный способ упростить учет – группировать малоценные объекты по определенным критериям и учитывать как отдельные единицы учета.
Амортизацию по групповой единице учета можно начислять по единой норме амортизации, которая рассчитывается в процентах от суммарной балансовой стоимости объектов, входящих в группу.
Если какие-то объекты из группы выбывают до истечения срока их полезного использования (например, при аварии), их первоначальную стоимость и накопленную амортизацию необходимо списать. Эти показатели определяются расчетным путем. Но такие ситуации возникают достаточно редко (при особых событиях).
Рекомендация Р-125 сопровождается двумя иллюстративными примерами.
ПРИМЕР 1. Простая групповая единица учета
Организация эксплуатирует парк офисных компьютеров – 1000 единиц. По данным IT-службы средняя сменяемость компьютеров – 1 раз в три года. Компьютеры заменяются постепенно, по мере морального устаревания и поломок. Моменты вложений в течение года не принимаются во внимание исходя из того, что вложения достаточно равномерные.
Исходя из изложенного годовая норма амортизации принимается равной 1/3 – 33%.
На конец 2020 года стоимость компьютеров составляет 40 млн руб. В течение 2021 года вложения в парк компьютеров составили 20 млн руб.
Величина амортизации за 2021 год составит (40 + 20) / 3 = 20 млн руб.
Балансовая стоимость на конец 2021 года – 40 млн руб.
Оценка сменяемости компьютеров не изменилась.
В течение 2022 года вложения в парк компьютеров составили 35 млн руб.
Величина амортизации за 2022 год составит (40 + 35) / 3 = 25 млн руб.
Балансовая стоимость на конец 2022 года – 40 + 35 – 25 = 50 млн руб.
В конце 2022 года принято решение в течение следующих двух лет отказаться от десктопных компьютеров и перейти на ноутбуки. В этом случае годовая норма амортизации на 2023 год составит 1/2 – 50% от балансовой стоимости, т.е. 25 млн руб., а в течение 2024 года будет самортизирована вся оставшаяся стоимость десктопных компьютеров – 100%.
ПРИМЕР 2. Сложносоставная групповая единица учета
Организация использует в своей деятельности большое количество однородного оборудования, которое решает учитывать в качестве одной единицы учета основных средств. Оборудование используется в трех модификациях А, Б и В.
Модификация А имеет срок службы 6 лет, в течение которого требует проведения двух крупных техобслуживаний (через каждые два года), а также требует один раз замены существенной части (через три года эксплуатации).
Модификация Б имеет срок службы 5 лет и не требует в течение этого срока замены каких-либо существенных частей или проведения иных капитальных мероприятий.
Модификация В имеет срок службы 4 года, в течение которого требует проведения одного крупного техобслуживания (через два года эксплуатации).
По окончании эксплуатации все модификации оборудования утилизируются на металлолом.
Характер использования оборудования равномерный.
Последние данные об инвестициях в оборудование следующие:
Модификация А: стоимость новой единицы – 700 000 руб., техобслуживание – 80 000 руб., стоимость замены части – 150 000 руб.
Модификация Б: стоимость новой единицы – 900 000 руб.
Модификация В: стоимость новой единицы – 450 000 руб., техобслуживание – 80 000 руб.
Стоимость металлолома от утилизации одной единицы оборудования любой модификации – 50 000 руб.
Количество используемых организацией единиц оборудования по последним данным составляет 1000 шт., из них А – 500 шт., Б – 300 шт., В – 200 шт. Впоследствии общее количество может увеличиться, но соотношение между модификациями предположительно останется прежним.
Предполагается, что стоимость капвложений в оборудование будет расти сообразно росту цен, но при этом соотношение стоимостей между модификациями и их компонентами останется прежним.
Исходя из изложенного годовая амортизация одной единицы оборудования модификации А составит: (700 – 80 – 150 – 50) / 6 + 80/2 + 150/3 = 70 + 40 + 50 = 160 000 руб. = 22,86% от первоначальной стоимости.
Годовая амортизация одной единицы оборудования модификации Б составит:
(900 – 50) / 5 = 170 000 руб. = 18,89% от первоначальной стоимости.
Годовая амортизация одной единицы оборудования модификации В составит:
(450 – 80 – 50) / 4 + 80/2 = 80 + 40 = 120 000 руб. = 26,67% от первоначальной стоимости.
Общая годовая норма амортизации групповой единицы учета в целом (с учетом стоимостной доли каждой модификации в совокупной стоимости этой единицы) составит:
(160*500 + 170*300 + 120*200) / (700*500 + 900*300 + 450*200) = (80+51+24) / (350+270+90) = 155/710 = 21,83% от совокупной первоначальной стоимости всех единиц оборудования в составе групповой единицы учета.
Впоследствии указанная норма подлежит проверке исходя из требований пункта 37 ФСБУ 6/2020. Изменение нормы потребуется в случае изменения элементов амортизации объектов в составе групповой единицы учета или изменения стоимостных соотношений между модификациями и их амортизируемыми компонентами. Вместе с тем, любые изменения (как увеличение, так и уменьшение) в объемах капвложений в оборудование, приводящие к изменению общего числа объектов в составе групповой единицы учета, не вызовут необходимости изменять указанную норму амортизации, если при этом стоимостные соотношения сохраняются.
Объединяем «малоценку» в один инвентарный объект по стандарту «Основные средства»
SmartPhotoLab / Shutterstock.com |
Согласно п. 10 федерального стандарта «Основные средства» в следующем году в один инвентарный объект можно будет объединять объекты имущества, если:
Учреждение имеет право установить в учетной политике, какая стоимость является существенной в целях применения этого пункта. Например, можно объединять в один инвентарный объект предметы стоимостью до 3 000 руб. Или же можно написать в учетной политике, что объектами с несущественной стоимостью являются основные средства, по которым согласно п. 39 стандарта «Основные средства» начисляется 100% амортизации при вводе в эксплуатацию.
Обратите внимание! Для разных учреждений граница существенности может быть разной. Все зависит от характера и объема деятельности. Определение существенности информации приведено в п. 17 стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
Примеры имущества, которое можно объединять в один инвентарный объект:
Ответы на другие важные вопросы по применению федеральных стандартов – в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Границу существенности в целях применения п. 10 стандарта «Основные средства» лучше установить небольшую. Это позволит снизить трудозатраты по ведению учета при разукомплектации или частичной ликвидации укрупненного объекта – такие операции неизбежны при учете сложных объектов.
Объединяя имущество в один инвентарный объект не забывайте, что с 1 января 2018 года отменена общефедеральная льгота по налогу на имущество в отношении ОС 3-10 амортизационных групп, учтенных с 1 января 2013 г. Так что, если регион не установил льготу по движимому имуществу и стоимость укрупненного объекта превысит 100 000 руб., в связи с вашим учетным решением возрастут налоговые платежи.
Объединение нескольких объектов ОС в один – как отразить в бухучете?
По нашему мнению решение об объединении нескольких самостоятельных инвентарных объектов в один должно приниматься вашей организацией самостоятельно. Нужно определить порядок учета указанных расходов, отразив его в приказе по учетной политике. При принятии решения Вам необходимо оценить сложившуюся ситуацию в финансово-хозяйственной деятельности организации; использовать профессиональное суждение главного бухгалтера и учитывать следующее.
Законодательство РФ, действующее в настоящее время в области бухгалтерского и налогового учета:
• не содержит положений, касающихся объединения несколько самостоятельных нескольких инвентарных объектов ОС в один инвентарный объект;
• не регламентирует порядок указанных операций.
В соответствии с требованиями ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н:
2. Стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и ПБУ 6/01. В частности, изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях дооборудования, реконструкции, достройки, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (п. 14 ПБУ 6/01).
Фактически при объединении нескольких объектов основных средств (зданий) в одно:
По нашему мнению в бухгалтерском учете операцию по объединению нескольких объектов ОС в одно можно было бы отразить стандартными проводками:
Групповой учет однотипных объектов основных средств
В программе «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» групповой учет однотипных объектов основных средств (ОС) возможен только для объектов ОС стоимостью до 20 000 (с 01.01.2011 до 40 000) рублей, по которым амортизация начисляется в размере 100 % стоимости при вводе в эксплуатацию, либо стоимостью до 3 000 рублей, списываемых с учета в момент ввода в эксплуатацию. При этом у всех объектов ОС в группе цена должна быть одинаковая. Если объекты ОС поступают разными партиями, то цена однотипных объектов в разных партиях будет разной, а это не позволит проводить операции по движению таких ОС по единой цене в группе. Поэтому на каждую партию вновь поступивших объектов ОС необходимо вводить свою карточку группового учета в справочник Основные средства.
Для партии объектов ОС стоимостью от 3 000 до 20 000 (с 01.01.2011 до 40 000) рублей, по которым амортизация начисляется в момент ввода в эксплуатацию, стоимость которых не может быть изменена в процессе эксплуатации, можно открыть одну карточку группового учета, но при этом необходимо ввести инвентарные номера для каждого объекта однотипных ОС (см. рис. 1).
Если в элементе справочника Основные средства включен флажок Групповой учет, то для вновь введенного элемента можно сразу же создать нужное количество инвентарных номеров.
Инвентарный номер, автоматически сформированный программой, можно исправить вручную, если его структура вам не подходит.
Для каждого инвентарного номера в документах по вводу остатков и принятию ОС к учету должна быть своя строка: если необходимо иметь информацию о каждом инвентарном номере отдельно, то надо ее сначала ввести. В документе Ввод остатков ОС и НМА для каждого инвентарного номера необходимо заполнить его состояние (Принято к учету, Введено в эксплуатацию). Для объектов ОС, находящихся на момент внедрения программы в эксплуатации, необходимо указать сумму накопленной амортизации.
Если объект ОС не введен в эксплуатацию, то сумма его амортизации равна 0 и может быть не заполнена, как и дата ввода в эксплуатацию. Остальные реквизиты надо заполнить.
Если в документе по вводу остатков вы переключили способ ввода и редактирования данных на Редактирование в строке, то сначала включите видимость всех реквизитов в строке с помощью пункта Настройка списка контекстного меню, вызываемого щелчком правой клавиши мыши по спецификации документа. Для каждого инвентарного номера заполните все запрашиваемые реквизиты.
Для ОС, списываемых с учета в момент ввода в эксплуатацию, инвентарные номера можно не вводить, списывать можно сразу нужное их количество, но цена всех объектов ОС в группе должна быть одинаковой.
Объединение нескольких объектов ОС в один – как отразить в бухучете?
Отправим материал вам на:
По нашему мнению решение об объединении нескольких самостоятельных инвентарных объектов в один должно приниматься вашей организацией самостоятельно. Нужно определить порядок учета указанных расходов, отразив его в приказе по учетной политике. При принятии решения Вам необходимо оценить сложившуюся ситуацию в финансово-хозяйственной деятельности организации; использовать профессиональное суждение главного бухгалтера и учитывать следующее.
Законодательство РФ, действующее в настоящее время в области бухгалтерского и налогового учета:
• не содержит положений, касающихся объединения несколько самостоятельных нескольких инвентарных объектов ОС в один инвентарный объект;
• не регламентирует порядок указанных операций.
В соответствии с требованиями ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н:
2. Стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и ПБУ 6/01. В частности, изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях дооборудования, реконструкции, достройки, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств (п. 14 ПБУ 6/01).
Фактически при объединении нескольких объектов основных средств (зданий) в одно:
По нашему мнению в бухгалтерском учете операцию по объединению нескольких объектов ОС в одно можно было бы отразить стандартными проводками: