при формировании системы отношений ребенка к миру самой главной задачей педагога можно назвать

Концепция воспитательной системы «Воспитать личность»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

155800 Ивановская обл. г. Кинешма ул. Ивана Виноградова д.18

тел. 8 (49331)5-73-78 5-72-01

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

Естественно, ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализированности наших подростков. Школа же благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагогов управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающего личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом.

Концепция воспитательной работы подразумевает, что школа создает условия для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но исоциально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.

Разрабатывая концепцию воспитательной работы школы, педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании учащихся. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Сущность концепции и основные подходы.

Методической целью разработанной концепции является «Формирование у педагогического коллектива школы системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися в условиях модернизации образования».

Основная цель концепции: «Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность».

Указанная цель требует решения ряда задач:

1) создание условий развития и воспитания творческой индивидуальной личности ребенка;

2) содействие учащимся в освоении культурных ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них;

3) содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;

4)предоставление учащимся возможностей выбора творческой деятельности и способов ее реализации;

5) усиление культурной, духовной, гражданской направленности общего образования в целях повышения адаптивных возможностей школьников.

Образовательный процесс в школе должен стать благоприятной средой для развития личности ученика.

Исходя из этого, наиболее актуальными следует считать следующие подходы:

Источник

3. Конфликтные ситуации в педагогическом коллективе ДОУ // Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №3 2009

Примерный перечень уголков и зон в группах

Название

Направленность зоны

Структура

Методы

создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.

Стенд «Здравствуйте, я пришел!»

Утро добрых встреч

Игры: «Я рад тебя видеть», «Я дарю тебе свою улыбку», «Прошепчи имя», «Паровозик с именем», «Необычное приветствие», «Поздоровайся по разному», «Ласковое объятие», «Назови ласково», «Комплименты», «Журналист», «Мы тебя любим», «Аплодисменты», «Я хотел бы быть таким же как ты», «Мне нравится в тебе», «Радио», «Ветер дует на того, кто..», «Узнай по голосу», «Пошли письмо», «Волшебник», «Опиши друга», «Я очень хороший».

Стенд «Мое настроение»

Настольные игры: «Путешествие в мир эмоций», «Зоопарк настроений», «Собери лицо».

Игры: «Раз, два, три, настроение замри», «Я радуюсь (грущу, злюсь, удивляюсь, мне страшно, ), когда…», «Какое у меня настроение», «Какого цвета(запаха, вкуса) настроение», «Цветок настроений», «Кубик эмоций», «Угадай эмоцию»

повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок).

Рефлексивный круг

Беседы: «Что хорошего мы сделали», «Правила в группе»

Игры: «Расскажи о себе что- нибудь хорошее», «Эстафета хороших известий», «Я могу защитить», «Похвалилки», «За что меня любит мама», «Чем мы гордимся»

предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать.

Оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. Создание тематических альбомов: «Моя визитка», «Семейный альбом», «Мы в детском саду».

Игрушки: мяч-антистресс, «Волшебные бутылочки», «Волшебная свеча»

формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.

В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей. Персональная именинная посуда, стульчик, волшебный мешок для подарков.

Игра – путешествие по станциям «Именинная»

предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева,
враждебности и напряженности; развитие положительных чувств
и эмоций; обучение самообладанию и приемам саморегуляции

«Коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);«коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);
«Подушка-колотушка», «Мешочек для крика», гибкая набивная «змея», «ковердружбы»,«Мирилки», «Стаканчик для криков», Коврик дружбы, «Волшебная труба»

Чтение терапевтических сказок

Решение проблемных ситуаций

Игры на развитие общения: «Зеркало», «Нос к носу», «Моргалки», «Клубочек», «Путанка».

Игры на развитие произвольности

Уголок сенсорного развития

развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Словарь отрицательных оценок:

Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку

Негативная характеристика ребенка

Отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем

Отказ в утешении, когда дошкольник действительно испуган или подавлен

Некорректное указание по поводу внешнего вида

Наказание за неправильный ответ

Обвинение в адрес ребенка

Постоянная критика в адрес ребенка

Принижение его успехов

Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка

Угрозы в адрес ребенка

Риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с отношениями «педагог-педагог».

Источник

Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника

при формировании системы отношений ребенка к миру самой главной задачей педагога можно назвать Вера Савишина
Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника

«Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К. Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности.». Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность дошкольника сложна, глубока и многогранна.

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки воспитателя-гуманиста. Современная модель предполагает воспитание в воспитателе профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный педагог должен иметь свой почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с детьми.

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет, развивает ребёнка, как личность.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.

Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним.

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.

Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития.

Познавательная активность в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника.

Развитие личности ребенка — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для дошкольников такой средой является группа, в которой они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — игры.

Овладение действительностью у ребенкаосуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности.

Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии личности ребенка.

Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками.

Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:

— способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

— тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;

— умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

— знания особенностей психического развития детей;

— способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:

— способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;

— умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

— способность отказаться от ориентации на авторитеты;

— умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

— способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);

— готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;

— креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.

Педагог должен уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.

Воспитателю необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем. Никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы.

Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу и образовательной системе в целом.

Педагогу необходимо формировать положительный микроклимат в группе.

Если ребенку трудно, и у него не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.

Важно педагогу уметь видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками, в познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка.

Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагогбудет организовывать процесс познания воспитанников:

— метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

— метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

— метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

— метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, и следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении, и быть не над ребенком, а рядом.

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольников.

Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями.

Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать личность дошкольника.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: 1. Выявление особенностей взаимоотношений.

Консультация для родителей «Роль природы в формировании личности дошкольника» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка» Семья для маленького ребенка-это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить,ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

при формировании системы отношений ребенка к миру самой главной задачей педагога можно назватьРайонный семинар-практикум «Роль фольклора в формировании личности ребенка» 5 декабря 2017г. в МДОУ № 6 состоялся семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Роль фольклора в формировании личности ребенка».

Родительское собрание в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Цель: 1. Выявление особенностей.

Роль книги в формировании творческой личности учащихся «Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми. И то и другое равно необходимо» Карамзин Н. Современный мир информационных технологий,.

Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе Основные понятия, используемые в данной работе: Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых.

Роль театра в формировании всесторонне развитой творческой личности дошкольника Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому мы, как и многие.

Источник

Роль педагога в формировании личности ребенка

при формировании системы отношений ребенка к миру самой главной задачей педагога можно назвать Юлия Чигарькова
Роль педагога в формировании личности ребенка

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений.

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия (М. И. Лисина, 1974). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый.

В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организованных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении личности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно формируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни.

В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния личностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.

Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К. Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности.». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский педагог Е. А.Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие воспитателя».

Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность до-школьника сложна, глубока и многогранна. В работах А. А Бодалева (1982) подчеркивается важность таких компонентов воздействия внешнего облика воспитателя, как мимика, голос, жестикуляция. АТ. Репина (1980, также исследовавшая значимые для детей внешние особенности, установила, что эмоциональную окрашенность действий дошкольники легче всего воспринимают по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание картины воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду с внешними особенностями поведения воспитателя наиболее значимым для детей является эмоционально-оценочное воздействие на них воспитателя. Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индивидуально-личностные особенности этой стороны поведения воспитателя.

Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним.

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных. Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно. Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития.

Уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром.

Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого.

Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров: способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знания особенностей психического развития детей; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению; креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя, которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.

Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы.

Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.

Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.

Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.

Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог.Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познавательный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога.

Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздействия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привлекают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возникает неустойчивая познавательная активность низкого уровня –любознательность в виде вопроса: «Что это такое было?».

Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов, воздействием на воображение и эмоции ребенка должно привести возникшее любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению выдвинутой проблемы может привести к развитию познавательной активности. Весь этот процесс происходит под руководством педагога

В условиях современного общества необходимы специфические требования к педагогу дошкольного учреждения, для реализации целого ряда педагогических функций: информационной, предполагающей умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала; побудительной, предусматривающей умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом; конструктивно-организаторской,включающей в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой и др.) деятельности, организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, создавать развивающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности ребенка; диагностической, содержащей умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы; координирующей,предполагающей наличие следующих умений: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им подержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе дошкольного образовательного учреждения; коммуникативной, требующей от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым, вежливым.

. Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников. Воспитатель и ребенок, как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.

В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю,наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать замечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он устанавливает правила, он все знает и может помочь, подержать. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития.

Одним из самых важных таких условий является построение правильного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотношениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам.

Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологический климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется помощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полное его развитие.

При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздражение присутствовали при взаимодействии с ребенком.

Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный оттенок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполнение действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог что-то сделать в ходе занятия,ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!».Не стоит также отделываться и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия и ориентация на положительный результат.Позитивным в данном случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения,как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т. п. не вызовут обиды и сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги.Будут эффективными такие его советы: Щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине.

Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие. Не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов. Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным изменить поведение ребенка.Такое сообщение должно включать в себя следующие компоненты: описание произведенного действия (Когда ты); описание возможного результата этого действия (Может случиться, что); предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты). Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой ситуации.

Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен заканчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить, что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положительное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирующими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А это, как известно, не способствует личностному росту.

Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении.

Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уважение к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит поставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей, наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень внушаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно говорить, что он плохой, избалованный и т. п., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется и становится привычным.

«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком известный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например,таким образом:«Если ребенка критикуют, он учится обвинять».

Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных качеств. Именно в период дошкольного детства закладывается базис личностной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зависит от Вас уважаемые педагоги.

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог

Обобщение опыта работы «Роль театра в формировании гармоничной творческой личности ребенка» Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Общее родительское собрание в ДОУ «Роль семьи в формировании личности ребенка» Цели: 1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: дать возможность родителям сделать самоанализ своих.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Тема «Роль семьи в формировании личности дошкольника». Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас. Дети наши.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Форма проведения.

Роль воспитателя ГПД в формировании личности обучающихся Роль воспитателя в развитии обучающихся Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных.

Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ ДС №2 «Колокольчик»,.

Статья «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности» Роль семьи в формировании духовно- нравственной личности Семья – это колыбель не только физического, но и духовного рождения человека.

Роль семьи в формировании личности ребенка Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Но.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *