при долгом хранении яблоки становятся рыхлыми и безвкусными как это можно объяснить
5 причин, почему ЯБЛОКИ становятся безвкусными | Способы решения
🍎 Ни один заморский плод не сравнится пользой с яблоками. Но все чаще прекрасные на вид фрукты разочаровывают своей безвкусностью. И хорошо бы только импортные, которые собирают совсем зелеными и подвергают искусственному дозреванию. А потом покрывают блестящей восковой пленкой для сохранности.
Почему ЯБЛОКИ безвкусные? — 5 основных причин
Многие люди почтенного возраста с ностальгией вспоминают вкус яблок своего детства. Тогда выращивались в садах в основном старые проверенные сорта. Теперь они уступают место вновь выведенным высокоурожайным. И часто в погоне за отдачей каждого дерева в килограммах и сроками хранения селекционеры гораздо меньше уделяют внимания его вкусовым качествам.
Вот и получается, что огромные и напоминающие картинку яблоки жесткие и безвкусные. Все это имеет место. Но главных причин у потери яблочного вкуса всего две:
Минеральное голодание
Опытным садоводам отлично известно, что на бедной кальцием почве яблоки вырастают безвкусными. Примерно так же влияет на яблони и грушевые деревья дефицит бора. А поскольку с этими микроэлементами плотно связан иммунитет растений, их недостаток чаще всего сопровождается проявлением разнообразных заболеваний в саду.
Стекловидность
На хранение такие яблоки обычно закладываются нормальными. Но хранятся они недолго, так как быстро приобретают странную прозрачность. Если такой плод разрезать, мякоть внутри будет выглядеть водянистой. Вместе с нормальным видом так же стремительно теряется вкус и характерный для сорта запах.
Это стекловидность, которая возникает при очень большом недостатке кальция. Без этого минерала стенки клеточных оболочек плода становятся хрупкими, клетки теряют сок. Хранить такие яблоки нужно отдельно от остальных. Употреблять их можно, но лучше побыстрее переработать, иначе урожай быстро загнивает.
Меры борьбы: двойное опрыскивание хлористым кальцием и внесение доломитовой муки в приствольные круги при перекапывании.
Пухлость
По осени урожай выглядит нормальным. Но в первые месяцы хранения мякоть темнеет и становится безвкусной и рыхлой. Причина – недостаток кальция при избытке азота. Такое состояние возникает у слишком усердных во внесении минеральных удобрений садоводов. В таком случае дефицит кальция создается избыточным поступлением магния с калием.
Подкожная пятнистость
Второе название проблемы – горькая ямчатость. Яблоки становятся несъедобными, приобретая горький вкус. Внешний вид тоже страдает. Кожица плодов покрывается 2-3-миллиметровыми углублениями, под которыми обнаруживается коричневое рыхлое пятно на белой мякоти.
Пятнистость – еще одно проявление кальциевого голодания в союзе с дефицитом бора.
Опробковение
Плоды покрываются сухими твердыми пятнами, напоминающими корки. Внутри возникают участки с пробковой структурой. Их можно вырезать. Но и здоровая на вид часть мякоти будет безвкусной.
Меры борьбы: внекорневое внесение борной кислоты.
Если признаки болезни еще не проявились, и снаружи яблоки выглядят чистыми и красивыми, все равно перед покупкой их нужно понюхать. Безвкусные яблоки не имеют запаха.
При долгом хранении яблоки становятся рыхлыми и безвкусными как это можно объяснить
Задания с развернутым ответом
Линия вопросов 22
Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)
(Приведены типовые задания ФИПИ)
1. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?
1) Заключенная в органических веществах энергия в каждом звене пищевой цепи расходуется на процессы жизнедеятельности.
2) Часть энергии рассеивается в виде тепа или не усваивается организмом.
2. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блоки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консументов II порядка в составленной цепи и объясните с вой выбор.
1) Листья репы – крестоцветные блоки – лягушка – уж – хорь.
2) Консумент II порядка – лягушка, так как она питается консументами первого порядка.
3. Какие первоначальные изменения произойдут в экосистеме озера при сокращении численности хищных рыб?
1) Увеличение численности растительноядных организмов.
2) Уменьшение численности растений, которыми питаются консументы первого порядка.
1) Вспышка заболеваний среди растительноядных рыб в отсутствии достаточного количества хищников.
2) гибель растительноядных рыб и зарастание (заболачивание) водоема.
4. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется.
2) За единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера, эта величина названа морганидой.
5. Поясните, почему горох посевной высевают на полях совместно с овсом.
1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.
6. Объясните, какие биотические связи складываются между деревьями тропического леса и поселившимися на них орхидеями.
1) Это пример квартиранства: стволы и ветви деревьев служат субстратом для прикрепления орхидей (деревья играют положительную роль в жизни орхидей).
2) Поселяясь на деревьях, орхидеи не приносят им вреда.
7. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. Какой из организмов исполняет роль консумента третьего порядка?
1) Листовой опад – дождевой червь – еж – лисица – орел.
2) консумент третьего порядка – лисица.
8. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: сельдь, гренландский тюлень, одноклеточные водоросли, треска, мелкие ракообразные. Какой из организмов исполняет роль консумента четвертого порядка?
1) Одноклеточные водоросли – мелкие ракообразные – сельдь – треска – гренландский тюлень.
2) Консумент четвертого порядка – гренландский тюлень.
9. Почему в полевых агроценозах не рекомендуется из года в год использовать одну и ту же культуру?
1) При выращивании одной и той же культуры на поле истощается почва, так как растения избирательно поглощают вещества.
2) Увеличивается численность вредителей и паразитов этой культуры растений (увеличивается устойчивость вредителей к пестицидам).
10. Известно, что бобовые растения (клевер, горох, фасоль, чечевица и др.) повышают плодородие почвы. Объясните почему.
1) На конях бобовых растений поселяются клубеньковые бактерии.
2) Клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот, при этом почва обогащается соединениями азота.
11. В странах с мягким климатом можно увидеть зимой и весной деревья без листьев, на ветвях которых растет омела – растение, похожее на зеленый шар. Предложите способ, которым можно установить паразитический тип взаимоотношений между омелой и соответствующим деревом.
1) Экспериментальный способ – нужно срезать ветку с дерева с омелой и оставить на некоторое время.
2) Если омела завянет, то она – паразит и самостоятельно жить не может.
12. Одна самка обыкновенной щуки откладывает 10 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоемах беспредельно.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Вегетативные органы растения»
1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?
1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.
2. Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно?
1) в жаркий день транспирация усиливается, так как чем выше температура, тем интенсивнее испарение;
2) ветер усиливает транспирацию, так как препятствует скоплению паров воды у поверхности листа
3. За счет каких морфологических и физиологических особенностей многолетним травянистым растениям средней полосы России удается выживать при низких температурах зимой? Ответ обоснуйте.
1) зимовка в виде подземных органов (луковица, корневище и др.);
2) сохранение почек возобновления под землёй (на уровне земли);
3) избавление растения от излишков воды в период наступления холодов;
4) в клетках зимующих органов накапливаются углеводы (сахара), предотвращающие замерзание воды
4. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
1) Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигая до грунтовых вод, или широко располагается в поверхностном слое почвы для максимального запасания в период дождей.
2) Вода может запасаться в листьях или стеблях.
3) Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
4) Растения могут переживать засуху в виде подземных побегов (луковиц, корневищ, клубней).
5. В хлоропластах зерна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?
1) основная функция хлоропластов – фотосинтез;
2) крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы (не хранится), поэтому зерна крахмала мелкие;
3) основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зерна в них крупные;
4) лейкопластов много в корнях;
5) лейкопластов много в видоизмененных побегах (клубнях, луковицах и т.д.);
6) крахмал синтезируется из глюкозы;
7) глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам (лубу) от фотосинтезирующих клеток (листьев)
6. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
1) Увеличится концентрация почвенного раствора, корням растений будет тяжелее поглощать воду.
2) Произойдет угнетение жизнедеятельность почвенных микроорганизмов (в пересоленом растворе они не смогут быстро размножаться).
3) Дождями избыток удобрений смоется в водоемы, водоемы «зацветут».
7. По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, за счет какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев?
1) годичные кольца – прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год);
2) кольца образуются благодаря делению клеток образовательной ткани (камбия, меристемы);
3) весной образуются крупные клетки (сосуды);
4) осенью образуются мелкие клетки (сосуды);
5) в экваториальной зоне не выражены времена года
8. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?
1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – поглощение и транспорт воды
9. Рассмотрите предложенную схему классификации вегетативных органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
10. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?
1. Цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьиц.
2. Они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена.
3. Они располагаются в эпидермисе (кожице листа).
4. Они отличаются от других клеток эпидермиса тем, что имеют хлоропласты.
11. Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?
12. Поясните, почему при выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом.
1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.
13. Укажите не менее 4 приспособлений в строении водных растений к обитанию в водоемах.
1) широкая листовая пластинка;
2) тонкий эпидермис;
3) большое количество устьиц на верхней стороне листа;
4) слабо развитые корни
5) хорошо развита аэренхима (ткань, проводящая воздух)
14. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?
1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. Связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми.
2) Сахара окисляются при дыхании, поэтому сладкость плодов уменьшается.
15. Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.
1) В водной среде каждой клетке водоросли доступны все необходиме ей ресурсы (вода, углекислый газ, свет). В наземно-воздушной среде у подземной части растения нет света, а у надземной – воды и минеральных солей. Необходимость ими обмениваться привела к возникновению проводящих тканей.
2) Вода более плотная, поэтому она удерживает водоросль, в наземно-воздушной среде для поддержания устойчивости понадобилась механическая ткань.
3) В наземно-воздушной среде количество воды, доступной для растения, ограничено, поэтому понадобилась покровная ткань, чтобы не испарять воду.
4) Корни развились для поглощения воды и удержания растения в почве, листья – для фотосинтеза, стебли – для проведения и механического удержания.
16. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица тюльпана». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Луковица тюльпана – это видоизмененный укороченный подземный побег. (2) У луковицы имеется плоский плотный стебель – донце. (3) На донце развиваются два типа видоизмененных листьев – чешуй. (4) Снаружи находятся сухие листья, образованные живыми специализированными клетками, защищающими луковицу от повреждений. (5) Мясистые сочные листья луковицы, находящиеся внутри, запасают воду и растворы органических веществ, а также особые вещества – фитонциды. (6) От донца отходят боковые корни, удерживающие луковицу в почве. (7) С помощью луковицы происходит половое размножение тюльпана.
4 – Наружные сухие листья образованы мертвыми клетками
6 – От донца отходят придаточные корни
7 – С помощью луковицы происходит бесполое (вегетативное) размножение
17. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.
1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.
18. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?
1) в целях улучшения газообмена в почве и усиления дыхания корней
2) в целях сохранения влаги в почве
19. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.
1) семена мака и моркови мелкие, содержат небольшой запас питательных веществ; если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
2) семена кукурузы и бобов крупные, содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы
20. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Луковица». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У растений встречаются различные видоизмененные органы: корневища, клубни, луковицы, корнеплоды. (2) В нижней части луковицы имеется донце – вегетативная почка. (3) Снаружи расположены сухие отмершие листья – чешуи, выполняющие защитную функцию. (4) Сочные чешуи луковицы запасают органические вещества. (5) В клетках сочных чешуй луковицы также синтезируются особые вещества – фитонциды, которые убивают микроорганизмы. (6) Цветоносные побеги растения развиваются из сочных чешуй луковицы. (7) Луковица – это видоизмененный корень, участвующий в вегетативном размножении.
2 – донце – видоизмененный стебель;
6 – из почек луковицы развиваются цветоносные побеги;
7 – луковица – это видоизмененный (укороченный) подземный побег
21. Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.
1) Луковица
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества.
3) 2 – почки, обеспечивающие рост побега.
4) 3 – донце, видоизмененный укороченный стебель, обеспечивает транспортную функцию, перемещая от корней к листьям воду и минеральные вещества, а обратно – органические вещества.
5) 4 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы.
22. Рассмотрите рисунок и определите, какой тип листьев представлен на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?
1) На рисунке изображен простой лист, так как у него одна листовая пластинка, черешковый лист, так как имеет черешок.
2) 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3 – прилистники, 4 – основание листа.
3) Фотосинтез и транспирация (испарение воды).
23. Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?
1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.
24. Докажите, что корневище растения является видоизмененным побегом. Приведите не менее трех доказательств.
1) На верхушке корневища имеется верхушечная почка, обеспечивающая рост побега в длину.
2) От корневища отходят придаточные корни.
3) Корневище имеет узлы, в которых находятся рудименты листьев и почек.
4) Внутреннее строение корневища сходно с анатомическим строением стебля.
25. Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.
1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.
26. Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?
1) Копка и вспашка уничтожают большинство сорняков, разрушая их корневые системы. Уничтожая сорняки, человек избавляет культурные растения от конкуренции с сорняками за воду, свет и минеральные вещества.
2) Копка и вспашка перемешивают почву и равномерно распределяют в ней перегной, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже.
3) Копка и вспашка разрыхляют почву и делают ее легко проницаемой для воздуха и воды.
27. Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.
1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания
28. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?
1) Минеральные вещества, растворенные в воде, передвигаются по ксилеме за счет корневого давления и транспирации.
2) Корневое давление возникает за счет того, что концентрация солей в клетках корня выше, чем в почве, и вода заходит в корень за счет осмоса.
3) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев (на место испарившейся воды присасывается новая).
29. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.
1) эти растения образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы;
2) прореживание растений ослабляет конкуренцию, способствует развитию корнеплода и приводит к повышению урожая
30. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.
1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) капуста – двулетнее растение, цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан)
31. При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.
1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период
32. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какими тканями они образованы и какие функции они выполняют?
Диагноз по урожаю яблок
Состояние яблок, заложенных на хранение, может многое рассказать о проблемах сада, которые на первый взгляд не видны. Осматривая яблоки в хранилище и отбраковывая испорченные, уделите минуту анализу причин порчи урожая. Итак, что случилось с яблоками?
Яблоки водянистые и прозрачные
Это стекловидность плодов. Яблоки кажутся буквально прозрачными, мякоть на срезе выглядит водянистой. Бытует ошибочное мнение, что это показатель особенно высокого качества плодов. На самом же деле поводов для радости тут нет: стекловидность яблок свидетельствует о сильном недостатке кальция. Он формирует стенки клеточных оболочек; при дефиците кальция они становятся непрочными, клетки повреждаются и теряют сок. Такие яблоки плохо хранятся и быстро теряют вкус.
Решение. Найденные в хранилище стекловидные плоды нужно как можно скорее употребить в пищу. С дерева их также снимают сразу после обнаружения и хранят отдельно от других яблок. В дальнейшем надо учитывать, что недостаток кальция может быть связан с закислением почвы. Для восстановления баланса осенью перекопайте приствольные круги плодовых деревьев (ведь от недостатка кальция страдают не только яблони) и внесите доломитовую муку из расчета 4-5 кг на сотку.
Яблоки стали рыхлыми, коричневыми и невкусными
Пухлость яблок. После непродолжительного хранения мякоть плодов буреет, становится рыхлой, мучнистой, кожица легко продавливается пальцем. Такие яблоки утрачивают вкус и быстро загнивают. Причина заключается в недостатке кальция и избытке азота. Иногда пухлость поражает яблоки, снятые слишком поздно.
Решение. Рекомендации те же, что и при стекловидности яблок. В следующем году пересмотрите схему внесения удобрений: очень часто избыток азота бывает следствием избыточной подкормки азотными удобрениями, а недостаток кальция может быть вызван излишним поступлением магния и калия. Снимайте урожай яблок вовремя, не давайте спелым плодам долго оставаться на яблоне.
На яблоках черные пятна, вкус плодов горький
Ямчатость, или подкожная пятнистость, проявляет себя мелкими, 2-3 мм, вдавленными пятнышками на кожице плода. Мякоть под кожицей становится горькой на вкус, за что эту проблему иногда называют горькой ямчатостью.
Решение. Это состояние яблок также вызывается дефицитом кальция; для исправления ситуации подходят те же способы, что и для борьбы с пухлостью.
Яблоки твердые, невкусные, на кожице жесткие корки
Опробковение яблок. В мякоти появляются светлые пятна размером до 1 см, которые постепенно буреют, структура мякоти начинает напоминать пробку. На кожице могут появляться сухие корковидные пятна. Постепенно они вздуваются и деформируются. Опробковение – характерный признак дефицита бора. Еще до сбора урожая он может проявлять себя утолщением и потемнением листьев, опробковением их жилок, при остром борном голодании листья опадают, верхушка дерева отмирает. Яблони и груши считаются культурами с высокой потребностью в боре, поэтому аналогичные проблемы могут наблюдаться и у груш.
Решение. Внекорневая подкормка борной кислотой: 10-20 г порошка на 10 л воды. Обработку проводят вечером, после захода солнца. Первый раз – в начале роспуска листьев, второй – через 5-7 дней. Подкормку борной кислотой под корень проводят только в случае сильного и очевидного борного голодания. Препарат разводят из расчета 0,1 – 0,2 г на 1 л; содержимое пакетика растворяют в 1 л горячей воды, затем разводят водой комнатной температуры до нужного количества. Перед внесением подкормки деревья хорошо поливают, так как по сухой земле борная кислота может вызвать ожог корней.
Яблоки очень мелкие
Дефицит калия. Плоды необычно мелкие по сравнению с нормой для своего сорта и прошлыми урожаями, плохо хранятся; при этом цветение могло быть непривычно обильным. Если к тому же плодовый сад зимой пострадал от морозов, а в середине лета наблюдались морщинистость листьев, их скручивание и отмирание вместе с черешками, речь может идти о калийном голодании растений. Недостаток калия нередко свойственен легким и особенно торфянистыми почвам.
Решение. При следующей осенней перекопке почвы внесите фосфорно-калийные удобрения (азофоску, нитроаммофоску или специальные осенние). Промышленные удобрения можно заменить обычной древесной золой. Фосфорно-калийные подкормки не только восполняют дефицит микроэлементов, но и повышают морозостойкость плодовых деревьев. Помните, что калий – антагонист кальция и вытесняет его из почвы, поэтому строго соблюдайте дозировку удобрений.
Яблоки загнивают
Горькая плодовая гниль. На плодах появляются коричневые пятна с четкими очертаниями, затем они расслаиваются на темные и светлые, чуть розоватые, концентрические круги. Мякоть становится горькой, с неприятным запахом, яблоки быстро портятся, гниль легко переходит с больных плодов на здоровые. Хранение яблок в холоде не уберегает от болезни, так как гниль способна развиваться даже при температуре около нуля.
Черная плодовая гниль. На яблоке появляются концентрические круги из серых бархатистых наростов, плод быстро чернеет.
Решение. Меры профилактики — такие же, как против горькой гнили.
Яблоки засыхают, сморщиваются
Увядание. Увядание яблок проявляется в том, что кожица сморщивается, мякоть становится невкусной и рыхлой. Для яблока, хранившегося достаточно долго (особенно если сорт не относится к лежким) это норма; если же увядают яблоки, собранные совсем недавно, это может быть следствием механических повреждений при сборе: травмы кожицы приводят к ускоренной потере влаги.
Решение. Снимайте плоды для длительного хранения как можно аккуратнее. Не храните поврежденные яблоки, их лучше сразу употребить в пищу. Плоды с признаками увядания сразу же удаляйте из хранилища, так как они могут стать очагами появления гнили.
Яблоки стали коричневыми
Побурение, или загар яблок. Кожица становится коричневой, но качество мякоти сохраняется. Такие яблоки плохо хранятся и подвержены гнилям. Причина побурения – неблагоприятные условия выращивания и хранения. Избыток влаги и азота в почве и затенение яблонь делают плоды потенциально подверженными загару, а высокая влажность и перепады температуры в хранилище запускают этот процесс.
Решение. Пересмотрите способы ухода за садом: норму полива и подкормки, методы обрезки. Постарайтесь создать в хранилище условия, не способствующие побурению яблок.
Яблоки потемнели внутри
Мокрый низкотемпературный ожог. На кожице появляются резко очерченные коричневатые пятна, мякоть под ними слегка повреждена. Похожая проблема – низкотемпературный распад плодов, когда темные пятна сначала появляются на мякоти и постепенно распространяются так, что остается только тонкий слой здоровой ткани под кожицей. Яблоки с признаками ожога и распада легко загнивают. Причиной ожога бывают слишком низкая температура и высокая влажность в хранилище или несоблюдение сроков сбора, а низкотемпературному распаду плодов часто подвержены яблоки, собранные с сильно обрезанных молодых деревьев.
Решение. Проводите все работы в саду вовремя; постарайтесь улучшить условия в хранилище. Соблюдайте график и технологию обрезки сада.
На яблоках черные пятна, трещины, корочки и вмятины
Парша. Кожица плодов растрескивается и покрывается буро-черными наростами, по виду напоминающими пятна плесени, плоды деформируются, появляются бугры и вмятины. Через 2-3 недели после раскрытия почек парша проявляется на листьях в виде бархатистых оливковых пятен, которые затем чернеют. По мере развития заболевания листья опадают, на молодых ветках появляются волдыри. Парша вызывается грибом, развитию которого благоприятствуют влажная и прохладная весна, обильные росы и теплые дожди. Способствует быстрому распространению болезни плохой уход за садом и пренебрежение профилактическими обработками.
Решение. При обнаружении больных плодов в хранилище их немедленно удаляют. Осенью обязательно убирают падалицу, опавшую листву и мумифицированные плоды. Засохшие ветки вырезают, стволы очищают от старой коры и обматывают лутрасилом. Все растительные остатки необходимо сжигать, закладывать их в компост недопустимо. После листопада проводят искореняющее опрыскивание крон плодовых деревьев 3-5%-ным раствором медного купороса. Весной, до распускания почек, деревья опрыскивают 1%-ной бордоской жидкостью или раствором Фитоспорина. Полезны также профилактические обработки иммуностимулирующими препаратами, например гуматом калия.
В яблоках гусеницы
Яблонная плодожорка. На плодах заметны черные пятна с отверстием в середине, после разрезания обнаруживаются прогрызенные ходы и гусеницы. Яблоки быстро портятся, загнивают. Вредитель может поражать и другие плоды, хранящиеся неподалеку: грушу, айву, реже сливу. Одна гусеница плодожорки может повредить до 5 плодов.
Решение. Борьба с плодожоркой требует комплексных мер. Весной и осенью удаляйте с плодовых деревьев старую отставшую кору: это излюбленное место зимовки куколок плодожорки. Обязательно убирайте падалицу, так как гусеницы покидают упавший плод и по стволу дерева перебираются в крону. С момента появления первой падалицы накладывайте на стволы деревьев липкие ловчие пояса и периодически их обновляйте. Высадите в плодовом саду помидоры и другие растения, которые отпугивают насекомых (настурция, чеснок, полынь и др.) Раз в сезон обрабатывайте плодовые деревья химическими инсектицидами (Искра-М, Фуфанон, Кинмикс, Арриво и др.). Оптимальный срок обработки – период массового отрождения гусениц из яиц; он наступает через 8-12 дней после пика лёта бабочек. Первый пик приходится приблизительно на период цветения, второй – на время осыпания избыточной завязи. Хорошо себя показывают препараты, влияющие на рост и развитие насекомых (Герольд, Матч, Инсегар): их применяют в самом начале пика лета бабочек. Из биопрепаратов от плодожорки применяют Фитоверм, обработку проводят во время массового отрождения гусениц.
Гусеницы плодожорки, попавшие в хранилище вместе со снятыми плодами, могут там окукливаться и зимовать. Чтобы предотвратить размножение плодожорки в хранилище, яблоки хранят в ящиках без щелей, выстланных гофрированной бумагой: в нее прячутся гусеницы, покинувшие плоды. Бумагу периодически меняют, использованную сжигают. Ящики обязательно механически очищают и ошпаривают кипятком.