пожарские котлеты в торжке где можно покушать
Обслуживание туристов
С 1 по 29 июня 2021 года мы подали гостям 1926 пожарских котлет самых разных видов и ценовой категории.
Честно признаться, это число нас удивило и вдохновило И мы решили обзавестись своей статистикой пожарских котлет. Теперь каждую неделю мы будем обновлять данные, а результаты каждый желающий сможет посмотреть на информационной доске при входе.
Ресторан в Торжке «Бирхоф» отменно накормит гостей города и предоставит услуги по организации питания туристических групп на самом высоком уровне. Многолетний опыт сотрудничества с гидами и туристическими компаниями из Твери, Москвы и Санкт-Петербурга помог нам разработать сытное и вкусное туристическое меню, которое придется по нраву всем. А самое главное, в него входят те самые пожарские котлеты! Ну, конечно! А что же еще попробовать в Торжке!
В июне 2019 в рамках гастрономического фестиваля «У Пожарского в Торжке» мы взяли первые места во всех четырех номинациях конкурса «Пожарская котлета: из прошлого в будущее»:
Таким образом, мы закрепили предыдущее достижение — наш рецепт пожарской котлеты был признан эксклюзивным стандартом проекта «Гастрономическая карта России» в 2017 году.
А теперь обо всем подробнее. В нашем меню есть три варианта «пожарских» котлет, они отличаются весом, панировкой и ценой. Наша гордость — котлеты, приготовленные по рецепту 1853 г. с соусом из белых грибов, квашеной капустой и картофелем по-деревенски. Мы рекомендуем именно это блюдо индивидуальным туристам и уверяем, что это действительно лучшие котлеты в городе! Такие, какими они и должны быть.
Главная котлета этого лета, или Как отдохнуть в Торжке ЛОНГРИД
В Торжке надо бывать почаще. И совершенно точно там надо было побывать 10-11 июня, когда проводился гастрономический фестиваль «У Пожарского в Торжке». Фестиваль проводится в третий раз и уже вошел в тройку лучших гастрономических фестивалей этого лета.
Торжок всегда был городом, стоявшим на основных торговых путях – речных и сухопутных. Понятно, что уставшему путнику нужно не только отдохнуть, но первым делом поесть и отдохнуть (по ссылке самые лучшие гостиницы и рестораны Торжка). Неслучайно гастрономический фестиваль «У Пожарского в Торжке» носит подзаголовок «фестиваль трактирной еды». Здесь готовили именно то, что было принято подавать проезжавшим через Торжок путешественникам. Без трактира далеко не уедешь, как говорится. Поэтому сегодня по числу «едален» разного уровня комфортности небольшой Торжок может потягаться с большим городом. Поесть тут любят, кормить тут умеют, поварские традиции берегут, и к собственным кулинарным брендам относятся ревностно. И самый главный из них – знаменитая пожарская котлета, но до нее еще дело дойдет.
Владислав Пискунов, шеф-повар ресторана «Матрёшка», автор кулинарных книг и ведущий гастрономических телепрограмм, оценил фестиваль «У Пожарского в Торжке» с точки зрения туриста. По мнению опытного кулинара, современный туризм невозможно развивать без инфраструктуры, а гастрономическая составляющая здесь – одна из главных. «Уютные места, где можно пообедать или переждать непогоду за чашкой чая, заметно облегчают маршрут и располагают к тому, чтобы рекомендовать такую поездку друзьям. Приятно видеть, что комфортных заведений в России становится все больше, в том числе и в малых городах», сказал знаменитый кулинар.
Зачем надо ехать на гастрономический фестиваль
Специалисты в области общепита, повара и рестораторы, едут обменяться опытом, посмотреть, как устроен фестиваль, какие блюда чаще всего заказывают туристы, какие рестораны они посещают охотнее всего. Любители необычных путешествий приезжают в Торжок не только за едой – но и познакомиться с брендами этого древнего города (по ссылке самые интересные места Торжка), побывать в замечательных местных музеях, побродить по пушкинским местам, которых здесь немало. Все остальные приезжают посмотреть, что это такое – гастрономический фестиваль, и, конечно, отведать настоящих пожарских котлет. Зачем мы отправляемся на гастрономический фестиваль? Чтобы вкусно поесть! А еще за знаниями: ведь народная кухня может много рассказать о традиционных сельскохозяйственных промыслах, быте, ведении хозяйства. И неплохо бы увезти с собой парочку рецептов.
Потерпите немного, рецепты обязательно будут.
Краевед Нина Аркадьевна
Нина Аркадьевна Лопатина – наверно, главный в мире специалист по пожарским котлетам. Она автор книги «История пожарских котлет», которая выдержала уже два издания. Нина Аркадьевна по памяти цитирует шутливое четверостишие Пушкина, которое тот адресовал своему другу Сергею Соболевскому:
«На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай (именно котлет)
И отправься налегке. »
А в письме к Наталье Николаевне Пушкиной замечал: «Забыл я тебе сказать, что в Ярополице (виноват: в Торжке) толстая M-lle Pojarsky, та самая, которая варит славный квас и жарит славные котлеты, провожая меня до ворот своего трактира, отвечала мне на мои нежности. »
Из праздника в праздник
Приехать в Торжок стоило 10 июня и остаться там на все «длинные» выходные. В воскресенье в музее под открытым небом Василево проходили знаменитые « Троицкие гулянья ». Так что первым делом многие туристы отправились туда – послушать народные песни, разучить старинные танцы, полюбоваться деревянным зодчеством.
Конкурс лучших поваров
После этого можно и в трактир. Точнее, практически в любой из ресторанов и кафе Торжка: там уже начали колдовать шеф-повара самых известных заведений страны. Мастера прибыли заранее, чтобы подготовиться к участию в конкурсе «Русская поварня» и порадовать нас своими шедеврами. Труды конкурсантов оценят эксперты: историк Максим Сырников, Владислав Пискунов, ведущий ряда кулинарных программ, Александр Переверзев, бренд-шеф нескольких ресторанов в Санкт-Петербурге, и другие известные профи. Завтра они, а также участники конкурса, дадут мастер-классы. Но это завтра, а пока ужинаем.
Папоротник и еловое варенье
Фестиваль не зря посвящен русской трактирной кухне. Правда, эти рецепты уже порядком подзабыли. Вот, например, пробовали ли вы когда-нибудь копченую сметану? Повар из Нижнего Новгорода Дмитрий Сазанов предлагает в числе прочего всем знакомое блюдо: печеную картошку с малосольными огурцами и сметаной. Вот только сметану он. коптит.
Потому гастрономический туризм напрямую связан и с развитием местных сельхозпроизводств. На фестивальной площадке была отведена территория, где местные предприятия могли заявить о себе, а гости — ознакомиться с их продукцией.
Ольга Молокова работает в новосибирском ресторане русской кухни, в Торжок приехала впервые – и приехала специально, чтобы увидеть, как делают пожарские котлеты в самом, можно сказать, месте их изобретения. Ольга несколько часов провела с поварами ресторана «Староямской», перенимала их приемы, досконально расспрашивала о том, как именно делают знаменитые котлеты.
Администратор ресторана Мария Дилькявичюс раскрыла главный секрет: фарш для котлет – точнее, мелко-мелко нарубленную курятину, смешанную с луком, солью и перцем – нужно интенсивно и подолгу мять руками – разумеется, не забывая надеть одноразовые перчатки. Чем дольше мнешь, тем более воздушными и сочными получаются котлеты. Ольга из Новосибирска призналась, что местные пожарские котлеты ее как повара впечатлили. Впрочем, в Сибири они делают такие же котлеты, но добавляют туда местные ингредиенты – например, горячие сливки, а подают их со шпинатом.
Парк любви и верности
Что надо знать о Торжке
Тем временем повара приехали не как туристы, а как профессионалы: за три года существования фестиваля «У Пожарского в Торжке» второй раз проводится конкурс среди приезжающих поваров на лучший сет трактирной еды. Качество блюд оценивает серьезное жюри, руководит которым один из самых известных российских кулинаров Максим Сырников. По его мнению, Верхневолжье имеет серьезный потенциал для организации гастрономических туров, отправной точкой которых мог бы стать Торжок. В этом году в Торжок по приглашению Министерства туризма приехали восемь поваров, каждому из них дали возможность показать свои знания и умения в одном из кафе и ресторанов Торжка.
Мнение председателя жюри
Максима Сырникова мы знаем не только как знаменитого кулинара, но и как историка русской народной кухни. Мы попросили его ответить, чем же пожарские котлеты так пленили русских едоков.
— Судя по географии участников прошедшего в Торжке фестиваля, пожарские котлеты стали не только брендом верхневолжского города, но и символом русской трактирной кухни. Это блюдо одно из немногих вошло в мировую кухню под своим оригинальным, русским названием, так же как бефстроганов и десерт «Московит». Но почему именно пожарская котлета, а не тульский пряник или московский калач? Какой секретный ингредиент использовали в торжокском трактире, что Пушкин, Гоголь, Глинка и прочие посетители легендарной гостиницы были готовы выкладывать по рублю за порцию котлет (для сравнения: бутылка шампанского из Франции по тем временам стоила чуть больше трех рублей).
Мы уже второй день в Торжке. 11 июня здесь отмечают день города, в программу которого органично вписалось кулинарное шоу. Высокая кухня выходит на главную площадь. Но, чтобы попасть туда, местным жителям и туристам нужно пройти через торговые ряды. И я вас уверяю, сделать это быстро не удастся. Тут развернулась аллея мастеров. Тверские умельцы прямо на месте вырезают деревянные игрушки. Разложили свой товар кузнецы из Удомли, торжокские гончары и золотошвеи, здесь же — тверской лен, лоскутное шитье и кожаные аксессуары…В Торжке ни одно мероприятие не обходится без ярмарки народных промыслов, и съезжаются сюда, как встарь, умельцы из разных городов. Это уникальная возможность разом приобрести сувениры из всех уголков Верхневолжья.
Придумано в Торжке
Кулебяка от эксперта
Тем временем на главную сцену выносят столы, микроволновую печь. Сейчас будут давать мастер-классы члены жюри.
Будем дружить фестивалями
Повара быстро работают и много рассказывают. Максим Сырников делится другими рецептами, куда входит ржаное тесто (в том числе и сладких пряников), вспоминает сказки и легенды, где фигурирует рожь-матушка, «что кормит всех». Вернувшись с этого мастер-класса на свою кухню, уже с совсем другим чувством смотришь на кусок черного хлеба: в нем наша история. И еще один продукт, без которого невозможно представить наш Волжский, Селигерский край — это рыба.
В торжокском кулинарном празднике участвовали представители этих городов и не упустили случай зазвать гостей к себе. В Тверской области складывается хорошая традиция — дружить фестивалями.
Повар в золотом кителе
Увлекшись экскурсами в краеведение и кулинарию, мы едва не пропустили подведение итогов. Лучше всех приготовили пожарскую котлету в торжокском ресторане «Оникс», он держит эту марку уже второй год. Первое место среди поваров-стажеров заняла студентка из Вышнего Волочка Екатерина Миронова, ей по праву достался фартук с золотным шитьем.
А победителем конкурса «Русская поварня» стал 24-летний Дмитрий Горшков из Владивостока. Это первый конкурс профессионального мастерства, в котором он участвует. Поехать на фестиваль «У Пожарского в Торжке» подающему надежды молодому специалисту посоветовали старшие коллеги. И оказались правы – его фирменная говядина, запеченная в ржаном тесте, принесла ему победу.
В общем, жалуются больше всего те, кому не досталось пожарских котлет. Потому что не ожидали организаторы, что приедет столько народу.
В прошлом году в Торжке на фестивале побывали около 5 тысяч человек, они смолотили 3 тысячи котлет. В этом году и народу было больше, но котлет не хватило. Обещаем исправиться. И еще жаловались, что уж больно много торговцев шашлыками стояли на площади Торжка – разве шашлык это трактирная еда.
Согласны, что совсем не трактирная, но народ любит, как ему откажешь. А вообще почему вы думаете, что пожарскую котлету можно съесть только в день гастрономиического фестиваля?
Торжок — город церквей, золотошвей и пожарских котлет
После посещения Старицы мы поехали в Торжок — город церквей, золотошвей и Пожарских котлет. Расположенный на реке Тверце и разбросанный по холмам Торжковской гряды, Торжок очень живописен. Город находится в Тверской области, в 61 км к западу от Твери по трассе М-10 Москва-Санкт Петербург. Торжок производит очень сложное и противоречивое впечатление, город имеет статус «историческое поселение федерального значения». Город прекрасно сохранился в том смысле, что существует старая городская застройка, нигде не высятся, словно черти, вставшие из табакерки, огромные высотки, разрывающие историческую застройку.
Столько церквей на один квадратный километр площади, сколько мы увидели в Торжке, не встречали нигде, наверно кроме Суздаля. В городе, конечно, сохранились не только церкви, но и вся старая городская застройка. Такое ощущение, что последняя война как будто обошла город стороной, но то что она задела так и осталось с 1941 года в таком же состоянии. Порывшись во всемирной паутине, выяснилось, что в конце XIX века жителей в Торжке было 12743 (сейчас 46030 человек). Церквей 28 каменных и 1 деревянная (XVII в.), из них одна единоверческая; раскольничья молельня.
Купив в Торжке путеводитель мы продвинулись в своих познаниях, «В начале ХХ века в Торжке было около сорока церквей (семь монастырских, тридцать приходских, три домовых)». К началу 1940 в городе не осталось ни одной действующей церкви, а девять церквей были уничтожены. Тот же путеводитель поведал нам, что на данный момент в городе 26 церквей разной степени сохранности, больше, из малых городов Руси, только в Суздале 31–35 по разным данным.
Но Суздаль это Суздаль, его как город «Золотого кольца» всем СССР восстанавливали, в котором и денег на историю хватало (если это конечно совпадало с генеральной линией партии) и специалистов, умеющих «правильно» отреставрировать было предостаточно. Сужу об этом не голословно, а по «творчеству» современных горе-рестовраторов в моем родном Смоленске, восстановивших два прясла Смоленской крепостной стены в центре города, эдакий красно кирпичный частокол образца XXI века, если бы это увидел Василий Шуйский, при котором крепость строилась, то наверняка посадил бы их на кол, непременно на кол. Но вернемся к Торжку. Все церкви мы за сутки осмотреть не смогли конечно. Но того что увидели было достаточно, чтобы за державу, как говорится стало обидно, потому что «разная степень сохранности» предполагает 90% запущенности и что будет с этой красотой через пару десятков лет предположить страшно, и это напомню в историческом поселении федерального значения. Ну да ладно, хватит лирики и высокопарных изречений. Первым делом мы направили наши стопы в сторону Борисоглебского монастыря,
не в последнюю очередь, потому что Бориса и Глеба в 1015 году убили подручные варяги их брата Святополка в устье реки Смядынь, что впадает в Днепр именно в Смоленске. Борисоглебский монастырь расположен на высоком правом берегу Тверцы прямо над рекой. Новоторжский Борисоглебский монастырь — один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Несколько раз монастырь горел, был разрушен монголо-татарами и ордами Речи Посполитой, то что увидели мы, это постройки времен Екатерины, именно тогда его начали выстраивать заново уже в стиле классицизма. На входе есть музей, но мы его не посещали, слева от входа расположена Надвратная церковь с колокольней в пять ярусов.
Заплатив по 100 рублей мы поднялись на верх откуда открываются прекрасные виды на Торжок и окрестности. На первом этаже Надвратной церкви частично сохранилась настенная роспись, но следов её восстановления не видно
Восстановлена Свечная башня, соединенная с церковью пряслом Крепостной стены. Сам Борисоглебский собор возвышается посредине монастыря, попасть мы в него не смогли так как встретил он нас весь в строительных лесах и с замком на двери.
По правую сторону от входа находится Введенская церковь с пристроенным к ней братским корпусом,
в церкви проходят службы, но убранство всё современное и бедненькое,
что не удивительно, ведь с 1925 по 1975 год здесь была тюрьма строгого режима, а потом принудительная лечебница для алкоголезависимых
Обойдя Введенскую церковь вокруг мы наткнулись на развалины с подземным ходом,
которые к сожалению исследовать не удалось, потому что это братская территория и допуск туристов туда запрещен, мы же зашли туда со стороны хоз. построек и запрещающую табличку не видели. На территории монастыря есть гостиница для паломников с хорошо отремонтированными номерами, обычным туристам останавливаться тоже не возбраняется, цены в богоугодном месте божеские 400 рублей в сутки, но законы драконовские(алкоголь, сигареты и любые активити вне закона) так что прежде чем гоняться за дешевизной задумайтесь, мы как то остановились на ночь в монастыре под Ростовом Великим, больше не хотим-«наелись экзотики». И в этот раз бросили свои тушки на въезде в город на Калининском шоссе в мини-отеле «Инфинити» за 1300 рябчиков за дабл. Есть в Торжке отели и для любителей супер комфорта, даже с комплексом спа процедур, все они есть на Букинге и других сайтах агрегаторах, так что Хотеллук, Вам в помощь. Осмотрев монастырь мы направились на ул. Грузинскую, 29, что в паре минут езды, чтобы познакомиться с единственной в городе деревянной церковью 1717 года постройки т. к. остальное деревянное зодчество из Тверской губернии собрано в Василёво о чем я писал здесь. Не доезжая церкви на той же улице наткнулись на Воскресенский храм построенный в 1779 году, когда то в его библиотеке хранился оригинал жалованной грамоты царя Михаила Федоровича датированной 1620 годом.
Воскресенский храм сейчас находится в запустении. Деревянная Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь стоит на окраине города Торжка, на высоком правом берегу Тверцы. Церковь действующая и находится в хорошем состоянии,
основу композиции здания составляет высокий двухсветный четверик. На него поставлены три постепенно убывающие вверх восьмерика, увенчанные глухим барабаном с массивной главой. Высота храма 34 м. К храму с востока примыкает граненая апсида, с запада — прямоугольная в плане трапезная и крыльцо
На верхних ярусах сохранилась живопись второй половины XIX века.
Выезжая от церкви на Старицкую улицу по левой стороне есть еще одна Вознесенский храм, но уже каменный, находящийся в глубоких зарослях и в крайне плачевном состоянии. Сквозь бурелом я не полез поэтому фото только из интернета.
Проехав по Старицкой улице вниз до кольца, на котором установлен памятник Ефрему Новоторжскому основателю Борисоглебского монастыря,
мы свернули налево к Михаилоархангельскому собору, который сохранился лучше всех местных церквей по нашему мнению. И видимо не в последнюю благодаря епархии(в отличие от других церквей, собор отлучили от епархии только на 10 лет с 1936 по 1946), так что священники заботятся о своем имуществе, собор выглядит величественно, как снаружи так и внутри.
И для интересующихся немного истории. Церковь Благовещенская или Михайловская расположена на полуострове, омываемом с запада ручьем Красным, с востока ручьем Вороньяком и с севера ручьем Здоровцем, впадающим в Тверцу. Эта местность в древних документах называлась или посадом, или слободою Благовещенской или Михайловской.
Можно думать, что Благовещенская и Архангело-Михайловская церкви существовали гораздо ранее 17-го века.
Старые церкви, вероятно, сгорели в 1742 году, когда на второй недели по Пасхе выгорел весь город Торжок.
В 1758 была построена каменная церковь с двумя престолами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и честь Рождества cв. Иоанна Предтечи, с левым приделом во имя cв. Архангела Михаила.
Церковь Входа Господня в Иерусалим и Спасо-Преображенский собор находятся тоже на берегу Тверцы, но уже не на холме,
а на низком берегу рядом с мостом и одним из самых пафосных отелей «Оникс Торжок» в ресторане которого уже вечером мы отведали Пожарских котлет. Так вот церковный комплекс выглядит мощно и кажется вполне себе ухоженным. Но есть одно, но, находится он на закрытой территории какого то учреждения
вход на которую через проходную и по пропускам. Так как была суббота охранник нас пустил внутрь территории сделать несколько фото, о же рассказал что внутри церквей совершенно пусто. Здесь я приведу ещё одну зимнюю фотку из интернета, чтобы показать более целостную картину комплекса,
потому что из-за листвы мои фотографии такой полноты не дают. Потом мы немного покатались по городу рассматривая его купеческую архитектуру
и мимо Храма Ильи Пророка по улице Красной Горы
спустились на набережную и припарковав машину немного прогулялись вдоль Тверецкой набережной с её постройками конца XIX века.
А далее было самое печальное место, вернее два, при посещении Торжка, поднявшись по лестнице вверх от набережной мы решили посмотреть Екатерининский путевой дворец, но наткнулись на амбарный замок на парадных воротах и хмурый взгляд местного ЧОПика с дальнейшим пояснением, что территория частная, посещения и фотосъемка запрещены, после чего он был послан по хорошо известному в России адресу и ответным пояснением, что о запрете фотосъемки он может прочитать лекцию местным кошкам. Сделав пару кадров(на которых из-за парка совершенно не видно здания)
просто назло насупившемуся халдею-сторожу, мы обошли вокруг забора и сфоткали задний начавший разваливаться фасад.
Из слов местных потом мы узнали, что дворец выкупила некая московская организация пообещав сделать шикарный музей, но никаких работ не ведут, а здание почему то стало разрушаться более интенсивно. В мою голову не укладывается, как в городе являющемся историческим поселением федерального значения можно выкупить дворец, являющийся памятником федерального значения и потихоньку его разрушать. Или в этой стране за деньги возможно ВСЁ. Далее мы двинулись в сторону Воскресенского девичьего монастыря, который выглядел с колокольни Борисоглебского монастыря вполне ничего себе,
но при ближайшем рассмотрении оказалось всё довольно печально, прилепленные неказистые постройки швейной фабрики,
в кельях общага и полное запустение в общем большая такая и грязная.опа. Потом мы прошлись по пешеходному мосту через Тверцу,
вышли на площадь 9-января всю такую в постройках XIX века с часовней
сувенирными палатами, бюстом знаменитому новоторжцу архитектору Львову
и торговыми рядами которые супермаркет «Магнит» использует по назначению, но и содержит в идеальном состоянии.
Посмотрели изделия местных золотошвей; вышитый магнитик 150 рублей, чехол для телефона-500-900 рублей, пояс от 3000 рублей. Вышивальный промысел сложился в Торжке в XVIII веке на основе местной традиции, уходящей своими корнями в русское средневековье. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине XVIII — первой половине XIX столетия. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки
и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу.
О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II.
Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы.
Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блестками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.
Обошли вокруг Климентовскую церковь
и отправились в заключительное гастрономическое приключение по Торжку под названием «дегустация Пожарских котлет».
Это одно из немногих изделий кулинарного искусства, автор которого известен-владелец трактира в Торжке, у которого не раз останавливался А. С. Пушкин:
На досуге отобедай у Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай и отправься налегке.
Сколько существует версий о появлении пожарских котлет, и сосчитать нельзя. Связывают их и с именем великого князя Дмитрия Пожарского, но на самом деле, то, что в нашем меню и по сей день, существует это блюдо, мы обязаны обычной женщине, жене Ивана Мефодьевича Пожарского, который содержал трактир на тракте Петербург-Москва.
Да, есть женщины в русских селеньях. И в горячую избу войдет, и коня на скаку остановит. Дарья Пожарская принадлежала к их числу. Освободив мужа от домашних хлопот и дав ему, возможность заниматься своими любимыми делами, Даша взяла управление трактиром в свои руки. Трактир пользовался успехом, о кухне слухи доходили даже до столицы. И вот однажды, в трактир Пожарских заехал его величество Александр Первый. За несколько часов до этого события в харчевню прислали царского посыльного. На вопрос, чем содержатели трактира собираются кормить царя русского и услышав ответ, пришел в ужас. Никаких щей, картошки и каш… чтобы к столу было мясо, и точка. Иван Мефодьевич пришел в ужас. Ну, делать было нечего, взяв топор, пошел трактирщик на скотный двор за единственной коровушкой-кормилицей. Здесь и подоспела Дарья. Упав мужу в колени, она загородила собой корову и сказала: ‘Не губи, Ваня! Нельзя нам без коровы, у нас скоро маленький будет!’. Услышав весть о желанном ребенке, которого они пытались завести уже больше 10 лет, пошел Пожарский к царю за милостью, прежде решив помолиться. В это время Дарья приготовила удивительно вкусные котлеты, которые пришлись по вкусу царю и всей его свите. Царь велел позвать трактирщика. Иван пришел и рассказал царю о том, что не стал он корову единственную забивать, а котлеты эти его супружница приготовила.
— Из чего котлеты, хозяйка? — спросил император. — Из курятины… — еле слышно прошептала Даша. В благодарность за теплый прием и вкусный обед царь наградил Ивана Мефодьевича, и с той поры на тракте Петербург — Москва редко кто отказывал себе в удовольствии заглянуть к Пожарским на их котлетки. А в меню царской кухни появилось новое блюдо — ‘котлеты, а ля Пожарский’.
Котлеты в течение дня мы пробовали в трех разных местах и везде они были совершенно одинаково бесподобными по вкусу, одинаковой консистенции и размера разнилась только цена. В придорожной шаурмячной-50 руб., в столовой-80 руб., в пафосном ресторане(по местным меркам)-350 руб.
Вот такой у нас получился Торжок, производящий очень сложное и противоречивое впечатление, но оставивший в наших душах теплые воспоминания. Переночевав в отеле рано утром мы двинулись дальше,