после бакалавра можно идти работать
Магистратура важна для успешного строительства карьеры
Магистратура важна для успешного строительства карьеры
Онлайн-интервью с д.э.н., профессором, проректором по магистратуре и аспирантуре Финансового университета при Правительстве РФ Екатериной Анатольевной Каменевой
КонсультантПлюс: Расскажите, что представляет собой магистратура? Можно ли ее назвать формой второго высшего образования?
Е.А. Каменева: В соответствии со ст. 69 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 8:
«Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:
Таким образом, если человек впервые поступает в магистратуру и не имеет при этом диплома специалиста, такую магистратуру вторым высшим образованием назвать нельзя.
Взрослый человек (например, выпускник бакалавриата) должен понимать и осознавать, какие знания и умения ему нужны в жизни, чтобы достичь успеха в профессиональной деятельности. Вариантов для выстраивания индивидуальной образовательной траектории после окончания бакалавриата сегодня много:
— пойти в магистратуру, чтобы углубить свои знания по освоенному в бакалавриате направлению подготовки;
— освоить программу дополнительного профессионального образования (MBA, программы повышения квалификации или переподготовки);
КонсультантПлюс: Зачем выпускнику, закончившему бакалавриат, поступать в магистратуру? Какие преимущества она дает? Какие существенные различия между бакалавром и магистром?
Показатели уровней квалификации
Полномочия и ответственность
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений
Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных
Разработка новых методов, технологий
Понимание методологических основ профессиональной деятельности
Создание новых знаний прикладного характера в определенной области
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли
Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов
Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера
Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности
КонсультантПлюс: Расскажите коротко об условиях поступления в магистратуру: кто может поступить, какие экзамены предстоит сдать, какие документы необходимо предоставить?
В Финансовом университете, например, два вступительных испытания в виде компьютерного тестирования (профильная дисциплина и иностранный язык). Также у нас действует порядок признания федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ), индивидуальных достижений (портфолио), международных сертификатов по иностранному языку.
КонсультантПлюс: Может ли поступить в магистратуру выпускник специалитета? Нужно ли ему это делать?
КонсультантПлюс: Существуют ли возрастные ограничения для поступающих в магистратуру?
Е.А. Каменева: Таких ограничений нет.
КонсультантПлюс: Кто может претендовать на бюджетные места?
Е.А. Каменева: На бюджетные места по программам магистратуры могут претендовать:
— лица, имеющие льготы, согласно Закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
— абитуриенты, набравшие достаточно баллов по итогам общего конкурса.
КонсультантПлюс: Как проходит обучение магистрантов, какова специфика обучения, какие формы обучения существуют, чего в магистратуре больше: теории или практики? Может ли будущий магистр совмещать работу с обучением?
КонсультантПлюс: Очевидно, что магистратура предназначена не для всех студентов. Могли бы вы описать типичного представителя магистратуры?
Е.А. Каменева: Типичных магистрантов можно условно разделить на две категории:
— свежий выпускник бакалавриата, который хочет углубить специализацию и повысить уровень подготовки, полученные в бакалавриате;
— человек, уже имеющий опыт работы (после бакалавриата, специалитета) и четко понимающий, как достроить с помощью магистратуры свою образовательную траекторию для профессионального роста.
Е.А. Каменева: Если решение о поступлении в магистратуру уже принято, нужно использовать все возможности для получения высоких баллов и успешного поступления.
При обучении в магистратуре по новой специальности за сотрудником сохраняется право на учебный отпуск
Tzido / Depositphotos.com |
К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании Гарант в рамках индивидуальной правовой консультации. Перед организацией встал вопрос: обязана ли она предоставлять работнику учебный отпуск, который самостоятельно, без направления работодателя, продолжил обучение в магистратуре после бакалавриата? Нюанс заключался в том, что диплом бакалавра он получил по специальности «Экономика», а на магистратуру поступил заочно в другой вуз по специальности «Менеджмент».
Специалисты напомнили, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной или очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, предоставляются дополнительные отпуска. Они даются для прохождения государственной итоговой аттестации в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования с сохранением среднего заработка на срок до четырех месяцев (ч. 1 ст. 173 Трудового кодекса). При этом основанием для таких отпусков являются справки-вызовы из образовательных организаций (ч. 4 ст. 177 ТК РФ). Важно, что речь идет о получении образования впервые, а обучение по программам магистратуры является таковым для лиц, у которых есть только диплом бакалавриата (ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
С примером расчета среднего заработка для оплаты учебного отпуска можно ознакомиться в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
В итоге эксперты пришли к выводу, что право работника, совмещающего работу с получением образования, на предоставление ему соответствующих гарантий не зависит от того, получает ли работник новый уровень образования по той же специальности, по которой был получен предыдущий уровень образования, или по какой-либо другой. Таким образом, работник имеет право на учебный отпуск при обучении в магистратуре, даже по специальности, отличной от указанной в его дипломе бакалавра. Причем с такой позицией согласны и суды (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 января 2015 г. по делу № 33-256-2015).
Жизнь после бакалавриата: как я решала, что делать дальше, когда высшее образование и работа уже есть
С июня по октябрь 2018 года я окончила университет, нашла работу, поступила в магистратуру, решила, что хорошая работа и высшее образование у меня уже есть и ходить на пары необязательно, отчислилась из вуза. И потом поступила в магистратуру опять.
В этой статье я расскажу, почему я принимала такие решения и к каким выводам пришла в процессе.
Статья получилась достаточно длинной, поэтому здесь я напишу ее план:
Как я не пошла в магистратуру ВШЭ, а пошла в ИТМО
Меня зовут Оля Кунявская. Летом 2018 года я окончила бакалавриат СПбАУ по направлению «Биоинформатика». Наш выпуск пришелся на момент, когда администрация, преподаватели и студенты переезжали из СПбАУ в Питерскую Вышку. Академический университет великолепно мне подходил с точки зрения получения образования в бакалавриате, однако в открывшуюся магистратуру питерского кампуса ВШЭ я не пошла. В бакалавриате я занималась биоинформатикой и хотела развиваться в этой области, но в магистратуру Питерской Вышки переехали направления Machine Learning, Software Engineering и Programming Languages, а Bioinformatics — нет.
В этот момент я узнала про магистерскую программу «Биоинформатика и системная биология» в ИТМО и решила поступать туда. В программу входили некоторые курсы, которые я уже изучала, но при этом там было и много нового. Мне нравилась идея, что моими одногруппниками будут ребята с биологическим бэкграундом. Мышление биологов сильно отличается от моего, и я думала, что подобная среда может сильно прокачать меня в загадочной для меня области биологии и научить мыслить еще одним способом. Еще мне понравилось, что обучение проходит на английском языке: хотелось поверить, что я знаю английский достаточно для того, чтобы учиться и работать.
Я сдаю устный экзамен по биологии при поступлении в ИТМО
Как я отчислилась из ИТМО
Сентябрь 2018 года. Я поступила на магистерскую программу «Биоинформатика и системная биология» в ИТМО и устроилась младшим научным сотрудником в Центр биоинформатики и алгоритмической биоинформатики при СПбГУ на полную ставку (эта лаборатория разрабатывает геномный сборщик SPAdes под руководством Павла Певзнера и раньше находилась в СПбАУ).
Октябрь 2018 года. Я отчисляюсь из вуза. Учиться в ИТМО я не могу — причем из-за деталей, про которые я знала заранее, но мне и в голову не могло прийти, что это будет меня так расстраивать.
Привыкнув к камерной атмосфере СПбАУ, где училось меньше 500 человек, я неуютно чувствовала себя в университете, в котором на одном курсе могут быть тысячи студентов. Мимо меня ходили люди, и я думала о том, что вижу их в первый и в последний раз в жизни. К тому же оказалось, что я не готова тратить даже минимальные усилия на то, что не кажется мне полезным. Когда я шла на эту магистерскую программу, я знала, что там будут курсы, которые я уже проходила. Например, по дискретной математике. Я собиралась их быстренько сдать, а остальное время заниматься важными для меня вещами. Однако оказалось, что такая модель не для меня. Преследовал вопрос «зачем я трачу свое время», и это ощущение усиливалось из-за того, что в начале года на парах рассказывают вводную информацию.
За первые три недели я решила, что, раз высшее образование уже есть, нет смысла ходить в университет ради получения диплома. Я хочу заниматься другими делами — более классными, чем посещение пар. Я заключила, что получать магистерское образование мне не нужно, и отчислилась.
Gap year. А дальше-то что?
Я перестала быть студентом и осталась работать в лаборатории на полную ставку. А дальше у меня наступил естественный кризис, связанный с окончанием университета.
Мне было важно получить образование, и обучение в бакалавриате сопровождалось ощущением, что главное сейчас — вложить много сил и энергии в учебу, а со всем остальным можно разобраться потом. И вот я оказалась в ситуации, что высшее образование у меня есть, я устроена на неплохую работу, даже личная жизнь уже налажена. А дальше-то что?
Я столкнулась с экзистенциальными вопросами, на которые начала искать ответы. Я размышляла, как я хотела бы жить в дальнейшем и как обустроить свою повседневную жизнь так, чтобы быть счастливой. Это вопросы, о которых ты не задумываешься, пока есть куча задач и дедлайнов.
Расскажу тезисно ключевые мысли, так или иначе связанные с магистратурой:
Зимой я написала нашему декану и рассказала о своем намерении поступать, летом сдала экзамены и поступила. А с осени 2019 года перешла на полставки и пошла учиться.
Как я опять пошла учиться. Разница между магистратурой и бакалавриатом.
Для меня учеба в магистратуре — это новый этап жизни, а не прямое продолжение бакалавриата. В бакалавриате получение образования было моим главным приоритетом: я смело отказывалась от вещей, которые мешали учиться, тщательно готовилась к экзаменам, первой сдавала домашние задания и по 2–3 раза прорабатывала теоретический материал. К моменту поступления в магистратуру я поняла, что жизнь многогранна, и помимо учебы я хочу заниматься и другими вещами: строить крепкие социальные связи, карьеру, создавать семью, реализовывать собственные идеи. Иногда я предпочитаю встречу с другом выполненному домашнему заданию. Учеба больше не главная цель, а скорее приятное дополнение, которое делает жизнь счастливее.
Вот что еще изменилось по сравнению с бакалавриатом:
Выводы
30 апреля на факультете будет День открытых дверей online про магистерские программы.
Приходите!
Что делать после бакалавриата?
Бакалавриат занимает всего 4 года, и в этом есть свое преимущество: сразу после получения степени бакалавра вы можете искать работу или отправиться в магистратуру.
В отличие от будущего специалиста, окончившего четвертый курс, у бакалавра куда более широкий выбор. Вопрос в том, что выбрать?
Обязательна ли магистратура после выпуска?
В целом высшее образование в России не считается обязательным. Вы можете окончить даже 9 классов — и попытаться найти работу. В университет или институт отправляются, чтобы получить профессию и возможности для карьерного роста.
Если ваша цель — получить высшее образование, достаточно окончить бакалавриат. Согласно российским законам, бакалавр имеет право работать по выбранной специальности и даже занимать руководящие должности. Это полноценная «вышка», после которой можно выбрать любой путь развития. А значит, получать магистратуру и тратить два дополнительных года необязательно.
Альтернативы продолжению обучения
После бакалавриата вы можете:
Как видите, вариантов очень много.
Рассмотрим поподробнее два варианта — трудоустройство и получение второго высшего образования.
Трудоустройство после окончания бакалавриата
В целом, бакалавров ценят меньше, чем магистров: и в России, и за рубежом вам придется поискать работу. Но вчерашние студенты в любом случае испытывают сложности при поиске первого работодателя: без опыта устроиться трудно.
Вот четыре стратегии, которых вы можете придерживаться:
Как видите, вариантов и стратегий достаточно. Вам вовсе необязательно получать степень магистра, чтобы устроиться на работу — почти все «двери» открыты!
Получение второго высшего образования
Бакалавры, как, впрочем, и все остальные могут получить второе высшее — как правило, платное. Бесплатными могут быть только первый бакалавриат с магистратурой или специалитет.
Второе высшее можно получить сразу после окончания бакалавриата. Сдавать ЕГЭ повторно не нужно — вы можете отнести документы в новый вуз, сдать внутренний экзамен или пройти собеседование. Можно пойти на специалитет или бакалавриат. Если программы будут совпадать по нескольким пунктам (дисциплинам), вы сократите срок обучения на 1–1,5 года.
Еще одна возможность — поступить на второе высшее во время обучения на бакалавриате. Вы можете очно учиться в одном вузе, а заочно или на вечернем — в другом. Еще удобнее выбрать сразу два факультета в одном вузе.
Программы могут совпадать по нескольким дисциплинам. Благодаря взаимозачету вы сможете сократить срок обучения на втором высшем до минимума и окончить его одновременно с первым. Удобно? Да, всего четыре года — и вы получите две специальности.
В ИМЭС, как и в некоторых других вузах, дают все возможности для будущих бакалавров: здесь есть направления, включающие в себя подготовку к работе или обучению за рубежом, доступна возможность одновременного получения двух высших образований, есть большой выбор
Жизнь после бакалавриата: выбрать работу или магистратуру
После окончания бакалавриата большинство студентов сталкивается с дилеммой, что делать дальше: идти в магистратуру или найти работу. Раньше после сдачи выпускных экзаменов в вузе большинство студентов пытались трудоустроиться. Сейчас растет число тех, кто хочет продолжать образование и получить дополнительные знания, которые можно будет эффективно использовать на новом рабочем месте.
Также предпочтение магистратуре после бакалавриата отдают, рассчитывая получить отсрочку от армии, когда хотят глубже изучить специальность, планируют в будущем заниматься научной деятельностью по выбранному направлению.
Что же делать бакалавру – учиться дальше или работать «по-взрослому»? Давайте разберемся в статье.
Преимущества поступления в магистратуру
Для многих студентов магистерская программа – это способ открыть новые возможности. У такого решения сразу несколько важных преимуществ:
В чем подводные камни обучения в магистратуре
Помимо очевидных преимуществ, нужно учитывать существующие недостатки при обучении в магистратуре. В первую очередь, они коснутся тех, кто сильно сомневается, что делать после бакалавриата и не имеет четкого и осознанного плана на дальнейшую жизнь, продолжая обучение в университете, что называется, «ради диплома».
К таким недостаткам следует отнести:
Плюсы и минусы поиска работы после бакалавриата
Магистратура – не обязательный этап при получении высшего образования, диплом бакалавра тоже свидетельствует о законченном высшем. Некоторые предпочитают не тратить еще пару лет на обучение, а сразу начать строить карьеру.
Поиск работы становится в приоритете в следующих случаях:
Чаще всего ограничиваются бакалавриатом выпускники IT-факультетов и творческих специальностей. Их без труда принимают на работу, не обращая пристального внимания на уровень высшего образования.
Однако нужно учитывать, что если сразу трудоустроиться после получения степени бакалавра, придется столкнуться с такими трудностями:
Продолжая получать образование, всех этих проблем можно успешно избежать. Вот основные моменты, которые нужно учесть при принятии решения, что делать после получения степени бакалавра: искать работу или переходить в магистратуру.
Решение требуется принимать индивидуально в каждом случае. Часто ключевым моментом становится выбранная специальность, которую осваивает студент, его дальнейшие планы на жизнь и карьеру, повестка в армию, финансовые возможности (сможет ли он еще два года прожить, не работая полноценно).
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.