почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

Cборник
практических работ
по химии

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

9 КЛАСС

Продолжение. См. № 34, 35, 36, 37/2003

Практическая работа 12.
Получение и свойства аммиака
и его водного раствора

tсжиж = –33,35 °C (при p = 9•10 5 Па), tзатверд = –77,7 °С.
Хорошо растворим в воде (700 объемов NH3 в 1 объеме воды), спиртах, бензоле, ацетоне.

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

Неподеленная электронная пара атома азота усиливает полярность молекулы аммиака. С этим связана легкость его сжижения и высокая теплота парообразования. Жидкий аммиак, подобно воде, хороший растворитель ионных соединений.

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

Молекула NH3 cпособна к структурной инверсии (атом азота постоянно перемещается перпендикулярно плоскости основания пирамиды, оказываясь то над, то под ней). Инверсия сопровождается излучением в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ). Это послужило основой мазера – генератора излучения (аналогично лазеру).
Аммиак – очень реакционноспособное вещество.

Реакции присоединения

За счет неподеленной электронной пары атом азота (донор) способен образовывать координационную связь с атомом-акцептором (имеющим вакантные ячейки в валентном слое). Легче всего происходит присоединение протона (Н+) из воды и кислот:

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

Способность молекул NH3 притягивать протоны (Н + ) – свойство основания.

Реакции окисления

Аммиак – сильный восстановитель. При нагревании с хлором, бромом, кислородом, пероксидом водорода образуется свободный азот (N2):

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

В присутствии катализатора (сплав Pt и Rh) идет процесс:

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

В промышленности аммиак получают прямым синтезом из азота и водорода. Аммиак используется главным образом в производстве азотной кислоты и азотных удобрений – натриевой, калиевой, аммиачной селитры, сульфата аммония (NaNO3, KNO3, NH4NO3, (NH4)2SO4), карбамида (CO(NH2)2), аммофосов (NH4H2PO4, (NH4)2HPO4); применяется как хладагент в холодильных установках.
В лабораторных условиях аммиак получают из солей аммония.
Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание).

Порядок работыЗаданияНаблюдения и выводы
почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к нейВ фарфоровой ступке перемолоть примерно равные объемы кристаллического хлорида аммония NH4Cl и порошка Ca(OH)2. Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Собрать прибор по приведенной схеме, нагревать смесь до появления острого запаха (нюхать осторожно!). Затем пробирку-сборник, не переворачивая, осторожно закрыть пробкой, погрузить в сосуд с водой и открыть пробку. После заполнения сборника водой снова закрыть его пробкой, вынуть из воды, проверить содержимое красной лакмусовой бумажкой, а затем несколькими каплями фенолфталеина.
(Прибор не разбирать.)

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к нейО выделении какого газа свидетельствуют наблюдения и ощущения? Написать уравнение реакции. Kакое вещество образуется при растворении полученного газа в воде? Что это подтверждает? Написать уравнение данной реакции, назвать образующееся вещество

.Для получения аммиака использовать прибор предыдущего эксперимента. Предварительно заменить газоотводную трубку, положение сборника должно соответствовать схеме. В сборник поместить перманганат калия (KМnO4) и, нагревая, получать одновременно аммиак и кислород (О2). При помощи длинной лучинки поджечь газ

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к нейKакие вещества образуются в процессе горения аммиака?
На основе электронного баланса написать уравнение реакции, учитывая, что данный процесс ведется без катализатора

…Дополнить реактор первого прибора небольшим коли чеством свежей реакционной смеси, слегка подогреть ее и последовательно ввести газоотводную трубкув пробирки с 1 мл концентрированных соляной, серной и азотной кислот (конец газоотводной трубки в 5–6 мм от поверхности кислот). По заполнении пробирок белым дымом закрыть их пробками, взболтать, нагревание прекратить, газоотводную трубку опустить в сосуд (над водой).Kак объяснить появление белого дыма? Написать уравнения происходящих реакций в молекулярной и ионной формах, назвать продукты. Почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в растворы кислот,
а лишь приближать к ним? Описать наблюдения и ощущения (нюхать осторожно!).

…Затем в каждую из трех пробирок с продуктами реакций добавить немного раствора щелочи (NaOH), на края пробирок поместить красную лакмусовую бумажку, слегка подогреть, осторожно понюхать (лакмусовые бумажки предварительно смочить дистиллированной водой)Kакой газ выделяется при добавлении щелочи? Написать уравнения реакций. Можно ли данные реакции считать качественными и применять для распознавания солей аммония?

Практическая работа № 13.
Азотная кислота.
Нитраты

Цели. Закрепить знания о свойствах азотной кислоты, ее окислительной активности, свойствах нитратов, умение распознавать нитрат-анион.
Оборудование и реактивы. Шпатель (3 шт.), Г-образная газоотводная трубка, выпаривательная чашечка, железный штатив с кольцом и лапкой, штатив с химическими пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, санитарная склянка, лучина; азотная кислота (разб. и конц.), набор индикаторов, оксид меди(II), медь (стружки), FeCl3 (р-р), NаОН (р-р), Na2CO3 (крист.), Сa(OH)2 (известковая вода), дифениламиновый индикатор (C6H5)2NH в конц. H2SO4, сера, BaCl2 (р-р), водный аммиак, NaNO3 (крист.), уголь древесный (С), белок (p-р альбумина), AgNO3 (р-р), в пробирках № 1–3 – растворы нитрата, хлорида и сульфата натрия.

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к нейпочему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

Диссоциация в воде:

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

4HNO3 = 2H2O + 4NO2 почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней+ O2почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней.

Подобная реакция происходит и на свету. Замерзает при –41,15 °С. Смешивается с водой в любых соотношениях. Устойчива лишь в твердом состоянии (при плавлении: 2HNO3 = H2O + N2O5). Массовая доля кислоты почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней(HNO3), используемой в лаборатории, обычно 65% ( почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней= 1,4 г/см 3 ). На воздухе «дымит», переливать только под тягой.
Сильная одноосновная кислородсодержащая кислота проявляет общие с другими кислотами свойства и, являясь сильным окислителем, специфические свойства.

Задание 1. К общим свойствам кислот относятся: окраска индикаторов, реакции ионного обмена с основными и амфотерными оксидами, основаниями (нерастворимыми и щелочами), солями более слабых и более летучих кислот. Выберите необходимые реагенты, проверьте опытным путем их взаимодействие с разбавленной HNO3, заполните таблицу и сделайте выводы.

Источник

Cборник
практических работ
по химии

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

9 КЛАСС

Продолжение. См. № 34, 35, 36, 37/2003

Практическая работа 12.
Получение и свойства аммиака
и его водного раствора

tсжиж = –33,35 °C (при p = 9•10 5 Па), tзатверд = –77,7 °С.
Хорошо растворим в воде (700 объемов NH3 в 1 объеме воды), спиртах, бензоле, ацетоне.

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

Неподеленная электронная пара атома азота усиливает полярность молекулы аммиака. С этим связана легкость его сжижения и высокая теплота парообразования. Жидкий аммиак, подобно воде, хороший растворитель ионных соединений.

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

Молекула NH3 cпособна к структурной инверсии (атом азота постоянно перемещается перпендикулярно плоскости основания пирамиды, оказываясь то над, то под ней). Инверсия сопровождается излучением в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ). Это послужило основой мазера – генератора излучения (аналогично лазеру).
Аммиак – очень реакционноспособное вещество.

Реакции присоединения

За счет неподеленной электронной пары атом азота (донор) способен образовывать координационную связь с атомом-акцептором (имеющим вакантные ячейки в валентном слое). Легче всего происходит присоединение протона (Н+) из воды и кислот:

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

Способность молекул NH3 притягивать протоны (Н + ) – свойство основания.

Реакции окисления

Аммиак – сильный восстановитель. При нагревании с хлором, бромом, кислородом, пероксидом водорода образуется свободный азот (N2):

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

В присутствии катализатора (сплав Pt и Rh) идет процесс:

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

В промышленности аммиак получают прямым синтезом из азота и водорода. Аммиак используется главным образом в производстве азотной кислоты и азотных удобрений – натриевой, калиевой, аммиачной селитры, сульфата аммония (NaNO3, KNO3, NH4NO3, (NH4)2SO4), карбамида (CO(NH2)2), аммофосов (NH4H2PO4, (NH4)2HPO4); применяется как хладагент в холодильных установках.
В лабораторных условиях аммиак получают из солей аммония.
Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание).

Порядок работыЗаданияНаблюдения и выводы
почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к нейВ фарфоровой ступке перемолоть примерно равные объемы кристаллического хлорида аммония NH4Cl и порошка Ca(OH)2. Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Собрать прибор по приведенной схеме, нагревать смесь до появления острого запаха (нюхать осторожно!). Затем пробирку-сборник, не переворачивая, осторожно закрыть пробкой, погрузить в сосуд с водой и открыть пробку. После заполнения сборника водой снова закрыть его пробкой, вынуть из воды, проверить содержимое красной лакмусовой бумажкой, а затем несколькими каплями фенолфталеина.
(Прибор не разбирать.)

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к нейО выделении какого газа свидетельствуют наблюдения и ощущения? Написать уравнение реакции. Kакое вещество образуется при растворении полученного газа в воде? Что это подтверждает? Написать уравнение данной реакции, назвать образующееся вещество

.Для получения аммиака использовать прибор предыдущего эксперимента. Предварительно заменить газоотводную трубку, положение сборника должно соответствовать схеме. В сборник поместить перманганат калия (KМnO4) и, нагревая, получать одновременно аммиак и кислород (О2). При помощи длинной лучинки поджечь газ

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к нейKакие вещества образуются в процессе горения аммиака?
На основе электронного баланса написать уравнение реакции, учитывая, что данный процесс ведется без катализатора

…Дополнить реактор первого прибора небольшим коли чеством свежей реакционной смеси, слегка подогреть ее и последовательно ввести газоотводную трубкув пробирки с 1 мл концентрированных соляной, серной и азотной кислот (конец газоотводной трубки в 5–6 мм от поверхности кислот). По заполнении пробирок белым дымом закрыть их пробками, взболтать, нагревание прекратить, газоотводную трубку опустить в сосуд (над водой).Kак объяснить появление белого дыма? Написать уравнения происходящих реакций в молекулярной и ионной формах, назвать продукты. Почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в растворы кислот,
а лишь приближать к ним? Описать наблюдения и ощущения (нюхать осторожно!).

…Затем в каждую из трех пробирок с продуктами реакций добавить немного раствора щелочи (NaOH), на края пробирок поместить красную лакмусовую бумажку, слегка подогреть, осторожно понюхать (лакмусовые бумажки предварительно смочить дистиллированной водой)Kакой газ выделяется при добавлении щелочи? Написать уравнения реакций. Можно ли данные реакции считать качественными и применять для распознавания солей аммония?

Практическая работа № 13.
Азотная кислота.
Нитраты

Цели. Закрепить знания о свойствах азотной кислоты, ее окислительной активности, свойствах нитратов, умение распознавать нитрат-анион.
Оборудование и реактивы. Шпатель (3 шт.), Г-образная газоотводная трубка, выпаривательная чашечка, железный штатив с кольцом и лапкой, штатив с химическими пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, санитарная склянка, лучина; азотная кислота (разб. и конц.), набор индикаторов, оксид меди(II), медь (стружки), FeCl3 (р-р), NаОН (р-р), Na2CO3 (крист.), Сa(OH)2 (известковая вода), дифениламиновый индикатор (C6H5)2NH в конц. H2SO4, сера, BaCl2 (р-р), водный аммиак, NaNO3 (крист.), уголь древесный (С), белок (p-р альбумина), AgNO3 (р-р), в пробирках № 1–3 – растворы нитрата, хлорида и сульфата натрия.

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к нейпочему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

Диссоциация в воде:

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

4HNO3 = 2H2O + 4NO2 почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней+ O2почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней.

Подобная реакция происходит и на свету. Замерзает при –41,15 °С. Смешивается с водой в любых соотношениях. Устойчива лишь в твердом состоянии (при плавлении: 2HNO3 = H2O + N2O5). Массовая доля кислоты почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней(HNO3), используемой в лаборатории, обычно 65% ( почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней= 1,4 г/см 3 ). На воздухе «дымит», переливать только под тягой.
Сильная одноосновная кислородсодержащая кислота проявляет общие с другими кислотами свойства и, являясь сильным окислителем, специфические свойства.

Задание 1. К общим свойствам кислот относятся: окраска индикаторов, реакции ионного обмена с основными и амфотерными оксидами, основаниями (нерастворимыми и щелочами), солями более слабых и более летучих кислот. Выберите необходимые реагенты, проверьте опытным путем их взаимодействие с разбавленной HNO3, заполните таблицу и сделайте выводы.

Источник

«Практикум по химии» 9 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическая работа № 1

Решение экспериментальных задач

по теме «Электролитическая диссоциация»

Цель работы: опытным путем подтвердить случаи протекания реакций ионного обмена до конца.

Реактивы и оборудование: серная кислота, цинк, хлорид кальция, карбонат натрия, сульфит натрия, соляная кислота, гидроксид натрия, штатив с пробирками.

Налейте в пробирку 1-2 мл серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. Составьте уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде, покажите переход электронов и объясните, что в этой реакции является окислителем.

Осуществите реакции, схемы которых даны:

Составьте уравнение реакций в молекулярном и ионном виде.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 1

Решение экспериментальных задач

по теме «Электролитическая диссоциация»

Цель работы: опытным путем подтвердить случаи протекания реакций ионного обмена до конца.

Реактивы и оборудование: гидроксид натрия, сульфат калия, карбонат натрия, штатив, 3 пробирки с раствором хлорида магния, гранулы алюминия, соляная кислота, хлорид меди, канцелярские скрепки, гранулы цинка.

В трех пробирках дан раствор хлорида магния. В каждую из пробирок последовательно прилейте следующие растворы: а) гидроксида натрия; б) сульфата калия; в) карбоната натрия. Составьте уравнения реакций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Осуществите реакции, схемы которых даны:

Составьте уравнение реакций в молекулярном и ионном виде.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 1

Решение экспериментальных задач

по теме «Электролитическая диссоциация»

Цель работы: опытным путем подтвердить случаи протекания реакций ионного обмена до конца.

Реактивы и оборудование: соляная кислота, карбонат калия, сульфид натрия, серная кислота, хлорид железа( III ), гидроксид натрия, хлорид меди, штатив, пробирки.

Даны растворы: а) карбоната калия и соляной кислоты; б) сульфида натрия и серной кислоты. Слейте попарно эти растворы, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Пользуясь растворами, находящимися на столе, получите: а) гидроксид железа ( III ); б) гидроксид меди ( II ). Составьте молекулярные, ионные и сокращенные ионные уравнения соответствующих реакций.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 1

Решение экспериментальных задач

по теме «Электролитическая диссоциация»

Цель работы: опытным путем подтвердить случаи протекания реакций ионного обмена до конца.

Реактивы и оборудование: сульфид натрия, серная кислота, сульфат меди, гидроксид натрия, гранулы цинка, штатив, пробирки.

Даны растворы: г) сульфида натрия и серной кислоты; д) сульфата меди ( II ) и гидроксида натрия. Слейте попарно эти растворы, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Проделайте реакцию между цинком и серной кислотой. Составьте уравнение реакции, покажите переход электронов. Что является окислителем и что — восстановителем?

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 1

Решение экспериментальных задач

по теме «Электролитическая диссоциация»

Цель работы: опытным путем подтвердить случаи протекания реакций ионного обмена до конца.

Реактивы и оборудование: гранулы алюминия, соляная кислота, хлорид кальция, карбонат натрия, штатив, пробирки.

Проделайте реакцию между соляной кислотой и алюминием. Составьте уравнение реакции, покажите переход электронов. Что является окислителем и что — восстановителем?

Пользуясь растворами, находящимися на столе, получите: в) оксид углерода ( IV ); г) карбонат кальция. Составьте молекулярные, ионные и сокращенные ионные уравнения соответствующих реакций.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 2

Решение экспериментальных задач

по теме «Подгруппа кислорода»

Цель работы: опытным путем подтвердить качественный состав выданных веществ.

Реактивы и оборудование: в пронумерованных пробирках — растворы сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты; индикаторы фенолфталеин и лакмус, серная кислота, штатив с пробирками.

Даны пронумерованные пробирки с растворами: а) сульфата натрия; б) хлорида натрия; в) серной кислоты. Пользуясь растворами, находящимися на столе, опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ.

Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

С помощью реактивов, находящихся на столе, проделайте опыты по осуществлению следующих превращений:

оксид меди ( II ) → сульфат меди ( II )

Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 2

Решение экспериментальных задач

по теме «Подгруппа кислорода»

Цель работы: опытным путем подтвердить качественный состав выданных веществ.

Реактивы и оборудование: гранулы цинка, растворы сульфата меди ( II ), хлорида бария, соляной кислоты, гидроксида натрия.

Дан раствор сульфата меди ( II ). Получите из него раствор хлорида меди ( II ). Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

С помощью реактивов, находящихся на столе, проделайте опыты по осуществлению следующих превращений:

цинк → хлорид цинка → гидроксид цинка

Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 2

Решение экспериментальных задач

по теме «Подгруппа кислорода»

Цель работы: опытным путем подтвердить качественный состав выданных

Реактивы и оборудование: 4 пронумерованные пробирки с растворами иодида калия, сульфата калия, хлорида калия, бромида калия; растворы серной кислоты, хлорида натрия, хлорида кальция, хлорида меди ( II ), гранулы цинка.

Даны четыре пронумерованные пробирки, в которых находятся следующие соли калия: иодид, сульфат, хлорид, бромид. Определите при помощи характерных реакций каждое из данных веществ.

Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Даны вещества: серная кислота, цинк, растворы хлорида натрия, хлорида кальция, хлорида меди ( II ). Проверьте опытным путем, с какими веществами реагирует серная кислота. Почему? Какие реакции относятся к окислительно-восстановительным? Ответ мотивируйте.

Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 2

Решение экспериментальных задач

по теме «Подгруппа кислорода»

Цель работы: опытным путем подтвердить качественный состав выданных

Реактивы и оборудование: гранулы цинка, серная кислота, гидроксид натрия, соляная кислота, нитрат серебра, хлорид бария, индикаторы.

С помощью реактивов, находящихся на столе, проделайте опыты по осуществлению следующих превращений:

цинк → сульфат цинка → гидроксид цинка

Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав серной и соляной кислот.

Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 3

Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака

Цель работы: получить аммиак и ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака.

Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.

2. Как только почувствуете острый запах ( нюхать осторожно! ), пробирку с газом, не переворачивая, закройте пробкой, погрузите ее в сосуд с водой и откройте пробку под водой.

почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней

3. После заполнения пробирки водой закройте ее отверстие пробкой и выньте пробирку из воды. В полученный раствор поместите красную лакмусовую бумагу – она синеет. Затем добавьте к раствору несколько капель раствора фенолфталеина.

З а д а н и я. 1. О выделении какого газа свидетельствуют ваши наблюдения? Напишите уравнение соответствующей реакции.

2. Какое вещество образуется при растворении полученного газа в воде? Какие наблюдения подтверждают этот вывод? Напишите уравнение данной реакции.

Опыт 2. Горение аммиака в кислороде.

Соберите прибор для получения газов. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция слегка нагрейте. Газоотводную трубку введите в стеклянный цилиндр с кислородом и при помощи лучинки подожгите газ.

З а д а н и я. 1. Какие вещества образуются в процессе горения аммиака? Напишите уравнение соответствующей реакции, если известно, что при горении аммиака в кислороде выделяется свободный азот.

2. Подчеркните в уравнении одной чертой окислитель, а двумя – восстановитель.

Опыт 3. Взаимодействие аммиака с кислотами.

Соберите прибор, как для предыдущего опыта. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция слегка нагрейте. Газоотводную трубку последовательно введите в пробирки, в которых налито по 1 мл концентрированных азотной, соляной и серной кислот. Конец газоотводной трубки должен находиться на расстоянии 5-6 мм от поверхности кислоты.

З а д а н и я. 1. Как объяснить появление «белого дыма»? Напишите уравнения соответствующих реакций.

2. Почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту, а можно лишь приближать к ней?

Опыт 4. Свойства водного раствора аммиака.

В две пробирки налейте водный раствор аммиака. В одну из них опустите красную лакмусовую бумагу. В другую пробирку добавьте несколько капель раствора фенолфталеина, а затем немного разбавленной соляной кислоты.

З а д а н и я. 1. О каких свойствах водного раствора аммиака свидетельствует его действие на индикаторы? Как это можно объяснить с позиции теории электролитической диссоциации?

2. Что происходит при действии на водный раствор аммиака кислоты?

3. Составьте уравнение соответствующей химической реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 4

Определение минеральных удобрений

Решение экспериментальных задач

Цель работы: опытным путем распознать выданные в пронумерованных пробирках минеральные удобрения, решить экспериментальные задачи по теме «Азот и фосфор».

Реактивы и оборудование: в двух пронумерованных пробирках образцы минеральных удобрений, вода, растворы хлорида бария, нитрата серебра( I ), соляной кислоты, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, индикаторы, таблица «Определение минеральных удобрений».

В двух пронумерованных пробирках суперфосфат и сульфат аммония. Определите, в какой пробирке находится каждое из указанных удобрений, используя таблицу «Определение минеральных удобрений» и характерные реакции (анализ начинайте с определения кислотного остатка). Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Получите аммиак и проделайте с ним характерные химические реакции.

Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 4

Определение минеральных удобрений

Решение экспериментальных задач

Цель работы: опытным путем распознать выданные в пронумерованных пробирках минеральные удобрения, решить экспериментальные задачи по теме «Азот и фосфор».

Реактивы и оборудование: в двух пронумерованных пробирках образцы минеральных удобрений, вода, растворы хлорида бария, нитрата серебра( I ), серной кислоты, ортофосфорной кислоты, таблица «Определение минеральных удобрений».

В двух пронумерованных пробирках нитрат аммония и хлорид аммония. Определите, в какой пробирке находится каждое из указанных удобрений, используя таблицу «Определение минеральных удобрений» и характерные реакции (анализ начинайте с определения кислотного остатка). Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

При помощи характерных реакций подтвердите качественный состав ортофосфорной и серной кислот. Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа № 5

Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Цель работы: 1) получить оксид углерода ( IV ) и опытным путем изучить его свойства; 2) с помощью характерных реакций распознать карбонат кальция.

Реактивы и оборудование: мел (мрамор ), соляная кислота, дистиллированная вода, раствор гидроксида натрия, в трех пробирках белые кристаллические вещества, пробка с газоотводной трубкой, индикаторы, штатив с пробирками.

Опыт 1. Получение оксида углерода ( IV ) и определение его свойств.

Поместите в пробирку несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты.

Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды.

Несколько минут продолжайте пропускать газ.

Конец газоотводной трубки выньте из раствора и сполосните его в дистиллированной воде. Затем поместите трубку в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и пропустите через нее газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, добавьте к полученному раствору несколько капель раствора синего лакмуса.

В пробирку налейте 2-3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустите газ.

З а д а н и я. 1. Что происходит, если на мел или мрамор подействовать соляной кислотой?

2. Почему при пропускании газа через раствор известковой воды сначала происходит помутнение, а затем взвесь растворяется?

3. Что происходит при пропускании оксида углерода ( IV ) через дистиллированную воду?

4. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Опыт 2. Распознавание карбонатов.

В четырех пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке.

З а д а н и я. 1. На основе выполненных опытов сделайте вывод, что является характерной качественной реакцией на карбонат-ион.

2. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Задание : сделайте вывод о проделанной работе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *