почему базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом по роману и с тургенева отцы и дети

Почему базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом по роману и с тургенева отцы и дети

Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» создал удивительный тип литературного героя, так называемого «нового человека» Евгения Базарова. Примечательно то, что отношение самого автора к герою было далеко не однозначным. Тургенев признавался, что он хотел создать фигуру «сумрачную», «дикую», «до половины выросшую из почвы». Но писатель настаивал на том, что если читатель не полюбит Базарова – значит, его замысел не был реализован. Не соглашаясь со взглядами своего героя, Тургенев любил и уважал Базарова, который не был духовно простым, а имел очень глубокий и сложный внутренний мир. Действительно, столь принципиального и бескомпромиссного Евгения Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом». Попробуем же разобраться, почему.

Для начала необходимо сказать несколько слов о личности героя. Он является разночинцем, так как его мать-дворянка, а отец – уездный лекарь. Базаров получает медицинское образование в университете (где он и познакомился с Аркадием Кирсановым), но поле его деятельности очень широко, так как он увлекается многими естественными науками. Так, Базаров очень умен и образован (Аркадий это отмечает, говоря, что его друг «все знает»). С первых страниц романа мы отмечаем непохожесть героя на тех людей, с которыми он взаимодействует (его резкость, циничность и порой грубость удивляют либеральных дворян Кирсановых, Павла Петровича и Николая Петровича). Более того, Базаров является последователем существовавшего в то время течения – нигилизма, суть которого заключается в том, чтобы «не преклоняться ни перед какими авторитетами» и все отрицать.

Взгляды Базарова представлены в спорах с его главным противником, Павлом Петровичем Кирсановым. Мы узнаем, что, по мнению Базарова, «Рафаэль гроша медного не стоит». Таково мнение нигилиста об искусстве (этим он повергает любящего играть на виолончели и читать Пушкина Николая Петровича в уныние). И наслаждение природой Базаров считает «романтизмом», «чепухой»: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (рассматривает природу лишь как объект изучения). Базаров считает все принципы ненужными, он их не признает. И это является одной из причин, по которой Павел Петрович сразу почувствовал неприязнь к Базарову (не подал руки при первой встрече). Также о взглядах главного героя мы узнаем из его бесед с Аркадием, из его разг

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Источник

Почему базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом по роману и с тургенева отцы и дети

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Как раскрывается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

12.2. Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

12.3. Как в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны?

12.4. Тема революции и гражданской войны в произведениях отечественной литературы (на примере одного-двух произведений).

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Комментарий к темам сочинений.

12.1. Как раскрывается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

Работая над романом «Евгений Онегин», Пушкин любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах поэт невольно признается в любви к своей героине: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью. » Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. Важными чертами Татьяны поэт считает ее связь с природой, умение общаться с народом (с няней). Поэзия ее души сродни поэзии народа.

12.2. Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

«Рефлектирующий нигилист» — значит, думающий. Базаров не просто отрицает все без разбора, не задумываясь ни о последствиях, ни вообще о нужности этого отрицания. Не зависеть от догм, не оглядываться на кумиры, не склоняться слепо перед ними, все подвергать сомнению, чтобы выбрать свой путь в науке, в жизни, думать, думать и думать, не зависеть от чужого, пусть даже и признанного, мнения — это Базаров. Он талантлив, проницателен, способен анализировать и отстаивать свои взгляды, потому что он внутренне свободен.

12.3. Как в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны?

Шолохов одним из первых написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом. «Судьба человека» — исполненное подлинного гуманизма произведение о людях, побывавших в плену. В течение многих военных и послевоенных лет считалось преступлением, что советский воин не успел застрелиться, когда его брали в плен. Бывших пленных зачастую преследовали и на родине. Автор выступает в рассказе с общечеловеческих гуманных позиций против человеконенавистнических войн, с протестом против преследования бывших военнопленных.

Подлинным гуманизмом пронизана и история усыновления Андреем Соколовым мальчика−сироты.

12.4. Тема революции и гражданской войны в произведениях отечественной литературы (на примере одного-двух произведений).

Тема может быть раскрыта на примере романа М. Шолохова «Тихий Дон», романа М. Булгакова «Белая гвардия», романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».

История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Лишения и разруха гонят семью Живаго из обжитого московского дома на Урал. Самого Юрия захватывают красные партизаны, он вынужден против воли участвовать в вооруженной борьбе. Возлюбленная Живаго Лара живет в полной зависимости от произвола сменяющих друг друга властей, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за мужа, давно уже оставившего их с дочерью.

В основу романа А. Фадеева «Разгром» положены реальные события. Это один из эпизодов разгрома партизанского отряда на Дальнем Востоке. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника долину. С большими трудностями отряд пытается ее выполнить. Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда. Человеческий материал истреблен, но главное — поставленная задача — была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».

Революция и гражданская война меняют привычный уклад жизни Мелеховых, героев романа «Тихий Дон». Дон разделен ненавистью. За правду каждая сторона требует убивать. Каждый раз выбор приходится оплачивать и кровью врагов, и кровью самых близких людей. Григорий Мелехов пытается понять, что происходит, пытается выяснить, кто прав, а кто виноват, чтобы как-то самому определиться. Каждый день Мелехов сталкивается с необходимостью убивать, убивать не далеких врагов, а «своих», в недавнем прошлом друзей и соседей. Как объяснить эту «необходимость», и необходимость ли это вообще?

Неслучайно эпизод казни подтелковцев в романе почти зеркально отражает сцену расправы красных над офицерами Чернецова.

Путь Григория Мелехова — это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который прошел весь русский народ в XX веке. Мир, в начале романа казавшийся незыблемым, к финалу разрушен до основания. И всё же финал романа восстанавливает нарушенное социальными катаклизмами эпическое равновесие бытия. «Тихий Дон» возвращается в свое спокойное, величественное русло. Символическая фигурка ребенка на руках у отца свидетельствует о том, что жизнь продолжается.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют3
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение

ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Источник

Почему Базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом

Можно ли назвать Базарова “рефлектирующим нигилистом”? Почему? Ответ обоснуйте (по роману И.С.

Тургенева “Отцы и дети”).

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”,- так писал Тургенев о своем ниги­листе. Писатель утверждал, что нигилист Базаров – “лицо трагическое”. И действительно, Базаров у Тургенева “реф­лектирующий нигилист”.

Свои взгляды Базаров

Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Евгений Васильевич же восклицает: “Порядочный хи­мик в двадцать раз полезнее всякого поэта!”. Базаров смеет­ся над музыкальными занятиями Николая Петровича Кир­санова, чтение Пушкина Евгений Васильевич считает “ерун­дой”,

Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с утилитарной точки зрения: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней ра­ботник”.

Взгляды героя в романе опровергает сама жизнь. Чувства Евгения Васильевича резко изменяются после его знакомства с Одинцовой. Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия этому герою: она раскалывает его душу на две по­ловины.

Более того, герой открыл романтика в самом себе. Он по-другому посмотрел на мир, природу, человека.

Фон, на котором происходит объяснение героев,- поэти­ческая картина летней ночи. Природа здесь дана в восприя­тии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, ему слышалось ее таинственное шептание.

Так с помощью пей­зажа Тургенев раскрывает внутренний мир своего героя, глу­бину его натуры. В сценах объяснения Базарова с Анной Сер­геевной покоряют свойственные ему прямота, искренность, естественность поведения.

Внутренний конфликт Базарова оказался неразрешимым: он не смог примириться с новой жизнью, с новыми чувства­ми. Погибает герой, заразившись тифом во время одной из операций. Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, поэтическое чув­ство к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига.

Речь его ста­новится поэтичной, метафорической: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…”.

Какова же авторская позиция в романе? Безусловно, Тур­геневу интересен, некоторыми качествами своими очень сим­патичен его герой. Способность к истинной любви автор счи­тал очень важной для нравственной оценки человека.

Базаров у Тургенева способен любить глубоко и сильно, в этой сфере он намного выше “уездных аристократов”, выше Одинцовой.

Почему же писатель завершил роман гибелью Базарова? Д.И. Писарев считал, что Тургенев не мог “дорисовать такой тип, который только что начинает складываться и обозначать­ся и который может быть дорисован только временем и собы­тиями”. “Не имея возможности показать нам, как живет и дей­ствует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает”, – от­мечал критик.

Таким образом, Базаров в романе Тургенева – “рефлек­тирующий нигилист”. Ему свойственны те нравственные ис­кания, через которые прошли многие герои русской литера­туры – Онегин, Печорин, Раскольников.

Related posts:

Источник

Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») (ЕГЭ по литературе)

Образ Евгения Базарова в произведении – это образ героя своего времени. Можно утверждать, что И. С. Тургенев представляет своего персонажа читателям как «рефлектирующего нигилиста». Считать Базарова именно таким можно как минимум по двум причинам: во-первых, его нигилизм обращен, в числе прочего также и на себя самого и на свою деятельность; во-вторых, он поддает состоянию рефлексии и собственный нигилизм.

Пример этому можно увидеть, например, в диалоге Базарова с отцом, где он говорит, что они, то есть круг его сторонников, насмехаются над медициной и «ничему не поклоняются», в то время как сам Базаров хочет посвятить себя медицине, стать врачом. «Хочу, да одно другому не мешает» – отвечает он на вопросительный взгляд отца. Дальше Тургенев упоминает, что Базаров по ходу своей практики как врач назначал лекарства, которые в то же время сам же выставлял на насмешки. Эти эпизоды из жизни ярко рисуют нам одно из направлений нигилизма Евгения – в свою сторону, в сторону самого себя и собственного дела, что и будет считаться рефлексией.

В романе также можно понаблюдать как оба эти явления, рефлексия и нигилизм, сопровождают друг друга. Момент, когда Базаров во время разгорающейся беседы в доме Кирсановых рассказывает о судьбе круга его же единомышленников, о том, как раньше они размышляли о судьбе общества, а потом обнаружили, что от их обличений и размышлений нет никакого толка, они не идут никому на пользу, а причина всего – безнравственность и низкий уровень культуры большинства. В этом моменте видно как «рефлектирующий нигилизм», так и «рефлексию нигилизма». Базаров здесь рассуждает о своем нигилизме, его причины, то есть анализирует его.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»?

Тип работы:Сочинение
Язык:Русский
Дата добавления:11.03.2020

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Тургенев видел в изображении Базарова «трагическое лицо». С этим нельзя не согласиться, его «рефлексивный нигилист» имеет свою точку зрения, но не знает, как применять знания на практике. Взгляды мятежника особенно отчетливо проявляются в моменты споров с Павлом Кирсановым.

Уверенный в себе Базаров отвергает социальные основы и традиционные ценности. Он критикует религию, существующие принципы и социальную систему в целом.

Герой твердо убежден, что нигилизм отражает национальный дух, и поэтому верит в революционные преобразования в России. Молодой доктор увлекается естественными науками и не видит никакой пользы в поэзии, музыке, искусстве.

Взгляды Базарова опровергнуты самой жизнью. Вспышки чувств к Анне Сергеевне нарушают его теорию, они становятся началом возмездия за его нигилизм. Душа Базарова расколота надвое, теперь в ней пытаются прожить два человека: яростный противник романтизма и страстно влюбленный, который обнаружил ранее неизвестные чувства в своей душе. Любовь сыграла роковую роль в судьбе раскольников, показав несостоятельность его взглядов и убеждений.

Более того, сильный холодный человек обнаружил в себе романтику. Он иначе видел природу, человека, мир. В то же время Базаров остается верен себе: даже в сценах с объяснениями с Одинцовой он остается искренним и прямым. Ему трудно смириться с осознанием новой жизни, с новыми чувствами. Внутренний конфликт героя остается нерешенным: из-за пореза во время операции он заболевает тифом и умирает. Перед неизбежной кончиной в Базарове проявляются лучшие чувства: сопротивление, нежность к старым родителям, поэтическое чувство к любимой женщине, жажда работы и достижений.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Тургеневский Базаров является «рефлексивным нигилистом». Для него характерны те же моральные искания, благодаря которым русские классики вели своих героев: Онегин, Печорин, Безухов, Обломов, Раскольников.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ почему базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом по роману и с тургенева отцы и дети почему базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом по роману и с тургенева отцы и дети

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *