по следам юза скольжения можно определить

Путаница в понятиях, или две большие разницы. Часть 1.

по следам юза скольжения можно определить

Вам не доводилось сталкиваться с ситуациями, когда собеседник называет вещи не теми именами, которыми они реально названы? Мне — неоднократно. Например, существует расхожее мнение, что символ «R» в маркировке размера шины обозначает радиус, что ремни, оказываются, бывают ручейковые, в КПП Запорожца есть «планетарка», и прочее и прочая. Техническая грамотность, к сожалению, не в тренде…
Сегодня напишу про тормозной путь и след торможения (он же след «юза»). Часто можно слышать или читать в комментариях про ДТП (с фотографиями, как правило) такую фразу: «На проезжей части тормозного пути не обнаружено». Иногда вслед за этим следуют выводы — водитель не тормозил для предотвращения ДТП. Бывает и посерьёзнее — такого водителя «диванные» эксперты сразу делают виноватым (именно так — виноватым, а не виновным).
Сразу говорю — тормозного пути на асфальте или на каком угодно другом покрытии нет и быть не может. Увидеть его невозможно. Померить рулеткой – тоже. Потрогать – тем более. Потому что тормозной путь — это расстояние, которое преодолевает транспортное средство (ТС) с момента приведения водителем в действие тормозной системы до момента полной остановки. Т.е. с момента касания водителем педали тормоза, и до момента остановки. Это объект нематериального мира. Измеряется в метрах. Состоит из следующих участков: преодолеваемый ТС за время запаздывания срабатывания тормозной системы, за время нарастания замедления, и за время движения в режиме полного торможения (в нормативных правовых актах и специальной литературе эти участки обозначаются, соответственно, S2, S3, S4, а времена – t2, t3, t4). Для измерений тормозного пути используют специальные приборы, устанавливаемые на ТС перед испытанием, либо рассчитывают по известным методикам. На месте ДТП, понятно, это невозможно. Тормозной путь есть всегда у любого ТС, которое было остановлено путём приведения в действие тормозной системы: хоть железнодорожный состав, хоть велосипед, хоть автомобиль. Неважно, выполнялось ли торможение экстренное (т.е. с максимально возможным замедлением), или служебное. Если к началу тормозного пути «присоединить» участок S1, преодолеваемый ТС за время реакции водителя t1, то получившаяся сумма есть не что иное, как остановочный путь, т.е. расстояние, преодолеваемое ТС с момента реагирования водителя на опасность или препятствие для движения, и до момента его остановки. В упрощённом виде тормозная диаграмма представлена на рисунке.

по следам юза скольжения можно определить

А вот след торможения — это объект материального мира. Его можно и увидеть, и потрогать, и замерить. В общем случае в криминалистике под следом понимается любое материальное отражение, являющееся следствием взаимодействия объектов, которое, будучи связанным с событием происшествия, содержит нужную информацию о нем. Таким отражением могут быть отпечаток внешнего строения, разрушение или деформация объекта, частицы предметов и материалов, изменения места нахождения предметов и их взаимного расположения, даже изменения агрегатного состояния предметов и их физических свойств. Под следом шины понимается отображение внешнего строения рисунка беговой дорожки протектора или боковины шины на следовоспринимающей поверхности. Подразделяются на поверхностные и объемные, динамические и статические, отслоения и наслоения и др. След торможения является динамическим следом. Может быть поверхностным и объёмным. Чаще всего – следом наслоения. На сухом асфальтобетонном покрытии след торможения — это след в виде наслоения частиц резины на дорожном покрытии, оплавления поверхностного битумного слоя, царапин, образованных посторонними частицами (камушки, мусор и проч.), попавшими в пятно контакта шины с дорогой. Образуется в результате скольжения заблокированного колеса по дорожному покрытию.

Источник

Криминалистическое исследование следов транспортных средств

Материал из CrimLib.info

по следам юза скольжения можно определить

по следам юза скольжения можно определить

Классификация транспортных средств

Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:

1) наземный транспорт;

2) подземный транспорт;

3) водный транспорт;

4) воздушный транспорт.

Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.

Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:

по способу передвижения

Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.

Это тачки, тележки, велосипеды.

по устройству ходовой части

Классификация следов транспортных средств

Значение следов транспортных средств

Следы транспортных средств дают возможность:

1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);

2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;

3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).

Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

Признаки следов транспортного средства

по следам юза скольжения можно определить

по следам юза скольжения можно определить

Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).

Беговая дорожка

Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).

Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.

В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.

Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле

где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.

Следы ходовой части

В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).

Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

Колея

Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.

База автомобиля

Признаки определения направления движения автомобиля

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;

ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;

з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.

Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д

Фиксация и изъятие следов транспортных средств

Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.

При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.

Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:

С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.

Трасологическая экспертиза следов транспортных средств

Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.

На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

Источник

§ 6. СЛЕДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Криминалистическое значение следов транспортных средств состоит в возможности установления важных обстоятельств дорож-но-транспортного преступления, преступления против личности, против чужой собственности в случаях, когда используется транспорт.

Изучение следов транспортных средств позволяет:

выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия как в целом, так и отдельные его элементы;

определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь;

установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии;

идентифицировать транспортное средство по его следам;

определить техническое состояние некоторых агрегатов транспортного средства;

определить вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы;

установить направление движения транспорта;

установить наличие в кузове автомобиля груза и его характер.

Общие сведения о строении шины автомобиля

Наибольшую информацию для установления обстоятельств дорожно-транспортного происшествия содержат следы шин на дороге и иных объектах.

Шиной автомобиля называется комплект, включающий покрышку с протектором, камеру и прокладку между камерой и диском колеса (рис. 12.25). Распространены также и бескамерные шины.

Все шины имеют идентификационные признаки, которые образуются при производстве и эксплуатации шин, а также обязательно маркируются в виде цифровых и буквенных обозначений.

На покрышке шины указывается:

обозначение размеров (например, 175/70 R-13, где 175 — ширина профиля баллона, 70 — серия шины, R — радиальная, 13 — монтажный размер обода в дюймах);

наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

год и месяц изготовления;

серийный номер покрышки;

знак направления движения;

номер ГОСТа или технических условий;

стандарт безопасности (DOT — американский, Е в кружочке — европейский);

норма слойности (например, НС-12 или 12 РК), которая условно обозначает прочность каркаса шины;

модель шины, размер радиуса, высота и ширина протектора покрышки;

наименование предприятия-изготовителя, месяц и год выпуска, серийный номер покрышки выполняются в виде рельефных надписей.

Протектор шины — это часть покрышки, которая представляет собой массивную резиновую полосу, имеющую в беговой части шины узорчатую форму (рис. 12.26). На наружной поверхности протектора имеется рельефный рисунок, состоящий из продольных и поперечных канавок, выступов и углублений различной формы, усиливающих сцепление транспортного средства с дорогой, предохраняющих от боковых заносов. При движении автомобиля протектор соприкасается с дорогой и оставляет на ней след в виде беговой дорожки или скольжения (юза). След можно использовать для установления модели шины, а также при наличии индивидуальных признаков для ее идентификации.

3. Виды следов транспорта

Под транспортными средствами передвижения подразумеваются различные типы автомобилей, гусеничная техника, самоходные машины и механизмы (автокраны, комбайны, карьерная техника), мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, городской электротранспорт (трамваи, троллейбусы), аэросани, гужевой транспорт. В практике расследования преступлений наиболее часто используются следы автомобилей, мотоциклов, тракторов, гужевых повозок, саней.

Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

Следы-отображения образуются в виде следов качения или скольжения колес, возникающих в заторможенном состоянии (юзом), отпечатков (объемных и поверхностных) рисунка протектора, траков гусеницы на покрытии дороги, на одежде и теле потерпевшего, а также в виде вмятин, сколов, царапин, выбоин на преградах (деревьях, зданиях и т.п.), остающихся на покрытии дороги от деталей кузова, ходовой части или трансмиссии автомобиля, разрушившегося вследствие удара при происшествии.

по следам юза скольжения можно определить

Рис. 12.25. Шина автомобиля: 1 — покрышка; 2 — ездовая камера; 3 — корд; 4 — лента обода; 5 — вентиль ездовой камеры; 6 — обод; 7 — покрышка; 8 — шип противоскольжения; 9 — шипованная шина. А — ширина протектора; Б — наружный диаметр; В — внутренний диаметр;

Следы-предметы остаются на месте дорожно-транспортного происшествия в виде деталей автомобиля — колес, ободков фар, осколков лобового стекла и стекол фар, щепок от кузова, элементов одежды потерпевшего, части груза, перевозимого в кузове транспорта.

Следы-вещества на месте дорожно-транспортного происшествия представляют собой лужицы и брызги горюче-смазочных материалов, охлаждающей и тормозной жидкости, а также объекты биологического происхождения (кровь, волосы, мозговое вещество). К следам-веществам относятся и частицы лакокрасочного покрытия, которые взаимно переносятся с одного транспортного средства на другое при их взаимодействии в процессе столкновения. К следам- веществам относят, кроме того, скопления частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой.

В зависимости от характера дорожного покрытия следы транспортных средств делятся на объемные и поверхностные. Объемные следы представляют собой углубления, которые транспорт оставляет при движении по дороге с мягким покрытием — земля, глина, снег, песок. Поверхностные следы образуются на дорогах с твердым покрытием (бетон, асфальт), на плоских предметах, лежавших на дороге, на одежде потерпевшего.

Поверхностные следы в свою очередь подразделяются на следы наслоения и следы отслоения. Следы-наслоения образуются, когда следообразующее вещество переносится с колеса на дорогу.

по следам юза скольжения можно определить

Рис. 12.26. Протектор покрышки: 1. Грунтозацеп; 2. Выемка; 3. Шашка

Поверхностные следы могут быть также классифицированы на позитивные и негативные. В позитивных следах отображаются только выступающие части рисунка протектора. Эти следы образуются на твердом покрытии дороги после того, как колеса проехали участок дороги, покрытый пылью, грязью, водой и т.п. В негативных следах отображаются углубленные места протектора шины, а рельефные части образуют пробелы. Обычно это явление можно наблюдать в следах шин с мелким рисунком протектора, когда следообразующее вещество, выпадая из углубленных участков протектора, отображают их строение.

По степени видимости следы транспортных средств подразделяются на видимые, маловидимые и невидимые. В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте, следы могут подразделяться на локальные и периферические. Локальный след возникает в результате изменений следовоспринимающего объекта в пределах его контакта со следообразующим объектом. Покрышка колеса оставляет след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность грунта остается в прежнем состоянии. Периферический след образуется при изменениях, которые происходят за пределами соприкосновения колеса и дороги. Так, за пределами соприкосновения может наслаиваться какое-либо вещество или, наоборот, отслаиваться часть вещества.

В зависимости от механизма следообразования следы можно разделить на статические и динамические.

4. Работа следователя со следами транспортных средств

Обнаружение следов транспортных средств начинается с визуаль-ного осмотра места происшествия. Обнаружение следов транспортного средства требует внимательного осмотра значительных по размерам участков местности. Мысленно сконструировав модель механизма дорожно-транспортного и иного преступления, следователь сможет правильно определить границы осмотра места происшествия, объекты, подлежащие исследованию. Для выявления маловидимых и невидимых следов используется набор луп НДЛ-3 и прибор ОЛД-41.

Следы транспортных средств остаются на поверхности дорожного покрытия, в обочине, кювете, на местности, прилегающей дороге, на сооружениях, строениях, деревьях, находящихся в зоне происшествия, на теле и одежде пострадавшего человека, на автомобиле, с которым произошло столкновение или соприкосновение в ходе события.

Фиксация следов транспортных средств осуществляется путем описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования, видеосъемки, а также путем изготовления слепков и копий следов шин.

Прежде всего еще до начала осмотра места происшествия и в ходе его должна быть произведена его фотосъемка. В зависимости от характера происшествия и обстоятельств дела могут фотографироваться участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, общий вид центра места происшествия (машина, труп), следы колес, грузы.

С помощью ориентирующей и обзорной фотосъемки производится фотографирование общего вида места происшествия и его окружающей обстановки. Данная съемка производится обычно с двух противоположных или большего числа сторон.

Панорамная фотосъемка применяется при необходимости запечатлеть дорожный участок, ширина которого более 10—15 м. В этом случае место происшествия фотографируют по частям, а полученные отпечатки монтируют (склеивают) в один снимок (панораму). Во избежание пропусков фотосъемку следует производить с таким расчетом, чтобы каждый последующий кадр включал в себя 10—15% предыдущего кадра и тем самым частично перекрывал предыдущий.

Узловая съемка применяется для фотографирования в крупном масштабе отдельных участков места дорожно-транспортного происшествия, на которых сосредоточено наибольшее количество материальных признаков преступления (например, транспортное средство, труп).

Способом детальной фотосъемки фотографируются отдельные следы и предметы на месте происшествия. Измерительная фотосъемка применяется в целях последующего определения размеров самих предметов и следов. Она бывает метрической и масштабной.

Метрическая фотосъемка производится с глубинным масштабом (шкалой удалений) в виде ленты с хорошо заметными делениями через 10 или 20 см. Лента укладывается на дороге вдоль следов в направлении от фотоаппарата параллельно оптической оси. Масштабная фотосъемка применяется для фотографирования небольших плоских следов или мелких предметов с целью запечатления их характерных особенностей и размеров. В этом случае масштабная линейка кладется в одной плоскости со снимаемым объектом, а оптическая ось объектива должна быть перпендикулярна данной плоскости.

В протоколе осмотра места ДТП и приложениях к нему подлежат фиксации следующие элементы: дорога, участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их места нахождения и особенностей; транспортное средство; следы транспортного средства; признаки, свидетельствующие о направлении движения автомобиля; труп.

При описании участка дороги (рис. 12.27), где произошло дорожно-транспортное происшествие, в протоколе осмотра места происшествия указывается рельеф дороги, поперечный и продольный уклоны, состояние обочин, кюветов, дорожного полотна, повороты и закругления, а также фиксируются следы смазки и жидкостей, применяемых для транспортных средств, детали транспортного средства, обнаруженные на участке места происшествия, отпечатки номеров и агрегатов транспортного средства на различных объектах.

Описание в протоколе транспортного средства предполагает отражение в нем следующих элементов:

положение транспортного средства относительно проезжей части дороги, неподвижных ориентиров, других средств, участвовавших в происшествии, трупа;

марка, модель машины, год выпуска, государственный номер, цвет кузова и кабины, модель шины, тип рисунка, остаточная глубина протектора;

техническое состояние транспорта (определяется экспресс- методом с помощью специалиста-автотехника): тормозная система, рулевое управление, ходовая часть, электрооборудование, показания приборов, положение клавиш переключателей света, положение рычагов коробки передач, включения переднего моста, главного фрикциона (у гусеничной техники), состояние лобового стекла, зеркал заднего вида;

повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, их характер и локализация;

наличие и локализация инородных следов-наложений и их характеристика (отслоения лакокрасочного покрытия другого автомобиля, объекты биологического происхождения: кровь, мозговое вещество, волосы и т.п.);

груз (наличие, характер, положение);

место хранения транспортного средства после ДТП (с указанием лица, ответственного за его хранение).

При описании в протоколе осмотра места происшествия следов шин транспортного средства следует зафиксировать: вид и состояние покрытия дороги; место расположения следов относительно неподвижных ориентиров; вид и количество следов; ширину каждой беговой дорожки; глубину объемных следов; размер колеи; строение рисунка протектора, характер отпечатков особенностей поверхности шины; базу автомобиля; длину следа торможения; признаки направления движения; способ фиксации, изъятия и упаковки следа.

Длина тормозного следа измеряется рулеткой. При этом начало следа определяется по маловидимым признакам, оставляемым шиной автомобиля в начальной стадии торможения.

Следует иметь в виду, что частицы резины протектора и иные элементы, образующие след юза на покрытии дороги, со временем смываются дождем либо выветриваются, вследствие чего длина следа торможения уменьшается. Так, за 1—2 часа след торможения на асфальтобетонном покрытии может стать короче на 0,2—0,3 м.

Ширина беговой дорожки измеряется по перпендикуляру к ее продольной оси и по дну следа, если он объемный. Возможны незначительные различия (10—15 мм) между шириной беговой дорожки и шириной протектора шины, что зависит от давления в шине и нагрузки автомобиля.

Колея — это следы, оставленные на дороге шинами правых и левых колес. Между центрами следов производятся измерения, результаты которых подлежат внесению в протокол осмотра.

База автомобиля — это расстояние между его передней и задней осями, которые измеряются по достаточно отчетливым следам, образовавшимся во время остановки, пробуксовки или разворота, произведенного с применением заднего хода (рис. 12.28).

Длина следа оборота колеса определяется измерением расстояния между двумя соседними отпечатками в следе какой-либо одной особенности шины в виде выбоины, трещины или наличия в ней посторонних предметов (гвоздя, камня и т.п.) (рис. 12.29).

Фиксация хода и результатов осмотра места дорожно-транспортного происшествия осуществляется также путем составления схемы,

по следам юза скольжения можно определить

Рис. 12.27. Элементы дороги:

аб — проезжая часть; бв — обочина; вг — кювет; гд — отвод

которая является приложением к протоколу осмотра, но вместе с тем позволяет более наглядно представить обстановку происшествия.

Ход и результаты осмотра места ДТП рекомендуется фиксировать с помощью видеосъемки с изготовлением видеофильма. Видеосъемка позволяет показать не только форму, размеры, относительное расположение и другие признаки объектов, но воспроизвести те или иные действия следователя. Видеосъемку предпоч-тительней применять в тех случаях, когда место дорожно- транспортного происшествия представляет собой значительную по размерам территорию, а также для фиксации каких-либо событий, связанных с ДТП (например, тушение загоревшейся машины, подъем опрокинутой машины).

Изъятие следов транспортных средств. Основным приемом изъятия следов-отображений транспортных средств является моделирование путем изготовления слепков из гипса, силиконовой пасты «К» и пасты «У-1».

Если на места ДТП имеются объемные следы, в которых отобразились особенности следообразующего объекта, то с них снимаются гипсовые слепки заливным способом. Для изготовления гипсовых слепков со следов в снегу, со следов, залитых водой, со следов с хрупкой поверхностью используется насыпной или комбинированный способы.

Закрепление следов на сыпучем грунте, в песке производится с помощью скрепляющих веществ. В практике в этих целях широко используются синтетические смолы, которые смешиваются с быстро улетучивающимися растворителями и путем пульверизации наносятся на след, за счет чего последний, получая достаточную прочность, может быть изъят из грунта без повреждений. К таким составам можно отнести 6% раствор перхлорвиниловой смолы, растворенной в ацетоне. Эффективным средством закрепления следов в сыпучих веществах является лак для волос в аэрозольных баллончиках. • Поверхностные следы транспорта фиксируются посредством их перенесения на липкую подложку, например, большого формата листы глянцевой фотобумаги, которая увлажняется и эмульсионной поверхностью накладывается на след и плотно к нему прижимается.

Следы-наложения, возникающие на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на других объектах в результате происшествия, изымаются, по возможности, вместе со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микрочастиц.

Следы-предметы с отобразившимися на них следами транспортного средства, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства, изымаются с места происшествия целиком, перечисляются в протоколе и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств.

При наличии на месте происшествия следов горюче-смазочных средств изымаются их пробы и помещаются в герметичные стеклянные сосуды.

Предварительное исследование следов транспортных средств. Определение скорости движения автомобиля перед началом торможения, его тормозного и полного остановочного пути по длине тормозного следа.

Следователь, располагая данными о длине следа торможения, коэффициенте сцепления, состоянии и характере дорожного покрытия, может их использовать для предварительного установления скорости движения автомобиля непосредственно перед применением торможения.

по следам юза скольжения можно определить

Рис.12.28. Измерение ширины колеи и базы автомобиля: ав — база автомобиля; бг — база тележки

по следам юза скольжения можно определить

Рис. 12.29. Определение длины следа оборота колеса (а — длина следа одного оборота колеса)

Примерную скорость движения автомобиля перед торможением по дороге без продольного уклона можно определить по следующей формуле:

по следам юза скольжения можно определить

Основой для определения скорости движения транспортного средства перед началом его торможения в ходе дорожно-транспортного происшествия является след скольжения (юза) на дорожном покрытии. Такой след образуется при полной блокировке колес автомобиля, не имеющего противоблокировочных устройств и регуляторов в тормозной системе. Наибольший же тормозной эффект создает колесо, не двигающееся юзом, а катящееся и находящееся на грани скольжения. Следы скольжения остаются на сухом асфальто- или цементобетонном покрытии, на влажных покрытиях они обычно малозаметны, а на обледенелой или укатанной заснеженной дороге могут быть невидны совсем. Поэтому при расчетах учитывается коэффициент продольного сцепления шин с дорогой, значение которого эксперт, основываясь на сведениях, содержащихся в протоколе осмотра места происшествия, выбирает в зависимости от состояния опорной поверхности по научно разработанной методике. При этом используются следующие данные.

по следам юза скольжения можно определить

В криминалистике различаются понятия «тормозной путь автомобиля» и «полный остановочный путь».

Под тормозным путем понимается расстояние, на которое автомобиль перемещается с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

Полный остановочный путь — путь, пройденный автомобилем с момента начала реагирования водителя на опасность до полной остановки.

Остановочный путь определяется по формуле:

по следам юза скольжения можно определить

Дифференцированные значения времени реакции водителя разработаны научными методами, являются обобщенными результатами многочисленных исследований, приводятся в соответствующих таблицах. Так, например, в опасной ситуации (начало движения пешехода, особенно ребенка, находившегося на проезжей части в поле зрения водителя, когда от водителя требуется предельное внимание к обстановке, он должен постоянно наблюдать за местом вероятного возникновения препятствия и быть готовым к принятию мер по предотвращению ДТП) время реакции водителя принимается в пределах 0,6 секунд.

Если вне населенного пункта на проезжей части дороги из-за объекта, ограничивающего обзорность, внезапно появляется пешеход или мотоциклист, а предшествующая происшествию ситуация свидетельствовала о минимальной вероятности его возникновения, то время реакции водителя принимается 1,4 секунды;

t2 — время запаздывания срабатывания тормозного привода. В течение этого времени давление от главного тормозного цилиндра (или крана) передается колесным цилиндрам (тормозным камерам) и происходит выборка зазора в деталях тормозного привода. По истечении времени t1 + t2 тормоза включаются, и скорость автомобиля начинает снижаться. Время t2 принимают в расчетах для транспортных средств с гидравлическим тормозным приводом 0,2 сек., с пневматическим приводом 0,8 сек.

Время нарастания замедления зависит от типа тормозного привода, состояния дороги и массы автомобиля. Оно возрастает при увеличении коэффициента сцепления и массы автомобиля.

Кэ — коэффициент эксплуатации транспортного средства (изношенность систем автомобиля, качество регулировки и т.д.). Принимается для грузовых автомобилей — 1,4; для легковых — 1,0;

V — скорость автомобиля;

? — коэффициент сцепления шин с дорогой.

Установление модели шины по следу, оставленному на дорожном покрытии шиной автомобиля (рисунку протектора, ширине беговой дорожки).

Идентификация транспортного средства по его следам. К тако-вым относятся признаки, обусловленные дефектом протектора; признаки, связанные с производством шин; с использованием средств противоскольжения (шипов, цепей, траков), а также случайные признаки (посторонние предметы, застрявшие в углублениях протектора или внедрившиеся в резину).

Определение технического состояния некоторых агрегатов транспортного средства по оставленным на месте происшествия (например, на месте стоянки) следам моторного масла, тормозной жидкости и т.п.

Определение вида и марки автомобиля по ширине колеи и размерам его базы.

Определение направления движения и места стоянки автомобиля производится по следующим признакам в следах колес и на дороге:

При движении по сыпучему грунту по краям следа колеса образуется веер из частиц грунта, острый угол которого направлен в сторону движения.

При переезде через лужи, грязь следы будут ослабевать и исчезнут по мере движения, а брызги воды и грязи располагаются веерообразно в сторону движения.

Капли жидкости, падающие с транспортного средства, имеют вытянутую форму (круглую с сужением), острый конец которой направлен в сторону движения.

При движении по высокой траве стебли ее наклоняются в сторону движения, а при движении по низкой траве при пробуксовке стебли наклоняются в сторону, обратную движению.

При переезде ветка, палка ломаются, образуя угол, открытый в сторону движения.

При движении по грунту камень сдвигается в сторону движения, а выемка от камня остается в стороне, противоположной движению.

При торможении и юзе на мягком грунте почва сдвигается в сторону движения.

Острый угол рисунка протектора шин повышенной проходимости направлен в сторону, противоположную направлению движения.

Угол расхождения передних и задних колес в начале поворота больше угла схождения в конце поворота.

При торможении след юза резко усиливается по ходу движения и резко обрывается.

Разрывы на одежде потерпевшего от протектора направлены в противоположную движению сторону.

Место стоянки автомобиля, помимо других признаков, можно определить по следам-пятнам горюче-смазочных материалов, воды, тормозной и охлаждающей жидкости.

Установление факта наличия в кузове автомобиля груза и его характере. Об этом может свидетельствовать часть груза или его фрагментов, оставшиеся при столкновении или наезде на месте происшествия.

5. Экспертное исследование следов транспортных средств

Предметом транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии, и механизма происшествия в целом на основе специальных познаний в области судебной трасологии и судебной автотехники.

На разрешение транспортно-трасологической экспертизы могут быть поставлены вопросы неидентификационного характера, связанные с механизмом происшествия и образованием следов от воздействия транспортного средства:

каково место столкновения транспортных средств, каков угол их столкновения;

каково направление движения транспортных средств;

каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда;

образованы ли следы в результате столкновения, наезда или переезда;

какова последовательность образования повреждений;

каков механизм дорожно-транспортного происшествия в целом?

С помощью транспортно-трасологической экспертизы может быть

идентифицировано конкретное транспортное средство. Для этого экспертам ставятся следующие вопросы:

не оставлены следы на месте происшествия данным транспортным средством;

не составляют ли осколки стекла (частицы краски и т.п.), обнаруженные на месте дорожно-транспортного происшествия, единого целого с осколками фар (лакокрасочным покрытием транспортного средства), представленными на экспертизу;

не образованы ли следы на транспортном средстве (одежде потерпевшего) частью другого транспортного средства?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *