по сфере применения в образовательной области можно выделить технологии
Классификация педагогических технологий.
Классификация педагогических технологий.
по сфере применения в образовательной области можно выделить:
Формированию универсальных учебных действий способствует деятельностный подход, включающий в себя интерактивные технологии. На уроках в начальной школе, с переходом на новый ФГОС, внедрение современных интерактивных технологий просто необходимо.
По характеру содержания образования технологии бывают:
В процессе подготовки к уроку (занятию) учителю необходимо поставить цели и задачи, спланировать этапы учебно-воспитательного процесса, предвидеть результаты, которые получатся в итоге. Полученные результаты необходимо проанализировать. Очень важным моментом является умение создать условия для успешного решения конкретных учебно-воспитательных задач. Чтобы достичь успеха, нужно уметь строить диалог с учащимися, а для этого необходимо стремиться к постоянному самообразованию.
Одна из самых распространённых технологий. Используется почти на каждом уроке. Ученик может проверить свою работу как сам, опираясь на правильный ответ, так и обменявшись с соседом по парте. Взаимоконтроль может осуществляться и без опоры на правильный вариант, т.е. учитель проверит не только работу ученика, но и то, как справился проверяющий. Контроль же чаще используется в конце изучения какой – либо темы или в конце четверти.
По стилю управления педагогические технологии делятся на:
В данном случае наблюдается высокая степень невнимания к личности ребенка.
Одна из самых распространённых педагогических технологий, которую используют в своей работе учителя. Задача учителя – создать условия для развития ребёнка, т.е. учитель помогает ученику добывать знания и прививает способность применять их в жизни.
В зависимости от психологических структур (И.Я. Лернер):
К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят:
на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Наиболее используемые по ФГОС:
Основа реализации ФГОС — Технологии системно–деятельностного обучения.
В основе: Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
Чему учить?
Ради чего учить?
Как учить?
Основные положения:
Классификация педагогических технологий
Реферат на тему:
«Классификация педагогических технологий»
Соломина Ирина Ивановна
Оглавление
2. Классификация педагогических технологий. ………………………………. 4
2.1. Параметры классификации технологий. ………………………………. 5
2.2. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.. ………… 9
2.3. Классификация педагогических технологий В.П. Беспалько.. 11
2.4. Классификация педагогических технологий по позиции ребенка в
образовательном процессе. ………………………………………………… 12
2.5. Классификация педагогических технологий по категории
2.6. Классификация педагогических технологий по направлению
модернизации традиционной системы. …………………………………. 14
3. Новые педагогические технологии. ……………………………………… 16
4. Список использованных источников и литературы. ………………….. 17
1. Введение.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевский) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.
Понятие технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без системного подхода к организации образовательного процесса, широкой компьютеризации, применения технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современной технологии обучения. Таким образом, вузовский преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.
Поскольку центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, то технологии обучения занимается организацией оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработке навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.
Педагогами-практиками в жизни востребована та часть общей педагогики, которая носит название прикладной и которая отвечает на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке и самоактуализации. Эту составную часть общей педагогики учителя, ученые тоже называют «педагогической технологией» или «педагогической техникой», которая понимается как форма организации поведения преподавателя в обстоятельствах урока и представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе, актерских и режиссерских (по Ильеву В.А.).
2. Классификация педагогических технологий.
Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.
2.1. Параметры классификации технологий.
По уровню применения технологии бывают:
По организационным формам технологии бывают:
По типу управления познавательной деятельностью:
По подходу к ребенку технологии подразделяются на:
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:
По характеру содержания и структуры технологии бывают:
По сфере применения в образовательной области можно выделить:
По характеру содержания образования технологии бывают:
По типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько):
По стилю управления педагогические технологии делятся на:
Современные педагогические технологии: признаки и классификация
Понятие педагогической технологии
Педагогическая технология – это специально продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности, направленная на совершенствование реализуемой воспитательно-образовательной деятельности, посредством использования эффективных методов и средств, а также создания благоприятных условий.
Педагогическая технология представляет собой систематизированный подход к созданию методов обучения и воспитания, их применения в образовательном процессе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Таким образом, педагогическая технология отражает инновационные подходы и современные системные преобразования, которые происходят на данный момент в системе образования. Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс обусловлено тем, что педагогика стремится соответствовать всем тем требованиями, которые предъявляются к ней со стороны общества и государства. Данные требования подразумевает подготовку нового поколения, на основании тех интеграций, которые происходят в постоянно меняющемся мире.
Реализация педагогической технологии на практике осуществляется в несколько этапов:
1. Целеполагание – постановка целей, которые необходимо достичь с помощью данной технологии. Первоначально педагогом ставятся диагностические цели, которые необходимы для определения проблемы.
2. Трансформация целей из диагностических в соответствующие им учебные задачи, которые педагог предъявляет учащимся в виде разнообразных учебных упражнений и заданий, которые и составляют основу образовательной деятельности.
3. Структурирование учебного процесса, наполнение его содержания инновационным инструментарием, организация эффективной управленческой деятельности.
Признаки педагогической технологии
Педагогические технологии необходимо отличать от методик. Именно поэтому рядом авторов были сформулированы основные признаки, которые присущи только педагогической технологии.
Признаки педагогической технологии (по Е. О. Ивановой):
1. Наличие конкретной педагогической идеи, которая имеет определенную философскую и методологическую позицию.
2. Строгая последовательность осуществления педагогических операций, действий и коммуникации, которые выстраиваются в соответствии с поставленными целями и ожидаемым результатом.
3. Процесс взаимодействия педагога с учащимися основа на учете их индивидуальных особенностей, возраста детей и традиционных принципов образования.
4. Возможность воспроизведения педагогической технологии любым педагогом, вне зависимости от его опыта, получение гарантированного результата.
5. Все диагностические процедуры, входящие в современные педагогические технологии содержат критерии, инструменты и показатели измерения эффективности полученных результатов.
К педагогическим технологиям предъявляются конкретные требования, которые были выделены Г. К. Селевко:
1) Концептуальность – каждая педагогическая технология должна иметь определенную опору на конкретную научную концепцию.
2) Системность – наличие всех признаков системы (логика, взаимосвязь элементов, целостность и т. д.).
3) Управляемость – возможность осуществления на всех этапах реализации педагогической технологии диагностики целей, составление плана, проектирование, варьирование методами и средствами, осуществление корректировки.
4) Эффективность – каждая педагогическая технология должна гарантировать получение конкретного педагогического результата, при минимальных затратах.
5) Воспроизводимость – педагогическая технология должна быть эффективна в применении, вне зависимости от вида учебного заведения, где ее воспроизводят или повторяют.
Классификация педагогических технологий
В настоящее время существует большое количество разнообразных классификаций педагогических технологий. Данные классификации разрабатывались время и разными авторами, в связи с чем, каждая из них несет в себе определенную авторскую особенность.
Педагогические технологии классифицируют по ряду оснований:
-в зависимости от вида педагогического воздействия на учащихся;
-в зависимости от возможности сочетания педагогической технологии с традиционной системой обучения;
-в зависимости от включенных в нее компонентов воспитания и обучения;
-в зависимости от технологии моделей обучения;
-в зависимости от профессиональной ориентации и др.
Кроме того, педагогические технологии могут быть классифицированы в зависимости от масштаба их применения и от необходимых для их реализации ресурсов.
Виды педагогических технологий в зависимости от масштабности:
-реализуемые только на определенных этапах учебного занятия;
-используемые в рамках отдельного урока или занятия;
-используемые в масштабах всей учебной дисциплины;
-требующие изменений и реорганизаций педагогического процесса.
Виды педагогических технологий в зависимости от потребностей используемых ресурсов:
-реализуемые при помощи специального оборудования, средств и технических устройств;
-реализуемые посредством разнообразных печатных материалов;
-требующие особенной расстановки мели в учебном кабинете.
В зависимости от целевой ориентации различают следующие педагогические технологии:
К современным педагогическим технологиям относятся:
1. Технологии проблемного обучения – предусматривается развитие и обучение детей посредством использования поисковых методов и средств.
2. Технологии модульного обучения – предусматривают гибкость учебного процесса, основанного на учете индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.
3. Технологии развивающего обучения – направлены на всестороннее развитие личности через различные виды деятельности.
4. Технологии дифференцированного обучения – предполагает создание специальных условий, при которых выявляются и развиваются задатки учащихся.
5. Технологии активного обучения – используется моделирование социального и предметного содержания образовательной деятельности.
6. Технологии игрового обучения – использование в процессе обучения разнообразных игр и игровых ситуаций.
7. Обучение развитию критического мышления – обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения.
«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.
Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.
Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению»ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.
Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.
Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.
Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.
Современные педагогические технологии в дополнительном образовании
1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика.
2. Технология индивидуализации обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. Его главная цель – персонифицировать образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
3. Групповые технологии.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
4. Технология адаптивной системы обучения.
А.С. Границкой предложена Технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава, которая рассматривается как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
5. Педагогика сотрудничества («проникающая технология»).
В дополнительном образовании широко используется Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая предполагает совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скрепленную взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:
— превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
— в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
— гуманистическая ориентация образования;
— развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
— сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
Новая трактовка индивидуализации обучения в педагогике сотрудничества заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета, а от ребенка к учебному предмету, учитывать и развивать его потенциальные возможности; учитывать способности детей и конструировать индивидуальные программы их развития.
6. Технология коллективной творческой деятельности.
Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Задачи технологии:
— выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);
— воспитание общественно-активной творческой личности, которое и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
7. Технология «ТРИЗ».
Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.).
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Принципы технологии ТРИЗ:
— снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
— гуманистический характер обучения;
— формирование нестандартного образа мышления;
— практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
8. Технология исследовательского (проблемного) обучения.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – индивидуально, поэтому от педагога требуется использовать подход, способный вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
9. Коммуникативная технология обучения.
Характерной чертой большинства педагогических технологий является учебная дискуссия, вовлечение детей в которую связано с формированием коммуникативной культуры. С этой целью в дополнительном образовании применяется специальная коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Отношения между участниками образовательного процесса – педагогом и ребёнком – основаны на сотрудничестве и равноправии.
Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу.
Примерами реализации такого подхода в системе дополнительного образования детей могут быть занятия, в содержание которых заложено противоречие, неоднозначность взгляда, неоднозначность решения. Но педагог заранее должен спроектировать способы вовлечения учащихся в общий разговор, продумать контраргументы для тезиса и антитезиса, знать желаемый результат обсуждения.
Очевидно, что усвоение способов учебных действий происходит не в процессе слушания педагога, а в процессе собственной свободной активной деятельности.
10. Технология программированного обучения.
Технология программированного обучения – предусматривает усвоение учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.
Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ПК, электронные учебники и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.
Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:
— информационный блок;
— тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
— коррекционно-информационный блок;
— проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
— блок проверки и коррекции.
Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. Технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.
В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Поэтому педагог составляет перечень конкретных результатов обучения, которые он хочет получить.
11. Информационно-коммуникационные технологии.
Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео).
Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:
— как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам или разделам);
— как основная ( наиболее значимая из используемых в данной технологии частей);
— как монотехнология (когда все обучение опирается на применение компьютера).
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
13. Игровые технологии.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Игровые технологии могут применяться педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
14. Интерактивные технологии.
Интерактивные технологии обучения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказываться по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения.
15. Здоровьесберегающие технологии.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
— санитарно-гигиенические;
— психолого-педагогические;
— физкультурно-оздоровительные.
Критерии санитарно-гигиенические – это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном или танцевальном зале.
К психолого-педагогическим критериям, прежде всего, относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.
Физкультурно-оздоровительные критерии – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
В заключение хочется ещё раз отметить, что все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
— разбудить активность детей;
— вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
— подвести эту деятельность к процессу творчества;
— опираться на самостоятельность, активность и общение детей.