по облакам контуры которых казались недостаточно четкими можно было догадаться о предстоящей запятые
По облакам контуры которых казались недостаточно четкими можно было догадаться о предстоящей запятые
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
По облакам, контуры которых казались недостаточно чёткими, можно было догадаться о предстоящей перемене погоды.
В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части.
Запятые должны стоять на местах 1, 3.
ЗАДАНИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАССТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Особенности выполнения задания 18.
Цель задания:Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При такой формулировке ответ может содержать как одну, так и более цифр. Написание укажите все цифры(У) очень сильно облегчает задание и делает его более лёгким, чем остальные. Поэтому на РЕШУЕГЭ формулировка будет только такой.
От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который. Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет.
Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо:
2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений;
3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения;
4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми;
5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет.
Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.
Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще.
Верный ответ 1 и 4.
В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит.
Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой».
Более сложный случай — предложение очень распространённое.
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство».
Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители духовенства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты.
Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, какого того? (по отношению к которому принято говорить «высшее»), и своего положения в нём.
Верный ответ 2 и 4.
Таким образом, следует отработать навык видения слов, связанных со словом «который», и не забывать ставить запятые.
. к мальчику, старшая сестра которого.
. Болгария, геостратегическое положение которой.
По облакам контуры которых казались недостаточно четкими можно было догадаться о предстоящей запятые
Без метода (0 шт.)
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (78 шт.)
Версия для печати и копирования в MS Word
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
[Одинокий путник, (приближение которого я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи), соблазнился моим веселым огнем].
Придаточное определительное стоит внутри главного, его границы обозначены запятыми 1 и 4.
ЗАДАНИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАССТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Особенности выполнения задания 18.
Цель задания:Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При такой формулировке ответ может содержать как одну, так и более цифр. Написание укажите все цифры(У) очень сильно облегчает задание и делает его более лёгким, чем остальные. Поэтому на РЕШУЕГЭ формулировка будет только такой.
От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который. Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет.
Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо:
2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений;
3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения;
4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми;
5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет.
Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан.
Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще.
Верный ответ 1 и 4.
В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит.
Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой».
Более сложный случай — предложение очень распространённое.
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство».
Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители духовенства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты.
Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, какого того? (по отношению к которому принято говорить «высшее»), и своего положения в нём.
Верный ответ 2 и 4.
Таким образом, следует отработать навык видения слов, связанных со словом «который», и не забывать ставить запятые.
. к мальчику, старшая сестра которого.
. Болгария, геостратегическое положение которой.
По облакам контуры которых казались недостаточно четкими можно было догадаться о предстоящей запятые
По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно
WARUXIX | Дата: Пятница, 11.09.2020, 09:46 | Сообщение # 1 |
Задание ОГЭ на тему: По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды. Основной Государственный Экзамен 2020-2021 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник. Вот и наступает жаркая пора, когда пришло время сдавать в школе ОГЭ / ГИА. Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ОГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА Скачать сочинение и изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3 Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс. Задание 19 № 214 По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды. Особенности выполнения задания 18. От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении. При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который. Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет. Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо: 2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений; 3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения; 4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми; 5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет. Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан. [Могучая дальневосточная тайга какая?,(удивительной красотой которой мы любовались), представляла безбрежный зеленый океан]. Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще. Верный ответ 1 и 4. В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит. [В стихотворении Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню], какую? (шагов которой он уже никогда не услышит.) Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой». Более сложный случай — предложение очень распространённое. Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Городское и сельское духовенство, какое?(отдельные представители которого ещё до революции проявляли себя как интеллигенты), в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство». Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители духовенства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты. Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены. Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём. Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, какого того?(по отношению к которому принято говорить «высшее»), и своего положения в нём. Верный ответ 2 и 4. Таким образом, следует отработать навык видения слов, связанных со словом «который», и не забывать ставить запятые. . к мальчику, старшая сестра которого. . Болгария, геостратегическое положение которой. . забавы, воспоминания о которых. . на фотографию, историю которой. . кухню, к левой стене которой. и этот ряд бесконечен. Раздел кодификатора ФИПИ: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Посмотреть правильные ответы и пояснения на данные задания ОГЭ Скачать готовое сочинение или изложение ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1, 15.2, 15.3 По облакам контуры которых казались недостаточно четкими можно было догадаться о предстоящей запятыеРасставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем. Пояснение (см. также Правило ниже). Приведем верное написание. [Одинокий путник, (приближение которого я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи), соблазнился моим веселым огнем]. Придаточное определительное стоит внутри главного, его границы обозначены запятыми 1 и 4. ЗАДАНИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАССТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. Особенности выполнения задания 18.Цель задания:Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. При такой формулировке ответ может содержать как одну, так и более цифр. Написание укажите все цифры(У) очень сильно облегчает задание и делает его более лёгким, чем остальные. Поэтому на РЕШУЕГЭ формулировка будет только такой. От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении. При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который. Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет. Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо: 2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений; 3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения; 4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми; 5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет. Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан. Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще. Верный ответ 1 и 4. В стихотворении (1) Пушкин вспоминает своё двухлетнее изгнание и няню (2) шагов (3) которой (4) он уже никогда не услышит. Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой». Более сложный случай — предложение очень распространённое. Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство». Городское и сельское духовенство в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции. Отдельные представители духовенства (=которого) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты. Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены. Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём. Отец и мать Грея были невольниками богатства и законов того общества, какого того? (по отношению к которому принято говорить «высшее»), и своего положения в нём. Верный ответ 2 и 4. Таким образом, следует отработать навык видения слов, связанных со словом «который», и не забывать ставить запятые. . к мальчику, старшая сестра которого. . Болгария, геостратегическое положение которой. Блог о ЕГЭвторник, 15 марта 2016 г.Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (С ответами)Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем. Приведем верное написание. [Одинокий путник, (приближение которого я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи), соблазнился моим веселым огнем]. Придаточное определительное стоит внутри главного, его границы обозначены запятыми 1 и 4. Источник: РЕШУ ЕГЭ Приведем верное написание. [Одинокий путник, (приближение которого я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи), соблазнился моим веселым огнем]. Придаточное определительное стоит внутри главного, его границы обозначены запятыми 1 и 4. Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания. Приведем верное написание. Утром горы (1) лежали в тумане, (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания. В сложноподчиненном предложении выделяется начало придаточной части. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Утром горы (1) лежали в тумане, (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания. В сложноподчиненном предложении выделяется начало придаточной части. Запятая должна стоять на месте 2. Цифры укажите в порядке возрастания. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными. Приведем верное написание. Город, вдали сверкающий на солнце, синие леса, окаймляющие берега залива, казались мне особенно торжественными. В простом предложении с однородными членами запятые ставятся перед и после обособленных определений, выраженных причастными оборотами, стоящими после определяемого слова. Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4. Приведем верное написание. Город, вдали сверкающий на солнце, синие леса, окаймляющие берега залива, казались мне особенно торжественными. В простом предложении с однородными членами запятые ставятся перед и после обособленных определений, выраженных причастными оборотами, стоящими после определяемого слова. Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4. Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги. Приведем верное написание. Большие светлые здания, окна которых отражали первые солнечные лучи, бежали по обе стороны дороги. Первые два определения не являются однородными, поэтому запятыми не разделяются. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 2, 4. Приведем верное написание. Большие светлые здания, окна которых отражали первые солнечные лучи, бежали по обе стороны дороги. Первые два определения не являются однородными, поэтому запятыми не разделяются. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 2, 4. Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3) позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения. Приведем верное написание. Сочетание лексического и грамматического значений может образовывать сложные смысловые образы, анализ которых позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения. В сложноподчиненном предложении выделяется начало придаточной части. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Сочетание лексического и грамматического значений может образовывать сложные смысловые образы, анализ которых позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения. В сложноподчиненном предложении выделяется начало придаточной части. Запятая должна стоять на месте 2. По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене погоды. Приведем верное написание. По облакам, контуры которых казались недостаточно чёткими, можно было догадаться о предстоящей перемене погоды. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 3. Приведем верное написание. По облакам, контуры которых казались недостаточно чёткими, можно было догадаться о предстоящей перемене погоды. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 3. В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. Приведем верное написание. В 80-е годы XIX века Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. В сложноподчиненном предложении выделяется начло придаточной части. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. В 80-е годы XIX века Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. В сложноподчиненном предложении выделяется начло придаточной части. Запятая должна стоять на месте 2. Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2) мимо (3) которых (4) проплывал наш катер. Приведем верное написание. Мы с восторгом смотрели на великолепные берега пролива, мимо которых проплывал наш катер. В сложноподчиненном предложении выделяется начало придаточной части. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Мы с восторгом смотрели на великолепные берега пролива, мимо которых проплывал наш катер. В сложноподчиненном предложении выделяется начало придаточной части. Запятая должна стоять на месте 2. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела. Приведем верное написание. Мужество похоже на добродетель, повинуясь которой люди совершают прекрасные дела. Это сложноподчинённое предложение, придаточная часть прикреплена союзным словом который. Правило: иногда перед местоимением «который» стоит деепричастие. Оно не обособляется запятой и после местоимения «который» запятую ставить не нужно. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Мужество похоже на добродетель, повинуясь которой люди совершают прекрасные дела. Это сложноподчинённое предложение, придаточная часть прикреплена союзным словом который. Правило: иногда перед местоимением «который» стоит деепричастие. Оно не обособляется запятой и после местоимения «который» запятую ставить не нужно. Запятая должна стоять на месте 2. В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Приведем верное написание. В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. В сложноподчиненом предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. В сложноподчиненом предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран на развитые и развивающиеся. Приведем верное написание. Валовой внутренний продукт является тем показателем, на основании которого производится подразделение стран на развитые и развивающиеся. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Валовой внутренний продукт является тем показателем, на основании которого производится подразделение стран на развитые и развивающиеся. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил. Приведем верное написание. Вопросы юного помощника снова напомнили ему тот случай, вспоминать о котором он не любил. В сложноподчиненном предложении запятой выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Вопросы юного помощника снова напомнили ему тот случай, вспоминать о котором он не любил. В сложноподчиненном предложении запятой выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность. Приведем верное написание. Психологический портрет героя литературного произведения, примером которого является описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Психологический портрет героя литературного произведения, примером которого является описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду. Приведем верное написание. Каменные дорожки, извилистые линии которых символизируют поток энергии, приобретают особое значение в японском саду. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Каменные дорожки, извилистые линии которых символизируют поток энергии, приобретают особое значение в японском саду. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки. Приведем верное написание. Для понимания вашего конспекта необходимо иметь перед глазами ту книгу, по поводу которой сделаны заметки. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Для понимания вашего конспекта необходимо иметь перед глазами ту книгу, по поводу которой сделаны заметки. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник. Приведем верное написание. Чувствительной героине, роль которой играет дочь Фамусова, нужен мечтательный и робкий собеседник. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Чувствительной героине, роль которой играет дочь Фамусова, нужен мечтательный и робкий собеседник. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси. Приведем верное написание. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру, во времена княжения которого состоялось крещение Руси. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру, во времена княжения которого состоялось крещение Руси. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта. Приведем верное написание. Мышление обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Мышление обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины X века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории. Приведем верное написание. В русской литературе, начало которой исчисляется со второй половины X века, сформировалось представление о единстве мира и его истории. В сложноподчиненом предложении выделяются начало и конец придаточной части Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. В русской литературе, начало которой исчисляется со второй половины X века, сформировалось представление о единстве мира и его истории. В сложноподчиненом предложении выделяются начало и конец придаточной части Запятые должны стоять на местах 1, 4. Я устроился (1) под деревом (2) крона (3) которого защитила меня (4) от дождя. Приведем верное написание. Я устроился под деревом, крона которого защитила меня от дождя. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Я устроился под деревом, крона которого защитила меня от дождя. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытое его души. Приведем верное написание. Каждый писатель является психологом, в задачи которого входит понимание мотивов поступков героя и раскрытое его души. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Каждый писатель является психологом, в задачи которого входит понимание мотивов поступков героя и раскрытое его души. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни. Приведем верное написание. Иногда в экспериментах используются задачи, логическая структура которых не имеет аналогов в реальной жизни. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Иногда в экспериментах используются задачи, логическая структура которых не имеет аналогов в реальной жизни. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Мохнатые ветви деревьев (1) образуют тёмный свод (2) сквозь (3) который только кое-где (4) весело проглядывает солнечный лучик. Приведем верное написание. Мохнатые ветви деревьев образуют тёмный свод, сквозь который только кое-где весело проглядывает солнечный лучик. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Мохнатые ветви деревьев образуют тёмный свод, сквозь который только кое-где весело проглядывает солнечный лучик. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник. Приведем верное написание. Чувствительной героине, роль которой играет дочь Фамусова, нужен мечтательный и робкий собеседник. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Чувствительной героине, роль которой играет дочь Фамусова, нужен мечтательный и робкий собеседник. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель. Приведем верное написание. Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан, с помощью которого издаются звуки падающих дождевых капель. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан, с помощью которого издаются звуки падающих дождевых капель. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) они прикрепляются (4) к самым различным животным. Приведем верное написание. У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове имеется присоска, с помощью которой они прикрепляются к самым различным животным. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове имеется присоска, с помощью которой они прикрепляются к самым различным животным. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры. Приведем верное написание. Тренер распределил участников соревнований в команды, каждая из которых включала пять человек, и ещё раз напомнил правила игры. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Тренер распределил участников соревнований в команды, каждая из которых включала пять человек, и ещё раз напомнил правила игры. В сложноподчиненном предложении выделяются начало и конец придаточной части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники. Приведем верное написание. Природа была важной частью той «живой правды жизни», запечатлевать которую поставили своей целью пейзажисты-передвижники. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Природа была важной частью той «живой правды жизни», запечатлевать которую поставили своей целью пейзажисты-передвижники. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду. Приведем верное написание. Каменные дорожки, извилистые линии которых символизируют поток энергии, приобретают особое значение в японском саду. В сложноподчиненном предложенияя выделяется придаточная часть. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Каменные дорожки, извилистые линии которых символизируют поток энергии, приобретают особое значение в японском саду. В сложноподчиненном предложенияя выделяется придаточная часть. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. В сложноподчиненном предложении выдделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. В сложноподчиненном предложении выдделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Художественная деталь постепенно становится символом (1) появление (2) которого (3) в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания авторского замысла эпизоды. Приведем верное написание. Художественная деталь постепенно становится символом, появление которого в тексте романа отмечает существенные для понимания авторского замысла эпизоды. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Художественная деталь постепенно становится символом, появление которого в тексте романа отмечает существенные для понимания авторского замысла эпизоды. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. Приведем верное написание. В 80-е годы XIX века Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. В сложноподчиненных предложениях выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. В 80-е годы XIX века Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. В сложноподчиненных предложениях выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся. Приведем верное написание. Валовой внутренний продукт является тем показателем, на основании которого производится подразделение стран на развитые и развивающиеся. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Валовой внутренний продукт является тем показателем, на основании которого производится подразделение стран на развитые и развивающиеся. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу. Приведем верное написание. Хлестакову удалось провести даже городничего, плутовство которого было известно всему городу. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Хлестакову удалось провести даже городничего, плутовство которого было известно всему городу. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох. Приведем верное написание. В садах романтического стиля невозможно обойтись без дорожек из натурального камня, естественность которых подчёркивает поселившийся между камнями мох. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. В садах романтического стиля невозможно обойтись без дорожек из натурального камня, естественность которых подчёркивает поселившийся между камнями мох. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя. Приведем верное написание. Роман Гончарова «Обломов» выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины, естественным началом которой было изображение обычного дня героя. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Роман Гончарова «Обломов» выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины, естественным началом которой было изображение обычного дня героя. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги. Приведем верное написание. Учёные создали уникальный материал, гранулы которого обладают способностью удерживать огромное количество влаги. В сложноподчинённом предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Учёные создали уникальный материал, гранулы которого обладают способностью удерживать огромное количество влаги. В сложноподчинённом предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы. Приведем верное написание. Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина, по произведениям которого он создал лучшие свои оперы. В сложноподчинённом предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина, по произведениям которого он создал лучшие свои оперы. В сложноподчинённом предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно Приведем верное написание. Лена— главная судоходная восточносибирская артерия, значение которой для интенсивно развивающегося хозяйства огромно. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Лена— главная судоходная восточносибирская артерия, значение которой для интенсивно развивающегося хозяйства огромно. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение. Приведем верное написание. Отец Аркадия Кирсанова сохранил юношескую любовь к Пушкину, перед стихами которого он испытывает истинное преклонение. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Отец Аркадия Кирсанова сохранил юношескую любовь к Пушкину, перед стихами которого он испытывает истинное преклонение. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли. Приведем верное написание. В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды, дефицит которой вскоре может охватить две трети жителей Земли. В сложноподчинённом предложении выделяется придаточная часть «дефицит которой вскоре может охватить две трети жителей Земли». Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды, дефицит которой вскоре может охватить две трети жителей Земли. В сложноподчинённом предложении выделяется придаточная часть «дефицит которой вскоре может охватить две трети жителей Земли». Запятая должна стоять на месте 1. В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он был. Приведем верное написание. В «Фаталисте» Печорин рассказывает о происшествии, свидетелем которого он был. Запятая 2 отделяет придаточную часть предложения «свидетелем которого он был» от оглавной. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. В «Фаталисте» Печорин рассказывает о происшествии, свидетелем которого он был. Запятая 2 отделяет придаточную часть предложения «свидетелем которого он был» от оглавной. Запятая должна стоять на месте 2. Банковский кредит — выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность. Приведем верное написание. Банковский кредит — выдаваемая на какой-либо срок ссуда, в пределах которой возможен расход на определённую потребность. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Банковский кредит — выдаваемая на какой-либо срок ссуда, в пределах которой возможен расход на определённую потребность. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы. Приведем верное написание. Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны, внутренняя отделка которого изготовлена из осины или берёзы. В сложноподчиненнолм предложении выделяется придвточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны, внутренняя отделка которого изготовлена из осины или берёзы. В сложноподчиненнолм предложении выделяется придвточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым. Приведем верное написание. Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму, сюжет которой был достаточно неопределённым. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму, сюжет которой был достаточно неопределённым. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 1. Перед глазами путника расстилалась река (1) по обоим берегам (2) которой (3) теснились маленькие домики. Приведем верное написание. Перед глазами путника расстилалась река, по обоим берегам которой теснились маленькие домики. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть — «по обеим берегам которой теснились маленькие домики». Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Перед глазами путника расстилалась река, по обоим берегам которой теснились маленькие домики. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть — «по обеим берегам которой теснились маленькие домики». Запятая должна стоять на месте 1. Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени. Приведем верное написание. Маленькие горные речки превратились теперь в бурные потоки, переправа через которые отняла у нас много времени. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Маленькие горные речки превратились теперь в бурные потоки, переправа через которые отняла у нас много времени. Запятая должна стоять на месте 2. Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок. Приведем верное написание. Типичными героями, за равенство и права которых боролся просветитель, оказываются женщина или ребёнок. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Типичными героями, за равенство и права которых боролся просветитель, оказываются женщина или ребёнок. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами. Приведем верное написание. Долгое время киты, наблюдать которых удавалось раньше немногим, считались рыбами. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть (запятые 1 и 4). Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Долгое время киты, наблюдать которых удавалось раньше немногим, считались рыбами. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть (запятые 1 и 4). Запятые должны стоять на местах 1, 4. За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму. Приведем верное написание. За обильное цветение ценятся герани, семена которых можно высевать летом или под зиму. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. За обильное цветение ценятся герани, семена которых можно высевать летом или под зиму. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть. Запятая должна стоять на месте 2. С самого раннего возраста (1) А. Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец. Приведем верное написание. С самого раннего возраста А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу, мастером которого был его отец. В сложноподчиненном предложении выдляется придаточная часть «мастером оторого был его отец». Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. С самого раннего возраста А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу, мастером которого был его отец. В сложноподчиненном предложении выдляется придаточная часть «мастером оторого был его отец». Запятая должна стоять на месте 2. Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта. Приведем верное написание. Мышление обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть: «для разрешения которой нет готового рецепта». Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. Мышление обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта. В сложноподчиненном предложении выделяется придаточная часть: «для разрешения которой нет готового рецепта». Запятая должна стоять на месте 2. Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой. Приведем верное написание. Однажды я ловил рыбу на небольшом озере, крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой. В сложноподчиненном предложении запятой 1 выделяется придаточная часть «крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой». Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Однажды я ловил рыбу на небольшом озере, крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой. В сложноподчиненном предложении запятой 1 выделяется придаточная часть «крутые берега которого густо заросли цепкой ежевикой». Запятая должна стоять на месте 1. Деревья (1) возле (2)которых (3) мы расположились (4) одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой. Предложение сложноподчиненное, состоит из трех частей с основами «деревья возвышались», «мы расположились» и «которое было засеяно». Запятая 1 указывает на начало придаточного определительного, запятая 2 указывает на его конец. Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Предложение сложноподчиненное, состоит из трех частей с основами «деревья возвышались», «мы расположились» и «которое было засеяно». Запятая 1 указывает на начало придаточного определительного, запятая 2 указывает на его конец. Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой. Запятые должны стоять на местах 1, 4. С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба. Приведем верное написание. С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки, (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба. (Сложноподчиненное предложение, состоит из двух простых предложений, следовательно, ставим одну запятую. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки, (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба. (Сложноподчиненное предложение, состоит из двух простых предложений, следовательно, ставим одну запятую. Запятая должна стоять на месте 2. От дома (1) окна (2) которого (3) были украшены витражами (4) веяло уютом и спокойствием. Приведем верное написание. От дома, (1) окна (2) которого (3) были украшены витражами, (4) веяло уютом и спокойствием. Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. От дома, (1) окна (2) которого (3) были украшены витражами, (4) веяло уютом и спокойствием. Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение. Запятые должны стоять на местах 1, 4. В маленьких городках Шотландии (1) вереск используется в производстве верескового эля (2) первые упоминания (3) о котором (4) датируются вторым веком до нашей эры. Приведем верное написание. В маленьких городках Шотландии (1) вереск используется в производстве верескового эля, (2) первые упоминания (3) о котором (4) датируются вторым веком до нашей эры. Запятая под номером 2 отделяет части сложноподчиненного предложения. Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. В маленьких городках Шотландии (1) вереск используется в производстве верескового эля, (2) первые упоминания (3) о котором (4) датируются вторым веком до нашей эры. Запятая под номером 2 отделяет части сложноподчиненного предложения. Запятая должна стоять на месте 2. Последнее землетрясение (1) в результате (2) которого (3) сильно пострадала историческая часть города (4) случилось около пятидесяти лет назад. Приведем верное написание. Последнее землетрясение, (1) в результате (2) которого (3) сильно пострадала историческая часть города, (4) случилось около пятидесяти лет назад. Запятые под номерами 1, 4 выделяют придаточное предложение. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Последнее землетрясение, (1) в результате (2) которого (3) сильно пострадала историческая часть города, (4) случилось около пятидесяти лет назад. Запятые под номерами 1, 4 выделяют придаточное предложение. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Каменные замки (1) за высокими стенами (2) которых (3) укрывались рыцари-феодалы и их дружины (4) позволяли защитникам выдерживать многомесячные осады неприятеля. Приведем верное написание. Каменные замки, за высокими стенами которых укрывались рыцари-феодалы и их дружины, позволяли защитникам выдерживать многомесячные осады неприятеля. В данном предложении ставятся запятые 1 и 4, которые выделяют придаточнрое предложение: «за высокими стенами которых укрывались рыцари-феодалы и их дружины». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Каменные замки, за высокими стенами которых укрывались рыцари-феодалы и их дружины, позволяли защитникам выдерживать многомесячные осады неприятеля. В данном предложении ставятся запятые 1 и 4, которые выделяют придаточнрое предложение: «за высокими стенами которых укрывались рыцари-феодалы и их дружины». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Люди (1) благодаря доброте и отзывчивости (2) которых (3) удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы (4) были приглашены на её торжественное открытие. Приведем верное написание. Люди, благодаря доброте и отзывчивости которых удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы, были приглашены на её торжественное открытие. В данном предложении ставятся запятые 1 и 4, которые выделяют придаточное предложение «благодаря доброте и отзывчивости которых удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Люди, благодаря доброте и отзывчивости которых удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы, были приглашены на её торжественное открытие. В данном предложении ставятся запятые 1 и 4, которые выделяют придаточное предложение «благодаря доброте и отзывчивости которых удалось собрать средства на строительство в посёлке новой школы». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Возрождение древнего поселения (1) первые упоминания (2) о котором (3) в летописях относятся к XIII веку (4) связано с именем Петра I. Приведем верное написание. Возрождение древнего поселения, (1) первые упоминания о котором в летописях относятся к XIII веку, (4) связано с именем Петра I. В данном предложении ставятся запятые 1 и 4, которые выделяют придаточное предложение «первые упоминания о котором в летописях относятся к XIII веку». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Возрождение древнего поселения, (1) первые упоминания о котором в летописях относятся к XIII веку, (4) связано с именем Петра I. В данном предложении ставятся запятые 1 и 4, которые выделяют придаточное предложение «первые упоминания о котором в летописях относятся к XIII веку». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Валерий Петрович (1) к мнению (2) которого (3) прислушивались почти все сотрудники отдела (4) посоветовал нам отказаться от досрочных испытаний разрабатываемого устройства. Приведем верное написание. Валерий Петрович, к мнению которого прислушивались почти все сотрудники отдела, посоветовал нам отказаться от досрочных испытаний разрабатываемого устройства. Придаточная часть сложноподчиненного предложения (к мнению которого прислушивались почти все сотрудники отдела) находится внутри главного, поэтому запятые ставим на месте цифр 1 и 4. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Валерий Петрович, к мнению которого прислушивались почти все сотрудники отдела, посоветовал нам отказаться от досрочных испытаний разрабатываемого устройства. Придаточная часть сложноподчиненного предложения (к мнению которого прислушивались почти все сотрудники отдела) находится внутри главного, поэтому запятые ставим на месте цифр 1 и 4. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Предъявленный на проходной документ (1) на первой странице (2) которого (3) красовалась размашистая подпись директора конструкторского бюро (4) позволил нам без проволочки миновать охрану. Приведем верное написание. Предъявленный на проходной документ, на первой странице которого красовалась размашистая подпись директора конструкторского бюро, позволил нам без проволочки миновать охрану. Придаточная часть сложноподчиненного предложения (на первой странице которого красовалась размашистая подпись директора конструкторского бюро) находится внутри главного, поэтому запятые ставим на месте цифр 1 и 4. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Предъявленный на проходной документ, на первой странице которого красовалась размашистая подпись директора конструкторского бюро, позволил нам без проволочки миновать охрану. Придаточная часть сложноподчиненного предложения (на первой странице которого красовалась размашистая подпись директора конструкторского бюро) находится внутри главного, поэтому запятые ставим на месте цифр 1 и 4. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Аппаратура для точных измерений (1) на приобретение (2) которой (3) фирма выделила столь внушительные средства (4) является совершенно необходимой для дальнейшей работы над проектом. Приведем верное написание. Аппаратура для точных измерений, на приобретение которой фирма выделила столь внушительные средства, является совершенно необходимой для дальнейшей работы над проектом. Придаточная часть сложноподчиненного предложения (на приобретение которой фирма выделила столь внушительные средства) находится внутри главного, поэтому запятые ставим на месте цифр 1 и 4. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Аппаратура для точных измерений, на приобретение которой фирма выделила столь внушительные средства, является совершенно необходимой для дальнейшей работы над проектом. Придаточная часть сложноподчиненного предложения (на приобретение которой фирма выделила столь внушительные средства) находится внутри главного, поэтому запятые ставим на месте цифр 1 и 4. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Зелёный пигмент растений (1) от присутствия (2) которого (3) зависит окраска листьев (4) называется хлорофиллом. Приведем верное написание. Зелёный пигмент растений, от присутствия которого зависит окраска листьев, называется хлорофиллом. Придаточная часть сложноподчиненного предложения (от присутствия которого зависит окраска листьев) находится внутри главного, поэтому запятые ставим на месте цифр 1 и 4. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Зелёный пигмент растений, от присутствия которого зависит окраска листьев, называется хлорофиллом. Придаточная часть сложноподчиненного предложения (от присутствия которого зависит окраска листьев) находится внутри главного, поэтому запятые ставим на месте цифр 1 и 4. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Бурный поток (1) в широком размахе (2) которого (3) ничто не напоминало обычно тихую и спокойную речушку (4) стал неприятным сюрпризом для путешественников. Приведем верное написание. Бурный поток, в широком размахе которого ничто не напоминало обычно тихую и спокойную речушку, стал неприятным сюрпризом для путешественников. Запятые ставятся на местах 1 и 4: они выделяют начало и конец придаточной части в сложноподчиненном предложении. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Бурный поток, в широком размахе которого ничто не напоминало обычно тихую и спокойную речушку, стал неприятным сюрпризом для путешественников. Запятые ставятся на местах 1 и 4: они выделяют начало и конец придаточной части в сложноподчиненном предложении. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Именно (1) в Ташкенте (2) от которого (3) остался на всю жизнь незабытый ужас холода (4) мы провели трудные годы эвакуации. Приведем верное написание. Именно в Ташкенте, от которого остался на всю жизнь незабытый ужас холода, мы провели трудные годы эвакуации. В данном предложении ставятся запятые 2 и 4, которые выделяют придаточное предложение «от которого остался на всю жизнь незабытый ужас холода». Запятые должны стоять на местах 2, 4. Приведем верное написание. Именно в Ташкенте, от которого остался на всю жизнь незабытый ужас холода, мы провели трудные годы эвакуации. В данном предложении ставятся запятые 2 и 4, которые выделяют придаточное предложение «от которого остался на всю жизнь незабытый ужас холода». Запятые должны стоять на местах 2, 4. Сертификат (1) для получения (2) которого (3) мне пришлось пройти двухгодичное обучение (4) впоследствии пригодился при устройстве на новую работу. Приведем верное написание. Сертификат, (1) для получения (2) которого (3) мне пришлось пройти двухгодичное обучение, (4) впоследствии пригодился при устройстве на новую работу. Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение в составе сложноподчиненного. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Сертификат, (1) для получения (2) которого (3) мне пришлось пройти двухгодичное обучение, (4) впоследствии пригодился при устройстве на новую работу. Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение в составе сложноподчиненного. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Были заложены основы единой религиозной системы (1) важной частью (2) которой (3) было развенчание языческих культов(4) которые были распространены среди населения. Приведем верное написание. Были заложены основы единой религиозной системы, важной частью которой было развенчание языческих культов, которые были распространены среди населения. В сложноподчиненном предложении 3 части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Были заложены основы единой религиозной системы, важной частью которой было развенчание языческих культов, которые были распространены среди населения. В сложноподчиненном предложении 3 части. Запятые должны стоять на местах 1, 4. На нём был чёрный пиджак (1) из кармана (2) которого (3) выглядывала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета. Приведем верное написание. На нём был чёрный пиджак (1) из кармана (2) которого (3) выглядывала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета. Запятая под номером 1 отделяет части сложного предложения. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. На нём был чёрный пиджак (1) из кармана (2) которого (3) выглядывала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета. Запятая под номером 1 отделяет части сложного предложения. Запятая должна стоять на месте 1. В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки (1) ржавые крючки (2) которых (3) были опущены (4) в огромную бадью с загнившей водой. Приведем верное написание. В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки, (1) ржавые крючки (2) которых (3) были опущены (4) в огромную бадью с загнившей водой. Запятая под номером 1 отделяет части сложноподчиненного предложения. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки, (1) ржавые крючки (2) которых (3) были опущены (4) в огромную бадью с загнившей водой. Запятая под номером 1 отделяет части сложноподчиненного предложения. Запятая должна стоять на месте 1. Я не стал обращать внимания на тон моего хмурого соседа (1) в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека (4) и взял предложенные им чашку и хлеб. Приведем верное написание. Я не стал обращать внимания на тон моего хмурого соседа, (1) в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека, (4) и взял предложенные им чашку и хлеб. Запятые под номером 1 и 4 выделяют придаточное предложение «в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Я не стал обращать внимания на тон моего хмурого соседа, (1) в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека, (4) и взял предложенные им чашку и хлеб. Запятые под номером 1 и 4 выделяют придаточное предложение «в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Знаменитые бабушкины пироги (1) запах (2) которых (3) моментально распространился по квартире (4) собрали всю семью за столом. Приведем верное написание. Знаменитые бабушкины пироги, (1) запах (2) которых (3) моментально распространился по квартире, (4) собрали всю семью за столом. Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «запах которых моментально распространился по квартире». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Знаменитые бабушкины пироги, (1) запах (2) которых (3) моментально распространился по квартире, (4) собрали всю семью за столом. Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «запах которых моментально распространился по квартире». Запятые должны стоять на местах 1, 4. В нашей стране (1) существует система заказников и заповедников (2) на территории (3) которых (4) ограничены сбор и заготовка растений. Приведем верное написание. В нашей стране (1) существует система заказников и заповедников, (2) на территории (3) которых (4) ограничены сбор и заготовка растений. Запятая под номером 2 отделяет придаточную часть «на территории которых ограничены сбор и заготовка растений». Запятая должна стоять на месте 2. Приведем верное написание. В нашей стране (1) существует система заказников и заповедников, (2) на территории (3) которых (4) ограничены сбор и заготовка растений. Запятая под номером 2 отделяет придаточную часть «на территории которых ограничены сбор и заготовка растений». Запятая должна стоять на месте 2. Отчего часы (1) к звуку (2) которых (3) давно бы пора было привыкнуть (4) напоминают мне так много? Приведем верное написание. Отчего часы, (1) к звуку (2) которых (3) давно бы пора было привыкнуть, (4) напоминают мне так много? Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «к звуку (2) которых (3) давно бы пора было привыкнуть». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Отчего часы, (1) к звуку (2) которых (3) давно бы пора было привыкнуть, (4) напоминают мне так много? Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «к звуку (2) которых (3) давно бы пора было привыкнуть». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Выйдя на улицу, Иван Иваныч завернул в торговое заведение (1) на низком окне (2) которого (3) ярко блестели (4) разноцветные ярлыки бутылок. Приведем верное написание. Выйдя на улицу, Иван Иваныч завернул в торговое заведение, (1) на низком окне (2) которого (3) ярко блестели (4) разноцветные ярлыки бутылок Запятая под номером 1 отделяет придаточное предложение от главного. Запятая должна стоять на месте 1. Приведем верное написание. Выйдя на улицу, Иван Иваныч завернул в торговое заведение, (1) на низком окне (2) которого (3) ярко блестели (4) разноцветные ярлыки бутылок Запятая под номером 1 отделяет придаточное предложение от главного. Запятая должна стоять на месте 1. Перед тем как подойти к дереву (1) в тени (2) которого (3) пряталась Натка (4) они, по-видимому, о чём-то поспорили и несколько шагов прошли молча. Приведем верное написание. Перед тем как подойти к дереву, (1) в тени (2) которого (3) пряталась Натка, (4) они, по-видимому, о чём-то поспорили и несколько шагов прошли молча Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «в тени (2) которого (3) пряталась Натка». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Перед тем как подойти к дереву, (1) в тени (2) которого (3) пряталась Натка, (4) они, по-видимому, о чём-то поспорили и несколько шагов прошли молча Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «в тени (2) которого (3) пряталась Натка». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Степан Аркадьич держался одною рукой за дверцу остановившейся на углу кареты (1) из окна (2) которой (3) высовывались женская голова в бархатной шляпе и две детские головки (4) и улыбался. Приведем верное написание. Степан Аркадьич держался одною рукой за дверцу остановившейся на углу кареты, (1) из окна (2) которой (3) высовывались женская голова в бархатной шляпе и две детские головки, (4) и улыбался. Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «из окна (2) которой (3) высовывались женская голова в бархатной шляпе и две детские головки». Запятые должны стоять на местах 1, 4. Приведем верное написание. Степан Аркадьич держался одною рукой за дверцу остановившейся на углу кареты, (1) из окна (2) которой (3) высовывались женская голова в бархатной шляпе и две детские головки, (4) и улыбался. Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «из окна (2) которой (3) высовывались женская голова в бархатной шляпе и две детские головки».
|