по мнению пифагора гармонию космоса можно постигать с помощью
Пифагореизм
Космология и гармония сфер
Пифагорейцы объяснили устройство космоса с помощью музыки. В этой части познакомимся с их теориями о космологии.
Поговорим о космосе, пифагорейской концепции «гармонии сфер» и ее связи с моделью Солнечной системы Иоганна Кеплера, почитаем стихи и послушаем музыку о гармонии мира.
🌌 Считается, что Пифагор первым стал называть мироздание словом «космос», тем самым постулировав, что мир безусловно прекрасен в своей основе. Ведь слово «космос» восходит к глаголу «космео» — «украшать». Кстати, «космос» и «косметика» — однокоренные слова.
❓ Как пифагорейцы представляли космос? Пифагорейцы представляли космос в шарообразной и строго симметричной форме: сверху — полусфера неба, снизу — полусфера Тартара, а между ними — Земля и некое загадочное «Противоземлие» (Аид), между ними — центральный огонь. Вокруг Земли вращаются небесные сферы.
🌜 В древнейшем варианте, у самого Пифагора, речь шла только о трех сферах — звезд (включая планеты), Луны и Солнца, соотносившихся с тремя интервалами: квартой (3:4), квинтой (2:3) и октавой (1:2), тем самым вся музыкально-математическая сущность космоса выражалась Тетрактисом (Четверицей).
Тетрактис — треугольная фигура, составленная десятью точками в форме пирамиды. Мистический символ пифагорейцев и важный элемент сакральной геометрии.
🪐 В более позднем варианте космологии пифагорейцев перечислены следующие светила: Солнце, Луна и 6 известных древним грекам планет. Теперь число сфер оказалось равно 10, что, снова составляет божественный Тетрактис (10=1+2+3+4).
🌍 Еще позже один из пифагорейцев, Аристарх Самосский, догадался, что в центре должно располагаться Солнце, а не Земля (за 17 веков до Коперника!).
🌠 Космос — музыкально-числовой организм. Космос для пифагорейцев — это единый, но подвижный музыкально-числовой организм. И лучший способ это понять — наблюдение за звездным небом. Вот как Аристотель излагает открытие пифагорейцев: «скорости (светил), измеренные по расстояниям, относятся между собой так же, как тоны консонирующих интервалов», и поэтому «звучание, издаваемое светилами при движении по кругу, образует гармонию».
🎶 Гармония сфер. Пифагор утверждал, что планеты, вращаясь, звучат. Точнее, не планеты, а сферы, к которым они «прикреплены», и порождают великолепную, гармоническую мелодию. А мы ее не слышим — только потому, что наше ухо привыкло к ней с рождения и уже не воспринимает ее. Лишь избранным дано уловить эту величественную мелодию, которая очищает душу и приближает нас к богам.
В Новое время концепция «гармонии сфер» была развита математиком и астрономом, первооткрывателем законов движения планет Солнечной системы Иоганном Кеплером (1571–1630). Он оригинальным образом соединил учение пифагорейцев о пяти правильных многогранниках и о музыкальных пропорциях движения небесных тел.
☀️ Модель Солнечной системы из платоновых тел. В своем первом трактате «Тайна мироздания» немецкий астроном описал всю Солнечную систему с помощью правильных многогранников, вложенных друг в друга, эта модель получила название «Кубок Кеплера». В этой схеме каждый правильный многогранник имеет вписанную (внутреннюю) сферу, касающуюся центров каждой грани, и описанную (внешнюю) сферу, проходящую через все вершины, центр у этих сфер общий — в нем находится Солнце. Совпадение размеров орбит планет с этой моделью Кеплера было не совсем точным, поэтому в конце концов он отказался от нее. Но именно она привела его к открытию трех законов движения планет.
🎶 У каждой планеты есть мелодия. В более позднем трактате «Гармония мира» Кеплер приписал каждой планете свою мелодию. Отношению чисел, лежащему в основе музыкального интервала, соответствовало отношение максимальной и минимальной угловой скорости планеты; такое отношение рассматривалось и для двух разных планет. «Музыка сфер» и связанные с ней числовые отношения сыграли роль при открытии Иоганном Кеплером третьего закона движений небесных тел (во всяком случае, могут рассматриваться как стимул к поиску астрономических соотношений).
🎤 Хор планет. По мнению Кеплера, планеты формируют своеобразный хор, в который входят тенор (Марс), два баса (Сатурн и Юпитер), сопрано (Меркурий), и два альта (Венера и Земля). При этом Меркурий, с орбитой в форме сильно вытянутого эллипса, имеет наиболее широкий диапазон звучания, в то время как Венера, с ее почти круговой орбитой, способна издавать лишь одну ноту. По оценке Кеплера очень редко возникают ситуации, когда все планеты могут петь в «идеальном согласии» — возможно, это случалось только один раз в истории, в момент творения.
🌎 Земля тоже поет. В отличие от древних пифагорейцев, Кеплер считал, что и Земля издает свое звучание. Его расчеты показывали, что угловая скорость Земли меняется между наиболее удаленной от Солнца точкой орбиты и ближайшей на полтона (соотношение 16:15), от ми до фа. Ничего хорошего это нам не сулит, утверждал он 👇
🗣 «Земля поет ми, фа, ми: вы можете даже из этих звуков сделать вывод, что в нашем доме господствуют несчастья и голод».
«Кубок Кеплера» — модель Солнечной системы из пяти правильных многогранников
По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью …
Решение: Так как Пифагор не записывал свои взгляды, то сравнительно надежно к его учению можно отнести лишь отдельные идеи и открытия. Его интересы лежали в области космологии, астрономии, математики. Развив теорию четных и нечетных чисел, Пифагор основал теоретическую арифметику. Ему были известны арифметическая, геометрическая и «музыкальная пропорция», с помощью которой он разделил струну монохорда и нашел численное выражение октавы (2:1), кварты (4:3) и квинты (3:2). Это открытие, положившее начало математической гармонике, дало мощный импульс поискам числовой гармонии, в том числе – «небесной гармонии».
7. Оппозиция материализма и идеализма в древнегреческой философии представлена учениями …
Демокрита и Платона
Гераклита и Пифагора
Платона и Аристотеля
Демокрита и Эпикура
Решение: Оппозиция материализма и идеализма в древнегреческой философии представлена учениями Демокрита и Платона. Создатель наиболее развитой материалистической системы Древней Греции Демокрит полагает, что мир и все вещи, существующие в нем, включая душу человека, есть соединение различных по форме, величие и положению атомов – неделимых, вечных, умопостигаемых материальных частиц. Платон, как античный идеалист, выше всего ценит красоту живого космоса, являющегося как бы отпечатком вечной красоты мира идей (эйдосов) – форм, образцов, эталонов, по которым создана вся природа.
8. Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа …
Решение: В эллинистический период античной философии происходит смещение основных акцентов в философских учениях с онтологической проблематики в область этики. Центральным вопросом становится вопрос о счастье конкретного человека в контексте его взаимоотношений с социально-политической реальностью. Все школы этого периода ищут индивидуальные «рецепты» счастья. Школа стоицизма отождествляет счастье с добродетелью, то есть «знанием блага», и единственным путем достижения счастья считает жизнь сообразно разумной природе, свободной от желаний и страстей. Только спокойствие духа, по мнению стоиков, позволяет принять свою судьбу как проявление благого промысла, где знание нравственной необходимости совпадает с пониманием космической причинности.
9. Зенон Элейский в своих апориях поставил проблему …
свободы и необходимости
Решение: Апории Зенона Элейского обнаруживают проблему логических противоречий. Ученик Парменида, Зенон доказывал тезис о единстве и неподвижности бытия путем обнаружения внутренних противоречий в аргументации противников («Дихотомия», «Ахилл», «Летящая стрела», «Стадий» и др.). Эти апории стимулировали развитие античной логики и диалектики, так как вскрывали противоречия в современных элеатам понятиях конечности и бесконечности пространства, единого и многого, движении и покоя, непрерывного и прерывного.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Краткая история Вселенной
«Краткая история Вселенной» откроет перед тобой удивительный мир звёзд, планет, комет и туманностей. А также расскажет о том, как представляли себе устройство Вселенной в древности и сейчас, кто придумал телескоп, как ученые открывали планеты и их спутники. Ты узнаешь, чем отличались модели мира Птолемея и Николая Коперника, увидишь обсерваторию Тихо Браге, солнечную корону и облачные вихри в атмосфере Венеры и еще многое-многое другое. Для среднего школьного возраста.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткая история Вселенной предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Со времен Пифагора (580–500 гг. до Р.Х.) учеными античного мира было признано, что Земля имеет форму шара. Но как известно, решение одной задачи ставит перед людьми несколько новых нерешенных задач. Так и здесь. Допустим, что Земля — шар. Тогда непонятно, на чем этот шар держится, стоит ли он на месте или движется в пространстве? И если движется, то куда и каким образом?
Именно в научной школе Пифагора (так принято называть союз ученых-единомышленников) родилось понятие «космос». Сподвижники Пифагора, пифагорейцы, исходили из того, что в природе возможны два состояния — порядок и беспорядок. Беспорядочное состояние назвали словом хаос. В отличие от хаоса упорядоченное состояние получило название космос, что означает одновременно «порядок» и «красота». Со времен Пифагора слово «космос» стало синонимом таких понятий, как «мир» или «Вселенная».
Шар из слоновой кости
Тем, кто бывал в музее культур народов Востока, приходилось видеть старинные изделия из слоновой кости — произведения искусства китайских и японских мастеров. Особое внимание привлекает многослойный шар с несколькими отверстиями. Через эти отверстия видно, что внутри наружного шара находится меньший пустотелый шар, который может свободно вращаться в любом направлении. Внутри этого шара — снова шар, еще меньший, и так далее. Изготовлением подобных шаров увлекался и Петр I, «царь-мастеровой». Некоторые из таких дорогих игрушек состояли из 10 и более концентрических шаров. Есть предположение, что эти шары должны были изображать строение Вселенной.
Именно так, в частности, устроена наша Вселенная по представлениям пифагорейской школы. В самом центре Вселенной — неподвижная Земля. Земля, по мнению Пифагора, висит во Вселенной без всякой поддержки. Вокруг Земли вращаются, одна внутри другой, девять сфер. Это сферы Луны, Солнца и пяти планет — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Дальше всех расположена звездная сфера. Это была очень красивая картина Мира и Порядка — одним словом, Космос.
Система мира по Пифагору
Как известно, Пифагор во всех своих теоретических построениях исходил из того, что Миром правит Всеобщая Гармония. Это значит, что все в природе упорядочено, взаимосвязано и соразмерно, все можно выразить словом, звуком и числом. Отсюда следовало, что при вращении этих сфер звучит музыка, а расстояния между планетными сферами выражены числами, которые соответствуют музыкальным интервалам в 1 тон, 1/2 тона, 3/2 тона… Интервалу в 1 тон соответствовало расстояние в 1 стадий, или 185 метров. Сейчас можно, конечно, иронизировать над «музыкой сфер» и теорией, по которой Луна от Земли не дальше, чем Нью-Йорк от Москвы. Но при этом надо помнить, что жили эти люди более 2500 лет назад.
Интересно, что один из учеников Пифагора, Филолай, тогда еще предложил свой вариант строения Мира, отличающийся от гипотезы учителя. Он утверждал, что в центре всех сфер находится не Земля, а некий центральный огонь, который дает свет и тепло всем другим небесным телам. Земля, как и все планеты, вращается со своей сферой вокруг этого огня. К известным тогда планетам Филолай добавил еще и «противоземлю», которая находилась на своей сфере ближе всех к центральному огню, но всегда напротив Земли и поэтому не видна. Солнце тоже вращается вокруг огня, но в отличие от планет своей гладкой блестящей поверхностью отражает его свет, передавая планетам. Система Филолая не нашла признания ученых коллег. А ведь он был ближе к истине, несмотря даже на этот странный «центральный огонь» вместо Солнца…
Такой видел модель мира последователь Пифагора
Более поздние философы усмотрели в картине Пифагора кое-какие странности. Их смутило наблюдаемое поведение планет. В отличие от Солнца и Луны планеты чертили по небесной сфере какие-то петлеобразные фигуры. Создавалось впечатление, что планеты движутся не кругами, как им положено по мысли Пифагора, а как-то иначе. Надо было продолжать поиск истинной картины, полностью соответствующей гармонии мироздания.
Космогония Пифагора
Пифагор создал основы наук о Числах, Космосе, Музыке небесных сфер, монадологии, современной квантовой теории строения материи.
Важнейшие открытия сделаны им в областях математики, музыки, оптики, геометрии, астрономии, теории чисел, теории суперструн (земного монохорда), психологии, педагогики, этики.
Философия Пифагора основывается на знании законов взаимосвязи видимого и невидимого миров, единства материи и духа, на утверждении бессмертия душ и их постепенном очищении посредством переселения (теория инкарнации).
Пифагор впервые назвал Вселенную Космосом (строением, зданием) и развил учение о Космосе как о закономерном, стройном целом, подчиненном законам гармонии и числа. Первый высказал идею о шарообразности Земли.
Эзотерическая космогония и психология прикасались к величайшим проблемам жизни, к опасным и ревниво охраняемым тайнам оккультных наук и искусств.
Великая заслуга Пифагора состояла в том, что он формулировал закон Числа с ясностью греческого гения. Он сделал из него центр теогонии и основу всех наук.
Уже прикрытая покровом в эзотерических писаниях Платона и совершенно непонятая позднейшими философами, идея эта была постигнута в новейшие времена лишь немногими посвященными в оккультные науки.
Семь священных ладов, построенных на семи нотах семиструнника, соответствуют семи цветам света, семи планетам и семи видам существования, повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни, начиная с самой смиренной и кончая самой великой. Мелодии этих ладов, введенные в душу ученика, настраивают душу человека и делают ее настолько гармоничной, чтобы она могла ответно вибрировать на каждое дуновение Истины.
Если держаться тех делений неба, которые мы находим в эзотерических отрывках пифагорейцев, то окажется, что их астрономия схожа с птоломеевской, по которой земля неподвижна, а Солнце с планетами и со всем небом вращаются вокруг неё. Но самый принцип этой астрономии указывает нам, что она чисто символическая.
В центре вселенной Пифагор ставит огонь (относительно которого Солнце – лишь отражение). В эзотеризме всего Востока Огонь есть символ Духа, божественного, вселенского Сознания.
Таким образом то, что наши философы обыкновенно принимают за физику Пифагора и Платона, не что иное, как образное описание их тайной философии, ясной для посвященных, но непроницаемой для непосвященных, тем более, что ее выдавали за простую физику. Следовательно, в ней мы должны искать нечто вроде космографии жизни души, не более того.
Своим ученикам третьей степени Пифагор объяснял двойное движение Земли. Не обладая точными измерениями современной науки, он тем не менее знал, как и жрецы Мемфиса, что исшедшие из Солнца планеты вращаются вокруг него, и что звезды – те же солнечные системы, управляемые такими же законами, как и наша система, и что каждая из них имеет свое определенное место в великой Вселенной.
Он знал также, что каждый солнечный мир образует маленькую вселенную, которая имеет свое соответствие в мире духовном и обладает своим собственным небом. Планеты были как бы ступенями ведущей к нему лестницы. Но эти идеи, способные перевернуть всю народную мифологию, показались бы толпе кощунственными, и поэтому они никогда не высказывались публично. Их передавали не иначе, как под строжайшей тайной.
Видимая Вселенная, говорил Пифагор, небо со всеми его звездами, есть не что иное, как преходящая форма Мировой Души, великой Майи, которая сосредоточивает материю, разбросанную в бесконечном пространстве, а затем растворяет ее и разбрасывает в виде невесомого космического флюида. Каждый солнечный вихрь обладает частицей этой Мировой Души, которая в течение миллиона веков развивается в его лоне с особой, свойственной этому вихрю энергией и мерой.
Что же касается сил, царств, пород и живых душ, которые долженствуют явиться на светилах этой малой вселенной, – они приходят от Бога, они спускаются от Отца; т.е. они исходят из высшего духовного порядка и из предшествовавшей материальной эволюции, иными словами – из потухшей солнечной системы.
Из этих духовных сил, одни абсолютно бессмертны и они руководят образованием нового мира; другие же ожидают его рождения в состоянии космического сна, чтобы, сообразно своему роду и в соответствии с вечным законом, снова вступить в ряды видимых существ.
Между тем, солнечная душа и её центральный огонь, непосредственно движимый великой Монадой, работает над расплавленной материей. Планеты – дочери Солнца. Каждая из них, созданная присущими материи силами притяжения и вращения, одарена полусознательной душой, исшедшей из солнечной души, и имеет свой особый характер, свою специальную роль в эволюции. Так как каждая планета есть особое выражение Божественной Мысли, и каждая исполняет особую функцию в планетарной цепи, то древние отождествили имена планет с именами великих богов, которые представляют собой божественные качества, действующие во Вселенной.
По мнению пифагора гармонию космоса можно постигать с помощью
Астрономия от Пифагора
Пифагор научился астрономическим теориям у Фалеса и Анаксимандра, халдеев и магов.
Он много говорил о космосе, о всевозможных видах движения небесных сфер и светил, о заграждениях одних другими и затмениях, об отклонениях от правильного движения, об эксцентриситетах, эпициклах и дифферентах.
Он так говорил своим ученикам: «Прекрасно зрелище небосвода и движущихся по нему светил для тех, кто способен усмотреть порядок в этом движении, причастность к первосущему и умопостигаемому — числам и пропорциям».
Он дал имя системе светил, назвав ее космосом из-за присущего ей порядка.
Учение о размерах и расстояниях планет впервые сформулировал Анаксимандр, а первая теория о порядке их расположения приписывается пифагорейцам.
Точнее, первая теория о порядке расположения планет принадлежит Пифагору и она была сильно искажена его учениками.
Пифагорейцы полагали, что Солнце расположено в том месте космоса, которое соответствует числу семь и представляется причиной смены дня и ночи и времен года (T-N KAIP-N). Оно движется среди десяти сфер, вращающихся вокруг центра и Очага (E-TIA = Солнце), после сферы неподвижных звезд и пяти планет; за ним на восьмом месте находится Луна, на девятом — Земля, на десятом — Антиземля.
Пифагор открыл, что движение и обращение светил, слагающееся из их шумов, скоростей, величин, положений в созвездии, упорядочены в отношении друг друга определенной музыкальной пропорцией.
Он же учил, что десять сфер движущихся тел (Стильбон, Фосфор, Пироент, Фаэтон, Файнон, Селена-Мена, Антимена, Хтон и Антихтон, сфера неподвижных звезд) отделены друг от друга гармоническими интервалами, скорость движения которых. пропорциональна расстояниям между ними и центральным очагом (Солнцем), причем движущиеся быстрей издают более высокие звуки, а движущиеся медленнее — более низкие. Будучи подчинены гармоническим пропорциям, эти звуки сливаются в музыкальной гармонии звучания1, доступной слуху Пифагора. Остальные не воспринимают на слух эту гармонию, так как привыкли к ней с детства. Планеты движутся постоянно, тона их звучат одновременно, создавая благотворное согласие космических элементов.
Исказив идею учителя, пифагорейцы постулировали невидимые небесные тела Антилуну и Антиземлю, приняв их за планеты. Он же использовал эти понятия для расчетов и предсказаний затмений методом Фалеса. Ибо Антихтон — это затмение Луны, а Антимена — затмение Солнца. Он говорил о том, что одни светила заслоняют другие и происходят затмения.
Пифагор учил, что Солнце и другие звезды — боги, и в них преобладает тепло — причина жизни.
Пифагор утверждал, что собственным движением обладают не только планеты, но и неподвижные звезды, однако они движутся и совершают собственное круговращение таким же образом, как Вселенная, т. е. не поступательно, а крутясь на месте подобно бураву.
Центральный очаг (огонь) — демиургическая сила, которая животворит всю землю из центра и нагревает ее остывшую часть. Поэтому одни называют его «башней Зевса», другие — «Зевсовым острогом».
Светилом пифагорейцы называли Землю в том смысле, что она тоже орудие времени, причина дней и ночей. День она порождает, когда освещается со стороны, обращенной к Солнцу, а ночь — отбрасывая коническую тень.
«Антиземлей», равно как и «Небесной Землей», пифагорейцы называли Луну, во-первых, потому, что она загораживает солнечный свет, а это особенное свойство Земли, а во-вторых, потому что она служит границей небесного (надлунного) мира, подобно тому как Земля — подлунного.
Луна, по Пифагору, освещается Солнцем, отражает его свет, но сама не светит и не греет.
Пифагор полагал, что затмения Луны происходят в результате отражения света и загораживания ее Землей.
Пифагор вслед за Анаксимандром измерял расстояния от Земли до Солнца и Луны и обнаружил, что отношение расстояний от центра вращения Хтона, Фосфора и Стильбона образует совершенную гармонию (13:8:5).
Пифагор вычислил золотое отношение расстояний планеты Хтон и Фосфор от центрального «очага» (Солнца). Ибо Хтон вращается вокруг «очага» за 365 дней, а Фосфор за 225. Их отношение 13 к 8.
Пифагор первым отождествил светило, являющееся на востоке под именем Фосфор, со светилом Геспер западной видимости.
Северную ось он называл печатью Реи, а центр космоса — Зевсовым острогом.
Фалес, Пифагор и его последователи полагали, что небесная сфера разделена на пять кругов, которые они именуют поясами (Z-NAI): один из них называется арктическим и всегда видимым, другой — летним тропиком, третий — небесным экватором или поясом Ориона, четвертый — зимним тропиком, пятый — антарктическим и невидимым. Так называемый зодиак наискось накладывается на три средних пояса (круга), касаясь всех трех. Всех их под прямым углом — с севера на юг — пересекает меридиан.
Пифагор говорил, что Земля — сфера с диаметром в 20 мириад олимпийских стадий. Он был первым, кто измерил периметр Земли.
Пифагору первому пришла мысль о вращении Земли вокруг своей оси, вызывающем смену дня и ночи. Эту идею затем развивал его ученик Филолай и последователь Экфант.
Землю Пифагор полагал движущейся вокруг неподвижного Очага и вращающейся вокруг своей оси.
Пифагор первым обнаружил явление прецессии и вычислил эпициклы. Ему приписывают открытие великого эпицикла в 26 тысяч лет, в течение которого совершается полный оборот небес вокруг печати Реи. (Северный полюс мира.)
Он вслед за Фалесом и Анаксимандром рассчитал, что затмения повторяются в одинаковой последовательности через 18 лет, 11 дней и одну треть дня. Этот период халдеи называли сарос2. Великий сарос по Пифагору равняется 3600 лет и 217 дней, а малый — 1800 лет и 113 дней. Сарос смыкает круг времен, и все повторяется снова.
Опираясь на знание эпициклов, Пифагор учил, что все, что некогда произошло, через определенные периоды времени происходит снова, а нового нет абсолютно ничего. Вообще же, все на земле зависит от небесных явлений и управляется другими, еще более многочисленными и божественными силами и их энергией.
Пифагор умел предсказывать появление метеоров и комет, а также многое из земных явлений, связанное с эпициклом Гестии. Ибо раз в одиннадцать лет центральный очаг яростно пламенеет и излучает гневные энергии, вызывающие катастрофы.
Согласно учению Пифагора, тождественное повторяется снова нумерически (API-M-I).