по критерию особенности возрастного развития можно дифференцировать

Консультация «Одаренные дети»

по критерию особенности возрастного развития можно дифференцировать Татьяна Воронцова
Консультация «Одаренные дети»

Одаренные дети

Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости –это результат сложного взаимодействия:

• Наследственности (т. е. природных задатков);

Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.

• Все дети являются одарёнными.

До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.

Одарённые дети встречаются крайне редко.

Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.

Признаки одарённости.

Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.

• Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, «погружается» в него, если оно ему интересно.

• В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.

• Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.

• Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.

• Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости.

• Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.

• Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.

• Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.

• Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или с взрослыми.

Виды одарённости.

• В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.

• В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)

• В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.

• В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.

• В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.

По критерию “степень сформированности одаренностиможно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.

По критерию “форма проявления”можно говорить о: явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”, в том числе и при неблагоприятных условиях.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие “неперспективные дети” добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров.

По критерию “широта проявлений в различных видах деятельности”можно выделить: общую (или умственную) и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности (отличники).

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).

По критерию “особенности возрастного развития”можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен “возрастной одаренности”) далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название “вундеркиндов”.

Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход.При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Навешивание ярлыков типа “одаренный” или “ординарный” недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Источник

Особенности одаренных детей дошкольного возраста

по критерию особенности возрастного развития можно дифференцировать Екатерина Голубева
Особенности одаренных детей дошкольного возраста

Цель: углубить знания педагогов об одаренности, классификация видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.

1) ребенок может в своем развитии орежать сверстников. Это проявляется в индивидуальном усвоении опыта такими детьми и реализации его результатов среди сверстников. Как правило, одаренные дети дошкольного возраста любознательны, активны в постижении представленных им истин и поиске ответов на интересующие их вопросы.

2) но одаренный ребенок может выделяться не только наличием способности в более качественном и креативном усвоении данных, получаемых им в ходе своей жизнедеятельности. Его отличает нестандартное видение этих данных, нешаблонное мышление в использовании полученных знаний о мире в решении жизненно-практических задач. Причем способности могут быть и не очень заметны для окружающих его людей, а нестандартность мышления и видения может быть принята как некое «бунтарство», попытка выделиться среди сверстников.

Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность основывается на совокупности особых качеств личности. Эта совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуального развития, и определяет усшность деятельности личности в той или иной области. Что такое детская одаренность? Как определить, проблески ли это будущего таланта, или просто хорошая подготовка? Как рассматривать сцифику способностей и помогать ребенку развивать их?

Имеющиеся в психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей:

1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

2) с признаками сциальной умственной одаренности, например, к математике, музыке, рисованию, языкам;

3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности.

Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).

Итак, возрастные особенности непосредственно влияют на уровень и своеобразие умственных возможностей ребенка. Иначе говоря, они выступают как возрастные факторы одаренности.

Виды одаренности и типология одаренных детей

Одаренность различают по:

высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);

* личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям. Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей.Помимо этого целесообразно дифференцировать следующие две группы: к одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики; в другую входят дети, психическое развитие котоы отличается неравномерностью (ди-синхронией) в уровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы и т. п. Во вторую группу чаще всего попадают высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им психологической помощи и поддержки. С развитием ребенка развивается и одаренность, это явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по стеени и характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами.

Признаки одаренности

Возрастные особенности непосредственно влияют на уровень и своеобразие умственных возможностей ребенка. С индивидуальными предпосылками развития во многом связано сохранение черт умственного облика растущего с человека на разных возрастных этапах.

Бурный подъем умственных возможностей на основе возрастных факторов одаренности можно назвать возрастной одаренностью. Это понятие указывает на зависимость расцвета способностей от сцифических возможностей детства и привлекает внимание к тому, что характеризуется именно ребенок с его особым ходом созревания. Такая одаренность преходяща. Она не предопределяет будущего.

Так что признаки одаренности, по которым судят о ребенке, могут быть кратковременными, т. е. относящимися преимущественно к данной поре жизни и не свидетельствующими об устойчивых индивидуальных свойствах, а могут быть долговременными, т. е. выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Особенности познавательного развития

Надситуативная активность (познавательная самодеятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно не стимулируемой деятельности»).

Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и реходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

Способность к прогнозированию. Даже в дошкольном возрасте у одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется на самые разные проявления реальной жизни.

Высокая концентрация внимания. Выражается это высокой стенью погруженности в задачу; возможностью усшной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие исследователи склонны считать его важнейшим индикатором одаренности.

Отличная память. Одаренные дошкольники помнят практически все уроки, которые проводит с ними воспитательница, быстро запоминают прочитанное, имена героев.

Способность к оценке. Способность к оценке обесчивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.

Особенности психосоциального развития

Самостоятельность предполагает: независимость суждений и действий дошкольников, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения. Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность.

Социальная автономность. Воспитатели, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию. Эгоцентризм. Многие исследователи отмечают высокую стень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей. Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически. Познавательный эгоцентризм проявляется в познавательной сфере. Этот вид эгоцентризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически неспособны понять, как простое и понятное им, не могут постичь окружающие.

Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками.

Коммуникативный эгоцентризм. В большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего. Одаренные дети легче встают на позицию другого человека.

Особенности эмоционального развития. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. В связи с этим внешне нейтральные замечания, реплики, действия воспитателя могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.

Юмор. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. Одаренность существует в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать.

Поведенческие особенности одаренного ребенка дошкольного возраста.

Выделяют три основных уровня усшности деятельности,с каждым из котоы связана своя сцифическая стратегия ее осуществления:

— быстрое освоение и высокая усшность выполнения;

— использование и изобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации;

— выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на рвый взгляд неожиданных путей и решений.

Для поведения одаренногоребенка характерен главным образом третий уровень усшности: новаторство, прорыв, означающий выход за пределы требований выполняемого.Здесь действует закон от обратного: чем сложнее и непонятнее, тем интереснее.

Подобные дети вообще ищут общения со старшими, полагая, что они более умные, знающие, опытные. Одаренный дошкольник часто смотрит на своих ровесников либо презрительно, либо подозрительно, с опаской, выделяя себя из их среды, замыкаясь в одиночестве или в кругу избранных.

Очень важно помнить: одаренные дети всегда нестандартны, а значит, и относиться к ним следует по-особому, не торопясь укладывать их в прокрустово ложе нормы.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УМСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ

Неотъемлемым условием усшности процесса развития и воспитания одаренных дошкольников является полноценное общение детей со сверстниками и установление между ними эмоционально благополучных отношений.В практике организации дифференцированного обучения можно выделить три основных направления:

1) факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленной программе;

2) предоставление им возможности ускоренного прохождения программы;

3) создание групп, классов (школ, работающих по сциально разработанным программам.

Умственно одаренные дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми, в общении с которыми у них также могут возникать различные трудности. Как правило, эти трудности обусловлены тем, что старшие дети орежают их в физическом развитии и одаренному ребенку трудно стать лидером в таком коллективе. А реживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, как старшие, иногда существенно сказываются на самооценке одаренных детей, так как они весьма критичны к своим достижениям.

Ребенок с высоким уровнем развития познавательных способностей проявляет себя как инициативный лидер, которого другие дети предпочитают выбирать в качестве партнера по играм и занятиям.

В зависимости от стени предпочитаемости дети имеют различное положение (статус) в системе взаимоотношений (статусной структуре группы). В настоящее время в статусной структуре группы большинство авторов выделяет четыре основные категории (подгруппы). Положение детей, входящих в I и II подгруппы («звезды » и «предпочитаемые «, рассматривается как благоприятное, а в III и IV («пренебрегаемые » и «изолированные «) как неблагоприятное и свидетельствующее о наличии различных трудностей или конфликтов в общении с членами группы.

На положение ребенка в структуре групповых взаимоотношений влияют многие факторы. В рвую очередь оно зависит от его усшности в игровой деятельности, умения организовывать игру, обогатить ее сюжет и содержание. Оно обусловлено также и личностными качествами ребенка, которые обесчивают усшность, эмоционально благоприятный фон совместной деятельности. На избирательные отношения дошкольников оказывает влияние и то, насколько полно они удовлетворяют потребность друг друга в общении

Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).

Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации.

Среди критериев выделения видов одаренностиможно назвать следующие:

1) вид деятельности и обесчивающие ее сферы психики;

2) стень сформированности одаренности;

3) форма ее проявления;

4) широта проявлений в различных видах деятельности;

5) особенности возрастного развития.

По рвому критерию классификация типов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, стени участия разных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

По критерию «стень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную и потенциальную одаренность.

В соответствии с критерием «форма проявления» различаются явная и скрытая одаренность. Первая обнаруживается достаточно ярко и отчетливо, в

том числе и при неблагоприятных условиях.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую (или умственную) и сциальную одаренность. Общая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.

Сциальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на котоы одаренность проявляется в явном виде.

по критерию особенности возрастного развития можно дифференцироватьБеседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

по критерию особенности возрастного развития можно дифференцироватьИзостудия для одаренных детей. Фотоотчет Изостудия для одаренных детей кружок «Звездочки». Уважаемые коллеги, учебный год закончился и хочется поделится достижениями своих воспитанников,.

по критерию особенности возрастного развития можно дифференцироватьМастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

по критерию особенности возрастного развития можно дифференцироватьПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

по критерию особенности возрастного развития можно дифференцироватьПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

по критерию особенности возрастного развития можно дифференцироватьПрезентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *