по какому признаку можно определить тип и структуру урока
Тесты по педагогике.
Тесты по педагогике с ответами выделенными.
Просмотр содержимого документа
«Тесты по педагогике.»
Тесты по педагогике
учитель, ведущий процесс на образцовом уровне;
абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя;
учитель, исповедующий определенные научные идеи;
учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе.
Структурный компонент педагогической деятельности, выражающийся в умении преподавателя отбирать наиболее удачные варианты в построении учебного занятия, моделировать будущую профессиональную деятельность школьников:
Главная задача развития младшего школьника:
постижение окружающего мира, природы, человеческих отношений;
физическое развитие ребенка.
Функция процесса обучения:
Дидактическая функция учебника:
Автор знаменитого высказывания «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» :
Для проблемного обучения характерно:
учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;
обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;
позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук;
формирует умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Личностный результат освоения основной образовательной программы начального общего образования:
формирование основ российской гражданской идентичности;
овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием;
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Целевой ориентир выражен словами из басни С. Михалкова: «Лев в рот не брал хмельного, но обожал подхалимаж…» Определите аргумент:
аргумент к авторитету;
аргумент к аудитории;
аргумент к жалости;
аргумент к тщеславию.
Регулятивное универсальное учебное действие:
нравственно – этическая ориентация;
планирование учебного сотрудничества;
поиск и выделение необходимой информации.
Государственный образовательный стандарт устанавливает:
максимум наполнения содержания образовательных программ;
обязательный минимум содержания образовательных программ;
средний уровень ЗУН, которыми должны овладеть обучаемые;
минимальный объем учебной нагрузки.
Метапредметный результат освоения основами образовательной программы начального общего образования:
осознание значимости чтения для личного развития;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
возможность передачи значительного объема знаний за минимально короткое время.
связи теории с практикой;
сознательности и активности обучения.
технология разноуровневого обучения;
технология деятельностного подхода;
технология концентрированного обучения.
высокий уровень освоения педагогической деятельности;
строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий;
использование комплекса методов и приемов обучения безотносительно к деятелю, их осуществляющему;
упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач образования, развития, воспитания.
Познавательное универсальное учебное действие:
нравственно – этическая ориентация.
В основе программированного обучения лежит дидактический принцип:
Предметный результат освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
умение осуществлять информационный поиск;
система ЗУН по математике;
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Автор системы начального обучения «Школа »:
метод оценивания или метод педагогического измерения, основанный на суждениях компетентных судей (экспертов);
место ученика среди учащихся класса (школы) на основе учета его учебных и иных достижений, определяемое путем набора очков (баллов);
Термин «универсальные учебные действия» означает:
формирование мотиваций учебной деятельности.
Высокая культура педагога, глубоко знающего свой предмет, знакомого с соответствующими отраслями науки и искусства, практической психологии, в совершенстве владеющего методикой обучения и воспитания – это:
Нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет:
Коммуникативное универсальное учебное действие:
управление поведением партнёра;
саморегуляция как способность к мобилизации волевых усилий;
Путь или способ достижения поставленной цели обучения:
Организация педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики и методики преподавания предполагает принцип:
связи теории с практикой, обучения с жизнью;
систематичности и последовательности.
Какой принцип выражен в пословице «Повторение – мать учения»?
прочности усвоения ЗУН;
систематичности и последовательности;
сознательности и активности.
Метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику:
метод эвристических вопросов;
«мозговая атака» (штурм)».
Сущность дифференцированного подхода в обучении выражается в :
группировании учащихся на однородные группы;
ориентации учащегося на такой уровень развития, которого тот уже достиг;
реализации способа организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности личности;
обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий.
Дидактический принцип «Обучение на высоком уровне трудности» соответствует:
системе обучения «Гармония»;
системе обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;
«Начальной школе XXI века»;
системе обучения Л. В. Занкова.
Принцип минимакса соответствует:
технологии деятельностного метода;
технологии разноуровнего обучения;
технологии личностно – ориентировочного обучения.
Основное направление модернизации начальной ступени образования:
изменение существующей дидактической системы;
повышение интеллектуального уровня учащихся;
формирование навыков общественного поведения;
обновление содержания, его вариативность.
Нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение:
Общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации учебного процесса:
Взаимосвязь и взаимоотношения между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и запоминанием, с другой, регулируется принципом:
систематичности и последовательности;
сознательности и активности;
Развитие теоретического мышления является главным результатом обучения по системе:
Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;
изменения, направленные на изменение педагогической системы;
замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект;
нововведение учебно – воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;
высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания.
Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями:
ФГОС среднего общего образования;
ФГОС начального общего образования;
учебный план общеобразовательной школы;
учебная программа дисциплины.
Система ЗУН, которыми необходимо овладеть обучаемым:
Форма интерактивного обучения:
По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?
по расположению элементов урока;
по дидактической цели;
по количеству структурных частей;
Планируемый результат образовательной деятельности:
Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика:
С какого возраста Я.А. Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?
В основе ФГОС лежит:
системно – деятельностный подход;
личностно – ориентированный подход.
Первичный этап процесса обучения:
Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:
Метод интерактивного обучения:
Самая древняя система организационного оформления педагогического процесса:
классно – урочная система обучения;
индивидуально – групповое обучение;
Автор традиционной системы начального обучения «Перспектива»:
Социализация личности (школьника):
процесс взаимодействия между людьми;
процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта;
проявление уважения к партнеру;
создание условий для успешной учебы.
Научный руководитель образовательной программы «Начальная школа XXI в.»:
Оптимальный способ организации накопительной системы оценки ученика:
Уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка призывают представители теории __________ воспитания.
Теорию детского воспитательного коллектива разработал:
В. Н. Сорока – Росинский.
Качество деятельности воспитателя выражено в понятии:
Оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности:
Автор разработки творческих форм воспитательной работы классного руководителя:
Систему принципов развивающего обучения впервые предложил:
Методы педагогического исследования – это:
способы формирования личностных качеств;
способы усвоения новых знаний;
способы решения проблемных задач;
способы познания объективной реальности.
Факторы развития личности:
интерес к учебе, уровень достижений;
наследственность, среда, воспитание, самовоспитание;
статусное положение личности в коллективе;
уровень знаний по учебным дисциплинам.
общие исходные положения, которыми руководствуется педагог;
способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников;
внешнее выражение процесса воспитания;
варианты организации воспитательного процесса.
Определить содержание обучения – значит ответить на вопрос:
воспитательная работа с детьми в учебно-воспитательном учреждении;
привитие соответствующих норм и правил наведения;
развитие творческих сил и способностей человека;
процесс формирования личности с целью подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности.
мера воспитательного воздействия;
взаимодействие взрослых и детей;
внешнее проявление внутреннего мира человека;
активная форма взаимодействия со средой.
Этапы, необходимые для подготовки урока:
прогнозирование, тренировка, упражнения;
планирование, ход урока, рефлексия;
диагностика, планирование, мастерство проведения;
диагностика, прогнозирование, планирование.
Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:
Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:
сотрудничество семьи, школы, общественности;
взаимоотношение воспитателей и воспитанников;
влияние на воспитанника через коллектив;
влияние родителей и воспитателей на воспитанника.
Последовательность этапов процесса усвоения:
приобретение знаний – запоминание – применение на практике;
постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство;
восприятие – осмысление – закрепление – применение;
ощущение – восприятие – осознание.
Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:
Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:
Важнейшими социальными признаками, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются:
низкий прожиточный уровень, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок;
алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность;
нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями;
жестокость, агрессивность, психические и сексуальные отклонения.
Приоритетное развитие сфер образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:
принцип вариативности образования;
принцип полноты образования;
принцип опережающего образования.
Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека:
принцип личностной ориентированности.
Социальная служба, оказывающая экстренную социальную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
центр социальной помощи семье и детям;
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Что способствует формированию ответственности у детей:
самостоятельность и самоконтроль учащихся;
высокая требовательность к качеству выполнения действий;
Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?
прочное авторитарное руководство коллективом;
отсутствие конфликтов между учащимися;
знание педагогом теории коллектива.
Эффективность воспитательной системы зависит от:
общего психологического климата в образовательном учреждении;
целостности и системности воспитательной системы;
самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;
дисциплины в образовательном учреждении.
Из чего строится система «культурного пространства»?
телевизионных видео- и радиотрансляций;
различных форм культурного досуга;
музыкально-художественно-спортивно-технических учреждений дополнительного образования;
театров, музеев, выставок.
Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?
Фундаментом педагогического мастерства является:
любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;
педагогические способности и умения;
общая высокая культура и эрудиция;
владение приемами общения.
В каких жизненных ситуациях, по определению Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на особую защиту?
все ответы правильные;
дети с ограниченными возможностями.
Условие, определяющее выбор методов воспитания:
цель и задачи воспитания;
комплексный характер воспитания;
общественный характер воспитания;
уровень нравственной культуры.
ориентация на ценности и ценностные отношения;
Метод формирования общественного сознания:
Метод формирования правильного поведения:
Часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение:
Названные виды деятельности «классный час, диспут, викторина, устный журнал» относятся к:
Форма методической работы школы:
Форма работы классного руководителя:
стремится изменить воспитанника;
исходит из приоритетности знаний педагога;
принимает воспитанника таким, каков он есть;
не стремится к изменению ныне существующей целевой установки учебного заведения.
Главная цель воспитания:
всестороннее и гармоническое развитие личности;
Степень создания ситуации успеха по вербализированной формуле: «Очень нужно это сделать…», «У вас непременно получится…»:
авансирование успешного результата;
Выделите на основе характеристики тип отклонений «общая неуспеваемость»:
затрагивает лишь один из предметов;
стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы;
низкая эффективность учебной деятельности;
нарушение отдельных функций эмоционально-волевой сферы.
Кому принадлежат слова: «Учитель живет до тех пор, пока учится»?
Автор педагогического труда «Сердце отдаю детям»:
Термин «дидактика» впервые ввел:
Кому принадлежат слова: «Ребенок – это чистая доска и на ней можно писать все, что угодно»?
По какому признаку можно определить тип и структуру урока
316. Педагогические науки:
• Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методика изучения отдельных предметов, специальные педагогики, история педагогики
317. Педагогический процесс относится к системе:
• «Человек-человек»
318. Педагогическое творчество понимается как.
• Процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах
319. Первоначальный этап коллективной познавательной деятельности (КПД):
• Планирование учителя КПД
320. Первым термин «дидактика» ввел в обращение:
• В. Ратке
321. Первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, является:
• Я.А. Коменский
322. Перцепция:
• восприятие и понимание людьми социальных объектов
323. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока:
• По количеству времени, отводимого на достижение главной цели
324. По какому признаку учитель определяет тип и структуру урока:
• По дидактическим задачам
325. По какому принципу методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические:
• По дидактическим целям
326. По какому принципу методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические:
• По логическому пути познания
327. По мнению Я.А Коменского “Золотое правило дидактики”:
• Наглядность
328. По указанным признакам из следующих видов обучения определите коллективное обучение:
• Учащиеся овладевают знаниями в условиях коллектива, общения; контроль осуществляется самими членами коллектива и учителем
329. Повествовательное изложение содержания изучаемого материала — это:
• Лекция
330. Повторное, многократное выполнение умственного или письменного действия с целью выработки навыков:
• Упражнения
IV. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока? Выберите правильный ответ.
1. По дидактическим целям.
2. По расположению элементов урока.
3. По количеству времени, отводимого на достижение
4. По количеству структурных частей.
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся
1. Урок усвоения новых знаний
Мотивация учебной деятельности школьников
2. Урок формирования умений
Сообщение темы, цели и задач урока
Восприятие нового учебного материала
Осмысление учебного материала
Обобщение и систематизация знаний
Подведение итогов урока
5. По деятельности учителя.
V. Назовите основные типы уроков. Из приведенных ответов выберите правильный.
1. Основные типы уроков следующие: заучивание наизусть, комбинированный урок, экскурсия на природу, урок формирования умений, индивидуальная работа, киноурок.
2. Уроки бывают таких типов: вводные, уроки первичного ознакомления с материалом, комбинированные, заключительные, формирования навыков.
3. Выделяются следующие типы уроков: комбинированные; изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений.
4. Можно выделить следующие типы: индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися; иллюстрации учебного материала; компьютерные уроки; тренировочные работы; контроля и коррекции.
5. Уроки бывают таких типов: под контролем учителя и без контроля учителя.
VI. Для каких типов уроков характерны следующие структуры?
Структура Тип урока
Актуализация чувственного опыта и 1. Урок усвоения новых зна-
опорных знаний учащихся ний
Мотивация учебной деятельности школьников 2. Урок формирования уме- Сообщение темы, цели и задач урока ний Восприятие нового учебного материала Осмысление учебного материала Обобщение и систематизация знаний Подведение итогов урока Задание на дом
3. Урок применения знаний,
Мотивация учения школьников, сообщение цели, задач урока
Применение изученных знаний в новых практических ситуациях
4. Урок обобщения и систематизации
Подведение итогов урока
Мотивация учебной деятельности школьников
5. Урок контроля и коррекции
Сообщение темы, цели и задач урока
Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей предыдущих уроков
Типы и виды уроков. Современные требования к уроку. Домашнее задание.
Типы и виды уроков. Современные требования к уроку. Домашнее задание.
План
1.Урок, как основная форма обучения.
2.Типы и структура уроков.
3.Современные требования к уроку.
4.Планирование учебного процесса и подготовка учителя к уроку.
5.Нестандартные уроки их характеристика.
6.Домашнее задание:
· Понятие,
· Виды,
· Значение,
· Требования к её выполнению,
· Приёмы проверки домашнего задания.
Урок, как основная форма обучения.
Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.
Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.
Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. Для урока характерны специфические признаки:
1.Постоянная группа учащихся.
2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.
3.Овладение основным изученным материалом на уроке.
Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).
ВИД УРОКА = ФОРМА УРОКА
Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский.
Типы и структура уроков.
Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока.
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Типы.
Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:
1.Изучение нового материала.
2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
3.Урок обобщения и систематизации знаний.
4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
5.Комбинированный или смешанный урок.
1 тип: Изучение нового материала.
— урок с элементами беседы,
— лекция с элементами презентации,
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Эта часть меняется.
IV.Контроль и самопроверка знаний учащихся.
V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.
— урок дискуссия, диспут.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.
Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
III.Контроль и самопроверка знаний учащихся.
IV.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
V.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)
4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
III.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
5 тип: Комбинированный или смешанный урок.
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.
I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).
III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
У традиционных уроков есть «+» и «-»:
1. Организационная чёткость педагогического процесса.
2. Системный характер обучения.
3. Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.
4. Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.
1. Учитель ограничен временными рамками.
2. Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса
3. Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.
3. Современные требования к уроку.
Современные требования к уроку бывают трёх видов:
1. Дидактические
— чёткое определение места урока среди других уроков,
— соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,
— учёт принципов целостного педагогического процесса,
— выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,
— наличие межпредметных связей.
2. Воспитательные и развивающие методы.
— формирование памяти, внимания и мышления школьников,
— воспитание нравственных качеств личности,
— развитие познавательного интереса и мотивов,
— соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,
— развитие творческих способностей,
— создание проблемной ситуации.
3. Организационные требования к уроку.
— наличие продуманного плана проведения урока,
— чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),
— создание рабочеё дисциплины,
— использование средств обучения и информационных технологий,
— завершённость урока, его гибкость и подвижность.
Планирование учебного процесса и подготовка учителя к уроку.
В практике школы сложились два основных вида планирования:
1. темы и разделы курса,
2. количество учебных часов для каждой темы и календарные сроки,
3. формы организации учебной работы (лекция),
5. задания, которые нужно выполнить по теме дома/
Изучение методической литературы занимает главное место при подготовке учителя к уроку, так как он просматривает разделы учебника, методическое руководство, статьи в педагогических журналах, новинки методической литературы и другие источники.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ.
1. Изучить учебник, подготовить материалы, которые необходимо изучить на уроке и выбрать материал для самостоятельного изучения.
2. Подобрать средства обучения по теме урока (пособия, учебные диафильмы, компьютерные материалы и т.д.).
3. Особое внимание необходимо уделить лабораторной работе. Технику и метод проведения учитель тщательно отрабатывает.
Разработка плана урока.
План урока – конечный результат подготовительной работы учителя.
Он составляется на основе тематического планирования с учётом эффективности изучаемой темы.
В плане указывается:
2. Цельурока (образовательная, воспитательная, развивающая).
5. Структура урока (указывается время на каждый этап урока).
Учитель в процессе подготовки к уроку определяет, какие понятия подлежат особому усвоению. Тексты для записи на доске должны быть точно продуманы и записаны.
Учителя математики, физики, химии, информатики и др. дисциплин записывают в конспекте урока решение задач, которые будут предложены школьникам на уроке.
Учитель продумывает заранее вопросы для опроса и записывает их в конспекте, а так же намечает домашнее задание.
Молодым специалистам рекомендуется составлять подробные конспекты уроков.
Нестандартные уроки их характеристика.
С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся:
— одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы.
— другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.
ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:
3. уроки – пресс-конференции
4. уроки – соревнования
6. театрализованные уроки
7. уроки – консультации
8. компьютерные уроки
9. уроки – творчества
10. уроки – аукционы
13. уроки – конкурсы
16. уроки – фантазии
17. уроки – концерты.
В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.
Нестандартные уроки больше нравятся учащимся, поэтому следует практиковать такие уроки.
Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.
НЕТРАДИЦИОННЫМИ МОГУТ БЫТЬ И ЛЕКЦИИ
1. Урок – лекция «Визуализация»- т.е.информация такой лекции выполняется в таблицах и опорных схемах.
Цель – развить внимание и критичность мышления учащихся опираясь на их имеющийся опыт и знания.
3. «Бинарные» лекции – т.е. лекции ведут два преподавателя.
Выделяют несколько вариантов её проведения:
1. Лекцию читают два преподавателя по педагогике, но один даёт новый материал, а второй проводит дискуссию или беседу.
2. Учитель педагогики и заместитель директора по воспитательной работе.
3. Преподаватель педагогики и психологии.
ВЫВОД: нестандартные уроки – это не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем учителям, но не превращать их в главную форму обучения.