по характеру содержания и структуры можно выделить следующие виды технологий

По характеру содержания и структуры можно выделить следующие виды технологий

по характеру содержания и структуры можно выделить следующие виды технологий

по характеру содержания и структуры можно выделить следующие виды технологий

по характеру содержания и структуры можно выделить следующие виды технологий

по характеру содержания и структуры можно выделить следующие виды технологий

по характеру содержания и структуры можно выделить следующие виды технологий

Новая версия сайта

Набор в 10 классы

Уважаемые родители и учащиеся 9х классов!

Утвержден план-прогноз на открытие 10-х классов в общеобразовательных учреждениях города Магнитогорска в 2019-2020 учебном году

В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы лучше понять сущность технологий, важно их упорядочить, найти основания для их систематизации. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, способ управления познавательной деятельностью обучаемых, масштаб применения и др. Каждый автор и исполнитель привносит в образовательный процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходств и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

1) классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

1) массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

2) технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

3) технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

4) различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифлю- олигофренопедагогика);

5) технологии работы с трудными и одаренными детьми в рамках массовой школы.

Монодидактические технологии применяются очень редко.Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шатилова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Например, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуального обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), коммуникационно-информационные технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала. Сюда можно отнести технологию укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева, технологию «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, технологию реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.

е) Альтернативные технологии: вальдюрфская педагогика Р. Штейнера, технологии свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка.

ж) Примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных – «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).

Проанализировав технологии, по которым работают педагоги школ, за основу можно взять классификацию Д.Г. Левитиса: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Можно привести несколько оснований для такого деления:

• по ведущей деятельности на уроке (обучение или познание);

• по содержанию образования (знания, умения, навыки, или, помимо их, ещё и способности);

• по результату применения (умеющий работать по готовым нормам в стандартной ситуации или способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов). Д.Г. Левитис, например, к предметно-ориентированным технологиям относит технологии полного усвоения, уровневой дифференциации, концентрированного обучения, вузовскую технологию и др.; к личностно-ориентированным – технологию педагогических мастерских, модульного обучения, проблемного обучения, коллективной мыследеятельности, критического мышления, Дальтон-технологию и др.

Совершенно очевидно, что такое деление технологий является условным: в каждой заключён как образовательный, так и развивающий потенциал.

Источник

Статья по теме «Классификация педагогических технологий»

Классификация педагогических технологий

В настоящее время, благодаря динамичному развитию методики преподавания, существует множество подходов к построению классификации педагогических технологий. Но в зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:

1) технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие);

2) технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие);

3) технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).

Профессором Г.К. Селевко на основе рассмотрения педагогической технологии в научном аспекте и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дается следующая классификация педагогических технологий (которая считается наиболее распространенной в отечественной педагогической науке).

По уровню применения : общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе : материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.

По ведущему фактору психического развития : биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

По научной концепции усвоения опыта : ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные, нейролингвистические технологии.

По ориентации на личностные структуры : информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.

По характеру содержания и структуры : обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

По организационным формам : классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.

По подходу к ребенку : авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.

По преобладающему (доминирующему) методу : догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.

По категории обучающихся : массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ.

Источник

Статья на тему Подходы к классификации педагогических технологий»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современной педагогике существуют попытки дать некую классификацию известных технологий обучения. Вне классификации трудно сравнивать и оценивать, а значит, и выбирать для использования ту или иную технологию.

В научной литературе можно встретить классификации технологий обучения по разным основаниям:

по признаку новизны : традиционные, инновационные;

по результату обучения : технология полного усвоения, технология развивающего обучения;

по ориентации средств и методов обучения на определенные структуры личности : наглядно-образные технологии, операционные технологии, информационные технологии, действенно-практические технологии, технологии самоуправления учебной деятельностью;

по доминирующей учебной форме : технология урока, технология групповой работы, технология коллективного обучения, игровые технологии обучения;

по характеру педагогического взаимодействия : авторитарные технологии обучения, технологии свободного выбора, интерактивные (диалоговые) технологии.

Все эти классификации имеют существуют в контексте определенных образовательных систем, в рамках различных теоретических концепций в дидактике.

технологии репродуктивной познавательной деятельности;

технологии продуктивной познавательной деятельности.

Технологии первой группы направлены на объяснение знания, они ставят целью добиться непосредственного понимания учащимися явлений и процессов, которые изучаются. Все средства этих технологий служат тому, чтобы ученик логически усвоил предметные понятия, запомнил информацию и был готов ее воспроизводить устно и письменно, применять в адекватных ситуациях.

уровень ее применения;

ведущую концепцию усвоения знаний;

отличительный характер содержания образования;

организационные формы обучения;

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т.Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К.Селевко, который предложил классификацию по следующим основаниям: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельности, по подходу к ребенку, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частно методические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе : материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития : биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии. Конкретная технология всегда комплексна, но может считать один из факторов (биогенных, социогенных, психогенных) основным в развитии личности.

По научной концепции усвоения опыта выделяются ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, интериоризаторские, развивающие.

По ориентации на личностные структуры : информационные технологии (формирование ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СПД).

По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь педагогический процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии, называются проникающими .

По категории обучающихся:

массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогикика);

технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТИПУ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (В.П. БЕСПАЛЬКО)

Взаимодействие педагога с обучающимся может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность обучающихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянны м (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью средств обучения).

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических систем):

классическое лекционное обучение;

обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;

обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;

система «малых групп» – групповые, дифференцированные способы обучения;

система «Репетитор» – индивидуальное обучение;

«программное обучение», для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем: традиционная классно-урочная система Я.А.Коменского; современное традиционное обучение; групповые и дифференцированные способы обучения; программированное обучение.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько технологий:

Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации природных потенциалов. Личностно ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью (личность обучающегося – цель образовательной системы), гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося.

Гуманно-личностные технологии основаны на идеях всестороннего уважения к обучающемуся, оптимистической верой в его творческие силы, отвергают принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в «субъект-субъектных» отношениях педагога и обучающихся.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего убеждения, а не от внешнего воздействия.

Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не обобщение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная технология.

Монодидактические технологии применяются довольно редко. Педагогический процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы, как предмета Е.Н. Ильина и др.);

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов «опорных сигналов» В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.);

Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К. Дьяченко). Компьтерные (информационные) технологии и др.;

Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» Б.С. Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.;

Многие действующие авторские школы являются примерами комплексных технологий («Школа-парк» М.Балабана, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга и др.).

Интенсификацию педагогического процесса и повышение результативности педагогической деятельности современные теоретики и практики связывают с педагогической технологией, развивающейся в последние 15 – 30 лет.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что цель и результат деятельности описываются точно, конкретно, диагностично, что предполагает возможность измерить точной мерой результат деятельности, сравнить его с заданной целью и эталоном и оценить степень достижения цели. Таким образом педагогический процесс становится управляемым, а результат деятельности – предсказуемым.

Педагогическая технология особенно эффективна тогда, когда учебные занятия организуются на репродуктивном уровне. Она продуктивна также на занятиях по выработке у учащихся вербальных и двигательных навыков, способствует взаимодействию учителя с учеником в учебно-воспитательном процессе. Ее может применять педагог, имеющий высокую квалификацию. Между тем есть такие разделы школьных учебных предметов, которые трудно преподавать на технологическом уровне.

Источник

Классификация педагогических технологий

Реферат на тему:

«Классификация педагогических технологий»

Соломина Ирина Ивановна

Оглавление

2. Классификация педагогических технологий. ………………………………. 4

2.1. Параметры классификации технологий. ………………………………. 5

2.2. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.. ………… 9

2.3. Классификация педагогических технологий В.П. Беспалько.. 11

2.4. Классификация педагогических технологий по позиции ребенка в

образовательном процессе. ………………………………………………… 12

2.5. Классификация педагогических технологий по категории

2.6. Классификация педагогических технологий по направлению

модернизации традиционной системы. …………………………………. 14

3. Новые педагогические технологии. ……………………………………… 16

4. Список использованных источников и литературы. ………………….. 17

1. Введение.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Д.В. Чернилевский) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности. Эффективность дидактического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.

Понятие технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без системного подхода к организации образовательного процесса, широкой компьютеризации, применения технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современной технологии обучения. Таким образом, вузовский преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.

Поскольку центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, то технологии обучения занимается организацией оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработке навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.

Педагогами-практиками в жизни востребована та часть общей педагогики, которая носит название прикладной и которая отвечает на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке и самоактуализации. Эту составную часть общей педагогики учителя, ученые тоже называют «педагогической технологией» или «педагогической техникой», которая понимается как форма организации поведения преподавателя в обстоятельствах урока и представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе, актерских и режиссерских (по Ильеву В.А.).

2. Классификация педагогических технологий.

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

2.1. Параметры классификации технологий.

По уровню применения технологии бывают:

По организационным формам технологии бывают:

По типу управления познавательной деятельностью:

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

По сфере применения в образовательной области можно выделить:

По характеру содержания образования технологии бывают:

По типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько):

По стилю управления педагогические технологии делятся на:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *