по характеру культуру можно разделить на

По характеру культуру можно разделить на

Подходы к пониманию культуры

Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.

Основные функции культуры

Формы и разновидности культуры

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА

по характеру культуру можно разделить на

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

«Готы» и готический стиль в одежде

«Гранж» и стиль Гранж в одежде

Гетто (итальянское ghetto) – 1) район города, в котором селятся национальные меньшинства. В данном случае культурный шок смягчается при помощи выделения как «сильному», так и «слабому» участнику конфликта собственной сферы влияния. Примеры: китайские кварталы – Чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и т.п.

по характеру культуру можно разделить на

ПОСМОТРИ ВИДЕОУРОК

ПО ТЕМЕ

«ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.

ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ»

Источник

Культура.

Понятие культуры.

Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура – это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности, включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура – это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура – это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

Духовная культура.

Духовная культура – это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире – национальная или мировая, по географическому характеру – восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации – городская, сельская, деревенская, а также – традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

Источник

Понятие культуры, её формы и разновидности. Наука и образование

Урок 5. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

по характеру культуру можно разделить на

по характеру культуру можно разделить на

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

по характеру культуру можно разделить на

по характеру культуру можно разделить на

по характеру культуру можно разделить на

Конспект урока «Понятие культуры, её формы и разновидности. Наука и образование»

Слово «культура» пришло к нам из латинского языка. Оно переводится как «обработка, возделывание почвы». То есть культура – это всё, что было выращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе.

В повседневной жизни термин «культура» часто связан с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

На вопрос о том, кого можно назвать культурным человеком, в различные исторические эпохи отвечали по-разному. Например, в Древней Греции культурным называли человека, который был воспитан в традициях своего народа, ставший его частью. У греков даже существовал специальный термин для обозначения такого воспитания – «пайдейя».

В Древнем Риме главной задачей культуры стало воспитание достойного «человека-гражданина», гражданских качеств, патриота своей страны.

В средневековой Европе культура связывалась в первую очередь с обладанием христианским мировоззрением. Культурным человеком признавали того, кто изучил основы религии, разбирается в них и ведёт себя в соответствии с основами вероучения.

И только представители эпохи Просвещения подошли вплотную к современному пониманию термина «культурный человек». Для них – это просвещённый, образованный и обладающий научными знаниями человек.

В современном мире термин «культура» в самом широком смысле слова – это «вторая природа» – всё, что создано людьми: то что не существовало в природе никогда до человека и не появилось бы, если бы его не было; комплекс результатов их активной творческой деятельности во всех сферах общественной жизни, а также формы, принципы и способы этой деятельности.

В узком смысле слова «культура» – это духовные ценности, созданные человечеством.

Существует два подхода к пониманию культуры: антропологический и ценностный.

Суть антропологического подхода состоит в том, что под культурой понимается вся совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворённых людьми вещей, противостоящий природе.

Ценностный подход заключается в том, что под культурой понимают совокупность лучших, наиболее значительных творений человека, то есть речь идёт не обо всём что было создано человеком, а только о то, что может считаться ценностью.

Культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе.

по характеру культуру можно разделить на

Принято выделять следующие функции культуры:

· Гуманизирующая функция. Культура делает человека. Усвоение культуры человеком способствует самосовершенствованию и саморазвитию личности.

· Адаптивная функция. Позволяет людям приспособиться к различным природным условиям.

· Ценностная функция. Создаёт условия для распознавания значимого и незначительного в жизни.

· Нормативная функция. Формирует определённые правила и нормы, регулирующие поведение (специфическая культурная программа, определяющая возможности ориентации человека в социокультурном пространстве).

· Коммуникативная функция. Обеспечивает взаимодействие между людьми, способствует процессам интеграции культур.

· Интегрирующая функция. Способствует сплочению людей на основе единых норм и ценностей.

· Функция исторической преемственности. Обеспечивает накопление, хранение, систематизацию и передачу информации.

· Деятельностно-творческая функция. Усвоение культуры обеспечивает условия для её воспроизводства (стимулирует активность людей по созданию ими чего-то принципиально нового на основе накопленного культурно-исторического опыта).

· Знаково-символическая функция. Формирует знания и умения по объяснению сущности знаков и символов, в которых сохраняется культура.

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, «культуры вообще», как и «общества вообще», в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоёв, чьи культурные запросы и проявления различны, поэтому принято выделять различные виды и формы культуры.

Условно культуру можно разделить на материальную и духовную.

· Материальная культура – это производство и освоение предметов материального мира, изменение физической природы человека.

· Духовная культура – это духовные ценности и творческая деятельность по их производству: наука, искусство, религия, мораль, право и так далее.

Очень важно понимать, что деление на материальную и духовную культуру является условным. Например, промышленный робот – это явление материальной или духовной культуры? С одной стороны – это орудие труда, с помощью которого человек может создавать необходимые для себя блага, то есть материальная культура. Но с другой стороны, его появление было бы невозможным без прорыва в науке, ведь робота нужно было придумать, разработать, написать программу для его работы и так далее, а ведь всё это уже сфера духовной культуры.

Принято выделять следующие формы культуры: элитарная, народная и массовая.

по характеру культуру можно разделить на

· Элитарная культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами.

o Это культура привилегированных слоёв общества, она рассчитана на подготовленных слушателей, зрителей или читателей.

o Это «высокая культура», сохраняющая преемственную связь с классической традицией, гуманистическими ценностями.

o Модернистские формы современного искусства, доступные лишь относительно узкой группе ценителей.

· Народная культура создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, сказки, песни, танцы и тому подобное).

· Массовая культура – ориентированная на массовое каждодневное потребление.

o Основана на стандартизированном производстве – ориентация на массового «среднего» потребителя.

o Присутствует стремление к коммерческому успеху, превращение продукта культуры в товар.

o Её появление связано с процессом демократизации культуры и развитием средств массовой коммуникации.

Также можно выделить ещё ряд разновидностей культуры:

· Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

· Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большей части общества. Например: байкеры, геймеры, косплееры, диггеры и сталкеры, исторические реконструкторы и так далее.

· Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей. Например – хиппи. Расцвет этого движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали и некоторых церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!» (мэйк лав, нот во), что означает: «Любите, а не воюйте!».

· Антикультура – нетерпимая, злобная критика любой культуры; варварство, вандализм.

Неотъемлемой частью духовной культуры является наука – это специализированная познавательная деятельность, направленная на получение объективно истинных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Говоря о науке, принято выделять две основные её формы: фундаментальная и прикладная наука.

· Фундаментальная наука – это научные исследования, результатом которых становится открытие законов природы, создание теорий и концепций.

· Прикладная наука – это опытно-конструкторские изыскания, воплощение теоретических знаний в технику и технологии.

Например, биология – это фундаментальная наука о живых существах и их взаимодействии со средой, а селекция – это прикладная наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных и сортов растений.

По объекту изучения можно выделить естественные, социальные и гуманитарные (общественные) науки.

Результатом научной деятельности являются теории. Теория – это системно организованное знание, позволяющее объяснять и предсказывать события, явления, процессы.

Теория позволяет проникать вглубь объекта, то есть:

· описать его строение и структуру (характер связей между образующими его элементами);

· объяснить механизм его функционирования и развития;

· предсказать возможные изменения состояний предмета или процесса.

Наука – это не только познавательная деятельность, но и социальный институт со своей структурой и функциями.

по характеру культуру можно разделить на

Как социальный институт наука выполняет и ряд функций в современном обществе:

· Познавательная функция (познавательно-объяснительная). Наука открывает объективные факты и законы, вырабатывает убедительные объяснения, почему мир или отдельные его части развиваются так или иначе.

· Мировоззренческая функция (культурно-мировоззренческая). Разработка и совершенствование научной картины мира, на основе которой может формироваться определённое мировоззрение.

· Производственная функция (технико-технологическая). Активно влияет на развитие экономики – повышение эффективности производства, новые виды сырья и новые технологии.

· Социальная функция. Предлагает модели и методы социального развития и управления обществом.

· Прогностическая функция. Предлагает возможные модели развития тех или иных процессов.

Принято выделять следующие особенности научного познания:

· объективность получаемого знания;

· рациональность знаний (непротиворечивость, доказательность, системность);

· проверяемость получаемого знания;

· развитость понятийного аппарата;

· использование специальных способов и методов познавательной деятельности;

· высокий уровень обобщения знаний.

Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень – это выявление объективных фактов и связей между ними. Например, нагревая воду, мы поставили перед собой задачу узнать, какие изменения произойдут с водой, если она будет долго греться. В итоге своих наблюдений мы установим научный факт, что при нагревании воды до температуры кипения она начинает менять своё агрегатное состояние – из жидкости превращается в пар.

А вот когда мы зададим себе вопрос, а от чего зависит температура кипения воды, почему одни жидкости превращаются в газ при одной температуре, а другие при другой, что вообще происходит внутри жидкости, почему она превращается в газ и так далее, то перейдём на теоретический уровень. То есть теоретический уровень – это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение внутренних связей и закономерностей.

по характеру культуру можно разделить на

К формам эмпирического познания принято относить:

· Научный факт – это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов, описанный посредством научных понятий.

· Эмпирический закон – это закон, справедливость которого была установлена из опытных данных, а не на основе теоретических соображений.

К формам теоретического познания относятся:

· Гипотеза – научное предположение, догадка, выдвигаемая для объяснения какого-либо явления.

· Проблема – задача, требующая разрешения; формулирование концепции незнания.

· Закон – объективная, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь каких-либо явлений объективной действительности.

· Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности (система законов).

Эмпирическому и теоретическому уровням познания соответствуют определённые методы.

по характеру культуру можно разделить на

Методы эмпирического познания – это наблюдение (целенаправленное), эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Методы теоретического познания это анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация.

С понятиями культуры и науки неразрывно связано понятие образования. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека.

Образование – это способ передачи новым поколениям людей накопленных знаний, опыта, всего того, что составляет духовную культуру общества. Образование включает в себя обучение, воспитание и профессиональную подготовку.

Выделяют следующие функции образования:

· Экономическая функция: формирование социально-профессиональной структуры общества.

· Социальная функция: социализация личности, важнейший канал социальной мобильности.

· Культурная функция: использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.

· по характеру культуру можно разделить на

В развитии современного образования наблюдаются следующие тенденции:

· Демократизация системы образования – доступность для всех слоёв, обязательность общего образования для детей.

· Рост продолжительности образования связан с новым уровнем развития общества, когда к профессиональной деятельности в большинстве сфер можно приступить только усвоив некие общие культурные ценности, специальные дисциплины, необходимые для конкретной профессии.

· Непрерывность образования – человек не может получить знания на всю оставшуюся жизнь.

· Гуманизация образования – содействие развитию личности каждого обучаемого, создание наиболее комфортных условий обучения.

· Гуманитаризация образования – увеличение времени на изучение общественных наук, потому что жизнь общества очень сложна и для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, надо уметь ориентироваться во всех его сферах: в политике, экономике, культуре, отношениях с людьми и так далее.

· Интернационализация процесса образования – сближение систем образования разных стран.

· Компьютеризация (информатизация) образования – использование компьютера и компьютерных технологий.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Что такое культура, каковы её формы и разновидности?

Источник

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Культура и духовная жизнь

Изначально словом «культура» (лат. culture) называлось возделывание, обработка земли. В дальнейшем смысл этого слова существенно изменился. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования. Культура — человеческое творение. По мнению австрийского ученого З. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных. По подсчетам ученых, ныне существует уже более сотни определений культуры. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно — человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.

Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.

Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что используется в обыденной жизни. Когда имеются в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность, говорят о культурности. Культура рассматривается как определенный ориентир, норма поведения в обществе, норма отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образованность, обладание большим объемом знаний. Человек может быть очень образованным, но бескультурным. И наоборот, человек, который не закончил никаких университетов или провел всю свою жизнь где-нибудь в отдаленной от крупных городов местности, может быть очень культурным в общении с другими людьми, много знать и уметь, уважительно и бережно относиться к природе. Но в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что бескультурие и необразованность тесно связаны друг с другом.

Стать культурным человек не может только благодаря факту рождения. Каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Приобщение к культурному наследству, собственно, и делает человека человеком. Детей, которые подобно герою книги Р. Киплинга «Маугли» выросли в джунглях среди диких зверей, шведский натуралист XVIII века К. Линней называл не людьми, а представителями особого вида.

Нужно подчеркнуть, что в каждом обществе складываются свои культурные традиции, обусловленные его особенностями, историей развития. Представители разных культур по-разному относятся к деньгам, техническим достижениям и т. д. Изучая историю завоевания европейцами Нового Света, вы, наверное, обратили внимание на то, что у индейцев не было культа золота — вот почему они удивлялись златолюбию и алчности конкистадоров Кортеса и Писарро. А римляне, грабя завоеванные Карфаген или Коринф, безжалостно уничтожали памятники изобразительного искусства, поскольку не видели в них никакой ценности. А уже в начале нашей эры варварские племена разрушали культурные ценности римской цивилизации, уничтожая библиотеки, храмы, колонны, все, что они считали бесполезным.

Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры. Это прежде всего понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира. Но важно не только дать определение предметам и явлениям окружающего мира, но и выявить их взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Еще одним элементом культуры выступают ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Это то, что наиболее дорого, свято для человека. Они составляют основу нравственных принципов. И, наконец, культуру составляют правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Культурная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые воплощены в реальном процессе жизни общества и образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — 1) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного; 2) совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

В современном мире в течение жизни одного поколения происходит 2–3 смены социокультурных ценностей. Это приводит к тому, что многие группы не могут быстро реагировать на изменения и «отстают». Поэтому субкультурные и контркультурные ориентации в обществе — это способ рождения новых норм и ценностей, новых мотивов и способов деятельности, альтернатива, без которой невозможно движение вперед, локомотив или двигатель происходящих изменений.

Для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов:

Культура труда — умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.

Культура быта — совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.

Культура общения — гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т. п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.

Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Культура образования — способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.

Культура речи и языка — уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.

Культура мышления — способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.

Культура питания — осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.

Культура чувств — степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; молодежная субкультура

На сегодняшний существует целый ряд классификаций видов и форм культуры.

Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интеллектом человечества (в противоположность творениям природы), можно отнести к культуре. Этим обусловлено разделение культуры на материальную и духовную, хотя оно и носит условный характер. К материальной культуре относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Хотя, например, одежда человека не только защищает его от холода, но и несет множество дополнительных смысловых нагрузок: соответствие веяниям моды, стиль, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе его жизни.

Таким образом, материальная культура — это то, что сохраняется в вещах, а духовная — это то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Это богатство человеческих чувств и достижений разума. Духовное производство — это производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления — духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего человечества.

Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монументального искусства (скульптуры, архитектуры), театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графику), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи).

По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о строгом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в основу которой поставлена деятельность во благо человека, основанная на гуманистических началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках концлагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки.

Исследователи выделяют несколько форм культуры. Так, в обществе всегда выделялись элитарная, высокая культура, доступная лишь избранным — изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.

Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, смотрим малобюджетные фильмы, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых — сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «U–2» в своем творчестве опираются на старинный ирландский фольклор. Российские музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору.

Рассмотрим основные формы культуры более подробно.

Элитарная (от фр. еlite — лучший, избранный) культура рассчитана на узкий круг людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных — людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики элитарной культуры говорят, что в ней искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека; оно замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем в рамках элитарной культуры происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.

Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в двух основных видах — популярная (отражает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка. Они быстро забываются, вытесняемые новым потоком поп-культуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, подобные произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования — образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.

Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых вечных проблем. Засилье массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.

К специфическим признакам массовой культуры относятся следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, и ток-шоу, выступления сатириков, эстрадные концерты. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

Часто приходится слышать: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер — фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, исчисляемые миллионами долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это — типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление — шоу — также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть очень добротный, качественный продукт массовой культуры, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах и в современной аранжировке. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое явление культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

В современном мире ученые выделяют еще одну форму культуры — экранную (это культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные развлечения.

Кроме того, в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он называет «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а вот их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель может только возмутиться и заметить, что мир окончательно сошел с ума и вскоре следует ждать конца света.

Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта. Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего уровня культуры населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая должна регламентировать культурные процессы).

Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура — это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.

В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других — этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих — каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой — хуже.

Важной частью национальной культуры является национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете — складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие — не только долг государства, но и дело каждого члена общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *