по функциональному назначению внебюджетные фонды россии можно отнести к фондам

Бюджетные фонды

по функциональному назначению внебюджетные фонды россии можно отнести к фондам

Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

Система бюджетных фондов

Впервые термин «целевой бюджетный фонд» прозвучал в нашей стране в середине 90-х гг. ХХ столетия и применялся для обозначения определённого переходного этапа между бюджетной, а также внебюджетной формами перераспределения денежных средств. Изначально подобная система возникла из целого ряда внебюджетных фондов и предназначалась для формирования стабильного источника финансирования определённых госрасходов.

На сегодняшний момент речь идёт преимущественно о денежных фондах целевого назначения, которые создаются на различных уровнях внутри бюджета за счёт всё тех же целевых доходов.

Бюджетные фонды РФ

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Использование бюджетного фонда

Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами. ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений. Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

“Денежные средства бюджетных фондов не могут быть изъяты и ни в коем случае не могут использоваться для получения прибыли”

Федеральные бюджетные фонды

К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

Бюджетные и внебюджетные фонды

Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета. При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов. К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

Государственные бюджетные фонды

Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств. Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства. Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

Фонды бюджетных учреждений

Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства. Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения. Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).

Источник

Государственные внебюджетные фонды. Особенности формирования

Оглавление

Цель — раскрыть сущность и содержание внебюджетных фондов, их роль и значение в социально-экономическом обеспечении населения.

Задачи

1. Сущность и назначение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.

Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:

Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:

В общем виде современную структуру внебюджетных фондов можно представить следующим образом:

по функциональному назначению внебюджетные фонды россии можно отнести к фондам

Рисунок 1. Классификация внебюджетных фондов

В соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся:

Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства или специально уполномоченного на это органа.

Таким образом, государственные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.

Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т. п.).

2. Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения

В любом обществе есть нетрудоспособные люди, которые в силу объективных жизненных обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование: дети, инвалиды, старики, люди, временно нетрудоспособные. Материальную защиту таких граждан обеспечивает государство, которое выполняет функцию социального страхования.

Социальное страхование может осуществляться государством открыто, гласно, прозрачно в рамках государственного бюджета под особым контролем представительных органов власти и руководства высших исполнительных органов — правительства страны и министерства финансов. Такая система существует в современных стабильных демократических странах, она была и в СССР. Но страхование может проводиться и вне государственного бюджета, через специальные внебюджетные фонды, подконтрольные, как правило, узкому кругу должностных лиц исполнительных органов власти. Россия избрала вторую систему — использование государственных социальных внебюджетных фондов.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции нашей страны от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Конституцией устанавливаются государственные и социальные пенсии.

В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социально го и обязательного медицинского страхования.

2.1. Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность. Он был утвержден Положением «О Пенсионном фонде РСФСР» от 27.12.1991 г.

Основные задачи ПФР:

ПФР формируется в основном за счет единого социального на лога (ЕСН) (70-75%), переходящего остатка фонда, который составляет седьмую часть средств фонда. Эти остатки ПФР становятся крупным мобильным ресурсом дополнительных государственных расходов.

В ПФР кроме ЕСН поступают также:

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий, пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей; одиноким матерям; на детей, инфицированных виру сом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в объеме расходов ПФР.

Структура расходов ПФР предусматривает направление средств на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. Современная пенсионная система РФ включает в себя:

2.2. Фонд социального страхования

Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 «О фонде социального страхования Российской Федерации» был образован Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Основные задачи ФСС:

Около 70% ФСС остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях. Средства ФСС образуются за счет:

Наибольшее количество доходов приходится на ЕСН (2005 г. — около 70%).

В расходах бюджета ФСС больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе говоря, у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков и, следовательно, объемов выплат. При финансовом неблагополучии предприятий, а то и их ликвидации, что сейчас уже не редкость, работники лишаются источников гарантированных социальных выплат.

2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Значительное место в структуре социальных ВБФ занимает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), призванный обеспечить гражданам РФ получение равной медицинской и лекарственной помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Фонды ОМС образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, которая является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Средства ФОМС образуются за счет:

За неработающих граждан платят органы исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

ТФОМС образовываются органами власти субъектов РФ. Они являются самостоятельными, государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Основные задачи ТФОМС РФ: обеспечение реализации Закона о медицинском страховании граждан в РФ и обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

Выравнивание финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования проводится передачей средств территориальных фондов филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.

ТФОМС принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Их деятельность определена Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Средства ТФОМС используются для:

Наряду с государственными социальными внебюджетными фондами в 1992-1994 гг. были созданы десятки федеральных (отраслевых, межотраслевых, ведомственных и т. д.) и сотни территориальных внебюджетных фондов. Постепенно внебюджетные фонды себя полностью исчерпали, и с 1995 г. началось их преобразование в целевые бюджетные фонды. В результате в 1999-2000 гг. федеральный бюджет содержал девять целевых фондов, а на 2005 г. они вообще не предусматривались.

Внебюджетные фонды территорий также преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых впоследствии было упразднено.

Выводы

Таким образом, в теме раскрыта сущность и назначение внебюджетных фондов, определено, что внебюджетные фонды — это дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами. Раскрыто значение государственных внебюджетных фондов, как совокупности самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти РФ. Кроме того, рассмотрены основные функции, выполняемые внебюджетными фондами: распределительная и контрольная.

Рассмотрено социальное страхование, осуществляемое государством посредством создания таких внебюджетных фондов, как:

Раскрыто содержание каждого их вышеперечисленных фондов, порядок их формирования и использования.

Источник

Тема 6. Специальные (внебюджетные) фонды

Целью изучения темы является ознакомление с сущностью и видами специальных фондов, образуемых как в РФ, так и в зарубежных странах.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач :

Оглавление

6.1. Сущность и назначение специальных фондов

Специальные (внебюджетные) фонды государства представляют собой одну из форм организации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок образования и использования этих ресурсов регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды находятся в государственной собственности и не могут быть использованы на другие виды затрат, кроме предусмотренных.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого централизованного денежного фонда (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. Государство вместе с расширением своей деятельности нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и были предназначены для особых целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекращением их финансирования фонды оканчивали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других – избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан госбюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом стал законом, обязательным к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объемов этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначены для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях, т. е. при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, и второй – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Главными методами мобилизации национального дохода при формировании фондов выступают:

В первом случае специальные налоги и сборы устанавливает законодательная власть, и это основной метод формирования специальных фондов.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

6.2. Классификация специальных фондов

Предлагаемая Б. Сабанти классификация специальных фондов представлена на рис. 1.

по функциональному назначению внебюджетные фонды россии можно отнести к фондам

Рис. 1. Классификация внебюджетных фондов

6.3. Социальные фонды

Социальные фонды – это фонды, ресурсы которых предназначены для оказания социальных услуг населению. Рост численности лиц наемного труда в результате развития производства, увеличение разрыва в интересах различных групп общества, вызванное НТР, общее старение населения объективно привели к необходимости увеличения фондов социального страхования. В последнее десятилетие объем социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в абсолютных суммах в 5 – 8 раз. Рост объема социальных фондов дает возможность повысить социальные выплаты. Фонды образуются за счет трех источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют прямой вычет из дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной к нему независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка.

В странах действует либо один взнос с физических лиц по всем видам страхования (США), либо несколько (Германия, Франция, Россия), уплата которых дает право на соответствующие виды социальных услуг (пенсионных, медицинских, страховых).

Взносы с предприятий взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой заработной плате, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются. Поэтому, чем выше доля квалифицированных работников в компании, чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений они производят в социальные фонды. В США и Германии ставка взноса с физических и юридических лиц одинаковая, а в Великобритании, Франции, России разная. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары.

6.4. Социальные внебюджетные фонды Российской Федерации

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т. д. Социальные внебюджетные фонды, за исключением Государственного фонда занятости населения РФ, являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Пенсионный фонд РФ был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собственностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением, оперативное управление — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах— уполномоченные отделения.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 г., предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной, а также введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы.

Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:

Фонды обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», полностью введенным в действие с 18 января 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.).

Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.

На Федеральный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543 1, для реализации государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС.

На территориальный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения с 1992 до 2001 г. существовал Государственный фонд занятости населения РФ. Он был образован в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства Фонда находились в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды занятости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.

Основными функциями Фонда занятости являлись:

Финансовое положение Фонда занятости с 1996 г. характеризовалось как неудовлетворительное ввиду значительных долгов по социальным выплатам населению. Так, например, к началу 1998 г. задолженность Государственного фонда занятости по выплате пособий по безработице, досрочных пенсий, стипендий и т. п. составила более половины всех фактически профинансированных расходов по этой статье.

С 2001 г. финансирование расходов, связанных с выполнением основных функций Государственного фонда занятости, осуществляется через бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ.

Главным источником доходов внебюджетных социальных фондов является единый социальный налог, введенный в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001 г.

6.5. Экономические фонды

Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственной жизни. К экономическим фондам относятся следующие фонды:

Средства таких фондов направляются на финансирование частных предприятий и малорентабельных государственных предприятий. Особенно это актуально в период циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

Во Франции после окончания Второй мировой войны был создан фонд модернизации, который после объединения с другими фондами в 1955 г. был преобразован в Фонд экономического и социального развития (ФЭСР). В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы, планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в отсталые районы. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.

Для предоставления субсидий предприятиям, расположенным в районах, которые переживают экономические трудности, создан фонд промышленной адаптации.

Капитальные вложения в промышленность осуществляются через специально образованный конъюнктурный фонд. Использование этого фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство, социальную сферу, при росте производительности он пополняется.

Развитие НТР порождает создание научно-исследовательских фондов, используемых для финансирования поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований.

В США действуют два крупных фонда — национальный научный фонд (ННФ) и научный фонд бюро стандартов (НФБС). Средства ННФ формируются за счет поступлений из федерального бюджета, отчислений от прибыли промышленных предприятий, взносов университетов и колледжей. Средства фонда расходуются на финансирование программ в области фундаментальных исследований, на премии ученым, на строительство научных центров, на подготовку кадров.

НФБС финансируют компании, которые проводят эксперименты и доводят научные исследования до их промышленного и сельскохозяйственного использования.

В Великобритании фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. Государство предоставляет фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. Фонд финансирует капитальные вложения частных предприятий, занимающихся разработкой научных проблем и внедрением результатов этой разработки в производство. На средства фонда осуществляются исследования, проводимые в лабораториях государственных университетов, национальных частных компаниях, и доводятся до их промышленного освоения.

Кредитные фонды – это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и коммерческих банков, других кредитных учреждений и предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом такого пользования фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие в соответствии с государственными планами развития страны.

Большое значение кредитные фонды получили во Франции. К ним относятся фонды Банка Франции, Банка внешней торговли, депозитно-сохранной кассы.

В США функционирует целый ряд кредитных фондов, которые осуществляют программы, сосредоточенные на трех важнейших направлениях – сельское хозяйство, жилищное строительство и внешнеэкономические связи.

6.6. Международные государственные фонды

Одной из форм многостороннего сотрудничества между государствами являются международные организации и фонды. Они объединяют государства, национальные институты, общества, ассоциации неправительственного характера для достижения общей цели в области политики, экономики, социальной, научно-технической сфер, а также культуры и т. д. Международные организации формируют свои фонды с целью многосторонней координации деятельности участвующих сторон. Создаются межгосударственные целевые фонды денежных средств на основе межгосударственных соглашений для осуществления единой валютно-финансовой и кредитной политики стран-участниц.

Международные фонды (организации) делятся на несколько типов по способу формирования доходов и характеру финансирования.

К первому типу относятся межгосударственные и международные фонды финансово-кредитных организаций. Они функционируют на основе уставного капитала с долевым участием вкладчиков, предоставляя им целевые кредиты и создавая целевые фонды. В результате своей деятельности эти организации получают доходы, которые распределяются на выплату дивидендов по вкладам, формирование целевых и резервных фондов. К этому типу организаций относятся Международный инвестиционный банк (МИБ), Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный валютный фонд (МВФ).

В Европейском союзе также создан ряд межгосударственных фондов, в том числе, Бюджет ЕЭС, Европейский фонд развития, Европейский фонд валютного сотрудничества.

Второй тип организаций функционирует на основе бюджета, создаваемого ежегодными членскими взносами. Такими организациями являются международные и всемирные институты, координирующие деятельность национальных организаций в определенной области. К ним относятся: Организация Объединенных Наций (ООН), Международное бюро времени, Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и т. д.

Третьим типом международных организаций являются научные программы и конгрессы, которые, как правило, носят временный характер. Их проведение осуществляется за счет финансирования участвующих сторон. Например, Международная биологическая программа (1964 – 1974), Международный геодинамический проект (1971 – 1980), Международный год спокойного солнца (1964 – 1965), Всемирный горный конгресс созывается раз в два-три года с 1957 г. и др. Эти организации проводят комплексы научных исследований учеными разных стран.

Четвертый тип международных организаций – международные научные лаборатории, институты, союзы, комплексы и отраслевые ассоциации, бюро в определенных областях знаний. Они объединяют государства, национальные научные организации, ассоциации, отдельных ученых, занимающихся научными разработками, и координируют их деятельность. Эти организации функционируют за счет бюджетов, источниками которых являются: ежегодные долевые взносы, регистрационные взносы участников конференций, пожертвования юридических и частных лиц, доходы от периодических изданий, научных, справочных материалов. Примерами подобных организаций являются: Международная лаборатория сильных магнитных полей и низких температур, которая работает по национальным и совместным программам; Международный институт сварки (МИС); Международный математический центр; Международный совет научных союзов (МСНС), охватывающий свыше 10 Международных советов по отдельным отраслям знаний, и другие научные союзы.

Международные фонды пятого типа занимаются сбором средств для финансирования мероприятий и оказания помощи в определенном виде деятельности. Например, Всемирный фонд дикой природы – неправительственная организация, занимающаяся сбором средств от государств, общественных организаций и частных лиц для создания конкретных проектов по охране диких животных и природных участков. Она совместно с другими международными организациями финансирует соответствующие мероприятия. Например, фонд «Олимпийская солидарность» создан для оказания финансовой помощи национальным олимпийским комитетам (НОК) развивающихся стран. Он формируется за счет добровольных взносов НОК, частных пожертвований компаний, фирм и отдельных лиц, средств, полученных от инвестиционной и издательской деятельности Международного олимпийского комитета (МОК). В фонд поступает 1/3 средств от продажи телевизионных прав на освещение олимпийских игр, распределяемых между МОК, фондом ”Олимпийская солидарность” и международными федерациями по олимпийским видам спорта.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Законодательные и инструктивные материалы

Версия для печати

Хрестоматия

Практикумы

«Практикум» содержит методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 6 теме дисциплины «финансы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *