по форме упражнения можно разделить на устные письменные и практические

По форме упражнения можно разделить на

а) устные и письменные;

б) письменные и практические;

в) устные, письменные и практические.

г) Все ответы неверны.

Виды контроля, которые применяются в учебном процессе, включают …

а) Текущий, промежуточный и итоговый.

б) Текущий, оперативный и периодический.

в) Тематический, периодический и итоговый.

г) Текущий, тематический, периодический и итоговый.

К методам контроля знаний, умений и навыков не относится…

б) Проверка письменных работ.

в) Тестовая проверка.

г) Наблюдение за обучающимися.

а) индивидуальный и фронтальный;

б) индивидуальный, комбинированный и фронтальный;

в) индивидуальный и групповой;

г) индивидуальный, групповой, комбинированный и фронтальный.

Из перечисленного не относится к особенностям процесса воспитания…

Что из перечисленного не относится к целям воспитания

а) Формирование отношений личности к миру и к себе

б) Приобщение человека к культуре.

в) Воспитание социально-компетентной личности.

г) Развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Тема: Проблемы семейного воспитания

Представление о ребенке как о «чистой доске» на которой с помощью воспитания можно «написать» все что угодно является …

б) ошибочным, поскольку существуют наследственные, генетически обусловленные особенности;

в) ошибочным, поскольку влияет еще и собственная активность ребенка, его отношение к воспитательным воздействиям;

г) ошибочным, поскольку значительное влияние оказывает наследственность и собственная активность ребенка, его отношение к воспитательным воздействиям.

Воспитательное воздействие на ребенка оказывает (ют)

д) все элементы природного и социального окружения.

Из перечисленного не относится к основным механизмам воздействия в воспитании?

Источник

Упражнение как практический метод обучения

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Источник

По форме упражнения можно разделить на устные письменные и практические

Тест 6. Теория обучения (дидактика)

1. Что такое «дидактика»?

а) Наука о воспитании.
б) Наука об образовании и обучении.
в) Наука о развитии.
г) Все ответы верны.

2. Теоретическая и нормативно-прикладная наука об обучении и образовании – это …
а) педагогика;
б) дидактика;
в) эвристика;
г) акмеология.

3. Кто впервые ввел в научный оборот термин «дидактика»?
а) Немецкий педагог В. Ратке.
б) Чешский ученый-педагог Я.А. Коменский.
в) Швейцарский педагог И. Песталоцци.
г) Русский педагог-демократ К.Д. Ушинский.

4. Один из важнейших разделов педагогики – дидактика – изучает …
а) общие закономерности обучения;
б) принципы и методы обучения;
в) организационные формы обучения.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

5. Что из перечисленного не относится к основным задачам дидактики?
а) Определение целей образования и обучения.
б) Определение содержания образования и обучения.
в) Разработка методов диагностики способностей.
г) Определение форм и методов обучения.

6. Работа какого ученого стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики?
а) Немецкого педагога В. Ратке.
б) Чешского ученого-педагога Я.А. Коменского.
в) Швейцарского педагога И. Песталоцци.
г) Русского педагога-демократа К.Д. Ушинского.

7. Кто из русских ученых дореволюционного периода внес наибольший
вклад в развитие дидактики?
а) В. Белинский.
б) К. Ушинский.
в) М. Ломоносов.
г) М. Добролюбов.

8. Дидактика рассматривает обучение как процесс, имеющий две стороны:

а) преподавание и учение;
б) обучение и воспитание;
в) обучение и развитие;
г) воспитание и развитие.

9. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность

а) воспитания;
б) учения;
в) развития;
г) акмеологии;
д) социализации.

10. Основными субъектами педагогического процесса являются …
а) учащиеся;
б) общество;
в) педагоги;
г) педагоги и общественность;
е) учащиеся и социальная среда;
ж) учащиеся и педагоги;
з) учащиеся, педагоги и социальная среда.

11. Качество обучения зависти от …
а) применяемых методов обучения;
б) применяемых форм обучения;
в) применяемых методов и форм обучения;
г) активности учащихся;
д) применяемых методов обучения и активности учащихся;
е) применяемых форм обучения и активности учащихся;
ж) применяемых методов, форм обучения и активности учащихся.
з) Все ответы неверны.

12. Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками –
это …
а) обучение;
б) образование;
в) учение;
г) развитие.

13. Планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика
(учащихся) – это …
а) обучение;
б) воспитание;
в) преподавание.
г) Все ответы верны.

14. Система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие личности, подготовку ее к жизни и трудовой деятельности – это …
а) цель обучения;
б) содержание образования;
в) предмет дидактики.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

15. К числу основных элементов содержания образования не относится …
а) система знаний о природе;
б) система знаний о человеке;
в) система интеллектуальных навыков;
г) опыт эмоционально-волевого отношения к миру и людям;
е) опыт религиозного отношения к миру;
ж) система знаний об обществе;
з) система практических навыков;
и) система знаний о технике;
к) опыт творческой деятельности.

16. На содержание образования не влияет
а) уровень развития производства;
б) личные предпочтения педагога;
в) интересы определенных социальных групп, классов;
г) уровень развития науки.

17. Верно ли, что изменение содержания образования в процессе развития
общества обусловлены исключительно расширением научных знаний, развитием наук и искусств?
а) Да.
б) Нет, развитие науки не влияет на содержание образования.
в) Нет, влияют еще и интересы правящих классов.
г) Нет, влияют и предпочтения учеников.

18. Знание предполагает … теоретических положений.
а) понимание;
б) сохранение в памяти;
в) понимание и сохранение в памяти;
г) применение.

19. Навык – это …
а) способность выполнять данное действие;
б) автоматизированное действие;
в) применение знаний;
г) предпосылка обучения.

20. Понимание и сохранение в памяти теоретических положений, понятий и
представлений о предметах и явлениях – это …
а) умения;
б) навыки;
в) знания.
г) Все ответы верны.

21. Упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий – это …
а) умения;
б) знания;
в) навыки.
г) Нет правильного ответа.

22. Методологической основой процесса обучения в современной дидактике
является…
а) научная теория познания;
б) учение о высшей нервной деятельности;
в) теория деятельности;
г) учение о сигнальных системах.

23. Движущими силами процесса обучения являются … противоречия.
а) внутренние;
б) внешние;
в) внутренние и внешние;
г) педагогические.

24. Что из перечисленного не относится к естественнонаучным основам процесса обучения?
а) Учение о типах высшей нервной деятельности человека.
б) Учение о задатках и способностях.
в) Учение о сигнальных системах.
г) Системный подход.
д) Учение о пластичности нервной системы.

25. Процесс обучения выполняет следующие функции: …
а) образовательную, воспитательную и развивающую;
б) образовательную и воспитательную;
в) образовательную, воспитательную, развивающую и формирующую;
г) обучающую, воспитывающую и регулирующую.

26. Основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная
и развивающая …
а) взаимосвязаны и взаимодействуют;
б) реализуются каждая по отдельности.
в) Взаимосвязаны образовательная и воспитательная.
г) Взаимосвязаны и взаимодействуют только воспитательная и развивающая.

27. Структура процесса обучения включает в себя …
а) содержание обучения, учителя и ученика, методы обучения;
б) цели обучения, общество, учителя и ученика;
в) цели и содержание обучения, учителя и ученика, методы формы и средства обучения.
г) Все ответы неверны.

28. Основными структурными элементами обучения являются: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, эмоционально-волевой, контрольный, оценочный и …
а) результативный;
б) операциональный;
в) смысловой;
г) развивающий.

29. Что из перечисленного не отражает специфику процесса обучения?
а) Обучение протекает под руководством педагога.
б) В процессе обучения развиваются умственные способности обучаемых.
в) Практика не является средством совершенствования знаний.
г) Обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизированном виде.

30. Существенные устойчивые связи между компонентами обучения – это …
обучения.
а) закономерности;
б) принципы;
в) формы;
г) методы;
д) средства.

31. Что из перечисленного не относится к закономерностям процесса обучения?
а) Процесс обучения обусловлен потребностями общества.
б) Образовательная, воспитательная и развивающая функции в процессе
обучения неразрывно связаны.
в) Процесс обучения зависит от возрастных особенностей обучаемых.
г) Процесс обучения зависит от материальных условий учебного заведения.

32. Что из перечисленного не относится к звеньям (этапам) процесса обучения?
а) Восприятие обучаемыми нового материала.
б) Разработка программы обучения.
в) Осмысление нового материала.
г) Контроль качества усвоения знаний.
д) Обобщение изученной информации.

33. Руководящие исходные положения, отражающие закономерности учебного процесса, относящиеся к нему в целом и позволяющие обеспечить его
эффективную реализацию – это …
а) принципы обучения;
б) правила обучения;
в) методы обучения.
г) Все ответы верны.

34. Учет индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых обеспечивает реализацию принципа …
а) обучения на высоком уровне трудности;
б) доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

35. Соответствие содержания образования современным научным представлениям обеспечивает реализацию принципа …
а) обучения на высоком уровне трудности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой;
д) сознательности, активности и самостоятельности в обучении.

36. Осознание обучаемыми целей, задач и практического значения обучения
обеспечивает реализацию принципа …
а) обучения на высоком уровне трудности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

37. Изложение учебного материала в виде стройной системы знаний
обеспечивает реализацию принципа …
а) систематичности и последовательности, комплексности;
б) наглядности и доступности обучения;
в) сознательности, активности и самостоятельности в обучении;
г) научности обучения и связи его с практикой.

38. Верно ли, что принцип активности в обучении выдвигает требование
максимальных усилий со стороны педагога, так как от его деятельности, активности зависит эффективность обучения?
а) Да, верно.
б) Нет, он требует активности учащихся.
в) Нет, он требует включения в процесс обучения упражнений требующих
физической активности, а не только теоретических размышлений.
г) Нет правильного ответа.

39. Верно ли, что принцип доступности в обучении требует предлагать учащимся только такие задания, для решения которых у них достаточно знаний, которые не требуют активизации мышления, «создания» новых знаний на основе уже имеющихся?
а) Да, верно.
б) Нет, он предполагает наличие и доступность справочной литературы.
в) Нет, он требует давать ученикам посильные задания, которые они могут
решить, учитывая их уровень развития.
г) Нет правильного ответа.

40. Верно ли, что принцип научности требует при объяснении нового материала использовать только научную терминологию, не прибегая к житейским аналогиям, литературным образам?
а) Да, верно.
б) Нет, он требует избегать применения научных терминов.
в) Нет, научность означает соответствие научно обоснованным, доказанным
фактам.
г) Нет правильного ответа.

41. Верно ли, что принцип наглядности может быть реализован не только через зрение, но и с привлечением других органов чувств?
а) Да, верно.
б) Нет, наглядность должна быть зрительной.
в) Принцип наглядности означает возможность проверить информацию,
применимость знаний на практике.
г) Нет правильного ответа.

42. Верно ли, что принцип систематичности и последовательности требует
построения целостной картины изучаемого объекта, избежания отрывочности знаний?
а) Да, верно.
б) Нет, он требует систематически повторять уже пройденный материал.
в) Нет, он требует систематически контролировать знания учеников.
г) Нет правильного ответа.

43. Как связаны между собой принципы и правила обучения?
а) Вообще не связаны.
б) Принцип обучения обеспечивается соблюдением многих правил.
в) Принцип обучения обеспечивается соблюдением одного правила.
г) Нет правильного ответа.

44. Способ взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, направленный на решение комплекса задач учебного процесса – это …
а) принцип обучения;
б) метод обучения;
в) правило обучения.
г) Нет правильного ответа.

45. Что из перечисленного ниже должно учитываться при выборе метода
обучения?
а) Цели и задачи обучения.
б) Содержание обучения.
в) Уровень развития коллектива.
г) Уровень развития каждого из обучаемых.
д) Все ответы верны.
е) Нет правильного ответа.

46. Что такое прием обучения?
а) Часть или этап метода обучения.
б) То же самое, что и правило обучения.
в) Синоним понятия «метод обучения».
г) Синоним понятия «принцип обучения».

47. Назовите основание единой классификации методов обучения.
а) Основная дидактическая задача.
б) Характер деятельности обучаемых.
в) Этапы процесса обучения.
г) Такого основания нет.

48. Назовите виды рассказа как метода обучения.
а) Рассказ-вступление и рассказ-повествование.
б) Рассказ-заключение и рассказ-повествование.
в) Рассказ-коррекция и рассказ-повествование.
г) Рассказ-вступление, рассказ-повествование и рассказ-заключение.
д) Рассказ-вступление, рассказ-повествование и рассказ заключение и рассказ-коррекция.

49. Назовите виды беседы как метода обучения.
а) Вводная беседа и беседа сообщение новых знаний.
б) Закрепляющая беседа и контрольно-коррекционная беседа.
в) Уточняющая беседа и заключительная беседа.
г) Вводная беседа, беседа сообщение новых знаний, закрепляющая беседа и
контрольно-коррекционная беседа.
д) Все ответы верны.

50. Монологический метод изложения объемного учебного материала,
характеризующегося научностью, логичностью, упорядоченностью – это …
а) лекция;
б) беседа;
в) объяснение;
г) инструктаж.

51. Как конспектирование лекции влияет на ее восприятие?
а) Восприятие существенно улучшается.
б) Никак не влияет.
в) Восприятие ухудшается.
г) Улучшается восприятие лекций по гуманитарным дисциплинам.
д) Улучшается восприятие лекций по техническим дисциплинам.

52. Что из перечисленного не относится к основным видам лекций как методу обучения?
а) Традиционная лекция.
б) Проблемная лекция.
в) Популярная лекция.
г) Лекция-беседа.

53. Показ учащимся плакатов, схем, чертежей, графиков и т.п. – это использование …
а) метода демонстрации;
б) видеометода;
в) метода иллюстраций.
г) Все ответы неверны.

54. Какой наглядный метод обучения позволяет предъявлять за короткое
время большое количество информации и помогает заглянуть в сущность
процессов и явлений?
а) Метода демонстрации.
б) Видеометода.
в) Метода иллюстраций.
г) Все ответы неверны.

55. Наглядные методы обучения можно использовать …
а) на стадии изложения материала;
б) на всех этапах обучения;
в) на этапе повторения и закрепления;
г) на стадии контроля.

56. Какие из перечисленных видов игр не используются в учебном процессе?
а) Ролевые игры.
б) Деловые игры.
в) Ситуативные игры.
г) Игры без правил.

57. Наиболее многофункциональным методом обучения из перечисленных в
вариантах ответа является …
а) лекция;
б) метод работы с книгой;
в) метод иллюстраций;
г) метод демонстраций.

58. Показ учащимся действия реальных приборов или их моделей, постановка опытов и экспериментов – это реализация …
а) метода иллюстрации;
б) метода демонстрации;
в) метода игры;
г) метода лабораторных работ.

59. По форме упражнения можно разделить на …
а) устные и письменные;
б) письменные и практические;
в) устные, письменные и практические.
г) Все ответы неверны.

60. По цели упражнения можно разделить на …
а) тренировочные и подготовительные;
б) творческие и тренировочные;
в) подготовительные и творческие;
г) подготовительные, творческие и тренировочные.

61. Что из перечисленного не относится к основным требованиям к контролю
знаний?
а) Объективность.
б) Систематичность.
в) Обоснованность оценок.
г) Творческий подход.

62. Какие виды контроля применяются в учебном процессе?
а) Текущий, промежуточный и итоговый.
б) Текущий, оперативный и периодический.
в) Тематический, периодический и итоговый.
г) Текущий, тематический, периодический и итоговый.

63. Что из перечисленного не относится к функциям контроля знаний?
а) Контролирующая.
б) Обучающая.
в) Воспитывающая.
г) Развивающая.
д) Все ответы верны.
е) Нет правильного ответа.

64. Что из перечисленного не относится к методам контроля знаний, умений
и навыков?
а) Устный опрос.
б) Проверка письменных работ.
в) Тестовая проверка.
г) Наблюдение за обучающимися.
д) Относится все.

66. Когда обучаемый глубоко изучил учебный материал, дополнительную
литературу и последовательно и правильно отвечает на поставленные вопросы, то его уровень знаний оценивается по пятибалльной системе в …
а) 5 баллов;
б) 4 балла;
в) 4 или 5 баллов;
г) 3 балла.

67. Когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, а также разбирается в литературе по проблеме, то его уровень знаний
можно оценить по пятибалльной системе в …
а) 5 баллов;
б) 4 балла;
в) 4 или 5 баллов;
г) 3 балла.

68. Когда обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе
по проблеме, на вопросы отвечает недостаточно четко и полно, то его уровень знаний можно оценить по пятибалльной системе в …
а) 3 балла;
б) 2 балла;
в) 4 балла;
г) 5 баллов.

69. Когда обучаемый не может достаточно полно и правильно ответить на
поставленные вопросы и не знает литературы по проблеме, то его уровень
знаний по пятибалльной системе можно оценить в …
а) 3 балла;
б) 2 балла;
в) 4 балла;
г) 5 баллов.

70. Рейтинговая система оценки уровня знаний состоит в том, что …
а) ставятся баллы за определенные виды работ, которые затем суммируются;
б) определяется среднеарифметическая оценка по предметам;
в) определяется средневзвешенная оценка с учетом рейтингового
коэффициента предмета.
г) Нет правильного ответа.

71. Способ организации воспитательных и обучающих отношений– это …
а) педагогический процесс;
б) педагогический принцип;
в) дидактика;
г) социализация

72. Способ организации процесса обучения – это …
а) метод обучения;
б) принцип обучения;
в) форма обучения;
г) прием обучения.

73. При организации обучения используются следующие виды организации
учебной деятельности обучаемых: …
а) индивидуальная и коллективная работа;
б) индивидуальная, групповая и коллективная работа;
в) групповая, коллективная и фронтальная работа;
г) индивидуальная и фронтальная работа.

74. Классно-урочная система обучения, при которой учеников распределяют
по разным классам с учетом их способностей и интеллектуального развития,
называется …
а) маннгеймской системой;
б) далтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.

75. Система обучения, при которой в первой половине дня учитель занимается с группой способных учеников, после чего те во второй половине дня сами проводят занятия по этой же теме с остальными учащимися, называется

а) маннгеймской системой;
б) далтон-планом;
в) проектной системой;
г) белл-ланкастерской системой.

76. Система обучения, при которой сначала учитель проводит урочные занятия со всеми учащимися, а затем проводятся индивидуальные занятия с отстающими и со способными учениками, называется …
а) маннгеймской системой;
б) батавской системой;
в) белл-ланкастерской системой;
г) далтон-планом.

Источник

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

по форме упражнения можно разделить на устные письменные и практические Лилия Ханова
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

формирования умений и навыков;

закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово, наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику, групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся,места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации.Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т. к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;

составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;

цитирование – дословная выдержка из текста.При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

рецензирование – написание рецензии, т. е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;

составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др. ;

составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;

составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;

составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой, развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т. е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский)обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. сети.

Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *