перед кем можно мусульманке снимать платок
Перед кем можно мусульманке снимать платок
Аурат перед немусульманками: когда разрешено снимать платок, а когда нет?
В наши города пришла настоящая весна, снег начал сходить на нет, а за окном уже во всю светит солнышко. Это говорит о том, что пришла пора обновлять не только свой организм, но и сменить тёмные, однотонные наряды на более яркие и красочные.
Но, согласитесь, чтобы привнести что-то новенькое в свой гардероб, не надо покупать дорогие фирменные наряды. Достаточно просто поменяться давно забытым платком с подругой или украсить его сделанным вручную ободком или брошкой.
Именно этим и занимались участницы проекта «Женская гимназия» в рамках последней встречи. Как отметила организатор встречи, специалист отдела социальной работы ДУМ РТ Лилия Ильясова, у каждой из девушек есть дома платки, которые лежат и ждут своего часа, который никогда не придёт. «Изменился стиль в одежде, изменились пристрастия, просто не нравится.» А в рамках прошедшей вчера встречи в уютном женском кругу девушки смогли обменяться платками и подарить их тем, кто только начал делать первые шаги в Исламе (речь об участницах проекта «Школа одного дня»).
В Исламе сокрытие наготы (аурат) имеет огромное значение, как для мужчин, так и для женщин, так как в Коране и Сунне сделан явный акцент на необходимость этого. Существует множество книг по фикху, в которых детально разбираются вопросы, связанные с сокрытием аурата, как мужчины, так и женщины. В этой краткой статье я попробую раскрыть понятие «аурат» в отношении женщины и рассмотреть его подробнейшим образом.
Отдельное внимание было уделено понятию термина «аурат» и правильному выбору одежды для мусульманки.
«Аура» – это арабский термин, который во множественном числе звучит как «аурат». Языковое значение этого термина – «скрытое тайное место», а ауратом человека является то, что он должен скрывать от других. В терминологии фикха, ауратом называют те части тела, которые должны быть как следует скрыты одеждой. На русский язык это слово обычно переводится как «нагота», либо «часть тела, которая должна быть скрыта».
Что касается женщины, то аурат у неё бывает двух видов:
1) во время молитвы;
Последний, в свою очередь, делится ещё на несколько подвидов:
в) перед другими мусульманками;
г) перед мужчинами, которые являются махрамами (родственниками, за которых запрещено выходить замуж);
д) перед мужчинами, которые не являются махрамами;
е) перед немусульманками.
По мазхабу имама Абу Ханифы в аурат женщины в молитве входит всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп. Необходимо покрыть голову так, чтобы не было видно ни одного волоска – только овал лица. Также следует позаботиться о том, чтобы запястья и щиколотки были полностью закрыты. Необходимо помнить, что закрывать аурат для совершения намаза необходимо вне зависимости от того, находится молящаяся в одиночестве или нет, а также от того, в темноте совершается намаз или при свете.
Что касается аурата в уединении, то согласно ханафитскому мазхабу, необходимо закрывать область от пупка до колен, даже находясь в уединении. Исключения составляют случаи, когда человек обнажает аурат по необходимости, например, чтобы принять душ, сходить в туалет или переодеться.
В принципе, супругам дозволено смотреть на любые части тела друг друга. Таким образом, можно сказать, что перед мужем аурата не существует.
Аурат перед другими мусульманками
Аурат женщины перед другими мусульманками такой же, как аурат мужчины перед другими мужчинами, то есть от пупка до колен включительно.
Перед мужчинами, которые являются махрамами (родственниками, за которых запрещено выходить замуж)
Аурат женщины перед махрамами – это область от пупка до колен плюс живот и спина. К махрамам относятся: отец, брат, сын, дядя по отцовской линии (брат отца), дядя по материнской линии (брат матери), свёкор, внук, сын мужа (от другого брака), зять (муж дочери) и т. д.
Таким образом, женщине дозволено обнажать перед мужчинами из числа махрамов следующие части тела: голову, волосы, лицо, шею, грудную клетку, плечи, руки (полностью) и ноги ниже коленей. Запрещено открывать перед ними живот, спину и область от пупка до колен.
Перед мужчинами, которые не являются махрамами
Аурат перед мужчинами-немахрамами, к которым относятся двоюродный брат, муж сестры, муж сестры отца, муж сестры матери, дядя мужа, племянник мужа и т. д., включает в себя всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп. Аурат перед ними такой же, как во время молитвы.
Аурат перед немусульманками
Строго говоря, аурат женщины перед немусульманками такой же, как перед мужчинами-немахрамами, то есть всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп.
При всём этом необходимо помнить, что все части тела, которые подлежат сокрытию, должны быть скрыты свободной непрозрачной одеждой. Одежда не должна прилегать к телу так, что становятся видны его очертания, а также не должна быть прозрачной настолько, чтобы стало возможным различить цвет кожи. Если эти условия не соблюдены, то аурат не считается должным образом закрытым. Конечно, ношение облегающей одежды не делает намаз недействительным, но этого всё равно необходимо избегать.
Дозволено открывать часть аурата в случае крайней необходимости, например, для получения медицинской помощи. Особое внимание нужно обратить на то, что открывать дозволено только ту область, которая непосредственно нуждается в лечении.
Если необходимо лечение половых органов, обязательно чтобы это сделал врач того же пола. Если же такой возможности нет, дозволено обратиться за медицинской помощью к специалисту противоположного пола, но это должно быть сделано с соблюдением всех норм и правил Шариата.
Также в рамках встречи «Подари платку вторую жизнь» прошли мастер-классы по завязыванию платков и плетению украшений для головы. Всё это сопровождалось приятными беседами и сладким чаепитием.
Перед кем из них, она может снимать платок?
Ассаламуалейкум уа рахматулЛахи уа баракятуху, такой вопрос, у одной сестры мусульманки все родственники кафиры, кроме ее мужа и сына, сейчас она с сыном находится среди своих родственников, перед кем из них она может снимать платок?
абу ханзаля
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Основная группа тех людей перед которыми женщина может снимать платок упомянута в суре ан-Нур, аят 31.
«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрываются своими покрывалами и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или (мужчин) лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщины»
И эти положения общие, включают в себя как мусульман, так и нет.
Т.е. разрешено мусульманке снять платок перед ее отцом неверным и т.д.
Говорит ибн Кудама в разделе «На что разрешено смотреть мужчине из частей тела женщины, для которой он является махрамом по причине родственной связи»:
«Разрешается мужчине смотреть из частей тела женщины, на которой ему вечно запрещено жениться на то, что обычно обнажается в доме, как шея, голова, кисти, ступни и подобное этому и нельзя ему смотреть на то, что обычно скрыто, как грудь, спина и т.д., доказательство этому слово Аллаха Всевышнего:
«Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрываются своими покрывалами и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер».
Так как избежать такого вида раскрытия невозможно, поэтому на эти части тела разрешено смотреть. Что же касается того, что обычно не выявляется, то это не является разрешенным, так как нет нужды во взгляде на эти части тела, также нет безопасности отсутствия страсти, поэтому запрещается смотреть на те части тела, которые обычно не выявляются.»
См. аль-Мугний 2/1631
В аяте суры ан-Нур Всевышний Аллах не упомянул «брат матери и брат отца» не смотря на то, что они также являются махрамами для женщины.
См. Тафсир аль-Куртуби.
Также в этом аяте не упомянуты виды люди которые становятся махрамом по причине молочного кормления, и если у вас будет нужда в знании об этом, то сообщите.
Сказал имам аль-Куртуби в объяснении этого аята, что упоминание мужей первыми указывает на то, что им можно смотреть на большую часть тела, чем другим, то есть на все тело своей жены как на это указали другие доказательства, например слово Аллаха:
«Которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц». (сура аль-Муминун 5-6).
Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был спрошен: «О Посланник Аллаха, наш аурат, что можно открыть, а что нет? Сказал Посланник Аллаха:
«Сохраняй свой аурат, кроме как от твоей жены или невольницы» ( см. ат-Тирмизи 2765, сказал имам ат-Тирмизи: хадис хасан, сказал шейх Альбани – хасан)
1. Полный запрет, так что женщина не мусульманка будет как посторонний мужчина для нее.
2. Полное разрешение, таким образом что она может смотреть на все от пупка и выше, и от колен и ниже.
3. Разрешено ей смотреть на то же, что разрешено для махрама мусульманки. (см. выше слова ибн Кудама).
И третьи мнение кажется более очевидным, и таким образом соединяются ин ша Аллах основные доказательства всех сторон.
Говорит шейх Ислам ибн Таймия в тафсире слов Всевышнего — или своих женщин-:
Поэтому это (разрешение) будет во внешних красотах (лицо, голова, руки, ступни) в отношении женщин зиммиек (неверных).
И не разрешается женщинам зиммийкам (неверным) смотреть на скрытые красоты (грудь, бедра и т.д.)….
См. Маджмуа фатава 22\112
См. Тафсир аль-Куртуби этого аята.
И возраст этого конечно разнится по степени среды, в которой воспитывается ребенок, и его умственного развития.
Может ли мусульманка снять платок в присутствии женщин, не исповедующих ислам?
В наше время этот вопрос очень актуален, поскольку верующие женщины иногда сталкиваются с необходимостью снять платок во время личного осмотра в аэропортах или полицейских участках, и если речь идёт о немусульманской стране, то сотрудница полиции или таможенной службы, разумеется, может оказаться не мусульманкой.
Кому-то сама постановка вопроса может показаться надуманной. Казалось бы, почему женщина не может снять хиджаб в присутствии другой женщины, пусть даже она исповедует другую религию или вовсе не придерживается какой-либо религии? Тем не менее в шариате нет единого мнения на этот счёт, и причиной тому разные трактовки аята о хиджабе.
Как видим, мусульманкам не запрещается обнажать «свои прелести» в присутствии «своих женщин», и большинство комментаторов Корана считают, что речь идёт о женщинах, исповедующих ислам. Это значит, что в присутствии других мусульманок ауратом считается только часть тела от пупка до коленей и мусульманки могут не прикрывать другие части тела, например, в общественных банях.
Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб отправил послание Абу ‘Убайде ибн аль-Джарраху, в котором было сказано: «Мне сообщили, что женщины зиммиев ходят в баню вместе с мусульманками. Не позволяй этому происходить, ибо не дозволено женщинам зиммиев видеть аурат мусульманок». А Ибн ‘Аббас сказал: «Мусульманка не должна позволять иудейкам и христианкам видеть её, чтобы те не могли описать её своим мужьям» [Тафсир аль-Куртуби 12/233].
Ибн Касир сказал: «Хотя подобное запрещено всем женщинам, этот запрет строже для женщин зиммиев, так как их ничто не удерживает от того, [чтобы рассказать своему мужу о красоте какой-либо мусульманки,] тогда как мусульманка знает, что это запрещено и воздерживается от этого, ведь Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть женщина, общавшаяся с другой женщиной, не описывает её своему мужу так, будто он сам увидел её» (аль-Бухари 5241)» [Тафсир Ибн Касир 6/43-44].
Поэтому большинство маликитов, ханафитов и шафиитов считали, что в присутствии женщин, не исповедующих ислам, мусульманка должна одеваться так же, как в присутствии посторонних мужчин. То есть ханафиты разрешали обнажать только лицо, кисти рук и стопы, а шафииты — только лицо и кисти рук [Ибн ‘Ашур. Тахрир ва танвир 18/210-211; аль-Хатыб аш-Шарбини. Мугни аль-мухтадж 4/213].
Согласно другому мнению, мусульманка не обязана носить хиджаб перед женщинами, не исповедующими ислам. Имам Ибн Кудама пишет: «Положение женщины относительно другой женщины такое же, как положение мужчины относительно другого мужчины. В том, что касается взгляда, нет разницы между двумя женщинами-мусульманками и между мусульманкой и женщиной зиммиев, как и нет разницы в этом вопросе между двумя мужчинами-мусульманами и мусульманином и зиммием. Ахмад [ибн Ханбаль] сказал: «Некоторые люди полагают, что ей запрещено снимать платок в присутствии иудеек и христианок, но я считаю, что те не имеют права только смотреть на её срамные места и принимать роды». От имени имама Ахмада передают и противоположное мнение, но оно не получило распространение в ханбалитском мазхабе [Мугни 7/105].
Это мнение опирается на то, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, верующие женщины общались со своими родственницами и соседями, которые не были мусульманами, и нет сообщений о том, что им было приказано покрывать голову в их присутствии.
Что же касается выражения «своих женщин», то местоимение в нём не имеет смысловой нагрузки, а использовано для сохранения созвучий в окончаниях слов. Подобный стилистический приём используется и в суре «Солнце», и примеры его использования есть в доисламской поэзии [Тахрир ва танвир 18/210]. В таком случае речь здесь идет не только о мусульманках, а о женщинах вообще. Отдавая предпочтение этому мнению, Абу Бакр ибн аль-‘Араби назвал данный аят из суры «Свет» «аятом местоимений», потому что в нём встречается двадцать пять местоимений, и это исключительный случай в Коране [Ахкам аль-Кур’ан 3/385].
Таким образом, несмотря на иджтихад авторитетных сподвижников, коранический аят не является однозначным аргументом в пользу мнения большинства законоведов. Напротив, в нём разрешается снимать покрывало в присутствии любых женщин, и это подтверждается практикой первых мусульманок и логическими доводами. А Аллах знает лучше.
ПЕРЕД КЕМ МУСУЛЬМАНКА ИМЕЕТ ПРАВО СНЯТЬ ХИДЖАБ
Женщина может снять хиджаб перед близкими родственниками (махрам).
Махрамом женщины является тот, кто не имеет права (по шариату) вступить с ней в брак по причине кровного родства (ее отец, дед, прадед и т.д., ее сын, внук, правнук и т.д., ее дяди по отцовской и материнской линиям, ее брат и сыновья ее братьев и сестер), или молочного родства (молочный брат или муж ее кормилицы), или брачного родства (муж ее матери, отец, дед, прадед и т.д. ее мужа, а так же сын, внук, правнук и т.д. ее мужа). Рассмотрим все эти категории подробно.
Махрамы кровного родства:
Они упомянуты в суре «Свет» (ан-Нур) в словах Всевышнего (перевод смысла): «… и (пусть) не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер…» (Коран, 24:31).
Толкователи Корана отметили, что махрамами женщины из числа мужчин по линии кровного родства, как разъясняет или свидетельствует этот благородный аят, являются:
Предки женщины, как по линии отца, так и по линии матери: отцы и деды отца и матери. Что касается предков ее мужа, то они являются ее махрамами через брачное родство, как будет разъяснено ниже.
Потомки: ее сыновья, а также сыновья, внуки, правнуки и т.д. ее сыновей и дочерей. Что касается сыновей ее мужа, упомянутых в аяте, то это сыновья ее мужа от другой жены, и они являются ее махрамами через брачное родство, а не через кровные узы, к чему мы вернемся позже.
Братья женщины, являются ли они общими сыновьями ее родителей или сыновья ее отца или матери от других браков.
Сыновья и внуки ее братьев: сыновья их сыновей или дочерей.
См. «Тафсир ар-Рази» (23/206), «Тафсир аль-Къуртуби» (12/232), «Тафсир аль-Алюси» (18/143) и «Фатх аль-Байан фи Макъасид аль-Къуран» автора Сиддикъ Хасан Хан (6/352).
Махрамы молочного родства:
Женщина может иметь махрамов по причине грудного вскармливания. В «Тафсире аль-Алюси» (18/43) сказано: «Родство, по причине которого женщина имеет право показывать свою красу, бывает как кровное, так и молочное. Они имеют право показывать красу своим отцам и сыновьям по молочному родству». Потому, что молочное родство, как и кровное, навсегда делает невозможным бракосочетание с родственниками той же категории, на что указал имам аль-Джассас в тафсире этого аята: «Упоминание Аллахом вместе с отцами других родственников, с которыми никогда нельзя вступать в брак, указывает на то, что такой же запрет относится и к другим направлениям родственных связей (молочное и брачное родство), и у родственников всех этих направлений одинаковое положение (хукм). Например, мать женщины, молочные родственницы и т.д.» (Ахкам аль-Къуръан, 3/317).
Таким образом, в молочном родстве являются запретными (для брака) те же категории родственников, что и в кровном родстве:
Махрамы брачного родства:
Это те родственники, которым навсегда запрещено вступать с ними в брак, подобно женам отца, сына, или матери жены (Шарх аль-Мунтаха, 3/7).
Махрамом брачного родства в отношении жены отца является его сын от другого брака. Так же махрамами женщины являются отец ее мужа и муж ее дочери. В аяте суры «ан-Нур» Всевышний Аллах упомянул: «… и (пусть) не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей…». Отцы и сыновья их мужей являются махрамами этой женщины через брачное родство, и Аллах упомянул их наряду с ее отцами и сыновьями, поставив их на один уровень в ее праве не покрываться перед ними (аль-Мугни, 6/555).
Перед кем можно мусульманке снимать платок
Почему мусульманки отказываются от хиджаба? (Фото: myotpusk.mirtesen.ru).
Сегодня стала весьма актуальной проблема снятия платка мусульманками. Благодаря интернету, подобное личное событие в жизни человека становится достоянием общественности, которое, порой, вызывает довольно широкий резонанс. А что происходит на самом деле? Так ли ужасна эта тенденция или проблема кроется в самом восприятии людьми подобных новостей?
Пожалуй, следует вспомнить о реалиях жизни: ежедневно тысячи людей рождается и умирает, так же и тысячи людей принимают ислам и оставляют его. Это естественное течение жизни и только из-за возможностей средств массовой информации такие вещи стали происходить на виду у многих.
Плохим и хорошим в этой истории является то, что смелость одних придаёт смелости другим желающим оставить или принять религию.
Почему мусульманки отказываются от хиджаба? (Фото: mylittlebreathingspace.wordpress.com).
Предпосылки
Раньше люди всегда жили религией. Не важно какой, но всегда держались определённых устоев, чувствовали границы, имели принципы. У них существовали внутренние сдерживающие факторы: богобоязненность, стыд и совесть или страх совершить непристойное перед общественностью. Так выглядело здоровое общество, стоящее на страже своей целостности нравственными инструментами.
Отказ от традиционных и религиозных устоев привёл практически ко всем плачевным последствиям, несчастью людей. Распущенность, безнравственность, утрата семейных ценностей, высоких культурных отношений между людьми и прочее породили совершенно безумное поколение, стремящееся в основном к самой примитивной форме жизни – потребительству.
Плохие моральные условия, отсутствие границ угнетают человека, а потом он не знает, как ему жить в этом мире. Остаётся опираться на самое простое – свои желания (нафс), а это прямая дорога к погибели. Господь говорит об этом в Коране:
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток… кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо!» (Марьям, 59-60).
Конечно, когда мир движется в таком едином потоке, религиозные общины также оказываются вовлечёнными в его проблемы. Ведь везде самые обычные люди со своим готовым набором «травм» и «тараканов» в голове.
Сегодня хиджаб относится исключительно к религиозной атрибутике (Фото: shutterstock.com).
Однако ислам существует не для отдушины, его принимают только потому, что это истина. И уже искренне следуя истине, человек обретает всевозможные блага и счастье.
Во времена, когда платок и длинное одеяние было естественной формой женского гардероба, его носили даже не верующие, потому что так было принято обществом. Публичное снятие его тогда действительно было недопустимым.
Сегодня же такое покрывало относится исключительно к религиозной атрибутике. Поэтому, если его с какой-либо целью надевают неверующие, внешне их автоматически принимают за верующих. Соответственно, публичное снятие его может шокировать определённую часть общественности.
Стало быть, проблема со снятием хиджабов и отказом от веры не является трагической тенденцией – это «естественный отбор» Всевышнего Аллаха, путём испытаний. Ему известно то, что в сердце каждого раба: искренность или лицемерие, поклоняется он Аллаху или же своим страстям, прикрываясь религией:
«Скажи, о, Мухаммад: «Неужели вы хотите уведомить Аллаха о вашей вере? Ведь Аллах знает всё, что на небесах, и всё, что на земле. Аллах сведущ обо всём!» (Аль-Худжурат, 16);
«Когда же они отклонились от истины, Аллах отклонил их сердца. И Аллах не ведёт прямым путём людей нечестивых!» (Ас-Сафф, 5).
Также Господь успокаивает верующих, наставляя:
«О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали» (Аль-Маида, 105).
Всевышний ниспосылает испытания каждому мусульманину (Фото: shutterstock.com).
Блогеры, психологи и прочие «кумиры»
Однако, это не говорит о том, что мусульмане и их лидеры должны бездействовать, при появлении дурного движения, затрагивающего ценности их религии. Например, сегодня молодёжь находится под сильным влиянием социальных сетей.
Отдельные «успешные» личности – владельцы многотысячной аудитории в интернет-пространстве, оказывают большое влияние на молодое поколение. Они мало задумываются о пользе или вреде, которые несут своей деятельностью. Не секрет, что больше их заботит личная выгода (заработок, моральное удовлетворение от любви к своей персоне).
У мусульман в интернете также есть свои сообщества и «кумиры». Там сложно разобраться правильно ли им преподносят ислам. Чертой верующих является доверие и они, как правило, легко обманываются красивой, убедительной подачей, что называется «по душе». Главное: вещающий в платке, с бородой или просто хорошо отзывается об исламе.
Скучные, но действительно полезные религиозные лекции без подачи их с использованием крутых современных трендов вообще не имеют шансов на успех среди молодёжи. Поэтому все они там, где шоу, ярко и не нудно.
У мусульман в интернете также есть свои сообщества и «кумиры» (Фото: shutterstock.com).
К этому прибавилась и армия психологов-мусульман, поднимающих самооценку, дающих ключи к светлому будущему, избавляющих от депрессий, которые возникают у любого человека при неизбежном «возвращении на грешную землю», по факту изначально лишённую инстаграмных фильтров.
Когда же вдруг один из таких «кумиров» совершает нечто, вроде принятия решения снять платок, публика переживает шок. И тут самым переломным, опасным моментом является последующая реакция: если этот человек был авторитетом для многих верующих, то есть вероятность, что они, как минимум, одобрят его поступок и останутся с ним. А могут и вовсе последовать его примеру, создав определённое движение, приводящее к игнорированию религиозных принципов.
Мусульманские лидеры должны действовать
Конечно, в такой ситуации важна реакция и мусульманской общественности, её лидеров. Увещевание, напоминание аятов Корана о предупреждении Аллаха о последствиях подобных действий, осуждение греховного и разъяснение правильной позиции ислама на происходящее должно быть высказано.
Кроме этого, необходима постоянная работа в деле просвещения. Потому что очень многое зависит от наличия доступной, качественной и правильной информации, служащей альтернативой распространяющимся источникам с искажённым содержимым.
Так у простых верующих будет возможность выбора. В противном случае, при бездействии, Аллах возложит бремя их грехов и на плечи тех, кто ничего не предпринял для борьбы за сохранение исламских ценностей.
Вера (иман) – особая милость, оказанная человеку. Всевышний Аллах Джалля Джалялуху говорит в Коране:
«Это Аллах оказал вам милость тем, что привёл вас к вере…» (Аль-Худжурат, 17).
Веру прежде всего принимает искреннее, чистое и стремящееся к истине сердце (Фото: shutterstock.com).
Когда же оно не открыто Всевышнему с позиции искренности, таслимията (полной преданности Господу, что значит «мусульманин» – умиротворённый, смирившийся, сдавшийся воле Всевышнего), – человек не имеет того смысла, который бы вдохновлял его к поклонению. Отчего и происходит так, что кто-то не находит в себе желания следовать заповедям религии, как подобает или же напрочь.
Поэтому стоит понимать, что не человек выбирает религию, а Всевышний выбирает человека для религии, видя его самые потайные уголки сердца. Если он желает истины, Господь непременно раскроет ему сердце. А если он отвернётся от Аллаха в сторону своего нафса или мирского, то Всевышний ведь не нуждается в его вере:
«Разве Аллаха недостаточно для Его раба? Они устрашают тебя теми, которые ниже Него. Кого Аллах введёт в заблуждение, тому не будет наставника. А кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не введет в заблуждение. Разве Аллах – не Могущественный, Способный на возмездие?» (Аз-Зумар, 36-37).
Как уберечь себя от плохого конца?
Несправедливым будет перекладывать ответственность за чьё-либо оставление религии только на заблудших людей и психологов, не компетентных в религиозных вопросах и в своей профессиональной деятельности. Ведь после принятия веры человек обязательно подвергается испытаниям на искренность. Всевышний знает об их положении, однако Он явит их сущность им самим:
«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно выявит тех, которые говорят правду, и непременно выявит лжецов!» (Аль-Анкабут, 2-3).
Приняв ислам, важно воспользоваться установленными религиозными инструментами, которые помогут сохранить верность Аллаху. Одним из самых сильных из них – выбор своего окружения. Кроме того, это является повелением Всевышнего:
«О, верующие! Бойтесь Аллаха и пребывайте с праведными!» (Ат-Тауба, 119).
Посланник Аллаха ﷺ разъясняет мудрость сего повеления: «Человек исповедует ту же религию (путь, метод, привычки и прочее), что и его друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, с кем он водит дружбу!» (Абу Дауд).
Праведное общество не следует путать с людьми, лишь носящими платок и бороду, читающими намаз и обладающими другими внешними религиозными характеристиками. Праведные люди это те, кто напоминает о запретном, призывает к одобряемому и к оставлению мирского.
Их признаками являются скромность, любовь к уединению в поминании Аллаха, отстранение от людей и праздных разговоров, озабоченность своим положением перед Господом.
Не следует мусульманину ожидать духовного роста, если сердце его стремится к обществу тех, кто говорит о мирском, любит проводить время в праздных разговорах о мирском, много смеётся, не спешит на молитву и увлекается покупками.
Что касается женщин, то им лучше вовсе ограничить общение с другими женщинами. Известно, что хорошим домохозяйкам, матерям, благочестивым жёнам и духовным личностям совершенно некогда и неинтересно праздно проводить время в компании подружек, даже с благими намерениями.
«Нет добра в собрании женщин, кроме как если они собираются для зикра (поминания Аллаха)» (Фото: shutterstock.com).
Это расщепляет и растрачивает их благородную, созидательную энергию. Один из учёных ислама даже сказал: «Нет добра в собрании женщин, кроме как если они собираются для зикра (поминания Аллаха)».
Посланник Всевышнего ﷺ также предупреждал: «Я не оставил после себя смуты больше, чем женщины» (Бухари и Муслим). В книге «Фатхуль-Бари» содержится серьёзное указание на самое распространённое бедствие, приносимое женщинами, – на их неукротимое желание мирского.
Они очень эмоциональны, подвержены любому влиянию, легко поддаются искушению, сплетням, чувству зависти (что особо актуально в женской среде). Поэтому им важно защитить себя от того, что выбивает их из духовной колеи.
Нельзя забывать, что Иблис использует эту особенность женщин для того, чтобы посредством них сеять на земле нечестие. Потому мудрецы этой уммы наставляли хорошо воспитывать дочек и следить за благочестием своих женщин, говоря: «Испортится мужчина – испортится семья, а испортится женщина – погибнет вся нация!».
«Исламский» феминизм
Как раз одной из причин распространения среди мусульманских женщин таких неисламских движений, как феминизм, является их неусидчивость. Разве мусульманка нуждается в подобных позорных действиях, только из-за наличия в обществе невежественных мужчин, когда ислам уже даровал ей высокий статус?
Называя феминизм исламским, сразу создаётся впечатление о несправедливости ислама, а не отдельных лиц мужского пола, коих полно в любом обществе.
Как бы не оправдывали женщины подобные движения, это не подобает мусульманке. Существуют другие шариатские или светские законодательные методы устранения проблем с дискриминацией. А следование мусульманами практике немусульман в таких вопросах, вызывает сомнения относительно их духовной зрелости.
И ведь мы уже видим, как мусульманская умма начала терять свою стабильность по причине выхода за рамки тысячелетней успешной практики или вводя в неё разрушительные инородные элементы извне под предлогом необходимости обновления исламской мысли. Обновления, реформы требуются, когда человечество идёт вперёд, к совершенству.
Но мусульмане знают, что пик цивилизации настал с приходом Посланника Аллаха ﷺ. Всё самое лучшее люди получили тогда. До его появления уже произошли всевозможные реформы в шариатах предыдущих посланников. Аллах говорит:
«Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам!» (Аль-Маида, 3).
Что говорят о проблеме снятия платков мусульманские эксперты?
Мухаммад хаджи Кахибский , помощник Муфтия Республики Дагестан
«В первую очередь это связано с отсутствием знаний, фактических основ своей религии, ее предписаний. Потому что надевать платок родители побуждают не по своей прихоти, это Всевышний в Коране говорит, чтобы женщины, совершеннолетние девушки покрывали себя, и также об этом говорится в хадисах Пророка (с.а.с). И на примере жен Пророка (с.а.с.), его дочерей, жен его сподвижников мы видим, что основа ислама всегда также была в том, что девушка покрыта.
И, если современные девушки снимают платок под влиянием каких-то курсов, стереотипов, то здесь искать нужно проблему в том, что им не дали полного религиозного воспитания, и в отсутствии самостоятельного поиска знаний во всем, что связано с религией и предписаниями ислама. Поскольку любое действие человека непременно опирается на какое-либо намерение.
Родителям предписано побуждать и обучать детей с 7-летнего возраста намазу, посту, обязательным предписаниям для мужчин и для женщин. В столь юном возрасте родители еще могут делать послабления относительно предписаний.
С 10-летнего же возраста можно уже более настойчиво контролировать их соблюдение. Об этом сказано в хадисах пророка Мухаммад (с.а.с.). Родители с детства должны приучать девушек к платку, носить его везде, где есть посторонние люди.
Считаю также, что у более взрослых людей могут быть другие причины для снятия платка, скорее всего, связанные с разными стереотипами современности, с ересью, когда в мозг людей вдалбливают такое явление как ЛГБТ и др. Молодым людям говорят, что они свободные, нет принуждения в религии, никто не праве заставлять их что-то делать. Используют постулаты ислама, но трактуют их неправильно.
За счет этого у людей, которые непосредственно религию не изучали, а «следуют» религии, потому что среда, в которую они очутились религиозная, и им так комфортно, а потом ситуация и среда меняется, и наступает момент снятия платка. Здесь первая причина – отсутствие богобоязненности, невежество в вопросах своей религии, осознанности того, что это ее предписание и перед Всевышним Аллахом каждый человек будет нести ответственность.
Каждый может, получается, говорить о своей религии все, что ему взбредет, если он не хочет что-то соблюдать. Но на то она и религия, чтобы соблюдать ее основы, именно поэтому мы и относим себя к той или иной конфессии, в которой есть определенные предписания, запреты и побуждения.
Всевышний дает воздание в Ахирате в виде Рая за то, что человек соблюдает, то, что ему Аллах вменил в обязанность, и поэтому Всевышний в Судный день наказывает тех, которые уклонились от своих предписаний, следуя страстям своего нафса, своих желаний».
Юсуф хазрат Давлетшин, имам-мухтасиб Вахитовского и Приволжского района Казани,
имам-хатыйб Закабанной мечети г. Казани
«Такие процессы на самом деле были всегда. Почему-то в последние годы все делается как-то демонстративно: мы не можем в кругу семьи позавтракать, обязательно надо выставлять все в Инстаграм, мы не можем с детьми погулять. Всем хочется что-то показать, кому-то что-то доказать.
И здесь то же самое. Это как в новостях: старшее поколение говорит, что столько пожаров не было. Хотя они были наверно, просто СМИ так активно не работали. Поэтому этот момент тоже надо учитывать. На проблему снятия платков надо смотреть гораздо глубже.
Платок, совершение пятикратного намаза – это своего рода монитор. Монитор, который показывает, что у нас происходит в «системном блоке». Любая проблема, которая возникает в наших сердцах, в нашем имане, богобоязненности воспроизводится именно «монитором».
Очень не хватает любви к Аллаху, к Пророку (с.а.с.), не хватает богобоязненности, лекций, уроков на эту тему, поэтому нужно работать с душами, сердцами людей.
Мы, имамы, тоже привыкли, что якобы у нас конкурентов нет: «истина за нами», «минбар наш», но на самом деле мы сегодня должны признать, к сожалению, что зачастую «минбар» блогеров выше, чем минбар имамов, которых в лучшем случае слушают от 200 до 500 человек, а в социальных страницах у тех же психологов, блогеров по 50-100 тысяч человек и выше.
Также мы, имамы, иногда говорим, что мечеть не для женщин. Но если мы с ними не работаем, находятся другие… К сожалению, мы, имамы, живем в своем мире, а истинное состояние уммы, особенно молодой части этой уммы, которая сидит в Инстаграме и раз в неделю ходит на жомга (пятничный намаз – ред.), иногда даже не понимая, о чем говорил имам, не показывает.
Нам нужны люди, сестры, которые будут изучать состояние уммы, будут доводить до нас проблемы. Поскольку пока болезнь не изучена, мы не сможем лечить от нее. Чем дальше, тем хуже. Всевышних Аллах сказал в Коране:
«А кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не введет в заблуждение. Разве Аллах — не Могущественный, Способный на возмездие?» (Аз-Зумар, 75).
Если человек не достоин носить платок, он не будет его носить. Аллах даст сто причин человеку, чтобы снять платок.