овсянка с какого возраста можно давать грудничку

Правила первого прикорма

овсянка с какого возраста можно давать грудничку

Жанна Иосифовна Бабанова

Врач-педиатр, окончила Белорусский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Имеет большой опыт врачебной практики, эксперт в области детского питания, грудного вскармливания, питания беременных женщин и кормящих матерей.

Неоднократно участвовала в международных конференциях по педиатрии, детской диетологии, гастроэнтерологии и аллергологии. Участник съездов педиатров Беларуси, Конгрессов и съездов педиатров России, Конгрессов педиатров стран СНГ. Организатор и участник круглых столов и семинаров для молодых мам и пап по тематике грудного вскармливания, правильного питания ребенка раннего возраста, по уходу за ребенком первого года жизни. Автор многочисленных статей и публикаций для родителей по вопросам питания и ухода за детьми первого года жизни.

Правила первого прикорма

Малыши растут и взрослеют с каждым днем, и в определенный момент наступает период, когда молочного питания ему уже недостаточно и необходимо вводить прикорм.

овсянка с какого возраста можно давать грудничку

Оптимально начинать вводить прикорм в период 4-6 месяцев. Если малыш на исключительно грудном вскармливании, не спешите вводить прикормы рано, т.к. это может снижать выработку грудного молока. Сроки и очередность введения прикормов необходимо согласовать с педиатром.

Существуют определенные признаки готовности ребенка к введению прикорма:

• угасание рефлекса к “выталкиванию” языком при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания пищи;

• готовность ребенка к жеванию;

• состоявшееся или текущее прорезывание зубов;

• самостоятельное сидение или с небольшой поддержкой;

• умение выразить эмоциями и жестами отношение к пище;

• зрелость функций желудочно-кишечного тракта.

Основные правила введения прикорма:

• ребенок должен быть здоров. Нельзя вводить прикорм при острых заболеваниях, во время поездок, переездов, накануне прививки или сразу после нее в течение 3-5 дней;

• прикорм дают в начале кормления, а затем докармливают ребенка молочным питанием;

• начинают с маленьких объемов (1-2 чайных ложки), постепенно увеличивая объем в течение нескольких дней до возрастной нормы и, соответственно, уменьшая объем молочного питания в это кормление;

• новые продукты вводить в рацион ребенка в первой половине дня, чтобы Вы до вечера могли проследить первоначальную реакцию ребенка (состояние кожных покровов, пищеварение, аппетит и т.д.);

• новый вид прикорма можно вводить после полной адаптации к предыдущему. Два новых продукта вводить одновременно нельзя (и в т.ч. параллельно вводить новую молочную смесь и вводить новый прикорм).

Прикормы домашнего приготовления или детское питание промышленного производства?

Ведущие педиатры во всем мире рекомендуют именно питание промышленного производства, т.к. у них есть ряд неоспоримых преимуществ:

• протестированное сырье высокого качества и безопасное для малыша. Использование сортов, подходящих для детского питания (например, плоды с низкой кислотностью для предотвращения раздражения незрелой слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта ребенка);

• гарантированная химическая и микробиологическая безопасность (соответствие СанПиНу, ГОСТ);

• гарантированный и стабильный химический состав, соответствующий возрастным особенностям метаболизма и пищеварения;

• консистенция и степень измельчения, соответствующая возрастным особенностям жевательного аппарата и пищеварительной системы ребенка;

Теперь поговорим о том, с каких прикормов нужно начинать.

С какого прикорма начинать?

В настоящее время в качестве первого прикорма ведущие педиатры рекомендуют так называемый энергетически плотный прикорм. Это связано с малым объемом желудка, чтобы при небольшом пищи она удовлетворяла потребности ребенка в пищевых веществах и энергии. Поэтому продукты прикорма должны иметь высокую энергетическую ценность (плотность) (более 70 ккал/100 мл) и высокое содержание нутриентов, поскольку их дают ребенку в ограниченном объеме.

овсянка с какого возраста можно давать грудничку

Начните с безмолочных низкоаллергенных рецептур этих каш, имеющих в составе один вид крупы и витамины.

овсянка с какого возраста можно давать грудничку

Предпочтительнее использовать готовое детское баночное питание. По степени измельчения пюре промышленного изготовления могут быть гомогенизированные для детей 4-6 месяцев; пюреобразные для детей от 6 до 9 месяцев; крупноизмельченные для детей от 9 до 12 месяцев.

овсянка с какого возраста можно давать грудничку

И все же все дети индивидуальны, поэтому схема введения прикормов может меняться:

Источник

Меню ребенка в 10 месяцев

Содержание:

Чем старше становится малыш, тем больше он нуждается в дополнительных источниках питательных веществ, витаминах и минералах. Несмотря на то, что в 10 месяцев для ребенка грудное вскармливание или кормление адаптированной молочной смесью остается основным способом получения энергии (ВОЗ), прикорм играет немаловажную роль для здоровья и роста детей. Питание детей 10 месяцев должно быть сбалансированным и полноценным, поскольку неразрывно связано с развитием. Сегодня мы расскажем о том, чем и как кормить детей в этом возрасте.

Что кушает ребенок в 10 месяцев?

Рацион малышей с каждым месяцем их жизни становится все более разнообразным, и к 10 месяцам включает в себя множество продуктов:

Каши и крупы. Помимо безглютеновых злаков, которые предпочтительно первыми вводить в качестве прикорма (кукурузная, гречневая, рисовая), ближе к году можно предложить и другие виды каш — пшеничную, овсяную или мультизлаковые. Крупяной прикорм является важным источником железа и клетчатки в рационе малыша.

Овощи и фрукты, сезонные ягоды (сырые и термически обработанные).

Любые нежирные сорта мяса: индейка, кролик, говядина, телятина — до 60–70 г в день.

Яичный желток — до 1 шт. в день.

Рыба нежирных сортов: хек, треска, дорада — до 50 г в сутки.

Кисломолочные продукты — важнейший источник кальция в рационе ребенка! Йогурт, детские ряженка и кефир, творог каждый день должны присутствовать на столе у малыша.

Растительное и сливочное масло. Используйте их в качестве заправки блюд для увеличения энергетической ценности продуктов.

Мучные изделия (кроме сдобы) из пшеничной муки: печенье (без сахара), галеты, крекеры, макароны.

В качестве напитков медицинское сообщество рекомендует остановиться на обычной очищенной воде и отказаться от соков, которые содержат природные сахара, негативно влияющие на желудочно-кишечный тракт детей.

Каких продуктов не должно быть в питании детей 10 месяцев?

коровье молоко — не рекомендовано ребенку 10 месяцев в связи с высокими рисками пищевой аллергии;

конфеты и другие сладости, шоколад;

жирное мясо (баранина, свинина, утка);

соленья и другие консервированные продукты;

редька, редис, чеснок;

чипсы, соленые крекеры, пряные сухарики.

Консистенция блюд и варианты термической обработки для кормления ребенка в 10 месяцев

К 10 месяцам кормление ребенка должно включать в себя продукты различной консистенции: взамен гомогенизированным блюдам отдавайте предпочтение кусочкам (их размер и степень жесткости зависят от навыков малыша, количества зубов). Ребенок должен ежедневно тренировать навык пережевывания пищи. Даже если вы готовите пюре, оставляйте в нем не до конца перетертые продукты. Для мяса наиболее оптимальным для переваривания является фарш, который можно подмешивать к овощам или делать из него тефтели, фрикадельки.

Не пренебрегайте и не бойтесь так называемой finger food — еды, которую ребенок держит в руках. Смело давайте в руки фрукты, овощи, печенье, хлеб. Такой способ поглощения пищи полезен для развития, и питание пальчиковой едой помогает совершенствовать мелкую моторику ребенка, координацию, а также навык откусывать кусочки.

Предпочтительными способами термической обработки пищи в этом возрасте являются варка, тушение и запекание продуктов.

Режим питания

Кормление ребенка в 10 месяцев должно включать в себя 3 основных приема пищи (завтрак, обед, ужин), а также как минимум 3–4 дополнительных (второй завтрак, полдник, кормления грудным молоком или смесью рано утром и перед сном). Кроме того, грудное вскармливание может оставаться по требованию.

Приступая к планированию рациона на день, учитывайте, что ест ваш малыш, сколько он съедает за одно кормление (не заставляйте кушать ребенка больше, чем он способен!), насколько у него развит навык жевания. Меню должно включать в себя все группы питательных веществ, быть разнообразным и интересным для ребенка.

Источник

Введение прикорма детям первого года жизни

В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью улучшения переваривания. Такая система введения прикорма определялась очень широким распространением искусственного вскармливания, которое в основном было не адаптированным относительно женского молока (бифидо-кефир, рис или греча, из промышленных смесей — «Малютка» или «Малыш»). Они включали неизмененный белок коровьего молока, углеводы были представлены главным образом сахарозой и глюкозой, а жиры представляли собой смесь насыщенных и ненасыщенных в основном длинноцепочечных жирных кислот. На этом фоне у детей очень часто развивались ферментопатии, нарушения микробиоценоза кишечника, аллергические дерматиты, анемия и рахит. Для уменьшения негативного влияния предлагалось очень медленное введение продуктов (начиная с капель — как бы «подготавливая» кишечник) и очень раннее — для максимально быстрого замещения основной молочной смеси.

Схема введения прикорма выглядела следующим образом: начиная с 3 нед предлагалось вводить соки (с капель), потом — овощной отвар, постепенно добавляя по одному компоненту для того, чтобы «приучить» ребенка к этим продуктам. В 2 мес вводилось фруктовое пюре, в 3 — кефир, в 4 — каши, в 5 — овощное пюре и творог, затем — яйцо, в 7 мес — мясо и печенье.

И если чередование продуктов для прикорма, скорость их введения во втором полугодии у детей первого года жизни незначительно отличались в различных странах, то столь раннее введение прикорма в первом полугодии не имело аналогов в мире. Эпидемиологические исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 1999–2002 гг., направленные на выявление причинных факторов распространенности гастроэнтерологических, аллергологических, иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения, установили, что одной из ведущих причин развития этих заболеваний является раннее введение прикорма.

Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи.

Своевременное введение правильно подобранных продуктов прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и созревания.

В течение всего периода введения прикорма материнское молоко или заменяющая его смесь должны оставаться основным продуктом, потребляемым грудным ребенком.

Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами прикорма обусловлены:

Продукты прикорма можно разделить на две категории. Пища переходного периода — это продукты прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых и физиологических потребностей грудного ребенка. Пища с семейного стола, домашняя еда — это продукты прикорма, которые вводятся в рацион ребенка раннего возраста и приближаются по составу к тем продуктам, которые потребляют остальные члены семьи.

Способность потреблять твердую пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, мочевыделительной и иммунной систем.

До 4 мес у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации, необходимой для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить, поэтому введение полутвердой пищи до этого времени не физиологично.

Пищеварение и всасывание. Введение прикорма целесообразно только после того, как полностью созреют желудочные, кишечные и панкреатические пищеварительные ферменты. У различных детей, в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости, наследственно обусловленных факторов, полноценно функционировать ферменты начинают в разные сроки, но не ранее 4 мес. Именно поэтому раннее введение прикорма сопряжено с появлением кишечной дисфункции.

Почечная функция. Под нагрузкой растворенных веществ на почки понимается суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. Это не трансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты — главным образом электролиты: натрий, калий, хлор, фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, — и конечные продукты обмена веществ, в частности азотные соединения. Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки — это растворенные вещества эндогенного и пищевого происхождения, которые должны быть выведены с мочой. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия, фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки на почки.

Наименьшую потенциальную нагрузку «осмотически активных веществ» на почки имеют грудное молоко — 93 мосмоль/л, детские смеси — 135 мосмоль/л. При введении прикорма нагрузка увеличивается в два и более раз. Формирование почечной функции происходит примерно к 4 мес, а у детей, перенесших хроническую внутриутробную или постнатальную гипоксию, и в более поздние сроки (примерно к 6 мес). Таким образом, и с этой точки зрения введение прикорма после 4–6 мес безопасно.

Иммунная система. Незрелая слизистая кишечника детей грудного возраста крайне подвержена действию энтеропатогенных микроорганизмов и чувствительна к антигенам, содержащимся в пище. В первые месяцы жизни, когда иммунная система кишечника еще не развита, решающую роль в поддержании здоровья ребенка играют неспецифические факторы защиты, к которым относится грудное молоко. Кроме того, кишечная стенка в этот период жизни ребенка является хорошо проницаемой для макромолекул, прежде всего аллергенов пищи. Под воздействием лимфоцитов и частично гидролизованного иммуноглобулина G грудного молока созревает лимфоидная система кишечника (GALT — Gut associated lymphoid tissue), которая не только является главным фактором защиты, но и снижает проницаемость стенки кишечника. К потенциальным антигенам относятся белки сои, клейковина, белки коровьего молока, яйца, рыба и др. Таким образом, чем раньше вводятся эти продукты, тем выше риск антигенного воздействия.

Особое внимание необходимо обратить на то, что таким антигеном может быть белок сои, смеси на основе которого в настоящее время часто назначают при появлении кожных изменений, вне зависимости от их генеза. Смеси на основе сои должны назначаться только при условии непереносимости белка коровьего молока и при обязательном контроле индивидуальной реакции ребенка.

Введение прикорма у детей первого года жизни

При введении прикорма у детей первого года жизни следует учитывать ряд положений.

Сроки введения прикорма в нашей стране по-прежнему несколько отличаются от мировых норм и рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 мес, а после 6 мес добавлять в рацион новые продукты достаточно быстро. Отечественные специалисты (И. Я. Конь и соавт., 2000) рекомендуют вводить первый прикорм с 4 мес и более медленными темпами. По-видимому, нецелесообразно рассматривать сроки введения прикорма как своего рода догму. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так, при грудном вскармливании, наличии у матери установки на длительную лактацию, хорошем физическом и психомоторном развитии ребенка прикорм можно начинать вводить с 6 мес. При искусственном вскармливании, возможно, целесообразно сохранить введение новых продуктов с 4 мес. При наличии в семье аллергической предрасположенности, проявлений дерматита у ребенка введение прикорма можно несколько отложить, так же как, например, при длительно неустойчивом стуле или позднем старте ферментов.

Первый прикорм — фруктовый сок и пюре. В России это традиционно яблочное пюре, лучше из чуть «припущенного» яблока: в нем меньше экстрактивных веществ. Желательно, чтобы яблоко было зеленое или желтое. Можно пользоваться и «промышленными» пюре, особенно в зимне-весенний период. Они не менее полезны и содержат необходимые витамины и пищевые волокна. В состав соков входят экстрактивные вещества, более активно влияющие на кишечник. Вопрос, что вводить в начале — сок или пюре, можно решать индивидуально. Следующим фруктом может быть банан, потом абрикос, чернослив (все в виде пюре). Очень хорошо использовать сочетания — яблоко-кабачок или тыква. В 4 мес эти продукты почти безопасны, а в 1–1,5 мес с огромной долей вероятности они вызовут аллергические реакции, кожные проявления или усиление болей в животе.

Фруктовые, фруктово-овощные и овощные пюре и соки могут быть приготовлены из одного или двух видов фруктов, а также из смеси фруктов и овощей. Соки могут быть осветленными и с мякотью. Соки с мякотью вводят позже, чем осветленные, хотя они содержат растительные волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, и могут использоваться как способ лечения запоров.

Основные правила при использовании соков.

В состав плодово-овощных пюре могут входит только фрукты и овощи, либо их сочетания с формообразующими компонентами — крахмалом, мукой, загустителями. Фруктовые пюре могут быть одно- и многокомпонентными. Принципы введения пюре те же, что и при введении соков.

Фруктовые пюре могут быть различной степени гомогенизации — полностью измельченные, мелко- и крупноизмельченные. Это деление соответствует стадиям введения продуктов и подготовки ребенка к употреблению твердой пищи. Кроме чисто фруктовых или овощных пюре, в настоящее время на рынке имеются комбинированные продукты, например с добавкой йогурта или каш. Начинать давать их нужно в сроки, соответствующие периоду введения второго компонента, т. е. в период включения в рацион кисломолочных продуктов — в первом случае и каш — во втором.

Фруктово-овощные блюда всегда более вкусные, сладкие и вводятся как фруктовое пюре.

В дальнейшем вводят менее вкусные овощные пюре, к которым нужно приучать ребенка более постепенно. При их введении необходимо учитывать состав, а также индивидуальную реакцию ребенка на состав пюре. При введении овощных пюре начинать следует с тех, которые состоят из минимального количества овощей, постепенно вводят пюре с более сложным и измельченным более крупно составом. Речь идет о пюре из кабачков, тыквы, сладкого картофеля, затем к ним добавляются пюре из моркови, гороха и других бобовых, капусты. В последнюю очередь, после 9–10 мес, вводят пюре, содержащие томаты, лук, специи. Обычно в состав пюре входит растительное масло, поэтому дополнительно его вводить не следует.

Каши являются важным прикормом, который следует добавлять в рацион после фруктовых пюре и соков. Все каши делятся на молочные и безмолочные, а также содержащие один злак или несколько злаков, возможно включение фруктовых и овощных добавок. При наличии этих добавок прикорм относится к кашам, а не к фруктовым пюре.

Молочные каши промышленного производства являются в основном инстантными, т. е. не требуют варки. При разведении их водой в соотношении, указанном на коробке, получается каша, содержащая молочный компонент в виде соответствующей смеси, выпускаемой данной фирмой, или реже — в виде коровьего сухого молока.

На упаковке некоторых каш указывается, что они «не содержат глютена». Глютен, или белок клейковины, содержится преимущественно в злаках. Он может вызывать повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, что ведет к понижению всасывания, учащению стула, развитию истощения и анемии. Это состояние называется глютеновой энтеропатией или глютенчувствительной целиакией. Клейковина представляет собой смесь белков, содержащихся в зерновых продуктах. Для кишечного эпителия токсичной является глиадиновая фракция клейковины. Наибольшее количество глиадина содержится в пшенице.

Истинная целиакия представляет собой довольно редкое заболевание. Однако поздний старт ферментов тонкого кишечника может затрагивать и глютенрасщепляющие энзимы. В этом случае возникают не только клинические кишечные проявления, возможна также задержка физического и психомоторного развития. Установлена прямая связь между временем введения прикорма и клиническими проявлениями глютеновой болезни. В то же время у большинства детей введение глютенсодержащих продуктов после 6 мес уже не вызывает этих изменений. Более того, даже у малышей с первичной целиакией позднее начало введения глютенсодержащих продуктов вызывает отсроченное развитие клинической картины. Последнее достаточно важно, так как в особо уязвимый период ускоренного физического развития не возникает помех для питания и роста ребенка. Поэтому первое введение каш лучше начинать с безглютеновых продуктов, не следует также начинать давать цельные каши после 6-го месяца жизни.

Традиционно западные фирмы используют рисовую, пшеничную муку, реже — овсяную, манную и совсем нечасто — гречневую. Это объясняется тем, что на Западе данные злаки считаются наиболее важными для младенцев, и назначение каш начинают именно с них.

В России принято начинать введение в рацион данного вида прикорма с каш из гречневой и овсяной муки. Изготовление каш из этих круп является данью традициям нашей страны, и производятся они в основном для реализации на территории СНГ.

Известно, что кукурузная мука реже других вызывает аллергические реакции, а рисовая содержит наибольшее количество необходимых витаминов. Рисовая мука для детского питания обычно готовится из недробленого риса, поэтому эти каши не обладают свойством замедлять перистальтику и не провоцируют развитие запоров у детей. Поэтому изготовленные промышленным способом каши из рисовой муки можно рекомендовать всем детям, даже имеющим склонность к урежению эвакуации кала, тогда как рисовая каша домашнего приготовления из размолотого дробленного очищенного риса может провоцировать замедление перистальтики. Овсяные каши, напротив, усиливают перистальтику и способствуют лучшей эвакуации желчи.

Каши из нескольких злаков в сочетании с фруктовыми наполнителями лучше вводить ближе к году. Это в первую очередь относится к кашам с медом, шоколадом, какао, орехами и лесными ягодами.

Мясо, рыбу вводят в 7–8 мес, обычно в сочетании с овощами. Мясо начинают давать ребенку в измельченном, взбитом виде, постепенно переходя на более крупные провернутые через мясорубку или мелко порезанные кусочки — с учетом возможностей ребенка. Ребенок не должен давиться пищей, чтобы не развивался отрицательный рефлекс на еду. Начинать лучше с малокомпонентных мясоовощных пюре или с чисто мясных пюре, которые добавляются к привычным для ребенка овощам. В России традиционно используются картофель, капуста, кабачок, тыква, репка. Морковь необходимо вводить очень осторожно. Особое внимание следует уделять использованию помидоров — дети до 1 года переносят их довольно плохо: они могут провоцировать пищевые «срывы». К добавлению лука и специй также нужно относиться с осторожностью.

Мясо можно использовать любое — говядину, телятину, индейку, крольчатину, нежирную свинину, курицу. Вводить различные сорта мяса необходимо постепенно, с учетом пищевых пристрастий ребенка, контролируя его состояние.

В 6–8 мес вводятся творог и кисломолочные смеси. Детям с рахитом и анемией эти продукты можно начинать давать и раньше — c 5 мес.

В 8 мес вводят хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и смешивают с фруктовым пюре.

Желток, если у членов семьи нет на него аллергии, лучше включать в рацион начиная с 10–11 мес, в этот же период можно начинать давать слабые бульоны.

Таким образом, в первые 6 мес ребенка почти не «нагружают» незнакомой пищей, тогда как во втором полугодии довольно быстро можно ввести все необходимые ингредиенты.

Всю новую пищу необходимо включать в рацион постепенно, по одному компоненту. При появлении отрицательной реакции данный вид прикорма или составляющий его продукт «убирается» из рациона минимум на 1 мес.

Пищевой рацион ребенка должен строиться таким образом, чтобы сформировать у него рефлекс: завтрак (чаще каша), обед (овощное пюре, потом пюре с добавлением мяса и бульона), полдник (творог с печеньем и фруктовым пюре), ужин (кефир, молоко или каша). Желательно между кормлениями ребенку ничего не давать. Если малыш находится на грудном вскармливании или привык к какой-то смеси, то, возможно, после любого вида прикорма ему потребуется немного любимого продукта.

Итак, рекомендуется следующая последовательность введения прикорма:

4–6 мес — фруктовые пюре и соки;

5–6 мес — овощное пюре;

7–8 мес — мясо; рыба — после 10 мес;

8–9 мес — печенье, творог, кефир;

10–11 мес — желток, бульон.

Можно первоначально вводить кашу, а потом овощное пюре. Творог по медицинским показаниям (течение рахита, анемия, гипотрофия) начинают вводить в 5–6 мес. При стойких запорах с 4 мес можно включать в рацион заквашенные кисломолочные смеси или кефир.

Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, профессор
МНИИ педиатрии и детской хирургии, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *