отлетаю как можно дальше снижаюсь и рискуя врезаться во что нибудь лечу
ЕГЭ. Русский язык. Тест №112
ЕГЭ. Русский язык. Тест №112
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №112»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) Роза — царица цветов, её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времён, о ней создалось много сказаний, она играла поистине выдающуюся роль в истории человечества. (2)Самые первые сведения о розе мы встречаем в древнеиндусских сказаниях, судя по которым она пользовалась в Древней Индии таким почётом, что даже существовал особый закон. (3) данному закону каждый принёсший царю розу мог просить у него всё, чего только пожелает.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В Древней Индии существовал особый закон, по которому каждый принёсший царю розу мог просить у него всё, чего только пожелает.
2) Роза с незапамятных времён считается царицей цветов; неслучайно древнеиндийские властители любили этот необыкновенный цветок, способный исполнять все желания того, кто принесёт его.
3) Исходя из того что ещё в Древней Индии каждый принёсший царю розу мог просить у него всё, чего только пожелает, этот цветок по праву считается настоящей царицей цветов.
4) В древнеиндусских сказаниях роза пользовалась таким почётом, что все люди до сих пор любят этот цветок и поклоняются ему.
5) Роза сыграла поистине выдающуюся роль в истории человечества, так как даже древнеиндийский закон гласил, что каждый принёсший царю этот цветок мог просить у него всё, чего только пожелает.
2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот предлог.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВСТРЕЧАТЬ (ВСТРЕТИТЬ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) кого что. Идя, двигаясь, приходя куда-н., заставать, замечать. В. знакомых во время прогулки.
2) кого-что. Отправляться для встречи, производить встречу. В. гостей у входа в дом.
3) перен., что. Обнаруживать, находить во время движения или во время каких-н. действий. В. горы на пути. В. интересные места в книге.
4) кого-что как или чем. При встрече выказывать своё отношение к кому-, чему-н. Публика плохо встречает нелюбимых актёров.
5) что. Испытывать по отношению к себе (проявление каких-н. чувств, оценки). В. отказ. В. радушный приём.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бухгАлтеров нАверх прожИвший щемИт мозаИчный
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Я был, очевидно, прав, и слова записки заключали в себе какой-нибудь СКРЫТЫЙ, тайный смысл.
Но вся беда в том, что она обладала РОМАНТИЧЕСКИМ воображением.
Нина Михайловна терпеливо ждала, пока дочь НАДЕНЕТ сапоги и выйдет из квартиры. Молодые люди топили свой разум в РИТМИЧНОМ шуме дискотеки.
Хочу подчеркнуть, что я не физик и вообще не имею никаких ТЕХНИЧНЫХ познаний.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.
Глядя на великолепное платье дамы, со вкусом подобранную шляпку, гусар высказал ей комплимент.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ЧЕТЫРЬМЯ друзьями
самый СТРОЖАЙШИЙ запрет
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
1) Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.
2) В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с рыбным караваном с Холмогор в Москву.
3) В письме И.И. Шувалову М.В. Ломоносов вспоминает обстоятельства своей
жизни того времени и рассказывал о страстной тяге к учёбе, бедности и насмешках малолетних одноклассников.
4) В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, М.В. Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии наук.
5) В первые дни пребывания в Петербурге М.В. Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии наук, а в дальнейшем переехали на жительство в снятое Академией каменное здание на берегу Невы.
6) Переехав в Германию, М.В. Ломоносова поселили в доме немецкого пивовара, на дочери которого он впоследствии женился.
7) Михаил Васильевич занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но и практической работой над стихотворными переводами.
8) Одним из выдающихся естественнонаучных достижений Михаила Ломоносова являются его молекулярно-кинетическая теория тепла.
9) М.В. Ломоносов написал не только «Российскую грамматику», а также «Древнюю Российскую историю».
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) м..кнуть (в клей), дол..жить (в тарелку), соприк..саться
2) подск..чить, выг..рки, ун..чтожить
3) оз..рять, прекл..нение, подр..стать
4) в..рнисаж, сл..гаемое, ур..внение
5) предпол..жение, р..вноденствие, самовозг..рание
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..казывать, пр..чудливый, пр..митивный
2) сверх..зобретательный, за..нтересованность, роз..ск
4) об..ятия, ин..екция, под..ячий
5) пре..ставить, по..бодрить, на..бавка
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
5) тунгус..кий, батрац..кий
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) желте..шь, иронизиру..мый
2) бушу..щий, (учёные) спор..т
3) (мы) марширу..м, разобид..лея
4) (он) аннулиру..т, застро..в
5) сближа..щийся, (люди) поража..тся
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Он вошёл в комнату, вовсе (НЕ)ПОХОЖУЮ на первую, убранную очень опрятно. (НЕ)РОВНЫЕ стёкла окон отливают цветами радуги.
Принцесса стала крутить ключиком, и блоха сейчас усиками зашевелила, но ногами (НЕ)ТРОГАЕТ.
Вдруг ужаснейший, потрясающий (НЕ)ОДНИ ушные органы, но всё существо ваше, гул поражает вас так, что вы вздрагиваете всем телом.
На нём были блестящие резиновые калоши, на плечах висело пальто, (НЕ)НАДЕТОЕ в рукава.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Книгу он напечатал (В)КРЕДИТ, с уплатой (В)ТЕЧЕНИЕ четырёх месяцев со дня её выхода. Звенигородская больница, в которой работал писатель, (ДО)СИХ пор находится в ТОМ(ЖЕ) здании.
Нанять дачу в центре города художник не пожелал (В)СИЛУ политических, а ТАК(ЖЕ) экономических соображений.
(ПО)НАЧАЛУ мы не могли договориться, (ЗА)ТО потом жили душа в душу.
(В)СЕРЕДИНЕ лета погода ухудшилась, (ПО)ЭТОМУ пришлось отправиться в город.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Построе(1)ая вне определё(2)ого архитектурного стиля, с неожида(3)ыми выступами, с незастеклё(4)ой террасой вверху, с разброса(5)ыми окнами, дача А.П. Чехова вся была устремле(6)а ввысь.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Быстрый технический прогресс в начале XX века события Первой мировой войны последующие социально-политические потрясения оказали влияние на появление нового этапа в художественной жизни — неомодернизма.
2) В Италии зародился футуризм и представители этого стиля стремились передать динамику движения перемены.
3) Культура народов мира в XX веке продемонстрировала не только многообразие культур но и их взаимовлияние.
4) Большое место в деятельности ООН занимает как решение вопросов разоружения и предотвращение переноса гонки вооружения в космос так и урегулирование острых региональных конфликтов и оказание помощи беднейшим странам.
5) После распада СССР и демократических революций в Восточной Европе система международных отношений существенно изменилась.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Отлетаю как можно дальше, снижаюсь (1) и (2) рискуя врезаться во что-нибудь (3) лечу (4) прощупывая землю слабым светом (5) зажатой в руках (6) плоскостной (7) фары.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Самое трудное для меня (1) без сомнения (2) работа над словом. Во-первых (3) слово должно (4) с наибольшей точностью определять мысль. Во-вторых (5) оно (6) должно быть (7) музыкально-выразительно. Наконец (8) должно иметь (9) размер, требуемый ритмической конструкцией фразы.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Финляндия начала переговоры о мире (1) в результате (2) которых (3) по договору 2 марта 1940 года (4) уступила Карельский перешеек.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Метель кружила (1) и (2) если путник останавливался (3) хотя бы на минуту (4) то невозможно было разобрать дороги.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Байкал — одно из величайших созданий природы. (2)С древних времён Байкал называют священным морем — славным, седым и грозным. (3)Мировой источник питьевой воды, голубое око Сибири, средоточие уникальных природных ценностей — множество звучных определений давали люди озеру в разные времена. (4)Раз увидишь Байкал — навсегда сохранишь в памяти картину этого озера, окружённого высокими хребтами. (5)Многоликий Байкал по-разному представляется проезжающим: одни запоминают его тихим и спокойным, с голубой зеркальной гладью вод; другие — яростно бросающимся на гранитные скалы белыми от пены валами волн. (6)Вряд ли какой-либо другой регион сможет предложить такое многообразие маршрутов. (7)Зимой можно прокатиться по льду озера на коньках, собачьих упряжках, снегоходах и аэроходах, летом — под парусами на яхтах или на фешенебельных теплоходах.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)После переезда в Кислово я почти не расставался с отцом. (2)Днём мы уходили в залитые солнечным светом поля, любовались зелёными рощами, в которых встречали нас весёлые голоса птиц. (3)Глазами отца я видел раскрывавшийся передо мною величественный мир родной русской природы. (4)Чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева неба с застывшими белыми облаками.
(5)Мы ходили на реку, где я слушал журчание воды, протекавшей в заросших осокою берегах, треск кузнечиков и шелест листвы на деревьях. (6)Навсегда в моей памяти остались эти первые наши прогулки. (7)Особенно помню любимый Ровок, где в тени под дубами росли ландыши (эти лесные цветы, их тончайший аромат и теперь неизменно возвращают меня к первым радостным воспоминаниям о детстве), а в июньские жаркие дни я собирал в густой траве душистую землянику. (8)Счастливый, взволнованный новыми впечатлениями, я возвращался из этих прогулок.
(9)Особенно запомнил я зимние деревенские вечера, нашу семейную комнату в доме, скудно освещённую огоньком синей лампадки. (10)Нередко я засыпал на груди отца. (11)Вот я лежу подле него, всем детским тельцем чувствуя теплоту его большого, сильного тела. (12)Уступая моим настойчивым просьбам, сам увлекаясь своей выдумкой, он рассказывает мне сказку.
(13)Я не упомню всего, о чём рассказывал мне в долгие вечера отец. (14)Помню, что называлась наша любимая сказка «Плотик», что сказывалось в ней о приключениях двух смелых мальчиков Серёжи и Пети. (15)Связанные братской любовью, Серёжа и Петя построили из брёвен плотик и отправились на нём в далёкие, сказочные страны. (16)Уж не припомню теперь всех удивительных похождений Серёжи и Пети, всех чудесных встреч и приключений, но и теперь волнуют меня давние переживания, — отчетливо помню, как дрожал я, как впивался в каждое слово отца, придумывавшего новые и новые подвиги наших героев.
(17)Сказки отца, от которых, быть может, пошла моя страсть к путешествиям, распаляли воображение. (18)Чудесный плотик уносил меня в страны вымыслов и приключений. (19)3ажмурив глаза, я плыл в тридевятое царство, где нас ждали сказочные приключения, творились невиданные чудеса. (20)Сила вымысла мною владела. (21)Долго не засыпал я, поддавшись полёту фантазии. (22)Почти наяву слышал голоса, видел вымышленных героев.
(23)Хорошо помню, как, ёжась под одеялом от предстоящего удовольствия, говорю начинавшему похрапывать отцу:
— Расскажи о плотике! (24)Ты обещал рассказать.
— (25)Спать пора, Сивый, — с напускной строгостью сонным голосом отвечает, бывало, отец. — (26)Вчера я уже всё рассказал.(27) Спи!
— (28)Расскажи, пожалуйста. (29)Расскажи, как они повстречали медведя.
(30)И, уступая моей настойчивой просьбе, оживляясь по мере рассказа, в сотый раз начинает отец давно знакомую сказку. (31)Воодушевляясь вымыслом, отец сочиняет что придёт в голову, а я слушаю с замиранием сердца. (32)Вместе с Серёжей и Петей, с умной собакой Полканом отправляемся мы в воображаемое далёкое путешествие. (33)За тёмные леса, за синее море, за высокие горы несёт нас по речке Невестнице сказочный плотик.
(34)И неприметно мне, как гаснет в углу лампадка, как поднимается от бревенчатых стен что-то мохнатое и большое, ласково накрывает меня, шепчет в самое ухо: «Спи, Сивый, спи!»
(35) Не слышу, как отец вынимает из-под моей головы свою руку, укладывает рядом с собою.
(36) Не слышу, как он засыпает. (37)Мир ночных сновидений властвует надо мною. (38)В царство этих видений несёт меня сказочный плотик.
(По И.С. Соколову-Микитову*)
* Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) — русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик много времени проводил с отцом, именно отец открыл ему мир родной русской природы.
2) Запах ландыша и воспоминания о дубе, в тени которого отдыхал отец и сын, возвращают рассказчика в детство.
3) В прочитанной в детстве сказке «Плотик» речь шла о двух смелых мальчиках.
4) Вероятно, сказки послужили тому, что у рассказчика появилась страсть к путешествиям.
5) Рассказчик благодарен отцу и матери за атмосферу любви, хотя на семью иногда обрушивалась нужда, но это не привело к ожесточению сердца ребёнка.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-4 представлено описание с элементами рассуждения.
2) Предложение 14 является следствием того, о чём говорится в предложении 13.
3) В предложениях 17-21 представлено описание.
4) В предложениях 34-38 представлено повествование.
5) В предложениях 41 и 42 раскрывается тезис, заявленный в предложении 40.
24. Из предложений 31-33 выпишите один из фразеологизмов. 25. Среди предложений 31-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, контекстных синонимов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 26. «Рассказывая о взаимоотношениях отца и сына, автор использует синтаксическое средство — (А)_____(предложения 11, 12 и 23), а также такой троп, как (Б)_(«в сотый раз» в предложении 30). Воспоминания рассказчика сопровождают синтаксическое средство — (В)_____ (предложения 17, 25, 39) — и приём — (Г)_____ (предложения 28-29, 35-36)».
1) восклицательные предложения
2) эпитет
3) вводные конструкции
4) риторические обращения
5) обособленные обстоятельства
6) гипербола
7) антитеза
8) анафора
9) градация
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Фазиль Искандер: Софичка
Здесь есть возможность читать онлайн «Фазиль Искандер: Софичка» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. год выпуска: 2004, ISBN: 5-94117-082-3, издательство: Время, категория: Советская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Софичка: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Софичка»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Фазиль Искандер: другие книги автора
Кто написал Софичка? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Софичка — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Софичка», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
— К черту официантку! — кричу ему в раструб. — Немедленно запросите штаб фронта, что нам делать! Город бомбят немцы!
Он запрашивает радиостанцию, и ему оттуда отвечают: да, город бомбят «юнкерсы», выходите из зоны огня и ждите конца бомбежки.
Мы, слава Богу, целыми выходим из зоны огня и ждем. А «юнкерсы» идут на город волнами.
Примерно через полчаса из штаба фронта сообщают, что «юнкерсы» отбомбили и мы можем продолжать выполнение задания. Мы снова над городом. Теперь внизу сплошные пожары. Наконец выполняем задание и получаем приказ лететь, но не в расположение штаба фронта, как мы ожидали, а называется некий новый пункт. Запрашиваю через инженер-капитана:
— Оборудован там аэродром для приема самолета?
— Да, — отвечают, — оборудован.
Я смотрю на карту и никак не могу найти этот пункт. На По-2 нет никакого специального освещения, только бортовой фонарик да приборы фосфоресцируют. И в этом слабом свете, а главное, конечно, спьяну, я никак не могу найти этот проклятый пункт. И уже начинаю нервничать.
И именно в эту минуту раздается спокойный голос инженер-капитана:
— Вы поняли, почему нас не приняли?
— Нет, — говорю в раструб, — не понял.
— Штаб фронта, — говорит, — пришел к мудрому решению: не ослаблять наши воздушные силы братоубийственной борьбой двух летчиков за обладание сердцем одной официантки.
Вот черт, думаю, нашел время шутить! Но тут я догадываюсь запросить у радиостанции штаба фронта (а ведь он напомнил мне про него!) направление в градусах и расстояние до этого пункта. Они отвечают. Я засекаю время и ставлю самолет по курсу.
Но теперь, когда я наполовину отрезвел, я по-настоящему почувствовал, как трудна будет посадка. Готов ли аэродром для приема? Господи, думаю, помоги на этот раз, и я никогда в жизни не приму рюмки в подобных условиях! Но, разумеется, вместе с тем напрягаю сознание, чтобы держать голову в полной ясности. И это нелегко…
Точно вовремя вышли на аэродром. Сжал в кулак всю свою волю и пошел на посадку. Но что за черт! Посадка не получается! Самолет проносится и выскакивает за полосу освещения прожектора! Я понял, что сажусь по направлению ветра, а не против ветра, как положено. Что они там, у прожектора, уснули, что ли?!
Захожу против ветра, начинаю планировать, показываю, чтобы они перенесли прожектор, потому что он меня слепит вместо того, чтобы помогать. Нет, ничего не получается! Делаю пять-шесть попыток — никто меня не понимает. Человек у прожектора или уснул, или там вообще никого нет. Если бы прожектора совсем не было, я бы рискнул сесть по фонарикам посадочного знака. А так невозможно — прожектор слепит.
Тогда я принимаю решение садиться по ветру. Отлетаю как можно дальше, снижаюсь и, рискуя врезаться во что-нибудь, ведь я не знаю ландшафта, лечу, прощупывая землю слабым светом плоскостной фары. Перед самой посадочной полосой, уже на скорости парашютирования, выключаю мотор, чтобы быстрее снижаться и не загореться в случае аварии.
Даже несмотря на все эти принятые меры, нас понесло через полосу освещения и мы остановились в двух метрах от стоянки штурмовиков Ил-2. Еще бы чуть-чуть, и врубились!
Вот так мы прилетели. Но что там случилось с прожектором? Обычное наше российское разгильдяйство. Возле прожектора был поставлен не работник аэродромной службы, а обычный солдат, ни черта не понимающий в этом деле. Когда его поставили, ветер был встречным, а потом ветер переменил направление, но ему никто не подсказал, что прожектор надо перенести.
Переночевали мы в общежитии. Утром просыпаюсь, и после всего пережитого и перепитого мне ужасно захотелось вымыться в бане. Бужу инженер-капитана.
— Слушайте, — говорю, — давайте сходим в баньку?
— А у вас есть выпивка? — спрашивает он у меня, зевая.
— Нет, — говорю, — по-моему, мы вчера выпили все, что можно было выпить.
— Какой же русский человек, — отвечает он, — ходит в баню, не запасясь водкой? Вы, наверное, турок, Виктор Максимович, Недаром вы откуда-то с Кавказа.
— Ну, ладно, — говорю, — как хотите, а я пойду.
Встаю, одеваюсь, выхожу в коридор. Вижу, там похаживает какой-то старичок, вроде комендант общежития.
— Скажите, — говорю, — у вас тут баня есть?
— А как же, — охотно отвечает он и показывает в окно, — вон там, на пригорке. Как раз сегодня работает.
Поселок, где мы устроились, находился примерно в километре от аэродрома. И хотя пригорок, на который показал мне комендант, был в стороне от него, я все-таки подумал: как здорово, что вчера ночью я не шарахнулся в него.