особенные затраты которые можно легко скорректировать без ущерба для деятельности
Основные виды издержек производства
Издержки производства – расходы, сопутствующие созданию продукции. Фактически это оплата за различные производственные факторы. Издержки напрямую влияют как на стоимость, так и на себестоимость продукции.
Классификация
Издержки могут быть частными и общественными. Частными они будут в том случае, если данный показатель относится к определенной фирме. Общественные издержки – это показатель, относящийся ко всему социуму. Различают также следующие базовые формы издержек предприятия:
Для того чтобы узнать общий показатель, требуется сложить постоянные и переменные показатели.
В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства на предприятиях применяются такие основные методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции, как нормативный, попередельный и позаказный. Методы калькулирования себестоимости продукции позволяют изучать процесс формирования себестоимости конкретных видов продукции, сравнивать фактические издержки с плановыми, сопоставлять расходы производства на конкретный вид изделия с расходами на продукцию конкурентов, обосновывать цены на изделия, принимать решения об изготовлении рентабельных видов продукции.
Подробнее о методах калькулирования
Альтернативные издержки
Данная группа объединяет в себе ряд показателей.
Бухгалтерские и экономические издержки
Бухгалтерские издержки (БИ) – затраты на применяемые предприятием ресурсы. При расчетах фигурируют фактические цены, по которым были куплены ресурсы. БИ равны явным издержкам.
Экономические издержки (ЭИ) – это стоимость продуктов и услуг, сформированная при наиболее оптимальном альтернативном применении ресурсов. ЭИ равны сумме явных и неявных издержек. БИ и ЭИ могут быть как равными, так и разными.
Явные и неявные издержки
Явные издержки (ЯИ) рассчитываются на основании суммы трат компании на внешние ресурсы. Под внешними ресурсами понимаются резервы, не принадлежащие предприятию. К примеру, фирме приходится закупать сырье у стороннего поставщика. К перечню ЯИ относится:
Неявные издержки (НИ) – это затраты, при которых принимается во внимание стоимость внутренних ресурсов. По сути, это альтернативные траты. К ним могут относиться:
Фактор НИ не менее важен, чем фактор ЯИ.
Возвратные и невозвратные издержки
Существует два определения невозвратных издержек: широкое и узкое. В первом значении это траты, которые предприятие не может вернуть себе при завершении деятельности. Например, компания вложилась в регистрацию и печать рекламных листовок. Все эти затраты вернуть нельзя, ведь руководитель не будет собирать и продавать листовки для получения средств обратно. Этот показатель можно считать платой предприятия за вход на рынок. Избежать их невозможно. В узком значении невозвратные издержки – это траты на ресурсы, у которых нет альтернативного применения.
Возвратные издержки – это те траты, которые можно вернуть частично или полностью. К примеру, компания в начале своей работы приобрела служебное помещение и оргтехнику. Когда фирма завершит свое существование, все данные объекты можно реализовать. От продажи помещения можно даже извлечь некоторую выгоду.
Постоянные и переменные издержки
На протяжении краткосрочного времени одна часть ресурсов будет неизменной, а другая – корректируется с целью уменьшения или увеличения совокупного выпуска. Траты краткосрочного периода могут быть постоянными и переменными. Постоянные издержки – это те траты, на которые не влияют объемы производимых предприятием товаров. Это издержки постоянных факторов изготовления продукции. Они включают в себя следующие затраты:
Переменные издержки – это траты, находящиеся в зависимости от объема производимого товара. Считаются издержками переменных факторов. Включают в себя следующие затраты:
Рекомендуется отслеживать динамику переменных издержек, так как они отображают эффективность работы предприятия. К примеру, при увеличении оптимальных масштабов деятельности компании повышаются транспортные издержки. Требуется нанимать больше перевозчиков для возросшего количества продукции. Сырье необходимо оперативно переправлять на штаб. Все это увеличивает расходы на транспорт, что моментально сказывается на показателе переменных издержек.
Общие издержки
Общие (они же валовые) издержки (ОИ) – это траты на текущий период, которые нужны для изготовления основного продукта предприятия. Они включают в себя расходы на все производственные факторы. Размер ОИ будет зависеть от следующих факторов:
В самом начале работы предприятия (на момент его запуска) размер общих издержек составляет ноль.
Планирование издержек
Анализ и планирование предполагаемых расходов в обязательном порядке проводится каждым предприятием. Определение размера затрат позволяет отыскать пути снижения издержек, что важно для уменьшения себестоимости выпускаемой продукции, а также стоимости, по которой она предлагается покупателям. Снижение издержек необходимо для достижения таких целей, как:
Снизить издержки предприятия можно следующими путями:
Цель уменьшения издержек – снижение себестоимости продукции без ухудшения ее качества. Это правило крайне важно, так как практически всегда можно уменьшить траты, снизив качество товара, однако это не пойдет предприятию на пользу.
ВАЖНО! Планировать издержки нужно с учетом результатов ранее проводимых расчетов. Планируемый уровень затрат должен быть реалистичным. Ставить минимальные значения, которые невозможно исполнить, бессмысленно. За пример нужно брать примерный показатель прошлых периодов.
Отображение издержек в бухгалтерских документах
Сведения о тратах фиксируются в отчете «Об убытках» Составляется он по форме №2. В период подготовки показателей для их фиксации в балансе предварительные расчеты могут быть разделены на две категории: прямые и косвенные. Сведения должны заноситься в документы на регулярной основе для анализа деятельности крупного предприятия, отслеживания КПД.
Что такое переменные издержки
Совокупные расходы формируют стоимость продукта. Только правильно распределив затраты по группам, компания может верно считать прибыль. Разберемся подробнее с переменными издержками. О постоянных издержках читайте другую статью.
Переменные издержки: связаны с производством
Переменные расходы — это траты фирмы, прямо связанные с количеством изготовленного продукта или оказанных услуг. Значит при увеличении выпуска, растут и переменные траты, и наоборот. Это отличает переменные расходы от постоянных.
Лучший пример таких издержек — расходы на сырье. Для производства каждой позиции нужны материалы. И чем больше вы делаете продукции, тем больше сырья нужно.
Переменные затраты преобладают на производстве, но есть они и в сфере торговли. Например, расходы на покупку товаров для перепродажи — это переменная статья.
Виды затрат относительно выпуска
Затраты на производство не всегда растут один в один с выпуском. Иногда издержки увеличиваются медленнее или быстрее, чем выпуск готовой продукции. Причин много, например, эффект масштаба, суть которого в том, что каждый последующий продукт обходится компании дешевле предыдущего. Рассмотрим три группы переменных издержек.
Пропорциональные издержки
Зависят от производства пропорционально объему. Например, для производства одного карандаша нужно 10 рублей на сырье. За 10 карандашей вы отдадите 100 рублей, за 100 — 1 000 рублей, за 1 000 — 10 000 рублей и так далее.
Дегрессивные издержки
Затраты растут медленнее, чем объемы производства, и компании чаще всего сталкиваются именно с этим видом затрат.
Для увеличения выпуска продукции компании нужно больше сырья. А за закуп большого объема материалов поставщики дают скидку. Поэтому каждая последующая единица продукции становится дешевле в плане производства.
Например, экстракт золотого корня можно купить по цене 3 000 руб/кг. При покупке от 5 кг то поставщик даст цену 2 800 руб/кг, от 10 кг — 2 500 руб/кг и так далее. Себестоимость каждой единицы будет снижаться, так как с каждым дополнительным килограммом сырье становится дешевле.
Кроме снижения стоимости сырья при увеличении производства можно сэкономить на отходах производства. Например, при изготовлении 100 карандашей остаются материалы, которых хватит еще на 5 штук., а при изготовлении 1 000 карандашей отходов хватит еще на 20 штук. Это тоже снижает себестоимость.
Прогрессивные издержки
Прямо противоположны дегрессивным. Чем больше производим, тем больше издержек приходится на каждый дополнительный продукт.
Например, премиальная сдельная зарплата работников. За каждый произведенный карандаш работник получает 5 рублей, но при производстве свыше 10 000 карандашей, сотруднику полагается уже не 5, а 7 рублей за каждое изделие следующее изделие.
Одна и та же статья может быть пропорциональной, дегрессивной или регрессивной в разные моменты времени. Изменение происходит с ростом объема производства. Например, сначала затраты будут дегрессивными, потому что поставщики будут давать скидку на сырье. Потом скидку уже давать не смогут, и затраты станут пропорциональными. И в конце объем производства станет настолько огромным, что придется вводить вторую смену, доплачивать работникам и так далее, то есть затраты станут прогрессивными.
Затраты в зависимости от отнесения на себестоимость
Издержки бывают прямые и косвенные. Первые полностью относятся на конкретный вид продукции. Например, материалы для изготовления продукта — это прямая затрата.
Оценить долю косвенных затрат в себестоимости конкретного продукта сложнее. Например, зарплата водителей транспорта, если доставка товаров — не ваш основной вид деятельности. За один раз водитель отвезет сразу несколько различных товаров, разнести его зарплату на каждую товарную позицию нельзя.
Средние переменные издержки
Средние переменные затраты (AVC) считают по формуле:
AVC = Переменные издержки / Объем выпуска
Эта величина пригодится для планирования затрат, которые организация понесет в будущем в зависимости от планов производства и продаж.
Примеры переменных издержек
Вычленить переменные расходы гораздо проще, чем постоянные. Статьи переменных расходов зависят от деятельности компании, но можно выделить самые яркие примеры.
Переменные издержки при отсутствии производства
Про постоянные издержки мы уже говорили, что компания несет их всегда. Например, платить проценты по кредитам или аренду нужно, даже если производство фактически не работает.
С переменными затратами ситуация иная. Если компания не работает, то переменные затраты снижаются до нуля.
Следите за затратами, ведите учет, начисляйте зарплату и сдавайте отчетность в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Здесь вы сможете настроить учет переменных затрат по разным проектам в бизнесе и статьям расходов, которые важны для вас. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Переменные затраты
Переменные затраты – это затраты, величина которых зависит от объёма выпуска продукции. Переменные затраты противопоставляются постоянным затратам, с которыми в сумме составляют общие затраты. Главным признаком, по которому возможно определить, являются ли переменными затраты, является их исчезновение во время остановки производства.
Отметим, что переменные затраты являются важнейшим показателем предприятия в управленческом учете, и используются для создания планов по поиску способов для снижения их веса в общих затратах.
Что относится к переменным затратам
Переменные затраты имеют главную отличительную особенность — они изменяются в зависимости от фактических производственных объемов.
К переменным затратам относятся затраты, которые являются неизменными в расчете на единицу продукции, но их общая сумма пропорциональна объему выпуска продукции.
К переменным затратам относятся:
энергоресурсы, задействованные в основном производстве;
зарплата основного производственного персонала (вместе с начислениями);
стоимость транспортных услуг.
Эти переменные затраты непосредственно относятся на себестоимость продукции.
В стоимостном исчислении переменные затраты изменяются при изменении цены товаров или услуг.
Как найти переменные затраты на единицу продукции
Для того чтобы рассчитать переменные затраты на штуку (или прочую единицу измерения) выпущенной компанией продукции, следует разделить общую сумму понесенных переменных издержек на общее количество готовой продукции, выраженное в натуральных величинах.
Классификация переменных затрат
На практике переменные затраты можно классифицировать по следующим принципам:
По характеру зависимости от объёма выпуска:
пропорциональные. То есть переменные издержки увеличиваются прямо пропорционально росту объема производства. К примеру, объем производства вырос на 30% и размер издержек тоже увеличился на 30%;
дегрессивные. При увеличении роста производства переменные издержки предприятия уменьшаются. Так, например, объем производства вырос на 30%, а при этом размер переменных издержек увеличился только на 15%;
прогрессивные. То есть переменные затраты увеличиваются относительно больше от объема производства. Например, объем производства увеличился на 30%, а размер издержек на 50%.
По статистическому принципу:
общие. То есть переменные затраты включают в себя совокупность всех переменных издержек предприятия по всей номенклатуре продуктов;
средние – средние переменные издержки на единицу продукции или группу товаров.
По способу отнесения на себестоимость продукции:
переменные прямые затраты – издержки, которые можно отнести на себестоимость произведенной продукции;
переменные косвенные затраты – издержки, которые зависят от объема производства и сложно оценить их вклад в себестоимость продукции.
По отношению к производственному процессу:
Прямые и косвенные переменные затраты
Переменные затраты бывают прямые и косвенные.
Производственные переменные прямые затраты — это затраты, которые можно на основе данных первичного учёта отнести непосредственно на себестоимость конкретных изделий.
Производственные переменные косвенные затраты — это затраты, которые находятся в прямой зависимости или почти в прямой зависимости от изменения объёма деятельности, однако в силу технологических особенностей производства их нельзя или экономически нецелесообразно прямо отнести на изготовляемые продукты.
Понятие прямых и косвенных расходов раскрыто в пункте 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ. Так, согласно налоговому законодательству, к прямым расходам, в частности, относятся:
расходы на приобретение сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов;
оплата труда производственного персонала;
амортизация по основным производственным средствам.
Отметим, что предприятия могут включать в прямые расходы и другие виды затрат, непосредственно относящихся к производству продукции.
При этом прямые расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль по мере реализации продукции, работ, услуг, а косвенные расходы списываются на налоговую себестоимость по мере их осуществления.
Отметим, что понятие прямых и косвенных издержек условно.
Например, если основной бизнес — транспортные услуги, то заработная плата водителей и амортизация автомобилей будут прямыми затратами, в то же время для других видов бизнеса содержание автотранспорта и оплата труда водителей будут косвенными издержками.
Если объект затрат — склад, то заработная плата кладовщика будет включаться в состав прямых расходов, а если объект затрат — себестоимость произведённой и реализованной продукции, то данные затраты (заработная плата кладовщика) будут косвенными расходами по причине невозможности однозначно и единственным способом отнести её к объекту затрат — себестоимости.
Примеры прямых переменных затрат и косвенных переменных издержек
Примерами прямых переменных затрат являются расходы:
на оплату труда рабочих, задействованных в производственном процессе, включая начисления на их зарплату;
основные материалы, сырье и комплектующие;
электроэнергию и топливо, используемые в работе производственных механизмов.
Примеры косвенных переменных издержек:
сырье, используемое в комплексных производствах;
затраты на научные разработки, транспортировку, командировочные и пр.
Выводы
В связи с тем, что переменные затраты меняются прямо пропорционально производственному объему, а те же затраты на единицу готовой продукции остаются обычно неизменными, то при анализе данного вида затрат первоначально учитывается значение, приходящееся на единицу продукции. В связи с данным свойством переменные издержки являются основой для решения многих производственных задач, связанных с планированием.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Как снизить расходы компании или пути снижения издержек
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Собственники и топ-менеджеры бизнеса стараются снизить издержки. Экономия и оптимизация затрат — это те вопросы, которыми стоит задаваться регулярно. Расскажем о методах снижения издержек.
Переменные и постоянные затраты
Как работать с издержками? В первую очередь стоит разделить затраты на переменные (те, которые зависят от сезонности, объемов сбыта) и фиксированные (регулярные платежи каждый месяц). Стоит учитывать, что в рамках одной статьи расходов могут быть и переменные, и постоянные издержки.
Например, заработная плата сотрудников может состоять из оклада и премиальной части. Оклады — это постоянные затраты, которые легко посчитать и внести в финансовый план хоть на год вперед. Премии и бонусы — это переменные, которые зависят от того, как сотрудники выполняют планы.
Аренда офисных и производственных помещений, казалось бы, тоже целиком и полностью относится к постоянным затратам. Однако если необходимо на короткий период арендовать склад, торговое место на выставке или ярмарке, то это уже переменные затраты.
Коммунальные платежи тоже могут быть двух видов. Например, это фиксированная ставка за содержание жилья, клининг и оплата за свет, воду и тепло, которая каждый месяц может быть разной.
Стоимость сырья, комплектующих скорее будет отнесена в переменным издержкам, так как на цену влияет общее состояние рынка.
При оптимизации постоянных издержек стоит сразу же стратегически смотреть на договор аренды офиса, его локацию, условия эксплуатации, фонд оплаты труда, отношения с поставщиками.
Так, если изначально найти офис дешевле, то в течение долгого времени доля затрат на него будет небольшой. Опять же, учитывая качество офиса, можно спрогнозировать и переменные издержки. Например, если офис холодный, то за счет использования обогревателей и тепловентиляторов, вырастут затраты на электричество в холодный период. Если управляющая компания не оказывает услуги по уборке помещений, то придется нанимать клининг самостоятельно или вводить в штатное расписание должность уборщицы.
С постоянными издержками нужно работать в первую очередь, так как в периоды сезонного спада или во время кризиса они будут съедать большую часть оборота компании.
Оптимизация затрат на содержание штата
Фонд оплаты труда — одна из существенных статей затрат. Помимо денег, которые работник получает на руки, работодатель уплачивает за него взносы. Один из способов снизить расходы на оплату труда — переводить часть задач на аутсорсинг и нанимать на работу самозанятых. Такой вариант подойдет для сотрудников, которые не заняты в основных бизнес-процессах компании. Вывести за штат можно хозяйственные службы, бухгалтеров, рекрутеров, маркетологов.
Еще один способ сокращения затрат на персонал — это перевод части штата на удаленную работу. В этом случае освобождаются офисные площади, что тоже косвенно влияет на снижение издержек.
Еще один способ снизить затраты на персонал — это пересмотреть систему компенсаций и льгот. Например, компенсации за питание, занятия спортом, использование своего оборудования и автомобиля. Вполне вероятно, что какие-то тарифы давно не пересматривались или сотрудник уже не пользуется автомобилем в тех объемах, что раньше, поэтому и платить ему можно меньше.
Переход от больших окладов к большим премиям мотивирует сотрудников тщательнее выполнять свои обязанности, что косвенно повлияет на производительность и эффективность работы. Минусы такой системы — это существенное снижение зарплаты сотрудника в низкий сезон или во время кризиса. Да и не всем такая система подойдет. Поэтому главное — тщательно продумать систему мотивации, в том числе учитывать не только количественные показатели, но и качественные.
Собственный офис или аренда
За решением купить свой офис часто стоит желание сократить расходы на аренду. Покупка офиса или производственного помещения может быть оправдана, если арендовать офис менее выгодно. Например, в этом районе дефицит нежилых помещений, аренда высокая или бизнес позволяет легко передать часть собственных помещений в субаренду.
Минусы покупки помещения или оборудования связаны с необходимостью изымать собственные средства из оборота или оформлять кредит в банке. В этом случае стоит просчитать несколько вариантов развития событий — и в случае масштабирования бизнеса, и в случае его уменьшения. Если бизнес вырастет, то где искать другие помещения и на каких условиях. Если бизнес “просядет”, то что делать с освободившимися площадями?
В этом случае помогает расчеты, финансовый план и, конечно же, хорошие предложения на рынке. Если в результате того же кризиса можно купить достойное помещение ниже средней стоимости по рынку, то в перспективе это будет дешевле, чем ежемесячная аренда.
Оптимизация логистики
Затраты на транспортировку и хранение сырья или продукции можно отнести к переменным издержкам. В среднем, расходы на логистику и склад составляют 10-15%, а в ряде бизнесов они могут доходить до 30-40% от всех затрат.
Эти издержки сокращаются вместе с уменьшением объема производства и продаж и не так существенно забирают оборотные средства. Тем не менее оптимизация и этих статей расходов поможет повысить маржинальность и иногда существенно.
Транспортные расходы можно оптимизировать за счет работы с разными транспортными компаниями. Иногда выгоднее заключить договор с перевозчиком — индивидуальным предпринимателем.
При расчете стоимости транспортных и логистических услуг надо учитывать не только сумму за перевозку, но и скорость поставки, среднее время на таможне (для импортных товаров и сырья).
Если мы рассматриваем небольшие бизнесы, то оптимизировать затраты на транспорт можно за счет перераспределения функционала между уже работающими сотрудниками. Так, во время пандемии и тотального закрытия всех точек общепита многие кафе и рестораны перешли на доставку блюд, а функции курьеров передали официантам.
Снизить затраты на ГСМ помогает внедрение систем мониторинга транспорта, которые отслеживают все передвижения и стоянки автомобилей и рассчитывают реальные расходы топлива.
Бизнесы, которым принципиально соблюдение условий хранения продукции (скоропортящиеся продукты, заморозка) несут потери из-за отсутствия нужного оборудования или неорганизованной логистики. Аренда удобного склада или инвестиции в оборудование помогают снизить издержки в перспективе.
Еще один вид потерь — это плохая организация работы склада, когда из-за неравномерной загрузки приходится нанимать лишний персонал или неэффективно обрабатывать заказы и принимать готовую продукцию. Решение — в оптимизации работы персонала и в правильной организации рабочих мест.
Выгодные поставщики
Регулярный пересмотр контрактов с поставщиками тоже влияет на стоимость затрат. Полезно мониторить предложения других компаний и покупать у тех, кто предлагает цену ниже. Просить у старого поставщика скидки за объем, аргументируя тем, что другие предлагают дешевле.
Другой вариант — освоить новые технологии и перейти на другой тип сырья или упаковки. Например, служба доставки продуктов может перейти с одного типа контейнеров на другой.
Снижение издержек — это целая система анализа всех расходов. Важно выделять переменные и постоянные расходы и смотреть, как оптимизировать каждую из этих групп.
Веб-сервис Контур.Бухгалтерия помогает не только вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность, но и анализировать издержки. Сервис автоматически готовит финансовые и управленческие отчеты по себестоимости, продажам, долгам и другим критериям. Первые две недели работы бесплатны для всех новых пользователей.