особенностью научного познания можно считать

Научное познание: понятие, виды, уровни

Научное познание — это высший уровень познания, который направлен на достижение истинного, объективного знания о мире и подтверждается практической деятельностью общества.

Далее разберем кратко и на примерах признаки и формы научного познания. Также рекомендую мою статью о том, что такое наука.

особенностью научного познания можно считать

Признаки научного познания

Для научного познания характерны следующие признаки

Уровни научного познания

Эмпирический уровень

Эмпирика — это всегда фиксация фактов и связей между ними. Существуют две основные формы научного познания в этом уровне:

Научный факт — это доказанное и задокументированное специальным образом событие. Из анализа этих событий, в дальнейшем на теоретическом уровне будут получены результаты.

Эмпирический закон — это устойчивая связь между двумя и более событиями или наблюдаемыми процессами. Например, всегда есть связь между молнией и деревом — она в него бьет.

Кроме форм для этого уровня характерны и свои методы познания:

Теоретический уровень

Теория — это всегда обобщение информации об уже известных фактах. Проще говоря, любая научная теория всегда имеет под собой конкретные известные факты.

особенностью научного познания можно считать

Теоретический уровень всегда предполагает наличие проблемы.

Существует несколько форм теории:

К теоретическим методам познания можно отнести: дедукцию, индукцию, анализ, синтез и пр. Более подробно о методах познания вы можете узнать здесь.

Не упустите возможность поделиться этой статьей с друзьями в социальных сетях! Это можно сделать, кликнув ниже по одной из кнопочек социальных сетей!

Источник

Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.

Содержание:

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

↑ Уровни и формы научного познания

особенностью научного познания можно считать Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания:

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

↑ Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Источник

Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы

особенностью научного познания можно считать

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.

Ключевыми принципами научного познания являются:

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Источник

Особенности научного познания

Научное знание – результат высшей разумной формы познания, профессиональной исследовательской деятельности по раскрытию сущности какого-либо объекта. Научное знание может существовать только в виде системной организации, то есть теории.

Что такое научное познание

Научное познание – это деятельность, направленная на производство объективных, системных, основанных на реальных фактах и событиях знаний об окружающем мире.

Уровни научного познания и их признаки

Научное познание это целостная, но постоянно развивающаяся система. Ее элементы связаны между собой, но имеют и различия. Методы и уровни научного познания определяются эмпирическими и теоретическими моментами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания — это непосредственное изучение объекта, направленное на получение необходимых фактов. Вслед за изучением происходит фиксирование данных, их первичный анализ и систематизация.

Формы эмпирического познания:

Методы, применяемые на эмпирическом уровне познания:

Теоретический уровень

Теоретический уровень познания – это более глубокое изучение объекта, имеющее целью выявить и объяснить фундаментальные закономерности развития и функционирования, провести глубокий анализ.

Формы теоретического познания:

Методы теоретического научного познания:

Характерные черты и особенности научного познания

Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.

Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.

Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.

Логические критерии научного познания:

Эмпирические критерии научного познания:

Экстралогические критерии научного познания:

Методы научного познания и их основные различия

Научный метод — это правила, приемы и принципы, которые обеспечивают познание объекта и получение о нем достоверных знаний.

Общенаучные методы исследования:

За последние десятилетия во всем мире произошел технологический прорыв. Это отразилось и на научном познании: в период информационной эпохи изменились его методы, представления о приобретении, хранении и воспроизведении информации, обновились инструменты исследования.

Научное познание на современном этапе стремится создать единую целостную картину мира, объединяющую знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Общенаучная картина строится, опираясь на специфику современной культуры и ее воззрения.

Результатом научного познания являются проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях окружающего мира. Научное познание универсально: предметом исследования может быть любой объект, имеющий место в окружающем мире (сознание, психика, физические явления и др.).

Источник

Особенности научного познания

Особенности научного познания следующие: стремление к достоверности; доказуемость фактов; системность, рациональность; проверяемость результатов; стремление к объективности; использование строго научных методов; формирование теоретических положений в виде законов; использование специального научного языка; независимость знания от качеств познающего субъекта

Далее кратко разберем эти признаки с примерами.

особенностью научного познания можно считать

Стремление к достоверности или истинности научного знания проявляется в том, что ученые хотят получить полное и достоверное знание об объекте исследования. Ведь от достоверности зависят практические результаты.

Например, если бы мы игнорировали свойства электрического тока, то не использовали бы изоляцию и заземление, в результате чего была бы масса жертв электрических ударов. Но мы знаем все свойства электричества достоверно, и поэтому таких жертв практически незначительное количество.

Доказуемость фактов. Эта особенность означает, что ничто не может восприниматься на веру. Только на конкретные и задокументированные факты.

К примеру, научный прогноз, что будет дождь, опирается на факты, скопления осадков в атмосфере, которые зафиксировали как наземные станции, так и спутник. Мы не верим, что будет дождь, мы знаем. Это большая разница.

Проверяемость. Знание фактов еще ничего не значит само по себе. Ведь цель научного познания — всегда практическое применение результатов. Поэтому полученное знание подтверждается или не подтверждается экспериментальным путем.

Стремление к объективности. Важно понимать, что наше знание о реальности — это объективное представление о ней, отраженное в книгах, монографиях, научных статьях. Однако никто не даст гарантии, что это вот знание — объективно — то есть совпадает с реальностью полностью. Каждый день делаются новые открытия и предположения, которые показывают, сколь много человечество еще не знает об окружающем мире.

Использование строго научных методов познания. Они, в свою очередь, должны быть проверены на практике, что они позволяют достичь истинного, а не ложного знания.

особенностью научного познания можно считать

Например, простое наблюдение — не является научным методом. К примеру — смотришь ты на солнце с земли, и тебе кажется, что именно оно — солнце — вращается вокруг земли. А это ведь не так! Потому что нужно научное наблюдение, сопоставление и прочее.

Формирование теоретических положений в виде законов. Научный закон — это устойчивая связь между двумя и более явлениями окружающей действительности. Если вы открыли закон, то вам полагается Нобелевская премия! Наука стремится именно открывать законы. Например закон всемирного тяготения, закон движения, закон Ома… это все вроде бы простые законы, отражающие связи между двумя и более явлениями…. Но вот чтобы их открыть понадобилось масса исследований!

Использование специального научного языка. Научный язык, научный стиль речи и письма отличается от обыденного. Он строг, требует уместного упоминания тех или иных фактов. Он сух, и в нем нет метафор или еще чего-то такого. Не зря говорят, что немецкий язык больше всего подходит по образец научного языка — он жесток, научен и логичен.

Независимость знания от качеств познающего субъекта. В науке бывают подтасовки. Это когда один “ученый” подтасовывает факты под свою теорию.

В результате он может даже получить премии. А потом оказывается, что другой ученый пытается повторить опыт, или эксперимент и такое, другое исследование показывает абсолютно другие результаты. Поэтому научные открытия должны быть независимы от субъекта познания.

А на этом все. Обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *