основой личностно ориентированного образования можно считать
Личностно-ориентированное обучение
Технология личностно-ориентированного обучения.
В своей педагогической деятельности учитель сталкивается с проблемами:
* на уроке ученики выполняют задания в разном темпе;
* одинаковые задания для одних учеников бывают лёгкими, а для других трудными;
* в классе есть ученики, которым нравятся задания повышенной сложности, где надо исследовать явления, есть ученики, которые любят творческие задания;
Идеей данной педагогической технологии является утверждение, что индивидуальный подход есть необходимый фактор развития индивидуальности. Развитие способностей эффективно, если мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен.
В начале 30-х годов Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся.
Идеи Л.С.Выгодского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий. Технологии Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Г.К.Селевко, И.С.Якиманской.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:
-технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
-адаптивная система обучения А.С.Границкой;
-обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова, Селевко Г.К.
Система работы педагога.
Личностно-ориентированное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:
1) учитель взаимодействует с одним учеником;
2) один учащийся взаимодействует со средствами обучения (книги, компьютер, алгоритм действий и т.п.).
3) развитие индивидуальности каждого ребенка
Главным достоинством индивидуализированного обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, за его продвижением от незнания к знанию вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность обучающегося и учителя. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, выполнять задания в оптимальное для себя время, что позволяет достигать успешных результатов обучения.
Индивидуальный подход – это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
· Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
· Содействие средствами индивидуальности выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
· Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
· Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
· Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Концепции индивидуализированного обучения.
· В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.
· В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80% времени учитель может уделить для индивидуальной работы с учениками.
· Развитие способностей эффективно, если давать ученику картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него возможен, доступен.
· Индивидуальный подход является необходимым фактором формирования индивидуальности.
· Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
· Предпосылкой индивидуального обучения является изучение особенностей школьников, которые следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы, особенности психического развития (память, мышление, творческие способности).
Особенности содержания и методики.
· Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, планирование к индивидуальной самостоятельной работе, индивидуальные задания по критической, учебной, справочной литературе, составление учениками своих проектов.
· Использование обобщенных схем, алгоритмов, дифференцированных заданий.
· Индивидуальное планирование деятельности отдельных учеников, которое позволяет вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, их творческому развитию.
Особенности технологий личностно-ориентированного обучения.
· Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).
· Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях умениях и навыках.
· Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
· Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
· Формирование общеучебных умений и навыков.
· Формирование адекватной самооценки учащихся.
· Использование технических средств обучения.
Ребенок живет своей полноценной жизнью. Каждый ребенок – индивидуальность.В школе он ученик. Но школа – это часть жизни ребенка, поэтому урок должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и учитывать все многообразие человеческой деятельности: интеллектуальное, эстетическое, нравственно-психологическое.
Учитывая возможности, способности и интересы каждого ученика, личностный подход и индивидуальная деятельность помогают развивать творческую, самостоятельную, активную личность. Использование современных образовательных технологий ( личностно ориентированного обучения, проектного обучения, развития критического мышления, игровых технологий) повышают эффективность урока.
Личностно-ориентированное обучение и его особенности.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Статья «Личностно-ориентированное обучение и его особенности».
Ученые о личностно ориентированном обучении.
Якиманская И.С. явилась автором разработчиком личностно-ориентированной системы: «Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса». И.С. Якиманская рассматривает ЛОО с психологических позиций. Уделяет главное внимание формированию положительной «Я концепции». Обучающийся должен определить в себе положительные качества, и развивать их. По ее мнению, обучать можно всему и любого, но учиться должен каждый сам, чтобы стать образованным человеком.
Ш. А. Амонашвили: «Вера преподавателя в безграничность каждого ребенка находит свое воплощение через постижение объективной закономерности, заключающейся в том, что становление человека зависит от качества очеловеченности среды».
Д. Г. Левитес считает, что ЛОО предоставляет каждому обучающемуся, опираясь на его интересы, склонности, ценностные ориентации, возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. ЛОО обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Г. К. Селевко считает одной из важных идей ЛОО – формирование положительной «Я концепции»:
· видеть в обучающемся уникальную личность;
·создавать ситуацию успеха, поддержки, учиться победно (все дети талантливы);
· исключить выделение недостатков ребенка в коллективе (ребенок хорош, плохи его поступки);
· предоставить возможность ребенку реализовать себя в положительной деятельности (в каждом ребенке чудо, открой его).
По его мнению, учение без принуждения осуществляется через:
· требовательность, основанную на доверии;
· учение с увлечением, рожденное интересным преподаванием;
· замена принуждения желанием, рожденным от успеха;
· ставка на самостоятельность и самодеятельность обучающихся;
· применение косвенных требований через коллектив.
Особенности личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучаемого, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. В субъектном опыте представлены и предметные, и духовные смыслы, имеющие значение для развития личности. Их сочетание в обучении не простая задача, пока, на наш взгляд, не решаемая в рамках предметно-дидактической модели. Развитие способностей обучающегося — основная задача личностно-ориентированной педагогики. «Вектор» развития строится от обучающегося к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс.
Ученые и педагоги-практики по-разному понимают смысл термина «личностно-ориентированное обучение». Некоторые педагоги видят в нем реализацию индивидуального подхода в обучении, через организацию учебного материала разного уровня сложности. Другие связывают его с инновационными процессами в образовании. Но все они выделяют следующие ведущие принципы личностно-ориентированного обучения:
принцип максимального приближения учебного материала к реалиям жизни;
принцип постоянной самооценки студентом собственной учебной деятельности.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:
. учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать
выявление содержания субъектного опыта обучающегося, включая опыт его
. изложение знаний в учебнике (преподавателем) должно быть направлено не
только на расширение их объема, структурирование, интегрирование,
обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного
опыта каждого обучающегося;
. в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным содержанием задаваемых знаний;
. активное стимулирование обучающегося к самоценной образовательной
деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования,
саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
. учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы обучающийся имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
. необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору и
использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
. при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
. образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование преподавателем на занятии, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности учащегося, его индивидуальности и неповторимости.
При организации современного образовательного процесса используются следующие личностно-ориентированные технологии:
Исследовательская (проблемно – поисковая). Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие».
Имитационного моделирования (игровая). Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Обучение в сотрудничестве. Особенностью этой технологии является то, что обучающиеся учатся вместе работать, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь
Психологическая. Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.
Деятельностная. Характерной чертой этой технологии является способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Урок, ориентированный на обучающегося:
· знания обучающихся являются отправной точкой и дают информацию процессу обучения;
· запросы и знания обучающегося уравновешиваются возможностями и уровнем подготовленности преподавателя;
· преподаватель придает учебному процессу увлекательный, эмоциональный характер, обеспечивая учет индивидуальных особенностей обучающихся;
· обучение создает продукт деятельности.
Основные особенности ЛО занятия:
· «приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;
· организация сотрудничества преподавателя и обучающихся;
· доброжелательность в общении, взаимоуважение;
· открытость и незакомплексованность как преподавателей, так и обучающихся;
· взаимность обратной связи без боязни самовыражения;
· содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;
· приоритетность конструктивной функции преподавателя, обеспечивающей собственную активность деятельности обучающегося в противовес контролирующей функции;
· взаимная заинтересованность в рефлексии, развитие адекватности самооценки действий, развития, результатов». (Лукьянова М. И., Абдуллина Т. Н. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно ориентированного занятия // Завуч. – 2006. – №2. – С.28.)
Якиманская И. С., Якунина О. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. – 1998. – №3. – С. 65-72.
Материалы к ЛО занятию
При подготовке занятия необходимо:
· конкретизация общей цели на отдельных этапах занятия;
·подбор дидактического материала, позволяющего удовлетворять познавательную направленность обучающихся по содержанию, виду и форме, облегчающее его усвоение;
· разные формы организации учебной деятельности;
· продуктивная деятельность учащихся;
· использование разных форм общения;
· использование субъектного опыта обучающихся;
· обобщение полученных знаний и умений;
· внимание к процессу, а не только к результату.
Проведение ЛО занятия предполагает:
· использование разнообразных форм и методов обучения;
· создание атмосферы заинтересованности;
· поощрение стремления обучающихся предлагать свой способ работы;
· создание условий для выбора содержания и деятельности;
· создание условий для делового общения;
· подведение итогов занятия, рефлексия (научились, понравилось);
· анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность;
· давать рекомендации по выполнению домашней работы.
Основные особенности ЛО занятия:
· дидактический материал и его разнообразие по содержанию и виду;
· продумывание возможности самоуправления обучающихся;
· не сдерживать активность, побуждать задавать вопросы;
· обмен мнениями, оценками;
· активная работа с учебным материалом;
· создание ситуаций успеха;
· поиск альтернативных путей овладения информацией;
· использование субъектного опыта обучающихся;
· создание проблемных, трудных ситуаций;
· чередование видов и форм работы.
Критерии анализа ЛО занятия:
· создание положительных эмоций в начале занятия;
· сообщение не только темы, но и организационных форм;
· гибкая организация учебной деятельности обучающихся;
· стимулирование обучающихся к выбору различных способов учения;
· использование разнообразного дидактического материала;
· активизация субъектного опыта обучающихся;
· организация общения обучающихся;
· анализ ответов учащихся;
· работа с классом, направленная на привлечение всех обучающихся к обсуждению и выполнению задания на творческом уровне, а не только на репродуктивном.
Отрывки из статьи М. Поташника От «педагогических шмонов» к диагностике // Народное образование. – 1997. –№1. –С.60-65
«Истины ради напомним, что никогда в истории школы советского периода не было никаких директивных документов, обязывающих или запрещающих проверять поурочные планы. Эта практика рождалась на местах и превращалась в элемент местной управленческой традиции. Так оно осталось и сейчас»(С.61).
«… никаких, даже общих требований к форме, объему, структуре, содержанию (поурочного) плана быть не может, ибо это индивидуальный творческий документ преподавателя». (С.62)
«Любой преподаватель, если он хочет стать профессионалом, должен понять, что обучение – это всегда управление. Управление процессом усвоения знаний и умений, действиями ребят на занятии. А управление невозможно без планирования». (С.62).
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Личностно – ориентированное обучение
Современные технологии – это основной инструментарий в образовательной практике, в повышении профессионального мастерства педагогов, в воспитании личности гражданина.
Активное применение современных педагогических технологий поможет достичь педагогам эффективных результатов: повысить качество обучения; уровень общей культуры молодых людей в работе с информацией, людьми, над собой; оптимизировать процесс обучения.
Технология личностно – ориентированного обучения является составной частью современных педагогических технологий.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъектность процессов обучения.
Цель личностно ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Личностно ориентированное обучение строится на следующих принципах:
1. принцип самоактуализации
2. принцип индивидуальности
3. принцип субъектности
5. принцип творчества и успеха
6. принцип доверия и поддержки
Современные научные подходы к определению теоретико – методологических основ ЛОО основываются на таких взаимосвязанных положениях.
-каждый ученик является уникальной и неповторимой личностью;
-ученик не становится личностью под влиянием обучения, он уже ею есть дл школы;
-основное задание школы – это не вооружение ученика знаниями, умениями и навыками, а в развитии его индивидуальности, в образовании наиболее благоприятных условий для развития его способностей.
Таким образом, личностно- ориентированное обучение позволит:
— повысить мотивацию учащихся к обучению;
— повысить их познавательную активность;
-создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
-дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
-вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
-отследить динамику развития учащихся;
-учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Личностно – ориентированный урок.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок, но в системе личностно ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. На мой взгляд, современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. Но всё же далеко не всегда его можно считать личностно ориентированным.
Итак, личностно ориентированный урок изменяет :
■ тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);
■ ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;
■ позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу;
■ характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.
Отличия личностно ориентированного урока от традиционного урока.
Она включает в себя следующие характеристики:
установка на ученика, как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учеников;
опора на субъективный личностный опыт ученика;
ориентация на формирование учебной деятельности школьников. Развитие мотивационной деятельности учеников, повышение степени самостоятельности на уроке;
диалогическая позиция в общении с учащимся;
направленность на осознание учителем мотивов собственных действий, поведения, деятельности в ходе педагогического взаимодействия;
заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса;
направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;
поощрение творческой активности учащихся.
В-третьих, меняется позиция ученика.
Ученик выступает субъектом деятельности. Субъективная позиция ученика характеризуется активным и творческим отношением к учёбе, когда сам учащийся создаёт себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов.
В-четвертых, меняется характер взаимоотношений между учителем и учащимися в учебном процессе.
В личностно ориентированном обучении и учитель, и ребенок являются субъектами деятельности, и поэтому вступают во взаимодействие, для которого характерны взаимоопределение, совместная рефлексия деятельности, взаимная радость или сострадание, взаимная творческая деятельность. Иной характер взаимоотношений учителя и учащихся обеспечивается, прежде всего, ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, взаимоуважение.
Какие же способы помогают воплотить идею ЛОО на уроке?
1.Использование разных форм и методов организации в обучении, которые способствуют раскрытию субъективного опыта обучающегося.
2.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе.
3.Стимулирование ученика к высказываниям, к использованию разных решений заданий без страха ошибиться или дать неправильный ответ.
4.Использование во время урока дидактического материала, который даёт возможности ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы обучающего содержания.
5.Оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, а за процессом его достижения.
6.Поощрение стремления находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников во время урока, выбирать и пользоваться рациональным.
7.Образование педагогических ситуаций общения на уроке, что даёт возможность каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, выбор в способах работы, образование условий для природного самовыражения учеников.
Выделенные общие цели и способы организации ЛОО урока должны быть конкретизированы учителем, в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.
Такой урок предусматривает следующие этапы:
1.Этап ориентации ( мотивации). 2.Этап целеполагания. 3.Этап проектирования. 4.Этап реализации плана деятельности. 5.Контрольно – оценочный этап.
1.Мотивация учебной деятельности
Мотивационная сфера является основой всех психических процессов человека, она делает его поведение наиболее устойчивым, оказывает существенное влияние и на умственную деятельность. Я считаю, что мотивационная сфера влияет на формирование индивидуального стиля умственной деятельности и оказывает воздействие весь процесс обучения детей в школе. Но существует и обратное влияние: специально организованная система мер оказывает влияние на развитие мотивационной сферы.
Именно мотивы определяют учение школьников, являются внутренним стимулом продвижения школьников в обучении. Поэтому в своей работе, считаю необходимым целенаправленно и ежеурочно формировать устойчивую положительную школьную мотивацию школьников.
В практике использую следующие приёмы для создания положительной мотивации учащихся к организации учебной деятельности:
1.Постановка очередных задач и их выделение на каждом уроке по теме. В структуре урока обязательным является мотивирующий этап, во время которого учащиеся подводятся к теме урока и определяют, чему они хотят научиться на уроке и зачем им это надо. Также примером может послужить то, что на каждом вводном уроке в тему мы определяет то, что нам предстоит изучить по данному разделу, и просматриваем задачи по урокам, чтобы осознанно подойти к конкретному этапу обучения.
2.Использование занимательных ситуаций на этапе мотивации.
3.Анализ проблемных ситуаций по теме урока. Решение творческих задач.
4.Решение системы творческих задач по теме урока, анализ системы проблемных ситуаций.
5. Использование исследовательских задач.
2. Целеполагани учебной деятельности.
Очень важным в личностно ориентированном уроке является этап целеполагания и прогнозирования результата. Чем же характеризуется осознанность целенаправленного действия?
■ осознание достигнутого предметного результата;
■ осознанный характер предвосхищения будущего результата;
■ дополнительное осознание некоторых побочных последствий;
осознание отношения целей к объективной ситуации (возможные и невозможные цели);
осознание отношения целей к потребностям (приемлемые и неприемлемые цели);
■ осознания отношения целей к способностям (легкие или трудные);
■ осознание самого процесса целеобразования.
На уроке используют систему приемов, направленных на принятие учеником цели обучения:
определение реальности, достижимости цели (Получится ли у нас достичь поставленную цель?);
замена нереальных целей реальными;
активная проверка, уточнение своих целей;
определение последовательности целей;
постановка новых целей с учетом достигнутого уровня;
конкретизация целей; определение целей;
определение зависимости целей от условий;
постановка нестандартных целей.
Проектирование учебной деятельности
Важным условием ЛО урока является этап проектирования, когда к планированию последующей учебной деятельности привлекаются ученики. Какими бы точными и обоснованными ни были прогноз и цели, этого недостаточно для налаживания сотрудничества в обучении. Необходимы предварительные действия, которые определяют, как могут быть достигнуты желаемые результаты. Следует спроектировать модель той работы, которая должна быть выполнена, т.е. разработать план, фиксирующий, что, когда, где и как должно произойти. Учитель и учащиеся становятся соратниками при разработке плана урока.
Этап реализации плана деятельности.
Основной этап урока – организация исполнения плана деятельности. Главными условиями личностно – ориентированного урока является создание ситуации свободного выбора способов обучающейся деятельности, выбора способов фиксации пояснения нового материала ( конспект, схема, таблица, опора, план, тезисы), выбор задания и способов их выполнения при закреплении знаний, формирований умений и навыков, вариативность домашнего задания ( дифференциация).
Неотъемлемым звеном каждого личностно ориентированного урока и организованного на нём акта учебной деятельности являются особые действия контроля и тесно связанные с ними действия оценки, играющие важную роль в организации всей учебной деятельности.
Основная форма контроля в учебной деятельности — это пооперационный контроль, т. е. контроль за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполняемого учебного действия его ориентировочной основе («плану действия»).
Однако этого вида контрольного действия недостаточно для решения задач. Важную роль играет и контроль, приводящий к отказу от старого способа действий в новых условиях и стимулирующий ребенка к поиску путей трансформации этого способа. Этот вид контроля применяется при постановке учебной задачи. Для того чтобы подобная задача была поставлена, учащиеся должны обнаружить дефицит своих возможностей, ограниченность применения уже известных им способов действий («плана»). Перед ними встает задача: проверить пригодность самого «плана», его соответствие фактическим условиям действия. Это задача тоже на контроль, но объектом контроля в ней является сам «план действия», а не его исполнение.
Методы, используемые на личностно-ориентированных уроках представляет собой познавательную, практическую, творчески- поисковую, ценностно-смысловую деятельность.
Заинтересованность, создание ярких наглядно – образных представлений, обучающая познавательная игра, создание ситуации успеха, проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, кооперация учеников, создание ситуации взаимопомощи – это приёмы на личностно-ориентированных уроках.
Личностно ориентированное обучение выполняет немаловажную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации.
Личностно ориентированное обучение, напрямую связанное с современными требованиями ФГОС, обусловленное гуманизацией образования и индивидуализацией обучения, это обучение, ориентированное на личность.
Список используемой литературы