организация здравоохранения и общественное здоровье кем можно работать с этим сертификатом
Организация здравоохранения и общественное здоровье с элементами ДОТ
Вид образования | Специальность | Кафедра | Кол-во часов | Стоимость | Форма обучения | Выпускной документ |
---|---|---|---|---|---|---|
Профессиональная переподготовка | Организация здравоохранения и общественное здоровье | Организации здравоохранения, лекарственного обеспечения, медицинских технологий и гигиены | 504 ак.ч. | 57500 руб. | Очно-заочная с применением дистанционных технологий | Диплом о профессиональной переподготовке |
Учебная программа рассматривает вопросы и перспективы развития здравоохранения на сегодняшний день, проблемы реформирования здравоохранения, правовые основы охраны здоровья граждан Российской Федерации, организацию и функционирование системы здравоохранения, менеджмент в здравоохранении, управления качеством в здравоохранении, информационный менеджмент в здравоохранении, управление персоналом медицинской организации.
Программа цикла предусматривает проведение теоретических и практических занятий с привлечением ведущих специалистов в области здравоохранения.
При организации обучения используются активные формы обучения:
· семинары/тренинги по ключевым областям менеджмента,
· практикумы по решению управленческих проблем,
· круглые столы с экспертами в области медицинского менеджмента,
· консультации и обсуждения тем курса, обмен опытом,
· самостоятельная работа с материалами курса,
· написание дипломной работы, демонстрирующей умение решать управленческие проблемы.
Организация здравоохранения и общественное здоровье
Вид образования | Специальность | Кафедра | Кол-во часов | Стоимость | Форма обучения | Выпускной документ |
---|---|---|---|---|---|---|
Профессиональная переподготовка | Организация здравоохранения и общественное здоровье | Инновационных технологий управления здравоохранением | 504 ак.ч. | 49500 руб. | Очно-заочная с применением дистанционных технологий | Диплом о профессиональной переподготовке |
Учебная программа рассматривает актуальные вопросы организации здравоохранения, управления качеством и безопасностью медицинской деятельности в медицинской организации, вопросы информатизации и цифровизации здравоохранения, стратегического и информационного менеджмента.
Проведение теоретических и практических занятий осуществляется экспертами ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, являющейся ведущей организацией в области качества и безопасности медицинской деятельности в России. Реализацией материалов учебной программы руководят заведующий кафедрой, директор ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора И.В. Иванов и профессор кафедры, д.м.н., научный руководитель ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора Е.А. Берсенева. В рамках программы слушатели, среди прочего, ознакомятся с авторским курсом профессора Шиповой В.М. «Нормирование труда в здравоохранении».
Профстандарт руководителя медицинской организации без медицинского образования
Минтруд подготовил профессиональный стандарт «руководитель медорганизации». В целом предполагается 5 основных направлений работы менеджеров в медицинской организации, которым не нужно заканчивать медицинский вуз
Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:
Эффективность деятельности медицинской организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений. Для формирования управленческого потенциала отрасли сегодня необходимо предусмотреть единую систему специальной подготовки и допуска к рынку труда в сфере здравоохранения руководителей всех компетенций, востребованных в медицинских организациях. Особое значение в формировании управленческого потенциала имеют критерии отбора управленцев с немедицинским образованием в руководящий состав медицинской организации.
Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»
Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.
В квалификационных характеристиках по должностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») содержатся должности руководителей, не предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 07.11. 2017 г. №768н.
Требования к уровню образования директора медицинской организации
Требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего (экономического, юридического) образования, специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Медицина нуждается в специалистах с немедицинским образованием
Кроме того, анализ деятельности медицинских организаций на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации, проведенный экспертами, участвующими в разработке проекта стандарта, показал, что спектр востребованных трудовых функций для привлечения специалистов с немедицинским образования предполагает расширение перечня должностей в медицинской организации,
Привлечение специалистов с немедицинским образованием к управлению медицинской организацией и подготовка таких специалистов по программе магистратуры «Общественное здравоохранение» и программе дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественного здоровья» даст возможность эффективного решения задач здравоохранения на межсекторальном уровне и освободить специалистов с медицинским образованием от непрофильного труда.
Цель профессиональной деятельности руководителя медицинской организации: обеспечение деятельности медицинской организации.
Стандарт профессиональной деятельности руководителя медицинской организации даст представление гражданам-получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам и их законным представителям.
Самим руководителям медицинских организаций профессиональный стандарт обеспечит понимание квалификационных требований и алгоритма профессиональной деятельности, необходимых для выполнения трудовой деятельности в сфере руководства медицинской организации в зависимости от должности и условий работы, что позволит определять набор навыков и умений для выполнения той или иной трудовой функции и профессионально реализовать обоснованные действия.
Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:
для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;
для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;
для организации повышения квалификации работников.
Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.
Основные задачи руководителя медицинской организации
Профессиональная деятельность таких специалистов предполагает решение множества организационно-управленческих задач: администрирование, анализ показателей общественного здоровья для выявления потребности населения в медицинской помощи на основе статистической информации всех уровней, выявление тенденций динамики показателей деятельности медицинской организации, принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, управление финансовым и юридическим блоком в медицинской организации и, наконец, общее руководство медицинской организацией, в части блока трудовых функций, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, но напрямую не затрагивающих лечебный процесс.
Так, за рубежом многие образовательные программы строятся на развитии дуальных компетенций: с одной стороны менеджера общего профиля, сведущего в области статистики и количественного анализа, с другой – специалиста в сфере здравоохранения, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, структуры, организации и финансирования системы здравоохранения, знающего проблемы и требования общества, национальное законодательство и этические нормы.
Некоторые зарубежные университеты предлагают программы магистратуры по деловому администрированию именно в сфере администрирования здравоохранением Master of Business (Health) Administration (MBus(Hlth)). А при получении степени магистра в области государственного управления, что является необходимым условием для работы в правительственных структурах, выпускники могут фокусироваться на работе в различных секторах общественной жизни, в т.ч. в здравоохранении или общественном здоровье.
Руководитель медорганизации без медицинского образования
Профессиональный стандарт «Руководитель медицинской организации» разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утверждёнными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н и макетом профессионального стандарта, утверждённого приказом Минтруда России от 29.09.2014 г. № 665н. В представленном проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» (далее-проект стандарта) объединены действия, умения и знания, свойственные специалистам с немедицинским образование, организующим деятельность персонала по обеспечению оказания медицинской помощи, а также требования к образованию и обучению, иные условия допуска специалистов к работе в сфере здравоохранения, как к виду профессиональной деятельности.
При описании трудовых функций были учтены положения нормативных правовых актов, определяющих деятельность медицинской организации, использована терминология Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.
Зачастую руководители частных медицинских организаций имеют немедицинское, а экономическое, юридическое и иное образование в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Приказ Данный предусматривает, что должность руководителя медицинской организации (за исключением должности «главный врач») могут занимать лица не только с высшим медицинским образованием, но и с высшим (экономическим, юридическим) образованием (при наличии специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении).
В связи с этим возникла необходимость разработать отдельный профессиональный стандарт, описывающий требования к руководителям медицинских организаций.
Проект профессионального стандарта включает в себя не все возможные должности руководителей медицинских организаций различного уровня. Это обусловлено тем, что в настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», включающий в себя квалификационные требования по управлению основными направлениями деятельности организации. Поэтому в проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» включаются только должности руководителей, характеризующиеся спецификой, связанной с отраслью здравоохранения.
Трудовые функции руководителя медицинской организации
В проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» выделены следующие обобщенные трудовые функции:
«Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений» (ОТФ А);
«Менеджмент обеспечения качества и безопасности деятельности медицинской организации» (ОТФ В);
«Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения» (ОТФ С);
«Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» (ОТФ D);
«Управление медицинской организацией» (ОТФ F).
На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.
В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.
Выполнение обобщенной трудовой функции А предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:«Управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных»;
«Менеджмент процессов прикрепления и открепления пациентов к медицинской организации».
Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
«Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в медицинской организации»;
«Совершенствование системы менеджмента качества»;
«Мониторинг осведомленности и обучение персонала»;
Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
«Оценка и прогноз состояния здоровья населения с учетом социальных детерминант и факторов риска заболеваний»;
«Планирование, реализация и оценка мероприятий и программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения»;
«Информирование и обучение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья»;
Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
«Организация планирования деятельности медицинской организации»;
«Организация финансово-экономической деятельности медицинской организации»;
«Анализ эффективности деятельности медицинской организации»;
«Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд медицинской организации»;
Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
«Стратегическое планирование и прогнозирование деятельности медицинской организации»;
«Управление ресурсами медицинской организации»;
«Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями»;
«Обеспечение развития медицинской организации».
Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.
Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений
В настоящее время в медицинских организациях сформировалось направление, охватывающее значительный объем работ административного характера, который нуждается в едином системном управлении и требует не сугубо медицинских знаний, а профессионального подхода к менеджменту и организации в здравоохранении. В рамках проектов «Бережливая поликлиника» и «Моя поликлиника» широкую распространенность получил опыт привлечения специалистов с немедицинским образованием к администрированию в медицинских организациях.
Высококвалифицированные администраторы с более широким кругом системных задач приходят в медицинских организациях на смену регистраторам, функции которых полностью переходят в автоматизированный режим.
Передача таких функций как управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных, менеджмент процессов прикрепления-открепления пациентов к медицинской организации, управление документооборотом медицинской организации специалистам с немедицинским образованием, позволит перераспределить нагрузку на медицинский персонал, что особенно важно в условиях недостатка врачей и медицинского персонала в медицинских организациях.
Менеджер по качеству и безопасности деятельности медицинской организации
Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.
Исходя из данного определения видно, что обеспечение качества медицинских услуг –это мультисекторальная функция, которая включает не только саму медицинскую помощь, но и ее хозяйственное, техногенное, экономическое и административное сопровождение. И рассматривать подходы к управлению качеством необходимо системно.
В Российской Федерации после обучения по программам подготовки специалистов в области управления качеством не предусмотрено отдельное изучение специфики отрасли здравоохранения. В связи с чем в проекте стандарта предусмотрено требование к образованию и обучению, наличие дополнительного профессионального образования в виде специальной подготовки в области организации здравоохранения.
Упоминание о должности уполномоченного по качеству в «Методических рекомендациях «Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений», утвержденных Руководителем Росздравнадзора от 01.08.2008 г., имеет рекомендательный характер для аптек в учреждениях здравоохранения в части обеспечения качества лекарственных препаратов.
Менеджер по качеству в медицинской организации
В настоящем проекте стандарта управление качеством медицинской помощи будет идти через внедрение системы менеджмента качества и отработку стандартных операционных процедур для каждого этапа ее оказания, включая внедрение инновационного медицинского оборудования и процедуры эффективного межведомственного взаимодействия при оказании медицинской помощи
Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 No294, предусмотрено внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 2015–16 гг. в 90%, а в последующие годы в 95% медицинских организаций.
Развитие этого направления требуют аккумуляции в единую систему управления качеством и безопасностью медицинской помощи.
Подготовленные кадры, способные реализовывать межсекторальное взаимодействие специалистов, обеспечивающих оказания медицинской помощи, будут замыкать на себе организационное и методическое руководство по обеспечению качества и безопасности медицинской помощи.
Организационно-управленческая деятельность в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи включает в себя, в том числе, трудовые действия по разработке системы менеджмента качества и положений о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональная деятельность специалиста в области менеджмента качества предполагает решение множества организационных задач и принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, через разработку, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества всей медицинской организации. Виды основных трудовых функций и трудовых действий определены и гармонизированы относительно требований профессионального стандарта «Специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья» к должностям главного врача и его заместителей с медицинским образованием (Приказ Минздрава России № 767-н от 07.11.2017).
Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения
Профилактика неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения являются приоритетными стратегическими направлениями государственной политики в РФ в области охраны здоровья нации.
Организация профилактики в Российской Федерации в настоящее время базируется на реализации популяционной стратегии, стратегии высокого риска и стратегии вторичной профилактики. На практике выявляется значительный дефицит популяционной составляющей. Низкая активность первичного звена здравоохранения в этом направлении обусловлена загруженностью врачей.
Формирование инновационного профессионального кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям системы охраны общественного здоровья, – один из путей эффективного решения новой стратегии «Здравоохранение».
Более пяти лет в медицинских вузах Российской Федерации идет подготовка и выпуск необходимых для страны современных профессиональных кадров в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения – магистров по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение», имеющих как медицинское, так и немедицинское базовое высшее образование. Данная магистерская программа изначально разрабатывалась при поддержке Минздрава России для создания необходимого странового кадрового потенциала для межсекторального решения проблем борьбы с неинфекционными заболеваниями и укрепления здоровья населения и организации и проведения профилактической деятельности в соответствии с современными международными подходами.
Наличие образования по направлению «32.04.01 «Общественное здравоохранение»
Однако, к сожалению, пока в Российской Федерации не существовало профессионального стандарта для должностей, требующих данный уровень образования. В связи с этим у выпускников данной инновационной образовательной программы возникают серьезные проблемы с трудоустройством, хотя потребность в таких специалистах на федеральном, региональном и местном уровнях очень высокая.
Безусловно, данная проблема требует скорейшего разрешения. И введение должности в медицинской организации «Уполномоченный по профилактике заболеваний и укреплению здоровья», обобщенной трудовой функцией которого является «Организация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения», будет первым вкладом в появление на российском рынке труда магистров общественного здравоохранения, подготовленных из широкого спектра медицинских и немедицинских специалистов и осуществляющих свою деятельность в различных государственных, общественных и коммерческих структурах, что, в свою очередь, будет способствовать развитию межсекторального взаимодействия в сфере профилактики заболеваний, охраны и укрепления общественного здоровья.
Важнейшей составляющей для функционирования популяционного компонента профилактики в успешных проектах, опыт которых накоплен с середины прошлого века, является межсекторальное взаимодействие, которое, в соответствии с приказом Минздрава России от 30.09.2015 № 683 н осуществляется с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями.
Также, в соответствии с приказом ФФОМС от 11 мая 2016 г. №88 «Об утверждении регламента взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи», в информировании граждан о возможных профилактических мероприятиях участвуют страховые представители.
Чем должны заниматься менеджеры по профилактике и укреплению здоровья населения?
Таким образом, уполномоченные по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения с базовым высшим немедицинским образованием могут осуществлять следующие трудовые действия (которые в настоящее время либо отсутствуют, либо возложены на врачебно-сестринский персонал):
1. В центрах медицинской профилактики (субъект РФ) и в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:
оценка и прогноз состояния здоровья населения, его детерминант и факторов риска, факторов, способствующих укреплению здоровья;
мониторирование состояния здоровья населения и факторов риска основных заболеваний;
организация и проведение профилактических мероприятий и программ;
организация межсекторального взаимодействия на уровне субъекта РФ по проблемам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
координация взаимодействия между министерствами и ведомствами, организация крупных популяционные мероприятий;
определение и отстаивание приоритетов в укреплении здоровья и профилактике заболеваний;
поиск и критический анализ профессиональной информации с помощью современных информационных технологий в международных базах данных;
организация и проведение научно-практических исследований по проблемам общественного здоровья;
составление аналитических отчетов и подготовка презентационных материалов по проблемам состояния здоровья населения и приоритетам профилактики и укрепления здоровья;
организация школ здоровья и школ для больных основными заболеваниями;
планирование, организация и координация реализации коммуникативных программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья и оценка их эффективности;
организация массовых акций, направленных на формирование здорового образа жизни населения;
формирование эффективных партнерских отношений с участниками коммуникативной программы на различных уровнях управления, с представителями различных слоев населения, в том числе и группами риска;
формирование межсекторальной команды для реализации коммуникативной программы;
планирование и реализация информационно-образовательных кампаний с привлечением средств массовой информации.
2. В страховых медицинских организациях
Менеджер по экономике и финансам: Управление финансово-экономической сферой медицинской организации
При разработке возможных наименований должностей использовались данные квалификационных характеристик, других нормативных правовых актов.
Управление медицинской организацией
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего профессионального (экономического, юридического) образование и специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Несмотря на указанные законодательные коллизии в современных условиях возрастает роль экономических и юридических знаний в практике руководителя медицинской организации.
Руководитель медицинской организации с немедицинским образованием реализует управленческие функции, связанные со стратегическим планированием организационного развития, обеспечением и внутренним контролем процессов административной и финансово-хозяйственной деятельности. Это в свою очередь позволяет системно выстраивать управленческую вертикаль медицинской организации и обеспечивать эффективность управленческой деятельности, и соответственно профессиональной специализации разделять трудовые функции и действия руководства, и обеспечивать системность и преемственность управленческих решений.