оперативное наблюдение можно охарактеризовать как

НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ

МЕРОПРИЯТИЕ

Понятие оперативного наблюдения.

Наблюдениеэто негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, за используемыми ими транспортными средствами, за местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, о соучастниках, а также о местах хранения орудий преступления и добытого преступным путём (похищенного чужого имущества, полученного в результате вымогательства, изготовленной контрафактной продукции, предметов взятки, документов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений и т. п.

Виды оперативно-розыскного наблюдения.

Наблюдение может быть физическим, электронным, комплексным (сочетающим элементы того и другого).

Физическое наблюдение основано на визуальном способе слежения и может осуществляться сотрудниками оперативных аппаратов, специализирующихся на этих методах, самим оперативным работником, а также иными лицами по поручению оперативного работника.

Электронное наблюдение основано на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях, транспортных средствах, на местности, в том числе в местах скопления людей (театрах, рынках, магазинах, на выставках и т. д.)

Электронное наблюдение ведётся сотрудниками специальных оперативно-технических подразделений правоохранительных органов (ФСБ, МВД, СВР, ФСКН, таможенных органов, органов исполнения наказания и др.

Электронное наблюдение осуществляется с помощью специальной аппаратуры аудиозаписи в целях слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.

Наблюдение – это мероприятие ограниченного использования, оно осуществляется по решению руководителя оперативного аппарата МВД (ГУВД, УВД) субъекта РФ за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Запрещён сбор, хранение, использование, распространение информации о частной жизни проверяемого, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, проводится только на основании судебного решения. В ходе наблюдения проводятся негласные фото, видеосъёмка.

Организация и тактика осуществления оперативно-розыскного

Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, используются только для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Понятие отождествления личности как одного из видов

Оперативно-розыскных мероприятий

Отождествление личностиспособ установления лиц, причастных к преступной деятельности или находящихся в розыске, заключается в непроцессуальном опознании личности по признакам её внешности, голосу, запаху, иным данным.

Непроцессуальное опознание может происходить в разных организационно-тактических формах, с использованием различных средств ОРД, а факт его проведения сохраняется в тайне от разыскиваемого.

Результаты отождествления оформляются рапортом (справкой) оперработника, а также объяснением опознавшего гражданина.

Содержание отождествления личности

Отождествление личности может производиться с использованием служебно-розыскной собаки по запаховым следам в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Наукой установлено, а практикой подтверждено, что запах человека строго индивидуален и может храниться многие десятки лет. Однако, до настоящего времени пока ещё не выяснено, какие компоненты и их соотношение обеспечивают индивидуальность и устойчивость запаха.

Криминалистическое значение запахового следа предопределяется тем, что он способен длительное время удерживаться на поверхности предметов, с которыми человек соприкасался. Сохранению запаховых следов способствует и то, что они, как и микрообъекты, не воспринимаются человеком, поэтому чаще всего сохраняются на месте происшествия.

Основные средства сбора и консервации запахового следа: байковые или фланелевые салфетки размером 10х15 см, используемые в качестве адсорбента; алюминиевая фольга; стеклянные банки ёмкостью 0,5 л с герметически закрывающимися крышками; упаковочный материал; резиновые перчатки; пинцет, ножницы, шпатель, пульверизатор с водой. Средства для изъятия запаховых следов должны быть чистыми, без примесей посторонних запахов. Перчатки, банки, крышки моют в горячей воде с мылом, сушат в сушильном шкафу, а байковые или фланелевые салфетки стирают и сушат при температуре не выше 70° С.

Запаховые следы изымают до начала активного осмотра места происшествия. Объектами, содержащими запаховые следы, являются: пятна высохшей крови; отделившиеся и засохшие без процессов гниения частицы человеческого организма; вещи (одежда, обувь, головные уборы); окурки; орудия преступления; предметы, находившиеся не менее получаса в контакте с телом живого человека; следы обуви, ног.

При реализации данного оперативно-розыскного мероприятия запаховые следы фиксируют и собирают негласным или зашифрованным путём.

Запах собирают путём продолжительного контакта (1-1,5 часа) адсорбента с предметом-носителем следа. Для этого чистую байковую (фланелевую) салфетку изымают пинцетом из банки или упаковочной фольги, накладывают на место, где предположительно имеется запаховый след, и плотно прижимают куском фольги. После завершения сбора запаха адсорбент пинцетом помещают в банку и плотно её закрывают. Все действия по сбору запахового следа описывают в протоколе осмотра места происшествия, к которому приобщают изъятые объекты.

Вещественные доказательства, на которых имеются потожировые вещества, следы крови и т. п., могут быть объектами различных экспертиз, и одновременно они являются источниками индивидуального запаха. С таких предметов запах извлекают в лабораторных условиях с помощью специальной техники.

В настоящее время одорологические исследования проводятся, чаще всего, с применением собак-детекторов, исключительные биосенсорные возможности которых пока недоступны для экспериментальных методов.

Кроме того, возможности одорологии могут применяться и для одорологической выборки.

Одорологические исследования позволяют установить наличие запаха человека на определённых объектах и принадлежность запаха конкретному проверяемому лицу.

Полученная информация имеет важное ориентирующее значение и впоследствии может быть использована для изобличения преступника с помощью процессуальных средств доказывания.

Источник

Оптико-механические приборы наблюдения

оперативное наблюдение можно охарактеризовать как оперативное наблюдение можно охарактеризовать как оперативное наблюдение можно охарактеризовать как оперативное наблюдение можно охарактеризовать как

оперативное наблюдение можно охарактеризовать как

оперативное наблюдение можно охарактеризовать как

Программа МДК 01.04 «Специальная техника»

Для группы ПД-2-17

ПРИБОРЫ ОПЕРАТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРИБОРЫ И ОПТИЧЕСКИЕ

ЭНДОСКОПЫ

ЭЛЕКТРОННО-ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ

Приборы оперативного наблюдения

Понятие «наблюдение» применимо ко многим сферам человеческой деятельности. Философы определяют наблюдение как форму восприятия, одну из форм чувственного познания. Однако от простого, элементарного восприятия наблюдение в своей наиболее эффективной форме отличается преднамеренностью, целенаправленностью и планомерностью. При этом процесс наблюдения всегда связан с концентрацией внимания на объекте наблюдения, что усиливает восприимчивость наблюдателя к нему. Философский энциклопедический словарь трактует наблюдение как «преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла». Для наблюдения пользуются оптическими приборами (бинокль, стереотруба, дальномер, перископ). Ночью и в условиях ограниченной видимости применяются приборы ночного видения и осветительные средства (прожекторы, осветительные ракеты и др.).

Сотрудники органов внутренних дел используют оперативное наблюдение при исполнении своих служебных обязанностей. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 1 ст. 6) предусматривает наблюдение как одно из оперативно-розыскных мероприятий. Оперативное наблюдение можно охарактеризовать как направленное, систематическое, непосредственно визуальное или опосредованное восприятие значимых для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности деяний лиц и явлений (событий, фактов, процессов), их фиксация и документирование с использованием оперативно-технических средств. В своей служебной деятельности сотрудники правоохранительных органов проводят наблюдение как в гласной, так и негласной форме. Таким образом, приняв приведенные выше формулировки за основу, можно дать следующее определение: технические средства наблюдения, используемые в органах внутренних дел – это приборы, предназначенные для расширения физических возможностей органов зрения наблюдателя при решении задач оперативно-служебной деятельности, наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес, документирования их преступной деятельности.

По принципу действия приборы наблюдения можно разделить на четыре класса: оптико-механические; телевизионные приборы и оптические эндоскопы; электронно-оптические;

Оптико-механические приборы наблюдения

Конструкция оптико-механических приборов в основе своей состоит из системы линз и (или) зеркал и других элементов, преобразующих свет по законам геометрической оптики. Как технические средства они применяются для наблюдения объектов в видимом диапазоне. В этих приборах не происходит преобразования видимого света в какие-либо другие виды энергии. Оптико-механические средства оперативного наблюдения могут включать в свою конструкцию и некоторые электронные системы (отображения дополнительной информации, стабилизации изображения и др.), а приборы, относимые в пособии к оптико-электронным средствам наблюдения всегда имеют оптико- механические элементы. К оптико-механическим приборам относятся телескопы, бинокли, перископы, эндоскопы, оптические прицелы и т.п.

Оптико-механические приборы наблюденияпредназначены для наблюдения за объектом на расстоянии или из-за укрытий в дневное и вечернее время суток. По функциональным возможностям их можно объединить в следующие группы:

— бинокли, монокуляры, зрительные трубы, телескопы, оптические прицелы. Главным достоинством этих приборов является увеличение масштаба изображения контролируемого объекта, что позволяет в процессе наблюдения эффективно использовать их удаленность в качестве основного фактора маскировки;

— устройства, выполненные по перископической системе, позволяющие полностью замаскировать наблюдателя в укрытии;

— инверторы дверного глазка, дополняющие стандартный глазок и дающие возможность осмотра внутреннего помещения;

оперативное наблюдение можно охарактеризовать как

— полупрозрачные зеркала, предназначенные для одностороннего наблюдения за объектом;

— объективы, представляющие собой систему оптических линз, заключенных в специальную оправу и собирающих свет, идущий от рассматриваемого через окуляр объекта;

— досмотровые комплекты зеркал, обеспечивающие возможность осмотра труднодоступных мест (межмебельных проемов, дымоходов, вентиляционных отверстий, строительных конструкций, автомобилей и т.п.).

В качестве критериев выбора того или иного вида оптико-механического прибора выступают такие тактико-технические характеристики, как фокусное расстояние, светосила объектива, угол поля зрения и другие параметры.

К данной группе приборов можно отнести, например, бинокль зеркально-линзовый с центральной фокусировкой (БЗЛ 30х60), 30-кратным увеличением, диаметром входного зрачка 60 мм и угловым полем зрения в пространстве 2 градуса, который позволяет производить наблюдение за особо удаленными объектами.

Такие устройства, как фотоснайперы (ФС-12, ФС-122, ФС-122ТК), изготовленные на базе отечественного фотообъектива «Таир-3» с фокусным расстоянием 300 мм, обеспечивают наблюдение за объектом, находящимся на расстоянии не менее 150 м.

Определенный интерес вызывает бинокулярный прибор наблюдения со стабилизацией изображения (БС 16х40 «Кондор»), позволяющий вести наблюдение в условиях, осложненных тряской и вибрацией. Основу системы составляет блок призм, кинематически связанный с ротором гидростабилизирующего узла, который обеспечивает стабильное положение в пространстве визирной оси независимо от угловых колебаний самого прибора.

В процессе наблюдения за объектами используются различные типы объективов, от правильности выбора которых в немалой степени зависит успех проводимого мероприятия. Так, длиннофокусные объективы (телеобъективы) обеспечивают качественное наблюдение объектов, находящихся на значительном удалении. К ним можно отнести такие отечественные объективы, как «Таир-3» – фокусное расстояние 300 мм, «МТО-500» (3М-5АМС) – 500 мм, «МТО-1000» (МТО-11) – 1000 мм, «Гранит-11» – переменное фокусное расстояние – 80–200 мм. При их применении следует учитывать то, что увеличение кратности объектива приводит к уменьшению угла поля зрения и, следовательно, к необходимости надежной фиксации при ведении наблюдения.

Источник

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (общая часть)

Электронное учебное издание

§ 7. Наблюдение

Наблюдение — это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в визуальном и ином восприятие и фиксации значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, деяний, событий и процессов.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 21 октября 2008 г. № 862-О-О это оперативно-розыскное мероприятие представляет собой визуальное, электронное или комплексное слежение и контроль за поведение (действиями) лица, направлено на получение информации о признаках его преступной деятельности и другой информации, необходимой для решения задач ОРД.

Наблюдение можно условно классифицировать на простое — осуществляемое самостоятельно сотрудником оперативного подразделения и сложное — с задействованием сотрудников специальных подразделений.

Наблюдение может быть физическим, когда информация воспринимается органами чувств человека, электронным, когда информация получается и фиксируется при помощи технических средств и комплексным — одновременное использование органов чувств и технических средств.

С помощью наблюдения решаются следующие задачи:

— выявление, предупреждение и пресечение преступных действий объектов наблюдения;

— установление мест нахождения скрывшихся от следствия и суда лиц, а также осужденных, уклоняющихся от отбытия наказания; изучение образа жизни, поведения, привычек и наклонностей проверяемых лиц, маршрутов движения, выявление их связей, мест хранения похищенного имущества, возможного пользования тайниками, отправления почтовой и телеграфной корреспонденции, бандеролей, посылок;

— документирование отдельных действий объектов наблюдения и их связей с помощью видеосъемки, звукозаписи, фотографирования;

— обеспечение в дальнейшем эффективного проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

В процессе работы по предупреждению преступлений наблюдение может позволить собрать сведения о наличии или формировании преступных групп, их составе, намерениях, распределении ролей, а также имеющихся между членами групп несогласованности и противоречий, которые могут быть использованы в мероприятиях по их разобщению, склонению к отказу от совершения преступлений или в иных оперативных целях, о подготавливаемых преступлениях и намеченных объектах преступного посягательства.

На стадии пресечения преступлений наблюдение позволяет не допустить реализацию преступных намерений и действий в оконченное преступление, обеспечивает задержание преступников с поличным при совершении подготовительных действий или покушения на преступление.

В работе по раскрытию преступлений и розыску преступников использование наблюдения позволяет обнаруживать преступников и получать данные, имеющие значение для их разоблачения; изучать образ жизни и поведение наблюдаемых, их привычки и наклонности в целях использования этих данных в оперативной работе; выявлять соучастников, с которыми наблюдаемые вступают в контакт, потерпевших, очевидцев преступления и иных лиц, располагающих информацией, представляющей оперативный интерес, а также притоны, места концентрации правонарушителей и сбыта похищенного; обнаруживать предметы и документы, которые могут быть вещественными доказательствами; обеспечивать возмещение причиненного преступниками материального ущерба путем выявления тайников, иных мест хранения и сбыта вещей и ценностей, нажитых преступным путем, получения данных о намерениях или действиях по сокрытию подлежащего описи и конфискации имущества; устанавливать места нахождения разыскиваемых преступников, способствовать их задержанию; фиксировать отдельные эпизоды преступной деятельности наблюдаемых лиц и их связей с помощью негласного фотографирования, киносъемки, видеозаписи, а также других технических средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.

Объектами наблюдения могут быть:

— лица, в отношении которых имеется информация о подготовке или совершении ими преступлений;

— лица, располагающие сведениями о готовящихся, совершаемых, совершенных преступлениях или имеющих связь с преступниками;

— родственники или знакомые разыскиваемого преступника, если есть основания полагать, что наблюдение за ними позволит обнаружить разыскиваемого или получить данные о его месте нахождения;

— места концентрации лиц, которые подозреваются в преступной деятельности;

— места хранения орудий преступлений и похищенного имущества;

— места возможного появления разыскиваемых лиц;

— места возможного совершения преступлений.

Проведение простого наблюдения не требует составления постановления на проведение ОРМ и утверждения его у руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а проводится по решению сотрудника оперативного подразделения. Проведение наблюдения, ограничивающего конституционное право на неприкосновенность жилища (наблюдение в жилых помещениях), допускается только на основании судебного решения.

Оформление результатов наблюдения. Результаты наблюдения, проводившегося лично оперативным сотрудником либо по его поручению другими сотрудниками органов внутренних дел, оформляются рапортом. Данные документы могут быть использованы как в оперативных целях, так и в процессе доказывания в соответствии с уголовно-процессуальным законом. Наблюдение, осуществляемое сотрудниками специальных подразделений оформляется в установленном порядке. К составляем документам могут приобщаться носители зафиксированной информации. Которые также в последующем могут быть использованы в процессе доказывания по уголовному делу.

Источник

§ 6. Наблюдение

Наблюдение — это ОРМ, направленное на получение оперативнорозыскной или иной юридически значимой информации путем непосредственного или опосредованного, с помощью технических средств, визуального и (или) слухового контроля за физическими лицами либо другими объектами независимо от места его проведения при условии законного нахождения наблюдающих в указанном месте.

хики преступника и особенностей той преступной профессии, к которой принадлежит преследуемый преступник.

Н.И. Якимов выделял общий, специальный, обыкновенный и особый виды наблюдения.

Общее наблюдение устанавливается в общественных местах за профессиональными преступниками с целью их изъятия и обезвреживания.

Специальное наблюдение устанавливается за каким-либо лицом или для выяснения каких-либо обстоятельств.

Обыкновенное наблюдение осуществляется без изменения своей внешности наблюдателем.

Особое наблюдение предполагает принятие наблюдателем на себя какой-либо роли, использование грима и другого костюма1.

Наблюдение предполагает визуальное, электронное или комплексное слежение, контроль и (или) фиксацию действий, событий, фактов, обстановки в целях получения информации о признаках преступной деятельности, связях наблюдаемого, маршрутах передвижения, месте хранения похищенного и другой информации, необходимой для решения задач ОРД.

Объектами наблюдения являются люди, их внешние признаки, как статические, гак и динамические, внешние проявления их эмоционального состояния, характера, темперамента, навыков и др.; их действия, в том числе образующие признаки и способы подготовки, совершения и сокрытия преступлений; их транспорт и места проживания, время препровождения.

Наблюдение может быть как непосредственным, так и опосредованным. При непосредственном наблюдении должностное лицо лично воспринимает объект и информация об объекте поступает к нему без промежуточных звеньев. Опосредованное наблюдение предполагает восприятие информации через других лиц, дающих информацию о наблюдаемом лице или событии. Опосредованное наблюдение проводится при помощи лиц, оказывающих содействие ОРО, а также сотрудниками специальных подразделений, осуществляющих проведение рассматриваемого ОРМ.

В процессе визуального наблюдения могут применяться кино-, фото-, видеоаппаратура, а также средства аудиозаписи, аппаратные средства слухового контроля разговоров наблюдаемых.

Осуществление простого наблюдения не требует санкции руководителя OPO и проводится по решению оперативника. Наблюдение, влекущее ограничение конституционных прав граждан, допускается исключительно на основании судебного решения и при наличии специальной информации, предусмотренной ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД. В случаях, требующих привлечения к наблюдению значитель

ных сил и средств, а также финансовых затрат, наблюдение осуществляется на основании рапорта сотрудника ОРО, утверждаемого руководителем ОРО.

Наблюдение как OPM может осуществляться под прикрытием наблюдения как формы таможенного контроля. В соответствии со ст. 370 TK таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредственное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Наблюдение как форма OPM может совмещаться и с такими формами таможенного контроля, как таможенный осмотр (ст. 371 TK), досмотр товаров и транспортных средств (ст.

Наблюдение как OPM может осуществляться как внутри РФ, так и за пределами Государственной границы РФ. Наблюдение как OPM на территории СНГ регламентировано Соглашением о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД, заключенным Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ 18 декабря 1998 г.

Кроме того, поскольку РФ сотрудничает в правоохранительной сфере с Европейским Союзом (ЕС), то следует учитывать соглашения, подписанные в рамках ЕС. Так, в Шенгенской конвенции 1990 г. (раздел IlI «Полиция и безопасность») сотрудникам национальной полиции фактически разрешено осуществлять наблюдение как вид OPM в пределах не только своей, но и других стран ЕС. Трансграничное полицейское наблюдение должно закончиться в течение 5 часов с момента пересечения границы другого государства — члена ЕС или раньше, по требованию компетентных органов последнего.

На основании ст. 41 Шенгенской конвенции полицейские, которые в своей стране осуществляют преследование лица, застигнутого на месте преступления, уполномочены при необходимости продолжать преследование и на территории других стран ЕС.

Если преследование увенчалось успехом, то им разрешается произвести задержание лица как минимум до того момента, когда прибудут сотрудники местной полиции[50].

Результаты наблюдения Фиксируются в оператизно-розыскных документах, а также с помощью кино-, фото-, видео-, аудиозаписи наблюдавшихся объектов. В итоговом оперативно-служебном документе отражаются (в хронологическом порядке) развитие наблюдаемого события, контакты наблюдаемого лица с другими лицами и иные обстоятельства.

Решение проблемы использования в уголовно-процессуальном доказывании результатов наблюдения зависит в значительной мере от того, осуществлялось ли оно непосредственно оперативником или конфидентом.

Оперативник нередко лично наблюдает действия, относящиеся к обстоятельствам, имеющим значение для уголовного дела. Возможен его допрос в качестве свидетеля. В силу ст. 56 УПК в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. Ho ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 12) устанавливает, что предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *