они можно сказать явились опытной моделью механического искусства в целом

Они можно сказать явились опытной моделью механического искусства в целом

Задание №1344.
Информационная обработка текста. ЕГЭ по русскому

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Часы стали первым автоматом, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение. (2)Многие конструкторские идеи, которые впоследствии использовались в других отраслях техники, были поначалу опробованы в часах, и для многих механизмов, созданных в последующие времена, часы послужили образцом. (З)Они, можно сказать, явились опытной моделью механического искусства в целом.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Часы, получившие широкое распространение, послужили образцом для создания многих механизмов, на них были опробованы многие конструкторские идеи, поэтому их можно считать опытной моделью механического искусства.

2) Первым автоматом, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение, стали часы, послужившие образцом для создания бытовой техники.

3) Толчком к разработке множества конструкторских идей стало создание часов — универсального механизма, получившего повсеместное распространение.

4) Образцом для создания модных аксессуаров стали часы, созданные для практических целей и получившие повсеместное распространение.

5) Часы оказались опытной моделью механического искусства: на них были опробованы многие конструкторские идеи, они стали образцом для создания многих механизмов и получили широкое распространение.

Пояснение:
В предложениях 1 и 5 верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

Источник: ЕГЭ 2020. Русский язык. 36 вариантов. Под ред. И.П. Цыбулько
Сообщить об ошибке

Источник

ЕГЭ 2020: вариант 24

ЕГЭ: текст

(1)Часы стали первым автоматом, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение. (2)Многие конструкторские идеи, которые впоследствии использовались в других отраслях техники, были поначалу опробованы в часах, а для многих механизмов, созданных в последующие времена, часы послужили образцом. (3)Они, можно сказать, явились опытной моделью механического искусства в целом.

Задания:

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лЕкторов
налилА
зАгнутый
обострИть
избАлованный

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В роли талантливого дирижёра молодой актёр был весьма ОРГАНИЧНЫМ.
Наиболее безопасный и ЭФФЕКТИВНЫЙ способ борьбы с вредными насекомыми — биологический.
Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее чем за 45 суток до даты его отправления.
Школьники ВЫРАСТИЛИ в саду розы двух сортов.
Мастерство вырабатывается из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию зрителей.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ИНЖЕНЕРА
пара НОСКОВ
БЕРЕЖЁТ природу
офицерских ПОГОН
красивого ПОЧЕРКА

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) У всех, кто видел, как в День пограничника над Красной площадью вновь пролетели самолёты, это вызвало радость, поскольку за многие предшествующие годы люди привыкли, что небо страны находится под надёжной защитой.
2) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».
3) Посмотрев премьеру спектакля, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актёра.
4) Все, кто присутствовал на заседании учёного совета, убедился в обоснованности решения о недопуске соискателя к защите диссертации.
5) В первое кругосветное плавание экспедиция под командованием капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского отправилась из Кронштадта на кораблях «Неве» и «Надежде».
6) Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.
7) Определяя возраст находки, археологи используют несколько методов.
8) В музее «Эрмитаж» наряду с классическими произведениями представлены образцы современного искусства.
9) В праздник Рождества Александр I, восславивший храбрость и терпение русских воинов, объявил об изгнании Наполеона из России.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Крупные зубья пилы, ёрзая взад-вперёд, с каждым разом захватывают (НЕ)ПРИМЕТНЫЙ на первый взгляд кусочек древесины.
Мне (НЕ)(О)ЧЕМ с вами разговаривать.
Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.
Гибнущий сад и (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ в силу различных обстоятельств любовь — две внутренне связанные темы пьесы.
Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе «Перово».

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.
(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.
Исходя из представления о предопределённости можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.
Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.
Она этот роман читала раньше, (И)ТАК он ей понравился, что решила прочесть ещё раз; (В)ПРОЧЕМ, ничего другого под рукой и не было.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою — такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но знаю я, что лживо, а что свято, —
Я это понял (1) всё-таки (2) давно.
Мой путь один, всего один (3) ребята, —
Мне выбора (4) по счастью (5) не дано.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Моя родина — небольшой город Орловской губернии. (2)Мне кажется, я умер бы от изнеможения и блаженства, если бы сейчас увидел его в нагорье реки Сосны. (3)Она не блещет никакими красотами. (4)Однако она не лишена того, чего не лишена почти всякая земля в нашей средней России: красоты лета и зимы, весны и осени, закатов и восходов, рек и деревьев. (5)Но всё это тихо, просто, скромно, незаметно и в неподвижности своей прекрасно. (6)То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей: благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, — всё это мне было дано в восприятии родины. (7)Она задушевна, как русская песня, и, как она, исполнена поэзии музыки. (8)Только её надо слышать самому, внутренним слухом, потому что она не потрясает, не гремит и не кричит, но тихим шёпотом нашёптывает свои небесные сны. (9)Родина — это не только страна, где «впервые вкусили сладость бытия», родина — это нечто гораздо большее.

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

ЕГЭ: текст Астафьева В.П.

(1)Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. (2)Ох, какое это зрелище! (3)К нему не притерпеться, не привыкнуть. (4)Я, во всяком разе, не смог. (5)Ведь некоторым сёлам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счёта, — тыща лет! (6)А может, и более. (7)И самое печальное зрелище — это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище.

(8)Я заглянул в окно покинутой избы. (9)В ней ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. (10)Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской. (11)На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье — ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. (12)В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые. (13)3а лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи.

(14)3десь жили хозяева! (15)Настоящие. (16)Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой — жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое. (17)Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу — и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.

(18)А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой-муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. (19)Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз «рогами», валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колёс — ступить некуда. (20)В самой избе кавардак невообразимый. (21)На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. (22)Меж ними птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. (23)Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружьё, пустые гильзы, подполье чёрным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, — отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламлённую избу с презрением: « (24)Хватит! (25)Поворочала! (26)Теперь в городе жить стану, как барыня. »

(По В. П. Астафьеву*)
*
Виктор Петрович Астафьев (1924 — 2001) — русский писатель, драматург, эссеист

Источник

ЕГЭ: задание 2 (тест 3)

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

С другой стороны,
Ведь
Напротив,
Хотя
Несмотря на это,

ЕГЭ: текст В2

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Лишь
И если
Именно
Например,
Причём

ЕГЭ: текст В6

(1)Носовые гласные, свойственные фонетической системе старославянского языка, где они обозначались специальными буквами — юсами Ѫ (о носовое) и Ѧ (э носовое), и сохранившиеся до настоящего времени в польском и кашубском языках, некогда были присущи всем славянским языкам. (2)Образовавшисъ ещё в праславянский период, впоследствии они во всех славянских языках, кроме польского и кашубского, в разное время подверглись утрате, переходу в неносовые чистые. (3) изменение носовых гласных в неносовые не было одинаковым в славянских языках, а это говорит о том, что произношение их в разных славянских языках было неодинаково.

Ведь
Поэтому
Хотя
Несмотря на это,
Однако

ЕГЭ: текст В9

(1)Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3) постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот слово.

ЕГЭ: текст В12

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Самостоятельно подберите союзное слово, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.

ЕГЭ: текст В18

(1)Анализируя законы развития помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, А. Н. Радищев установил внеэкономический насильственный характер связи между помещичьими и крестьянскими хозяйствами, выявил антагонизм между ними, разоблачил классовую сущность абсолютистского государства, решительно стоящего на защите экономических и политических интересов дворянства. (2)Из этого следовал вывод, что радикальное изменение феодальных производственных отношений невозможно осуществить путём постепенных реформ: необходимы решительные меры. (3) <. >во всех его работах — публицистических, философских, экономико-географических и государственно-правовых — находила то или иное отражение радикальная идея о необходимости уничтожения феодального строя в России путём крестьянской революции.

Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

ЕГЭ: текст В21

(1)В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном — предметом, всегда издающим ноту «ля» и служащим эталоном чистоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. (2)Дело в том, что в оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку окружающая температура не влияет на его музыкальный строй и его нота «ля» всегда устойчива. (3)Но <…>с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

ЕГЭ: текст

(1)Часы стали первым автоматом, созданным для практических целей и получившим повсеместное распространение. (2)Многие конструкторские идеи, которые впоследствии использовались в других отраслях техники, были поначалу опробованы в часах, а для многих механизмов, созданных в последующие времена, часы послужили образцом. (3)Они, можно сказать, явились опытной моделью механического искусства в целом.

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите эту частицу.

ЕГЭ: текст

(1)О том, что электрический ток за счёт сопротивления вызывает нагрев проводника, по которому он течёт, знают самые нерадивые школьники, ведь на этом основан принцип действия электрической лампы с нитью накаливания, электрических нагревателей, электрочайников, утюгов. (2) Однако в природе существуют удивительные материалы — сверхпроводники, которые не имеют электрического сопротивления при их охлаждении до весьма низких температур. (3)Отсутствие сопротивления приводит к тому, что плотность электрического тока, протекающего по таким материалам, может достигать гигантских значений, но сверхпроводник при этом нагреваться не будет.

Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это союзное слово.

ЕГЭ: текст

(1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток таких фильтров — низкая пылеёмкость, поэтому на производствах, содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.

Источник

Они можно сказать явились опытной моделью механического искусства в целом

они можно сказать явились опытной моделью механического искусства в целом

они можно сказать явились опытной моделью механического искусства в целом

Мария Брауман запись закреплена

Вариант 18
Часть 1
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В той местности, где находятся обе избы, дрова (преимущественно берёзовые и ольховые) принято заготавливать весной.
2) Рассказчик возмущён поведением городских браконьеров, устроивших невообразимый кавардак во второй избе.
3) Все покинутые дома выглядят одинаково захламлёнными, ведь бывших хозяев в большей степени заботит будущее, нежели прошлое.
4) Ружьё и гильзы, найденные рассказчиком во второй избе, свидетельствуют, по его словам, о том, что хозяин дома был профессиональным охотником.
5) Одной из причин, заставляющих людей покинуть деревенские избы, является урбанизация, уничтожающая всё на своём пути.
Ответ:________________________
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-7 содержится рассуждение.
2) В предложениях 10—11 содержится описание.
3) В предложениях 14-17 представлено повествование.
4) Предложение 18 противопоставлено по содержанию предложению 19.
5) Предложения 21-23 поясняют, раскрывают содержание предложения 20.
Ответ:________________________
24. Из предложений 14—17 выпишите слово со значением «содержащийся в порядке, благоустроен-ный».
Ответ:________________________
25. Среди предложений 1—11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:________________________

1) метафора
2) фразеологизм
3) эпитеты
4) парцелляция
5) обращение
6) неологизмы
7) противопоставление
8) восклицательные предложения
9) устаревшая лексика

Источник

Башенные часы Герберта

Различные устройства для измерения времени создавались уже в глубокой древности. Непосредственными предшественниками механических часов, подготовившими их изобретение, были водяные часы. В сложных водяных часах использовались уже циферблат с перемещающейся по нему стрелкой, груз в качестве движущей силы, колесные передачи, механизм боя и марионетки, разыгрывавшие различные сцены. Так, например, настоящим техническим шедевром для своего времени были водяные часы, подаренный Карлу Великому халифом Гаруном-аль-Рашидом. Богато украшенные, они имели часовой циферблат и каждый час провозглашали звуковым ударом металлического шара, который выскакивал на декоративную решетку. В полдень у этих часов открывались ворота и из них выезжали рыцари. В средневековых хрониках есть много упоминаний и о других остроумных конструкциях водяных часов. Однако подлинный переворот в технике и хронометрии произошел, как уже говорилось, только после появления колесных механических часов.

Упоминания о первых башенных колесных часах в Европе приходится на границу 13 и 14 веков. Могли ли такие часы появиться раньше? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим из каких основных компонентов состоит часовой механизм. Таких главных узлов можно выделить шесть. 1) двигатель; 2) передаточный механизм из зубчатых колес; 3) регулятор, создающий равномерное движение; 4) распределитель, или спуск; 5) стрелочный механизм и 6) механизм перевода и заводки часов.

Первые часовые механизмы приводились в движение энергией опускающегося груза. Приводной механизм состоял из гладкого деревянного вала и намотанного на него пенькового каната с каменной, а позднее металлической гирей на конце. Благодаря силе тяжести гири, канат начинал разматываться и вращал вал. На вал было насажено большое или главное зубчатое колесо, находившееся в сцеплении с зубчатыми колесами передаточного механизма. Таким образом, вращение от вала передавалось механизму часов.

Однако, чтобы часы могли служить для измерения времени, стрелка должна совершать свои обороты с одной и той же периодичностью. Между тем груз, как это всем хорошо известно, движется под действием сил притяжения с ускорением. Если бы гиря опускалась свободно, то вал вращался бы ускорено, соответственно, стрелка делала бы каждый следующий оборот за более короткое время, чем предыдущий. Столкнувшись с этой проблемой, средневековые механики (хотя они и не имели понятия об ускорении) сообразили, что ход часов не может зависеть только от движения груза. Механизм необходимо было дополнить еще одним устройством. Это устройство должно было обладать собственным, независимым «чувством времени» и, в соответствии с этим «чувством», управлять движением всего механизма. Так родилась идея регулятора.

Если современного человека спросить, какое простейшее приспособление целесообразнее всего использовать в качестве регулятора, он, скорее всего, назовет маятник. Действительно, маятник лучше всего удовлетворяет поставленным условиям. В этом можно убедиться, сделав простой опыт. Если шарик, привязанный к достаточно длинной нити, отклонить на небольшой угол и отпустить, он начнет колебаться. Вооружившись секундомером, можно посчитать, сколько колебаний совершит маятник, к примеру, за каждые пятнадцать секунд. Продолжая наблюдения в течение полутора-двух минут, легко заметить, что все измерения совпадают. Из-за трения о воздух размах колебаний шарика будет постепенно уменьшаться, но (и это очень важно!) длительность колебания будет при этом оставаться неизменной. Другими словами, маятник обладает прекрасным «чувством времени». Однако долгое время эти замечательные свойства маятника были неизвестны механикам, и маятниковые часы появились только во второй половине XVII века. В первых механических часах регулятором служило коромысло (билянец). Коромысло с древних времен применялось в таком широко распространенном устройстве как весы. Если на каждое плечо таких коромысловых весов поместить равные грузы, а потом вывести весы из состояния равновесия, коромысло будет совершать достаточно равные колебания наподобие маятника. Хотя эта колебательная система уступает во многих отношениях маятнику, она вполне может использоваться в часах. Но любой регулятор, если постоянно не поддерживать его колебания, рано или поздно остановится. Для того чтобы часы работали, необходимо, чтобы часть двигательной энергии от главного колеса постоянно поступало к маятнику или билянцу. Эту задачу в часах выполняет устройство, которое называется распределителем или спуском.

Спуск всегда был и остается самым сложным узлом в механических часах. Через него осуществляется связь между регулятором и передаточным механизмом. С одной стороны спуск передает толчки от двигателя к регулятору, необходимые для поддержания колебаний последнего, а с другой стороны, подчиняет движение передаточного механизма (а следовательно и действие двигателя) закономерности движения регулятора. Правильный ход часов зависит главным образом от спуска. Именно над его конструкцией больше всего ломали себе голову изобретатели. Самый первый спуск представлял собой шпиндель с палетами, поэтому его называют шпиндельным. О принципах его действия будет подробно рассказано ниже.

В первых часах не было специального механизма заводки. Вследствие этого подготовка часов к работе требовала очень больших усилий. Мало того, что по несколько раз в день приходилось поднимать на значительную высоту очень тяжелую гирю, надо было еще и преодолевать огромное сопротивление всех зубчатых колес передаточного механизма. (Понятно, что главное колесо, если оно жестко сидит на валу двигателя, при подъеме гири будет вращаться вместе с валом, а с ним будут вращаться и остальные колеса). Поэтому уже во второй половине 14 века главное колесо стали крепить таким образом, что при обратном вращении вала (против часовой стрелки) оно оставалось неподвижным.

Из шести описанных нами главных узлов часового механизма большая часть по отдельности уже использовались в античности. Новыми были только два изобретения: идея подвешивать груз в качестве двигателя для часов и идея использовать шпиндель в качестве спуска. Любопытно, что обе эти технические находки средневековая легенда приписывает одному человеку – ученому монаху Герберту, который позже сделался римским папой под именем Сильвестра II. Известно, что Герберт всю жизнь очень интересовался часами и в 996 г. собрал первые в истории башенные часы для города Магденбурга. Так как эти часы не сохранились, по сей день остается открытым вопрос – какой принцип действия они имели. Большинство современных исследователей уверены, что они были водяными. В пользу этого говорит также то обстоятельство, что следующие башенные часы, которые с большим или меньшим основанием можно считать механическими, появились в Европе только через триста лет. Однако, с другой стороны, если Герберт действительно был такой хороший механик, как о нем пишут, если он действительно изобрел шпиндельный спуск и если он действительно много думал над схемой механических часов, совершенно не понятно, что могло помешать ему собрать такие часы, поскольку он имел для этого все необходимое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *