однажды было проведено анкетирование цель которого выявить какого собеседника можно считать хорошим

Однажды было проведено анкетирование цель которого выявить какого собеседника можно считать хорошим

4.2. БУДЬТЕ ХОРОШИМ СЛУШАТЕЛЕМ

СЭ Почему мы плохие слушатели

Когда провели опрос на тему: «Что такое хороший собеседник?», то подавляющее большинство ответивших поставили на первое место умение собеседника слушать.

И это не случайно. Большинство из нас — плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь лишь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание — это антикомплимент говорящему, негативная оценка того, что тот говорит. 128

Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость «говорения» в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому 3/4 возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение. И обычно находят его в посторонних мыслях.

Как иногда бывает

И.Атватер [7] приводит следующий занимательный случай. Молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнице бодрым светским тоном: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа». — «О, как тебе повезло, дорогая!» — последовал ответ. Комментарии, как говорится, излишни.

Мужчины и женщины

Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга одинаково часто. При разговоре же мужчины и женщины мужчина перебивает ее почти в 2 раза чаще [7, с.27]. В результате примерно треть времени разговора у женщины уходит на то, чтобы восстановить направление разговора, бывшее в момент, когда ее перебили.

Женщины уделяют больше внимания самому процессу общения, в то время как мужчины склонны сосредоточиваться больше на содержании разговора. Мужчина обычно слушает внимательно женщину только 10-15 секунд, после чего начинает «слушать» себя и искать, что бы сказать самому (см. там же).

Таким образом, если говорить обобщенно, в целом мужчины менее внимательные слушатели, нежели женщины. В каждом же конкретном случае многое зависит от характера, темперамента, воспитания и образованности участника разговора.

СЭ Почему мы плохие слушатели

Когда провели опрос на тему: «Что такое хороший собеседник?», то подавляющее большинство ответивших поставили на первое место умение собеседника слушать.

И это не случайно. Большинство из нас — плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь лишь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание — это антикомплимент говорящему, негативная оценка того, что тот говорит. 128

Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость «говорения» в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому 3/4 возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение. И обычно находят его в посторонних мыслях.

Как иногда бывает

И.Атватер [7] приводит следующий занимательный случай. Молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнице бодрым светским тоном: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа». — «О, как тебе повезло, дорогая!» — последовал ответ. Комментарии, как говорится, излишни.

Мужчины и женщины

Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга одинаково часто. При разговоре же мужчины и женщины мужчина перебивает ее почти в 2 раза чаще [7, с.27]. В результате примерно треть времени разговора у женщины уходит на то, чтобы восстановить направление разговора, бывшее в момент, когда ее перебили.

Женщины уделяют больше внимания самому процессу общения, в то время как мужчины склонны сосредоточиваться больше на содержании разговора. Мужчина обычно слушает внимательно женщину только 10-15 секунд, после чего начинает «слушать» себя и искать, что бы сказать самому (см. там же).

Таким образом, если говорить обобщенно, в целом мужчины менее внимательные слушатели, нежели женщины. В каждом же конкретном случае многое зависит от характера, темперамента, воспитания и образованности участника разговора.

Будьте краткими

Чтобы слушать, нужны волевые усилия. Однако куда проще утешить себя словами «ничего интересного я не услышу». Такой вывод мы стремимся

однажды было проведено анкетирование цель которого выявить какого собеседника можно считать хорошим

сделать побыстрее, ибо он избавляет нас от волевых усилий, необходимых для слушания. Говорящему нужно помнить это и, во-первых, стараться заинтересовать собеседника самыми первыми своими словами, а во-вторых, — быть кратким.

Эффективные приемы слушания

-> Самый главный из них — так называемое «активное слушание». Оно состоит в том, что Вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Этим с пользой для разговора загружаются резервные мощности мозга. Внешним

130проявлением этого являются слова, подсказываемые собеседнику, когда тот ищет подходящее слово. Точная подсказка воодушевляет говорящего, ибо свидетельствует об интересе слушателя, его внимании и полном взаимопонимании.

-> Второй прием — задавать уточняющие вопросы. Это оживляет слушание, а сам процесс их формулирования — дополнительная нагрузка нашему мышлению, привязывающая нас к слушанию.

-» Третий прием — активная поза слушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего. Такую позу обычно непроизвольно принимает внимательно слушающий человек. Этой позой не только облегчается слушание, но и демонстрируется заинтересованность, что так важно для говорящего.

Способствует слушанию и обмен взглядами с говорящим, о чем мы поговорим ниже.

Источник

Однажды было проведено анкетирование цель которого выявить какого собеседника можно считать хорошим

СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ

Шейнов Виктор Павлович

ЧАСТЬ II. ТЕХНОЛОГИЯ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ

Духовная сила относится к физической, как 3:1.

Часть II. Гл. 7. П-т 7.3. Главы второй части: [5], [6], [7], [8].

Прокладывай дорогу к разуму человека через его сердце.

7.3. ТОНКОСТИ СЛУШАНИЯ

Когда провели опрос на тему «Что такое хороший собеседник?», то подавляющее большинство ответивших поставили на первое место, следующее: он должен прежде всего уметь слушать.

Еще Плутарх отмечал: «Бог дал тебе два уха и один рот. Почему же ты не пользуешься ими в такой последовательности?»

Дело в том, что слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость «говорения» в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому 3/4 возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут, себе применение. И обычно находят его в посторонних мыслях.

Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга одинаково часто. При разговоре же мужчины и женщины мужчина перебивает ее почти в 2 раза чаще. В результате примерно треть времени разговора у женщины уходит на то, чтобы восстановить направление разговора, бывшее в момент, когда ее перебили.

Женщины уделяют больше внимания самому процессу общения, в то время как мужчин интересует главным образом его результат. Мужчина слушает женщину внимательно обычно только первые 20-30 секунд, после чего начинает слушать вполуха.

Таким образом, если говорить обобщенно, мужчины более плохие слушатели, нежели женщины. В каждом же конкретном случае многое зависит от характера, темперамента, воспитания и образованности участника разговора.

Приведем два замечательных высказывания:

«Если бы люди почаще слышали самих себя, они бы поменьше говорили» (постулат менеджмента).

Чтобы слушать, нужны волевые усилия. Однако куда проще утешить себя словами «ничего интересного не услышу». Такой вывод мы стремимся сделать побыстрее, ибо он избавляет нас от волевых усилий, необходимых для слушания. Говорящему нужно помнить это и, во-первых, стараться заинтересовать собеседника самыми первыми своими словами, а во-вторых, быть кратким.

Два исторических случая

Однажды Марку Твену так понравился миссионер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и писатель решил ограничиться половиной доллара. Еще через полчаса он сказал себе, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа, наконец, закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсировать свою потерю времени.

Древние спартанцы были врагами многословия. Однажды в голодное время посланец другого города долго просил мешок зерна. Спартанец отказал ему: «Мы забыли начало твоей речи, а потому не поняли ее конца».

Второй посланник показал пустой мешок и только сказал: «Вы видите: он пуст, пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь». Спартанец исполнил желание, добавив: «В следующий раз говори короче. Что мешок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, можешь не упоминать».

Однако, чтобы быть скупым на слова, нужно овладеть полнотой понимания. Но достигается эта полнота долгим упорным размышлением.

Эффективные приемы слушания

Способствует слушанию и обмен взглядами с говорящим, о чем мы поразмышляем позднее.

Кроме объективных, указанных выше, есть и субъективные моменты, мешающие слушать: пассивное, безвольное слушание. Расслабленная поза, сидение, откинувшись на спинку стула. Эти позы, особенно когда слушатель развалился в кресле, вредят не только ему, но и говорящему, так как вызывают раздражение.

Очень мешает попытка делать несколько дел сразу. В частности, у некоторых есть привычка машинально рисовать что-то, штриховать, чертить во время слушания. Это вредная привычка, ибо отвлекает от процесса слушания: человек быстро устает, теряет нить рассуждения и начинает думать о чем-то другом.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Латинское слово «retlexus» означает «отраженный».

Различают слушание рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Нерефлексивное слушание способствует аттракции в ситуациях, когда собеседник:

горит желанием высказаться;

хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит;

испытывает трудности выразить свои заботы и проблемы;

является человеком, занимающим более высокое положение.

Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим. Оно позволяет более точно понять собеседника, а без этого аттракция невозможна. С другой стороны, быстро достигнутое понимание способствует аттракции.

Трудности, стоящие на пути понимания, проистекают из следующих причин:

предубеждение (часто мы слышим то, что хотели бы услышать, а иное воспринимаем с трудом);

многозначность большинства слов (их можно понять по-разному в зависимости от предварительного ожидания или установки);

неумение точно сформулировать мысль;

«закодированность» значения некоторых сообщений: мы тщательно выбираем слова, чтобы кого-то не обидеть или чтобы они были понятны только тому, кому адресованы; в результате и адресат не понимает истинного смысла сообщения;

говорящий далеко не всегда начинает с главного, «ходит вокруг да около»; когда же добирается до главного, слушатель уже потерял интерес к сообщению.

Виды рефлексивного слушания:

выяснение («Что вы имеете в виду?», «Уточните, пожалуйста» и т. д.);

перефразирование («Другими словами. «, «По вашему мнению», «Как я понимаю, вы говорите о. » и т.д.);

отражение чувств («Вероятно, вы чувствуете. «, «Вижу, что вы этим очень расстроены. » и т.п.);

резюмирование («Если подытожить все сказанное, то. «).

В деловой беседе принято делать записи. Это не только привязывает к процессу слушания, но и является необходимым элементом деловой культуры. В менеджменте есть соответствующие афоризмы на этот счет.

И это не случайно, ведь: мы забываем 90% того, что слышим, 50% того, что видим, и только 10% того, что делаем. Записывая, мы и видим, и делаем, то есть лучше запоминаем.

Но даже и это не страхует от забывания: сколько раз, читая свои старые записи, мы воспринимаем их, как будто впервые узнаем о записанном!

Краткость как средство аттракции

Всего лишь две минуты длилась речь американского президента Авраама Линкольна, произнесенная 19 ноября 1863 года при освящении кладбища павших в гражданской войне. Однако слова этой речи часто цитируют: «Эта нация, подчиняясь Богу, возродится к новой свободе. Цель: власть народа, с помощью народа и для народа!»

Артуру Шопенгауэру принадлежат следующие замечательные слова: «Лучше обнаружить свой ум в молчании, нежели в разговорах».

Болтливый юноша попросил Сократа поучить его риторике. Сократ истребовал двойную плату, пояснив: «Ведь учить тебя нужно двум вещам: искусству речи и искусству молчания». Добавим к этому, что умно говорить нелегко, но умно молчать еще труднее.

Многословие равнозначно скуке. Самая сокрушительная критика речи заключена в одном предложении: «Доклад начался в восемь, когда, думая, что одиннадцать, я взглянул на часы, то увидел, что половина девятого».

Скучного оратора не ценили никогда и нигде.

Аргентинский политик Мигель вызвал на дуэль врача. Причина: Мигель узнал, что медик прописывал своим пациентам его речи в качестве снотворного.

У одного британского премьер-министра во время скучной речи закрылись глаза. Оратор: «Мне кажется, досточтимый премьер-министр заснул». Тот медленно открыл глаза и тяжело вздохнул: «Как бы я хотел, чтобы так и было».

Рекордсменом многословия среди президентов США стал Уильям Генри Гаррисон. Оратор без шляпы и пальто, несмотря на метель, говорил при вступлении в должность в мартовский день 1841 года почти два часа, поминая Древний Рим, Древнюю Грецию и Египет. В его речи насчитали восемь с половиной тысяч слов. Через 30 дней Гаррисон стал первым американским президентом, скончавшимся при исполнении обязанностей. Он умер от пневмонии, первопричиной которой стала простуда во время упомянутой речи.

Помните слова незабвенного Козьмы Пруткова: «Болтун подобен маятнику: и того, и другого надо остановить».

Источник

Однажды было проведено анкетирование цель которого выявить какого собеседника можно считать хорошим

Рейтинг: однажды было проведено анкетирование цель которого выявить какого собеседника можно считать хорошим

однажды было проведено анкетирование цель которого выявить какого собеседника можно считать хорошим

Какие особенности ребенка могут быть выявлены в беседе?

Чем отличается косвенный вопрос от прямого? Приведите пример.

По выбранной книжке составьте план беседы с детьми, применяя косвенные вопросы.

ОТВЕТ. В форме беседы взрослый может выяснить особенности формирования личности детей: их характер, нравственные чувства, интересы, способности и др.

Косвенный вопрос маскирует истинные цели беседы. Если вопрос: «Нравится ли тебе конструктор, в который ты играешь?» — является прямым вопросом, однозначным в понимании, то косвенный вопрос формулируется иначе: «Как часто хотелось бы тебе играть в этот конструктор?»

Разновидностью косвенных вопросов являются безличные вопросы: «Нравится ли ребятам ваша игровая комната?» Этот вопрос не относится к самому собеседнику, он является безличным. Однако при ответе на него собеседник выражает именно свою точку зрения.

В числе косвенных вопросов могут быть проективные вопросы, В них речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом, воображаемом человеке или группе лип. Например: «Как ты считаешь, как бы поступил мальчик, если бы его незаслуженнонаказали?»

Иногда проективный вопрос представляет собой детально описанную ситуацию с вымышленной личностью. И тогда выясняется, что будет делать или чувствовать эта воображаемая личность. При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминавшего в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение.

ЗАДАЧА 48. Воспитатель задал Лене (5 лет 1 мес.) такие вопросы: «Умеешь ли ты играть с куклами? Любишь ли ты куклы? Справедливо ли ты поступаешь в игре?»

Можно ли по ответам на эти вопросы судить о том, каков ребенок в действительности?

ОТВЕТ. Ответы на эти вопросы могут служить только показателем того, что ребенок думает о себе, а не того, какой он есть на самом деле.

ЗАДАЧА 49. Проведите беседу с ребенком 5—6 лет. Цель беседы: выяснить его интерес к конструированию.

1. Какие постройки тебе нравится делать?

2. Кто тебя научил этому?

3. А сам можешь придумать постройку?

4. Что тебе больше нравится строить: то, что умеешь или то, что надо придумывать?

5. Когда не получается, то что ты делаешь?

6. Обращаешься ли за помощью? К кому?

7. Стараешься ли довести дело до конца?

8. Что ты строишь дома?

— Опишите особенности интересов ребенка к конструированию.

Какие еще методы исследования можно использовать, чтобы данные были более объективными?

ОТВЕТ. Начать беседу с ребенком о конструировании надо тогда, когда он занимается этой деятельностью. Включаться в беседу следует так, чтобы не нарушать ее естественного хода. Это даст возможность получить более объективные результаты. Желательно проводить с ребенком беседу наедине, в доброжелательном тоне. Ответы дошкольника лучше запоминать, а не записывать при нем, так как это может помешать беседе. Если ребенок затрудняется с ответом, не торопить его, а сформулировать вопрос в более приемлемой для него форме.

Для получения более объективных данных нужно провести беседу с родителями, используя методы наблюдения и изучения результатов деятельности ребенка.

ЗАДАЧА 50. Выясните мнение каждого ребенка об особенностях взаимоотношений между детьми в старшей группе детского сада, применяя метод беседы.

1. Хорошо ли тебе в группе?

2. Дружно ли вы играете?

3. Ссоритесь ли вы? Как часто?

4. Как ребята считают, вы дружно живете?

5. Можно ли про вас сказать, что вы дружные?

6. Кто тебе нравится? Почему?

7. Кто с тобой играет? Почему?

8. С кем ты никогда не играешь? Почему?

9. А хотел бы ты с ним играть?

— Опишите особенности взаимоотношений детей в группе.

Какими еще методами исследования можно воспользоваться, чтобы получить более объективные данные?

ОТВЕТ. См. предыдущий ответ. Начать беседу с ребенком удобнее всего тогда, когда он не испытывает каких-либо ярко выраженных положительных или отрицательных эмоций. При записи ответов можно использовать магнитофон, если ребенок привык к такой форме беседы с ним.

Источник

Однажды было проведено анкетирование цель которого выявить какого собеседника можно считать хорошим

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Попытки управлять человеком, группой людей и иными человеческими общностями нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:

попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление); замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения (скрытое управление).

Понятно, что применить второй способ после провала первого невозможно — намерение разгадано и адресат настороже.

Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление и потому сразу делают ставку на скрытость воздействия.

Фактически в каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему.

Скрытое управление производится помимо воли адресата и допускает возможное несогласие последнего с тем, что предлагается (иначе инициатору нет оснований скрывать свои намерения).

Морально ли тайно управлять другим человеком против его воли? Это зависит от степени моральности целей инициатора. Если его цель — получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, аморально. Скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества, мы называем манипуляцией. Инициатора, управляющего воздействием, будем называть манипулятором, а адресата воздействия — жертвой (манипуляции).

Таким образом, манипулирование — это вид скрытого управления, определяемый эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве.

Скрытое управление может преследовать вполне благородные цели. Например, когда родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении. Или то же самое во взаимоотношениях руководителя с подчиненным. В обоих случаях объект управления сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы. Такое скрытое управление не является манипуляцией.

Аналогично, если женщина с помощью всяческих женских хитростей скрыто управляет мужчиной, дабы он избавился от вредных привычек (злоупотребление спиртным, курение и т. д.), то можно только приветствовать такое управление. В иных случаях достаточно трудно провести грань — манипуляция это или нет. Тогда термин «скрытое управление» будет иметь более широкий смысл.

В общем случае скрытого управления инициатора управляющего воздействия будем называть управляющим субъектом или просто субъектом, или отправителем воздействия. Соответственно адресата воздействия будем называть управляемым объектом или просто объектом (воздействия).

ЧАСТЬ I. Психологические основы скрытого управления

Истинная мудрость приходит к каждому из нас тогда, когда мы сознаем, как мало понимаем в жизни, в самих себе, в мире вокруг нас.

Глава 1. Эксплуатация потребностей человека

Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели.

В нас, в нашем непонимании самих себя кроется возможность манипулировать нами.

Нами управляют наши потребности.

Каждый из нас обладает какими-то слабостями.

Каждый характеризуется некими пристрастиями.

Все мы привыкли действовать по правилам, соблюдать ритуалы.

Все это может быть использовано (и используется!) манипуляторами.

Общепризнана следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу.

— Потребность в безопасности, уверенности в будущем.

— Потребность принадлежать какой-то общности (семье, компании друзей, еди- номышленникам и т. п.).

— Потребность в уважении, признании. Потребность в самореализации.

Вместе с тем психологами установлено громадное значение для психического здоровья человека (а значит, и здоровья физического) положительных эмоций.

Удовлетворение каждой из вышеуказанных потребностей приносит положительные эмоции. Однако существуют вещи, обстоятельства, также доставляющие нам подобные эмоции, но не относящиеся ни к одному из пяти видов потребностей. Например, хорошая погода, красивый пейзаж, забавная сценка, интересная книга или беседа, любимые занятия и т. п. Поэтому считаем возможным дополнить классификацию А. Маслоу еще одним, шестым видом: потребность в положительных эмоциях.

Реклама, навязшая в зубах

Следующий рекламный текст известен, по-видимому, всем, кто смотрит ОРТ:

Еда — это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во время еды нарушается кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса. Жевательная резинка «Дирол» с ксилитом и карбамидом защищает ваши зубы с утра до вечера!

Создатели этой рекламы апеллируют к физиологическому удовольствию от процесса еды и демонстрируют желание удовлетворить потребности слушателей в здоровых зубах, защитить от зубной боли.

В американском городе Кливленде директор зоопарка был весьма огорчен поведением молодой гориллы — она упорно отказывалась от еды. Поэтому он ежедневно залезал к ней в клетку, ел фрукты, хлеб, жаркое до тех пор, пока неопытная горилла, подражая ему, не научилась есть самостоятельно.

Дальше дело пошло само — физиологическая потребность в пище плюс приобретенный навык сделали свое дело: детеныш прибавил в весе. (Однако за время обучения и директор набрал 15 кг и теперь изнуряет себя диетами, чтобы избавиться от лишнего веса.)

Как победить лень мужа

Обитательница коттеджа обращается к соседке, женщине с отличной фигурой, вышедшей в свой сад: «Дорогая, не могла бы ты надеть свой купальник-бикини? Он так тебе идет!»

Получив согласие, она заходит в свой дом и говорит мужу: «Не хочешь ли посмотреть, какие купальники теперь в моде? Как раз такой на соседке. Заодно постриги лужайку».

Ясно, что жена использует эротический стимул для того, чтобы заставить мужа поработать. Кроме того, распаленный видом соблазнительных женских форм муж (жена это знает по опыту) вечером в постели будет не так ленив, как обычно.

Данной манипуляцией жена достигает сразу двух целей.

Об эффективности манипуляций, использующих сексуально-эротические потребности, свидетельствует и следующий исторический эпизод.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *