об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

Экспериментальная поэзия

Если говорить о литературных экспериментах вообще и экспериментах в поэзии в частности, можно с уверенностью сказать, что многие крупные поэты были новаторами. Как и в науке, эксперименты были либо удачными, либо неудачными. Такой рискованный жанр поэтической литературы получил своё название – экспериментальная поэзия. Другое название такого творчества – авангардистская поэзия.

Как получалась экспериментальная поэзия? Всё начиналось с того, что появлялся стихотворец, недовольный существующими канонами. Он считал подобные каноны устаревшими и создавал дерзкие, смелые творения. Нередко это приводило к тому, что приходилось переосмысливать стихотворные каноны.

В середине 18 столетия учёный и поэт М.В. Ломоносов удачно экспериментировал с одической литературой, и в результате каноническими стали медленные и тяжеловесные стихи. В конце 18 столетия первые басни И.А. Крылова стали первыми экспериментами, результатами коих воспользовался А.С. Пушкин.

Как это часто бывает с новаторами, Пушкина не сразу оценили по достоинству. Например, поэму «Руслан и Людмила» сочли слишком дерзкой, нарушающей все приличия.

Затем экспериментальная поэзия перешла в руки М.Ю. Лермонтова. Он и комбинировал амфибрахий с анапестом, как в «Русалке», и создавал стихотворения с корявыми рифмами и прозаически-грубоватым стилем.

После Февральской и Октябрьской революций во главе авангардной поэзии встал В.В. Маяковский, типичнейший поэт-новатор. За дерзкие стихи, нарушающие большинство общепринятых канонов, Маяковский получил прозвище «хулиган».

В одном из романов И.А. Ильфа и Е.П. Петрова упоминается экспериментальная поэзия. Для эксперимента есть список слов, выражений, нужно всего лишь провести эксперимент.

Источник

Экспериментальная поэзия в русской и зарубежной литератре

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

Описание презентации по отдельным слайдам:

об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

Экспериментальные стихи в целом основаны на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм, ограничениях алфавита и пр. К таким стихам относят акростихи, палиндромы, анаграммы, омограммы, ропалоны, моноримы, панторимы, фигурные стихи, анациклы, крипты, лабиринты, брахиколоны, абецедарии, логогрифы, тавтограммы, липограммы, пантограммы, гетерограммы, бесконечные стихи, магические квадраты, интерактивные тексты и т.п., а также их многочисленные комбинации.

Наиболее распространенным жанром экспериментальной поэзии является АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайний стих) – стихотворение, первые буквы всех строк которого, читаемые сверху вниз, составляют имя, слово или (реже) фразу. Акростих рассчитан на зрительное восприятие, на слух он неощутим. В качестве примера можно привести акростих Веры Морозовой «ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО»:

Весенний день горел в лучах заката,
Солёный воздух горячил моё дыханье.
Ещё я знаю вспомнится когда-то

Бездонных глаз манящее сиянье
Устало светят звёзды с небосклона,
Далёко где-то музыка играет.
Едва ли будет небо благосклонно,
Теплее на душе едва ли станет.

Хотелось позабыть о том что было,
Осталось у разбитого корыта.
Реальность всё же что-то утаила.
Однажды карты будут все раскрыты.
Шепнёшь тогда на ушко нежно-нежно
Останься, не покинь её, надежда.

Если первые буквы строк образуют имя, то акростих называется НОМОГРАММОЙ. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах, т.е. подобные поэтические экзерсисы являются посвящениями:

Двойной акро. Посвящение Ирине Корнетовой
На стих Ирины Корнетовой «Вызываю Донжуана»

СЛОГОВЫЙ АКРОСТИХ (т.е. акростих, в котором ключевое слово читается не по одной букве, а по слогам в начале каждой строки) представил Константинс Ефимовс («Ля минор, нотный акро»):

В этом стихотворении первые буквы каждой строки являются нотами, образующими мелодию («Подмосковные вечера»). Удлинённые звуки обозначены сдвоенными нотами (5-6, 9-10, 11-12 строки).

Если ключевая фраза акростиха составляется из первых слов каждой строки, он называется СЛОВЕСНЫМ.

Источник

Реферат «Творчество С.В. Михалкова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сергея Владимировича Михалкова

Список используемой литературы …………………………………………20

Практически все детские произведения Сергея Михалкова, начиная с 30-х гг. XX века, включены в программы школьного и дошкольного образования, в книги для чтения, буквари и хрестоматии. Дети с огромным удовольствием разучивают наизусть его стихи и песни не один десяток лет. А бессмертный «Дядя Стёпа» давным-давно воспринимается не как персонаж стихотворения, но как давний друг всех детей и взрослых. Он прочно сросся с личностью самого Михалкова и является, пожалуй, главным его героем.

Стихи Михалкова, весёлые и язвительные, лирические и возвышенные, глубоко гуманные и по-настоящему детские вошли в наш советский и российский быт, стали частицей жизни нашей страны и нашего народа. Родившиеся в конце 20-х – начале 30-х годов, а затем их дети, внуки и правнуки впитывали и продолжают впитывать вместе с Михалковскими строчками стремление к взаимопомощи, дружбе, уважительное отношение к труду и трудящимся, неприязнь к эгоизму, лени, лжи и трусости.

Детские стихи Михалкова моралистичны. Он рисует и похвальные, и предосудительные людские поступки, уча таким образом детей различать «хорошо» и «плохо», добро и зло, можно и нельзя, утверждает справедливость и призывает противодействовать несправедливости. Всё это – в открыто публицистической манере. И – что чудесно – ребятня, обычно отторгающая любые поучения, которые пытаются им «навязать» взрослые, принимают добрые советы Михалкова, принимают охотно и с радостью. Доверчиво окунаются они в стихию этой замечательной, светлой поэзии, которая, с одной стороны, предназначена для детей, а с другой – показывает им большой и сложный «взрослый мир».

Это может показаться парадоксальным, но особенность Михалковского юмора в том, что автор никогда специально детей не смешит. Напротив, его повествование серьёзно, волнительно. Но юные читатели улыбаются и смеются.

Цель данного реферата: познакомиться с творчеством российского детского поэта ХХ века Сергея Владимировича Михалкова.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Проследить становление личности поэта.

2. Поразмышлять над секретом таланта поэта.

3. Рассмотреть причины запечатления произведений поэта в народной памяти.

4. Рассмотреть влияние механизмов психики на массовое сознание и поведение.

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОЭТА

Сергей Владимирович Михалков родился в Москве, в семье ученого-орнитолога. Михалковы — древний русский род. «Михалковы в свойстве с Шестовыми, родом Великой старицы Марфы Ивановны, матери Царя Михаила Федоровича. Первым «постельничим» вновь избранного царя был человек ему не сторонний, а именно Михалков» — так записано в сборнике «Старина и новизна» (книга XVII, 1914 г.). В разных армейских чинах Михалковы служили Родине в петровские и послепетровские времена. Заметный след в истории русской культуры оставил прадед С.В. Михалкова, действительный статский советник Владимир Сергеевич Михалков (1817—1900). Родовая библиотека Михалковых еще в 1910 году была передана в основной фонд библиотеки Академии наук в Петербурге, где хранится и теперь.

«В первые годы становления советской власти разрушенное народное хозяйство страны нуждалось в помощи честных и образованных специалистов—представителей русской интеллигенции. Мой отец оказался в их числе, стал впоследствии одним из основоположников советского промышленного птицеводства. »

«Вспоминаю себя книгоношей. Мне двенадцать лет. Я хожу по домам подмосковного поселка Жаворонки и предлагаю приобрести брошюру под названием «Что нужно знать крестьянину-птицеводу». Автор ее — мой отец. Уже вторая книга отца называлась: «Почему в Америке куры хорошо несутся?».

Мать поэта — Ольга Михайловна Михалкова, урожденная Глебова. Ее предки тоже служили на военной и государственной службе: «Женщина безгранично добрая, мягкая и беззаветно преданная семье. ».

Писать одаренный мальчик Сережа начал рано. Вот как об этом вспоминает теперь С.В. Михалков: «Мне было немногим больше десяти лет, когда беспризорники, проникшие в нашу квартиру, похитили шкатулку с моими «сокровищами», среди которых, вместе с перочинным ножом и рогаткой, хранилась общая тетрадь с начисто переписанными первыми моими стихотворениями. В 1945 году, в Горьком, после моего выступления в зале Горьковской филармонии, знавшая когда-то нашу семью А.Н. Румянцева передала мне, Бог весть как, сохранившиеся у нее восемь моих стихотворений, датированных 1924—1925 годами. Была среди них и моя первая басня «Культура».

Начальное образование С.В. Михалков получил дома. В обычную школу пошел с четвертого класса. Отец приобщил сына к стихам Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного. «Влияние именно этих поэтов наиболее сильно сказалось на моих детских поэтических опытах, — вспоминает С.В. Михалков. — Но больше всего я любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова». Подросток Сергей Михалков выпускает домашний «литературно-художественный журнал».

Отец внимательно наблюдал за развитием интереса сына к стихотворчеству, однажды без его ведома отправил несколько произведений известному поэту. Пришел ответ: «У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи». Мальчик, у которого «есть способности», и сам уже мечтал, чтобы его стихи были опубликованы не только им самим в своем домашнем журнале. Сочинив в стихах «Сказку про медведя», он переписал ее печатными буквами и отнес в одно из московских частных издательств. Опытный издатель внимательно выслушал волнующегося автора, вручил ему гонорар в размере трех рублей, пожал руку на прощание: «Надо ли рассказывать, что я, выйдя за ворота, оставил его у моссельпромщицы, торговавшей с лотка ирисками и соевыми батончиками. А спустя неделю я держал дрожащими пальцами напечатанный на издательском бланке ответ, в краткой, но убедительной форме отклонявший мою рукопись как непригодную для издания», — читаем в автобиографии С.В. Михалкова. Были и другие аналогичные неудачи. Но в 1928 году в июльском номере журнала «На подъеме» (Ростов-на-Дону) было «по-настоящему» опубликовано стихотворение «Дорога». Пятнадцатилетнему начинающему поэту редактор писал: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи». Поэт был трудолюбив и доказал это всей своей жизнью.

В 1927 году семья Михалковых переехала в Пятигорск. Сын птицевода-исследователя скоро стал автором краевой газеты «Терек». Первой публикацией в ней была «Казачья песня» (1929). Автор был зачислен в актив при Терской ассоциации пролетарских писателей — ТАПП. С благодарностью вспоминает Сергей Владимирович школьного учителя русского языка и литературы А. Сафроненко. В 1930 году была закончена пятигорская школа 2-й ступени. «. Я решил начать самостоятельную жизнь. Поехал в Москву, имея письмо отца, адресованное им своей сестре: «. Посылаю сына в Москву, чтобы попытаться поставить его на ноги. Его задача — получить нужное для писателя образование — путем работы в библиотеке, посещения театров, диспутов и общения с людьми, причастными к культуре. Если в течение года он сумеет двинуться вперед, и будут какие-либо надежды, то возможно учение в литературном техникуме, если нет — он поступит на завод рабочим, а потом будет учиться по какой-нибудь специальности. » Сергею Михалкову было 17 лет. Отец считал, что уже пришло время самостоятельных решений. Он напутствовал сына: «Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше. Попробуй вылечиться от заикания. Работай над собой. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!»

В течение трех последующих лет будущий поэт сменил ряд профессий: разнорабочий Московской ткацко-отделочной фабрики, помощник топографа геолого-разведочной экспедиции в Восточном Казахстане, в изыскательской партии Московского управления воздушных линий на Волге. С 1933 года часто печатается на страницах «Огонька», «Прожектора», газет «Известия», «Вечерняя Москва», становится не чужим на эстраде, возникает дружба с Риной Зеленой, Игорем Ильинским. Они читали стихи С. Михалкова с эстрады. Став внештатным сотрудником газеты «Известия», поэт знакомится с фельетонистом Л.А. Кассилем. Эта дружба тоже была крепкой, творческой до последних дней Льва Абрамовича Кассиля. Выразительна оценка этого времени С.В. Михалковым: «Молодые поэты и прозаики тридцатых годов принимали живое участие в работе заводских литературных кружков, выступали на страницах многотиражек, в рабочих и студенческих аудиториях, по командировкам редакций выезжали на новостройки и в колхозы страны. Пафос первых пятилеток вдохновлял молодую литературную смену. Для меня, как и для многих моих товарищей и сверстников по литературному объединению «Огонек» (К. Симонов, М. Алигер, С. Васильев и др.), стало насущной потребностью творчески откликаться на события времени, внутренняя потребность черпать вдохновение в делах и мыслях современников. Я писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о пограничниках, поднимал свой еще не окрепший голос против фашизма. Моя «Итальянская песенка» была посвящена событиям в Абиссинии».

В годы героической борьбы испанского народа за свою независимость были созданы стихи о погибшем астурийском горняке, появились баллады «Жили три друга-товарища в маленьком городе Эн», стихотворение «Испанский мальчишка в Испании жил». Выходила несколькими изданиями поэма «Миша Корольков» — о пионере, который попал в плен к японцам, захватившим советский корабль.

Глава 2. СЕКРЕТ ТАЛАНТА

Острый, строгий критик М Левидов в рецензии, опубликованной в журнале «Литературная учеба» еще в 30-е годы, отметил, что творчество Михалкова несет на себе «знак индивидуальности» и все его стихи «тесно связаны с нею». Очевидно, что индивидуальность эта проявляется, прежде всего, в принадлежности поэта к детству: в ощущении и признании жизненной ценности детства. В искренней поэтизации детского, незамутненного конформизмом мироощущения. В постоянном одновременном пребывании в двух состояниях — взрослого, мудрого, опытного человека и живого, непосредственного, лукавого и веселого, обидчивого и незлобивого, готового к миру, дружбе, к игре и радости ребенка. Не случайно одной из программных станет книга С. Михалкова «Все начинается с детства». А после ее выхода в свет в официальных докладах, в исследованиях и публицистических публикациях будет часто мелькать это емкое словосочетание.

В первом разделе этой книги, в главе «Литература для детей и детская литература», подчеркивалось различие между этими двумя понятиями, между предметами, которые они обозначают. В личности, в творчестве С. Михалкова «детский поэт» и «поэт, пишущий для детей», сливаются. Память детства — состояние взрослого поэта. Она не только кладовая впечатлений. Она основа и взрослого, формально вышедшего из поры детства человека. С.В. Михалков всегда жил в своем детстве.

В критических статьях, в учебниках, в исследованиях можно прочитать: он легко подстраивается под детство; он свободно переключается на детство. Михалков «имеет дар. присваивать, делать своими собственными чувства детей. ». Но Михалков ни к кому не подстраивался. Ничьи чувства не делал своими. Он жил, находясь в своем календарном возрасте, и одновременно находился в детстве. В его стихах не «игровой момент», у них — игровая природа, как сама природа детей. Нет нужды ему «присваивать, делать своими собственными чувства детей». Они органичны внутреннему состоянию поэта, его мироощущению, что не только не мешает, но обостряет ощущение, анализ реальных противоречий действительности, углубляет и осложняет их чувствование. Об этом свидетельствует все творчество С.В. Михалкова, включая придуманный им киножурнал «Фитиль». Органическое единство взрослого и детского сознания, чувствований проявляют все его стихи, написанные от имени детей и для детей. Вслушаемся в интонацию, например, стихотворения «Всадник», представим зримо нарисованную в нем картину:

. Я в канаву не хочу.

Не схватился я за гриву,

А схватился за крапиву. Лечу.

Я не сяду больше на эту лошадь!

Невозможно не почувствовать, особенно в последней ритмически акцентированной строчке, естественную, именно детскую обиду свалившегося седока. Седока-ребенка.

В середине 30-х годов пионерский отдел Московского комитета комсомола предложил С. Михалкову принять участие в конкурсе на лучшую пионерскую песню. Поэт выехал в подмосковный пионерский лагерь и провел с детьми лагерную смену: ходил в походы, купался, играл, удил рыбу, разжигал костры, пел около них, придумывал забавные соревнования на смекалку.

По возвращении были написаны несколько песен и. несколько веселых стихов. Борис Ивантер одобрил принесенные в руководимый им журнал «Пионер» стихи. Их опубликовали. А поэт вскоре написал поэму «Дядя Степа». Прочитав ее, Ивантер сказал: «Ну вот! Теперь мы начали всерьез писать для детей. Надо бы вас познакомить с Маршаком». Маршак жил в эти годы в Ленинграде. «Пионер» командирует С. Михалкова к С. Маршаку. «Это была вторая в моей жизни творческая командировка. Признаться, не без душевного трепета вошел я в здание ленинградского Дома книги на Невском проспекте, где в нескольких комнатах размещалась редакция детского отдела, возглавляемого С. Маршаком, — вспоминает С. Михалков. — Самуил Яковлевич принял меня сразу же. И «Дядю Степу» прочитал при мне. Таков уж был стиль работы в этой редакции, где каждого нового человека встречали так, как будто его самого и его рукопись давно уже поджидали. Разговор с Маршаком мне запомнился. И если впоследствии я не счел своего «Дядю Степу» случайным эпизодом в литературной работе, а продолжал трудиться для юного читателя, — в этом, может быть, прежде всего, заслуга Самуила Яковлевича Маршака».

Поэма была опубликована сначала в журнале «Пионер» (1935, № 7). Это и последующие ее издания отдельной книгой быстро принесли автору всеобщую любовь, всеобщее признание. К. Чуковский: «. появился новый поэт, самобытный, смелый. Стих Михалкова то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила». В 1973 году уже о трилогии «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер», «Дядя Степа и Егор» Н. Тихонов писал: «. Она не имеет себе равных, как и добрый ее великан, с решительным и справедливым характером, умеющий быть веселым, мудрым, храбрым, любящим шутку и не выносящим несправедливости». Несколько позднее появится по просьбе читателей еще часть поэмы — «Дядя Степа — ветеран». Читатели хотели видеть дядю Степу не только во вчерашнем дне. Любимый герой должен, по их мнению, быть в движении, изменяться, как изменяются все живые люди. А дети никогда не воспринимали прекрасного великана только как придуманного сказочного героя. Он был всегда близок и остается таким поныне. Близок, и понятен, и «приятен, хотя и взрослый». С ним можно посоветоваться. К нему можно обратиться с просьбой, написать письмо. И писали. Детская почта к дяде Степе еще ждет своего исследователя. В этих письмах немало удивительно интересного. Например, дети действительно, бывает, отождествляют личность автора и полюбившегося героя классической поэмы. Есть в этом какая-то загадочная доверчивость детей к поэту — он такой же свой человек, как и «самый главный великан».

Есть в почте С.В. Михалкова и письма, адресом напоминающие известное письмо Ваньки Жукова, героя чеховского рассказа: «Москва. Сергею Михалкову». Дети не сомневаются, что все знают, в каком доме, на какой улице живет близкий им человек. Читаем одно из таких писем, написанное старательно, почти печатными буквами: «Товарищ Сергей Михалков. Мы поспорили с Димкой Осадчим. Я говорю, что Вам, наверное, сто лет или даже больше. А Димка не верит. А мой папа и даже дедушка говорят, что когда они были маленькими, то Сергей Михалков тоже писал стихи, которые в детском саду и в школе наизусть учат. Папа даже больше знает наизусть стихов, чем я. А Димка говорит, что если человеку сто лет, то он не сочиняет детские стишки и не может быть смешным и веселым. Димкиному дедушке еще не сто лет, и то он никогда не смеется и все время болеет. Сколько же Вам лет? Может, давно, когда дедушка был мальчишкой, был другой Сергей Михалков? Мне уже скоро будет восемь, в ноябре».

Секрета нет. Возраст поэта вычислить легко. Вопрос в другом: в чем секрет таланта, позволившего его владельцу уже давно стать подлинно народным! Не одно поколение детей знает, читает, ценит произведения С.В. Михалкова: стихи, сказки для детей, басни, баллады, пьесы для детей и взрослых, киносценарии, либретто к операм, публицистику. Значительная часть наших соотечественников еще помнят Государственный гимн Советского Союза, впервые прозвучавший в ночь на Новый 1944 год по Всесоюзному радио. Авторы его текста — поэты Михалков и Эль-Регистан. Каждый из нас — и взрослых и детей — мысленно или наяву обращается душой к Вечному огню у Кремлевской стены, зажженному в память о Неизвестном солдате. На камне выбиты слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Их автор — Сергей Владимирович Михалков.

Еще в 70-е годы о нем с уважением говорили: «Наш классик». Кому это не очень нравится, говорит, что автора гимна поддерживал его общественный авторитет, служебное положение: он был депутатом Верховного Совета СССР не одного созыва, председателем Правления Союза писателей РСФСР, секретарем Правления Союза писателей СССР, членом и председателем различных конкурсных комиссий. Поэтому, мол, его книги выходили при советской власти миллионными тиражами. Но ведь моментально раскупались они ценителями литературы. В 1995—1996 годах поэма «Дядя Степа», сборники новых и ранее не издававшихся стихов С. Михалкова были тоже изданы огромными для нашего времени тиражами сразу несколькими издательствами. Названный выше общественный авторитет, общественное положение автора теперь не могли влиять на работу издательств. Все книги разошлись моментально. Издательство «Современный писатель» в 1996 году выпустило сборник басен «На мой вкус». Через несколько дней купить книгу можно было лишь у перекупщиков.

Секрет таланта? В определенной степени на этот вопрос отвечает известный литературовед ДД. Благой: «Поэтическое дарование Сергея Михалкова — совсем уж взрослого человека, многое пережившего, перевидевшего, перечувствовавшего, участника боевых походов, большого писателя-художника, видного общественного деятеля — заключает в себе чудесное качество милой непосредственной детскости. Поэтому ему нет нужды нагибаться к своим маленьким читателям. Наоборот, в своих стихах он как бы подымает их на свой «взрослый» рост, чтобы, не утрачивая детской природы, они могли лучше узнать себя, дальше и зорче увидеть реальный мир, их окружающий, нашу советскую действительность. Воздуху милой, чарующей детскости, которым так радостно дышится в стихотворениях Михалкова, гармонически соответствует их удивительно простая, народно-русская, кристально чистая поэтическая речь; соответствует музыкальность и звуковая изобразительность стиха, который, подобно стиху пушкинских сказок, «как реченька журчит», течет необыкновенно живо, легко, непосредственно и запоминается сам собой, без малейших усилий».

С.В. Михалков — лауреат ряда международных премий за лучшую детскую книгу; удостоен почетного диплома имени X. К. Андерсена. В Москве в 1989 году состоялась Международная встреча специалистов по детской литературе, детскому, юношескому чтению: писателей, критиков, издателей. Популярнейшая писательница из Австралии, отвечая на вопрос, как она долетела до Москвы, улыбаясь, сказала: «Конечно, для кенгуру это слишком длинный и весьма трудный путь. И московский климат мало подходящ. Но все неудобства компенсируются возможностью побеседовать с живым дядей Степой. Я люблю его, потому что его любят мои внуки. » В этом тоже есть частичная отгадка Михалковского секрета. Сам же он ответил на вопрос о секрете его таланта стихами «Мой секрет»:

Источник

Творческая исследовательская работа «Секреты творчества Сергея Владимировича Михалкова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

(Творческая исследовательская работа)

Проблема исследовательской работы

Боб экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалковаезмятежным летним вечером я увидел по телевизору сюжет о том, что 27 августа 2009 года, на девяносто седьмом году, ушёл из жизни Сергей Михалков.

— Тот самый Михалков, который сочинил дядю Стёпу? – спросил я у мамы.

Захотелось узнать, почему у поэзии Сергея Михалкова такая длинная и счастливая дорога? Захотелось открыть секреты его творчества.

Задачи исследовательской работы

Открыть секреты творчества Сергея Михалкова.

Реализовать мою задумку мне помогли классный руководитель и одноклассники. Так появилась на свет исследовательская работа

«Секреты творчества Сергея Михалкова».
об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

Популярность Сергея Михалкова

Приблизиться к разгадке помогли в городской детской библиотеки. Венера Александровна рассказала нашему коллективу о жизни и творчестве Михалкова.

Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. По словам самого поэта, в детстве ему привили любовь к русской литературе. Может быть, поэтому творчеством Сергей Михалков занялся в очень юном возрасте: ему было всего 15 лет, когда его стихотворение «Дорога» опубликовал журнал «На подъеме».

При жизни Сергею Михалкову приходило много писем от детей. «Москва. Сергею Михалкову». Оказывается, так просто, нисколько не сомневаясь, что письмо дойдёт, дети нередко надписывали конверт со своими письмами и рисунками. Все письма доходили. Почему?

Вот мы и открыли одну очень важную особенность Михалкова как поэта – его популярность.

Каждой русской семье близки его стихи. Стихи других наших любимых поэтов – А. Барто, Я. Акима, В. Берестова, С. Маршака – тоже с удовольствием читают малыши и взрослые. А вот стихи С. Михалкова любим по-особенному – в них всё близко нашему разуму, душе. Стихотворение «Мы с приятелем» написано так, как будто это говориться о каждом из нас, о нашей жизни, нашей дружбе, о том, что было с нами, когда не стало «двух ужей и двух чижей». А стихотворение о двух барашках – «утром рано утонули два барана»! Читая его, мы смеёмся вместе с поэтом и над баранами и над самими собой – над своим упрямством. Почему? Потому что Михалков хотя и высмеивает и хвастуна, и трусишку, который боится укола, но не зло, не обидно. В его стихах столько тёплого чувства, столько любви к большим и к маленьким и к плохим, и к хорошим, что они всем читаются с любовью. Эта любовь и даёт жизнь стихам С. В. Михалкова.

об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

Вот мы и открыли другой секрет поэзии Михалкова: любовь к детям.

Читая стихотворения Михалкова в классе, дома, вслух или про себя мы заметили, что они текут необыкновенно живо и запоминаются сами собой, без малейших усилий. Всё больше убеждались, что они легки, ясно написаны, умны, забавны. Один мальчик сказал: «Когда я прочитал «Дядю Стёпу», мне показалось, что это я написал».

Так мы открыли третий секрет поэзии Сергея Михалкова. Самая важная особенность его стихов – они написаны талантливо.

Талант поэта Михалкова ещё и в том, что ему понятны и близки переживания своих героев. И нам становиться жалко девочку, потерявшую щенка, и щенка, искусанного пчёлами и забинтованного, и приятелей, которые ищут в зоопарке своего чижа.

об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

Итак, теперь мы понимаем, что без любви к тому, о чём пишешь, не бывает талантливых стихов. Читая стихи С. В. Михалкова, мы чувствуем, понимаем, что он здесь, со своими героями и с нами.

Впрочем, только ли поэт Михалков?

Ольга Михайловна продолжала нас знакомить с творчеством Михалкова. Узнали, что писать стихи Серёжа начал рано, когда ему не было и девяти лет. Стихи, написанные в детстве, пропали, но через много лет несколько стихов нашлось. И среди них басня. Она заканчивалась моралью:

Мораль сей басни такова:

Что много тех людей на свете белом,

Которым надо рассказать,

Что людям надо помогать,

Что людям лучше помогать

Не только словом, но и делом.

Замечательная мораль! Её стоит усвоить всем детям.

А ещё С. В. Михалков создал сатирический киножурнал «Фитиль», в котором разоблачал воровство, подлость, халатность, лень.

За долгую литературную жизнь Сергей Владимирович выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.
Это: стихи, басни, сказки, песни, пьесы для театра и кино. Даже сказку «Три поросенка» первым на русский язык пересказал Михалков.

Так для нас открылся ещё один секрет творчества Михалкова: оно многогранно.

Борец, который служит обществу .

В первые дни Великой Отечественной войны Михалков в числе многих литераторов был послан на фронт. Работал в красноармейской газете, писал заметки о подвигах наших солдат, о боях и листовки для фронтовиков и для тех, кто был в плену: «Пусть не дрогнет твоя рука!», «Ты победишь!», «Не быть России покорённой!»

Воб экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалковаместе с солдатами он дошёл до Берлина. Он видел надписи наших солдат на стенах рейхстага и вот, что он написал тогда:

Они дошли до стен рейхстага,

Друзья: боец и командир,

И стены были им бумагой

Для первых подписей за мир.

У Кремлёвской стены, где горит вечный огонь, зажженный в память о неизвестном солдате, выбиты на камне слова Сергея Михалкова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Строгие строки, но они заставляют вспомнить, какой ценой завоёвана победа над фашистской Германией.

А ещё он создал текст гимна России. Гимн выражает нашу любовь к Родине, к России. Михалков дважды сумел выразить эту любовь — в тяжелый 1943 год и в не менее тяжкий 2001-й, открыв своим Гимном новое столетие и новое тысячелетие российской народной жизни и истории.

Можно сделать вывод:

об экспериментальной поэзии можно говорить в творчестве с михалкова

Сергей Владимирович не просто поэт, писатель, баснописец, он – борец, который служит обществу. Это тоже секрет его творчества, который нам удалось разгадать.

Награды Сергея Владимировича Михалкова

За высокое служение отечественной литературе и культуре Герой Социалистического труда Сергей Михалков награжден:

четырьмя орденами Ленина (1939, 1963, 1973, 1983), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1988), орденом Красного Знамени (1945), орденом Октябрьской революции (1971), орденом Отечественной войны 1-й степени (1985), орденом Красной Звезды (1943), орденом Дружбы народов (1993), орденом Почета (1998), за заслуги перед Русской Православной церковью — орденами Св. Сергия Радонежского и Св. Благоверного царевича Дмитрия(1993,1998).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *