о чем можно написать репортаж

Как написать репортаж: пример и рекомендации

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Это материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью. Его главная цель – создать «эффект присутствия», дать возможность читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

о чем можно написать репортаж

Один из главных критериев репортажа — это оперативность. То есть, когда событие случилось, в течение пары часов (максимум 1-2 дня) выходит репортаж.

Кроме того, обязательно должен быть информационный повод — событие, которое легло в основу данного репортажа.

Это не значит, что писать репортажи можно только с каких-то мест происшествий или катастроф. Репортаж может быть написан со школьного праздника, выставки, олимпиады и т.д. Главным критерием является лишь то, что репортер должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Виды репортажа

о чем можно написать репортаж

— В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру анимешников, скаутов или волонтеров. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.

Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.

— Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова о путешествиях.

Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то. То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.

— Есть еще и событийный репортаж. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей:

Используйте в заголовке цифры. Пример: «9 ошибок, которые допускают на ЕГЭ все ученики»

Используйте прилагательные. Пример: «Критические ошибки, которые допускают на ЕГЭ все ученики»

Используйте призывы к действию. Пример: «Узнайте, какие ошибки допускают ученики на ЕГЭ»

2. Вступление: краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.

2. Основная часть: информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.

3. Концовка: впечатление автора, его мысли и эмоции, а также оценка эпизода. И, конечно, подпись.

Признаки

о чем можно написать репортаж

Вот основные жанровые признаки репортажа:

Источник

Будущему журналисту: пишем репортаж (часть 1)

о чем можно написать репортаж

Чтобы стать хорошим журналистом, необходимо освоить все основные жанры, которые используют в работе настоящие «акулы пера». Одним из самых востребованных и популярных жанров является репортаж. Поэтому, как написать репортаж грамотно, должен знать каждый, кто мечтает о карьере журналиста.

Давайте попробуем разобраться, что такое репортаж, в чем отличие репортажа от новости и каким должен быть хороший репортаж?

Слово «репортаж» происходит от французского «reportage» и английского «report» с общим латинским корнем «reporto» – передавать, докладывать.

Репортаж – это сообщение, рассказ о событии или событиях, происшедших на глазах у журналиста. Как указывают словари журналистских терминов, репортаж – материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью. Целью репортажа является создание «эффекта присутствия», он даёт возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Главное – воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (словно он является очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо уметь отбирать главное, писать так, чтобы читатель мог обобщить прочитанное, чтобы события вызывали сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии журналист часто начинает рассказ о событии с его кульминации – точки наивысшего развития действия. Динамика создается и за счет использования глаголов, употреблённых автором в настоящем времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, а также может выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создаёт у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.

Репортаж, как правило, состоит из трёх частей:

Репортаж – жанр, который сближает журналистику с литературой. Являясь довольно строгим жанровым материалом, репортаж требует от автора четкого понимания структуры материала, конкретных фактов и их доказательств, которые приводит журналист.

Цель автора репортажа – как можно более подробно проинформировать читателя.

Язык репортажа должен быть простым и лаконичным, но при этом без сленга и просторечных выражений, чтобы читатель оценил компетентность и языковую воспитанность журналиста.

Каким бы авторитетным ни был журналист, его субъективное мнение не должно стоять во главе всего материала. Конечно, можно высказать и свое мнение по поводу описанных событий, но делать это следует максимально корректно.

Чтобы репортаж был ярким и выразительным, обязательно проиллюстрируйте его фотографиями, картинками, статистическими таблицами или графиками, так как все это послужит для читателя еще одним источником информации. Репортаж обязательно должен быть подписан автором.

Материал подготовлен С.Ю. Гончарук, методистом ГМЦ ДОгМ

Источник

Летняя школа журналистики. Как написать хороший репортаж

Всем привет. Пока у нас тут по большей части школа диванной журналистики (что вовсе не плохо, а даже наоборот), но с началом сезона многие из вас наверняка будут выбираться на какие-то матчи и писать оттуда репортажи. Я постарался сформулировать несколько простых правил, которые помогут сделать тексты чуть бодрее. Ну и не забывайте, что перед тем, как написать репортаж, надо прочитать как минимум пять – тогда у вас все получится намного быстрее.

о чем можно написать репортаж

1. Пишите о том, чего не видят другие

Худшее, что вы можете сделать, придя на стадион с ноутбуком – весь матч гонять мяч/шайбу, печатая что-то вроде «На 5-й минуте Гусев и Ярмоленко убежали в контратаку, но Андрей не смог поразить пустые ворота после точной передачи партнера». Конечно, совсем обойтись без таких предложений невозможно, но ни в коем случае не превращайте репортаж в стенограмму. Телевидение и сопкаст есть уже у всех. Ваша задача как документалиста – написать о том, что не попало в трансляцию. Присмотритесь к баннерам, прислушайтесь к кричалкам, следите за тренерами, запасными, судьями и прочими объектами, не всегда оказывающимися в кадре. Если уж вы дошли до стадиона, то и пишите о том, что было на стадионе.

Естественно, не все из замеченного будет достойно попадания в репортаж. Вы никого не удивите, если напишете, что болельщики «Спартака» кричали «Спартак» – чемпион!». Более того, даже болельщики «Локомотива», требующие отставки Ольги Смородской, уже давно не новость; куда интереснее будет подметить, как на это реагируют службы безопасности стадиона – снимают ли баннеры, пытаются ли кого-то задержать. Простите за этот печальный пример, но такие события часто оказываются интереснее и важнее самого матча.

2. Сочетайте наблюдения и мнения

Иногда во время матча не происходит вообще ничего: игра унылая, голов нет, трибуны пустые. Если вы честно напишете об этом в репортаже, никто не дочитает его до конца – а это, прямо скажем, не в ваших интересах. В таком случае имеет смысл сообщить читателю какую-нибудь мысль, не обязательно подкрепленную увиденным, но имеющую прямое отношение к происходящему. Предположим, «Шахтер» буднично выигрывает у «Ильичевца» со счетом 1:0, а вы рассуждаете о том, кого из донецких бразильцев стоит продать следующим – или почему Дарио Срна сделал большую ошибку, не уехав в свое время играть в Европу.

Конечно, для таких высказываний надо хотя бы немного следить за темой – смотреть предыдущие матчи, быть в курсе карьеры игроков. Но если вы сможете сделать скучнейший матч информационным поводом для пары интересных высказываний, то читатель запомнит: читать вас нужно даже в том случае, если игра была ужасной.

3. Разговаривайте с людьми

Получив аккредитацию на матч, постарайтесь с ее помощью подобраться поближе к игрокам и тренерам и задайте им хотя бы один вопрос – не просто для того, чтобы спросить, а чтобы сделать ваш репортаж лучше. Если вы спросите про настрой на игру и прогноз на чемпионат, а потом вставите этот ответ в репортаж, читатель зевнет и закроет ваш текст. Если сумеете вызвать у человека какую-нибудь эмоцию – смех, гнев, возглас «бред!», – читать будет уже веселее.

С болельщиками, спекулянтами и полицейскими тоже стоит поговорить. Цитировать их потом необязательно, но лучше быть в курсе их настроений; в конце концов, они участники событий, а вы – наблюдатель.

4. Разрабатывайте второстепенные темы

Вы посмотрели довольно содержательный матч, о котором есть что написать «по игре», но после матча тренер решил неформально пообщаться с фанатами насчет Фалькао и пятки Веллитона. Или вас возмутили цены и очереди в подтрибунном помещении. Или казанский «Рубин» привез в Лондон всего 50 болельщиков. Любая из этих тем – второстепенная по отношению к игре, но не стоит бояться не написать о самом матче ни строчки, если вам есть что сказать по другому поводу. В целом, журналистика как раз и существует для того, чтобы ловить за хвост дух времени – игра забудется, результат останется в таблице, а ваш текст может стать предметом куда более живого обсуждения.

5. Не выдумывайте

Я бы даже написал «не врите», но проблема чуть шире. Репортаж – это отражение и трактовка реальности, а любая журналистская выдумка (пусть даже смешная, хотя такого почти никогда не бывает) – ее сознательное искажение. Наберитесь мужества и прочитайте образцово плохие тексты про говорящую кошку Машку и воображаемого сына Ярослава, чтобы понять, что нехватка репортажной фактуры – не повод включать свою фантазию.

6. Никогда не цитируйте таксистов

Абсолютный репортерский моветон. Когда вы садитесь в такси, человек за рулем с удовольствием расскажет вам и про город, и про футбол, и про смысл жизни. Ваша задача – забыть 90% сказанного, а оставшиеся 10% перепроверить у людей, которые действительно имеют отношение к тому, о чем вы собираетесь писать. Цитировать таксиста – все равно, что ссылаться на комментарии в интернете или надевать носки с сандалиями. Просто не делайте этого.

Источник

Что такое репортаж в журналистике и каковы его особенности

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать.

Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров.

Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

о чем можно написать репортаж

Что такое репортаж

о чем можно написать репортаж

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.

Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть. Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.

Тогда у вас все получится!

Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.

Виды репортажа

Есть несколько основных видов репортажа:

В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.

Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.

о чем можно написать репортаж

Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.

Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.

То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.

Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.

Есть еще и событийный репортаж. О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.

о чем можно написать репортаж

Структура

Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

Все ведется от лица участника событий. То есть вы делаете это от первого лица (я, мы). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие. То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво».

Подмечайте яркие детали. Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности.

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

о чем можно написать репортаж

Поэтому в материале должны быть:

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму. Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

о чем можно написать репортаж

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия). Вот ссылка на

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.

Дальше идет основной текст. Первый абзац этой составной части уже дает нам событие. Также нас познакомили с первым героем.

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

И дальше по ходу репортажа тоже все время что-то случается с человеком. Он знакомится с людьми, заходит в разные дома и так далее. То есть наблюдается определенная динамика.

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье. Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

Источник

О чем можно написать репортаж

Что же становится темой репортажа? О чем, собственно, мы «докладываем» читателю? О том, куда читатель в силу разных причин не попал, а то и вовсе попасть не может.

Репортер в своем рассказе как бы строит мост между читателем и неким удаленным от него местом.

Изданиям новостного характера – информационным агентствам и новостным ежедневным газетам – в этом смысле проще. Они следуют за новостной повесткой дня, разворачивая достойные, по их мнению, события, до уровня репортажа. Например, когда летом 2010 года в России бушевали лесные пожары, автор сего пособия ездил по сгоревшим деревням и описывал быт погорельцев, как они устроились, кто организовал для них питание и как общественники привозили им гуманитарную помощь. То есть конкретному событию, которое на ленте РИА Новостей могло бы выглядеть просто как несколько написанных из московской редакции новостных сообщений, мы придавали «человеческое измерение» и украшали их «картинкой с местности».

Второй способ вытекает из первого. В серьезных редакциях уровня тех же РИА Новостей есть система долгосрочного медиапланирования и «карт ожидаемых событий». Как правило, такая система выглядит как календарь, в которое эти самые «ожидаемые события» заносятся.

Обычный читатель никогда на такую вечеринку не попадет. Но он прочитает о ней из репортажей наших конкурентов. А вот с уборщицей наш читатель точно никогда не побеседует. Не поговорят с ней и наши коллеги из других изданий. Таким образом, мы выполним сразу две задачи – «преодолеем дистанцию». Да и просто дадим заезженной теме новое, свежее звучание.

1) Что может быть темой для репортажа?

2) Какие «дистанции» должен преодолевать репортер?

1) Откройте сайт любого информационного агентства и найдите на нем тему для репортажа. Обоснуйте, почему именно на эту тему стоит написать репортаж.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *