о чем можно написать рэп

Не просто набор слов: как устроен рэп

В 2019 году рэп стал главной музыкой в России. Рэперы собирают стадионы, становятся героями глянца, участвуют в «Голубом огоньке» на Первом канале, выступают на митингах и раздражают почти всех.

Bookmate Journal попытался разобраться в том, как устроен этот жанр и что в нем находят миллионы людей.

Флоу (англ. flow, «поток») — подача, сама манера исполнения рэпа, стиль читки. Это сплав интонационной составляющей (голос, смысловые ударения, паузы) и музыкальной (ритм, темп).

Флоу каждого рэпера уникален, а также он может меняться от трека к треку: чем разнообразнее и многоплановее флоу, тем интереснее слушать артиста. Сравните флоу GONE.Fludd в треках «Мамбл» и Boys Don’t Cry. В первом случае он стремительный и даже агрессивный, во втором — более мелодичный и расслабленный.

Некоторые рэперы делают свой флоу математически точным, продуманным до мелочей. Чтобы добиться этого, составляют схемы флоу, в которых отмечают, где нужно взять паузу, замедлиться или, наоборот, ускориться.

Важно понимать, что качество флоу зависит не от скорости читки, но если артист умеет быстро читать без ущерба для восприятия текста, это может стать дополнительным средством выразительности.

Увеличение скорости читки FACE в середине первого куплета становится важным смысловым акцентом:

Рифмы

Рифмы — костяк рэп-текста. Именно благодаря им строчки переплетаются между собой, образуя связный и ритмично организованный массив словесных лабиринтов. Также рифмы придают тексту музыкальность — за счет повторяющихся и сочетающихся звуков. Рифмовать на глаголы считается дурным тоном: во-первых, это читерство (подставляйте нужный глагол — вот и вся забота), во-вторых, текст становится бледным и менее выразительным. Разнообразие же и сложность рифм обогащают лирику и делают ее многогранной.

Помимо уже упомянутых глагольных рифм также существуют:

Квадратные рифмы (у рифмующихся слов совпадают окончания)

Ох уж эти детки
Оверсайз, сетка
«Рабица», таблетки
Эд Харди кепка

Boulevard Depo «Ох уж эти детки»

Акцентные рифмы (у рифмующихся слов созвучные слоги)

Как совместить несовместимые вещи,
Такие как человечность и любовь к человечеству?
Быть честным, но избежать душевных увечий,
Остаться в живых и улизнуть от ужасающей вечности?

Внутренние рифмы (в строке рифмуется не одно слово, а несколько — в середине строки и в конце)

Я черный, как смола, девятка черная, как месса
Дуло черного ствола, как стены моего подъезда
Паутины, купола, как дети в поисках замесов
Ты такой же, как и я — ты зависим, ты за весом

масло черного тмина «Аппарат президента 2»

Двойные и тройные рифмы (рифмуются два и даже три слова в каждой строчке)

По местам подонки, всё на листах по полкам
Тебе знакомо это, так ставь в колонки
Тут черный ящик, будто Пакистан в коробке

OBLADAET feat. I1 «KOSMONAVT»

Полнострочные рифмы (рифмуются почти все слова в строчках в каждой из строк)

Годы словно Одиссея по окраинам
Город Лондон против всех, часть вторая, ман

Oxxxymiron «Лондон против всех. Часть 2»

В треке «Иллюзия свободы» исполнителя Dendy рифмуются только существительные:

Основу музыки в рэпе составляет бит — ритм песни.

Вопрос «что первично: биты или текст» напоминает проблему курицы и яйца. Кто-то отталкивается от того, что рэп — прежде всего музыка, и пишет строчки поверх готового бита. В этом случае бит может направлять творческую мысль артиста и оказывать влияние на текст, который еще предстоит сочинить. Но если уделить внимание сначала тексту, трек получится не менее цельным. Некоторые исполнители уверены, что готовый бит только отвлекает и мешает сконцентрироваться на лирике.

К примеру, рэпер Guerilla Black считает, что «самый чистый флоу приходит тогда, когда ты не пишешь под бит — просто слышишь все то, что происходит у тебя в голове, и берешь оттуда первую цельную мысль».

Какие-то артисты пишут биты сами, кто-то покупает готовые или даже берет их в аренду (в этом случае на тиражирование бита накладываются ограничения).

Иногда удачный бит делает трек с самым заурядным текстом хитом, а его исполнителя — звездой.

19-летний рэпер Big Baby Tape долгое время писал биты для других исполнителей, но впоследствии стал артистом и сам: его трек Gimme the Lootв ноябре 2018-го занял первое место по количеству обращений на международной платформе Genius, обогнав хиты Леди Гаги и Арианы Гранде. Не последнюю роль в его успехе сыграл оригинальный бит с семплом из трека Gimme the Loot американского рэпера The Notorious B.I.G.

Запись и дополнительные приемы

Едва ли кто-то придет на концерт артиста, не прослушав предварительно его треки. Разумеется, плохое качество записи может загубить гениальную во всех отношениях песню. Но для того чтобы записать что-то классное, не обязательно тратить деньги на дорогую студию — многие известные артисты в начале пути обходились домашним оборудованием и собственными навыками звукорежиссера.

Не менее важно отрепетировать читку перед записью, заранее продумать, в какие моменты будет уместно сделать вдох.

Некоторые рэперы записывают всего по две-три строчки, а потом склеивают их, чтобы избежать ошибок или наложить дополнительные вокальные эффекты.

Обычно исполнители стараются замаскировать склейки, но если качество сведения было не идеальным, внимательные слушатели могут их заметить. Другие же рэперы записывают все в один прием, и, как правило, лайвы таких артистов звучат куда гармоничнее.

Разнообразить запись можно с помощью дополнительного обвеса: бэков и эдлибов.

Бэк — это дорожка с вокалом, записанная поверх еще одной дорожки; благодаря бэкам вокал становится более «жирным», а текст звучит мощнее. Эдлибы — это импровизированные фразы или слова, которые помещают на задний план, чтобы трек звучал интереснее.

Некоторые артисты записывают скиты — небольшие скетчи, цель которых создать у слушателя ощущение присутствия внутри трека или же дополнительно раскрыть сценарий альбома. Примечательно, что в современном рэпе скиты используются все реже: популярность цифровых аудиоформатов позволила пропускать их и сделала их включение в альбом практически бесполезным.

Трек Скриптонита «Интро. Время возвращаться» начинается со скита, который длится почти полторы минуты:

Надеемся, нам удалось показать, что рэп устроен сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Источник

Как написать рэп текста?

Итак, поехали! Начну с того, как нельзя рифмовать. Одним махом убираем все «одинаковые » слова: однокоренные (мысли — смысл, кратковременно — своевременно, пошел — нашел и т.д.), глаголы (взять — дать, был — купил, сказал — показал), существительные одинаковой формы (идиот — огород — водоворот, отношение — мнение, куплеты — газеты — туалеты, ответ — бред и так далее. Думаю, идея ясна, такие же прилагательные (оригинальный — вагинальный — региональный, золотой — мой — голубой) — короче, все слова, которые рифмуются слишком очевидно + огромный перечень задроченных рифм, которые употреблялись не раз и всем уже надоели. Таких рифм — очень много, всех их не перебрать, только посредством опыта прочтения чужих текстов можно очертить для себя этот круг. Я привожу парочку самых зашкварных рядов, эти рифмы никогда нельзя употреблять:

о чем можно написать рэп

весть — лесть — лезть — месть — шесть — шерсть и т.д.

кровь — любовь — морковь — вновь и т.д. (в принципе, эти слова — одинаковые существительные женского рода и я уже писал о такого рода словах)

встреча — вечер — нечего

проза — роза — розги — воздух

ноги — многие — убогие — Бога — берлога — тревога

секс — текст — некст и так далее почти до бесконечности

Вот, значит, отсекли всё это и теперь рифмуем «по правилам» Берем слово, которое надо рифмовать. Допустим, «известь ». И начинаем мысленно (или вслух, как кому удобнее) говорить это слово «известь », говорить похожие на него слова, там, например, низость, извне, призрак, признан, Лиза и т.д. — то есть сразу всплывает ряд слов. Выбираем то, что подходит — и вперед! Основная идея такова — удивить слушателя рифмой; например, на конце строки стоит слово «болван » и слушатель ожидает на конце второй строки услышать нечто вроде «баклан », «стакан », «капкан » и т.д., а ты ставишь слово «молва ». Или слово «габариты ». Находим ударный слог « риты» и поехали, рифмуем его: приторный, пропитаны. Короче, я объяснил, как мог, но лучше найти статью Маяковского — там расписано то же самое, но лучше.

Все, с тем, что именно рифмовать, разобрались. Переходим к структуре текста, как эти рифмы должны быть расположены. Конечно, можно рифмовать себе 2 соседние строки на последнее слово и не париться (так называемое «квадратное » построение текста. Но для этого надо читать, как Kool G Rap или Big Daddy Kane, чтобы этот недостаток не бросался в глаза. Поэтому надо, чтоб текст звучал разнообразно: от простого рифмования 2 строк на последнее слово:

через слово ставить рифму

как в суп повар лист лавровый кладу поверх бита говор,
и пока ты потом-кровью за день приличный текст состряпал…..

подряд несколько слов рифмовать

…вобрав ораторов-грандов во благо рап-анеграунда, вас препаратами травим… (Leoni )

Dead in the middle of Little Italy little did we know
that we riddled some middleman who didn’t do diddily (Big Pun ‘ Twins’)

…притесь от подобной дряни, притесь до потери пульса, и пока читаю, пусть от напора двери гнуться…

тогда же дважды кряду сочно рву
оппонентов по баттлам rapartage точка, народ точка ру

And every year I gain clout and my name sprouts
Some brothers’d still be large if the crack never came out (Big L ‘Put It On’)

Вообще, должен заметить, что у штатовских рэпперов двойная рифма — вообще самая распространённая: сделать её довольно просто, а звучит красиво.

почни в обозе, Емеля, тебя
и в прозе имел я любя (это строки Маджахеда — парень с хип-хоп.ру).

Верх мастерства и шикарности — рифма полнострочная, т.е. все (или почти все) слова в строке соответственно рифмуются с другой строкой:

о чем можно написать рэп

принцип инертности полной, марионетки в чужих руках, принцев здесь нет, понял, стреляю метко и в прах (Сержи)

со своего пути сметаю, тЕх, кто явно,
как Китай в буддизме тает в тЕкстах корявых

I’m searchin for the impostor to pat down
I’m urgin to put the glock up and clap rounds
It’s curtains like Jimmy Hoffa, he not found (Redman ‘Soopaman Luva 5 (Part I)’)

My sound wave liftin’ your chin up like uppercuts
New found ways of rippin’ shit up, I de-ve-lop (Black Thought, альбом Big Pun ‘Capital Punishment’, трэк ‘Super Lyrycal’)

так же супер-рифма — это рифма, когда рифмуется слово не с одним, а с двумя или даже с несколькими:

..контракт этот уникален, сколько бы куплетов ты на ночь ни ковал, мои рифмы действуют, как приёмы Кадочникова

вынести – вы не стихли (Peace Keeper)

Так же есть такая штука как созвучия. Это не рифма, это просто созвучные слова, как правило с множеством одинаковых согласных, но с разными ударными гласными.

Например «отряды брани на борьбу’ с парня’ми аля барби, фана’тами а’ренби»
— как видите, половина слов не рифмуются, они просто созвучны в общем потоке слогов. Как по мне, звучит красиво.
Еще делают тавтологические созвучия, когда, кроме рифмующихся слов, заведомо напихиваются и однокоренные:

целый мир забит басом и битом,
я пропитан ритмом и рифмами, ими каждый атом пропитан мой

Такие вещи очень часто делает KRS-One, вот например из трэка ‘When The Moon’:

Your lightweight, I devistate on the equal races
No I’m not a racist, but no race could really face this

Источник

О чем можно написать рэп

о чем можно написать рэп

К выбору собственного стиля стоит подойти серьезно. Потом, когда у вас будут поклонники, его сменить будет не реально. Лучше всего конечно делать не то что популярно, а то что нравится слушать вам.

Стиль определяется по:

Если Вы любите слушать к примеру ПОП-Рэп то это ещё не значит что Вы не сможете стать звезной гэнгста-рэпа. Одно дело слушать, другое – делать.

Не стоит смешивать гэнгста-рэп с лирическим рэпом. Получится что-то типа:

“Последний раз ты со-мной, последний раз я твой, последний раз слёзы из глаз! Я тебя сунул в унитаз”
Есть ещё такая штука как переходной возвраст. Это гдето в 14-16 лет. До этого времени голос пацана тупо детский. Поэтому определятся со стилем до переходного возвраста ненужно.

Про читку я буду много расказывать в других постах. Поэтому подписываемся на рассылку сайта!

о чем можно написать рэп

Этот вопрос мне часто задают начинающие рэперы.

Ладно, отвечаю, как это делаю я.

Для начала мне нужна идея. О чём писать? То от чего можно отталкиваться. Если я хочу рассказать какую-то историю, то мне нужен её сценарий. В идеале лучше всего написать как обычный рассказ. А потом переписать под тексту с рифмой, куплетами и припевом.

Если я пишу не историю, а просто хочу раскрыть какую-нибудь тему то неплохо придумать сначала припев, а потом от него отталкиваясь писать куплеты. У многих с припевом получается туго. Тогда просто пишем текст и выбираем из него лучшие строки, которые хорошо замыкаются в петлю (хорошо читаются по кругу).

Припев играет очень большую роль при написании текста. Если есть с ног сшибающий припев, то текст куплетов большой роли уже не сыграет. Но это правило нельзя относить к лирическим темам. Припев должен быть простым и оригинальным. Тогда он хорошо запоминается слушателю и после пары прослушиваний уже систематически будет прокручиваться в мозгах.

Если у кого-то туговато с рифмой, то читайте стихи разных поэтов. Обращайте внимание на то, как они рифмуют. А ведь стихи это те же самые текста. Можно даже Пушкина зачитать под ломаный бит =)))

о чем можно написать рэп

Рифмовать можно разными способами.

Самый простой способ называется смежный.

В таком способе видна чёткая последовательность рифм. Рифма “открывается”, затем “закрывается” потом опять “открывается” и так дальше.

Пацаны и девки- зацените тему (открылась)

Я подвожу итоги года в толстую проблему (закрылась)

Бабки, тёлки, шмаль, учёба (откр.)

Могут довести до гроба (закр.)

Жизнь как тряпка половая (откр.)

Все живут лишь пыль стирая (закр.)

Текста такого типа отличаются быстрым темпом читки и высокой динамикой.

Второй способ называется “перекрестная рифма”

В таком способе рифмы идут через одну. То есть сразу вводятся две рифмы и чередуют одна за одной. Такой способ не из простых и требует пораскинуть мозгами чтобы написать такой текст. Зато слушателю потом заметно видно техничность МС. Эти рифмы звучат изящно.

Я МС Муравей – (откр.1)

Так меня зовут! (откр.2)

Ты мне водочки налей (закр.1)

Тогда всё будет good!(закр.2)

Можешь звать меня “чувак”, (откр.1)

Можеш пацаном назвать (откр.2)

Мне вобще все-равно как (закр.1)

Лишь бы не орать! (закр.2)

Все остальные методы рифмования называют “сплетенная рифма”. Под эти определения попадают разнообразные сложные рифмовки в которых использоватеся не 2 рифмы, а 3 и более. Эксперементировать можно, даже я бы сказал нужно, но только после того как вы хорошо усвоете более просые методы рифмования.

На последок хочу рассказать про один хитрый приём рифмования который называется АССОНАНС.

Ассонанс – это не точная рифма основана на повторение гласных звуков, преимущественно ударных. Его можно использовать когда не можешь придумать рифму к какому-то важному слову, которое нельзя заменить другим словом.

Ты читаешь статьи рэп-мастерской,

В это время в шкафу, пиджак жрёт моль.

Мастерской и Моль. Есть рифма? Нету! А при читке заметно не будет!

о чем можно написать рэп

Как научиться читать рэп

Источник

Silrob

Шаг к познаниям

о чем можно написать рэп

Как научиться писать хорошие и уверенные рэп текста.

КАК ДЕЛАЮТ РЭП

Ключевые составляющие рэп текста

Любой рэп текст в общем виде состоит из 2-х «компонентов» (составляющих): СМЫСЛ и РИФМЫ. От того, как вы поработаете над каждым из этих компонентов и будет зависеть конечный результат, а именно то, как ваш рэпчик будет восприниматься слушателями, понравится он им или нет.
Чтобы текст получился хорошим нельзя делать упор на каком-то одном компоненте, полностью забыв про второй. Будете ли вы слушать песню, текст которой состоит из зарифмованных, но совершенно не связанных по смыслу слов и фраз? Думаю вряд ли. Так же как не будете слушать положенные на бит мудрые и глубокие изречения, начисто лишенные рифм!

Ярким примером того, какой положительный результат достигается при правильном подходе и к СМЫСЛУ, и к РИФМАМ – является ГУФ, а вернее его теста. Каждый его куплет представляет собой отдельную захватывающую историю (СМЫСЛ), идеально ложащуюся на бит с помощью грамотно подобранных и расставленных РИФМ. Песни Гуфа просты и понятны всем без исключения, но в то же время каждая из них наполнена глубоким смыслом. Его речитативы переполнены ненормативным дворовым сленгом, и при этом совершенно «не режут» слух. При всем при этом Гуф не отличается какими-то вокальными данными, техникой читки, а наоборот, имеет явный дефект речи (легкая картавость). Те, кто был на его концертах подтвердят, что после двух-трех песен у Гуфа исчезает голос и он начинает буквально кричать в микрофон, что, безусловно характеризует его, как слабого вокалиста. Несмотря на это, благодаря своим текстам Гуф остается одним из самых востребованных отечественных рэп-исполнителей.

По такому же принципу пишут текста Птаха (Зануда), 9 грамм, Ант (25/17), Витя АК, Noize MC, Витек (Def Joint) и др. (преобладающее большинство наших рэперов).

Построение (структура) текста

Куплет в рэпе состоит из четного количества строк. Как правило, в стандартном куплете их не менее 16 (но может быть и больше). Писать куплет удобней всего в виде четверостиший, чаще называемых квадратами. Таким образом, стандартный куплет в 16 строк состоит из 4-х квадратов (четверостиший).

Схема рифмовки – это порядок расположения рифм в тексте.

Основные схемы рифмовок в рэпе:

Самая простая схема: рифмуются последние слова двух соседних строк. Им пользуются все рэперы без исключения (некоторые пользуются только им).

Пробую на зуб каждый день, каждый момент (А)
Не смотря на то, что мир прочнее, верю в
хэппи-энд (А)
Верю в то, что добро является высшей
силой (В)
Верю, что когда умру, не зарастет травой
могила. (В)

Чики-пау, мне не нужна расческа
Щетина, короткая прическа

Эта схема рифмовки является более сложной по сравнению с двумя предыдущими, вследствие чего рэперы применяют ее крайне редко. А зря. Ведь использование кольцевой схемы придает тексту особую выразительность, подчеркивая при этом высокий уровень мастерства исполнителя (МС).

Клин надо вышибать клином вендетта
Дело к
рассвету, палец на курке карабина

(придумал сам только что)

(5) Сплетенная (смешанная)
Это самая сложная схема рифмовки, успешно реализовать которую могут только настоящие мастера, каких в отечественном рэпе можно пересчитать по пальцам. Такая схема может иметь множество форм и вариаций, рифмуемые пары могут повторяться в стихе по два или даже по три раза. Определенных правил здесь нет – все на усмотрение автора.

Вот наглядный пример использования сплетенных рифм:

Вот со смугленькой Жанной Фриске
Я бы сожрал бы по кругленькой и догнался бы виски с колой,
И подошел бы к ней
близко, к полуголой,
На маленькой яхте? В каком-нибудь море
Карибском.

Схема рифмовки данного четверостишия выглядит следующим образом:

…рифма С… рифма А
…рифма С… рифма А… Рифма В
…рифма А… рифма В
…рифма А

Как видите, четкой последовательности нет, но, согласитесь, звучат такие рифмы круто.
Текста, наполненные грамотными сплетенными рифмами, обладают каким-то магическим действием и надолго запоминаются слушателем.

Вот в принципе и все! Надеюсь данная статья поможет вам сделать старт в практике стихосложения и освоении мастерства МС.

2-я тема: улица (как среда обитания)
Изначально рэп – это музыка улиц, дворовые сюжеты и зарисовки, рассказанные ее обитателями. Так уж повелось, что основной акцент в текстах рэперов делается именно на негативной стороне уличной жизни.
Здесь можно описать окружающую обстановку, рассказать о том, как нелегка жизнь на окраине в спальном райончике, поведать о трудностях, которые приходится преодолевать простому дворовому пацанчику: отсутствие денег и перспектив, опасные дворовые расклады, проблемы с копами и т.д.
Не обязательно настроение текста про улицу должно быть грустным и серьезным. Можно сделать прикольный легкий тречок, с юмором описав будни и быт рэпера-бездельника. Типа «вокруг все плохо, но у тебя нет никаких проблем, тебя ничто не парит».
п р и м е р :Это об улицах, где до сих пор нет асфальта,О пацанах с района, живущих фартом,Это о ненависти к серой форме и кокардам,Это о тех, для кого нет пути обратно … (Витек)

3-я тема: наркотики
Неотъемлемой и наверно самой трагичной стороной уличной жизни во все времена были и остаются наркотики. Именно поэтому данная тема занимает особое место в текстах рэперов.
К этой вечно актуально проблеме так или иначе, обращаются абсолютно все рэперы. Кто-то меньше, кто-то больше. Одни высказывают в текстах ярое недовольство, другие, напротив, охотно делятся собственным опытом в части употребления или торговли. Большая половина рэперов в принципе культивируют в своих песнях курение ганжи и искренне считают, что их рэп не имеет ничего общего с темой наркотиков.
Для определенной категории рэп-исполнителей «драгсы» становятся ключевой темой отдельного творческого периода или всего творчества в целом. Яркий пример: Кровосток, Гуф, Баста (Ноггано), Красное дерево и др.
На мой взгляд читать о подобных вещах стоит только, если ты действительно что-то знаешь об этом, в противном случае – звучит это очень коряво.

6-я тема: любовь
К этой теме время от времени обращаются в своих текстах даже матерые гангстеры. Более я думаю пояснять ничего не нужно.
Лично мне не очень нравится рэп про любовь, особенно когда эта тема является в творчестве рэпера ключевой. Как мне кажется, идеальные текста о любви пишет Триада и Ассаи.
п р и м е р :Ветер моей надежды не станет прежним,Осколки чувств храню, твое имя бережно,Твой закат прибрежный, твою нежность Освободи меня, мне легче будет без тебя Я не могу собирать тебя из капель дождя…(Ассаи)

7-я тема: дружба
Тоже одна из самых распространенных тем. Как правило, текста про дружбу пишутся в виде истории по стандартному сценарию: «жили-были два друга не разлей вода, потом их развела судьба…» и все в таком духе.

9-я тема: про родню и близких

Вспомним начало куплета Гуфа из песни «Original БА»:

По-моему у любого рэпера на одном из его дисков
Должен быть трек, посвященный одному из его близких…

В заключении хочется отметить, что я ни в коем случае не призываю вас писать только о темах, приведенных в данной статье. Напротив, рекомендую экспериментировать с различными темами дабы выработать свой оригинальный фирменный стиль.

Урок №3 (полезные советы и приемы)

Продолжаем осваивать «науку» написания хороших рэп текстов.
В данной статье я дам несколько полезных советов (приемов), следуя которым вы значительно повысите качество своего рэпа.

Совет 1-й: избегаем простые и «очевидные» рифмы

Короче, когда вы рифмуете последние слова двух соседних строк старайтесь избегать «точные» рифмы, или хотя бы не ставьте их в каждой паре рифмуемых строк.

Примеры «точных» рифм:

Совет 2-й: используем метафоры

Метафоры являются одним из самых эффективных приемов в рэпе (как и в любом другом литературном жанре), овладев которым, вы на порядок повысите уровень своих текстов, сделаете их интересными и запоминающимися.

Метафора – это речевой оборот, основанный на подобии, сходстве или сравнении двух ситуаций или явлений. Или, другими словами, это сравнение «чего-то» с «чем-то» в переносном смысле. Метафоры бывают простыми и сложными. Естественно, чем сложнее – тем лучше.

Вот пара примеров простых метафор:

Ты толстый, как слон …
Льет как из ведра …

А вот пара метафор из текстов рэперов:

И сколько стоит доза радости, если печаль не стоит ничего … (Смоки Мо – Антон)

Как плот, по реке луна плывёт … (Триада – Белый танец)

Совет 3-й: «пишем рэп по слогам» (контролируем количество слогов)

Попробую объяснить, что это значит.

Речитатив должен звучать ровно и ритмично (желательно без длинных пауз между словами и строками), в соответствии с ритмом, который задает бит. Т.е. читка и бит (минус) неразрывно связаны друг с другом. Хип-хоп биты состоят из циклически повторяющейся последовательности ударов барабана (петлей), размер которых обычно составляет 4/4. С точки зрения музыки 4 удара – это 1 такт (bar). С точки зрения текста 4 удара – это 1 строка. Таким образом, стандартный куплет в 16 строчек имеет длину 16 тактов.

Настрой крепкий как костюм Тони Старка
Так-то, игра в 16 тактов только факты …
(Ант)

Обращаю ваше внимание, что это правило соблюдают все известные вам рэперы. Для того, чтобы вы в этом убедились – приведу наглядный пример. Рассмотрим четверостишие из известной всем песни Касты – «Сказка»:

В сером королевстве, во мраке и холоде
В надменном, сплетнями цветами городе
Погрязшем навеки в болезнях и голоде
Дрожащем свете молнии, ночного грома грохоте

Согласитесь – звучит круто. Теперь давайте подсчитаем количество слогов в каждой строчке:

В се-ром ко-ро-левс-тве, во мра-ке и хо-ло-де — 14 слогов
В над-мен-ном, с-пле-тня-ми цве-та-ми го-ро-де
– 14 слогов
По-гряз-шем на-ве-ки в бо-лез-нях и го-ло-де
– 14 слогов
Дро-жа-щем све-те мол-нии, ноч-но-го гро-ма гро-хо-те
– 15 слогов

Как видите, число слогов в рифмуемых строках примерно одинаковое. Как думаете – случайно ли это?

Совет 4-й: используем прием «Аллитерации»

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (определение Википедии).

На приеме «аллитерации» построено большинство русских поговорок, пословиц и скороговорок. Прием этот очень полюбился и рэперами. Многие маститые МС часто прибегают к его помощи.

Для того, чтобы реализовать в тексте прием аллитерации требуется потратить определенное количество времени, но результат этого стоит!

Лет до ста расти нам без старости.
Год от года расти нашей бодрости.
Славьте, молот и стих, землю молодости …
(В.В. Маяковский)

Совет 5-й: «игра слов»

Тоже весьма распространенный прием, используемый рэперами при написании текстов. Основан на выстраивании фраз из коротких (в 2-3 слога) созвучных слов. Образуемый в результате этого рифмованный массив звучит очень круто.

Совет 6-й: не забываем о динамике

Этот совет относится не столько к написанию отдельного куплета, сколько ко всей песне в целом.

Что имеется в виду под словом «динамика»? На самом деле, это довольно сложное понятие, но я попытаюсь объяснить как можно проще, не прибегая к языку терминов.

В двух словах динамика – это развитие событий (сюжета), попеременная смена настроения песни (текста и музыки). Она необходима, чтобы ваш трек не воспринимался слушателем, как «однообразный, монотонный поток слов».

Добиться динамичного звучания можно несколькими способами:

— развитие сюжета в тексте;
— разделение куплетов и припева (как с помощью вокала, бэков, так с помощью музыки и различных эффектов);
— качественная, эмоциональная читка и т.д.

В заключении хочется отметить следующее: для того, чтобы добиться успеха в рэпе, как и в любом другом виде искусства, необходимо, прежде всего, быть оригинальным, т.е. иметь свой неповторимый стиль. Каждый сумевший прославиться рэп-исполнитель имеет свою индивидуальную, годами отточенную, манеру исполнения и технику написания текстов. Но вместе с тем каждый состоявшийся рэпер (каким бы он не был оригинальным) пользуется вышеуказанными приемами.

Урок №4 (метафоры, как средство повышения качества текстов)

В 3-м уроке из серии статей по теме «как научиться писать рэп текста» я упомянул в двух словах о метафорах, как об одном из приемов, используемых рэперами при сочинении текстов. В данной статье мы поговорим о метафорах подробнее, т.к. они действительно заслуживают внимания.

Метафора является незаменимым средством выражения мыслей в прозе и поэзии. Невозможно представить ни одно художественное произведение, в котором не было бы метафор.

Метафора – это речевой оборот, основанный на подобии, сходстве или сравнении двух ситуаций или явлений. Или, другими словами, это сравнение «чего-то» с «чем-то» в переносном смысле. Метафоры позволяют с особой выразительностью описать человека, обстановку, ситуацию или какое-либо явление, и привлечь тем самым внимание слушателя. Без них рэп, как и любой другой стих, будет восприниматься как набор зарифмованных слов.

Метафоры бывают простыми и сложными. Естественно, чем сложнее – тем лучше.

Вот несколько примеров простых метафор:

— Надежный, как швейцарский банк …

— Легкий, как перышко …

— Простой, как пять копеек …

Например, попробуем усложнить (усовершенствовать) простую и заезженную метафору:

— я опасен как гангстер

Я бы сделал это как-то так (первое, что пришло на ум):

— я опасен Вася как филадельфийский гангстер

Ну а что можно сделать со второй не менее заезженной метафорой:

— мои рифмы режут как бритвы

Опять же, первое, что пришло на ум:

— мои рифмы остры будто мачете и топоры

Конечно, я привел не самые лучшие примеры, но основной принцип, думаю, вам понятен.
Для того, чтобы закрепить материал привожу примеры хороших метафор из текстов некоторых русских рэперов:

И сколько стоит доза радости, если печаль не стоит ничего … (Смоки Мо – Антон)

Как плот, по реке луна плывёт … (Триада – Белый танец)

Прошлое не отрезать, как собаке хвост
Оно стучится в сердце, как нежданный гость … (Бледный – Плюшевая)

Капли по стеклу как пальцы старого тапёра … (Ант – Жду чуда)

Сугробы как вата, границы как пустые кратеры … (Slim – Пазл)

Алё, мурка я как Маугли в этих каменных джунглях … (Триагрутрика – Осень весной)

Как трудно дышать когда вместо легких жабры … (Баста – Один)

Наша жизнь как клавиши старого рояля
Черные белые живём играя … (Баста – Старый пианист)

А нормальные два ствола бьют как в колокола,
Мука белее молока уходит как с молотка … (Словетский – Бег)

Урок №5. «Охота за рифмами»

Предыдущие статьи из рубрики «Как писать рэп текста» были посвящены общим принципам и правилам написания (построения) рэп текстов, которыми пользуются все известные вам рэперы (и западные, и наши). Изложенную в них информацию следует рассматривать как базовый теоретический фундамент, необходимый для начала поэтической работы.

Однако знание одних лишь правил недостаточно. Даже если вы в совершенстве овладеете методикой подбора качественных рифм, разберетесь с размерами стиха, «тактами», «барами», выработаете свой оригинальный FLOW, отшлифуете технику читки, научитесь делать крутые минуса – все равно вряд ли добьетесь успеха на поприще МС, т.к. весь набор вышеперечисленных навыков хоть и необходим рэперу, но без наличия еще одного компонента он не сможет быть достойно реализован.

Таким компонентом, безусловно, является МАТЕРИАЛ, т.е. то, из чего рэперы складывают свои текста. Непонятно? Хорошо, попробую объяснить.

Под МАТЕРИАЛОМ понимается не что иное, как запоминающиеся слова, «крепкие» и выразительные фразы, фирменные рифмы, красивые речевые обороты, разного рода жаргонизмы – в общем, ЗАГОТОВКИ, формирующие ваш текстовый или поэтический стиль.

Если вы хотите серьезно заниматься делом (рэпом) вы должны непрерывно вести поэтическую работу (по крайней мере, первое время – это уж точно). Запомните: «Писать действительно крутые и запоминающиеся текста невозможно без наличия предварительных поэтических заготовок!». Для этого необходимо запастись блокнотом и постоянно носить его с собой, фиксируя в нем каждую перспективную фразу или рифму, родившуюся в вашем сознании. Так делает каждый рэпер – каждый без исключения!

Следует отметить, что необязательно фраза должна быть придумана вами. Вы можете услышать или увидеть ее случайно – при просмотре какого-нибудь фильма, при чтении книги или даже журнала. В общем, источник не важен, главное, чтобы им не стал текст другого рэпера. Также рекомендую никогда не надеяться на свою память, а сразу записывайте интересную мысль или рифму в блокнот, даже если она пришла в голову перед сном, когда вы уже лежите под одеялом.

На всякий случай повторюсь: процесс накопления материала для ваших будущих речитативов должен быть непрерывным! А что же делать, если прямо сейчас хочется написать пару строчек, благо попался хороший минусовка, а мозг, как назло, отказывается думать, а заготовок никаких у вас пока еще нет? В такие моменты кажется, что помочь может буквально одна хорошая фраза, но где же ее взять? Дам пару проверенных советов, как писать рэп текста при неожиданных тупняках.

Во-первых, вы можете взять какую-нибудь первую попавшуюся книгу и вскользь пробежаться по ее страницам. Это реально довольно эффективный способ.

Во-вторых, отличным способом является поиск нужный вам рифмы или фразы среди поговорок, пословиц, мудрых мыслей, разного рода крылатых изречений. Для этого вам нужен интернет. Просто вводите в поисковике «поговорки и пословицы» и серфите по предложенным сайтам. Уверяю вас – вы по любому найдете что-нибудь интересное.

Вот несколько примеров пословиц из интернета, которые могут быть использованы в рэп тексте:

— «на что спрос – на то и цена»

— «когда много рулевых – корабль налетает на риф»

— «плохая примета приметна за сотню метров»

— «утренние газеты мудрее вечерних»

Урок №6. «Сложные рифмы»

Сразу хочется отметить, что сложные рифмы используют далеко не все рэперы, т.к. они требуют гораздо больше времени, нежели чем обычные (прямые) рифмы. Но результат стоит свеч: текст, наполненный грамотно подобранными сложными рифмами, всегда оказывает сильное влияние на слушателя.

Итак, грубо говоря, «сложными» или «многосложными» рифмами являются фразы, в которых рифмуется группы слов, состоящих из двух или более слогов. Соответственно, в зависимости от количества рифмуемых слогов сложные рифмы бывают «двойными», «тройными», «четверными» и т.д. (чем больше – тем лучше).

Примеры простых (точных) рифм:

Примеры сложных рифм:

виселицу / мне к лицу

банановая / заново я

рваная вата / два карата

не поверил бы / бьют о двери лбы

больше веков / меньше оков

впятером / пейте ром

Итак, надеюсь, вы уловили разницу между простыми и сложными рифмами. Согласитесь, последние звучат гораздо интереснее.

Как я уже упоминал выше, создание сложных (многосложных) рифм – это довольно непростое занятие. Каких-то определенных алгоритмов составления таких рифм я вам посоветовать не могу, т.к. по моему мнению, сложная рифма в рэпе – это чисто авторская находка. Другими словами, это оригинальная составная рифма, образуемая из нестандартных сочетаний отдельных слов или их частей.

В общем, поверьте на слово, если вы хотите научиться писать действительно хорошие рэп текста – без сложных рифм вам не обойтись!

В заключении привожу несколько примеров сложных рифм из текстов известных отечественных рэперов:

Три года в госпитале гости были
С болями острыми мои кости ныли… (Змей)

Кто то купил ее, кто то забил ее
А я на районе пропадал и дала билл ее… (Триагрутрика)

Кто-то обречен, тает, подобно свече
И к концу остаться ни с чем… (Баста)

В клубе сквозь клубы табака
Ищи того кому ты потакал… (Fike)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *