неверно что в творческом потенциале человека можно выделить компонент

Развитие креативности.Тест Синергия 2021г

Содержимое: Ответы.rar (32.87 KB)
Загружен: 14.04.2021

Положительные отзывы: 0
Отрицательные отзывы: 0

Продано: 0
Возвраты: 0

неверно что в творческом потенциале человека можно выделить компонент

Сдано на 97 баллов в 2021г. Верно 29 из 30 вопросов. Скриншот с отметкой прилагается к работе. Ответы выделены цветом в Worde.

После покупки Вы получите файл с ответами на вопросы которые указаны ниже:

1.Основанием для классификации внимания на непроизвольное, произвольное, послепроизвольное выступает …
активность человека в организации внимания
предмет отражения
направленность внимания

2.Нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас» − это …

3.К методикам, помогающим определить уровень креативности, можно отнести …
тест Айзенка
тест Люшера
тест креативности Торренса
экспресс-метод Д. Джонсона

4.К комбинаторным методам можно отнести …
морфологический анализ
синтез
дедукцию
индукцию

5.Под творческим (креативным) потенциалом мы подразумеваем …
основу реализации человека в качестве субъекта творческой педагогической деятельности
динамическую личностную структуру, которая включает такие компоненты, как ценностный подход, когнитивный подход и деятельностный подход
личностные характеристики педагога
наблюдение за работой авторитетных для нас людей

6.Прикладные научные исследования – это …
разработки основных принципов изготовления новой техники
разработки, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач
исследования, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач
разработка новых теорий и методик

7.Скорость переключения внимания зависит от …
раздаточного материала
характера деятельности субъекта
уровня мотивации человека
гендерных особенностей

8.Метод познания, заключающийся в расчленении, разложении объекта исследования на составные части, – это …
синтез
анализ
индукция
дедукция

9.В педагогической практике получили развитие такие методы развития креативного мышления, как …
метод проблемных ситуаций
метод экспериментальных упражнений
проектный метод
метод релаксации

10.Канбан как элемент оригинальной управленческой среды характерен для производственной системы компании …
Ford
Toyota
«Росатом»
Renault

11.Рисованные презентации – это …
инструмент проверки личной эффективности сотрудника
стимульный материал
инструмент для проведения групповой релаксации

12.Сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте – это …
ощущение
восприятие
внимание
воображение

13.Неверно, что представителем интегративного подхода к пониманию креативности является …
Дж. Гилфорд
Г. Гарднер
М. Мамфорд
Р. Стернберг

14.Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, – это …
научное исследование
научная деятельность
научный метод
стохастический метод

15.Боден выделял определенные типы творчества, в частности, … креативность
комбинаторную
исследовательскую
трансформационную
инновационную

16.К тестам, определяющим, насколько человек является креативным, творческим, можно отнести …
тест Торренса
тест Гилфорда
опыт Тойнби
тест Кеттелла

17.Творчество и креативность являются …
синонимами
омонимами
силлогизмами
паронимами

18.Вопросом «Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?» можно измерить силу …
воли
памяти
мотивации
успешности

19.Неверно, что к основным характеристикам креативности можно отнести …
свободу
общение
нормативность мышления
культурную среду

20.Оценка таких показателей, как «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий» проводится в ходе проведения теста креативности …

21.К методам исследования креативности можно отнести …
рисуночные методы
метод «индивидуальной фотографии»
методику оценки творческого поведения
метод фокус-групп

22.Творческий (креативный) потенциал человека можно определить как …
статическую личностную структуру
мысленный поток
эмоциональную вовлеченность
динамичную личностную структуру

23.Неверно, что в творческом потенциале человека можно выделить … компонент
ценностный
когнитивный
деятельностный
психологический

24.Представители психоаналитической теории полагали, что важнейший источник творчества – это …
подсознание, бессознательные психические процессы
разум
эмоции и чувства

25.Представителем психоаналитической теории развития креативности можно считать …
З. Фрейда
В.М. Бехтерева
Дж. Гилфорда
Э. Вебера

26. Интеллект-карта может применяться …
для визуализации учебного материала
как инструмент оценки знаний учащихся
как инструмент, помогающий принять решение в определенной жизненной ситуации
как инструмент маркетинга

27.Сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей – это … внимание
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
допроизвольное

28.Сочетание разнородных, а иногда даже несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач – это …

29.Андрогинность – это …
низкий средний уровень интеллекта
средний уровень мотивации
высокий средний уровень и мотивации, и интеллекта
феномен, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские и мужские качества

30.Техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме – это …

Источник

Сущность и компоненты творческих способносотей

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. В прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творческих способностей людей. Таланты появлялись как бы сами собой. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека, ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей.

Развитию творческих способностей человека отводится важное место в системе обучения и воспитания. Анализ проблемы развития творческих способностей тесно связан с такими понятиями как – «способность» и «творчество».

Под способностями понимаются индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или же усовершенствованного решения той или иной задачи.

Изучением проблемы творческих способностей занимались и занимаются многие педагоги, психологи: Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Г.И.Щукина, Ф.Я.Байков, М.И.Бойцов, А.И.Денисов, Н.А.Ковина, Л.С.Беляева, Х.Х.Габраль, Л.Л.Литвиненко, В.В.Мерцалова, А.Н.Леонтьев, М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова [Прокопенко, 2015], В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, К.К. Шатонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Крутецкий, А.Н. Лук, Т.И. Артемьев, В.И. Андреев и др. (3).

Творческие способности – это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области.

Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, обеспечивающих новизну и оригинальность продукта деятельности, уровень ее результативности (создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий, создание новых произведений и т.п.)

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р. Стернберг, А.Н. Лук, Л.Д. Столяренко, В.И. Андреев, В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, Л.С. Выготский, Д. Кабалевский, Матюшкин. Несмотря на различие подходов к определению компонентов, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) как обязательные компоненты творческих способностей (2).

В.И. Андреев предложил наиболее полную структурную модель, позволяющую выделить следующие укрупненные компоненты (блоки) творческих способностей личности (1, С.96):

1) мотивационно-творческую активность и направленность личности;

2) интеллектуально-логические способности личности;

3) интеллектуально-эвристические, интуитивные способности личности;

4) мировоззренческие свойства личности, способствующие творческой деятельности;

5) способности личности к самоуправлению в учебно-творческой деятельности;

6)коммуникативно-творческие способности личности;

7) результативность творческой деятельности.

Творческие способности присуще любому человеку, нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует много талантов, от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех.

Источник

Помощь с работами Синергия, МЭБИК, Росдистант и др.

Развитие креативности.Тест Синергия 2021г

Сдано на 97 баллов в 2021г. Верно 29 из 30 вопросов. Скриншот с отметкой прилагается к работе. Ответы выделены цветом в Worde.

После покупки Вы получите файл с ответами на вопросы которые указаны ниже:

1.Основанием для классификации внимания на непроизвольное, произвольное, послепроизвольное выступает …
активность человека в организации внимания
предмет отражения
направленность внимания

2.Нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас» − это …

3.К методикам, помогающим определить уровень креативности, можно отнести …
тест Айзенка
тест Люшера
тест креативности Торренса
экспресс-метод Д. Джонсона

4.К комбинаторным методам можно отнести …
морфологический анализ
синтез
дедукцию
индукцию

5.Под творческим (креативным) потенциалом мы подразумеваем …
основу реализации человека в качестве субъекта творческой педагогической деятельности
динамическую личностную структуру, которая включает такие компоненты, как ценностный подход, когнитивный подход и деятельностный подход
личностные характеристики педагога
наблюдение за работой авторитетных для нас людей

6.Прикладные научные исследования – это …
разработки основных принципов изготовления новой техники
разработки, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач
исследования, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач
разработка новых теорий и методик

7.Скорость переключения внимания зависит от …
раздаточного материала
характера деятельности субъекта
уровня мотивации человека
гендерных особенностей

8.Метод познания, заключающийся в расчленении, разложении объекта исследования на составные части, – это …
синтез
анализ
индукция
дедукция

9.В педагогической практике получили развитие такие методы развития креативного мышления, как …
метод проблемных ситуаций
метод экспериментальных упражнений
проектный метод
метод релаксации

10.Канбан как элемент оригинальной управленческой среды характерен для производственной системы компании …
Ford
Toyota
«Росатом»
Renault

11.Рисованные презентации – это …
инструмент проверки личной эффективности сотрудника
стимульный материал
инструмент для проведения групповой релаксации

12.Сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте – это …
ощущение
восприятие
внимание
воображение

13.Неверно, что представителем интегративного подхода к пониманию креативности является …
Дж. Гилфорд
Г. Гарднер
М. Мамфорд
Р. Стернберг

14.Деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, – это …
научное исследование
научная деятельность
научный метод
стохастический метод

15.Боден выделял определенные типы творчества, в частности, … креативность
комбинаторную
исследовательскую
трансформационную
инновационную

16.К тестам, определяющим, насколько человек является креативным, творческим, можно отнести …
тест Торренса
тест Гилфорда
опыт Тойнби
тест Кеттелла

17.Творчество и креативность являются …
синонимами
омонимами
силлогизмами
паронимами

18.Вопросом «Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?» можно измерить силу …
воли
памяти
мотивации
успешности

19.Неверно, что к основным характеристикам креативности можно отнести …
свободу
общение
нормативность мышления
культурную среду

20.Оценка таких показателей, как «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий» проводится в ходе проведения теста креативности …

21.К методам исследования креативности можно отнести …
рисуночные методы
метод «индивидуальной фотографии»
методику оценки творческого поведения
метод фокус-групп

22.Творческий (креативный) потенциал человека можно определить как …
статическую личностную структуру
мысленный поток
эмоциональную вовлеченность
динамичную личностную структуру

23.Неверно, что в творческом потенциале человека можно выделить … компонент
ценностный
когнитивный
деятельностный
психологический

24.Представители психоаналитической теории полагали, что важнейший источник творчества – это …
подсознание, бессознательные психические процессы
разум
эмоции и чувства

25.Представителем психоаналитической теории развития креативности можно считать …
З. Фрейда
В.М. Бехтерева
Дж. Гилфорда
Э. Вебера

26. Интеллект-карта может применяться …
для визуализации учебного материала
как инструмент оценки знаний учащихся
как инструмент, помогающий принять решение в определенной жизненной ситуации
как инструмент маркетинга

27.Сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей – это … внимание
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
допроизвольное

28.Сочетание разнородных, а иногда даже несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач – это …

29.Андрогинность – это …
низкий средний уровень интеллекта
средний уровень мотивации
высокий средний уровень и мотивации, и интеллекта
феномен, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские и мужские качества

30.Техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме – это …

Источник

Творческие способности: сущность, компоненты и характеристика

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Творческие способности: сущность, компоненты и характеристика

В философском понимании творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда прежде не существовавшее. Творческий процесс может быть только на основе полной свободы, не скованной узами бытия, но и не выводимый из него.

В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность». Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляющего проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю – проблеме. Таким образом, сама проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения – доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность [5, с.7].

Я.А. Пономарёв рассматривал творчество как «взаимодействие, ведущее к развитию». Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей младших школьников является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия обучающегося с учителем в процессе различных видов деятельности [4, с.7].

П. Торренс под творчеством понимал «способность к обострённому восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии» [3, с.56].

И.В. Львов считает, что «творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения» [7, с. 21-26].

Творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на социально-психологическое и интеллектуальное развитие личности. Создание образов силой воображения является одним из способов раскрытия своего «Я». Благодаря фантазированию можно: выявить проблемы у младшего школьника; определить причины страха и его уровень; помочь пережить депривацию; научить действовать в реальном мире.

Выдающийся психолог Л.С. Выготский отмечал, что: «Воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими» [2, с.7].

В действительности, воображение – это психический процесс, свойственный только человеку и необходимый ему для трудовой деятельности [9, с.77].

Погружаясь в коллективный творческий процесс, младшие школьники получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия, расширяют сферы межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры [8, с.46].

Рассматривая понятие «творческие способности» следует раскрыть термин «способности». Способности – такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков, умений не сводятся. Иначе бы ответ у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях школьника. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. С позиции рассмотрения этой проблемы А.В. Петровским [6, с.312], нельзя говорить о способностях учащегося к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности.

Серьезной психологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьезной проверки утверждения, что школьник ещё не овладел необходимыми умениями и навыками, прочными знаниями, сложившимися приёмами работы. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко осуществляется процесс овладения знаниями, умениями, существенно важными для данной деятельности [6, с.364].

Творческие способности – сплав компонентов. В настоящее время вопрос о том, какие именно компоненты считать творческими остается открытым, хотя и существует несколько гипотез.

Р. Стернберг в своих работах указывал на то, что творческий процесс невозможен без специальных интеллектуальных способностей, таких как:

Синтетической способности (умение видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа их решения).

Аналитической способности (умение оценивать проблему в рамках дальнейшей разработки).

Практически-контекстуальной способности (умение убедить других в ценности своей идеи).

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук отмечал следующие творческие способности:

Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

Способность сворачивать мыслительные операции, ёмко и чётко оперировать информацией.

Способность применять имеющиеся навыки.

Способность рассматривать проблему не только как единое целое, но и с разных сторон.

Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

Способность быстро вспоминать ранее полученный опыт.

Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

Способность включать приобретённые сведения в имеющиеся системы знаний.

Способность генерирования идей.

Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

В.И. Андреев [1, с.203] предложил структурную модель, позволяющую выделить следующие основные компоненты творческих способностей личности:

1. Мотивационно-творческую активность и направленность личности.

2. Интеллектуально-логические способности личности.

3. Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности личности.

4. Мировоззренческие свойства личности, способствующие творческой деятельности.

5. Способности личности к самоуправлению в учебно-творческой деятельности.

6. Коммуникативно-творческие способности личности.

7. Результативность творческой деятельности.

Исходя из анализа различных подходов к изучению компонентов творческих способностей, приходим к выводу, что исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) как обязательные компоненты творческих способностей. В качестве критерия творческого действия выступает создание нового, посредством собственной индивидуальности.

Андреев В.И. Педагогика высшей школы. – Казань, 2006. – 499с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. – М.: Академия, – 2011. – 56с.

Дубровина И.В. Психология [Текст]/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия, 2000 – 464с.

Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества/ М.В. Ермолаева. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 170с.

Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества/ А.Ю. Козырева. – Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. – 344с.

Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000. – 512с.

Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2001. № 10. С.34-37.

Фридман Л.М. О психологии младшего школьника // Начальная школа. 2001. №1. С.3

Щипакова И.А. Актуальность формирования творческого воображения у младших школьников в современном мире // Начальная школа плюс До и После. 2014. №4. С.77-79.

Источник

Основные условия развития творческих способностей младших школьников.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Основные условия развития творческих способностей младших школьников

Учитель Сазанова Ольга Александровна

Что же такое «творческие способности», или «креативность»? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

возникновение и формулировку гипотез;

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

гибкость в мышлении и действиях;

способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

восприятие неоднозначности вещей и явлений;

высокие эстетические ценности;

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

По мнению Д.Н. Дружинина, активизация творческой деятельности достигается:

наличие позитивного образца творческого поведения;
Способность рисковать.
Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях. создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения;

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

по результату (продукту) деятельности;

по способу ее протекания(процессу).

Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

На основе изученной литературы по теме, в данной работе я попыталась определить основные направления и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как мотивация, творческое мышление и воображение в младшем школьном возрасте. Мной была разработана система, т.е. упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

Критерии уровня развития творческих способностей младших школьников.
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся.

Исходя из понимания термина «творческие способности», которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, мной были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:

Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.

Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию.

1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.
2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.

1..Отношение к творческим упражнениям.
2.Развитие творческих способностей.
3.Стремление к самовыражению, оригинальности.

Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»

1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.
2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления.
3. Участие в коллективной творческой деятельности

Метод проблемных ситуаций.

Методика «Три слова»

В соответствии с выделенными критериями и показателями уровни развития творческих способностей младших школьников характеризуются следующим образом:

Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако
может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя.

Не может создавать и принимать
необычные образы, решения; отказывается от выполнения
творческих заданий

Характеристика уровней творческих способностей младших школьников

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты

раннее начало (рисование, лепка, конструктор);

максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;

большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;

умная помощь взрослых;

эмоциональная сторона дела.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы- учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Развитие познавательного интереса является эффективным средством формирования творческих способностей не только в области решения творческих задач, но и в области изучения теоретического материала. Сравнивая по своим наблюдениям, по результатам анкетирования, опросам среди родителей и учащихся, по итогам проверочных работ, можно сделать вывод, что детям легче дается выполнение заданий различной сложности. Не боятся проверочных работ, так как результаты становятся лучше, это их вдохновляет. Отношение ребят стало намного серьезнее к урокам, к своим обязанностям.

Как в каждом классе, есть дети, которые учатся лучше или слабее, причинами этого является подготовленность к школе, отношение родителей к своим детям, состояние здоровья детей, индивидуально-типологические особенности детей. Работа моя над проблемой еще продолжается. На своих уроках систематически включаю задания на развитие внимания, памяти, на развитие и совершенствование воображения, мышления, в которые включаю графические образы, геометрические фигуры, математические термины и задания, игры, способствующие расширению математического словарного запаса.

Среди советов (А. Дистервега), которых должен придерживаться учитель, есть такие советы:

— Старайся установить план преподавания, вполне соответствующий потребностям своих учеников.

-Наконец, изучай постоянно и беспрерывно труды: общепедагогические, дидактические, методические, логические, психологические и другие, которые вообще помогают учителю достигнуть высшего развития.

-Учитель должен изучить и определить реальные возможности учащихся в зоне ближайшего (потенциального) развития и на этой основе строить дальнейшую работу на уроке:

-Планировать цель урока как взаимосвязанный комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся;

— Выделять главное, существенное содержание учебного материала;

-Выбрать наилучшее сочетание методов обучения на основе их сравнительно эффективности для конкретных условий;

-Осуществлять дифференцировано-групповой подход к учащимся, дифференцируя не только объем и сложность учебного материала, но и степень помощи;

-Оптимально сочетать различные формы учебной работы;

-Обеспечивать наиболее благоприятные, гигиенические, морально—психологические и материальные условия обучения.

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

В нашей жизни все неповторимо,
Так ведется издавна, в веках.
Только лишь одно бесспорно, зримо,
Кто учил – живет в учениках.
Учит, значит видит в жизни бег.
Верю я, что истинный учитель,
На земле счастливый человек!

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М., «Просвещение», 1977 г.

Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя.- М., «Просвещение», 1992 г.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., ИНТОР, 1996 г.

Обучение и развитие. Под редакцией Занкова. Л.В. – М., 1975 г.

Начальное образование в России, инновация и практика. – М., Школа, 1994 г.

Начальная школа: поиск оптимального варианта. – М., 1992 г.

Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под редакцией Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М., 1986 г.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – 2-е изд. – М., Издательский центр «Академия», 1997 г.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., Сентябрь, 1996 г.

Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г.

Айзенк Г. Проверьте свои способности. — СПб.: 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *