неверно что можно отнести к нормативным кризисам профессионального становления

4.8. Кризисы профессионального становления личности

4.8. Кризисы профессионального становления личности

На протяжении профессиональной карьеры у человека могут возникать различные профессиональные кризисы.

Кризис профессионального выбора. Первый профессиональный кризис может наступить еще на этапе профессиональной подготовки (при учебе в вузе, колледже), и связан он с неудовлетворенностью профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, а также с трудностями адаптации к учебе и студенческому быту. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Учащийся начинает задумываться о правильности сделанного им выбора. Этот кризис отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Чаще всего неудовлетворенность не доходит до критической фазы, так как преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную, чему способствует увеличивающаяся год от года профессиональная направленность учебных дисциплин. Однако когда учащийся понимает, что выбранная им профессия — это не то, что он себе представлял, внутренний конфликт становится неизбежным и он может прийти к выводу о прекращении учебы.

Надо отметить, что прекращение получения выбранной в юности (часто по мотивам чисто внешним, а порой и случайным) профессии требует проявления силы воли. Не случайно Н. П. Фетискин (1987) выявил, что студенты, добровольно бросившие учебу в институте из-за неудовлетворенности профессией (а таких среди отчисленных было 50 %) или в связи с трудностью адаптации к учебе и к студенческому быту (20 %), имеют более выраженный типологический комплекс решительности (сильную нервную систему, подвижность возбуждения, преобладание возбуждения по внешнему балансу), чем у студентов, продолжавших учебу в институте.

Кризис профессиональных экспектаций. После завершения профессионального образования наступает время реального выполнения профессиональных функций, стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Новый коллектив и общение с разновозрастными коллегами, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности — все это создает в первые недели и месяцы работы большие трудности. Но не они становятся фактором возникновения кризисных явлений, основная причина возникающего кризиса — психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Нередко молодые специалисты, гордящиеся своим новым статусом, придя на работу, могут услышать: «Забудьте то, чему вас учили в институте».

После окончания обучения и начала работы новички очень быстро узнают о том, что некоторые их ожидания нереалистичны. Их обучение может не вполне соответствовать реальной работе, которую им требуется выполнять. Многие работодатели считают, что новички — это люди, которых еще многому нужно научить. Работа может оказаться не творческой, а механической, окружающие люди могут оказаться нечестными; кроме того, может оказаться, что сойтись с коллегами по работе — большая проблема. Истинные цели работы могут затеряться в лабиринте бюрократических процедур или трансформироваться под воздействием приказов начальников. Реальность может вызвать потрясение, результатом которого становится фрустрация, напряжение и гнев, переживаемые молодым работником на этапе приспособления к новой ситуации.

Г. Крайг, Д. Бокум, 2004. С. 633.

Возможны два варианта разрешения кризиса:

• конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; здесь очень важна помощь наставников, помогающих молодым работникам приобретать навыки и уверенность в себе (Corzine et al., 1994);

• деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

Кризис профессионального роста и карьеры. Следующий нормативный кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3–5 лет работы. К этому времени специалист освоил и качественно выполняет работу, связанную с его профессиональной деятельностью, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. Но через некоторое время наступает момент, когда человек начинает понимать, что он уже пресытился своим статусом (занимаемой должностью), уровнем своего мастерства, начинает сравнивать свои успехи с успехами других людей и испытывать потребность в повышении квалификации, в карьере. При отсутствии перспектив профессионального роста человек испытывает дискомфорт, психическую напряженность, у него появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.

Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

Кризис социально-профессиональной самоактуализации. Это кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации. Дело в том, что во многих случаях достижение специалистом высокого уровня мастерства приводит к тому, что он перерастает свою профессию. Ведь стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности, а выполняемая специалистом деятельность не дает возможности самореализации, самоосуществления. Отсутствие условий для профессиональной самоактуализации личности приводит к неудовлетворенности собой, выполняемой работой, окружающими людьми.

Продуктивные выходы из такого кризиса — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность; деструктивные варианты — увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, депрессия.

Разновидностью этого профессионального кризиса являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Они крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.

Кризис социально-профессиональной адекватности связан как с объективными психофизиологическими изменениями организма и ухудшением состояния здоровья специалиста, так и с субъективным (психологическим) фактором, а также с профессиональными деформациями. Человек с годами все более не соответствует выполняемой им деятельности. Физическая немощь препятствует полноценному выполнению физической работы, снижение ряда психических функций и развивающаяся ригидность профессиональных установок мешают осуществлению руководящей деятельности, препятствуют инновациям и развитию производства.

Люди старше 55 лет могут думать, что они уже не так трудоспособны, как прежде. Они начинают считать, что средства, вкладываемые в их личное развитие (это необходимо для продолжения успешной деятельности в технологически изменяющейся рабочей среде), не окупятся (Goldstein, Goldstein, 1990). Они беспокоятся, что коллеги по работе будут к ним хуже относиться и меньше интересоваться их идеями. Это, в свою очередь, приводит к тому, что человек менее склонен выдвигать новые идеи и вносить свой вклад в работу группы. Естественно, работник, испытывающий неуверенность в себе, когда требуется освоить новые навыки, и не преданный работе группы, становится менее успешным.

Дж. Ивацевич и А. Лобанов (1993) отмечают, что после 65 лет начинается последний этап карьеры, который они называют стадией отставки.

Можно сослаться и на папу римского Павла VI, который лишил кардиналов, достигших 80-летнего возраста, права голосовать при выборе нового папы.

Вывести какое-то точное время окончания управленческой деятельности индивида практически невозможно. Оно различно для разных стран и времен, но, как правило, оно отличается от видовой продолжительности жизни не менее чем на 10–15 лет. В нашей стране введено правило, согласно которому не рекомендуется занимать руководящие должности людям старше 65 лет.

Оставление руководящей должности является одним из критических моментов в профессиональной карьере человека (обычно высказываются такие мнения: «Следует уйти тогда, когда о твоем уходе вздохнут с сожалением, а не с облегчением» или: «Лучше уйти на год раньше, чем на час позже»).

Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья.

Итак, профессиональные кризисы неизбежны, но следует бояться не кризисов, а деструктивных способов выхода из них. Переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности. Порождая психическую напряженность, кризисы стимулируют профессиональное развитие личности. Переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития.

К деструктивному выходу из кризиса относится поиск реализации себя вне профессиональной деятельности (в быту, в хобби и т. п.), а также появление профессионально нежелательных качеств личности. Если при конструктивном выходе из кризиса профессионально нежелательные качества преодолеваются личностью, то при деструктивном они становятся все более выраженными.

Человек, интересующийся своим внутренним миром, стремящийся познать себя и испытывающий вследствие этого неудовлетворенность, рассматривает в своей профессиональной биографии большее количество кризисных явлений. Если же личность уходит от кризиса, старается его игнорировать, то она чаще сталкивается с крушением профессиональных надежд, несостоятельностью своей профессиональной биографии.

Л. Н. Корнеева (1991) выявила динамику профессионально важных качеств личности на протяжении всего профессионального пути человека. Ею было обнаружено, что на начальных этапах профессиональной деятельности обычно повышается тревожность, затем происходит некоторое снижение ее уровня. При стаже работы 3–5 лет тревожность снова становится неадекватно высокой, что приводит, в частности, к пику травматизма на этом этапе. В дальнейшем после некоторого снижения имеет место повторное постепенное повышение тревожности до уровня, оптимального в данной деятельности. Иногда фиксируется еще один резкий подъем выраженности данного качества в предпенсионный период.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Какие условия необходимы для профессионального становления голоса?

Какие условия необходимы для профессионального становления голоса? 1. Психологический климат, моральная обстановка.Для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде всего, спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что

2.1. Этапы становления этнической идентичности

2.1. Этапы становления этнической идентичности Было бы преувеличением считать, что в жизни человека вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, как и к другим социальным группам, являются центральными. Для большинства людей более важными оказываются

Этапы становления морали

Этапы становления морали Эволюция представлений о ценности жизни наиболее четко сформулирована в индуизме в форме принципа Ахимсы – абсолютной ценности любой жизни. Это положение требовало от последователей непричинения вреда всему живому, поскольку имело в своей

История становления конфликтологии

История становления конфликтологии Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в

Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ О некоторых направлениях работы в психотерапииЧто значит «становиться личностью»Понятие о психотерапии как

Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Я наблюдал, как в процессе психотерапевтических отношений происходит развитие и изменение личности

Процесс становления

Процесс становления Заглянуть под маску Разрешите мне попробовать объяснить, что я имею в виду, когда говорю, что по-моему цель, которой более всего хочет достигнуть человек, цель, которую он сознательно или неосознанно преследует, состоит в том, чтобы стать самим собой.

НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ СУПЕРЭГО

НАЧАЛО СТАНОВЛЕНИЯ СУПЕРЭГО Мы усматриваем истоки Суперэго в желании ребенка сохранить родительскую любовь и поддержать гармонию межличностных отношений; в его понимании того, что это требует примирения собственных желаний с родительскими. Для того чтобы возникла

6.3. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога

6.3. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога Педагогу-психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определенной стадии профессионального развития. Эти знания нужны для того, чтобы оценить, на какие

Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности[44]. П. М. Якобсон Личностная зрелость человека есть феномен общественно-исторический, поскольку понятие зрелости в разных общественных условиях имеет различное содержание. Каждая историческая эпоха

Кризисы развития и судьбоносные кризисы

Кризисы развития и судьбоносные кризисы Мы знаем, что половое созревание – это биологический процесс становления, переход от ребенка к молодому человеку Положительный опыт, который мы набираем в этот период и анализируем, можно с пользой применять в похожих ситуациях.

Проект становления

Проект становления Чтобы человечество продолжило свое существование, молодежь должна выходить в жизнь и вступать в новые отношения. Природа так устроила, что во всякой культуре взрослеющие дети обладают заложенной с рождения тягой к новому, исследовательским пылом,

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

Ритуалы становления женственности

Ритуалы становления женственности Своеобразным посвящением для девушки первый половой акт оказывается гораздо чаще, чем для юноши. Рост сознания по отношению к сексуальности связан с большими возможностями. По своей природе первый половой акт имеет все, что необходимо

I. Духовно — нравственная характеристика процессов становления личности

I. Духовно — нравственная характеристика процессов становления личности Ключевые положения православной антропологии, используемые в пособии Основные, ключевые, положения православной антропологии, на которые опираются авторы в данной работе, это: 1) присутствие

Источник

Кризисы профессионального становления личности. Нормативные и ненормативные кризисы профессионального развития

Кризисы профессионального становления. Движущей силой профессионального развития человека являются кризисы, выходы из которых позволяют привести в соответствие возможности, потребности субъекта деятельности и требования конкретных условий трудовой деятельности. Образование вслед за кризисом новой социальной ситуации развития детерминирует развитие субъекта труда.

А.К. Маркова, а затем и Е.А. Климов выделили и систематизировали виды противоречий в развитии и функционировании человека как субъекта труда: это противоречия между опытом, компетентностью человека и обязанностями, которые ему предлагают выполнять в производственной организации, или характером вакансий рынка труда; противоречия внутри субъекта труда – между его мотивами, ценностями и содержанием труда; между ориентацией «на себя» и «на дело», между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач.

Трудности процесса профессионализации личности могут быть вызваны не только возрастными изменениями психических функций, противоречиями профессионального развития, но и необходимостью участвовать в производственных конфликтах, в освоении новых форм организации труда.

Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

а) сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;

б) социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

в) возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);

г) вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, аттестациях);

д) полная поглощенность профессиональной деятельностью;

е) изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова, дополняя таблицу, в которой Э.Ф. Зеер раскрывает содержание профессиональных кризисов, выделяют кризисы и определяют их причины следующим образом.

1. Кризис учебно-профессиональной ориентации (от 14 – 16 до 16 – 17 лет). К основным факторам, детерминирующим данный кризис, относятся неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией.

2. Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении). Причины: неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, перестройка ведущей деятельности с учебно-профессиональной на собственно профессиональную уже во время учебы в профессиональном учебном заведении, изменение социально-экономических условий жизни.

3. Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы; иначе говоря, это кризис профессиональной адаптации). Причины: трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами, освоение новой ведущей деятельности – профессиональной; несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности).

4. Кризис профессионального роста (23 – 25 лет). Причины: неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей.

5. Кризис профессиональной карьеры (30 – 33 года). Причины: стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось), неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом, ревизия «Я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире, новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов).

6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38 – 42 года). Причины: неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, коррекция «Я-концепции», также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы, недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

7. Кризис угасания профессиональной деятельности (55 – 60 лет, т.е. последние годы перед пенсией). Причины: ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли, сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями), психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.

8. Кризис социально-психологической адекватности (65 – 70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию). Этот кризис может быть вызван множеством причин, перечислим некоторые из них. Во-первых, это новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Положение усугубляется тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т.п.). Получается, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу. Во-вторых, имеет место сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми и любимыми членами семьи. В-третьих, причиной кризиса может быть и социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п. В-четвертых, происходит утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было). В-пятых, сказывается общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и сам помогал). В-шестых, причиной кризиса может стать и чувство своей «ненужности», которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Наконец, происходит резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей «ненужности»).

Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э. Ф. Зеер. Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического). Общая схема соотношения разных типов кризисов:

неверно что можно отнести к нормативным кризисам профессионального становления

Источник

Кризисы профессионального становления — Типы кризисов профессионального становления личности

Профессиональную адаптацию можно определить как процесс формирования, поддержания и восстановления динамического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда». Профессиональное здоровье, в свою очередь, можно рассматривать как способность организма активно адаптироваться к условиям профессиональной среды, свободно взаимодействуя с ней на основе биологической, психологической и социальной сущности субъекта труда.

Ф. Б. Березин считает, что сохранение психического и физического здоровья в процессе профессиональной деятельности является одним из важнейших критериев профессиональной адаптации, наряду с успешным выполнением работы и умением избегать ситуаций, угрожающих трудовому процессу. Автор также выделяет две основные стратегии адаптации к профессиональной деятельности:

1) состояние удовлетворительной адаптации;
2) стрессовое состояние адаптивных механизмов (преднозологическое);
3) состояние плохой адаптации (преморбид);
4) срыв адаптации (патологический).

Эта классификация также может быть применена к определению уровней профессионального здоровья, которое рассматривается как динамический баланс между организмом человека и профессиональной средой.

Теория адаптации используется не только для оценки, но и для прогнозирования состояния профессионального здоровья. Прогноз может быть основан на понятии личностного адаптационного потенциала, который является неотъемлемой характеристикой психологического развития профессионала и определяет возможность его успешной социальной адаптации к условиям деятельности. Основными элементами его структуры являются: Поведенческая регуляция, нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал, степень ориентации на общепринятые нормы. Например, доказано, что люди с высоким адаптивным потенциалом способны дольше сохранять свое профессиональное здоровье в условиях повышенной психоэмоциональной нагрузки и имеют меньшую вероятность заболеть.

Е. Ю. Коржова также указывает на важность изучения здоровья с точки зрения теории адаптации, подчеркивая, что в настоящее время понимание адаптации как процесса приспособления к среде сменилось отношением к ней как к процессу сложного диалектического взаимодействия. Особо подчеркивается, что конкретизация личностного подхода с анализом социальной ситуации, в которой функционирует человек, может значительно повысить эффективность исследований в области изучения здоровья и болезни человека.

В настоящее время в рамках психологии приспособления активно формируется и развивается так называемый «экологический подход» к здоровью работников, который включает в себя рассмотрение рабочей среды не только как совокупности физических опасностей, но и как социальной среды. Экология человека — это новое междисциплинарное направление, направленное на изучение законов взаимодействия человека с окружающей средой, а также вопросов сохранения здоровья и развития человека, совершенствования его физических и умственных способностей. В рамках экологии существует несколько самостоятельных направлений. Например, взаимодействие между людьми как субъектами труда и профессиональной средой изучается в рамках промышленной экологии.

неверно что можно отнести к нормативным кризисам профессионального становления

неверно что можно отнести к нормативным кризисам профессионального становления

Типы кризисов профессионального становления личности

Кризисы профессионального развития — это краткосрочные периоды (до одного года) радикальной перестройки личности, изменения вектора ее профессионального развития. Можно выделить следующие типы кризисов профессионального развития: нормативные и ненормативные.

Нормативные кризисы инициируются логикой профессионального развития личности и возникают при переходе от одного этапа профессионального развития к другому.

Ненормативные кризисы непредсказуемы и могут возникнуть на фоне любого этапа профессионального развития; они делятся на две группы:

При чередовании стабильных фаз развития и кризисов характеристики личности меняются. В относительно стабильных возрастах жизни развитие происходит в основном через «микроскопические изменения личности», длящиеся несколько лет, которые затем резко проявляются в виде возрастных новообразований. В кризисах, которые гораздо короче по продолжительности, происходят резкие сдвиги, а развитие происходит быстро и стремительно. Нормативные кризисы развития наиболее чувствительны к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию определенных личностных характеристик, в том числе профессионально значимых.

Хотя кризисы, как правило, протекают без выраженных изменений в профессиональном поведении, но перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и пересмотр социально-профессиональной позиции готовят к смене способов деятельности, изменению отношений с окружающими людьми, смене профессии.

Профессор социальной психологии Дэниел Левинсон провел подробное исследование и описал жизнь мужчин разных профессий в возрасте от 18 до 47 лет и показал, что в развитии взрослых людей есть периоды, когда необходимо решать определенные задачи. Человек переходит от одного периода к другому только тогда, когда он начинает работать над решением новой задачи развития и создает новую структуру своей жизни.

Согласно расчетам Левинсона, ни одна структура не может оставаться неизменной более семи-восьми лет. И исследования подтвердили эти выводы.

Э. F. Seeer и E. Е. Сыманюк определила факторы, провоцирующие кризисы профессионального развития:

В профессиональном становлении личности обычно выделяют следующие этапы:

1) оптация;
2) профессиональное образование и обучение;
3) профессиональная адаптация;
4) первичная и вторичная профессионализация;
5) мастерство.

Кризисы по Э. Ф. Зееру

Э. Ф. Зеер, Е. Е. Сыманюк предлагают рассмотреть также соответствующие кризисы.

Однако на этом этапе кризис пересмотра и коррекции выбора карьеры не достигает той критической стадии, когда конфликт неизбежен. Можно отметить коварный характер этого кризиса. Но изменение ситуации социального развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности на профессионально ориентированную позволяет охарактеризовать его как самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

после завершения профессионального образования наступает этап профессиональной адаптации. Молодые специалисты начинают работать самостоятельно. Кардинально меняется ситуация профессионального развития: новые многопоколенные коллективы и социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и иерархическая система производственных отношений, принципиально новый вид текущей деятельности — профессиональная.

Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но они не становятся факторами кризисных явлений. Основная причина — психологическая, которая является следствием рассогласования реальной профессиональной жизни со сформированными представлениями и ожиданиями. Несоответствие между профессиональной реальностью и ожиданиями молодого специалиста приводит к кризису профессиональных ожиданий.
Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, рабочими задачами, производственными отношениями, условиями труда и заработной платой. Как и в любой другой период, возможны два варианта управления кризисом:

следующий нормативный кризис формирования личности профессионала происходит на последнем этапе первичной профессионализации, после 3-5 лет работы. На этом этапе профессионал освоил и продуктивно выполняет нормативно признанные виды деятельности, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. Потребность в самоутверждении вызывает протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью. При отсутствии перспектив у человека возникает внутреннее беспокойство, психологическое напряжение, появляются мысли о возможном увольнении, смене работы.

Вторичная профессионализация

дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его к вторичной профессионализации. Отличительной особенностью этого этапа является качественное и высокопродуктивное выполнение профессиональной деятельности. Способ реализации имеет очень индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. У него есть социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Коренным образом перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяется способ выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новый этап профессионального развития, поскольку эти изменения приводят к существенной трансформации как социальной ситуации, так и ведущей деятельности.

Стабилизация всех аспектов профессиональной жизни может способствовать профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда вплоть до выхода на пенсию.

Во многих случаях качественное и продуктивное осуществление деятельности приводит к тому, что личность как бы «перерастает» свою профессию. Неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением становится сильнее. У человека есть потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между профессиональным желанием и реальными перспективами приводят к развитию профессионального кризиса. В то же время самовосприятие подвергается серьезному пересмотру, вносятся коррективы в существующие трудовые отношения. Можно констатировать, что происходит реструктуризация ситуации с профессиональным развитием.

Возможные пути выхода из кризиса: увольнение, освоение новой профессии в рамках той же специальности, продвижение на более высокую должность.

Одним из продуктивных вариантов устранения кризиса является переход на следующий этап профессионального развития, этап мастерства.

6 Этот этап характеризуется творческим уровнем выполнения профессиональной деятельности. Потребность в самореализации, самореализация, ведущая к неудовлетворенности собой, окружающими людьми, обстоятельствами и, конечно, профессией, становится движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности.

Кризис нереализованных возможностей, а точнее, кризис социально-профессиональной самореализации, — это глубокая неудовлетворенность собой. Продуктивным выходом из этого состояния являются инновации, изобретения, быстрая карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивными вариантами кризисного копинга являются противоправные действия, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия, развитие профессиональных деформаций. Этот кризис не относится к нормативным, потому что не каждый профессионал способен подняться до уровня мастерства.

Последний нормативный кризис работника связан с его выходом на пенсию. Когда он достигает определенного возрастного рубежа, он выходит на пенсию и переживает кризис потери карьеры. Выход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, сокращение финансовых возможностей. Острота кризиса потери профессии зависит от типа работы. В становлении личности наступает момент, когда человек перерастает возможности дальнейшего развития в рамках данной профессиональной деятельности. И тогда главной движущей силой становится стремление к самореализации. Это предполагает наличие сверхнормативной активности в личности, только в этом случае возможно реальное жизненное творчество. При рассмотрении этого типа кризисов было обнаружено, что они тесно связаны с жизненными кризисами. Возможно, это связано с тем, что процесс личностного саморазвития одинаково важен как для самого человека, так и для его профессиональной биографии. В процессе развития человек сознательно погружается в кризисы самореализации, которые в большей степени обусловлены внутренней логикой развития личности.

Типы людей по сходным формам поведения

I. В. Калинин сравнивает состояние человека в кризисе с состоянием потери удержания в невесомости и выделяет типы людей по сходным формам поведения.

Первая группа людей, переживающих кризис, начинает активный поиск ценностных ориентиров. Сначала наблюдается либо полный отказ от «старых» ценностей с переходом к системе новых ценностей, которые часто прямо противоположны ранее осознанным, либо приобретение каких-то других, возможно, даже экзотических ценностей, на которые субъект раньше не обращал внимания. Однако позже эта группа обычно склоняется к конструктивной позиции, или, после тщательного рассмотрения реалий текущего момента, опирается только на ценности, которые действуют сейчас, или полностью меняет систему ценностей, выходя на новый уровень личностного роста.

Вторая группа реагирует пассивно, впадает в своего рода стагнацию и не предпринимает активных конструктивных действий в смысле перестройки своей внутренней системы ценностей. Для этой группы характерна активность в одном деле: активное игнорирование противоречивых ценностных оснований и откладывание решения актуальных смысловых и ценностных проблем на будущее. По нашему мнению, именно эта группа реагирует различными ипохондрическими и депрессивными состояниями, часто пытаясь переложить ответственность за свое состояние на других, а не на себя.

Третья группа людей, которые находятся в ситуации внутренней невесомости, занимает промежуточное положение между первой и второй группами. Они занимают выжидательную позицию и надеются, что все образуется само собой.

Четвертая группа демонстрирует непоследовательный стиль принятия решений при столкновении с ценностными проблемами, проявляя крайнюю активность и крайнюю пассивность, изматывая себя и окружающих таким стилем поведения в ответ на ситуацию внутренней невесомости.

В момент кризиса человек очень уязвим, и если с ним что-то случится сейчас, он запомнит это на всю оставшуюся жизнь. Человек часто не осознает, что находится в кризисе. Его первая нормальная реакция на боль — уйти от нее, убежать, обвинить кого-то другого. Обычно они обвиняют тех, кто ближе всего к нему — жену, детей. Затем обвините его работу, начальника и т.д.

В семейной жизни многие трудности возникают из-за асинхронного развития супругов. Предположим, что муж сейчас находится в кризисе, а жена — нет. Или оба находятся в кризисе одновременно, но он — номер 3, а она — номер 2. Во всех этих случаях лучший рецепт — не мешать любимому человеку разрешать свои кризисы. Никто не может сделать это за него, никто не может ему помочь.

Кристина и Станислав Гроф считают, что из-за существования многочисленных форм кризисов, они протекают с неодинаковой интенсивностью, и в зависимости от ситуации требуется разная помощь. Есть примеры, когда психологическая помощь ограничивается самой базовой поддержкой человека, переживающего кризис. В других случаях лучше привлечь родственников, друзей и специальные группы поддержки, а возможно, потребуется постоянное присутствие профессионального психотерапевта. Работа с людьми в кризисной ситуации должна быть гибкой и творческой, основанной на понимании индивидуального характера кризиса и использовании всех подходящих методов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

неверно что можно отнести к нормативным кризисам профессионального становления

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *