не умея строить один дом как можно взяться за строительство десяти тысяч автор

Развитие управленческой и организационной мысли

Современный термин “менеджмент” происходит от английского слова management – управление, руководство, администрирование, лидерство. По мнению ряда ученых, этимологию слова “менеджмент” трудно установить с предельной точностью, его подлинное значение можно попытаться определить, лишь выявляя его исторические корни.

Так, например, по мнению некоторых ученых, в основе термина “менеджмент” может лежать латинское слово mancepts, означавшее “предприниматель”, “подрядчик”. Изначально в Древнем Риме так назывался откупщик государственных доходов, а слово mancipium обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности.

По мнению американского социолога Энтони Джея, автора книги “Менеджмент и Макиавелли”, менеджером называли того, кого назначали выполнять какие-либо управленческие функции и осуществлять надзор за производственными процессами в отсутствие собственника предприятия.

В наши дни слово “менеджмент” употребляется для обозначения особой профессиональной деятельности – высокоэффективного управления организациями.

Ключевым словом в определении понятия “менеджмент” является именно управление, а под организацией в самом общем случае понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. При этом менеджментом принято называть такое профессиональное управление организацией, которое обеспечивает высокую результативность и эффективность ее работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.

Управление как сфера человеческой деятельности появилось давно. Во все времена совместная работа больших или малых групп людей так или иначе требовала управления, а именно: планирования, распределения обязанностей между работниками, объяснения каждому исполнителю его выгоды или необходимости участия в общем деле, контроля за работой со стороны старших и т.п.

Если задуматься и подключить воображение, то можно увидеть основные признаки управленческой деятельности, например в охоте племени древних людей на мамонта.

При этом требовалось достаточно точно согласовать последовательность всех действий и обеспечить взаимодействие групп охотников, т.е. организовать и скоординировать их работу.

Почему охотники были готовы участвовать в таком трудном и опасном мероприятии? Да потому, что, отказавшись от него, они, скорее всего, не получили бы своей доли мяса. Кроме того, молодые охотники, возможно, стремились продемонстрировать свою силу, смелость и готовность к самостоятельной жизни.

Разве нельзя назвать это признаками мотивации? И наконец, при подготовке и в ходе самой охоты, а также в процессе дележа добычи кому-то приходилось контролировать все происходящее и делать выводы. Вряд ли свою долю получал охотник, решивший отсидеться в безопасном месте, пока другие добывали пропитание для своего племени. Налицо функция контроля.

Изречения древнекитайского философа Конфуция (ок. 551 – 479 гг. до н. э.) и сегодня могут использоваться в качестве рекомендаций руководителям:

Вспомним теперь Древнюю Грецию. Уже тогда в греческом языке существовало слово demagogia, обозначавшее искусство управления людьми, народом, страной (demos – народ, ago – веду).

Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления – умения с помощью слова повести за собой массы людей. Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практически невозможно.

Считается, что именно древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать.

Он считал ошибочной распространенную в его время идею, что величайшее из знаний – искусство управления государством – дается человеку само собой.

Кроме того, он утверждал, что особенно нуждаются в обучении искусству управления люди одаренные, имеющие способности к управлению, потому что именно им чаще всего присущи неукротимость и необузданность, и без знаний эти люди могут причинить государству вред. Если же их обучить искусству управления, они принесут государству неоценимую пользу.

Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам. Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством, необходимо одно и то же знание о единой добродетели.

По его словам, не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством.

Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона (ок. 427 г. до н. э. – ок. 348 г. до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.).

Аристотель – греческий философ, ученик Платона – не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и в принципах идеального государственного устройства. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека.

Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работе “Афинская полития”.

Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами.

Знания об управлении формировались в основном эволюционным путем (постепенно). Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений.

не умея строить один дом как можно взяться за строительство десяти тысяч автор

Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие.

При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную, многогранную и очень интересную науку. Поэтому в этой главе речь пойдет не об истории управления как сферы человеческой деятельности вообще и даже не об истории развития знаний об управлении, а об основных этапах становления научного менеджмента, заложившего теоретические основы профессионального управления.

Другими словами, вы познакомитесь с развитием теории и становлением научных школ менеджмента.

Непосредственным источником “научного менеджмента” и тейлоризма XX в. надо считать деятельность так называемых основоположников “научного менеджмента” XVIII – XIX вв. – периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту.

Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в конце XIX в. под руководством американского инженера и ученого Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 г. его книги “Принципы научного менеджмента” (“The Principles of Scientific Management”).

Научная школа менеджмента – это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований.

Начиная с этого периода и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.

В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией:

1 . Классическое направление менеджмента:

2. Гуманитарное направление менеджмента:

3. Современные направления менеджмента:

Источник

Помощь в дистанционном обучении

Решение тестов, помощь в закрытии сессии студентам МОИ, Синергии, ГТЕП, Витте, Педкампус, Росдистант

не умея строить один дом как можно взяться за строительство десяти тысяч автор

Теория менеджмента тест МОИ с ответами

не умея строить один дом как можно взяться за строительство десяти тысяч автор

Тест Московского Открытого Института «Теория Менеджмента» Цена 200р.

Автором выражения «Не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьмичеловек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством» считается …

Категория, определяющая, насколько полученный в ходе процесса результат соответствует потребностям потребителя этого результата, называется …

Основные идеи и методы административной школы менеджмента сформировались …

Набор конкретных обстоятельств, сформировавшихся к определенному моменту времени внутри организации и в ее окружении, называют …

Административная школа относится к … направлению менеджмента

Латинское выражение manus age означает «…»

Идеи школы человеческих отношений получили развитие …

Устранить все лишние движения работников в целях повышения производительности труда предлагается … принципе Ф. Тейлора

Идеи, аналогичные положениям западной школы человеческих отношений, были сформулированы и опубликованы российскими учеными … американских авторов

Наиболее заметными представителями бихевиористского направления менеджмента являются …

Зарождение письменности в древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества – жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью, ознаменовало начало … управленческой революции

… пытался дать в своих трудах ответ на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина

Авторы школы человеческих отношений рекомендовали руководителям для повышения производительности труда

детально изучать рабочие задания и анализировать движения, которые требуются работникам для ее выполнения

+привлекать работников к обсуждению нововведений

+обеспечивать возможности для общения работников и обмена опытом

+поощрять интерес работников к работе

изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения заданий
устранять все лишние движения работников

В 1928 г. исследовательскую группу, проводившую эксперименты на заводе HawthorneWorks компании WesternElectric, возглавил

Дуглас МакГрегор
+Элтон Мэйо
Анри Файоль
Фредерик Тейлор

Количественные методы в менеджменте опираются, в частности, на научную теорию …

+оптимальных систем
+массового обслуживания
+исследования операций
относительности
большого взрыва
+принятия решений
+игр

Школа человеческих отношений возникла как реакция на такой недостаток ранних школ менеджмента, как …

излишне большое внимание человеческому фактору и психологии человека
отсутствие научных трудов

малое внимание задачам повышения производительности труда рабочих
+малое внимание человеческому фактору и психологии человека

Тезис о том, что организацию можно «разложить» на составные части и «пронормировать» работу каждой из них, относится к идеям …

школы научного менеджмента
школы человеческих отношений
+бюрократической школы
административной школы

В 1928 г. исследовательскую группу, проводившую эксперименты на заводе HawthorneWorks компании WesternElectric, возглавил …

Дуглас МакГрегор
+Элтон Мэйо
Анри Фаноль
Фредерик Тейлор

Основателем Центрального института труда (ЦИТ) был …

Основы современных представлений о теории организации были заложены …

После отмены новых условий труда, введенных в ходе Хоторнских экспериментов, производительность труда работниц …

+снизилась, но осталась на более высоком уровне, чем до начала экспериментов
снизилась до уровня, который был до начала экспериментов
не изменилась
повысилась в несколько раз

Устранить все лишние движения работников в целях повышения производительности труда предлагается … принципе Ф. Тейлора

во втором
в четвертом
в пятом
в первом
в третьем

Подход к анализу проблем менеджмента, сформулированный в 1920-х гг. российскими учеными, получил название … подхода

эмпирического
+социального
психологического
технологического

Расставьте в правильном порядке этапы развития отечественной управленческой мысли (укажите соответствие между датами и названиями этапов):

1900-1910 гг. — зарождение

1920 гг. — интенсивное развитие на мировом уровне

1930-1950 гг. — затяжной кризис и глубокое отставание

1960-1980 — активное возрождение

1990-е гг. по настоящее время — «догоняющее» развитие

Ситуационный подход относится к … направлению менеджмента

Строгое математическое описание систем дал в своих трудах:

Ф. Тейлор
+Р. Калман
Л. Берталанфи
А. Богданов

Основные работы Ф. Тейлора и других видных основоположников школы научного менеджмента были впервые переведены на русский язык …

в 1904-1908 гг.
+в 1920-1930-е гг.
в 1911-1914 гг.
в 1918-1921 гг.

Школа человеческих отношений начала трансформироваться в школу поведенческих наук с … годов.

Менеджер, разделяющий взгляды, изложенные в теории Х, должен:

учить подчиненных вникать в проблемы организации

стараться сделать обязанности подчиненных более привлекательными

+угрожать работникам наказанием

Менеджер, разделяющий взгляды, изложенные в теории Y, должен:

+стараться сделать обязанности подчиненных более привлекательными
жестко контролировать работников
принуждать работников

+создавать в организации атмосферу открытости и доверия
+учить подчиненных вникать в проблемы организации

К основным положениям теории X относятся следующие положения:

+среднестатистический работник имеет низкие амбиции
физический и умственный труд естественен для человека
+человек предпочитает, чтобы им управляли
+человек стремится избегать ответственности

+среднестатистический работник обладает врожденной неприязнью к труду
среднестатистический работник стремится исполнять дополнительные обязательства

К основным положениям теории Y относятся следующие положения:

среднестатистический работник высоко ценит только безопасность
+каждый индивид целеустремлен и может осуществлять самоконтроль
+средний работник готов брать на себя ответственность
человек предпочитает, чтобы им управляли

+большинство работников показывают высокий уровень креативности

Такие ученые, как П. Друкер. А. Чэндлер и Р. Дэйвис особое значение придавали распространению:

+практического опыта менеджеров, конкретных приемов и методов управления
знаний и навыков в области производственного и проектного менеджмента
общетеоретических основ управления коммерческими организациями

опыта повышения эффективности торгово-закупочной деятельности на промышленных предприятиях США и Великобритании

Выработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом и созданием универсальных принципов управления занимались

школы научного менеджмента

Автором теории «Z» является

Мери Паркер Фоллетт
Ренснс Ланкерт
+Уильяме Оучи
Крис Арджирис

Использование количественных методов исследования приобретает особую важность …

в простых условиях
в сложных условиях

+в условиях дефицита времени

в условиях, характеризующихся малым набором количественных характеристик
+в условиях, требующих обработки большого массива информации

Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства состоялась …

в мае 1954 г.
в марте 1934 г.
+в январе 1921 г.
в январе 1918 г.

Школа наук о поведении относится к … направлению менеджмента

современному
классическому
+гуманитарному

«Тейлоровский бум» в России пришелся на

1914—1920
+1911—1914
1885—1905
1905—1917

Процессный подход относится к … направлению менеджмента

+современному
классическому
гуманитарному

Хоторнский эффект – это … результативности работы, возникающее в условия интереса работников к эксперименту.

запланированное постепенное повышение
+временное, неожиданное повышение
резкое снижение

постепенное ожидаемое снижение

К требованиям, предъявляемым к работе менеджера методологией ситуационного подхода, не относится:

умение безошибочно распознавать сложившуюся ситуацию

знание методов управления, доказавших свою эффективность

навык выбора оптимального для данной ситуации управленческого решения

+навык составления инструкций и регламентов, сохраняющих свою актуальность на протяжении как можно более длительного времени

Характерной чертой промышленной революции был рост производительных сил на основе:

развития информационных систем
ручного труда
+машинной индустрии
автоматизации производства

Производственно-строительная управленческая революция происходила в:

1885—1920-е гг.
1605—1562 гг. до н.э.
V тыс. до н.э.
+605—562 гг. до н.э.

Религиозно-коммерческая управленческая революция происходила

605—562 гг. до н.э.
1885—1920-е гг.
+V тыс. до н.э.
XVII—XVIII вв.
Лилиан Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется «…».

финансовый менеджмент
+управление кадрами
логистика

Основоположники школы научного менеджмента полагали, что. проводя наблюдения, замеры и анализ можно улучшить:

отношения в трудовой коллективе и повысить уровень мотивации работников
коммерческую деятельность предприятия, заметно повысим объемы продаж товаров
+трудовые операции и добиться повышения его эффективности производства
административную систему предприятием и добиться повышения эффективности управления

Основной вклад… состоит в создании «науки о движении» …

Ф. Тейлора
Г. Гантта
Г. Форда
+Ф. Гилбрета

Неправильная трактовка значений жестов, мимики, интонации и т.п. в процессе общения называются …

К внутренним переменным организации относится …

Согласно теории … устранение факторов, вызывающих рост неудовлетворенности человека, не обязательно приводит к увеличению удовлетворенности, и наоборот

Функция менеджмента, заключающаяся в постановке целей и определении путей их достижения, называется …

Согласно концепции В. Герчикова человек с хозяйской мотивацией …

Менеджеры, отвечающие за разработку стратегии развития компании, относятся к …

… относится к функциональным видам менеджмента

К социально-психологическим методам управления относится …

Организационная структура, предполагающая разделение предприятия на части по территориальному, продуктовому признакам и по группам потребителей, называется …

Нестандартная, гибкая структура управления и коллективная ответственность …

Увеличение рабочего напряжения батарей конденсаторов достигается … включенных конденсаторов

Функция менеджмента, позволяющая определять, достигнуты ли цели организации, называется … Тип ответа: Одиночный выбор координацией контролем планированием организацией

Линейная ОСУ применяется … Тип ответа: Множественный выбор в организациях малого бизнеса на нижних уровнях иерархии крупных компаний в организациях большого размера в бригадах и звеньях на верхних уровнях иерархии дивизиональных ОСУ

Внутренний контроль осуществляется … Тип ответа: Множественный выбор собственниками организации представителями аудиторской фирмы администрацией назначенными сотрудниками сотрудниками уполномоченных государственных органов

Согласно концепции Р. Блейка и Дж. Моутон руководитель, уделяющий излишне много внимания рабочим задачам, создает предпосылки для … Тип ответа: Одиночный выбор повышения производительности труда без каких-либо негативных последствий для психологического климата в коллективе усиления недовольства работников, что приводит к конфликтам

К главным стимулам для работников и менеджеров традиционных японских компаний можно отнести … Тип ответа: Одиночный выбор экономический фактор (деньги) чувство принадлежности к коллективу стремительный карьерный рост гордость за свою фирму

Вторым этапом разработки рационального управленческого решения является … Тип ответа: Одиночный выбор оценка вариантов формулировка ограничений и критериев диагностика проблемы выявление и изучение альтернативных вариантов решения

Ролевая установка, предполагающая ответственность за корректировочные действия, когда организация сталкивается с непредвиденными проблемами, соответствует роли … Тип ответа: Одиночный выбор наблюдателя связующего звена предпринимателя ответственного за отсутствие сбоев

Формулировка мисси организации, выбор стратегии развития и организационных мероприятий, стратегический контроль и т.п. являются признаками … менеджмента Тип ответа: Одиночный выбор целевого функционального линейного

Обладание властью всегда влечет за собой … Тип ответа: Одиночный выбор удовлетворение ответственность неуверенность безнаказанность

… относится к функциональным видам менеджмента Тип ответа: Множественный выбор Управление персоналом Банковский менеджмент Управление финансами Менеджмент в сфере телевидения Менеджмент в гостиничном бизнесе Управление проектами Менеджмент в социальной сфере Производственный менеджмент

Установите соответствие между названиями функций, характеризующих руководителя (по И. Адизесу) и вопросами, на которые позволяет ответить каждая из них:

Теория менеджмента тест МОИ с ответами : 2 комментария

Как оплатить и получить ответы к тесту теория менеджмента?

Источник

Информация об авторе

Аннотация

Дисциплина «История управленческой мысли» изучается студентами, обучающимися по программе бакалавриата по направлению «Менеджмент». Объектом изучения в дисциплине является система научных направлений и школ менеджмента, предметом – совокупность идей и базовых положений управления, как науки и практики. Дисциплина формирует систему представлений об этапах развития мировой управленческой мысли, а также развивает базовые практические умения в сфере управления.

Дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла дисциплин основной образовательной программы Университета по всем программам подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент» и является составной частью интегрированного курса «Теория менеджмента».

Целью дисциплины «История управленческой мысли» является формирование базовых представлений об этапах развития и идеях научных школ менеджмента с учетом их практического использования в современной практике управления.

Основные задачи дисциплины:

· изучение исторических предпосылок возникновения управленческой мысли;

· раскрытие сущности и содержания идей основных научных школ управления;

· обеспечение возможности самостоятельного освоения методов и инструментов профессиональной управленческой деятельности.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

· исторические предпосылки возникновения управленческой мысли;

· классификацию научных направлений и школ менеджмента;

· основные научные идеи и практически методы школ: классического, гуманитарного, современного направлений менеджмента;

· этапы развития науки о менеджменте в России.

· применять идеи и методы научных школ менеджмента в современной практике управления.

Тема 1. Развитие управленческой мысли

Цели изучения темы:

· ознакомление с историческими условиями возникновения и развития научной мысли в сфере управления;

· изучение классификации научных направлений и школ менеджмента.

Задачи изучения темы:

· ознакомление с этимологией слова «менеджмент»;

· получение представления о современном термине «менеджмент»;

· ознакомление с основными этапами развития управленческой мысли – «управленческими революциями»;

· знакомство с понятием «научная школа менеджмента»;

· изучение классификации научных направлений и школ менеджмента.

Успешно изучив тему, Вы:

· этимологии слова «менеджмент»;

· исторических предпосылках возникновения управленческой мысли;

· понятие «научная школа менеджмента»;

· основные этапы развития управленческой мысли;

· классификацию научных направлений и школ менеджмента.

Вопрос 1. Исторические предпосылки возникновения управленческой мысли.

По мнению американского социолога Энтони Джея, автора книги «Менеджмент и Макиавелли», менеджером называли того, кто назначался выполнять какие-либо управленческие функции и осуществлять надзор за производственными процессами в отсутствие собственника предприятия.

В наши дни слово «менеджмент» употребляется для обозначения особой профессиональной деятельности – высокоэффективного управления организациями. Ключевым словом в определении понятия «менеджмент» является – именно «управление», а под организацией в самом общем случае понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. При этом менеджментом принято называть такое профессиональное управление организацией, которое обеспечивает высокую результативность и эффективность ее работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.

Управление как сфера человеческой деятельности появилось давно. Во все времена совместная работа больших или малых групп людей, так или иначе, требовала управления, а именно: планирования, распределения обязанностей между работниками, объяснения каждому исполнителю его выгоды или необходимости участия в общем деле, контроля за работой со стороны старших и т.п.

Например, изречения древнекитайского философа Конфуция (ок. 551 г. до н. э. – 479 г. до н. э.) и сегодня могут использоваться в качестве рекомендаций руководителям ( см. доп. материал ):

1) «Когда ведёшь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведёшь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь».

2) «Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то, как же будешь исправлять других?».

3) «Когда какой-нибудь правитель пригласит меня на службу, то у него уже в течение года станет лучше, а через три он обретёт успех».

Считается, что именно древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) ( см. доп. материал ) первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать. Он считал ошибочным распространенное тогда мнение о том, что величайшее из знаний – искусство управления государством – дается человеку само собой. Кроме того, он утверждал, что особенно нуждаются в обучении искусству управления люди одаренные, имеющие способности к управлению, потому что именно им чаще всего присущи неукротимость и необузданность, и без знаний эти люди могут причинить государству вред. Если же их обучить искусству управления, они окажут государству неоценимую пользу.

По мнению Сократа, хороший правитель это – мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание. Высшей добродетелью является добродетель политическая, к которой относится искусство управления государством. Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам. Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством необходимо одно и то же знание о единой добродетели. «Не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством. При всей своей специфике эти знания и умения – части единой добродетели и их не следует смешивать с занятиями ремесленника, сапожника, медика, музыканта, поскольку навыки и мастерство последних вообще не относятся к сфере добродетели». Таким образом, Сократ первым поставил вопрос о разделении управленческого и исполнительского труда.

Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона (427 г. – 348 г. до н. э.) и Аристотеля (384 г. – 322 г. до н. э.). Платон, ученик Сократа, первым высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда: «человек не может работать одновременно и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть нет возможности. Каждый должен делать то, что умеет лучше всего. В государстве люди зависят друг от друга, и каждый выполняет свою работу на благо других людей».

Аристотель ( см. доп. материал ) – греческий философ, ученик Платона, не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и принципах идеального государственного устройства. Знаменитое высказывание философа: «Платон мне друг, но истина дороже» – отражает его взгляды, независимые от идей наставника. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека. Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работах «Государство» и «Афинская полития».

Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами.

Вопрос 2. Классификация научных направлений и школ менеджмента.

Знания об управлении формировались, в основном, эволюционным (постепенным) путем. Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют «управленческими революциями».

Связь с историческими лицами или событиями

Особенности качественных изменений в менеджменте

Зарождение письменности в древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества – жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью.

Выделился новый религиозный слой, который занимался торговыми операциями

Царь Хаммурапи создал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами

Произошло отделение функции управления государством от церковной власти

Правление Навуходоносора (автора проекта Вавилонской башни и висячих садов). Навуходоносор создал систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах

Выделилась группа людей, профессионально занимающихся управлением в области производства и строительства

Зарождение профессионального управления

Период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации.

Внедряются прикладные разработки и эксперименты, помогающие определить нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда

Отделение управления от собственности. Появление профессиональных наемных управляющих.

конец X IX – начало XX вв.

Концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера.

Формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров

Выделение специализированных групп управленцев, за которыми закрепляются функции

Научная школа менеджмента – это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований.

Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в 1885 году под руководством американского инженера и ученого Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 году его книги «Принципы научного менеджмента» ( Frederick Winslow Taylor – « The Principles of Scientific Management » ) ( см. доп. материал ).

не умея строить один дом как можно взяться за строительство десяти тысяч автор

Начиная с этого периода, и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.

В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией:

· школа научного менеджмента ;

2. Гуманитарное направление менеджмента:

· школа человеческих отношений ;

3. Современные направления менеджмента:

· школа количественных методов ;

· системный подход к менеджменту ;

· ситуационный подход к менеджменту ;

В следующих темах вы узнаете имена основоположников и познакомитесь с основными положениями этих научных направлений и школ менеджмента.

Контрольные вопросы:

1. Приведите варианты объяснения этимологии слова «менеджмент».

2. Что означает современный термин «менеджмент »?

3. Как вы понимаете смысл выражения Конфуция: «Когда ведёшь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведёшь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь»?

4. Перечислите основные «управленческие революции»?

5. Что понимается под «научной школой менеджмента»?

6. Когда начались интенсивные систематические исследования в сфере управления с применением научных методов?

Практические задания:

Прочитайте статью Е. Шековой « Краткая история эволюции менеджмента ». Ответьте на вопросы:

1. Как менялись требования к профессионализму менеджеров и предпринимателей в разные исторические периоды развития менеджмента?

2. Почему, по мнению автора статьи, «менеджмент принял вид непрерывного (перманентного) нововведения»?

Тема 2. Классическое направление менеджмента

Цель изучения темы:

· изучение основных идей, принципов и методов научных школ классического направления менеджмента.

Задачи изучения темы:

· ознакомление с именами и этапами научной и практической деятельности основателей школ классического направления менеджмента;

· изучение основных идей, принципов и методов школы научного менеджмента;

· изучение основных идей, принципов и методов административной школы менеджмента;

· изучение основных идей, принципов и методов бюрократической школы менеджмента.

Успешно изучив тему, Вы:

· этапах творческого пути ученых и практиков, внесших заметный вклад в развитие научных школ классического направления менеджмента;

· основные идеи, принципы и методы школы научного менеджмента;

· пять принципов повышения производительности труда Ф. Тейлора;

· основные идеи, принципы и методы административной школы менеджмента;

· функции управления и четырнадцать принципов менеджмента, сформулированные А. Файлоем;

· основные идеи, принципы и методы бюрократической школы менеджмента.

Вопрос 1. Школа научного менеджмента.

Основателем научной школы, получившей впоследствии название школы научного менеджмента, был американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915). В наши дни его часто называют «отцом научного менеджмента». Именно Ф. Тейлор впервые предложил использовать разнообразные научные методы для изучения процессов труда и управления им, а также для повышения его эффективности и результативности.

не умея строить один дом как можно взяться за строительство десяти тысяч автор

Параллельно, учась по вечерам, в 1883 г. получил техническое образование (степень инженера–механика) в технологическом институте Стивенса. В 1884 г. Тейлор стал главным инженером. В этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. Оформил патентами около 100 своих изобретений и рационализаций. С 1890 г. по 1893 г. Тейлор, будучи главным управляющим Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии и владельцем бумажных прессов в Мэне и Висконсине, впервые в истории менеджмента организовал собственное дело по управленческому консультированию. С 1898 г. по 1901 г. – консультант Вифлеемской сталелитейной компании, шт. Пенсильвания.

Фрэнк Банкер Гилбрет (Frank Bunker Gilbreth) (1868 – 1924). Родился 7 июля 1868 г. в Фэйрфилде, штат Мэн, США. Учился в академии Филипса в Эндовере, затем в бостонской школе грамматики Райса. По окончании школы работал учеником каменщика, изучил строительное дело, начал разрабатывать методы сокращения потерь рабочего времени. В апреле 1895 г. открыл в Бостоне собственную строительную фирму. Разработал специальные технологические карты, в которых отражалась последовательность всех совершаемых операций с деталями (базовые движения) и прохронометрировал мельчайшие операции путем часов с циферблатом. С 1907 по 1913 гг. сотрудничал с Ф.Тейлором и Г. Ганттом в разработке «научных методов управления», его вклад заключался в создании «науки о движении». В 1912 г. открыл собственную консультационную фирму, чтобы сконцентрировать внимание на «технике управления». В 1917 г. находясь на службе в американской армии в звании майора, применял свою науку движений.

Лилиан Эвелин Моллер Гилбрет (Lillian Evelyn Moller Gilbreth) (1878 – 1972) родилась 24 мая 1878 г. в Окленде, штат Калифорния, США. После домашнего обучения и занятий в городской школе Окленда поступила в Калифорнийский университет, где в 1900 г. получила степень бакалавра, а позднее степень магистра по английской литературе. Готовясь к защите докторской диссертации «Психология менеджмента», в 1903 г. она совершила путешествие по Европе. Позже получила должность профессора менеджмента. В октябре 1904 г. вышла замуж за Фрэнка Гилбрета.

Лилиан Гилбрет – преподаватель и специалист по промышленной психологии, оценившая необходимость хороших человеческих отношений на рабочем месте. После смерти мужа участвовала вместо него на I Международном конгрессе по проблемам управления в Праге, продолжала управлять фирмой, писать научные работы, преподавать в Университете Пардье, помогать общественным организациям. Получила свыше двадцати почетных званий и специальных благодарностей. Лилиан Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется «управлением кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка персонала.

Генри Лоуренс Гантт (Henry Gantt) (1861 – 1919) – американский инженер. Интересовался не отдельными операциями, а производственными процессами в целом. Согласно Гантту, «основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования распределения задач, а также способах распределения поощрений за их выполнение». Гантт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Он разработал целую систему плановых графиков (графики Гантта), позволяющих осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.

К числу организационных изобретений Гантта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты работников резко повышала их заинтересованность в выполнении и перевыполнении высокой нормы (при невыполнении запланированной нормы работники оплачивались по часовой ставке). Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте.

Генри Форд ( Henry Ford, 1863 – 1947) – американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей, впоследствии – расположенных по всему миру. В начале эпохи автомобилестроения завод Форда выпускал самые дешевые автомобили под лозунгом «автомобиль для всех». Компания Ford Motor Company существует и в наши дни.

Генри Форд известен также тем, что, основываясь на идеях Ф. Тейлора, впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда.

Основные идеи и методы школы научного менеджмента сформировались в период с 1885 г. по 1920-е годы. Впервые начало формироваться представление о менеджменте, как необходимом элементе производства. Стала очевидной возможность применения научных методов в управлении предприятиями. Основоположники школы научного менеджмента полагали, что проводя наблюдения, замеры и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться повышения его эффективности. Поэтому на первом этапе развития школы проводился анализ содержания различных видов работ и определения их основных компонентов. С помощью хронометров и кинокамер наблюдались и замерялись движения рабочих при выполнении ими типовых операций, время их выполнения, величины грузов и т.п. Количественной оценке подвергалось все, вплоть до размеров лопат и объемов перебрасываемой руды. Предполагалось, что на основе результатов замеров и анализа удастся сформировать идеальный технологический процесс ручного труда без лишних движений и потерь времени. Кроме того широко использовался аппарат формальной логики.

В своей книге «Принципы научного менеджмента» Фредерик Тейлор изложил пять принципов повышения производительности труда:

· первый принцип: надо изучить задачу и проанализировать движения, которые требуются для ее выполнения;

· второй принцип сводится к описанию каждого движения, составляющих его усилий и измерению времени, затраченного на каждое из них;

· третий принцип призывает устранить все лишние движения;

· четвертый принцип: оставшиеся движения последовательно соединяются так, чтобы работник тратил на них минимум физических и умственных усилий и, естественно, времени;

· пятый принцип: необходимо изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения задачи.

Научный менеджмент не пренебрегал изучением человеческого фактора:

· систематически использовалось стимулирование работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда;

· формировались новые нормы и формы оплаты;

· предусматривались перерывы в работе;

· признавалась важность правильного подбора и обучения людей.

Из книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления» [8]

…У Вифлеемской Стальной Компании, было, пять чугунно-плавильных печей, продукт которых переносила специальная артель рабочих бессменно уже в течение многих лет. Эта артель к рассматриваемому моменту состояла из 75 человек. Мы высчитали, что эта партия нагружала вагоны со средней производительностью около 12,5 тонн на одного рабочего в день. Мы были очень удивлены, когда, в результате теоретического изучения вопроса, пришли к выводу, что первоклассный носильщик чугуна должен был бы в течение дня перенести от 47 до 48 тонн вместо 12,5.

…Наша обязанность заключалась в достижении того, чтобы эти 80.000 тонн чугуна в болванках были погружены в вагоны со скоростью в 47 тонн на человека в день вместо 12,5 тонн, с каковой скоростью в то время фактически производилась работа.

…Наш первый шаг заключался в производстве тщательного научного отбора среди рабочих. Имея дело с рабочими, при нашем типе организации необходимо следовать непоколебимому правилу: говорить и иметь дело одновременно только с одним рабочим, так как каждый рабочий обладает своими специальными способностями и недостатками и так как мы вообще имеем дело не с массами людей, а стремимся развить каждого отдельного индивидуума до наивысшей доступной ему степени производительности и благосостояния.

…Нашим первым шагом было найти подходящего рабочего для начала. Мы заботливо наблюдали и изучали этих 75 человек в течение трех или четырех дней, пока не выбрали четырех рабочих, казавшихся нам физически способными переносить чугунные болванки со скоростью 47-ми тонн в день. Затем, мы подвергли каждого из этих людей тщательному изучению. Мы выяснили личную историю каждого из них так далеко назад, как это только было возможно, и путем расспросов установили основные черты характера, привычки и стремления каждого в отдельности. В конце концов, мы выбрали одного из этих четырех, как наиболее подходящего человека для того, чтобы с него начать. …Этого человека мы назовем Шмидтом.

…Шмидт приступил к работе, и в течение целого дня, в порядке правильных интервалов времени, получал приказания от человека, стоявшего над ним с часами в руках: «Возьмите болванку и идите. Теперь сядьте и отдохните. Теперь идите, теперь отдохните», и т. д. Он работал, когда ему приказывали работать, и отдыхал, когда ему велели отдохнуть, и к половине шестого пополудни он погрузил в вагоны свои 47,5 тонн.

…В течение всего этого времени он получал в среднем несколько более 1 доллара 85 центов в день, тогда как ранее он никогда не получал в день свыше 1 доллара 15 центов, что было господствующей нормой заработной платы в то время в Вифлееме. Он получал, таким образом, на 60 % больше платы, чем другие рабочие, которые не работали в порядке урочной работы. Вслед за ним мы, продолжали выбирать отдельных рабочих, одного за другим, и обучали их переносить чугунные болванки со скоростью в 47,5 тонн в день, покуда вся работа по переноске чугуна не была переведена на эту скорость и вся эта партия рабочих не стала получать на 60 % больше платы, по сравнению с другими рабочими на том же заводе.

Вопрос 2. Административная школа.

С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. Успех руководимой им компании Файоль связывал с последовательным и систематическим применением в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования.

В отличие от авторов школы научного управления, Анри Файоль и его последователи имели большой опыт работы в качестве руководителей: Линдалл Урвик – консультант по вопросам управления (Великобритания), Джеймс Д. Муни и Альфред П. Слоан – руководящие работники компании «Дженерал Моторс » (США).

не умея строить один дом как можно взяться за строительство десяти тысяч автор

Основоположники административной школы занимались выработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом и созданием универсальных принципов управления.

Основные идеи и методы административной школы менеджмента сформировались в период 1920-е – 1950-е годы. Анри Файоль разработал первую законченную концепцию менеджмента, в которой предложил такие понятия как «функции управления» и «принципы менеджмента». Он выделил пять основных элементов (функций), из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль. У Файоля администрирование образует лишь одну из шести функций управления и по степени важности стоит после пяти других видов деятельности – технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной. Файоль первым отказался от взгляда на управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот.

Принципы управления по А. Файолю:

1. Разделение труда – перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.

2. Полномочия и ответственность – право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.

3. Дисциплина – необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.

4. Единоначалие – каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.

5. Единство действий – группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.

6. Подчиненность интересов – интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.

7. Вознаграждение – наличие справедливых методов стимулирования работников.

8. Централизация – естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.

9. Скалярная цепь – «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.

10. Порядок – рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.

11. Справедливость – уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность персонала – текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.

13. Инициатива – предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.

14. Корпоративный дух – сплоченность работников, единство силы.

Вопрос 3. Бюрократическая школа.

не умея строить один дом как можно взяться за строительство десяти тысяч автор

Бюрократия (bureaucracy) (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.

Термин «бюрократия» в современном мире имеет негативный оттенок и ассоциируется с бесконечными правилами, нормами и бумагами. Тем не менее, в XX веке многим организациям именно благодаря введению бюрократических принципов управления удалось достичь высоких результатов. Бюрократическое направление в менеджменте развивалось в период с 1920-х по 1950-е г.г.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит вклад в научный менеджмент Ф. Тейлора?

2. Назовите имена последователей Ф. Тейлора и их вклад в развитие идей и методов школы научного менеджмента.

3. Назовите основные идеи школы научного менеджмента.

4. Назовите годы становления и развития идей школы научного менеджмента.

5. В чем состоит вклад в науку об управлении А. Файоля?

6. Назовите имена последователей А. Файоля и их вклад в развитие идей и методов школы научного менеджмента.

7. Назовите основные идеи административной школы менеджмента.

8. Назовите годы становления и развития идей административной школы менеджмента.

9. Назовите имя основателя и основные идеи бюрократической школы менеджмента.

Практические задания:

Задание 1. Дайте характеристику школе научного менеджмента: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

1. Как школа научного менеджмента связана с именем Генри Форда?

2. В чем состоял его вклад в развитие идей школы?

3. За что подвергались критике условия труда на заводах Г. Форда?

Задание 3. Прочитайте статью В. Сочнова «Парень с секундомером» ( см. приложение ). Напишите эссе (250-300 слов), отразив свое отношение к явлению, называемому тейлоризмом.

Задание 4. Дайте характеристику административной школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.

Задание 5. Как вы понимаете принципы управления по А. Файолю? Составьте таблицу (см. образец ниже), продумайте и запишите краткое пояснение для каждого принципа:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *