назовите меры наказания ребенка которые вы применяете что можно написать

Использование методов поощрения и наказания

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

Пытаясь воздействовать на “трудного” ребенка, родители используют и метод поощрения, и метод наказания. При этом некоторые родители пытаются чрезмерно захваливать, задаривать своего ребенка, а другие решают прибегнуть к самому легкому и эффективному, на их взгляд, методу воспитания – наказанию, применяя при этом и физические наказания. Но на практике ни один из этих методов не дает положительного результата.

К сожалению, родители забывают, что физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и тумак убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.

Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении.

В Российской Педагогической Энциклопедии сказано: “В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое. Оно осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала) наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации”. Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как, чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности, т. д. Однако, при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда дает положительный результат. Чрезмерное захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм.

Для того, чтобы методы поощрения и наказания достигали педагогического воздействия родителям необходимо соблюдать некоторые принципы (на которые Ваше внимание будет обращено чуть позже) и индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

В раннем детском возрасте можно обойтись без наказаний вообще. Наказывая младшего школьника, достаточно очень умеренного по форме наказания, например в виде замечания. Поощрять же нужно как можно чаще, т. к. в этом возрасте важен даже малейший намек на одобрение, это усиливает мотивацию. Чем взрослее ребенок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации.

Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Здесь имеет значение все: особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое.

Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, В. Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают нам следующие принципы его использования:

Источник

10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения

назовите меры наказания ребенка которые вы применяете что можно написать

Наказание детей — горячая тема, которая всегда вызывает холивары в соцсетях и на форумах. Кто-то считает, что нет ничего страшного в том, чтобы шлепнуть ребенка по попе или дать ему подзатыльник за непослушание. Кто-то категорически против физических проявлений насилия и предпочитает в случае детской провинности с ребенком просто прекратить разговаривать, считая, что воспитание молчанием — эффективная штука. (Спойлер: нет.)

Наказание детей

Нет ни одной другой темы в плане воспитания детей, которая вызывает у родителей столько эмоций и жарких споров. Если в 90-х годах больше спорили о том, как лучше наказать — отлупить ремнём или перестать разговаривать, то сейчас баталии сместились в поле «наказывать или разговаривать», и это радует.

В словарях слово «наказание» толкуется как применение к другому человеку нежелательных или неприятных для него воздействий с целью прекратить или остановить нежелательное или антинормативное поведение.

Любое наказание предполагает неравенство, потому что это властное принуждение кого-то к желательному поведению.

В наказании всегда присутствуют:

Нет сомнений, что лучше всего объяснять ребёнку правила, говорить и рассказывать, как правильно себя вести. Большинству детей таких разговоров достаточно (важно знать и уметь так разговаривать). Но все мы отличаемся друг от друга конституцией, темпераментом, чертами характера, желаниями, потребностями и много чем ещё. Поэтому всегда будут существовать дети темпераментные, упрямые, настойчивые в своих желаниях, которые не хотят слушать и слушаться.

Плохое поведение: почему ребенок не слушается

Конечно, сходить к психологу, если вы чувствуете затруднения в общении с детьми, с которыми вам сложно справляться. Думаю, каждый психолог на приеме слышал:

У вас есть дети? Если нет, то просто вспомните своё детство. И прежде, чем читать дальше, сделайте следующее:

Это задание подсвечивает то, что мы не замечаем в наших родительских буднях — как правило, мы направо и налево раздаем наказания и совсем забываем поощрять детей за что-то хорошее, правильное. Все, что ребенок делает правильно, воспринимается нами как должное и мы не замечаем этого, концентрируя внимание только на негативе и детских оплошностях.

Почему возникают трудности в воспитании

Сложности при воспитании детей связаны с несколькими вещами:

1. Нет достаточного арсенала средств воздействия на ребенка (информационная проблема)

Родитель и рад бы не орать, но как можно по-другому — не знает, потому что, например, не было позитивного опыта в своей семье.

2. Дисбаланс поощрений и наказаний в сторону последних

В этом случае снижается мотивация выполнять правила (какой смысл слушаться, если все равно накажут)

3. Непоследовательность в воспитании

Когда разные члены семьи используют разные приемы воспитания, и в семье нет общих правил. Последствия такие же, как в первом пункте.

Бывают дети, которые к 3 годам отлично говорят, опережают своих сверстников по интеллектуальному развитию, и, например, высокого роста. Такой ребёнок почти всегда воспринимается родителями как более взрослый, чем он есть на самом деле, и от него начинают требовать выполнения таких действий и сложных инструкций, как будто он старший дошкольник. Например, родители могут быть обеспокоены тем, что ребенок не убирается в своей комнате, не кладет после игры игрушки на место. Естественно, ребенок начинает капризничать, часто плакать, могут появиться невротические реакции признаки (тики, страхи, нарушение сна и поведения).

Бывает, что родители не видят за плохим поведением сложностей в развитии или им трудно это признать.

Синдром дефицита внимания может сопровождаться импульсивностью ребёнка и подростка, нарушением концентрации внимания и волевых качеств. В этом случае дети нарушают правила и не слушаются не потому, что не хотят, а потому что не могут запомнить инструкцию, удержаться в границах дозволенного. Ошибкой в данном случае будет являться излишнее давление и требования.

В этом случае состояние ребёнка можно сравнить с новичком за рулем, который не знает ПДД. Он нарушает правила, не зная о них, или надеясь, что «проскочит», потому что раньше это удавалось.

Это может приводить к невротизации ребёнка, в результате он становится непослушным и капризным.

Порой родители так тревожатся за безопасность или «правильное воспитание» детей, что в доме и на улице от них только и слышится «нельзя», «отойди», «не лезь», «это тебе рано». Как будто весь мир становится запретным. Эта ситуация неприемлема для ребёнка, который только познает мир и имеет сильный интерес ко всему новому. Поэтому логично, что он «перестаёт слышать» эти запреты.

Если ребёнку в семье мало уделяется внимания, то он начинает привлекать его любым способом, в том числе и плохим поведением. Равнодушие для ребёнка страшнее наказаний.

назовите меры наказания ребенка которые вы применяете что можно написать

Наказания в культуре разных стран

Проводилось много монокультурных и несколько кросскультурных исследований касательно наказаний детей. Согласно статистике, в 7% культур применяются телесные наказания детей, но «часто» — только в 20% сообществ. В 82% культур чаще всего применяются внушение, демонстрация примеров поведения и другие более мягкие приемы воспитания по сравнению с физическими наказаниями.

Существуют культуры, где битье детей и какого-то рода физические воздействия вообще не применяют. Например, канадские бедуины-инуиты никогда не бьют детей и вообще предоставляют им максимум свободы. Если ребёнок плохо себя ведёт, над ним, как правило, подшучивают и дразнят его, а если он игнорирует замечания, перестают с ним разговаривать.

В японской культуре существует период вседозволенности — от рождения до 5 лет. В это время от ребёнка вообще стараются не требовать идеального поведения, не делают ему особо никаких замечаний и не ограничивают его поведение. На этом этапе развития родители лишь объясняют, почему так поступать нельзя, и выражают своё огорчение по поводу плохого поведения. Однако к моменту поступления в школу поведение ребёнка уже жестко регламентируется правилами поведения.

Можно ли наказывать или ругать ребенка?

Если под наказанием подразумевать побои и крики, то нет. Если же мы говорим о запретах и методах поддержания правил и установления границ дозволенного, то да. Запреты в любом случае должны быть.

Полноценный родитель — не тот, кто только хвалит ребёнка, а тот, кто создаёт условия для развития.

Это человек, который знакомит с миром, правилами и способствует адаптации ребёнка в мире и социуме.

Если ребёнок в семье не научился придерживаться правил поведения, то он будет их нарушать и вне семьи, только мир не будет с такой готовностью его прощать, как родители.

Границы в воспитании

Важную роль в воспитании играет правильное установление личностных психологических границ.

Если ребёнку во всем потакали в семье, создавали сверх комфортные условия, то вполне вероятно, что когда он выйдет в мир, этот мир покажется ему слишком жёстоким и непредсказуемым. В результате такой человек травмируется больше обычного взрослого и испытывает колоссальное напряжение.

Критерии и цели наказания

Поскольку любое наказание — это действия, вызывающие у их объекта страдание, то решающими и очень важными при выборе того, как же наказать ребенка за непослушание, являются несколько критериев:

Их спектр широк: от жеста неодобрения или простого словесного замечания до жестоких побоев.

Это может быть и слово, и ремень.

Способы обоснования наказания, доказательства их необходимости, правомерности и соразмерности.

Каждое наказание обычно имеет какую-то цель. Никто, будучи в здравом уме, не наказывает ребенка просто так, заранее, для профилактики или из-за плохого настроения. Все наказания, как правило, сводятся к трем целям:

8 запрещенных приемов, или как наказывать нельзя

Какие приемы считаются запрещёнными? Что, наказывая, делать категорически нельзя? Об этом ниже.

1. Бить

В 2004 году парламентская ассамблея Совета Европы провозгласила общеевропейский запрет на телесные наказания детей. Но по данным опросов в той же Америке 90% родителей верят в эффективность порки. В нашей стране процент не меньше.

2. Унижать

Насмехаться, критиковать публично. Это пагубно влияет на самооценку и травмирует психику.

3. Запугивать от имени сверхъестественных существ или от своего имени

Есть риск, что ребёнок будет бояться, вырастет тревожным.

4. Оскорблять, использовать слова-ярлыки

«Ты неряха», «и в кого ты такой…» и т.п. — осторожнее с подобными словами, ребенок может в это поверить и возьмет эту установку с собой на всю дальнейшую жизнь.

5. Обвинять в «плохой генетике» («Ты такой же, как твой отец»)

Не отыгрывайте собственные конфликты с настоящим или бывшим супругом на ребёнке. Ребёнок не может «изгнать» из себя существующую «плохую» часть. Это то, что он не выбирал, и не может нести ответственность за своего, пусть даже непутёвого родителя. Такая тактика приводит к большому количеству стыда у человека, который может проявляться разными способами в самочувствии и поведении.

6. Наказывать за то, что ребёнок не может регулировать (например, за энурез, тики, моторную неловкость)

При таких наказаниях дети, пытаясь прекратить нежелательные проявления, опираясь на волю, истощаются и доходят до отчаяния, и симптоматика только усиливается. Кроме того, к обиде примешивается стыд, страдает самооценка ребёнка.

7. Отвергать (не разговаривать, игнорировать, лишать любви), устраивать бойкот, говорить «я больше тебя не люблю»

Для ребёнка это самое страшное наказание. Отвержение родителем внутренне воспринимается как угроза жизни. С возрастом это никуда не уходит и у многих взрослых встречаются отголоски такого воспитания. Все это влияет на взаимоотношения с другими и самим собой.

8. Ущемлять в базовых потребностях

Никогда и ни за что нельзя наказывать едой, прогулками, необходимыми вещами для полноценного развития.

Наказания: а как можно? 6 «легальных» способов наказания

1. Метод естественных последствий

Этот способ психологически безболезненный и наиболее адекватен в любом возрасте. Например, ребёнок 3 лет хочет надеть лыжные штаны в летний день. Вы можете объяснить, почему вы думаете, что шорты подойдут для прогулки больше, но не пытаетесь повлиять на решение, а предоставляете ему возможность убедиться на собственном опыте, что если он так оденется, то ему будет жарко.

То, что понимается на собственном опыте, запоминается надолго. Применяя этот способ, родителям очень важно не попадать в злорадство типа «А я тебе говорила!».

2. Замечание

Часто вместо замечания (когда родитель обращает внимание на что-то) происходят упреки и критика («Вечно у тебя беспорядок!»). Важно, чтобы это был не упрёк, а повод поискать решение проблемы.

Например: «Я огорчаюсь и сержусь, когда наступаю на детали конструктора, разбросанного по полу во всей квартире. Давай вместе подумаем, что можно с этим сделать».

3. Тайм-аут

Метод, когда ребёнка удаляют из общего пространства в отдельную комнату и оставляют его там одного на какое-то время. Это позволяет на время увеличить дистанцию между взрослым и ребёнком и «остыть», отрегулировать свои эмоции.

Считается, что ребенка в одиночестве не травмирует интервал времени в минутах, кратный его возрасту. Например, для 3-летнего ребёнка — это 3 мин, 4-летки- четыре и т.д. Комната, куда вы уводите ребенка «остыть», должна быть светлой, с окном. Ни в коем случае не кладовка, туалет или другое темное помещение.

4. Игнорирование

Не награждать нежелательное поведение вниманием. Хороший метод, но сложный в исполнении — обычно взрослым трудно сохранять самообладание и не реагировать на негативные проявления в поведении ребенка.

5. Лишение

Это когда за нарушение правил ребёнок лишается чего-то важного и желаемого для себя. Например, запрет на просмотр мультфильмов или игры в компьютер.

Важно, чтобы ребенку были известны изначальные договоренности, за что именно и чего он лишается в случае несоблюдения правил. Нельзя просто лишить ребенка просмотра мультиков, если он сегодня «плохо себя вёл». Вы должны изначально договориться об этом.

Второй важный момент — соразмерность наказания. Маленький проступок — маленькое лишение. Нелогично за небольшую провинность лишать просмотра телевизора на 2 месяца, к тому же, взрослым самим будет сложно это выдержать.

6. Метод символической экономики

Очень хорошо работающий метод для детей среднего школьного возраста, подростков. Когда на семейном совете договариваются с ребёнком, какие действия награждаются баллами и в каком количестве, а за что происходит лишение «очков».

Здесь важно выработать систему награждений, начисления и списания баллов. Далее накопленные баллы меняются на что-то ценное для ребёнка. Это может быть что-то материальное (например, покупка машинки, журнала и т.п.) или нет (например, дополнительные 15 мин игр за компьютером, настольная игра с родителями или прогулка с друзьями)

В этом методе важно, чтобы баллы доставались не очень легко, но и не очень трудно — и в том, и другом случае пропадёт мотивация.

Этот метод в простом варианте подходит уже для детей 4-5 лет. Лет с 9-10 и включая подростковый возраст, этот способ регулировать поведение подходит лучше всего. С подростками имеет смысл попробовать заключить даже письменный договор, если не получается договориться устно.

6.1 Ограничение

Это метод, когда в ответ на нарушение важных правил вводится ограничение прав.

Например, за каждое нарушение правила, вечерний отбой начинается раньше на 15 мин, т.е ребёнок отправляется спать не в 21:00, а в 20:45.

Надо понимать, что нет одного единственного самого лучшего способа регулировать поведение детей и прививать им полезные привычки: кто-то более чувствителен, кто-то «толстокожий». Нет ни одного одинакового ребёнка и одинаковой семьи, поэтому важнее определиться для себя с принципами, которых вы будете придерживаться в общении с детьми, и подобрать для себя и своего ребёнка оптимальные методы, которые не будут разрушать никого из присутствующих, но стратегически полезны для развития ребёнка.

4 способа повлиять на детское поведение без наказаний

Существуют ли способы влиять на детское поведения, не наказывая? Да. Это поощрения и внимание к хорошему поведению и изменениям поведения в желаемую сторону, хотя это кажется слишком простым (простота здесь только на первый взгляд).

1. Внимание к мелочам

Самый эффективный метод воспитания с целью изменения нежелательного поведения ребёнка — это обращать внимание, замечать все то, что является желаемым, и игнорировать какие-то нарушения и трудное поведение у ребёнка.

Обычно все происходит наоборот: если ребёнок ведёт себя примерно, мы ощущаем, что все в порядке, расслабляемся, нам кажется, что так оно и должно быть. Но как только, ребёнок нарушает правила или начинает плохо себя вести, мы делаем ему замечание. Сменить эту тактику непросто, но оно того стоит.

Смысл состоит в том, чтобы давать внимание и похвалу, когда ребёнок хотя бы движется в ту сторону, в которой бы нам хотелось, чтобы шло его развитие.

Например, ребёнок часто дерётся в детском саду, и воспитатели говорят, что он агрессивный, ему сложно сдерживать свои эмоции, он не сидит на месте, часто перебивает взрослых, не может дождаться своей очереди и т.п. В данном случае будет полезно вслух отметить момент, как только ребёнок просидел спокойно хотя бы пять минут или удержался от конфликтов со сверстниками. Обратите на это своё внимание и обсудите, как это важно, и как у него здорово сегодня все получилось.

При этом очень важно применять «описательную похвалу», а не оценочную. Другими словами, говорить не «ты сегодня молодец», а «Я горжусь тем, что ты сегодня вежливо общался с ребятами во дворе и с воспитателями в детском саду. Тебе удалось посидеть спокойно, хотя очень хотелось бегать. Я обратила внимание, что в работе ты почти не допустил ошибок, ты постарался написать аккуратно».

2. Награждать за примерное поведение

Поощрение всегда работает лучше, чем наказание.

3. Подчёркивать достоинства и сильные стороны ребёнка

Это позволит ребенку опираться на них. В конечном счете, если по-честному, нам же важнее, чтобы ребёнок чувствовал себя сильным и способным справиться с трудностями. Критикой и наказаниями этого не добиться. Всем нам нужна поддержка.

4. Хвалить авансом

Можно попробовать хвалить за то качество, которого пока у ребёнка нет. Например, он грубит и часто невнимателен в общении. Вы же, напротив, вскользь замечаете при нем, что вас радует, что он умеет быть вежливым и уважительным. Иногда говорите это ему.

Если мы относимся к людям чуть лучше, чем они есть,- у них может возникнуть мотивация таким стать, дотянуться до этого отношения.

18 советов для родителей, которые размышляют над проблемой методов воспитания и наказаний детей

В этой статье мы рассмотрели только несколько вариантов повлиять на поведение ребёнка. Способов и подходов, конечно, гораздо больше.

Важно понять для себя одно: не стоит чувствовать себя беспомощным, если ребёнок плохо себя ведёт. Ищите методы, просите помощи у специалистов. Пробуйте разные подходы. И не теряйте за всеми этими методами воспитания самого человека, пусть он ещё и маленький. Помните, что самый эффективный метод воспитания — это любовь, сочувствие и воспитание себя.

Источник

Права детей до 18 лет

У детей есть все основные права человека: на безопасность, образование, охрану здоровья, частную собственность и свободный труд.

Но до 18 лет за них почти все делают родители: представляют в суде, подписывают договоры, платят налоги и штрафы.

Одни права у детей есть с рождения, например на общение с родителями. Другие они получают с возрастом: с 6 лет можно делать мелкие покупки, с 14 — открывать в банке вклады, а с 16 — пойти работать.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сохраните карточки или таблицу, чтобы знать, что ребенок может потребовать у вас или у государства. Если вам еще нет 18 лет, узнайте, когда можно поменять имя, сесть за руль и уехать за границу без взрослых. Некоторые права вас удивят и помогут сэкономить деньги.

Поменять имя, фамилию и отчество

Если ребенку не нравится его имя, он может поменять его с согласия родителей. До 14 лет потребуется разрешение органа опеки. Его должны получить родители ребенка. Если мать хочет изменить ребенку имя, а отец против — орган опеки не даст разрешение. Однако есть случаи, когда мнение второго родителя можно не учитывать:

Решение остается за органом опеки: он оценивает, насколько уважительны эти обстоятельства и насколько в интересах ребенка поменять имя или фамилию. Если ребенку больше 10 лет, орган опеки также проверит его согласие.

Например, родители развелись, мама снова вышла замуж и хочет, чтобы сын взял фамилию отчима. Сыну 11 лет, и он хочет оставить фамилию отца. Без согласия ребенка орган опеки не даст разрешения сменить фамилию. Маме придется смириться или договориться с сыном. Если и мама, и сын хотят поменять фамилию, а родной отец против — у сына останется фамилия по отцу.

Отчество ребенку до 14 лет можно поменять только в одном случае — при усыновлении. Основанием будет решение суда. Если отец ребенка, вписанный в свидетельство о рождении, жив и не лишен родительских прав, ребенок будет носить его отчество как минимум до 14 лет.

С 14 лет дети могут сами подавать в загс заявление о перемене имени. Можно изменить любую часть полного имени: собственно имя, отчество или фамилию. Закон не мешает изменить имя целиком, но в заявлении надо будет указать причину. Это обязательное поле, хотя закон и не говорит о каких-то уважительных или неуважительных причинах. Можно написать о желании взять фамилию другого родителя или изменить неблагозвучное имя: например, Адольф хочет стать Александром, а Фекла — Мариной.

Изменить любую часть имени несовершеннолетний может только с согласия родителей — даже после 14 лет. Заявление на перемену имени он подает сам, но к нему должно прилагаться письменное согласие родителей. Его можно составить прямо в загсе или заранее заверить у нотариуса. Согласие нужно получить и от матери, и от отца.

Если согласие родителей на перемену имени получить не удалось, ребенок может обратиться в суд. Суд может изменить имя своим решением, которое потом надо будет показать в загсе. Другие варианты — до 18 лет вступить в брак либо пойти работать и потребовать эмансипации. Эмансипация — это признание несовершеннолетнего полностью дееспособным. В этих случаях можно изменить имя без согласия родителей и до 18 лет.

Как изменить имя ребенку

ВозрастКто подает заявлениеЧто можно изменитьКакие документы нужны
До 10 летРодителиИмя и фамилиюРазрешение опеки
С 10 до 14 летРодителиИмя и фамилиюПисьменное согласие ребенка и разрешение опеки
С 14 до 18 летРебенокИмя, отчество и фамилиюПисьменное согласие родителей

Жить за счет родителей

Как это работает. Родители обязаны содержать своих детей. Это касается и тех, кто живет в одной квартире с ребенком, и тех, кто живет отдельно. Родители сами договариваются, как они содержат ребенка. Кто-то может вносить деньги каждый месяц, а кто-то — покупать одежду, еду, игрушки, тетради и новые телефоны.

Если родители не исполняют обязанности по содержанию ребенка, через суд можно взыскать алименты. В интересах ребенка заявление в суд должен подать кто-то из его законных представителей: это может быть другой родитель, опекун, усыновитель, приемный отец или мать. Если интересы ребенка никто не защищает, иск может подать орган опеки.

Коммунальные услуги за детей тоже оплачивают их родители. Если накопились долги, пока ребенку не было 18 лет, он не обязан их гасить. Это ответственность родителей. Совершеннолетние дети должны платить за коммуналку, начисленную после того, как им исполнилось 18 лет.

Если ребенок испортил чужое имущество или нанес кому-то травму, до 14 лет возмещать ущерб тоже будут родители — за свой счет. Возвращать им эти деньги ребенок не обязан, даже когда начнет работать.

Выбирать, с кем из родителей жить после развода

Как это работает. Когда родители разводятся, приходится выбирать, с кем останется жить ребенок. Родители сами должны это решить, составив соглашение. Оно может быть устным. Если родители не могут договориться, решение примет суд.

Ребенка тоже нужно спросить. Если ему исполнилось 10 лет, его мнение обязаны учитывать и родители, и суд. Правда, в законе есть оговорка, которая позволяет это требование обойти: если желание ребенка противоречит его интересам. В интересах ребенка жить в комфортных условиях, общаться с братьями и сестрами, проводить время с родителями. Только по принципу «у кого квартира больше, тому ребенок и достанется» решение принимать нельзя.

В большинстве случаев суд оставляет детей с матерью, но это не железное правило. Если ребенок хочет жить с отцом, а мать не обеспечивает достойные условия для жизни, суд может оставить его с отцом.

Вот реальный пример: супруги развелись, у них осталось двое несовершеннолетних детей — дочь постарше и сын помладше. По согласию родителей они жили с матерью. Потом дочь переехала к отцу. Мать не разрешала сыну видеться с отцом, а тот через суд пытался определить порядок общения с ребенком. Судебное решение мать тоже не исполняла, к сыну отца не пускала. Тогда он решил через суд определить, что сын должен жить с ним.

При рассмотрении дела выяснилось, что мать не работает, живет в съемной квартире с неоконченным ремонтом. У ребенка плохие оценки в школе, он приходит неготовым. Провели психологическую экспертизу — у мальчика высокий уровень тревожности и страх перед матерью, а отец воспитывает ребенка как надо. Суд решил, что сыну лучше жить у отца.

В этой истории отец — руководитель отдела компьютерных технологий в крупной зарубежной компании с офисом в Петербурге. То есть пример не самый типичный. Но есть примеры и из российской глубинки: в обзоре судебной практики из Тывы приведены два случая, когда ребенка оставили жить с отцом. Правда, также отмечено, что за два года таких решений и было всего два.

Общаться с родными после развода родителей

Как это работает. Бывшими могут быть супруги, но не родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Развод не должен влиять на отношения ребенка с родными и близкими ему людьми.

После развода бывшие супруги должны договориться, как и когда они будут общаться с ребенком. Может быть, он будет уезжать к отцу на выходные раз в две недели. Или бабушка будет гулять с внуком в парке каждый вторник и четверг. Здесь все зависит от того, как родители расстались и как потом сложились отношения.

Если договориться не выходит, отцу или матери, которые живут отдельно, надо обращаться в суд с требованием установить порядок общения с ребенком. Так они защитят и свои права, и права ребенка. В суд может обратиться и бабушка ребенка, а не только отец. Если будет решение в ее пользу, мама не может запретить общение. А если она не будет отдавать ребенка бабушке, как решил суд, маму могут оштрафовать.

Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против

Поскольку это требование закона, ничье согласие для прописки получать не нужно. Если кто-то из собственников против, сделать он все равно ничего не сможет. Для регистрации достаточно принести свидетельство ребенка и паспорта родителей.

Например, мама ребенка прописана в квартире со своими бабушкой и дедушкой. После рождения ребенка она может прописать его в эту же квартиру. Водить бабушку и дедушку в паспортный стол или МВД не придется, их согласие получать не нужно.

Или молодая пара сняла квартиру, а собственник оформил им временную регистрацию, как положено по закону. Через год в семье родился ребенок. Мама пойдет и зарегистрирует его в съемной квартире — даже без согласия ее владельца. Регистрация тоже будет временной. Она пригодится, например, для повышенных пособий, но для наймодателя станет сюрпризом.

С 14 лет ребенок меняет место жительства в общем порядке. Заявление о регистрации надо будет подписать у собственника жилого помещения — или у нанимателя, если речь о квартире, занимаемой по соцнайму.

Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах

Как это работает. Вопросы о том, кто будет воспитывать ребенка старше 10 лет, могут решаться только с его согласия. Например, его мнение должны учитывать в таких случаях:

Опекун заботится о ребенке до 14 лет по договору с органом опеки. Усыновитель — всю жизнь и по решению суда. Восстановление родительских прав тоже возможно только по суду.

Например, если отец злоупотреблял алкоголем и не платил алименты, суд может лишить его родительских прав. Если после этого отец ребенка прошел лечение и выплатил все алименты, суд может восстановить его в родительских правах. Но нужно обязательно спросить самого ребенка. Если ему больше 10 лет и он против — отца в правах не восстановят. При этом неважно, какие мотивы у ребенка. Достаточно того, что он против.

Может быть такое, что ребенок за восстановление, но мать — категорически против. В этом случае суд должен оценить ситуацию целиком, узнать, что думает орган опеки. Суд может не учитывать мнение ребенка, если посчитает, что иначе его интересы пострадают. Даже если ребенку больше 10 лет.

Если ребенок уже живет у усыновителя и считает его своим отцом или матерью, усыновление можно оформить не получая дополнительно согласие ребенка. Родители сами решат, когда рассказать ему об усыновлении и стоит ли это делать. Это возможно, например, если ребенок с раннего возраста живет с отчимом и не знает о биологическом отце. Если родители договорятся об усыновлении, ребенок и дальше будет считать отцом своего отчима, для него ничего не изменится.

Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет

Как это работает. Государство считает, что о детях надо заботиться и оберегать их от необдуманных трат и обязательств. Поэтому дети до 14 лет не могут сами заключать договоры или вступать в наследство, за них это делают родители или опекуны.

С 6 лет у детей появляется небольшой объем прав — они могут:

Если ребенку подарят квартиру или земельный участок, договор за него будут заключать родители. Но вот, к примеру, смартфон на день рождения он может получить в дар без их помощи и согласия. Согласие родителей не понадобится для мелких бытовых сделок. А вот для крупных и необычных его нужно получать.

Мелкая бытовая сделка — это сделка, которая незначительна по сумме и направлена на удовлетворение бытовых потребностей ребенка, его личных потребительских нужд. То есть должны быть два главных признака:

То есть ребенок от 6 до 14 лет может купить хлеб, молоко, слойку в столовой. Айфоны, ноутбуки, приставки и драгоценности без разрешения родителей покупать нельзя. Если родители посчитают, что сделка выходит за рамки мелкой бытовой, они могут отменить ее через суд.

Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет

Как это работает. С 14 лет дети могут сами совершать любые сделки. В договорах и прочих документах они ставят свои собственные подписи. Родители не устраняются от этого процесса — они должны давать письменное согласие на сделку.

Например, ребенок хочет выучиться на парикмахера. В 15 лет он сам подпишет свой договор обучения, но у родителей надо взять письменное согласие.

Есть перечень сделок, которые можно заключать и без родительского одобрения. Это все то, что дети имеют право совершать с 6 лет: делать мелкие покупки, получать подарки и тратить карманные деньги. Сюда добавляются договоры, связанные с правами на интеллектуальную собственность, и договоры банковского вклада. Для того чтобы в 14 лет написать статью в журнал или открыть вклад, согласие родителей не понадобится. Распоряжаться деньгами на вкладе формально тоже можно с 14 лет, хотя на практике с этим бывают сложности.

Некоторые сделки ни несовершеннолетние, ни их родители не могут совершить, если нет разрешения органов опеки. Самый распространенный вариант — продажа квартиры, доли в которой принадлежат детям. Органы опеки следят за тем, чтобы имущество детей не уменьшилось. Разрешение могут дать, если взамен ребенок получит новое имущество или деньги на счет. Варианты могут быть разные, надо проговорить их с сотрудниками опеки и получить разрешение на сделку.

Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет

Как это работает. С 14 лет несовершеннолетний может распоряжаться своими доходами, как захочет. Он может отдавать деньги родителям, тратить их на нужные и приятные вещи либо открыть вклад в банке и хранить деньги там.

Чтобы открыть вклад, надо найти банк, который работает с несовершеннолетними гражданами, и изучить все условия. В первую очередь стоит уточнить, каким образом ребенок сможет снять деньги с вклада. На практике может оказаться, что для этого нужно разрешение родителей и органа опеки.

Банк может попросить несовершеннолетнего подтвердить свой доход, чтобы открыть вклад. Подойдет трудовой, гражданско-правовой договор или студенческий билет.

Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться

Как это работает. Дети и родители, которые живут в одном доме или квартире, могут пользоваться имуществом друг друга только по взаимному согласию.

Ребенок с рождения может иметь в собственности какие-то вещи: от повседневной одежды и цветных карандашей до квартиры и машины. Он может получить имущество как подарок от родителей, купить или принять как наследство.

У родителей и детей не возникает совместной собственности на вещи, как у супругов. У родителей свое имущество, у детей — свое. Ребенок, как и любой другой человек, может защищать свое право собственности и требовать не нарушать его. То есть формально мама не может без разрешения брать личные вещи дочери.

Если споры между родителями и детьми выходят за рамки бытовых, надо обращаться в органы опеки. Например, если у ребенка в собственности есть квартира и он несогласен с тем, как родители ее используют. Именно органы опеки принимают ключевые решения по защите прав детей, в том числе если их нарушают сами родители.

Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред

Как это работает. Пока дети маленькие, государство не привлекает их к ответственности за нарушения закона. Никаких штрафов до 14 лет дети не платят.

К уголовной ответственности ребенка могут привлечь с 14 лет по ряду преступлений. Например, штраф могут назначить за кражу. Если ребенок не сможет его выплатить, суд назначит ему более строгое наказание. Родители могут заплатить штраф за ребенка, если они на это согласны.

Если отец или мать не заплатят штраф за 60 дней, пристав спишет деньги с их счета. При этом суд назначит повторный штраф в двойном размере. Штраф назначат ребенку, но платить опять придется родителям. Если на этот момент ребенку уже исполнится 18 лет или он устроится на работу, повторный штраф будет платить сам.

Правил о том, что можно потребовать у ребенка выплаченный за него штраф, закон не содержит. Придется договариваться самим.

Налоги дети тоже сами за себя не платят. Их платят родители. В налоговых отношениях дети участвуют через мать или отца. Например, налог нужно заплатить, если у ребенка есть доля в квартире или бабушка подарила ему земельный участок. Если родители ничего платить не будут, их могут привлечь к налоговой ответственности и начислить штраф. После того как детям исполнится 16 лет, штраф за неуплату налога они будут платить сами.

Учиться и лечиться за счет государства

Как это работает. В идеальной России будущего семья может ничего не платить за образование и лечение ребенка: все за счет бюджета.

Дети могут бесплатно пройти медицинский осмотр, сделать прививку, сходить к врачу или лечь в больницу в рамках системы ОМС. Полис медицинского страхования им оформляют родители сразу после рождения.

Бесплатное образование можно получить в государственных и муниципальных организациях. Дошкольное, основное и среднее профессиональное образование за счет бюджетных денег могут получить все. Это учеба в детских садах, школах и колледжах. Родители платят за содержание ребенка в садике, питание в школе и общежитие в колледже, но само обучение — бесплатно.

Высшее образование тоже можно получить бесплатно, но только по итогам конкурсного отбора. Если не пройти по конкурсу, бюджетное место не дадут. Бесплатным может быть только первое образование — второе высшее государство не оплатит.

Ходить в сад и школу рядом с домом

Как это работает. Родители могут выбрать сад рядом с домом или рядом с работой — лишь бы он находился в том же муниципальном образовании, где живет ребенок. В детский сад принимают без конкурсов и отбора, но нужно дождаться своей очереди. Иногда это требует терпения, или родителям приходится идти в суд и защищать свои права там.

Для школьного образования государство закрепило территориальный принцип. Для каждой школы определены дома, которые к ней относятся. Дети, которые в них живут, имеют право поступить в первый класс именно в эту школу.

Проживать можно и без регистрации, это не лишает ребенка права на образование. Однако процесс зачисления это усложнит. Родители должны подтвердить школе, что ребенок живет в закрепленном за ней доме. Это проще всего сделать свидетельством о регистрации по месту жительства или по месту временного пребывания. Еще можно попросить суд установить факт постоянного проживания по определенному адресу — такое возможно. Если не получится доказать школе, что ребенок живет в закрепленном за ней доме, она сможет взять его на свободные места, но сначала примет тех, у кого есть свидетельство о регистрации.

Для первоклассников нельзя проводить конкурс или какой-то иной отбор. В среднюю и старшую школу можно отбирать по конкурсу, а в начальную нельзя. Государство придумало это, чтобы не было такого, что весь город едет поступать в одну модную гимназию, а дети из ближайших домов туда не попадают. Несправедливо, что им приходится учиться в неудобной для них школе. Поэтому сначала надо принять всех, кто живет в закрепленных за школой домах, а потом уже можно набрать других желающих на свободные места.

Принимать по конкурсу могут только школы, лицеи и гимназии с углубленным или профильным изучением предметов. Правила регулирует не федеральное законодательство, а законодательство субъектов РФ, поэтому по регионам что-то может различаться. Идея такая: ребенку может быть тяжело изучать усложненную программу, поэтому лучше оценить его способности заранее. Иначе могут быть проблемы в учебе.

Профильная гимназия может отказаться принять в седьмой класс ребенка, который живет в соседнем доме, но не сдал экзамены. Поэтому муниципалитет должен обеспечить, чтобы рядом была обычная школа, куда можно поступить без конкурса.

Учиться дома, а не в школе

Как это работает. Закон разрешает родителям и ребенку самим выбрать, как получать основное образование. Можно ходить в школу, а можно учиться дома — то есть получать образование в семейной форме. Учиться дома могут не только дети, которые болеют и не могут посещать занятия, но и те, кто просто считает школу не самым лучшим вариантом получить знания.

Семейное обучение — это когда дети учатся сами или с помощью родителей, а потом сдают экзамены в школе, к которой прикрепились. К ним на дом не ходят учителя. Родители могут нанять педагогов, или ребенок сам будет штудировать учебники. Главное, чтобы потом он прошел аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, родители должны посоветоваться с ребенком. Его мнение нужно учитывать. Потом обязательно следует сообщить в орган местного самоуправления, чтобы он знал: права ребенка не нарушаются, просто он учится дома. Обычно этими вопросами занимается отдел образования администрации района или городского округа. Учебники для обучения на дому должны выдавать бесплатно.

Еще есть домашнее обучение — оно для детей, которые болеют.

Работать с 16 лет

Как это работает. В России все могут работать с 16 лет. Согласие от родителей в этом возрасте приносить не надо.

Есть исключения, когда на работу можно устроиться раньше. В 14—15 лет ребенок может работать, если окончил школу либо учится дома, потому что он бросил школу или его отчислили из нее. Если орган опеки не против, можно работать и во время учебы в школе.

Для актеров и спортсменов закон не устанавливает нижней планки по возрасту, но требует, чтобы до 14 лет договоры от их имени подписывали родители.

Если ребенку меньше 15 лет и он хочет работать, ему нужно получить согласие хотя бы одного родителя и разрешение органа опеки. Неважно, кем ребенок работает: актером, хоккеистом или курьером.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *