нашид можно ли слушать христианам
Можно ли слушать нашиды? Если да, то какие?
Вопрос №70:
Каков хукм прослушивания нашидов? Понятно, что нет в них пользы, как в Коране, но есть ли в наше время нашиды, которые можно слушать?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Нашиды – понятие очень обширное, и входит туда то, что является разрешенным, и то, что является запретным. Поэтому необходимо сначала определиться, какие именно нашиды разрешены, а потом уже поставить рамки, когда и кому эти нашиды можно слушать.
Во-первых, разрешенные нашиды — это те, в которых не присутствует никаких музыкальных инструментов или того, что подобно музыке. На сегодняшний день существуют голосовые подборки, которые практически ничем не отличаются от музыки. Все это является запретным.
Во-вторых, нашиды должны призывать к благому, к героизму, подвигам, вере, сунне, милостыне, но не говорить о том, что является национализмом, джахилией, слабыми хадисами, плохими качествами и т. п.
Положение прослушивания разрешенных в своей основе нашидов отличается в зависимости от ситуации. Известно, что сподвижники и табиины распевали нашиды, когда были в пути, и в этом нет ничего зазорного, однако это не было их обычаем. Сегодня многие мусульмане и днем и ночью слушают нашиды, но такого не было во времена саляфов, а возникло во времена появления суфизма, которым была испытана эта Умма. Они и начали первыми распространять нашиды, сделав из этого чуть ли не половину религии.
Поэтому прослушивание нашидов должно быть ограничено обстоятельствами, например, когда человек в пути, или занимается спортом, или приехал на свадьбу и т. п. Но не так, что он утром просыпается с нашидами, целый день ходит и слушает их, а вечером засыпает под них. Не надо приучать к этому ни себя, ни своих детей и родственников.
Также необходимо, чтобы нашиды не отвлекали от того, что важнее, а это изучение Корана и Сунны, всего того, без чего религия будет недостаточна. Поэтому, если человек, слушающий нашиды, не изучает Коран и Сунну и то, без чего его религия будет в минусе, то для него это является запретным. А если он изучает свою религию, а в каких-то определенных ситуациях, как на свадьбе, или во время занятий спортом, или в пути, чтобы не заснуть, включает нашиды, — то нет в этом проблем, с упомянутыми выше условиями, касающимися самих нашидов.
А Аллаху известно лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
21 Сафар 1440 г. (30.10.2018.)
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Дозволено ли слушать нашиды, и если да – то при каких условиях?
Вопрос: Являются ли современные нашиды дозволенными видео клипами?Разве это не подобно обычным песням кафиров? Дозволены ли видеоклипы, в которых присутствуют женщины, раcкрашенные косметикой и показывающие их лица и руки, так же много звуковых эффектов и мужчин без бород. Можно ли ли все этого показывать? Пожалуйста ответьте в деталях.Да вознаградит вас Аллах! Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых:
Нашиды изменились из того, чем они были в начале. К сожалению, нашиды и муншиды (исполнители нашидов) опустились до этого уровня. Если нашиды когда-то носили смысл имана, джихада и знания, то теперь – во многих случаях – они стали подобны песням распутников: смягченные голоса, изображения муншидов на обложках кассет, создание видео клипов, сопровождающих нашиды, которые содержат харам, такие как присутствие женщин или порочных людей, использование музыкальных инструментов.
Лучшими из них в настоящее время являются те, в которых используются звуковые эффекты, имитирующие звуки музыкальных инструментов. Никакого внимания не уделяется смыслу, скорее все внимание сосредоточено на мелодии и других звуковых эффектах. Иначе скажите мне, как муншид может исполнять нашид на английском языке, который [арабские] слушатели любят слушать так много, даже при том, что они не понимают ни одного слова из него?!
Нашиды вытеснили другие виды образовательного и полезного аудио материала, и «нашид-группы» распространились в мусульманском мире. Эти группы не смущаются печатать фотографии своих групп в газетах и журналах, в одинаковых одеждах, и с выбритыми лицами, что свидетельствует об их противоречии руководству Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Некоторые чтецы Корана, которых Аллах благословил красивыми голосами и талантом в чтении, заставляющие слушателей плакать, последовали за ними. Некоторые из них очень захотели идти по этому пути и выпустили записи, не подобающие их статусу. Таким образом, вы можете найти одного из них записывающимся в обществе чисто выбритых бесспутников (фуссаакъ), с изображениями женщин, появляющихся в видео клипах с нашидами. Камера увеличивает изображение лица муншида, когда он смотрится наилучшим образом, и он смотрит проникновенно в камеру и ведет себя как поп певец.
Мы не преувеличиваем, и мы не говорим о вещах, которые не случаются. Эти муншиды, которые публикуют свои фотографии и номера мобильных телефонов, знают, что женщины соблазняются ими, и они знают какое влияние их движения, взгляды и изображения имеют на слабую часть человечества. К сожалению мы только наблюдаем, как производство этих нашидов с изображениями становится все больше.
Поэтому некоторые из известных Шейхов, которые разрешали нашиды, сначала были расстроены тем, чем нашиды и муншиды стали – и это было прежде, чем они узнали о видео клипах – так, что они отрекались от мнения, что это допустимо, или определили условия для того, чтобы говорить о дозволенности нашидов. Среди этих Шейхов: Мухаммад ибн Салих аль-’Усаймин (да помилует его Аллах).
1. Он сказал: «Я думаю, что исламские нашиды изменились из того, чем они были прежде. Они произносились голосами, которые не были очаровательны, но теперь их поют очаровывающими голосами, и они также сопровождаются грехом и развращающими мелодиями, и говорят, что они сопровождаются дафами *, и все это означает, что нужно держаться подальше от этих нашидов. Но если человек приходит к нам и поет нашид, у которого есть смысл, и который не включает глупости, и использует только свой голос, без музыкальных инструментов, – в этом нет ничего плохого. Хассан ибн Сабит читал стихи в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха).” Дурус ва Фатава аль-Харам аль-Мадани, 1416 г.х., вопрос номер 18.
2. Он (да помилует его Аллах) также сказал: «Было много разговоров об исламских нашидах. Я не слушал их в течение долгого времени. Когда они только пявились, не было ничего неправильно в них. Не было никаких барабанов, и они исполнялись в манере, которая не вовлекала фитну, и они не были выполнены с мелодиями харам песен. Но потом они изменились, и мы начали слышать ритм, который, возможно, был барабаном (даф), или это, возможно, было что-то другое, и они начали выбирать исполнителей с красивыми и очаровывающими голосами, затем они изменились далее и начали исполняться в манере харам песен. Поэтому мы начали испытывать трудности с ними, и неспособными издавать однозначные фатвы, что они допустимы во всех случаях, или что они запрещены во всех случаях. Если они свободны от того, что я упомянул выше, они допустимы, но если они сопровождаются барабаном (даф), или выбраны исполнители с красивыми и очаровательными голосами, или они выполнены в манере неприличных песен, то не допустимо слушать их.” Сахва аль-Исламия (стр. 185).
3. Шейх Салих аль-Фавзан (да помилует его Аллах) сказал: «Что касается того, что называют исламскими нашидами, им посвящено больше времени и усилий, чем они заслуживают, до такой степени, что они стали видом искусства, который занимает место в школьных учебных программах и мероприятиях, и компании звукозаписи записывают их в огромных количествах, для продажи и распространения, и большинство домов полно ими, и много молодых людей и женщин слушают их, и это занимает много их времени, и они слушают их больше, чем записи Корана, Сунны, лекций и полезных уроков.” Аль-Байан Ахта’ Ба’д аль-Куттаб (стр. 342).
4. Шейх аль-Албани (да помилует его Аллах) сказал: «Я помню очень хорошо, когда я был в Дамаске, за два года до моей хиджры сюда, в Амман, часть мусульманской молодежи начала петь нашиды, намереваясь таким образом противодействовать песням суфиев, как стихи Бусайри и другие, и они сделали запись этого на кассетах, но скоро они стали сопровождаться ударами в дафы! Сначала они использовали это на торжествах по случаю бракосочетания, на основании того, что даф допустим в таких случаях. Затем кассеты получили широкое распространенние, было сделано много копий, и их начали использовать во многих домах, и они начали слушать их день и ночь, был ли (подходящий) случай или нет. Это стало их способом расслабиться. И все это благодаря своим прихотям и желаниям и незнанию ими уловок шайтана, который таким образом отклонил их от уделения внимания Корану и слушания его, не говоря уже об изучении его, и они оставили его, как говорится в аяте: «Посланник [в тот день] скажет: «Господи! Воистину, мой народ отверг Коран». (не слушая его, не действуя согласно его законам и учению)’»” [аль-Фуркъан 25:30]. Тахрим Аалаат ат-Тарб (стр. 181, 182).
Прискорбно, что некоторые из тех, кто позволяет себе издавать фетвы, дошли до того, что они позволяют взрослым женщинам исполнять нашиды перед мужчинами, и даже на спутниковых каналах, перед миллионами, и эти исполнительницы используют музыкальные инструменты, которые запрещены Шариатом, но разрешены этими, так называемыми, муфтиями.
Во-вторых: Принципы и условия допустимости нашидов следующие:
Изучая слова ученых и заслуживающего доверия Шейхов, мы можем составить список принципов и шариатских условий, которые должны быть выполнены для нашидов, чтобы они могли быть дозволенными. Это включает:
1. Нашиды не должны содержать харам и неразумные слова.
2. Нашиды не должны сопровождаться музыкальными инструментами. Никакой музыкальный инструмент не разрешен, кроме дафа для женщин, в определенных случаях. См. ответ, на вопрос номер 20406.
3. Они должны быть свободны от звуковых эффектов, которые подражают музыкальным инструментам, поскольку (в шариате) берется в расчет как явное, так последствия этого, и подражать харам инструментам не допустимо, особенно когда эффект тот же, что и при применении реальных инструментов.
4. Слушание нашидов не должно стать привычкой, которая занимает время человека и затрагивает его обязанности и мустахаб (желательные) действия, такие как чтение Корана и призыв других к Аллаху.
5. Исполнитель нашидов не должна быть женщиной, выступающей перед мужчинами, или человеком с очаровательной внешностью или голосом, выступающим перед женщинами.
6. Нужно избегать слушать исполнителей с мягкими голосами, которые двигают их телами в ритме, потому что во всем этом есть фитна, и это – имитация нечечтивцев (фуссаакъ).
7. Нужно избегать изображений на обложках кассет, и т.д., нужно избегать видео клипов, которые сопровождают их нашиды, особенно те, которые содержат провокационные движения и имитации безнравственных певцов.
8. Целью нашида должны быть слова, а не мелодия.
Далее приводятся некоторые комментарии ученых, которые включают принципы и условия, упомянутые выше.
1. Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Подводя итог: хорошо известно в исламской религии является, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не предписывал для праведников, посвятивших себя поклонению (‘абид) и аскетов его уммы собираться, чтобы слушать поэтические стихи, читаемые в сопровождении хлопания или биения в даф. Не допустимо ни для кого отклониться от следования за ним и сдедования того, что он принес из Книги и мудрости, имеет ли это отношение к внутренним или внешним делам, как для обычного человека, так и для члена элиты. Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал уступки, позволяющие некоторые виды развлечения на свадьбах и т.п., и он позволил женщинам бить в даф во время свадеб и других празднований.
Что касается мужчин его времени, ни один из них не имел обыкновение бить в даф или хлопать, скорее доказано в ас-Сахих, что он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хлопание – для женщин, и тасбих – для мужчин”, и он проклял женщин, которые подражают мужчинам и мужчин, которые подражают женщинам.
Пение, отбивая даф и хлопание являются вещами, которые делают женщины: салафы называли человека, который делал подобное женоподобными, и они называли поющих мужчин женоподобными, и это известно из их высказываний”. Маджму’ аль-Фатава (11/565, 566).
2. Шейх Абд аль-Азиз ибн Бааз (да помилует его Аллах) сказал: «Исламские нашиды разные. Если они непорочны и содержат только призыв людей к хорошему, и напоминание им хорошего, и повиновение Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), и призыв к людям защитить свою родину от заговоров врага, и подготовку к противостоянию с врагом и так далее, нет ничего неправильно в этом. Но если они – нечто другое, и они распространяют грех и исполняются перед смешанными зрителями мужчин и женщин, или зрителями, в которых женщины раскрыты в присутствии мужчин, или любого другого нечестивого действия, тогда не допустимо слушать их.» Маджму’ Фатава аль-Шэйх Ибн Бааз (3/437).
3. Он также сказал (да смилуется над ним Аллах): «Исламские нашиды подобны поэзии: если они непорочные (салиим), тогда они являются хорошими, и если в них есть что-нибудь порицаемое (мункар), тогда они являются порицаемыми.
Дело в том, что вы не можете вынести одно решение для всех видов нашидов, скорее каждый должен быть исследован в отдельности. Нет ничего неправильного в хороших нашидах, но нашиды, которые содержат что-нибудь порицаемое или призывают к порицаемому, являются порицаемыми.” Шарит асъиля ва аджваба аль-Джами’ аль-Кабир (номер 90/A).
4. Ученые Постоянного комитета по изданию фетв сказали: «Ты можешь заменить эти песни исламскими нашидами, которые содержат слова мудрости и увещевания, и уроками, которые помагают сосредоточиться на следовании Исламу и вызывают исламские чувства, которые помагают избегать зло и вещи, которые способствуют этому злу, и которые мотивируют их исполнителей и слушателей, чтобы повиноваться Аллаху, и препятствуут неповиновению Ему или нарушению Его пределов; они побуждают к защите Его шариата и к джихаду на Его пути. Но ты не должен взять это в привычку, скорее это должно быть из того, что делается только иногда, в специальных случаях, таких как свадьбы или при путешествии для джихада и так далее, и когда кто-нибудь чувствует себя угнетенным, чтобы восстановить дух и заставить себя делать благое, или когда чувствует себя склонным к плохому, таким образом слушая такой нашид он может противодействовать этому.” Фатава Исламиййа (4/533).
5. Шейх аль-Албани (да помилует его Аллах) сказал: «В этом [то есть, в нашидах] может быть и другой грех, – это то, что они могут быть похожи на безнравственные песни и исполняться по стандартам восточной или западной музыки, которая заставляет слушателей наслаждаться ими и заставляет их танцевать и вести себя глупо. Таким образом, целью становится мелодия и удовольствие от этого, а не нашид как таковой. Это – новая ошибка, и это – имитация кафиров и безнравственных людей. Это может привести к дальнейшей ошибке, которая заключается в подражании им в отворачивании от Корана и оставлении его, и входит в общий смысл жалобы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку Аллх говорит (интерпретация смысла): «Посланник [в тот день] скажет: «Господи! Воистину, мой народ отверг Коран»» ” [аль-Фуркъан 25:30]. Конец цитаты из Тахрим Аалаат ат-Тарб (стр. 181).
6. Он также сказал: «Если эти нашиды содержат исламские значения и не сопровождаются никакими инструментами, такими как даф, барабан Табла и т.п., то нет ничего неправильно в них, но мы должны указать на важное условие того, чтобы они были дозволенными, которое заключается в том, что они должны быть свободными от чего-нибудь, что идет против Шариата, такого как чрезмерность и т.п.. Затем, есть другое условие, что они не должны стать привычкой, потому что это отвлекает слушателей от чтения Корана, что поощрено в Сунне, и это также отвлекает их от поиска полезного знания и призыва людей к к Аллаху.» Маджаллат аль-Асала (Выпуск № 2., 15 Джумада аль-Ахира 1413 года хиджры).
7. В ответе на вопрос номер 11563 мы коснулись много правил, которые мы упомянем так же здесь, потому что они полезны:
— Не использовать в нашидах запрещенные музыкальные инструменты.
— Не слушать нашиды слишком часто или делать из этого основной род занятий, занимая все свое время, или пренебрегая из-за них ваджиб обязанностями.
— Нашиды не должны быть исполнены женщинами, или включать харам или непристойную речь.
— Они не должны напомнать мелодии безнравственных и развратных людей.
— В них не должно быть вокальных эффектов, имитирующие звучание музыкальных инструментов.
— У них не должно быть увлекательных мелодий, которые вызывают у слушателя «кайф», как услучается с теми, кто слушает песни. Так обстоит дело со многими нашидами, которые появляются в настоящее время, так, чтобы слушатели больше не обратили внимания на хорошее значение слов, потому что они слишком очарованы мелодиями.
У нас слишком высокое мнение о наших братьях, которые исполняют нашиды и декламируют Коран, чтобы полагать, что они могут быть причиной фитны для молодых людей и женщин, и причиной отвлечения от повиновения Аллаху. Они знают, какакой большой эффект их голоса и изображения могут иметь на мужчинах и женщинах. Если вы зайдете в комнаты дискуссий (чаты), то вы увидите удивительные вещи. Вы увидите женщину, которая увлечена муншидом, или того, кто не может спать, если не послушает вокал такого-то и такого-то, и те, кто называет себя ‘ашикъат фулян (любитель такого-то и такого-то муншида), и вы увидите, что мужчины и женщины благоговолят этих муншидов, давая им звания и высокий статус, даже при том, что некоторые из них не известны религиозностью, и некоторые из них попали в ловушку исполнения безнравственных песен. И если вы зайдете на некоторые вебсайты, на которых есть эти нашиды, вы будете удивлены тем, как часто эти нашиды скачиваются, и что у многих людей нет никакого интереса к слушанию Корана и полезных лекций. Мы просим Аллаха исправить наши дела. И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид
Фатва № 91142, Islam Q&A
Войдите в ОК
Можно ли слушать нашиды с музыкой ❓❓❓🎶🎶
В последнее время было распространено такое явление, как нашиды с музыкой. Появилось много споров о дозволенности их, и в итоге пришли к единогласному мнению о запрете нашидов, исполнение которых сопровождается игрой на музыкальных инструментах. Действительно на первый взгляд, может показаться, что в этом ничего такого нет, ведь они призывают к благому, но, с другой стороны, мы позабыли веления Господа, и, воистину, нет другого верного мнения, которое бы шло вразрез велениям Творца.
Разбирая этот вопрос, можно поделить его на две части: «Нашид» и «Музыка». Сам по себе нашид – восхваление Пророка (мир ему и благословение), сказание о нём – является благим и очень похвальным делом, ведь, как известно, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прибыл в Медину, дети, мужчины, женщины – все стали исполнять красивые песнопения в адрес лучшего творения, выражая свою любовь к нему и радость от встречи с ним.
Всё бы хорошо, вот только нашид стали сопровождать запретные в Шариате музыкальные инструменты, такие как барабан, скрипка, гитара, флейта, лютня, мандолина, фисгармония, фортепиано и т. д., использование их недопустимо в любых ситуациях. И мы должны понимать, что в любом запрете Господа нашего есть особая мудрость. Об этом также свидетельствуют учёные-психологи, отрицательно отзывающиеся о влиянии музыки на человека, к примеру, даже спокойная музыка учащает сердцебиение, рок-музыка же ещё сильнее заставляет биться его.
Доводов в Исламе к запрету музыки не малое количество. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Среди людей есть такие, кто покупает ложь, чтобы сбить (людей) с пути Аллаха, и насмехается над религией. Им уготовано унизительное наказание. » (сура «Лукман»).
Также было ниспослано множество хадисов, запрещающих музыку и игру на музыкальных инструментах.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Скоро в моей умме появятся люди, которые будут употреблять алкоголь – они станут называть его иначе (считая это дозволенным); а над их головами будут играть музыкальные инструменты и петь песни. Аллах сделает так, что земля поглотит их и превратит в обезьян и свиней» («Сахих ибн Хиббана и сунан ибн Маджа»).
Также есть аналогичный хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который гласит: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля и как другие превратятся в животных и попадут под дождь из камней». Тогда один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха, когда это произойдёт?», на что он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным» (Сунан ат-Тирмизи ибн Маджа).
Уважаемые братья и сёстры, эти хадисы чётко указывают нам на запретность использования музыкальных инструментов, прослушивания музыки и тому подобного. Кто, как не Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его Творец, будет заботиться о нас и нашей сохранности от бед и страданий. Необходимо постараться понять суть всего сказанного и больше размышлять, дабы сделать правильный ответственный выбор в пользу света, милосердия и добра.
Посланник Аллах (мир ему и благословение) сказал: «Песня способствует росту лицемерия в сердце, как вода росту травы» (Сунан аль- Байхаки). Воистину, это премудрые слова нашего любимца, которым нет цены.
Есть ещё не мало высказываний Пророка (мир ему и благословение) о запрете музыки, но мы лишь ограничимся этим, ибо разумному достаточно намёка.
Следует отметить, если в нашиде используются такие музыкальные инструменты, как бубен или бамбук, в этом нет ничего плохого, ибо они не запретны.
Какой бы смысл не нёс в себе нашид, он становимся греховным, запретным по Шариату для уха, если его сопровождает звучание музыки. 🎵🎵🎵🚫🚫🚫
Да поможет Всевышний нам отдалиться от запретного, понять суть религии, и да сделает Он нашу земную жизнь достойной и местом вечного пребывания – Рай Фирдавс. Амин.✔
Нашид можно ли слушать христианам
Опираясь на этот аят учитель Ибн Хаджара хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Петь и слушать песни является порицаемым делом, даже если они не сопровождаются музыкальными инструментами”. См. “Файдуль-Къадир” 6/128.
Шейх Ибн Баз, опровергая довод некоторых, кто связывал запрет песен в данном аяте с причиной: «чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания», сказал: “Это противоречит тому, как поняли этот аят саляфы из числа сподвижников и их последователей (таби’ун)! Поистине, они опирались на этот аят в запрещении песен и музыки и предостережении от них, и не связали запрет с таким условием, а они лучше всех знают о смысле слов Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Тахримуль-агъани уаль-маляхи” 27.
Также Великий и Мудрый Аллах, давая Иблису отсрочку до Судного дня, сказал ему: «Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (аль-Исра 17: 64).
Муджахид сказал: “Голос Иблиса – это песни и пустословие!” См. “Задуль-Масир” 2/468.
Таким образом, мы видим, что запрет на пение установлен в Коране, и этому следовали саляфы нашей общины. Ибн Мас’уд говорил: “Поистине, пение взращивает в сердце лицемерие!” Ибн Абу ад-Дунья в “Замм аль-маляхи” 2/4, аль-Байхакъи 10/223.
Достоверность подтвердили Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб.
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Я ненавижу песни, но я люблю стихи”. ‘Абдур-Раззакъ 19743. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Аш-Ша’би говорил: “Аллах проклял того, кто поет и того, кому поют!” См. “Замм аль-маляхи” 55.
Имам Ибн ‘Абидин сказал: “Пение – запрещено (харам)!” См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 4/322.
Имам аль-Къуртуби передал слова ат-Табари, который сказал: “Поистине, все ученые порицали и запрещали пение, кроме тех, кто отклонился от аль-джама’а*, как Ибрахим ибн Са’д и ‘Убайдуллах аль-‘Анбари. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следуй за великой общиной», и тот, кто умрет, идя в противоречие аль-джама’а, умрет смертью времен невежества (джахилия)!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 14/56.
*[Под «аль-джама’а» в данном случае подразумевается истина. Ибн Мас’уд говорил: “Аль-Джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!” аль-Лялякаи, Ибн ‘Асакир. Иснад достоверный. См. “аль-Мишкат” 1/61, шейха аль-Альбани].
4 Отдаление от поминания Аллаха и чтения Корана.
Еще одна причина, по которой эти нашиды становятся запретными, состоит в том, что мусульмане уделяют им слишком много времени, что удаляет их от Корана и поминания Аллаха. Да упасет нас Всевышний от того, чтобы мы оказались подобны тем, о ком сказано в Коране: «И сказал посланник: “Господь мой! Поистине, народ мой забросил этот Коран”» (аль-Фуркъан 25: 30).
Имам аш-Шафи’и сказал: “Приверженцы нововведений внесли в религию ересь, которая называется «тагъбир». С помощью этого они отвращают от Корана”. Абу Ну’айм 9/136.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия о словах имама аш-Шафи’и сказал: “Это указывает на полноту познания религии имамом аш-Шафи’и. Поистине, когда сердце начинает слушать къасыды и байты (стихи) и наслаждается этим, они приводят его к неприязни слушания аятов Корана. Слушание аятов Милостивого они заменяют на слушание слов шайтана”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/532.
Обратите внимание на то, что шейхуль-Ислам упомянул о стихах, которые в своей основе являются дозволенными, а что же тогда можно сказать об увлечении нашидами!
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если кто-то привыкает к пению, то непременно в его сердце незаметно проникает лицемерие. Но если бы человек знал сущность лицемерия, он замечал бы его в своем сердце. Когда совмещаются вместе в одном сердце любовь к пению и любовь к Корану, то непременно одна любовь вытесняет другую. Мы видели, как труден Коран для любителей пения, как недовольны они им, и как они не получают пользу от его чтения. Их сердца при этом остаются безучастными. Однако, услышав пение, оно настолько завораживает их, что они с радостью готовы слушать его до поздней ночи. Поэтому они предпочитают слушание песен и музыки слушанию Корана. Редко можно встретить большого любителя музыки и пения, который не был бы самым нерадивым среди людей в том, что касается молитвы, а особенно коллективной молитвы, совершаемой в мечети”. См. «Масаляту-ссама’» 57 и “Игъасату-лляхфан” 1/173.
Обратите внимание что такие нашиды распространяют в стране в которой день и ночь говорят о единобожие, и мусульмане не понимая напивают нашиды в которых ширк. А что сказать о нашидах суфистов и шиитов, и прочих заблудших? Сколько там ширка, новшеств и заблуждений поется? И мусульманин хочет не хочет прослушивая эти песни начинает напевать их, и быть может напевает что то из многобожия или неверия.
Слова имама Малика и имама Шафии о некоторых дейяниях суфистов.
Смех Имама Малика когда ему рассказали о действиях суфистов.
Рассказывает АбдуЛлах ибн Юсуф (один из присутствующих в тот день у Имама Малика): «Мы были у Малика ибн Анаса, и сказал ему один пришедший из народа Насибин (деревня на берегу реки Ефрат); «О абу (отец) АбдуЛлах (Имам Малик, у него был сын АбдуЛЛах), у нас есть люди, сказано о них Суфии, едят много, а когда поедят, берутся за распев къасыд (поэм стихотворных), а потом начинают делать телодвижения вроде танцев».
Сказал Малик: «Они маджнуны (дураки)?» тот ответил: «Нет», сказал Малик: «Они дети?», тот ответил: «Нет, они взрослые (шейхи), разумные».
Сказал Малик: «Я не слышал, чтоб кто нибудь из ахлю (приверженцев) Ислама, делал подобное».
Продолжил этот мужчина: «Да они объедаются, потом распевают къасыды, потом встают и начинают танцевать, и некоторые из них бьют себя по голове по щекам».
И засмеялся Имам Малик, встал и пошел к себе комнату. И сказали после друзья и ученики Малика этому мужчине: «Мы находимся возле Имама около 30 лет, и мы не видели его таким смеющимся как сегодня»».
Источник: Книга известного ученого Кадъия Йяда «Тартиб аль-Мадарик» том-2 стр. 54.
Отведение некоторых сомнений.
Среди сомнений, сеемых со стороны любителей современных нашидов, это уподобление их нашидам, которые произносились во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Увидев некоторые хадисы и сообщения от сподвижников, в которых упоминается глагол «нашада», они говорят о том, что в этом доказательство на дозволенность нашидов.
На самом же деле это является подменой понятий. Это все равно, что кто-то скажет, что Всевышний Аллах в Коране более чем 1400 лет назад упомянул об автомобиле (сайяра), и процитирует аят, в котором сказано: «Когда прибыл караван (сайяра), они послали водоноса принести воды» (Юсуф 12: 19).
Дело в том, что слово «ан-нашид» в арабском языке означает «стих» или «чтение стиха повышенным голосом»*. См. “Лисануль-’араб” 13/256, “Му’джам аль-макъаис фи-ллюгъа” 1028, “аль-Къамус аль-мухит” 411.
*[У арабов, как во времена джахилийи, так и после Ислама поэзия была сильно развита. Они соревновались между собой не только в формах стихов (рифма, слог), но и очень большое внимание уделяли значению слов, их красоте и редкости. И когда кто-либо из поэтов декламировал стихи, иногда добавлялся «иншад» для того, чтобы смысл стиха произвел еще более сильное впечатление на слушателей. Таким образом «иншад» был предназначен для осознания смысла стиха. Но если человек даже не понимает арабского языка, что он возьмет из иншада?! Только наблюдение за красотой непонятных для него слов, их мелодичностью и распевом?]
Но разве мелодичное распевание нашидов наших дней подобно чтению стихов?!
Необходимо смотреть на то, что именно подразумевается под тем или иным словом в действительности и что подразумевают под этим словом некоторые люди! Имам аль-Музани говорил: “Тот, кто ошибся в названии, не подобен тому, кто ошибся в значении. Ошибка в значении хуже!” См. “Шарху альфаз ас-саляф” 223.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал нас о появлении подмены понятий, сказав: «Люди моей общины будут пить вино, и называть его другим именем». Ахмад, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5453.
Ведь таким способом можно изменить положение многих запретных вещей, например, наркотиков, назвав их тоником, поднимающим настроение и т.д.
Такой прием как подмена понятий вещь не новая. Так, например, хафиз Ибн Хаджар писал, что приводя в доказательство вид пения аль-хида*, некоторые люди впали в излишество и дозволили любой вид песен и даже сопровождаемый музыкой! См. “Фатхуль-Бари” 10/538.
*[Аль-Хида – чтение стихов, которыми в пути подгоняли верблюдов].
Что касается пения (аль-гъина), сопровождаемого мелодичным распеванием (ляхн), то мы уже приводили доказательство того, что это запрещено, даже если сами песни не сопровождаются музыкой и содержат в себе благой смысл!
В дополнение тому, что было уже сказано об этом, можно привести еще некоторые высказывания признанных имамов нашей общины, дабы читатель лучше понял этот вопрос. Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики, живший около восьмисот лет назад, говорил: “Поистине, стихи становятся запретными песнями, когда читаются нараспев!” См. “аль-Мадхаль” 3/106.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Есть вид пения (аль-гъина), который ученые разрешили, и относительно которого есть сообщения от саляфов. Это то, что именуется пением погонщиков «ан-насаб» и «аль-хида». И относительно дозволенности такого пения не было разногласий среди ученых. Что же касается пения, которое ученые запретили, то это пение путем разделения букв алфавита, что портит стихотворный размер, и напевание с целью придания мелодичности, выходя за обычай арабов. Доказательством тому, о чем мы говорим, является то, что ученые, дозволившие вид пения как «ан-насаб» и «аль-хида» запретили этот вид пения!” См. “ат-Тамхид” 10/209.
В этом содержится одно из самых сильных опровержений тем, кто дозволяет нашиды, опираясь на то, что раз они не сопровождаются музыкой, то значит, они дозволены!
О том, как распевание стихов становится запретными песнями, также прекрасно разъяснил шейх Ибн аль-Къайим в своей известной книге «Масаляту-ссама’» 270-271.
Также из числа сеемых сомнений относительно современных нашидов, это подборка 6 фетв ученых, которые собрал некий Али ибн Мухаммад аль-Даб’ан. И поразительно то, что на многочисленных арабских интернет-форумах сторонники дозволенности нашидов цитируют эти же фатауа. Подобное произошло и на одном из российских сайтов, где некий человек, до конца не изучив данный вопрос, последовал за этими форумчанами, взяв эти же фатауа и понеся их дальше. Однако поразительно то, что эти люди полагают, что в этих фатауах ученых содержится указание на дозволенность нашидов, если в них нет сопровождение музыки и их смысл благой, тогда как на самом деле в них упоминаются условия, которым не соответствуют нашиды наших дней!
Они полагают, что в этом вопросе есть разногласие среди ученых, тогда как на самом деле среди ученых нет разногласий относительно нашидов, а разногласия создают лишь те, кто не обладает знанием и не понимает слов ученых или же не желает понимать!
На самом же деле эти 6 фетв никак не противоречат нашей статье, а наоборот только укрепляют ее. И тот, кто внимательно прочтет нашу первую статью, а затем эти шесть фетв, без предисловия самого переводчика, тот прекрасно поймет, о чем идет речь.
Начнем с фатуа Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом, которое приводится в списке этой подборки. Удивляет одна вещь, а это то, что данное фатуа Постоянного комитета под номером № 3259, 1400 года по хиджре, а это 29 лет назад!
Разве 29 лет назад нашиды были подобны сегодняшним, под которые подгоняется эта фатуа?! Разве тогда существовали студии, подобные нынешним, и компьютеры, на которых записываются нашиды, и в которые добавляется хор, фоновые голосовые сопровождения, которые мало чем отличаются от звуков музыкальных инструментов?! И даже в самой фатуа Постоянного комитета упоминается то, о чем мы говорим, а это сравнение нашидов со стихами времен сподвижников. И это видно каждому, кто обладает разумом и стремится к истине! В этой же фатуа сказано: «Но они (сподвижники) также использовали анашиды и напевы стихов (хида), как в битве у рва, строительстве мечети, или когда выходили на джихад».
Так же обстоит и со словами шейха Ибн База: «Исламские анашиды различны, и если они нормальные и нет в них ничего, кроме призыва к благу и напоминания о нем, а также подчинения Аллаху и посланнику Его, призыва к защите родины от козней врагов, а также к подготовке против врагов и тому подобного, то в этом нет ничего предосудительного. Но если в них что-то иное, как призыв к грехам и совместному пребыванию мужчин с женщинами, чтобы они открывались друг перед другом, или любое другое нечестие, то в этом случае их запрещено слушать» См. “Маджму’у фатауа уа макъалят мутанауа’а” 3/437.
Однако дело в том, что шейх Ибн Баз говорит о нашидах в их истинном языковом значении, а не в современном, он говорит о нашидах, подобных стихам, а не западным песням! Доказательством этому являются слова самого шейха Ибн База, который говорит: “Вопрос исламских нашидов нуждается в разъяснении. Нельзя ответить на это однозначно! Любой стих или нашид, называется он исламским или нет, должен быть лишен всего, что противоречит пречистому шариату! Если они благие, как восхваляющие благой нрав и щедрость, побуждающие к джихаду на пути Аллаха, побуждающие к искренности ради Аллаха, благочестию к родителям, к благому отношению к соседям и т.п. и нет в них ничего противоречащего шариату, то нет в них проблем. Это как слова аш-Шафи’и о стихах: «Хорошие из них являются хорошими, а скверные – скверными!» А пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, и в стихах есть мудрость» аль-Бухари 2/426”.
Таким образом становится ясно, о каких нашидах говорит шейх Ибн Баз, сравнивающий их со стихами и делающий условием их дозволенности отсутствие всего, что противоречит шариату!
Он также продолжил: “Каждый нашид необходимо возвращать к обладающим знанием, или группе обладающих знанием, которые будут изучать их и говорить, что они дозволены. Не следует принимать эти нашиды от всех подряд, необходимо смотреть на них ученым!” Сл. “Асиля уа аджуиба аль-джами’ аль-кабир” № 90 сторона А.
Приписывание же шейху Ибн Базу дозволения нашидов, подобных песням (аль-гъина), является возведением на него лжи, поскольку его мнение относительно музыки и песен хорошо известно из его работ по этой теме. См. «Тахримуль-агъани уаль-маляхи».
Что же касается слов шейха Ибн ‘Усаймина, то они и вовсе не нуждаются в пояснении! И все же еще раз вчитаемся в них. Он говорил: “По вопросу нашидов было сказано много, но я давно не слышал их. Когда они только появились, в них не было ничего плохого, не было бубнов, и никакой смуты, и они не были подобны запретным песням. Но потом они развились, и сейчас мы слышим звуки, подобные барабану, хотя может быть это и не барабан. Также стали использовать в них красивые искушающие голоса*. Затем они развились дальше и стали походить на запретные песни. Поэтому относительно них (нашидов) в моей душе возникла тревога. И никто из людей не имеет права давать фатуа о том, что все нашиды разрешены; и никто не имеет права давать фатуа, что все они запрещены. И если в них нет того, о чем я упоминал, то они дозволены. Однако если в них присутствует бубен, используются красивые голоса, вызывающие смуту, или распеваются как песни, то их нельзя слушать”. См. “ас-Сахуатуль-ислямия” 185.
*[Многие люди не осознают опасность голоса. Несмотря на то, что голоса, как мужчин, так и женщин (что является наиболее сильным мнением) не являются ауратом, искушение голосами друг для друга велико! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Поистине, голос имеет большое влияние на души, приводя к радости или грусти, гневу или страху и т.п.! К этому также относится и воздействие голосом на детей и животных. Чем слабее существо, тем сильнее на него влияет голос. Так, например, воздействие на женщин голосом, сильнее, чем воздействие на мужчин, так же как воздействие на детей сильнее, чем на взрослых, а воздействие на животных сильнее, чем на людей. Все это указывает на то, что сила воздействия голоса зависит от слабости разума. И какая бы похвала не была в этом воздействии, обязательно порицания в этом больше!” См. “аль-Истикъама” 1/373].
В этих словах шейха Ибн ‘Усаймина как раз содержится опровержение сторонникам дозволенности нашидов.
Во-первых, шейх Ибн ‘Усаймин упомянул о распевании нашидов словно песен, что сделал причиной запрета. Так пусть же тот, кто перевел эту подборку фетв ученых на русский язык, и его сторонники укажут нам на нашиды, которые они слушают. Пусть укажут на нашиды, в которых нет распева и которые подобны стихам!
Во-вторых, шейх Ибн ‘Усаймин упоминает о красивых и соблазнительных голосах. Как раз современные нашиды поются искушающими голосами.
Таким образом, нам становится ясно, о каких нашидах говорили эти ученые. Они говорили о нашидах, похожих на стихи, а не о нашидах наших дней, подобных порочным западным песням!
Нет никаких сомнений в том, что использование этих фетв для дозволения всего, что именуется нашидами, является уловкой и обманом, независимо от того было это сделано сознательно или нет. Но если это делается сознательно, грех поступающих подобным образом является особо тяжким!
И мы не знаем, отдает ли себе отчет переводчик этих фетв в том, что мусульмане, являющиеся страстными любителями нашидов, ссылаясь на него, будут слушать все, что в наши дни именуется нашидом и все то, что еще выйдет на свет под этим именем, что уже и происходит. А довод у них примерно следующий: «Относительно нашидов среди ученых есть разногласие, но некоторые ученые, как Ибн Баз дозволяли нашиды!»
Несомненно, переводчик подборки этих фетв может сказать, что в этом его вины нет, и что он не утверждал о том, что любые нашиды дозволены, и он никак не комментировал слова ученых. Но это его не оправдывает, поскольку эти слова ученых не выражали «вторую сторону», как он заявил, и никоим образом не противоречили нашей работе о нашидах, поскольку мы упоминали о тех же условиях дозволенности, что и они! И для многих неважно, что по сути, эти фатауа ничего не опровергали, главное то, что их привели под заголовком о дозволенности нашидов, или точнее в статье опровержения тем, кто их запрещает.
Также необходимо упомянуть еще об одном распространенном среди несведущих мусульман поступке, а это аргументация разногласием ученых. Некоторые люди зачастую приводят противоречащие друг другу мнения ученых, без упоминания их доказательств, что приводит к тому, что мусульмане выбирают то из мнений, что соответствует их страстям, даже если оно слабое и не имеющее под собой основы!
Даже если в вопросе о положении нашидов было бы разногласие среди ученых, истина все равно одна, как в этом, так и в остальных противоречивых вопросах! Ибн аль-Къайим говорил: “Истина перед Аллахом только одна, а все помимо этого является ошибкой! И если бы все противоречивые слова были бы правильными, то Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) не запретили бы разногласия и не порицали бы это!” См. “Мухтасар ас-Сауа’икъ” 176.
Но хвала Аллаху, как говорили саляфы: «Поистине, разногласие людей относительно истины не указывает на то, что в самой истине есть разногласия!» См. “аль-Инсаф” 27.
Да станет известно каждому, что практически нет таких вопросов, в которых не было бы разногласий, будь это вопросы основ, фикъха или иджтихада! Даже при наличии прямого текста из Корана и Сунны есть разногласие среди ученых, причин чему может быть много. И разногласия не являются чем-то хорошим. Всевышний Аллах сказал: «Однако они не перестают разногласить, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. И для этого Он сотворил их!» (Худ 118-119).
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз сказал: “Те, кто находится под милостью Аллаха, созданы для того, чтобы они не разногласили”. См. “Ахкамуль-Къуран” 3/1072.
Ибн Мас’уд говорил: «Разногласие – это зло!» Абу Дауд 1960. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Как же разногласие может быть чем-то хорошим, если обратное говорит Коран и слова сподвижников?!
Всевышний Аллах также сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).
Имам аль-Музани сказал: “Аллах высказал порицание разногласию и повелел при разногласии возвращаться к Корану и Сунне. И если бы разногласие было из религии, то Аллах не порицал бы это. И если бы споры были из Его мудрости, то Он не повелел бы при этом возвращаться к Корану и Сунне”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/910.
Всевышний Аллах также сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем множество разногласий» (ан-Ниса 4: 82).
Имам Ибн Хазм сказал: “Аллах указал на то, что разногласие не от Него. Разногласие существует в бытие лишь по воле Всевышнего, как существует неверие и прочие грехи”. См. “аль-Ихкам” 5/64.
Что же касается хадиса: «Разногласие моей общины – милость», то он является выдуманным, не имеющим под собой никакой основы, как сказал это имам ас-Субки. См. также “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 58, 61.
Однако среди разногласий есть приемлемые и неприемлемые, не все они одинаковы, но в любом случае даже в приемлемом разногласии истина одна!
Разногласия существуют как испытания, о чем сказал Ибн Хазм, и имеют свое предназначение. Прекрасно разъяснил мудрость существования разногласий имам аль-Хаттаби: “Если бы не было разногласий, и каждая вещь была бы названа своим именем – дозволенным или запретным, то не было бы испытания! Исчезло бы проявление усердия в достижении истины, все люди были бы равны между собой, а достоинство ученых пропало!” См. “А’лямуль-хадис” 1/218.
Однако пусть знает каждый, у кого есть разум и стремление к истине, что разногласие не имеет никакой силы в шариате и не является доводом, кроме как у приверженцев своих страстей! Использование разногласий в каком-либо вопросе в качестве аргумента является опасной дверью. Как часто люди, говоря о том, что в том или ином вопросе есть разногласие, выбирают слабое мнение, а затем строят на нем какие-то доводы! Примером этому является мнение имама Ибн Хазма о том, что музыка не запрещена. Более того, как часто даже при наличии прямого указания из Корана или Сунны, все равно были разногласия. В пример можно привести мнение ханафитов о том, что совершеннолетняя женщина может выдать замуж саму себя, и это мнение существует и весьма распространено, несмотря на прямые и недвусмысленные хадисы, как: «Нет брака (никах) без опекуна». Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджах. См. «Сахих аль-джами’» 7555. Имамы единогласны в достоверности этого хадиса. Достаточно того, что имамы Ахмад, Яхъя ибн Ма’ин и аль-Бухари подтвердили его достоверность.
Истину сказал хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр: “Разногласие не является доводом ни у кого из известных мне факъихов уммы. Это является доводом только для того, у кого нет понимания!” См. «аль-Джами’» 2/299.
То же самое говорил и имам аль-Хаттаби. См. “А’лямуль-хадис” 3/209.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено никому в спорном вопросе использовать в качестве довода чьи-либо слова! Поистине, доводом является только текст (Коран и Сунна), единогласное мнение (аль-иджма’) и доказательства извлекаемые из этого, а не слова некоторых ученых! Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.
И это все касается того, в чем есть разногласие среди ученых, а что же можно сказать об обсуждаемом нами вопросе, когда неизвестно чтобы среди ученых ахлю-Сунна было разногласие относительно положения нашидов! Ведь никто из них не дозволял использовать нашиды в качестве призыва, поклонения или просто мелодично их распевать или петь хором! Однако в вопросах, в которых нет разногласия среди ученых, создают разногласия только невежды, у кого нет знания! Истину говорили ученые: “Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!” См. “аль-Лятаиф” 41, “Мадариджу-ссаликин” 1/454.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия о качестве приверженцев страстей говорил: “Когда они находят сомнительные (муташабих) или не совсем ясные слова ученых, они придают им ложное значение, как это сделали христиане со словами своих пророков! Они оставили ясное (мухкам) и последовали за сомнительным и неясным (муташабих)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 2/374.
Также хотелось бы напомнить, что не всегда шариатское постановление относительно того или иного вопроса обуславливается прямым текстом из Корана и Сунны. Зачастую это вытекает из общих положений шариата. А что касается «исламских нашидов», то запрет на них вытекает из многих вещей, на что имеются прямые указания из Сунны:
Во-первых, нововведение, в случае приписывания нашидов к религии, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!»
Во-вторых, уподобление неверным и приверженцам нововведений, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них».
В-третьих, мелодичное распевание, запрет, который установлен толкованием Корана сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
Фатауа ученых о нашидах.
Хотелось бы завершить и закрепить все сказанное о современных нашидах недвусмысленными словами ученых наших дней.
1 Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
Также шейх аль-Альбани в своей известной книге «Тахриму аляту-ттараб» посвященной исследованию вопроса о музыке и песнях, сказал: “У меня осталось еще одно слово, которым я хочу завершить это полезное с соизволения Аллаха послание, а это то, что касается исламских нашидов. Я говорю: из седьмого раздела стало ясно, какой вид напевания стихов дозволен, а какой нет. Так же как стало ясно, что запрещены все музыкальные инструменты, кроме бубна во время праздников (Разговения и Жертвоприношения) и только для женщин. И в этом последнем разделе стало ясно, что не дозволено приближаться к Аллаху, кроме как посредством того, что Он узаконил. Так каким же образом можно к Нему приближаться посредством того, что Он запретил?! По этой причине ученые запретили суфийские песни и в строжайшей мере порицали тех, кто это дозволял. И если читатель поразмышляет над этой важной основой, то ему станет ясно, что нет разницы между песнями суфиев и религиозными нашидами! Однако также в этом есть еще одна беда, а именно распевание (тальхин) нашидов на мотив порочных песен, подобно ритму восточных и западных мелодий, которые заставляют слушающих двигаться им в такт и пританцовывать, выводя их из их обычного состояния. И таким образом получается, что целью их прослушивания являются не сами тексты этих нашидов, а мелодичность и развлечение. И это является новым противоречием (шариату), содержащим в себе уподобление неверным и порочным людям! См. “Тахриму аляту-ттараб” 181-182.