наиболее точно логистику снабжения можно охарактеризовать как

Логистика снабжения и закупок

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и объект логистики снабжения

Логистика снабжения – это функциональная область логистики, основание логистической системы предприятия, определяющее начало и направление движения материального потока.

Логистика снабжения – система управления материальными потоками, а также сопутствующими потоками информации и финансов, назначение которой – надежно, качественно и комплексно удовлетворять потребности производства в требуемых материально-технических ресурсах в нужное время и по конкурентной цене.

Объект логистики снабжения – поток материальных ресурсов и услуг, циркулирующих в функциональном цикле снабжения. По аналогии с другими материальными потоками он представляет собой движение неких материальных субстанций, к которым применяются логистические операции, связанные с физическим перемещением в пространстве и времени материальных ресурсов в функциональном цикле снабжения.

Понятия снабжения и закупок

Существует два основных подхода к определению термина «снабжение». Первый касается тактической оперативной деятельности по организации закупочных операций, в этом плане в большей степени подходящим является термин «закупки». Второй подход касается стратегической деятельности по обеспечению предприятия необходимыми товарно-материальными ценностями. Таким образом, можно сформулировать следующие два определения.

Снабжение или закупки (в оперативном плане) – регулярные операции, связанные с закупкой товарно-материальных ценностей, необходимых для производства, и направленные на избежание дефицита.

Снабжение (в стратегическом плане) – процесс управления закупками, включающий планирование и разработку закупочных схем и методов, связи и взаимодействия с другими отделами предприятия, внешними поставщиками и подрядчиками, потребностями и запросами конечного потребителя.

Готовые работы на аналогичную тему

Функциональный цикл снабжения

Под функциональным циклом снабжения понимают промежуток времени между возникновением потребности и получением заказанной продукции. Функциональный цикл снабжения состоит из следующих этапов.

Этап 1. Определение потребности в закупаемых ресурсах

Определение потребности в ресурсах может осуществляться на основе информации о прошлых заказах, путем экстраполяции динамики потребления или нормативным методом (исходя из программы производства и норм расхода). На данном этапе также осуществляется проверка уровней запасов того или иного материального ресурса во избежание заказа избыточного количества.

Этап 2. Анализ и отбор поставщиков

На данном этапе определяются потенциальные источники поставки, то есть поставщики. Они могут быть определены на основе прошлых поставок и заключенных договоров. В случае если возникшая потребность – новая или возникла необходимость обновления структуры поставок, требуется провести анализ рынков снабжения и провести отбор новых поставщиков. Критериями выбора поставщика чаще всего выступают цена продукции, качество товара, надежность поставки.

Этап 3. Размещение заказа на поставку

На данном этапе с выбранным поставщиком (или поставщиками) заключается договор. Если это оговаривается условиями, вносится предоплата. Формируется заказ на поставку, то есть требование поставщику обеспечить отгрузку определенного количества ресурса в определенный срок в соответствии с заключенным договором.

Этап 4. Поступление продукции и контроль качества

Приняв заказ, поставщик отгружает его, товар транспортируется покупателю. Когда заказ прибывает от поставщика, осуществляется его проверка по качеству и количеству, приемка и отправка на место хранения или использования.

Источник

Стратегические аспекты логистики снабжения.

Объектная декомпозиция логистических систем

Использование общей теории систем и методологических принципов логистики предполагает декомпозицию ЛС на структурные составляющие: подсистемы, звенья, элементы, каналы, цепи и т.д. Такое разделение назовем объектной декомпозицией ЛС (рис. 3)

наиболее точно логистику снабжения можно охарактеризовать как

Объектная декомпозиция ЛС позволяет также определить структуру (состав, вид) логистической сети, канала, цепи применительно к проблеме формирования цепи поставок или логистической инфраструктуры как некоторого набора структурных единиц.

В разрезе реализации функций управления важно выделить подсистемы, звенья и элементы ЛС, за которыми должны быть закреплены материальные и финансовые ресурсы, а также определить состав и полномочия управленческого и рабочего персонала. Кроме того, объектная декомпозиция ЛС может быть эффективно использована для применения инструментов объектного моделирования и формирования адекватной информационной поддержки.

Декомпозиция логистической сети на логистические каналы и логистические цепи позволяет оптимизировать решения по формированию логистической инфраструктуры, поддерживающей процессы товародвижения с позиций корпоративной стратегии компании и наиболее полного удовлетворения требований клиентов.

Цепь поставок — 1) (объектный подход) связанная структура бизнес-единиц, объединенная отношением «поставщики — фокусная компания — потребители» в процессе создания и реализации товаров, имеющих ценность для конечного потребителя, в соответствии с требованиями рынка

Процессная декомпозиция логистических систем и SCM

Наряду с объектной декомпозицией ЛС в теории и практике логистики и SCM эффективно применяется процессный подход, когда ЛС (цепь поставок) исследуется и проектируется в виде последовательности потоков и процессов.

Цепь поставок; 2) (процессный подход) последовательность потоков и процессов, которые имеют место между различными контрагентами (звеньями) цепи и комбинируются для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Для улучшения эффективности функционирования компания должна рассматриваться не просто как сложившаяся структура, а как система взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение стратегических, тактических или оперативных целей бизнеса.

Организация бизнеса на этой основе позволяет решить ряд важнейших задач — от сокращения непроизводственных расходов и оптимизации использования ресурсов до достижения стратегического соответствия требованиям потребителей определенного сегмента рынка. С помощью моделирования бизнес-процессов и последующего контроля их параметров в информационной системе компания может точнее описать свои действия и оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней окружающей среды.

Логистический процесс — это определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, реализующая заданные на плановом периоде цели ЛС или ее сетевых (функциональных) подразделений.

Процессная декомпозиция в логистике и SCM может строиться в двух основных вариантах:

1. «ЛС» — функциональная область логистики — логистическая функция — логистическая операция.

2. Цепь поставок — ключевой бизнес-процесс — логистический бизнес-процесс — логистическая функция — логистическая операция.

Основные понятия, функции и задачи логистики снабжения.

Логистика снабжения— комплекс взаимосвязанных операций по уп­равлению материальными потоками в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

Объект логистики снабжения— материальный поток (МП) и услуги, циркулирующие в функциональном цикле снабжения.

Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой — управление материальными потоками и услуга­ми в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

В обобщенном виде цель снабжения — гарантировать, чтобы органи­зация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщи­ка, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене

задачи логистики снабжения:

· налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;

· развитие отношений с подразделениями, использующими эти мате­риалы.

Объект логистики снабжения — поток материальных ресурсов и ус­луг, циркулирующий в функциональном цикле снабжения.

функции логистики снабжения

Регулярное поступление потока материалов, комплектующих или го­товой продукции на производственные предприятия и объекты сферы рас­пределения требует выполнения определенных операций: определения потребности в материальных ресурсах; выбора источника ресур­сов; размещения и отсылки заказа; транспортировки (экспедирования); получения и проверки поставки. Все эти действия необходимы для полно­го завершения процесса снабжения.

Логистика снабжения представляет собой координацию и интеграцию видов логистической деятельности с маркетинговой и коммерческой деятельностью при обеспечении компании предметами снабжения для достижения целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.

Основными целями логистики снабжения являются:

• обеспечение производственных/сбытовых подразделений компании предметами снабжения и услугами в соответствии с их потребностями;

• создание условий для нормального функционирования компании за счет бесперебойного снабжения ее ресурсами жизнедеятельности;

• оптимизация затрат на закупки предметов снабжения в составе себестоимости/цены продукции;

• обеспечение закупки предметов снабжения и услуг, соответствующих установленным стандартам качества;

• осуществление эффективного управления поставщиками и др.

Логистика снабжения включает два функционала: управление закупками и управление поставщиками. Если в управлении закупками акцент делается на интеграцию логистической деятельности и поиск резервов снижения общих затрат, то в управлении поставщиками главную роль играют логистическая координация и развитие базы поставщиков.

Стратегические аспекты логистики снабжения.

В современных условиях одной из основных проблем отечественных предприятий является отсутствие логистических стратегий, предназначенных для интегрированного управления цепью поставок с целью оптимизации ресурсов компаний. Зарубежный опыт показывает, что ведущие мировые компании акцентируют свою деятельность на стратегической логистике, чтобы иметь возможность охватывать поставщиков, логистических посредников и потребителей.

Процесс выработки логистических стратегий должен основываться на тщательном изучении всех возможных альтернатив развития компании и заключаться в выборе приоритетных направлений деятельности, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и уровня логистического сервиса. При этом выбор стратегических направлений деятельности компаний должен смещаться от конкуренции на основе низких издержек и уникальных свойств товаров и услуг к стратегиям, основанным на близости к потребителям и формировании логистических сетей.

Снабжение играет важную роль в достижении стратегических целей компании, направленных на постоянное улучшение обслуживания потребителей, рост качества и конкурентоспособности товаров и услуг.

К основным целям логистики снабжения можно отнести:

¾ обеспечение непрерывных потоков товаров и услуг в организацию;

¾ формирование рациональной базы поставщиков;

¾ минимизацию совокупных затрат в процессе снабжения;

¾ высокого качества обслуживания потребителей.

Перечисленные цели носят, безусловно, стратегический характер, для достижения которых одной из приоритетных задач логистики снабжения становится управление внешними для компании источниками снабжения, что требует определения наиболее успешных форм взаимодействия с партнерами и выработки стратегии управления выбранными формами. Исследованиями последних лет доказано, что фирмы со стратегическим подходом к материально-техническому обеспечению имеют более высокий уровень кооперации с поставщиками.

Использование логистического потенциала в сфере стратегического планирования процессов снабжения приводит к оптимизации количественных и качественных параметров потоковых процессов. В настоящее время необходимо понимание того факта, что качественное удовлетворение требований потребителей является непременным условием выживания бизнеса. Таким образом, для возрождения лучших отечественных традиций, как в сфере снабжения, так и в логистической системе необходимо принять на вооружение концепцию стратегического планирования, которая является главной в деятельности передовых компаний.

Управление поставщиками

Управление взаимоотношениями. Осуществляется контроль за поставками. В некоторых случаях, чтобы поставки были выполнены вовремя, осуществляется экспидирование поставки

Критерии оценки поставщика:

— качество поставляемой продукции;

— качество обслуживания потребителей;

— ограничение размера заказа;

— удаленность поставщика от потребителя;

— психологический климат в коллективе;

— кредитоспособность и финансовое положение

Большинство организаций проводят мониторинг деятельности своих поставщиков, так называемый рейтинг поставщиков или рейтинг про­давцов. Часто это выполняется неформально, как субъективный анализ, но иногда компания прибегает к более сложным показателям, количест­венно измеряя каждый аспект деятельности поставщиков. Один из наиболее общих подхо­дов — составление списка важных факторов и проверка того, насколько поставщик удовлетворяет установленным стандартам по всем позициям этого списка. Например, в списке могут задаваться вопросы:

Если поставщик не удовлетворяет хотя бы одному критерию, заказчик либо обсуждает с ним способы устранения выявленного недостатка, либо ищет другие источ­ники поставок. Здесь ставится цель не заменить существующих постав­щиков, а контролировать их деятельность, выявить области, требующие совершенствования, и договориться о проведении предложенных меро­приятий по совершенствованию. И только в крайнем случае организация начинает искать новых поставщиков.

Выбор поставщика

Процесс выбора поставщика состоит из трех этапов:

1. определение списка потенциальных партнеров;

2. составление списка поставщиков, удовлетворяющих требованиям заказчика;

3. выбор надежного поставщика для размещения заказа.

При выборе должны использоваться: ·

· методики выбора поставщика;

· разные способы оценки поставщиков;

· положения о проведении всех видов конкурсных тендеров (открытого, отборочного, закрытого);

· технологии ведения переговоров;

· схемы анализа и оценки функциональных циклов и результатов выполненных закупок.

Необходимо выбрать эффективные формы поиска партнера в соответствии с принятой стратегией снабжения и определить, на какую категорию поставщиков придется ориентироваться в дальнейшем: производитель (отечественный, зарубежный), посредник, постоянный поставщик. Однако стоит учитывать, что в ходе долгосрочного сотрудничества ваша компания может оказаться зависимой от условий и цен постоянного компаньона, а потому нелишним было бы поддерживать связи с альтернативными постоянными поставщиками.

Серьезный подход к выбору поставщика позволит сократить время закупки, повысить качество поставки и процесса снабжения, что в итоге приведет к снижению общих затрат. Очень важной является также процедура принятия решения о размещении заказа. Если в компании существует положение о проведении тендера, то порядок решения этого вопроса описывается в данном положении. Во всех остальных случаях процедура выбора должна быть прописана в отдельном документе, определяющем полномочия менеджеров при осуществлении нерегламентированных закупок.

На этапе согласования оптимальных параметров поставки отдел снабжения вступает в тесное логистическое взаимодействие с транспортным отделом, производственными подразделениями, складом, финансовым отделом, группой управления запасами или отделом логистики.

Выбор поставщика.

основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:

a) объявление конкурса;

b) изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

c) посещение выставок и ярмарок;

d) переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

· удаленность поставщика от потребителя;

· сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

· наличие резервных мощностей;

· организация управления качеством у поставщика;

· психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);

· способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

· финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Методы выбора поставщика.

балльный метод – определяется наибольшее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы. Где сумма баллов максимальная, тот поставщик имеет большую значимость, чем другие;

другой подход – определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом;

расстановка приоритетов – по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка. Для этого: выбираются наиболее важные критерии оценки; выбирается метод измерения деятельности поставщика; определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.

Ведение переговоров. В результате должен быть достигнут выигрыш как для поставщика, так и для покупателя. Отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства.

Управление закупками

Основными методами закупок являются:

Основные элементы контракта.

Размеры заказов и прод-сть периода, в течение которого эти заказы выполняются, контролируются отделом материально-технического снабжения. При этом возможна корректировка графиков поставки материалов и соответствующие уточнения графиков выпуска продукции.

Значение имеет приемка продукции, удостоверяются, что поставлен материал:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *