наиболее характерной чертой особенностью искусства средневековья в западной европе можно считать
Наиболее характерной чертой особенностью искусства средневековья в западной европе можно считать
Ð Created using Figma
Vector Created using Figma Перемотка Created using Figma
Книги Created using Figma С Created using Figma Component 3 Created using Figma Ok Created using Figma Ok Created using Figma Ok Закрыть Created using Figma Закрыть Created using Figma Rectangle Created using Figma
Group Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma ��� ������� Created using Figma Eye 2 Created using Figma facebook Created using Figma Vector Created using Figma Rectangle Created using Figma facebook Created using Figma Group Created using Figma
Rectangle Created using Figma
Rectangle Created using Figma
На полный экран Created using Figma
google Created using Figma
И Created using Figma Ð˜Ð´ÐµÑ Created using Figma Vector Created using Figma
Стрелка Created using Figma Group Created using Figma
Login Created using Figma logo_black Created using Figma
Logout Created using Figma
Mail.ru Created using Figma Маркер юнита Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Vector Created using Figma Развернуть лекцию Created using Figma
Громкость (выкл) Created using Figma Стрелка Created using Figma odnoklassniki Created using Figma Ð Created using Figma
Пауза Created using Figma Пауза Created using Figma
Rectangle Created using Figma Rectangle Created using Figma Плей Created using Figma
Доп эпизоды Created using Figma
Vector Created using Figma Vector Created using Figma
rss Created using Figma Свернуть экран Created using Figma Component Created using Figma Стрелка Created using Figma ШÑринг Created using Figma
Громкость Created using Figma
СкороÑÑ‚ÑŒ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Created using Figma
telegram Created using Figma
twitter Created using Figma
Created using Figma
И Created using Figma
vk Created using Figma vk Created using Figma Я Created using Figma
Яндекс Created using Figma youtube Created using Figma
Особенности искусства Средневековья и его периодизация.
Исторические условия
В V веке началось «великое переселение народов», когда в распаде первобытнообщинного строя и при все нарастающем развитии производства бесчисленные и разнообразные племена, особенно скотоводческие — готы, вандалы, гунны и другие, — пришли в движение, захватывая новые земли в поисках новых просторов. Волнами они накатывали на Европу, одно племя теснило другое, которое в свою очередь теснило соседнее, мешавшее его движению. Они наводнили Европу, в том числе Италию и обширные римские провинции.
В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен нарождались новые народы, новые культуры. К середине V века часть Западной Римской империи была окончательно захвачена различными племенами, образовавшими там свои непрочные королевства: готами, вандалами, англосаксами, франками и бургундами.
Для ослабевшей римской цивилизации варвары явились неукротимой, разрушительной силой, и в 476 году Западная Римская империя закончила свое существование. По контрасту с организованной, упорядоченной государственной системой Рима новые хозяева Европы представляли собой полудикую стихию, они были совершенно чужды античному миру и этнически, и духовно. Но варвары именно своим «варварством», своими родовыми отношениями «омолодили» одряхлевшую европейскую цивилизацию. Они несли более мягкую по сравнению с рабовладельческой форму зависимости, феодальную, и локальную общность. Появление чувства общности и, с другой стороны, сознания права сильного, которое завоевывалось личным мужеством и отвагой, сопровождали рождение нового общества. Западная Римская империя распалась на экономически и политически самостоятельные феоды: княжества, герцогства, графства, которые еще долгое время враждовали между собой, создавали непрочные государства, которые вновь распадались, пока к X веку не утвердился окончательно феодальный строй с его строгой иерархией подчинения, где на вершине сословной лестницы стоял король — крупнейший феодал. Ниже — герцоги, графы, бароны, рыцари. Каждый из них был подчиненным — вассалом своего непосредственного патрона — сюзерена.
Несмотря на политическую раздробленность Европы, представлявшей пеструю и быстро меняющуюся мозаику народов и государств, на разные пути культур разных народов, были и объединяющие начала, основными из которых были: память о римском наследстве (римское право, в основных своих формах распространенное по всей территории Европы, римские города, традиции городской жизни), христианская религия, латинский язык, ставший основой романских языков и являвшийся важной составной частью германских языков, общие процессы искусства. Европу объединяли паломнические дороги к святым местам (самые знаменитые — к гробнице св. апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела), церковная власть папы Римского, который воспринимался всем латинским Западом как наместник апостола Петра и глава всей христианской Церкви, сама организация Римско-католической церкви были стабилизирующей основой всего европейского мира — от Испании до Польши, от Шотландии до Италии. Память о Риме и империи никогда не исчезала в Европе и была основой претензий поднимавшихся крупных держав на все римское имперское наследие.
Процессу формирования феодальных отношений способствовала христианская религия, которую принимали варвары, привнося в нее порой свои древние языческие элементы. Через призму величия христианской доктрины новые жители Европы воспринимали и былое величие Римской империи. Вожди варварских племен стремились приобщиться к этому величию. Недаром еще в начале V века король остготов Теодорих именовал себя Августом. И в дальнейшем, на протяжении многих столетий средневековой истории, идея политического могущества, всеевропейского господства всегда связывалась для европейских властителей с идеей восстановления Римской империи.
Таким образом, именно христианство, родившееся в пределах Римской империи и ставшее затем религией варваров, явилось мостом, соединившим античность со Средневековьем. Оно освятило античность и сделало ее в глазах варваров и средневековых потомков достойной почитания и подражания.
Особенности искусства Средневековья
Образ человека в искусстве, рождённый доктриной христианства, утрачивает разумную ясность и внутреннее равновесие, характерные для античных героев. Новый идеал противоположен идеалу античности. В нём в угоду христианской идее в жертву приносилась правдивая передача красоты физического облика человека. Изображение подчинялось определённым выработанным канонам. Зато духовный мир с его многообразием чувств и переживаний средневековый художник умел показать с такой силой, что созданные им образы воздействовали то силой внутренней сосредоточенности и философского самоуглубления, то страстной взволнованностью, высоким духовным подъёмом, то мечтательностью или гармоничной созерцательностью.
Другой особенностью средневекового искусства была близость его к народному творчеству, так как в отличие от античного искусства, обращённого только к свободному члену общества, искусство Средних веков обращается ко всему народу. Античного раба, стоявшего вне гражданской и духовной жизни общества, сменил крепостной крестьянин, который при всём своём бесправии, всё же признавался членом гражданского коллектива. Да и само искусство в Средние века создаётся руками ремесленников, вышедших из самой гущи народа, поэтому в средневековом искусстве сильнее ощущаются народные веяния, оно близко к народному творчеству. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов. В Средние века были заложены основы национальных культур, национального искусства, возникло множество местных школ. Это было время расцвета безымянного народного искусства; неистощимая фантазия народа особенно ярко проявилась в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на почве которых возникает монументальное синтетическое искусство.
Расширилась и сфера явлений, отображаемых в искусстве, правда, передаваемых с помощью символов и аллегорий, так как в художественной системе средневекового искусства существовала предельная условность.
Однако содержание средневекового искусства не ограничивалось только областью официальных религиозных идей. Художники привносили в него и связанные с реальной жизнью идеалы, нравственные представления. Мифология, народная фантазия, поэтическое отношение к миру определяли силу и яркость образов средневекового искусства, их высокое художественное совершенство. В нём нашли отражение и материнская любовь, и глубокие страдания, и стоическое мужество, и красота природа и мира. Впервые в нём разрабатывается проблема характерного, гротескного, открывая новые перспективы развития мирового искусства последующих веков.
Периодизация средневекового искусства
Начало европейского Средневековья можно отсчитывать от нескольких дат: падения Западной Римской империи, нашествия варваров и образования первых варварских государств на территории Европы; важнейшим рубежом, конечно, является рождение христианской цивилизации, пришедшей на смену греко-римской античной, т. е. языческой. Европейский мир принимает христианский облик, начиная с IV в.
Концом средневековой эпохи обычно принято XVII в., век Английской революции, коренных изменений в области науки и техники, промышленного производства, некоторые историки продлевают его до 18 в. (до Великой Французской революции), или наоборот, переносят в более раннюю эпоху — XIII и XIV вв., эпоху Данте, Джотто и св. Франциска Ассизского.
Историки искусства пытаются классифицировать средневековое искусство по историческим периодам и преобладающим стилям, однако все эти классификации носят условный характер. Общепринятой считается следующая периодизация: кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство, романское искусство и готическое искусство. Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды. Кроме того, каждый регион в период формирования собственной нации и культуры имел свой особенный стиль, например, англо-саксонское или древнескандинавское искусство.
Мы будем придерживаться следующей периодизации:
Кроме того, отдельно рассмотрим искусство других стран, на стадии феодализма:
Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:
Урок 3. Искусство Средневековья
Эпоха Средневековья – огромнейший пласт в истории развития общества, его экономики, государственности, науки, культуры и искусства. Все процессы в обществе тесно взаимосвязаны. Экономические потребности государства влияют на развитие культуры, архитектуры, письменности; государственная политика может способствовать или препятствовать становлению тех или других направлений в искусстве, как мы могли это видеть, изучая период античности.
В еще большей степени это будет ощущаться в Средние века. Наш главный фокус по-прежнему на истории искусства. Однако мы будем по мере необходимости делать отсылки к общеисторическим процессам, если они помогут пониманию трендов в искусстве.
Изучив материал урока, вы узнаете об основных трендах в архитектуре, живописи и других видах искусства в данный период, познакомитесь с некоторыми наиболее выдающимися именами и произведениями.
Содержание:
Прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению материала, уточним, что искусство позднего Средневековья мы будем изучать отдельно в рамках следующего урока, посвященного эпохе Возрождения (Ренессанс). Это связано с особенностями, принятыми в периодизации истории искусств, о которых мы начали говорить во вводном уроке.
К слову, некоторые историки выделяют только раннее и позднее Средневековье, однако нам, конечно же, интересна более глубокая детализация процессов, поэтому мы будем придерживаться периодизации, принятой в отечественной историографии.
Искусство раннего Средневековья и Византии
Итак, для начала еще несколько слов о периодизации изучаемой эпохи. Традиционно Средневековье принято отсчитывать с момента падения Западной Римской империи, т.е. с 476 года нашей эры. В отечественной историографии Средневековье условно подразделяется на следующие периоды:
Еще раз уточним, что хронологические границы условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. Тем не менее в истории искусства в целом принято выделять отдельно период Возрождения, он же Ренессанс, который относят к 15-16 веку.
Как видите, эпоха Ренессанса в целом совпадает с периодом позднего Средневековья. О периодизации эпохи Возрождения мы еще поговорим в следующем уроке, а сейчас переходим к искусству раннего Средневековья и Византии. Здесь тоже нужна одна ремарка. Распад Римской империи начался задолго до ее падения. Так, в 395 году в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную образовалось новое государство – Византия.
Западная Римская империя, сотрясаемая войнами и противоречиями, приходила в упадок, что непосредственно сказалось и на развитии искусства. Многие архитектурные строения, скульптуры, образцы живописи были уничтожены в ходе бесконечных войн. Поэтому сосредоточимся на искусстве Византии, и начнем с архитектуры.
Архитектура
Одним из ярчайших памятников зодчества византийской эпохи является собор Святой Софии в Константинополе, ныне это Стамбул (Турция). Вы помните, что географически Византия унаследовала всю восточную часть бывшей Римской империи, поэтому в ее состав входили территории нескольких современных государств. Собор Святой Софии был построен в 6 веке на месте ранее находившейся там и потом сгоревшей церкви:
В 1985 году собор включен в состав культурного наследства ЮНЕСКО как величайший символ «Золотого века» Византийской империи. Долгое время он оставался самым большим христианским храмом в мире, пока в 17 веке не был достроен собор Святого Петра в Риме. Архитектурный уровень сложности постройки стал настоящей сенсацией того времени, а устройство купола получило широкое распространение в мировой архитектуре [И. Бартенев, В. Батажкова, 1983]. По-научному это называется крестово-купольный храм на основе базилики:
Для справки: базилика – специфический тип прямоугольного строения из нескольких нефов – пространств с разной высотой потолков и колоннами по сторонам. Традиции прямоугольного строительства зародились, как вы помните, во времена Античности, и получили продолжение в Средневековье.
Следует обратить внимание на относительно сдержанное внешнее оформление собора Святой Софии в противовес роскошному убранству внутри. Отделка внутренней части длилась несколько столетий и впечатляет масштабами роскоши. Мы обязательно вернемся к этой теме, когда будем рассматривать живопись и стенопись византийского периода:
В целом, такой подход – богатое внутреннее убранство и относительно скромное внешнее оформление – характерны для всей архитектуры периода раннего Средневековья. Уточним, что сегодня этот памятник архитектурного искусства называется Большая мечеть Айя-София. И заметим, что на протяжении многовековой бурной истории Константинополя такая смена религиозной ориентации культового сооружения происходила неоднократно. В последний раз (в последний ли?) это случилось в 2020 году.
В меньших масштабах архитектурный облик собора Святой Софии повторяет церковь Святой Ирины, которая тоже находится в Стамбуле. Отметим, что церковь посвящена святому миру, а не святой Ирине. Трудности перевода возникли из-за того, что имя Ирина в переводе с древнегреческого означает «мир», а заимствований из культуры Древней Греции в Византийском искусстве было много.
Из прочих образцов раннего Средневековья хорошо сохранились монастырь Ставроникита 10 века постройки на Афонском полуострове (Греция) и церковь Святого Лазаря 898 года постройки в Ларнаке (Кипр).
Скульптура
В отличие от периода Античности, в раннее Средневековье скульптура не получила мощного развития. Да и, в принципе, даже если посмотреть на убранство собора Святой Софии, мы там практически не увидим скульптур. Это был общий тренд эпохи.
С точки зрения христианства, которое тогда господствовало в Византии, изображение обнаженной натуры считалось греховным, в изображении животных виделось стремление к язычеству, а статуи как таковые считались идолопоклонничеством. Более того, постановлением Никейского собора (собрания), принятым в 842 году, скульптуры были убраны из храмов.
По всем этим причинам скульптура не получила особого развития. Исключение составляли колонны, коих в храмовых заведениях всегда было много. Особенно интересна так называемая «Плачущая колонна» в соборе Святой Софии:
«Плачущей» колонна названа потому, что, если вставить в отверстие палец, можно ощутить влагу. А если загадать желание и палец каким-то образом провернуть на 360 градусов, желание исполнится. С этой колонной связано немало мифов и легенд. В контексте изучаемой нами темы искусства отметим, что основание колонны покрыто бронзой, и в дальнейшем использование бронзы в скульптуре получило развитие.
Вообще, христианское зодчество – это тема, достойная особого внимания и отдельного урока. В рамках нашего курса мы лишь можем порекомендовать дополнительную литературу, а именно работу «Христианское зодчество: история и современность» [Т. Дорофеева, 2013].
Живопись
Главными образцами живописи раннего Средневековья являются мозаики и фрески, которыми всегда украшались храмы и соборы. Превалировали религиозные сюжеты. Все изображения выполнены примерно в одном стиле: минимум динамики, фигуры статичны, положения однообразны. В качестве примера можно привести мозаичное изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом:
Мозаика относится примерно к 9 веку. Автором творения считают монаха Лазаря Константинопольского. В целом стоит отметить очень важное отличие культурных традиций Византии и Античности. Если в античный период воспевалась физическая красота человека, совершенство его форм и движений, в раннее Средневековье с возникновением христианства фокус внимания творцов сместился на духовный мир. Это явно заметно во всех жанрах средневекового искусства.
Еще одна сфера приложения усилий живописцев – это оформление книг. Книжные иллюстрации становятся настоящим произведением искусства, а оформление обложек зачастую отличается сложным изысканным орнаментом. Оформление византийских книг было настолько искусным и богатым, что они даже использовались в качестве приданного.
Впрочем, тенденция к роскошному оформлению книг наблюдалась и в Византии, и в искусстве западноевропейского Средневековья. В качестве примера упомянем Келлскую книгу, написание которой датируется примерно 800 годом:
Считается, что ее написали в одном из монастырей, расположенных на территории современной Шотландии, а называется она так потому, что бежавшие от военных действий монахи взяли эту книгу с собой и впоследствии обосновались в Келлском аббатстве в Ирландии. Чаще всего книги переписывали от руки монастырские писчие, однако в период Средневековья развивалась не только религиозная литература.
Литература
Коль скоро возникла необходимость оформления книг, встал закономерный вопрос: о чем же писали авторы раннего Средневековья? Византийские литераторы во многом позаимствовали традиции Древней Греции. Появлялись книги как светского, так и религиозного содержания. В литературе сформировалось такое понятие, как аттицизм, т.е. следование древнегреческим литературным традициям, сложившимся в Афинах и Аттике.
Наиболее заметным представителем этого стиля в литературе считается Прокопий Кесарийский – писатель, историк и по совместительству секретарь полководца Велизария. Такое «совместительство» дало Прокопию доступ к государственным архивам, поэтому его произведения ценны для историков в плане получения информации об исторических событиях, произошедших до 6 века нашей эры. В частности, интересна его книга «История войн римлян с персами, вандалами и готами», переизданная уже в наши дни [П. Кессарийский, 2016].
Музыка и зрелищные искусства
В театральном и музыкальном искусстве ощущается влияние традиций всех народов, населявших занимаемые Византией территории. Достаточно долго сохранялось влияние античного театра, и лишь с течением времени на смену античным трагедиям и комедиям приходят номера исключительного развлекательного характера: выступления мимов, жонглеров, певцов, танцоров, гимнастов, дрессировщиков диких животных. Узнать больше можно из статьи «Византийский театр в системе византийского общества и образования» [И. Чистюхин, 2018].
В музыке шел процесс становления христианской литургии, и параллельно развивались новые жанры вокального искусства. Появляется музыка, которая включена в систему репрезентации государственной власти, развивается «музыка городских улиц» и музыкальное сопровождение зрелищных мероприятий.
Составить некое исчерпывающее представление о музыке того периода нет возможности ввиду того, что первое подобие нотной записи появилось лишь в 11 веке. Однако сохранились изображения, явно указывающие на то, что музыке в те времена уделялось серьезное внимание. Это, в частности, мозаика из византийской виллы в деревне Марьямин (Сирия):
Кроме того, сохранились некоторые тексты, которые использовались во время зрелищных мероприятий, например, Приветствие во время праздника Луперкалия:
Уточним, что Луперкалий – это Праздник очищения и плодородия в честь бога Луперка, отмечавшийся 15 февраля. Тем, кто хочет знать о византийской музыке больше, рекомендуем книгу A history of Byzantine music and hymnography [Е. Wellesz, 1961].
Вот так в целом выглядело развитие искусства эпохи раннего Средневековья и Византии. Всем, кто заинтересовался и хотел бы выйти за рамки нашего курса, советуем книгу «Искусство Византии IV-XV веков» [В. Лихачев, 1986]. А мы переходим к искусству классического Средневековья, которое еще иногда называют Высоким Средневековьем.
Искусство классического Средневековья
В отличие от периода раннего Средневековья, когда искусство Византии испытывало подъем и расцвет, в эпоху классического Средневековья более динамично развивалось искусство государственных образований Западной Европы. Период классического или Высокого Средневековья подарил нам такие стили, как романский и готический. Начнем с того, что рассмотрим их на примере архитектуры.
Архитектура
10-12 века в истории Средневековья – это эпоха рыцарей и военных походов, что сделало актуальным строительство крепостных сооружений, замков и прочих укреплений. Крепости, замки и даже храмы снабжались широкими массивными стенами, высокими башнями, узкими окнами-бойницами, полукруглыми арками и сводами, стойкими к обрушению. Это и есть отличительные черты романского стиля.
Храмовые заведения представляли собой базилики. Они были направлены на восток, а вход располагался с запада и обозначался двумя башнями. В качестве примера можно привести храм Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье (Франция). На картинке можно увидеть вход, расположенный с западной стороны и обозначенный башнями:
Обратите внимание, что тут сохранился тренд раннего Средневековья в плане относительно скромного наружного оформления. Впрочем, этот тренд прослеживается и в пришедшей на смену романскому стилю готике.
Готический стиль зародился в 12 веке во Франции. Его основными чертами являются каркасная система, большая высота и стрельчатые арки вместо свойственных романскому стилю сводчатых арок. Все эти элементы создают эффект «устремленности вверх» при достаточно мрачноватом общем впечатлении. Типовые примеры готического строительства из числа известных объектов – это собор Парижской Богоматери во Франции и собор в Кельне (Германия):
Обращаем ваше внимание, что Кельнский собор был полностью достроен лишь в 19 веке, однако отличительные готические черты видны на фото достаточно четко.
Скульптура
Как вы помните, в Византии скульптура в силу разных причин не приветствовалась и не развивалась, поэтому в плане скульптуры более интересно искусство государственных образований, возникших на обломках Западной Римской империи. Памятников искусства того периода ввиду многочисленных войн сохранилось не так много. Из сохранившегося стоит отметить бронзовую скульптуру короля франков Карла Великого. Скульптура датируется 10 столетием:
Больше об искусстве романского периода вы узнаете из книги «Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись» [Т. Рольф и др., 2001].
В эпоху готики скульптурными композициями украшали фасады соборов, что можно увидеть на примере соборов в Кельне и Милане, собора Парижской Богоматери, Вестминстерского аббатства в Лондоне и других памятников культуры.
Живопись
Как и в прошлые столетия, основной сферой приложения усилий живописцев было создание фресок и мозаик в культовых заведениях, храмах и соборах. Как и прочие жанры искусства, живопись испытала на себе влияние романского и готического стилей. Сюжеты были преимущественно религиозные, библейские.
Романскому стилю было свойственно некоторое однообразие в изображении лиц и фигур, ограниченный набор приемов цветопередачи. Даже вблизи визуально кажется, что изображение сливается в одну монохромную массу. Это видно на примере росписи базилики Святого Исидора в Леоне (Испания):
Готическая живопись отличается большим обилием используемых красок, ярким оформлением. Особенно это заметно на примере оформления витражей, причем в разных странах появились свои отличительные черты. Так, если немецкий готический витраж почти всегда грубый и угловатый, то французским образцам готики присущи ажурные и лучистые конструкции, подразделение изображения на мелкие элементы. Больше о готическом искусстве вы прочитаете в книге «Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись» [Т. Рольф и др., 2000].
Как и в раннее Средневековье, важной сферой приложений усилий живописцев является оформление книг. Художники работали не только над обложкой и иллюстрациями, но и над оформлением заглавных букв. В частности, так оформлена «Песнь о Нибелунгах», изданная в 1203 году:
Далее мы расскажем подробнее о книгах и литературе классического Средневековья.
Литература
Итак, что же за книги писали в эпоху Средневековья? Литературе западноевропейского Средневековья присущ героический эпос, что связано с большим количеством войн на этой территории в данный исторический период. Например, «Песнь о Роланде», посвященная боям в Ронсевальском ущелье между басками и армией Карла Великого.
Развивалась литература религиозного содержания, и параллельно появлялись литературные произведения принципиально нового формата, которые, впрочем, испытывали влияние религиозной тематики. Одним из известных образцов средневековой литературной классики является «Божественная комедия» Данте Алигьери.
Кроме того, именно в этот период зародились национальные традиции литературы многих европейских государств, которые нашли продолжение и развитие в последующие периоды. Так, Джефри Чосер считается основоположником национальной английской литературы и литературного английского языка. Русскоговорящим читателям он известен по своим знаменитым произведениям: поэмам «Троил и Крессида», «Книга о королеве», «Птичий парламент» и сборнику «Кентерберийские рассказы».
В поэтической среде стало трендом сочинять к своим произведениям музыку. Из известных поэтов и композиторов того времени можно назвать Вальтера фон дер Фогельвейде. При том, что он формально принадлежал к рыцарскому сословию, у него не было своего земельного владения, и он значительную часть жизни провел в странствиях, т.е. попросту бродяжничал, зарабатывая на жизнь исполнением авторской песни.
Музыка и зрелищные искусства
В Средние века музыкальное творчество зарождалось в самых разных социальных слоях. Так, первыми вагантами (см. ниже) были клирики – представители духовенства, в силу каких-либо причин проживавшие вне прихода. В большинстве случаев творчество вагантов было анонимным, и до нас дошли лишь их произведения самой разной тематики.
В целом, творческие труппы и творческие личности со свободным гастрольным графиком были настолько распространенным явлением, что даже получили свое название «ваганты».
Их деятельность очень повлияла на развитие популярной музыки вплоть до того, что перевод песни Hospita in Gallia («Таверна в Галии»), написанной в 13 веке, лег в основу песни Давида Тухманова «Из вагантов», она же «Песенка студента». Песня вошла в альбом «По волнам моей памяти», вышедший в 1976 году, а исполнил ее певец Игорь Иванов:
Заметим, что стилистически и тематически творчество вагантов было неоднородным и отличалось в разных регионах Европы. Различали поэзию трубадуров, миннезингеров, труверов и другие творческие направления. Более детальное представление можно получить из сборника произведений «Добрый человек!», известном еще и под названием «Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов» [А. Йохансдорф, 1974].
Тогда же, в эпоху классического Средневековья в первой половине 11 века появились первые ноты. Первым человеком, кто взялся обозначать высоту звука знаками, стал флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям, и для синхронизации голосов придумал систему указателей на высоту звука: квадратики на четырех параллельных линиях.
В его системе записи было 6 нот, названных по начальным слогам Гимна в честь Иоанна Крестителя. Это были слоги от слов Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Пять названий из шести используются по сей день (ноты «ре», «ми», «фа», «соль», «ля»). Кстати, музыку для этого гимна написал лично Гвидо д’Ареццо.
Это основные достижения искусства эпохи Средневековья, о которых мы хотели вам рассказать в нашем кратком курсе. Узнать больше, в том числе о новых исследованиях в этой области, вы можете из книги «Искусство Средних веков» [П. Гнедич, 2020]. Далее мы предлагаем пройти проверочный тест на усвоение материала и перейти к новому уроку.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Как мы и говорили, следующий урок посвящен эпохе Возрождения.