над чем можно посмеяться
Шутки смешные до слез
1.
У самой заботливой в мире девочки хомячок весит 22 килограмма.
2.
Сколько раз бросал курить, но недалеко. Сигареты то лёгкие.
Диалог с клиентом банке:
— Кредит оформлен на Вас?
Нет, на холодильник.
4.
Карантин — как запой: выходить надо постепенно.
5.
Корейскому повару, с очень добрыми глазами, собаки доверяют до последнего.
6.
Клоун после секса из презерватива сделал собачку.
7.
Занятия в автошколе.
Преподаватель:
— Итак, для чего же служат дорожные знаки?
Голос из аудитории:
— Для отъема у водителей денежных знаков.
Как сказала бы кровь здорового человека: «Пора сворачиваться».
9.
Проводник поезда дома по привычке закрывает туалет на ключ.
Самые смешные шутки
10.
Сеня, не смей давать ребенку торт!
У него аллергия на молоко, яйца и пшеничную муку.
— Но у него же день рождения!
Дай ему свечку.
Тульский бродячий цирк, с каждым годом все больше бродячий и все меньше цирк.
12.
Василий знал себе цену. Цена эта была, скажем прямо, невысокой.
14.
Блондинка выбирает в магазине шляпку:
— Правда, в этой шляпке я помолодела лет на десять?
А сколько вам лет?
— В шляпке или без нее?
15.
Алло, полиция.
Помогите, меня грабят!
— Мы выезжаем.
Вы где?
— Я дома.
Изучаю новую квитанцию на квартплату!
16.
В маршрутке водитель:
— У Родины выходят?
Кто-то из салона:
— Уродины едут дальше!
Она хотела красивую фигуру, плоский животик, ключицу и расстояние между ляжками, но душа требовала колбасы.
18.
Зять с тещей завтракают на кухне.
Зять режет колбасу на бутерброд.
Теща:
— Зятек, отрежь колбаски.
Мам, я так тонко не могу.
19.
Доктор, операция прошла успешно?
— Какой доктор?
Я апостол Петр!
20.
Гражданин,
— Что за таблетки выпали у вас из кармана?
Это не мое!
Вы мне их и подкинули!
— Но-шпу?
21.
Женщина дала объявление:
— Ищу энергичного, здорового мужчину!
Немного о себе:
— Огород тридцать соток.
Рог изобилия — это когда жена изменяет с олигархом.
23.
Учительница школьнику:
— Прекрасно, домашнее задание выполнено без ошибок.
А ты уверен, что твоему папе никто не помогал!?
Шутки прибаутки
24.
У вас есть что-нибудь легкое из одежды?
— Только презервативы!
25.
Новости астрологии.
Как выяснилось, по звездам можно определить не только судьбу человека,
Но и его воинское звание.
Женщина жалуется психологу:
— Доктор, я не нравлюсь своему мужу.
Ничем помочь не могу.
Вы и мне не очень нравитесь.
27.
Женщина, а вы знаете, я женат!
— Ой, я Вас умоляю.
Ну, не кастрирован же!
28.
В магазине девушка ищет подарок для своего жениха.
Продавщица, стараясь помочь, спрашивает:
— А чем занимается ваш друг?
Он писатель.
— Тогда подарите ему эту корзину для мусора.
Как у тебя дела?
— У меня все в шоколаде!
А у тебя?
— Ну цвет, в общем-то, такой же.
30.
Звонок в вытрезвитель.
— Алло!
Вам Сидорчука не привозили?
— Нет!
И не привезут, я сегодня дома пью!
31.
Проверяющий на одесском рынке:
— У вас есть документы на эту рыбу?
А шо вам надо?
Свидетельство о смерти?
32.
Тужьтесь, больная, тужьтесь!
— Послушайте, доктор
А вы уверены, что аппендицит так выйдет?
34.
Отец провожает сына.
Тот едет в город поступать в институт:
Батя наставляет.
— Сынок, ты уж не увлекайся там девочками.
Ну что ты папа, как можно!
— Как можно, я тебе вчера рассказывал, но ты все равно не увлекайся.
35.
Судебный процесс.
Подсудимый, почему вы ударили потерпевшего стулом по голове?
— Говорил я ему, не ешь при мне козявки, а он все ест и ест.
Разве нельзя было отвернуться или уйти?
— Так я же тоже хочу.
Врач спрашивает интерна.
— Какая у больного темпеpатуpа?
Нормальная комнатная, двадцать пять градусов.
37.
Рабинович, вы помните Хаима?
Так он таки умер.
— Как? Ведь он был молод. И от чего же?
Говорят, от голода.
— И он не мог обратиться за помощью?
Ему помог бы любой житель нашего города.
Гордый был очень, стыдился обращаться за подаянием.
— Так и говорите, умер от гордости,
Еврей не может умереть от голода.
38.
Есть ли разумная жизнь во вселенной?
— Есть.
А почему с нами не связывается?
— Так потому и не связывается, что разумная.
Слабый пол сильнее сильного, в силу слабости сильного пола к слабому.
39.
Мать разговаривает с дочерью.
— Тебе уже исполнилось восемнадцать и мне нужно с тобой поговорить.
Тебе нравятся мужчины дочь?
— Ну что тебе сказать мама уже не так, как раньше.
40.
Две блондинки в магазине.
Одна говорит:
— Ой какие сардельки! Давай купим три штуки.
Другая:
— Зачем же три?
Первая:
— Ну как же, одну съедим!
Старший брат спрашивает у младшей сестренки:
— Где ты была?
У Маши.
— И что вы делали?
В куклы играли.
— Ну и кто выиграл?
42.
Начальник говорит подчиненным:
— Вот наш новый сотрудник.
Покажите ему, чем вы занимаетесь, когда думаете, что я за вами наблюдаю.
Приколы шутки юмор
43.
Мужики сидят во дворе, хвастаются.
Один говорит:
— Моя зовёт меня котиком.
А моя меня зайчиком.
— А моя ненаглядная называет меня каким-то итальянским словом.
Тут из окна высовывается его жена и кричит:
— Кобелина иди домой!
Не надо иметь друзей, с друзьями надо дружить.
44.
В комнату вбегает парень:
— Здорово, папа!
Отец сидит у компьютера
Не поворачивая головы, спрашивает:
— Ты где болтался?
В армии был, пап. Три года отслужил!
— Когда уходишь из дома
Надо говорить родителям, куда поперся!
Блин, я эту физику абсолютно не понимаю!
— Вообще-то это химия.
46.
Звонок директору цирка:
— Вам нужны говорящие лошади?
Не хулиганьте, пожалуйста!
Вновь звонит телефон:
— Не кладите трубку, пожалуйста,
Наверное, вы не знаете, как сложно набирать номер копытом?
47.
Вы художник?
— Да.
Сколько стоит эта ваша картина?
— 8 тысяч долларов.
Ни фига себе!
Можно подумать, что вы умерли лет 200 назад!
48.
Проходит мужик мимо пивной,
А внутренний голос спрашивает:
— Зайдешь?
Мужик, стиснув зубы, идет дальше.
Внутренний голос:
— Ну, как хочешь!
А я зайду.
Как шутить, чтобы не обижать людей?
Чувство юмора – тонкая вещь, и есть не у каждого. Главное предназначение шуток – радовать, смешить людей. Если люди огорчаются, то шутка, скорее всего, не удалась. И уж, конечно, шутки не должны никого обижать.
Нужно учитывать еще и то, что есть люди без чувства юмора. С такими шутить вовсе не надо
Над чем шутить
Шутки нужны для веселья и развлечения. Это выглядит как каламбур, но к ним нужно подходить ответственно. Нужно задумываться о том, над чем можно шутить, а какие тематики лучше обходить стороной.
Темы для шуток следует выбирать осторожно. Не следует шутить над вещами, которые не зависят от человека.
Существует несколько категорий, над которыми шутят с осторожностью, чтобы никого не обидеть:
Например, человек не выбирает национальность. Не всегда бывают корректны анекдоты о чукчах, армянах. Приветствуются они только в тех случаях, когда говорится об их сообразительности и смекалке.
Внешность человека, данная ему природой, также не может являться предметом для шуток. Физические недостатки и увечья также находятся под запретом. Человеку будет совсем не смешно, если из-за чьей-то шутки, он вспомнит свою трагедию. Иногда люди сами высмеивают свои недостатки, что является их правом. В других случаях такие шуточки могут звучать обидно.
Неприемлемы шутки, касающиеся религии и веры человека
Эти темы не подлежат высмеиванию, так как поддерживают основы нравственности. Такие качества являются достоинствами человека. Совершение добрых дел тоже должно приветствоваться, а не высмеиваться.
Шутки на политические темы в эпоху демократии перестали быть опасными. Гласность позволяет посмеяться над деятельностью любой, даже правящей политической партии. И все же если вы не хотите огорчить товарища, который является членом одной из них, то лучше воздержаться от насмешек.
Насмешки
Как шутить, над кем шутить
Шутки различаются не только по тематике, но и по аудитории, которой они адресованы. Одно дело шутить в теплой мужской компании, другое – в компании, где есть женщины или малознакомые люди. Не стоит затрагивать интимные сферы жизни человека, если вы находитесь в незнакомой компании или среди людей, относящихся к иной возрастной категории. Шутка не должна граничить с оскорблением.
В кругу близких людей, интересы, слабости которых хорошо известны, нередко подтрунивают над ними. Это звучит необидно, потому что нет злого умысла. Иногда насмешки получаются обидными, но в кругу друзей эти недоразумения быстро решаются. Достаточно просто попросить прощения.
Не стоит веселить больного человека остротами о врачах. Анекдот о блондинках вряд ли будет интересен белокурой женщине. Шутить с начальниками и подчиненными также не рекомендуется.
В любом случае целью шутки не должно быть желание уязвить, обидеть человека. Ее главные отличия – доброта и легкость
Есть веселые люди, у которых что ни слово – то шутка, и все получается к месту. Только даже такие иногда попадают впросак, если смеются над человеком, который далек от юмора и все воспринимает за чистую монету. С такими людьми лучше общаться на их волне.
Смешная шутка
Чувство юмора развивают с детства. Этому способствуют детские книги. К примеру, А. Линдгрен, В. Драгунского, Н. Носова. Также российские мультфильмы о Винни-Пухе представляют примеры качественных шуток, которые понятны и детям, и взрослым. Многие смешные фразы из их произведений стали крылатыми выражениями. Например, «восемь тортов и одна свечка» из историй о Карлсоне. Составление смешных рифм развивает у ребенка чувство юмора.
В заключение хочется добавить, что неудачная шутка может не только испортить настроение, но и надолго рассорить добрых знакомых.
Дополнительную информацию о том, как научиться аккуратно шутить, при этом никого не обидев, вы узнаете, посмотрев видео:
Почему нужно смеяться всей семьей как можно чаще?
Каждый знает, что веселье в жизни имеет множество преимуществ перед скукой и унынием. Смех способен положительно сказываться на здоровье, он снижает артериальное давление, уменьшает проявления стрессов, помогает формированию устойчивости иммунной системы. Жизнерадостный человек лучше раскрывает свои творческие способности и таланты.
Веселая семейка
Во всех веселых семьях наблюдается сплоченность, дружелюбие, взаимопонимание. Если папа и мама обладают чувством юмора и умеют корректно шутить друг над другом, в доме формируется легкая, здоровая и счастливая атмосфера. Вместе они легче справляются с жизненными неурядицами и семейными проблемами.
Старайтесь всегда найти способ повеселиться вместе. Делать это можно в любой ситуации, будь то приготовление обеда, просмотр передачи, совместная прогулка. Пусть повседневные заботы, такие как стирка, приготовление еды, проверка уроков, уборка квартиры, не станут причиной уныния. Всегда находите время улыбнуться друг другу и пошутить. Уже с детства старайтесь прививать ребенку чувство юмора. Рассмешить малыша не составит особого труда, ведь дети от природы жизнерадостны.
Над чем можно посмеяться?
Рассмешите своего малыша, притворившись глупым. Назовите собаку кошачьим именем или притворитесь, будто забыли название одежды. «Это рубашка? А я думал шорты. «, пусть ребенок вас исправит, он будет гордиться свей догадливостью и с удовольствием посмеется.
Поставьте таймер на две минуты и дайте возможность малышу побороть вас за это время. Поддавайтесь, падайте, ведите себя, как клоун. Вы услышите заливистый смех ребенка.
Пойте детские глупые песенки, путайте слова. Вы увидите, с каким удовольствием малыш будет вас поправлять и весело смеяться.
Больше читайте ребенку детских смешных сказок, смейтесь вместе с ним над картинками, шутками.
Прививайте детям чувства юмора. Пусть уже в юном возрасте они знают, что смех — лучшее лекарство в жизни. С шуткой легче пережить все жизненные проблемы и неурядицы.
100к1. Над чем можно посмеяться?
Веселенький вопрос! Смеяться можно над всем, кроме смерти. Она шуток не любит.
Прежде всего всегда уместно сеяться над собой. Это вас развеселить и окружающих тоже. в каждом есть что-то смешное, необычное, стоит только присмотреться. Слишком серьезные люди много теряют, если вокруг них мало юмора.
Вот такие ответы в интерактивной игре:
1) Шутка. Доброй шутке рады все. (40),
2) Анекдот. Новый веселый анекдот всегда к месту. (80),
3) Комедия. Для этого ее и снимают. (120),
5) Ситуация. Бывают смешные и забавные, нарочно не придумаешь. (200),
6) Прикол. Их готовят заранее. (240).
Посмеяться всегда можно:
Ответы в этой игре распределились согласно следующего порядка:
На первой позиции обосновалась Шутка. Ответ набирает 40 баллов;
Анекдот занимает вторую позицию, приносит игрокам 80 баллов;
Комедия замыкает тройку ответов, присуждая игрокам 120 баллов;
Собой. Четвертый ответ позволяет набрать 160 баллов;
Ситуация открывается на предпоследней строчке, а ответ набирает 200 баллов,
Прикол. Даёт право игрокам на зачисление максимального количества баллов, 240.
При виде вопроса сразу же припомнилось выражение
А смешным может оказалься всё, что угодно. Особенно для тех, кто обладает здоровым чувством юмора.
Вот как на этот вопрос отвечают игроки спустя 6 лет после того, как вопрос был задан впервые.
над смешной шуткой
над пьяным человеком
Над. анекдотом, шутками, собой, приколами, песнями, стихами,веселой историей,над животными, смешными случаями,комиксами, фото, разными вещами,фильмом, комедией, мультиком,ситуацией, карикатурами, афоризмами, высказываниями, рассказами.
Смеяться всегда полезно. Главное, смеяться так, чтобы другим не повадно было, чтобы они понимали, над чем смеешься. Смеяться можно от души:
Над нелепой ситуацией, над анекдотом, над глупым человеком, над юмористической программой, над смешно одетым человеком, над собой, над животными, над своей самоуверенностью, над людьми, над веселой книгой.
Можно на полном серьезе утверждать что в сегодняшней жизни доброй шутки нам здорово не хватает. Жизнь для большинства жителей превратилась в некое подобие войны за выживание, по этому вопрос актуальный и своевременный. По мнению игроков можно посмеяться над :
Анекдот, Шутка, Нос, Комедия, Клоун, Артист, Котята, КВН.
Правильные ответы на интерактивную игру сто к одному такие:
Я вообще люблю каши, особенно молочные! Вот Вам варианты:
Пожалуй, что других и не знаю или из головы вылетело.
Как ни странно, но люди чаще вспоминают что-нибудь приятное несмотря на то, что говорят они обычно о своих неприятностях, бедах, несчастьях. Вот такая избирательное свойство у нашей памяти: помнить хорошее! Поэтому, и вспоминаем мы чаще всего о следующем:
Самое известное место в Лондоне оно конечно же не одно их множество, например часы Биг Бен, мало кто о них не слышал, потом Тауэрский мост на многих фотографиях и во многих фильмах он попадает в кадр, сделано и продано множество открыток с изображением этого моста, еще Колесо обзора оно огромное и с него виден весь Лондон, там расположен один из самых известных в мире музей восковых фигур который называется Мадам Тюссо, в Лондоне расположены футбольные стадионы которые тоже можно назвать самым интересным местом и тот же олимпийский стадион.
Смеялся ли Христос и можно ли православному рассказывать анекдоты?
Приблизительное время чтения: 14 мин.
Чувство юмора — есть ли ему место в жизни православного христианина? В церкви мы часто слышим о покаянии, о святых, плакавших о своих грехах, о том, что Христос нигде в Евангелии не смеется. Складывается ощущение, что в церковной жизни смеху просто нет места. Ответы на эти вопросы мы попытались найти в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» с помощью протоиерея Максима Первозванского, клирика московского храма Сорока мучеников Севастийских, главного редактора молодежного портала Naslednick.online.
— Отец Максим, для нас, христиан, аксиома, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Но если он наделен чувством юмора, значит, оно присуще и Творцу?
— Знаете, преподобный Иоанн Дамаскин, автор «Точного изложения православной веры», говорит, что состояние человека может быть естественным, противоестественным и сверхъестественным. Да, человек был сотворен по образу и подобию Божию — но в раю, где святость была его естественным состоянием. То есть все, что в нашем современном понимании является грехом, было для него противоестественным.
Но мы-то с вами живем в мире после грехопадения, и для нас естественными являются совершенно другие вещи. Для нас естественно — увы! — есть вредные быстрые углеводы, заглядываться на чужих жен, завидовать чужому благосостоянию. То есть грех — с момента грехопадения Адама и до конца человеческой истории, до второго пришествия Христова — для нас естественен. И то, что люди смеются и считают это для себя нормальным, еще не доказывает, что это так и в очах Божиих. Да и смеялся ли Адам в раю — еще вопрос.
— Но почему все-таки главный акцент в церковной жизни делается именно на покаянии, на плаче о грехах, хотя апостол Павел призывает нас всегда радоваться?
Но Церковь, особенно в средние века, слишком буквально усвоила слова апостола Павла в послании к Ефесянам: «Пустословие, смехотворство и сквернословие неприличны вам, а напротив, благодарение». То есть он вообще ставит смехотворство в один ряд с пустословием и сквернословием. И это слова Священного Писания, которые должны являться для нас с вами прямым указанием.
Ну, со сквернословием вроде бы вопросов нет. Хотя кто его знает. У нас тут как-то с молодежью вышел очень серьезный разговор об экспрессивной лексике. Можно ли христианину вслед за Крошем из детского мультика воскликнуть: ёлки-иголки! И где здесь граница допустимого.
А уж со смехом вообще ничего не ясно. Вот заглянул в Википедию, а там написано, что смех — это непроизвольная реакция человека. Не просто естественная, а непроизвольная! То есть подавить свой смех мы, наверное, еще в некоторых ситуациях можем — и то не всегда, иногда смех прорывается в самый неподходящий момент, — а вот произвольно вызвать его у себя вряд ли.
— То есть нужен внешний раздражитель?
— Да. И он должен так на меня подействовать, чтобы я действительно непроизвольно засмеялся.
Почему Христос не смеялся
— А что это за смехотворство, о котором говорит апостол Павел? И означают ли его слова, что смех как таковой в принципе недопустим? Почему же тогда Христос совершает свое первое чудо на свадьбе, превращая воду в вино? Согласитесь, трудно представить себе, что люди за свадебным столом пьют вино с серьезными лицами и никто при этом не занимается смехотворством. Но ведь Спаситель почему-то выбрал именно эту обстановку для своего первого явления людям.
— Безусловно, свадьба — это радость. Вино вообще — в общечеловеческом понимании — символ радости, так же как хлеб —символ сытости, вода — символ очищения, а елей — символ исцеления. Безусловно, Христос радовался и призывал к радости людей. Но на свадьбе много чего происходит. В одном средневековом поучении говорится, что священник может присутствовать на свадьбе только до того момента, как начнутся песни и пляски. То есть вот, все сели, возгласили здравицы, выпили за молодых, за их родителей, еще за что-нибудь, сидят, радуются — это ничего, можно. Но как только начались пляски, тут и до мордобоя недалеко, а глядишь, и до драки с соседней деревней — тут священнику пора уходить, да и вообще православным христианам в этом безобразии участвовать не стоит.
Вот так и со смехом. Он ведь бывает разным. Можно увидеть на улице калеку и посмеяться над ним. Или среагировать так на глупость, которую кто-то сморозил. Смех бывает злым, бывает хамским, оскорбительным, высокомерным, пошлым. Над чем больше всего смеются люди? На 90% это пошлые шутки, что называется, «ниже пояса». То есть именно на это возникает та самая «непроизвольная реакция». Почему?
Возможно, потому что она до сих пор — и совершенно справедливо — в нашем обществе табуирована. А то, о чем мы не можем открыто сказать, то, что у нас зажато, спрятано, табуировано, может прорваться и в виде смеха. Отсюда и скоморошья культура, и политические анекдоты, расцветающие как жанр, когда власть начинает завинчивать гайки. Без этого и анекдотов почти нет, а те, что есть, какие-то не смешные. А вот когда свободное слововыражение зажато, оно уходит в частушки, анекдоты, скоморошество — лишь бы над чем-нибудь посмеяться. В этом смысле смех свидетельствует о некоей зажатости, неестественности и попытке из нее выйти. Именно поэтому Христос никогда не смеялся — Он был совершенен, абсолютно естественен и свободен. Нам Его даже представить себе трудно смеющимся. Улыбающимся — да, радующимся — да, а вот смеющимся…
«Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!»
— Так смех христианину во вред или на пользу?
— Как я уже сказал, смех бывает разным. И я часто советую людям то, что всегда советую себе: «Пускай капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой», как поется в одной старой песенке. Я вообще слишком серьезное отношение к себе за добродетель не считаю. Мне ближе жизненная философия барона Мюнхгаузена из знаменитого фильма: «Серьезное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» Я это очень хорошо понимаю и считаю, что очень важно уметь быть не слишком серьезным.
— Вы имеете в виду смех над собой?
— Конечно, над собой. Впрочем… Знаете, я буквально вчера был свидетелем того, как мой внук из состояния сильного огорчения и плача перешел в смех. Это виртуозно сделали его родители: они не одергивали его и не утешали, а просто перевели его сильную негативную эмоцию в смех. Это сработало, и это — нормально. Мы же выбираем не между грехом и безгрешностью, мы ищем способ поменьше грешить — если считать смех грехом.
— То есть смех — это проявление движения какого-то внутреннего «я», которое может быть как добрым, так и злым?
— Конечно. И злой смех однозначно недопустим. Но и у доброго тоже могут быть всякие нюансы. Я в свое время, в конце 90-х годов, немного занимался проблемами наркоманов, и меня тогда поразило, что на Западе существуют методики, переводящие наркоманов, сидящих на тяжелых наркотиках, для начала на более легкие. Иногда на этом и успокаиваются: ведь если вылечить человека практически невозможно, то просто снять его с героина и перевести на какую-нибудь марихуану или на алкоголь — уже благо. И так с любым грехом.
Конечно, Господь говорит: будьте совершены, как совершен наш Отец Небесный. Но если человек утопает в грязи, давайте его хоть немножечко оттуда вытянем, приведем в чуть более естественное состояние. И здесь смех нам очень большой помощник.
«Христианин не должен бронзоветь»
— А может ли в таком случае смехотворство быть приемом христианской проповеди? Допустимо ли оно как риторический прием, чтобы привлечь внимание аудитории, акцентируя какие-то моменты?
— Думаю, да. Я и сам неоднократно экспериментировал в этом направлении. Ну, до гомерического смеха я людей не доводил, но, используя этот прием, заставлял людей, даже бабушек, улыбнуться.
Но мы, православные христиане, к сожалению, склонны бронзоветь. Я впервые столкнулся с этим термином, когда один мой знакомый, поднявшись достаточно высоко по карьерной лестнице, перестал на равных общаться с друзьями, и они сказали: «Ну, Вася забронзовел». То есть возникает ощущение, что ты не такой как все. Начинает человек ходить в храм, походит лет пять — и он уже забронзовел, он уже святой. Как в анекдоте, который мне рассказал очень серьезный человек — наместник Новоспасского монастыря, покойный владыка Алексий.
Волк стал монахом, ходит и у всех просит: «Простите! Благословите!» Приходит к зайцу, говорит: «Прости меня, заяц, я много вашего народу поел, я больше не буду». Заяц отвечает: «Ну конечно, волк, Бог тебя простит». Так волк приходит к овцам, еще к кому-то. Наконец, пришел к гусю: «Прости меня гусь, я точно не помню, ел ли я когда-то гусей, но если и нет, то мои родственники ели». А гусь на него как зашипит. Волк опять: «Ну гусь, ну ладно, ну прости, я больше не буду, честно. Я ведь монахом стал, я покаялся». А гусь опять шипит. В общем, съел его волк. Ему говорят: «Ты чего? Как ты мог?» А он отвечает: «А что он на святого шипит?»
Юмор помогает нам что-то увидеть и понять. И с помощью шутки, с помощью какого-то образа можно очень много чего почувствовать и понять в том, как устроена жизнь, в том числе духовная.
«Остановиться там, где другому больно»
— Выходит, смех, юмор — сами по себе нейтральны? И только от того, как человек их использует, зависит какое движение души — к Богу или от Бога — они вызовут? Можно вспомнить роман Умберто Эко «Имя Розы», где весь сюжет закручен вокруг некоего якобы существующего второго тома «Поэтики» Аристотеля, где говорится о пользе смеха, и если все об этом узнают, рухнет вся христианская нравственность.
— Мне кажется, не стоит выискивать юмор в Священном Писании. Точно так же, как не стоит, например, размышлять, занимались ли апостолы спортом. Есть множество сторон человеческой жизни, которые в Писании практически никак не обсуждаются. И если мы не совсем забронзовели, мы совершенно спокойно можем их в своей жизни оставить, понимая, что у нас и без того хватает духовных и нравственных проблем. Хотя, знаете, я неоднократно видел, как люди начинали с веселого смеха над анекдотом, помогающим что-то понять в духовной жизни, а через два-три анекдота скатывались в откровенную пошлость. То есть смех действительно снимает многие барьеры, которые выстроил человек. Некоторые из них и правда стоило бы снять, другие лучше не трогать. Но когда мы начинаем смеяться, то, бывает, уже не можем остановиться. И я неоднократно видел, как что-то очень нехорошее происходило в этот момент.
Это как с вином — пить можно, но нужно знать — когда, сколько и с кем. Ведь нам хорошо известно, сколько зла может принести вино.
Вот так и со смехом. «Смеяться, право, не грешно, над тем, что кажется смешно», сказал классик. Но при этом надо вовремя останавливаться. Есть и другие вещи, в общем, вполне естественные для нашей земной жизни, которые, когда нарушаешь меру, становятся очень разрушительными.
— Получается, есть что-то, вполне естественно вызывающее улыбку, но есть и то, над чем смеяться не надо. Вот только как определить эту грань? И где начинается переход в ту область, где смех не только неуместен, но и разрушителен?
— Есть такое понятие — эмпатия, сопереживание эмоциям другого человека. И, мне кажется, смех должен останавливаться там, где ты можешь сделать другому человеку больно. Если только ты не хочешь, как хирург, пусть даже причиняя боль, «вырезать» какую-то опасную опухоль. Но для этого ты должен быть либо родителем, либо педагогом и кроме того обладать определенным опытом подобных «операций». Ведь слово на всех людей действует по-разному.
Я знал одну семью, в которой неуместная шутка жены чуть не разрушила брак. Она прилюдно съязвила по поводу того, что, как оказалось, было для ее мужа очень болезненной проблемой, которую он долго преодолевал, изживал и прятал от чужих глаз. А потом еще недоумевала: а что я такого сказала? Семью с громадным трудом удалось спасти, но шрам остался надолго, если не навсегда. Так что не надо смеяться над близкими, выставлять напоказ какие-то их слабости.
Конечно, сатира имеет очень большое значение в жизни общества. Она действительно позволяет по-другому увидеть и оценить многие вещи и в конце концов снимает общественное напряжение. Но и тут главный вопрос — где остановиться. Во всем надо знать меру.
— Но одна и та же ситуация в жизни или на экране должна, по идее, вызывать совершенно разные реакции. Трудно представить себе человека, который смотрит, скажем, фильм Чарли Чаплина и, видя, как маленький бродяга падает, поскользнувшись на банановой кожуре, не смеется, а думает: «Бедный, как же ему больно!» Другое дело в жизни: если мы увидим упавшего человека и вместо того чтобы броситься ему на помощь посмеемся над ним, мы будем подлецами и мерзавцами.
— Знаете, мы с вами живем в очень интересную эпоху, наша жизнь буквально пронизана игрой, мы все время играем. И когда мы смотрим кино, мы понимаем, что это игра, а не жизнь. Мы как бы убираем за скобки, что герою больно, и поэтому нам смешно. Это лишний раз подтверждает, что в смехе важно кто, где, с кем, когда, сколько, почему, по какому поводу.
— Выходит, наша готовность смеяться и уместность смеха связаны с нашим сочувствием боли другого?
— Конечно. Если вдруг наш смех делает кому-то больно — это абсолютное табу. Когда, скажем, в школе травят какого-то ребенка, то одни это делают физически, а другие над ним смеются — и еще неизвестно, кто делает больнее. Поэтому, как только ты заметил, что твой смех, твоя веселость задевает другого, ты должен тут же остановиться.
Лекарство не должно стать ядом
— Но ведь очень часто в периоды наибольшей концентрации боли — во время революций, войн, каких-то всенародных лишений именно чувство юмора и готовность посмеяться над трагической ситуацией оказывались спасительными. Ведь если растянувшуюся на годы трагедию еще и воспринимать трагически, то просто не выживешь. И вряд ли в окопах Великой отечественной войны шутки были благообразными, скорее, как раз «ниже пояса». Где тут грань допустимого?
— Я вам как педагог скажу: в каждой группе людей всегда происходит распределение ролей: хороший, плохой, веселый. И действительно, чем ситуация острее, чем она трагичнее, тем эти роли более выпуклы, более объемны. Но вопрос об уместности смеха в той или иной ситуации это не снимает.
— То есть последней умирает не надежда? Последним умирает чувство юмора?
— Да. Мне, правда, по большей части советовали быть посерьезнее, но в каких-то ситуациях я понимаю, что мне бы надо было улыбнуться, а я слишком серьезно ко всему отнесся.
— И все-таки вопрос об уместности остается?
— Этот вопрос вообще очень актуален. Знаете, поговорку: «Что русскому хорошо, то немцу — смерть»? То есть, что для одного человека — в поведении, в манере держаться, в манере говорить — уместно, для другого может оказаться недопустимым. Так и со смехом: один скажет — и это будет необидно, уместно и смешно, а другой вроде бы сказал то же самое — и всех обидел.
Во всяком случае крылатая фраза: «Если Бог на первом месте, то все остальное — на своем», справедлива и в обратном порядке: если ты не чувствуешь, уместно это или неуместно — значит, у тебя Бог пока не на первом месте. Даже если ты сам думаешь по-другому.
А ведь в жизни бывает и так: приходит ко мне на исповедь женщина и рассказывает, что однажды, когда она стояла на молитве, у нее с подоконника упал кот, повалив цветок, еще что-то, да так, что ее разобрал смех — и это она сочла грехом и пришла исповедовать.
— А это грех?
— Я ее убеждал, что не грех. Ну, упал кот, смешно, ну, остановилась, посмеялась — что здесь греховного? А знаете, что она мне сказала? Я, говорит, потом пять раз пыталась читать эту молитву и каждый раз в том месте, на котором кот упал, меня снова разбирал смех. Вот в этом-то она и видела грех. Я ей: «Да нет в этом греха. Неужели вы думаете, что Бог на Вас за это разгневается?» «Нет, — отвечает, — не разгневается. Но я-то теперь молиться не могу». «Ладно, — говорю, — успокоитесь, просто какое-то время не читайте эту молитву вообще, пока этот случай с котом не забудется». Такие вот бывают коллизии.