на сколько можно опоздать на намаз

Что делать при опоздании на намаз

Совершение фард намазов джамаатом имеет большое значение в исламе, так как способствует объединению мусульман, увеличению награды и принятию молитвы Всевышним. Однако при совершении коллективной молитвы возникают нюансы, в которых трудно разобраться не сведущим людям. Одним из таких нюансов является вопрос, а что делать при опоздании на намаз?

1-я ситуация

на сколько можно опоздать на намаз

Если вы молитесь в одиночку, но затем люди собрались на джамаат намаз то надо действовать в соответствии со следующими ситуациями:

2-я ситуация

на сколько можно опоздать на намаз

Если вы пришли в мечеть, либо другое место и люди уже молятся джамаатом, то надо действовать следующим образом:

Оставшиеся не совершенными в джамаате ракааты опоздавший после таслима (приветствия) имама, не давая салам направо и налево, доделывает сам. Например, с имамом он успел совершить один ракаат вечернего намаза, остальные же два ракаата он доделывает в одиночку и т.п.

Кроме того, когда опоздавший следует за джамаатом возникают ситуации, при которых приходится читать больше ташаххудов, чем имеется в намазе совершаемом изначально. Например, вы опоздали на магриб намаз и успели совершить только один ракаат с имамом и соответственно вместе с ним прочитали ташшахуд, который для него был последним, а для вас оказался после первого ракаата. После салама имама вы встаете и совершаете второй ракаат за которым читаете ташаххуд, так как это место для его чтения. Затем совершается третий ракаат и читается последний ташаххуд. В данной ситуации вы прочитали три ташаххуда, по одному после каждого ракаата. В этом нет ничего страшного, так как, присоединяясь к джамаату, вы должны следовать за имамом, а доделывая оставшиеся ракааты вы уже должны читать ташаххуд на своем месте.

на сколько можно опоздать на намаз

Мусульманские праздники и памятные дни 2021

Мусульманские праздники и знаменательные памятные даты в нынешнем 2021 году по миляди (1442 –1443 года по Хиджре) выпадают на следующие даты: 13 февраля (1 раджаба).

на сколько можно опоздать на намаз

Как избавиться от посторонних мыслей во время намаза

Огромное значение в намазе имеет духовное состояние молящегося, который должен знать перед кем стоит, и быть чрезвычайно смиренным. Аллах Всевышний говорит в Священном.

на сколько можно опоздать на намаз

Время полуденного намаза (Зухр)

Дневной намаз или зухр («полдень») намаз – это второй намаз из пяти обязательных молитв вмененных в обязанность каждому мусульманину в ночь вознесения Пророка.

Источник

Могу ли я читать намаз, когда до следующего намаза осталось всего пять минут?

на сколько можно опоздать на намаз

Вопрос:

Могу ли я начать совершать зухр-намаз, когда до наступления намаза аср осталось пять минут?

Ответ:

Одним из обязательных условий всех пяти фарз- намазов является совершение намаза именно в тот отрезок времени, который отведён на его совершение. Например, человек не может совершить обеденный (зухр) намаз до тех пор, пока не наступит период, который отведён для его совершения. Следовательно, время совершения того или иного фарз-намаза начинается с момента наступления этого отрезка времени и заканчивается с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Отрезок времени, отведённый на совершение утреннего намаза, начинается с истинного рассвета, то есть сразу после времени ночного намаза, но заканчивается не с наступлением времени следующего намаза, то есть обеденного, а с восходом солнца.

Исходя из этого, в любой момент этого отрезка времени человек может совершить тот или иной фарз-намаз, относящийся именно к этому отрезку времени. А если человек не успеет совершить намаз вовремя, то он в любом случае должен возместить его. А в какое именно время он должен возместить пропущенный намаз, зависит от причины, по которой он не успел совершить его вовремя.

В любом случае каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам и стараться совершать их сразу же, как наступает их время – в начале отрезка времени, отведённого для них. Нельзя откладывать намаз без уважительной причины до тех пор, пока не останется времени, достаточного завершить весь намаз. Но не будет греха в том, чтобы начать намаз в тот момент, когда до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое он может завершить свой намаз, но удлинённый намаз уже не уложится в этот отрезок.

В книге «Аль-Маджмуʻ Шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишется следующее:

«Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведенного на его совершение, если остается время, достаточное для завершения всего намаза до окончания отрезка времени. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя».

То есть если всё-таки вышло так, что у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, должен как можно скорее начать совершать намаз. Если человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ

«Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя». (Бухари 579, Муслим 608)

Однако всё вышесказанное не означает, что можно откладывать намаз на самый последний момент. Ни в коем случае нельзя этого делать. Речь идёт об исключительных случаях, когда человек по веским причинам не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого на его совершение. Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам, стараясь совершать их сразу же, как наступает время, отведённое для него.

Источник

Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять?

на сколько можно опоздать на намаз

Что делать, если пропустил намаз?

Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:

Можно ли перенести или пропустить намаз?

Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:

В каких случаях можно пропустить намаз?

«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб.

Аль-Бухари 598, Муслим 209

Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней».

Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами».

Ан-Ниса, 101-й аят из 176

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами».

«Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий».

Когда следует совмещать два намаза?

Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера:

Пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними».

Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

Как возместить пропущенный намаз?

Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

Правила восполнения

Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?

Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними».

Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».

В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?

Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

Считается достоверным хадис:

«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее».

Как молиться людям с плохим здоровьем?

Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз».

Источник

Что делать при опоздании на намаз

Для правильного совершения молитвы важно знать не только его фардовые (обязательные) части, сунну, время и порядок её совершения. Значение приобретают также мелкие по своему содержанию вопросы, которым, тем не менее, необходимо уделять пристальное внимание.

Одним из таких аспектов выступает присоединение верующего к коллективной молитве. Здесь необходимо держать в уме несколько моментов, которые являются общими для всех мазхабов.

Опоздание на молитву

Для начала рассмотрим ситуацию, когда верующий начал читать в одиночку фардовую часть дневной или ночной молитвы. Если во время выполнения первого ракаата прозвучит икамат для намаза с джамаатом, то молящемуся следует тут же закончить свою индивидуальную молитву и примкнуть к общине. Если в аналогичной ситуации, только применительно к утреннему или вечернему намазу, до верующего, находящегося в первом ракаате молитвы, донесётся звук икамата для молитвы с коллективом, то у него есть два возможных варианта действий. Первый – если он дошёл за время чтения икамата до земного поклона второго ракаата, то он должен завершить молитву один и не присоединяться к общине. Второй – если земной поклон второго раката ещё не наступил, то следует прервать индивидуальную молитву и примкнуть к джамаату.

Если же верующий совершает третий ракаат фардовой части дневного либо ночного намаза и в этот момент звучит икамат для этой молитвы с общиной, то здесь также возможны две ситуации. Согласно первой, если верующий уже успел уйти на земной поклон третьего ракаата, то он завершает свой намаз полностью, но потом присоединяется в джамаату с тем, чтобы совершить вместе с ним добровольную молитву (нафль). Согласно второй, если земной поклон третьего ракаата ещё не сделан, то индивидуальная молитва должна быть прервана, а молящийся немедленно должен присоединиться к коллективной молитве.

Это же самое правило действует в отношении предвечернего намаза, но с небольшим нюансом. Если молящийся на третьем ракаате ещё не выполнил земной поклон, то необходимо быть вместе с джамаатом, а значит – прервать свою индивидуальную молитву. Однако если земной поклон уже сделан, то верующий просто завершает свою молитву, но к джамаату для совершения нафль-намаза не присоединяется. Это связано с тем, что выполнять добровольные молитвы в это время (после предвечернего намаза) является нежелательным действием (макрух).

Теперь обратим внимание на то, что делать в случае чтения сунната обязательных молитв, которые предшествуют фардовым частям, когда звучит икамат на коллективный намаз или к пятничной проповеди приступает имам. В этих случаях молящийся должен прервать молитву и присоединиться к джамаату. При этом намаз, который оказался прерванным, следует восполнить позже. В частности, в случае с дневной молитвой четыре ракаата сунны нужно прочитать уже после двух ракаатов последней сунны.

Здесь следует отдельно отметить ситуации с утренней молитвой. Когда верующий, опоздавший на начало коллективного выполнения фардовой части намаза, понимает, что он может успеть совершить два ракаата сунны, то он читает этот намаз. Однако если джамаат уже близок к концу совершения, то верующий тут же должен присоединиться к общине. Два ракаата сунны он восполняет уже после фарда.

Необходимо отметить, что во всех вышеперечисленных ситуация, когда молящемуся нужно прервать молитву, он может воспользоваться двумя способами. Первый – он садится и делает приветствие в обе стороны. Второй – молящийся стоит на месте, также делает приветствие в обе стороны и с намерением совершить намаз присоединяется к джамаату.

Осквернение во время намаза

Не менее важным вопросом в контексте выполнения молитвы является нарушение тахарата (вуду) во время совершения намаза. При такой ситуации верующий должен мгновенно оставить молитву и пойти брать тахарат. Если он не будет ни с кем разговаривать и сохранит молчание в этот временной промежуток, то он сможет продолжить молитву с того места, где она была прервана.

Если осквернение во время молитвы произошло у имама, то он должен поставить кого-нибудь из джамаата вместо себя. Этот человек далее завершает намаз. Именно поэтому за Пророком Мухаммадом (с.г.в.) во время молитвы всегда стояли люди, достигшие совершеннолетия и отличающиеся здравоумием (Муслим).

Если имам вывел в качестве своего заместителя в молитве человека, который опоздал на неё, то он должен провести молитву практически до самого конца, но вывести на приветствие вместо себя кого-то другого.

Если во время выполнения молитвы человек попадает в состояние большого осквернения (портится гусль), теряет рассудок либо сознание, то ему нужно перечитывать молитву заново. В этом случае сохранение молчания не выступает в качестве облегчающего фактора.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Тонкости намаза опоздавшего на джамаат

Иногда случается так, что спешишь на намаз, хочешь его совершить джамаатом, но выходит непредвиденное обстоятельство и опаздываешь на начало намаза. Как поступить в случае, если пропущена первая часть молитвы или сунна полностью, какие бывают случаи и как правильно по Исламу продолжить намаз-джамаатом?

Для начала разберемся в терминах. Верующего, который совершил намаз полностью вместе с имамом называется «мудрик».

Если кто-то приступил к намазу вместе с имамом, но в силу непредвиденных обстоятельств не совершил весь намаз или часть намаза с общиной, его называют «лахик». Человека, присоединившегося к имаму не в начале намаза, а после руку’ 1-го ракаата, или во 2-ом, 3-ем или 4-ом ракаатах, называют «масбук». Эти термины нам нужно знать для того, чтобы понимать литературу на эту тему.

Итак, изучим подробнее суть каждой ситуации, в которую может попасть верующий.

Положение совершившего коллективный намаз полностью (мудрик)

Нам известно, что совершившего намаз, следуя за имамом, от начала до конца называют «мудрик».

Также мудриком называется тот, кто успел присоединиться к джамаату во время совершения руку’ первого ракаата. Он произносит «такбиру ифтитах» в положении стоя и сразу совершает поклон, и этот ракаат ему засчитывается.

В случае, если кто-то начал один совершать фард намаз, и рядом мусульмане встали тот же намаз джамаатом, то, если он еще не совершил сажда, может прервать намаз и встать за имамом, чтобы удостоиться саваба за совершение намаза джамаатом (коллективный намаз достойнее намаза в одиночку в 27 раз ). Такое присоединение к коллективному намазу расценивается как мустахаб. Но если этот человек уже совершил сажда, и если это намаз субх или магриб, то и в этом случае можно прервать совершаемый намаз и встать за имамом. Однако если выполнено второе сажда этих намазов, то намаз прерывать нельзя, а нужно завершить его самостоятельно. Потому что в это время, кроме сунны утреннего намаза, нельзя совершать другие нафиль намазы. Если это намаз зухр, аср или иша, которые состоят из 4-х ракаатов, то доводят количество совершенных намазов до 2, а затем садятся на ташаххуд, отдают «салям» и присоединяются к имаму. Первые два совершенные ракаата перейдут в разряд нафиль намаза. Если совершается 3-ий ракаат такого намаза (зухр, аср или иша), и если еще не совершили сажда, можно стоя или сидя отдать «салям» и присоединиться к имаму. Два ракаата, совершенные в одиночку, станут нафилем. Но если совершено сажда 3-го ракаата, то необходимо полностью завершить этот намаз и, тем самым, выполнить обязательные предписания. Если намаз, совершенный в одиночку, был зухр или иша, то после завершения фарда можно встать за имамом. Намаз, совершенный вместе с имамом, будет считаться нафилем. Если совершается намаз аср, то нельзя присоединиться к имаму, так как совершение нафиль-намаза после намаза аср считается макрухом.

Если кто-то начал совершать нафиль-намаз, и рядом начали совершать намаз общиной, он может выполнить два ракаата нафиль, затем отдать «салям» и присоединиться к джамаату. Если он начал 3-й ракаат, то не должен прерывать его и совершить 4-ый ракаат. Если же выполняющий нафиль-намаз опасается не успеть к намазу джаназа, он может прервать намаз и присоединиться к джамаату для выполнения джаназа-намаза, а нафиль восполнить потом, так как намаз джаназа нельзя возместить.

Если кто-то, заметив, что люди начали совершать намаз субх общиной, уверен, что сможет успеть совершить сунну и присоединиться к джамаату, он может быстро выполнить сунну намаза субх. Причем, можно пропустить чтение «Субханака», «А’узу и бисмиллях» и прочитать только суру «аль-Фатиха», а совершая руку’ и сажда, прочитать по одному тасбиху. Затем нужно последовать за имамом, но если же нет полной уверенности, что успеет, то тогда сунну можно не выполнять. Также не следует восполнять эту сунну позже, как када. Если же, невзирая ни на что, начали совершать сунну, то прерывать ее не стоит, следует полностью завершить намаз. Человек, заметивший, что мусульмане начали джамаатом совершать намаз зухр, или аср, присоединяется к имаму, не выполняя сунну, но затем должен сделать када 4-х ракаатов сунны намаза зухр. Если же это намаз аср, то када сунны, вследствие нежелательного для намазов промежутка времени, не делают. Что касается сунны намаза иша, то так как этот намаз относится к разряду гайри-муаккада, можно совершить его позже, но можно и не совершать. Все остается на усмотрение мусульманина.

Положение не совершившего коллективный намаз полностью (лахик)

Если кто-то приступил к намазу вместе с имамом, но в силу непредвиденных обстоятельств не совершил весь намаз или часть намаза с джамаатом, его называют «лахик». Например, начав намаз вместе с имамом, вдруг внезапно заснул, впал в забытье, или у него нарушилось вуду, или возникла другая сложность. Подобные случаи могут возникнуть как по уважительной причине, так и явиться результатом оплошности или лени. Если кто-то из-за того, что имам раньше сделал руку’ и сажда, пропустил все или некоторые ракааты, позже может сделать када, то есть, восполнить их.

Положение лахика (Хукмуль-лахик). Его касаются те же правила, что и пропустившего некоторые ракааты, но при этом изначально последовавшего за имамом. В результате этого данный человек, делая када пропущенных ракаатов, Коран не читает и не делает сажда саху, так как тот, кто следует за имамом, не может делать сажда саху за личные ошибки. При этом не меняется обязательность выполняемого намаза. Если кто-то находится в пути, и в это время сделает намерение остаться на некоторое время в какой-либо местности, то теперь он будет совершать намазы полностью. Если это возможно, лахик должен постараться восполнить пропущенные ракааты или рукны и затем, последовав за имамом, отдает «салям». Например, если человек, стоящий за имамом, во время выполнения 1-го ракаата внезапно заснет, и проснется в момент совершения имамом сажда, он должен сразу же совершить руку’ и затем догнать имама. Если лахик поймет, что не сможет успеть за имамом, он должен сразу встать в ту же позу, что имам, и пропущенные ракааты или рукны возместить позже, после завершения намаза имамом.

А также, если у того, кто последовал за имамом, во время выполнения 4-го ракаата из носа потечет кровь, то, не совершая никаких действий, нарушающих намаз, он должен сразу выйти из ряда, совершить омовение и тут же присоединиться к имаму. Если имам уже завершил намаз, он, как будто стоя за имамом, но при этом ничего не читая, может самостоятельно завершить 4-ый ракаат. Так как считается, что лахик в это время находился за имамом. Если у того, кто совершает намаз за имамом, вуду нарушилось в 3-м ракаате, и он, совершив вуду, успеел присоединиться к имаму в тот момент, когда тот выполнял 4-ый ракаат, то он должен сначала совершить без кыраата 3-ий ракаат и только потом встать за имамом, вместе с ним совершить 4-ый ракаат, отдать «салям» и завершить намаз. Если этот человек поймет, что не сможет успеть завершить намаз вместе с имамом, он может сразу последовать за ним, но как только имам отдаст «салям», встать и самостоятельно, без кыраата, выполнить 3-ий ракаат и отдать «салям».

Если имам из-за какой-либо допущенной ошибки собрался делать сажда саху, а лахик не закончил свой намаз, последнему не стоит делать сажда саху вместе с имамом. Ему необходимо сначала завершить свой намаз и затем сделать сажда саху. С другой стороны, в силу того, что все вышеописанные действия представляют значительную сложность для практического выполнения, ученые считают, что для лахика желательно начать намаз сначала.

Положение опоздавшего на коллективный намаз («Масбук»)

Человека, присоединившегося к имаму не в начале намаза, а после руку’ 1-го ракаата, или во 2-ом, 3-ем или 4-ом ракаатах, называют «масбук». Но если кто-то присоединился к имаму после руку’ последнего ракаата, то этот человек считается опоздавшим на весь намаз полностью.

Положение масбука укмуль-масбук). Он подобен тому, кто, начав восполнять пропущенные намазы, стал выполнять намаз один. Он должен прочитать «Субханака», произнести «а’узу» и «бисмиллях», и затем начать намаз, так как этот человек восполняет начало пропущенного намаза. Следовательно, если он не сделает кыраат, его намаз будет считаться недействительным.

Время чтения «Субханака». Если это такие намазы, как зухр и аср, которые читаются про себя, то «субханака» читают после произнесения «такбиру ифтитах». Если масбук присоединился к имаму, который совершает кыраат вслух, то, согласно авторитетному мнению, ему не стоит читать «Субханака» вместе с имамом. В тех ракаатах, которые нужно восполнить, «субханака» читают так же, как в начале намаза перед кыраатом «А’узу-бисмиллях».

Теперь рассмотрим, как эти знания можно применять на практике.

Варианты ситуаций:

1. Масбук, последовавший за имамом, начиная со 2-го ракаата намаза субх, произносит такбир и замолкает. Вместе с имамом в последнем сидении читает «ат-Тахийят», и как только имам отдает «салям», он должен встать и приступить к выполнению пропущеннего 1-го ракаата. После «Субханака» нужно прочитать «А’узу-бисмиллях», «аль-Фатиху», суру или аяты из Корана, затем, садясь после руку’ и сажда, прочитать «ат-Тахийят», «салли-барик» и «Раббана атина…». После всего отдать «салям».

2. Тот, кто последовал за имамом, начиная со 2-го ракаата намаза магриб, для совершения первого ракаата должно делать то же, что в пункте 1. Кто присоединился к имаму в последнем ракаате, сначала читает «Субханака», затем вместе с имамом садится для «ташаххуда», после этого встает и сначала читает «Субханака», «А’узу-бисмиллях», «аль-Фатиха» и несколько аятов из Корана. Потом совершает руку’ и сажда, садится и читает «ат-Тахийят». После чего, сказав «Аллаху акбар» и прочитав только «бисмиллях», «аль-Фатиху» и несколько аятов из Корана,совершает руку’, сажда и, сделав «последнее сидение», отдает «салям» и завершает намаз. В этом случае ташаххуд выполняется три раза. Но если масбук по ошибке не будет сидеть в конце 2-го ракаата, то ему можно не делать «сажда саху», так как, с другой стороны, этот ракаат совершается вместо 1-го ракаата.

3. Кто присоединился к имаму в последнем ракаате 4-х ракаатного

намаза, тот, совершив вместе с имамом ташаххуд, встает и читает «Субханака», «А’узу-бисмиллях», «аль-Фатиха» и суру или аяты из Корана. После выполнения руку’ и сажда он садится и, прочитав «ат-Тахийят», встает и читает только «бисмиллях», «аль-Фатиха» и суру или аяты из Корана, совершает руку’, сажда, встает и вновь читает только «бисмиллях» и «аль-Фатиху», совершает руку’ и сажда, тем самым совершив один ракаат, выполняет последнее сидение, читает «ат-Тахийят», «Салли-барик», «Раббана атина…» и отдает «салям».

4. Кто присоединился к имаму в 3-м ракаате 4-х ракаатного намаза, вместе с имамом в последнем сидении читает только «ат-Тахийят», затем один

встает и читает «Субханака», «А’узу-бисмиллях», «аль-Фатиха» и суру или аяты из Корана. Потом совершает руку’ и сажда, затем встает и читает «бисмиллях», «аль-Фатиху», суру или аяты из Корана и потом, выполнив руку’ и сажда, садится для последнего сидения, читает «ат-Тахийят», «Салли-барик», «Раббана атина…» и, отдав «салям», завершает намаз.

5. Человек, присоединившийся к имаму во 2-м ракаате 4-х ракаатного намаза, совершает вместе с имамом 3 ракаата и после совместного выполнения ташаххуда встает и читает «Субханака», «А’узу-бисмиллях», «аль-Фатиху» и суру или аяты из Корана. Затем совершает руку’ и сажда, выполняет последнее сидение и, отдав «салям», завершает намаз. Что касается того, кто успел присоединиться к имаму в момент, когда тот находился в положении «руку’», он считается не масбуком, а лахиком, то есть, человеком, который успел присоединиться к имаму в начале намаза. Однако ракаат того, кто присоединился к имаму после совершения им руку’, не засчитывается. Поэтому, после того как имам отдаст «салям», нужно встать и возместить ракаат.

Положения, когда масбук может подняться еще до завершения намаза имамом

Если кто-то, посидев промежуток времени «ташаххуд», встанет для возмещения пропущенных ракаатов еще до того, как имам отдаст «салям», он совершит ошибку, ибо это является макрухом. Но при некоторых обстоятельствах масбуку позволяется встать раньше имама:

а) Если мучают сильные позывы к отправлению естественных надобностей.

б) Окончание срока действия масихов.

в) Если у «мазура» (лицо с уважительной причиной) возникло опасение, что подходит к концу время, во время которого его вуду считается

г) Если при совершении намаза «джума», есть верояность завершения имамом намаза после наступления времени намаза аср.

д) Если во время совершения намаза субх есть вероятность восхода

солнца, или во время выполнения праздничных намазов может наступить время намаза зухр. В этих случаях масбук, посидев такой промежуток времени, который достаточен для ташаххуда, может встать еще до

Если человек, присоединившийся к имаму после 1-го ракаата, когда встанет для возмещения пропущенных ракаатов, не может вспомнить

какое количество ракаатов надо возмещать, то ему позволяется следить

краем глаза за действиями другого масбука, который так же, как и он,

позже других присоединился к имаму.

По мнению Абу Ханифы, во время совершения праздничных намазов масбук должен прочитать такбиру ташрик вместе с имамом, а затем,

встав на ноги, восполнить пропущенные ракааты. Но, согласно взглядам другого муджтахида (факиха), человек, выполняющий намаз индивидуально, не обязан читать такбиру ташрик. В нашем случае, масбук подобен не тому, кто совершает намаз в одиночку, а тому, кто выполняет намаз с имамом.

Если масбук закончил чтение «ат-Тахийят» еще до того, как имам отдал «салям», он обязан еще раз прочитать «калимаи шахадат». Однако согласно другому мнению, масбук в этом случае должен молчать. Лучше всего в этом случае масбуку медленно читать «ат-Тахийят».

Если имам по ошибке встанет для совершения 5-го ракаата, и масбук, следуя за ним, также встанет, но потом выяснится, что имам выполнил последнее сидение после 4-го ракаата, то намаз масбука из-за вставания станет недействительным. Если же окажется, что имам не совершил последнее сидение, то пока он (имам) не совершит сажда 5-го ракаата, намаз масбука не нарушается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *