на перевал 1б категории трудности можно заехать на коне

На перевал 1б категории трудности можно заехать на коне

Этот материал будет полезен прежде всего, руководителям горных походов. На основе данной методики осуществляется оценка фактической категории сложности пройденных перевалов в соответствии с общепринятой классификацией.

Материал опубликован в книге «ВЫСОКОГОРНЫЕ ПЕРЕВАЛЫ» (Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня) в разделе «Методические указания». Книга издана в 2007 г.
Ниже приведены основные выдержки из вышеупомянутого раздела.

В туризме приняты шесть полукатегорий трудности перевалов — от 1А до ЗБ. Следует заметить, что туристская классификация перевалов не всегда совпадает с альпинистской шкалой трудности вершин.

Для оценки трудности перевалов разработана специальная методика, в основу которой положены такие определяющие признаки, как характер наиболее сложных участков, необходимые для преодоления перевала техника, тактика передвижения и особенности мест ночлегов, количественные характеристики (протяженность непрерывной страховки, число точек страховки), необходимое специальное снаряжение.

Категория трудности перевала определяется совокупностью всех этих признаков и не зависит от географического положения, высоты и других факторов. В классификационные признаки не входят потенциальные опасности (лавины, камнепады и др.), так как, определяя выбор пути и тактику движения, они сами по себе не характеризуют трудность перевала.

Увеличение протяженности участков, характерных для перевалов данной категории трудности, не влекущих за собой качественного усложнения маршрута и техники их прохождения, не дает оснований для повышения категории трудности перевала.
Перевалы, категория трудности которых может повышаться на подкатегорию при неблагоприятных метеорологических условиях (например, открытые участки льда в малоснежный год, образование карнизов, усложнение ледопадов), отмечены знаком *.

Таблица оценки трудности препятствий

Категория трудности перевалов

Характер наиболее сложных участков пути

Техника и условия передвижения и биваков

Общее время преодоления перевала. Кол-во
точек страховки (n). Длина определяющего участка (L)

Необходимое специальное снаряжение

Простые осып-ные, снежные и скальные склоны крутизной до
30°, пологие (до 15°) ледники без трещин, крутые травянистые
склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп
на подходах

Простейшая индивидуальная техника передвижения; самостраховка
альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на
подходах может потребоваться страховка с помощью веревки.
Ночевки в лесной или луговой зоне в палатках

Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страхо-вочные
пояса, грудные обвязки и карабины на каждого участника. 1-2
основные веревки на группу

Несложные ска-лы, снежные и осыпные склоны средней крутизны
(от 20° до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах,
обычно покрытые снегом, закрытые ледники с участками скрытых
трещин

Простейшая кол-лективная техника: одновременное движение
в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на
склонах и при переправах. Ночевки в палатках на удобных площадках
на границе ледниковой зоны

Не более одного дня n=до 5

участки, включающие восхождения или фрагменты траверса

1Б к.тр. по альп. классификации

Ботинки на риф-леной подошве, альпенштоки или ледорубы (1-2
на группу обязательно), страховочные пояса или грудные обвязки
и карабин на каждого участника. Основные веревки по одной
на каждые 3-4 человека. Крючья скальные и ледовые (3-4 на
группу), скальный или ледовый молоток

Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20°
до 45°), закрытые ледники и несложные ледопады

Более сложная индивидуальная и коллективная техника: попеременная
или групповая (перильная) страховка, использование кошек или
рубка ступеней, может потребоваться крючьевая страховка. Возможны
ночлеги в ледниковой зоне

L=до 80-100 м (2-3 веревки подряд).

Участки, включающие восхождения или фрагменты траверса

2А к.тр. по альп. классификации

Кроме перечисленного для перевалов 1Б категории трудности,
кошки на каждого участника, крючья в необходимом количестве
и ассортименте

Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней
сложности, возможны короткие (до 10—15 м) стенные участки;
ледопады средней сложности

Применение всего наиболее распространенного арсенала технических
приемов: перильная или попеременная страховка, применение
крючьев;

движение переднего на подъеме без рюкзака;

Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне, иногда
на перевале или поблизости от него

L= до 200 м (3-5 веревок подряд).

Участки, включающие восхождения или фрагменты траверса

2Аск, 2Блд или комб. к.тр. по альп. клас-сификации

Кроме перечисленного для перевалов 2А категории трудности,
страховочные системы вместо грудных обвязок, тормозные устройства
для спуска по веревке и желательно зажимы для подъема. Вспомогательная
веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска

Крутые (от 45° до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны
зна-чительной протяженности, стенные участки до 1-2 веревок
подряд; сложные ледопады

Применение разно-образных приемов передвижения и страховки
на про-тяженных участках, включая применение искусственных
точек опоры, лесенок, и др. специальных приемов движения и
т. д.

Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута.
Тактика приобретает преоб-ладающее значение для успеха прохож-дения.
Неизбежны неоднократные ноч-леги в ледовой зоне.

(до 10 вере-вок подряд)

участки, включающие восхождения или фрагменты траверса

2Бск, 3Алд или комб., до 4Бсн-лд к.тр. по альп. классификации

Кроме перечис-ленного выше снаряжения, реко-мендуется применение
жумаров для подъема по веревке; основных и вспомогательных
веревок длиной 60—80 м; может потребоваться применение якорных
крючьев, лесенок, закладок, якорей и крючьев, извлекаемых
при спуске

То же, что и для ЗА, но при большой протяженности сложных
участков, разнообразном их ха-рактере или предельной сложности,
включая стены крутизной 60° и более

Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой
страховки в течение многих часов и даже суток, специальной,
рассчитанной на пре-одоление данного перевала подготовки,
отличного владения техникой всеми участниками, безупречной
тактики. Возможно отсутствие удобных мест для ночевок, требующее
организации “сидячих” или “висячих” биваков

Не менее двух суток n=более 30 L=500 м и более (более 10
веревок подряд)

участки, включающие восхождения или фрагменты траверса

4Аск, 4Б комб., 5Асн-лд к.тр. по альп. классификации

То же, что и для ЗА. Может потре-боваться снаряжение, специаль-но
подготовленное для преодо-ления конкретного перевала3Б*(4)То же, что и для 3Б,
включая сложные скаль-ные стены, экст-ремальные ледовые участки,
ледопады большой протяженностиТо же, что и для 3Б,
включая участки траверса большой протяженности, техническую
работу и биваки на большой высоте (выше 6000 м)Не менее 3-х суток
n=более 50 L=500 м и более (более 10 веревок подряд) участки,
включающие восхождения или фрагменты траверса не проще 4Бск,5Акомб.,
5Бсн-лд к. тр. по альп. классификацииТо же, что и для ЗБ.
Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для
преодоления конкретного перевала

Примечания:

1. Приведенные в графах 2, 3 и 4 техническая сложность участков и способы их преодоления характерны только для данной категории трудности перевалов и не встречаются при преодолении перевалов предшествующих категорий. Наличие участков со сложностью, указанной в предыдущих категориях, подразумевается при любой их протяженности.

2. За число точек страховки n принимаются все места (позиции) закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами или петлями, скальных выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и т. д., необходимые для навески перил и для страховки идущего первым на подъеме и последнего при спуске.

3. Для прохождения перевалов любой категории трудности в зимних условиях или при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь: лавинные шнуры (20 м) на каждого участника и лавинные лопаты по одной на каждые 2—3 человека.

4. Данные по продолжительности прохождения ориентированы на группы 6-8 человек со средней технической подготовкой для преодоления конкретного препятствия. При уменьшении состава (до 4-х человек) и более высокого уровня подготовки это время может сокращаться.

5. Техническая сложность участков определяется на подъем. При спусках категория трудности таких участков в большинстве случаев должна учитываться на пол категории ниже. На это следует обращать внимание особенно при оценке прохождения односторонних перевалов.

на перевал 1б категории трудности можно заехать на конеОфициальные документы, Туристская подготовка | Андрей Вольф | на перевал 1б категории трудности можно заехать на коне16/01/2011 16:01

Источник

Жми! Если хочешь.

Календарь событий

Турклуб

Таблица оценки трудности перевалов

Таблица оценки трудности перевалов

Примечания к таблице:

1. Приведенные в графах 2, 3 и 4 техническая сложность участков и способы их преодоления характерны только для данной категории трудности перевалов и не встречаются при преодолении перевалов предшествующих категорий. Наличие участков со сложностью, указанной в предыдущих категориях, подразумевается при любой их протяженности.

2. За число точек страховки n принимаются все места (позиции) закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами или петлями, скальных выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и т. д., необходимые для навески перил и для страховки идущего первым на подъеме и последнего при спуске.

3. Для прохождения перевалов любой категории трудности в зимних условиях или при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь: лавинные шнуры (20 м) на каждого участника и лавинные лопаты по одной на каждые 2—3 человека.

4. Данные по продолжительности прохождения ориентированы на группы 6-8 человек со средней технической подготовкой для преодоления конкретного препятствия. При уменьшении состава (до 4-х человек) и более высокого уровня подготовки это время может сокращаться.

5. Техническая сложность участков определяется на подъем. При спусках категория трудности таких участков в большинстве случаев должна учитываться на пол категории ниже. На это следует обращать внимание особенно при оценке прохождения односторонних перевалов.

Категория трудности перевалов

Характер наиболее сложных участков пути

Техника и условия передвижения и биваков

Общее время преодоления перевала. Кол-во точек страховки (n). Длина опре-деляющего участка (L)

Необходимое специальное снаряжение

Источник

Категории трудности перевалов

О категорийных перевалах и их прохождении

В спортивном туризме перевалом называется логичное для данного маршрута место перехода через водораздельную линию хребта. Таким образом, в спортивном туризме перевал — это далеко не всегда самое низкое и доступное место в гребне горного хребта или массива.

Многие спортивные перевалы проходятся не через самое низкое место в данной части гребня просто потому, что рядом (выше по гребню) — более простой и безопасный путь, например, в обход трудных скал и камнепадоопасных участков маршрута.

Известно множество спортивных перевалов, которые с точки зрения обывателя смотрятся как безумство: рядом простая удобная тропа через хребет, а туристы лезут на «отвесные скалы». Такие перевалы проходятся с целью повышения спортивного мастерства и подготовки к более сложным походам без выезда за пределы легкодоступных горных районов. Большое количество таких перевалов в последние годы пройдено на Кольском полуострове, Урале.

Классификация перевалов

В спортивном туризме перевалы классифицируются по категориям трудности, которые отражают сложность перевала при прохождении её туристами. Категория трудности определяется оценкой на основании нескольких признаков, характеризующих степень доступности перевала: высоты над уровнем моря, крутизны склонов, характер их поверхности, технические приёмы, применяемые при прохождении перевала, условия ночлегов. Сущетвуют 3 категории трудности, каждая из которых делится на полукатегории А и Б. Перевалы категории 1-А считаются самыми простыми, 3-Б — самыми сложными. Перевалы, сложность которых ниже 1-А, принято классифицировать как некатегорийные. Перевалы, сложность которых может возрастать на полукатегорию в зависимости от погодных и других условий (снегопад, внезапное обледенение склонов и проч.), принято дополнительно классифицировать «звёздочкой». Например, 2-А*.

В «Перечне классифицированных перевалов высокогорья» и «Перечне классифицированных перевалов среднегорья» для каждого перевала указываются его местоположение, название, высота над уровнем моря, категория трудности для разных времён года, реки и ледники по обеим сторонам перевала, особенности прохождения, препятствия, опасности. Категория трудности для каждого перевала периодически переоценивается специально создаваемой комиссией.

Таблица оценки трудности перевалов

КатегорияХарактер путиТехника преодоленияВремя преодоления.
Кол-во точек
страховки, N.
Длина участка, L.
Необходимое снаряжение
Простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°;
Пологие (до 15°) ледники без трещин;
Крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал;
Обычно наличие троп на подходах.
Простейшая индивидуальная техника передвижения;
Самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки, как правило, в лесной или луговой зоне.
Несколько часов
N = 0
L = 0
Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные пояса (грудные обвязки) и карабины на каждого участника.
1–2 основные веревки на группу.
Несложные скалы;
Cнежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом;
Pакрытые ледники с участками скрытых трещин
Простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на склонах и при переправах. Возможны ночевки на границе ледниковой зоны.Не более одного дня
N 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10–15 м) стенные участки; ледопады средней сложности.
Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев; движение первого на подъеме, а последнего на спуске без рюкзака, раздельный подъем и спуск рюкзаков; спуск по веревке дюльфером. Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне.Не менее суток
N = 5–20
L 30
L > 500 м,
>10 веревок подряд
То же, что и для 3А.
Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала.

Примечания:
* Под точками страховки подразумеваются места закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами, скальных выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и пр., необходимые для навески перил и для страховки идущего первым на подъеме и последнего при спуске.
* Наличие потенциально опасных участков (камнепады, лавины, ледовые обвалы) не влияет на категорию трудности перевала и должно учитываться в тактике прохождения и в подборе снаряжения.
* Для прохождения перевалов любой категории трудности в зимних условиях или при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь лавинные шнуры (20 м) на каждого участника и лавинные лопаты по одной на каждых 2–3 человек.

Источник

На перевал 1б категории трудности можно заехать на коне

на перевал 1б категории трудности можно заехать на коне

Количество категорий сложности во всех видах активного туризма 6. С возрастанием категории сложности похода увеличивается его трудность от I до VI (таблица 1). Категорию сложности маршрута определяют локальные препятствия, встречающиеся на его пути. В трекинге (горном туризме) – это перевалы, в водном туризме – пороги, в спелеотуризме – пещеры и т.д. В свою очередь, локальные препятствия могут также делиться на несколько категорий трудности. Категория сложности применяется в контексте похода в общем, а категория трудности – для локальных препятствий на туристском маршруте.

Таблица 1 – Нормативы походов в активном туризме

Категория сложностиIIIIIIIVVVI
Минимальная длительность, в днях6810131620
Вид туризмаМинимальная протяженность похода, км
Трекинг (горный туризм)100120140150160160
Велосипедный300400500600700800
Водный150160170180190190
Спелео (кол-во пещер)54-51-21-21-21
Пешеходный130160190220250300
Лыжный130150170210240300

В трекинге маршрут похода должен быть линейным или кольцевым и составлять не менее 75% от всего маршрута. Сделано это для того, чтобы в случае нехватки расстояния для зачета в МКК, туристы могли сделать радиальные выходы. «Радиалка» засчитывается в одну сторону, если возвращение по тому же пути.

Трудность восхождения в альпинизме определяется сложностью конкретного маршрута на горную вершину. Категорий сложности также 6, делящихся на 2 полукатегории А и Б (1А к.с. в альпинизме в зачет разряда не включена). Категории сложности маршрута определяются трудностью локальных участков, которых также 6 от I до VI. Существует и международная методика оценки трудности скальных участков UIAA – Союза международных альпинистских ассоциаций. Классификация представлена 11 к.т. от I до XI.

В трекинге локальными препятствиями в основном служат перевалы (таблица 2). Основных категорий 3, делящихся на полукатегории также как в альпинизме – А и Б. Существуют перевалы без к.т. – некатегорированные (на картах обозначаются н/к). В зачет похода в трекинге можно включать траверсы и восхождения на пики. Здесь необходимо правильно перевести альпинистскую категорию сложности в треккинг. Приблизительно это выглядит так:

ТреккингАльпинизм
2Б-3А
3Б-4А
4Б-5А(5Б)
6А-6Б(5Б)

Для оценки категорий трудности перевалов разработана специальная методика, в основу которой положены такие определяющие признаки:

– характер наиболее сложных участков перевала;

– необходимые для преодоления перевала техника, тактика передвижения и особенности мест ночлегов;

– количественные характеристики (время движения, число точек страховки);

В зачет маршрута любой к.с. входят несколько перевалов (таблица 2). Установлено минимальное количество перевалов той или иной трудности. При этом максимально количество перевалов в одном маршруте можно увеличить на 2. Туристская группа может включать перевалы любой трудности, не превышающей сложность похода. Стоит отметить, что, начиная с похода III к.с., у группы есть право самим решать, какой перевал пройти логичнее.

Таблица 2 – Нормативы категории сложности походов в трекинге

Категория сложности похода
IIIIIIIVVVI
Минимальное количество перевалов234567
Трудность перевалов
21
211
211
211
21*
2*

*в маршруте VI к.с. возможен вариант пер. 2Б – 1 шт, 3А – 3 шт, 3Б – 1 шт.

Сложность перевалов определяется следующим образом (таблица 3).

Таблица 3 – Критерии оценки трудности перевалов

(Таблица из книги «Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг.»)

К.т. перевалаХарактер наиболее сложных участков путиТехника и условия передвиженияОбщее время (t) преодоления перевала. Кол-во точек страховки (n). Длина определяющего участка (I)Необходимое специальное снаряжение
Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30° пологие (до 15°) ледники без трещин крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах.Простейшая индивидуальная техника передвижения самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки, как правило, в лесной или луговой зоне.Несколько часов.n = 0I = 0Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные пояса (грудные обвязки) и карабины на каждого участника. 1-2 основные веревки на группу.
Несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом: закрытые ледники с участками скрытых трещин.Простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на склонах и при переправах. Возможны ночевки на границе ледниковой зоны.Не более одного дня.n = до 5I = до 40-50 м.Ботинки на рифленой подошве, альпенштоки или ледорубы (1-2 ледоруба на группу обязательно), страховочные системы и карабины на каждого участника. По одной основной веревке на каждых 3-4 человек. Крючья скальные и ледовые (3-4 на группу), скальный и ледовой молоток.
Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20 до 45°) закрытые ледники и несложные ледопады.Более сложная индивидуальная и коллективная техника, попеременная или групповая (перильная) страховка, использование кошек или рубка ступеней может понадобиться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне.Не более сутокn = 5-10I = до 80-100 м. (2-3 веревки подряд)Кроме перечисленного для перевалов 1Б к.т. ледорубы и “кошки” на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассортименте. По одной основной веревке на каждых 2-3 человек.
Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м.) стенные участки ледопады средней сложности.Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев, движение первого на подъеме, а последнего на спуске без рюкзака, раздельный подъем и спуск рюкзаков спуск по веревке (дюльфер). Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне.Не менее суток.n = 5-20I = до 200 м (3-5 веревок подряд)Кроме перечисленного для перевалов 2А к.т., : тормозные устройства для, спуска по веревке и (желательно) зажимы для подъема. Вспомогательные веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска.
Крутые (от 45 до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности стенные участки до 1-2 веревок подряд сложные ледопады.Применение разнообразных приемов передвижения и страховки на протяженных участках, включая применение искусственных опор, лесенок, якорей и т.п. Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Тактика приобретает преобладающее значение. Неизбежны неоднократные ночлеги в ледовой зоне. Организация бивака может потребовать больших затрат времени и сил.До двух сутокn = 10-40I = от 200 до 500 м. (до 10 веревок подряд)Кроме перечисленного выше снаряжения, зажимы для подъема по веревке возможно использование основных и вспомогательных веревок увеличенной длины может потребоваться применение лесенок, закладок и крючьев, извлекаемых при спуске.
То же, что и для 3А, но при большей протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60° и более.Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой страховки в течение многих часов и даже суток специальной, рассчитанной на преодоление данного перевала, подготовки отличного владения техникой всеми участниками безупречной тактики. Возможно отсутствие мест для ночевок, что требует организации сидячих или висячих биваков.Не менее двух суток.n ≥ 30I = 500 м. и более (более 10 веревок подряд)То же, что и 3А к.т.. Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала.

В критерии оценки маршрутов на горные вершины входит:

– абсолютная высота вершины;

– крутизна склонов, характер рельефа;

– техническая сложность отдельных участков;

– общее количество участков различной степени сложности на пути к вершине;

– подходы и спуск с вершины не включаются в категорию сложности маршрута.

В общем-то, они схожи с оценкой перевалов. Сложность альпинистских маршрутов определяется так, как показано в таблицах 4 и 5.

Таблица 4 – Критерии оценки сложности маршрутов на горные вершины

К.с. вершиныХарактер склонов вершиныКатегория трудности участков на маршруте (подробно о к.т. см. в таблице ниже).Общее время (t) преодоления вершины. Кол-во точек страховки (n).
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 5000 м. Средняя протяжённость маршрута – 500 м, средняя крутизна – 10-25°.Основу составляют участки 0 к.т. Необходимо наличие участка I к.т. (скального: 20-30 м и более, или ледово-снежного: 80-100 м и более) или наличие нескольких участков II к.т. (каждый – 3-15 м скального или 30-40 м ледово-снежного характера).t от 1,5 до 8 ч.n = 0+
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6000 м. Средняя протяжённость маршрута – 550 м, средняя крутизна – 15-30°.Основу составляют участки 0 и I к.т. Необходимо наличие участка II к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 80-100 м).t от 2 до 10 ч.n = 0+
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6000 м. Средняя протяжённость маршрута – 550 м, средняя крутизна – 15-30°.Основу составляют участки 0 и I к.т. Необходимо наличие участка II к.т. (скального: 15-30 м и более, или ледово-снежного: 80-100 м и более) или наличие нескольких участков III к.т. (каждый – 3-10 м скального или 20-50 м ледово-снежного характера).t от 2 до 10 ч.n = 0-3
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6500 м. Средняя протяжённость маршрута – 600 м, средняя крутизна – 20-40°.Основу составляют участки I и II к.т. Необходимо наличие участка III к.т. (скального: 5-20 м, или ледово-снежного: 50-200 м).t от 3 до 10 ч.n = 1-3Возможен спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 6500 м. Средняя протяжённость маршрута – 600 м, средняя крутизна – 20-40°.Основу составляют участки I и II к.т. Необходимо наличие участка III к.т. (скального: 20-30 м, или ледово-снежного: 100-300 м) или наличие нескольких участков IV к.т. (каждый – 3-15 м скального или 50-100 м ледово-снежного характера).t от 3 до 10 ч.n = 2-6Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7000 м. Средняя протяжённость маршрута – 650 м, средняя крутизна – 30-50°.Основу составляют участки II и III к.т. Необходимо наличие участка IV к.т. (скального: 20-50 м, или ледово-снежного: 50-200 м).t ≥5 ч.n = 10-15+Возможно потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7000 м. Средняя протяжённость маршрута – 650 м, средняя крутизна – 30-50°.Основу составляют участки II и III к.т. Необходимо наличие участка IV к.т. (скального: 40-80 м, или ледово-снежного: 200-400 м) или наличие нескольких участков V к.т. (каждый – 3-15 м скального или 50-150 м ледово-снежного характера).t ≥6 ч.n = 10-20+В большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой до 7500 м. Средняя протяжённость маршрута – 700 м, средняя крутизна – 40-60°.Основу составляют участки III и IV к.т. Необходимо наличие участка V к.т. (скального: 10-40 м, или ледово-снежного: 100-400 м).t ≥6 ч.n = 15-20+В большинстве случаев потребуется организация ночлега на маршруте. Спуск по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 2000 м. Средняя протяжённость маршрута – 750 м, средняя крутизна – 45-70°.Практически нет участков I и II к.т. Основу составляют участки III и IV к.т. Необходимо наличие участка V к.т. (скального: 50 м, или ледово-снежного: 300-500 м) или наличие нескольких участков VI к.т. (3-20 м каждый).t ≥8 ч.n = 40-50+В большинстве случаев потребуется технически сложная организация ночлега на маршруте. Спуск только по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 3000 м. Средняя протяжённость маршрута – 800 м, средняя крутизна – 65-75°.Практически нет участков I-III к.т. Основу составляют участки IV и V к.т. Необходимо наличие участков VI к.т. (каждый – 20-40 м или более), суммарной протяжённостью не менее 200 м.t ≥3 дняn = 100+Требуется технически сложная организация ночлега на маршруте (в основном это сидячие или висячие места). Спуск только по веревке.
Скальный/снежно-ледовый или комбинированный маршрут, вершины высотой более 3000 м. Средняя протяжённость маршрута – 800 м, средняя крутизна – 70-80°.Практически нет участков I-IV к.т. Основу составляют участки V и VI к.т.t ≥3 дняn = 100+Требуется технически сложная организация ночлега на маршруте (в основном это висячие гамаки т.п.). Спуск только по веревке.

Таблица 5 – Категории трудности участков при подъеме на горные вершины

К.Т.Характер участковТехника прохождения
0Cнежно-ледовые, скальные склоны и гребни крутизной 10-20°.Участки проходятся одновременным движением всей группы.
ICнежно-ледовые участки крутизной 15-30°, некрутые скалы.Участки проходятся одновременным движением всей группы, с использованием рук для поддержания равновесия.
IICнежно-ледовые участки крутизной 25-30°, некрутые скалы.Участки проходятся попеременно, а опытными альпинистами – одновременно, с использованием рук для поддержания равновесия.
IIICнежно-ледовые участки крутизной 30-45°, крутые скалы с многочисленными зацепами и выступами или пологие, но гладкие скалы.Скальные участки проходятся «свободным лазанием», с основной нагрузкой на ноги и рюкзаком на плечах. Снежно-ледовые участки проходятся техникой в «три такта» или в кошках.
IVCнежно-ледовые участки (склоны и гребни со снежными карнизами) крутизной 40-55°, крутые скалы с немногочисленными зацепами и выступами.Скальные участки проходятся «свободным лазанием», прохождение с рюкзаком на плечах возможно, но сильно затруднено. Снежно-ледовые участки проходятся в основном на передних зубьях кошек.
VCнежно-ледовые участки (склоны и гребни со снежными карнизами) крутизной более 45°, крутые скалы с неудобными немногочисленными зацепами и выступами.Скальные участки проходятся «свободным лазанием» или с постановкой искусственных точек опоры (ИТО). Прохождение с тяжелым рюкзаком на плечах невозможно. Снежно-ледовые участки проходятся в основном на передних зубьях кошек, но в основном с постановкой ИТО.
VIСкальные вертикальные стены и нависания с неудобными, немногочисленными зацепами и выступами.Прохождение участков требует усилий на пределе возможностей человека.

Официальной оценки маршрутов бэккантри на постсоветском пространстве не существует. Категория сложности маршрутов бэккантри тесно переплетается со сложностью альпинистских и туристских маршрутов (таблица 6).

Таблица 6 – Оценка сложности маршрутов бэккантри (Vitaliy Rage)

*Сложность (рейтинг) спуска, подъема и другие факторы сложности см. на вышеуказанном сайте.

Методики категорирования других видов активного туризма можно подробно посмотреть в этой книге на стр. 86-115. Востоков И.Е., Панов С.Н. Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. – М., 2001.

Официально прохождение маршрутов можно оформить в Федерации спортивтивного туризма и туристского многоборья, есть у нас такая. На сайте можно найти различную информацию туристско-спортивных мероприятий по активным видам туризма: соревнованиям, туриадам, фестивалям, водным регатам и др. по всему Казахстану. Но это, если вы хотите стать спортсменом, если нет, то присоединяйтесь к нам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *